Как подать в суд на врача за причинение вреда здоровью

Обновлено: 05.05.2024

Ответ: Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Гражданско-правовую ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи несут медицинские организации.

Вопрос: Куда пациенту необходимо обратиться, если ему отказали в медицинской помощи либо помощь оказана несвоевременно, некачественно?

Ответ: Если пациент полагает, что ему оказана некачественная медицинская помощь, он может написать претензию в медицинскую организацию, а также обжаловать действия медицинских работников в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия потребителей. С целью выяснения качества оказанных медицинских услуг пациент вправе обратиться в страховую компанию, которой выдан полис обязательного медицинского страхования, с заявлением о проведении экспертизы.

Для взыскания возмещения вреда здоровью необходимо обратиться с исковым заявлением в суд.

Вопрос: В случае, если пациент обращается в суд с иском о возмещении вреда жизни и (или) здоровью, прокурор принимает участие в рассмотрении дела?

Ответ: По всем делам по искам граждан о возмещении вреда жизни и (или) здоровью принимает обязательное участие прокурор, который после исследования всех доказательств по делу дает мотивированное заключение о наличии (отсутствии) оснований для удовлетворения исковых требований.

Вопрос: К ак гражданину самостоятельно подготовить исковое заявление?

Ответ: В исковом заявлении должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление, ФИО истца, его место жительства, полное наименование ответчика и его местонахождение, в чем заключается нарушение прав, свобод и законных интересов истца и его требования.

В иске необходимо привести обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (подробно изложить, какие медицинские услуги оказаны некачественно) и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, указать цену иска, расчет взыскиваемых денежных сумм, а также перечень прилагаемых к иску документов.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, государственной пошлиной не облагаются.

Обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок разрешения спора о возмещении вреда жизни и (или) здоровью действующим законодательством не предусмотрен.

Вопрос: В какой суд следует обратиться гражданину?

Ответ: Иски о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, могут быть предъявлены пострадавшим как по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика, так и в суд по месту своего жительства или месту причинения вреда.

Вопрос: Существуют ли срок в течение которого гражданин вправе обратиться в суд за возмещением вреда здоровью в связи с некачественным оказанием медицинской помощи?

Ответ: Иск о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлен в любое время, поскольку на данные требования исковая давность не распространяется.

Однако материальные требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, подлежат удовлетворению не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Вопрос: С какими требованиями гражданин может обратиться в суд в случае оказания некачественного оказания медицинской помощи?

Ответ: Пациент в судебном порядке может взыскать с медицинского учреждения утраченный заработок (доход), затраты на восстановление нарушенного здоровья (на лечение, обследование, протезирование, приобретение лекарств, санаторных путевок, специальных транспортных средств, обучение иной профессии, на проезд в лечебное учреждение, дополнительное (усиленное) питание, посторонний уход), а также компенсацию морального вреда.

Вопрос: Какими доказательствами можно подтвердить некачественное оказание медицинской помощи?

Ответ: Дефекты оказания медицинской помощи могут быть указаны в акте служебного расследования, проведенном самим медицинским учреждением, акте экспертизы качества медицинской помощи, составленном страховой медицинской компанией, акте проверки территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, постановлении органов следствия, заключениями медико-социальной, судебно-медицинской экспертиз.

Вопрос: Какие обстоятельства подлежат доказыванию по делу данной категории? Должен ли гражданин доказать, что медицинская помощь ему оказана некачественно?

Ответ: Для возмещения вреда в судебном порядке необходимо установить наличие вреда – это могут быть телесные повреждения (ссадины, переломы, ожоги и др.), заболевание (полная или частичная утрата органами или тканями способности нормально функционировать), патологическое состояние (шоко­вое, коматозное, острая сердечная, дыхатель­ная недостаточность); противоправность действий (бездействия) - нарушение работниками медицинской организации законодательства, стандартов лечения; причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вину причинителя вреда.

При этом обязанность доказывания законом возлагается на медицинскую организацию, которая должна доказать правильность своих действий и отсутствие вины. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда.

Вопрос: Если решение суда вынесено не в пользу гражданина, что ему делать дальше?

Ответ: Если гражданин не согласен с принятым судом по его иску судебным актом, он вправе обжаловать его в суд апелляционной инстанции, а затем в кассационном порядке.

В Красноярском крае судом апелляционной инстанции является Красноярский краевой суд, судом кассационной инстанции - Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово.

Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Подать в суд на врача можно за неправильное лечение, смерть в результате халатности и даже диагноз, который не подтвердился. Ведь некорректным лечением можно усугубить ситуацию, нанеся вред здоровью, которое может и не восстановиться. Даже по незнанию и неопытности причинение вреда серьёзное преступление, из-за которого страдают пациенты. Самым страшным может стать врачебная ошибка во время операции, когда одно неправильное решение приводит к летальному исходу. Отчего и возникает вопрос, как же подать в суд на врача, который губит людей?

Постановка диагноза – заведомо ложное назначение

Обращение в суд

Если вы считаете, что можете стать жертвой медицинской халатности, и хотите подать в суд на своего врача, есть несколько ключевых исходных соображений.

Хотя большинство аспектов судебных разбирательств в отношении медиков ничем не отличаются от стандартных судебных исков о личных травмах, есть некоторые чрезвычайно важные различия, вот некоторые из наиболее часто встречающихся:

  • иной срок давности в случаях медицинской халатности;
  • необходимость иметь квалифицированного медицинского адвоката по халатности;
  • необходимость иметь квалифицированного врача-эксперта, который согласится давать показания для вас;
  • нужен медицинский эксперт для составления отчёта о том, что врач-ответчик был небрежным.

Иск в суд

Есть конкретные сроки для подачи судебных исков о медицинской халатности. Эти крайние сроки называются уставами ограничений. Условные ограничения медицинской халатности могут быть очень сложными, поскольку большинство городов создали закон об ограничении на случаи медицинской ошибки.

В уставе часто предусматривается:

В зависимости от законов, срок исковой давности в случае медицинской халатности может быть короче обычного. Чтобы быть абсолютно уверенным в том, что ваш конкретный случай не противоречит уставу медицинского страхования, следует обратиться к квалифицированному медицинскому адвокату по халатности, как только вы поймёте, что начались проблемы со здоровьем.

Как подать в суд на стоматолога или врача другой специализации, чтобы действительно выиграть суд? Иначе говорят, есть врачебная тайна и разглашению она не подлежит. Значит, диагностика и лечение раскрываются пациентом в рамках законодательной базы.

Некорректное лечение, как предшествие осложнения

Если не знаете, как подать в суд на врача за неправильное лечение, то сперва, нужно собрать доказательства осложнений, которые вызваны неправильным лечением. Значит, диагноз тоже был неверным либо в назначении намеренно или ошибочно указали не те препараты.

При развитии осложнений следует:

Последствия в виде нанесения вреда здоровью

Часто люди жалуются на участковых врачей, которые теряют анализы беременных, не выезжают на вызов домой, неправильно лечат. Поликлиника – это особый случай, но и тут случаются непоправимые деяния.

Обращение в суд

Чтобы в лечебном учреждении, ветеринарном комплексе, больницах, вмешательства были согласованы, всегда нужно требовать пояснений и плана лечения:

  • в каких дозах назначается;
  • какие препараты, вплоть до упаковки;
  • сколько нужно принимать;
  • побочные эффекты;
  • совместимость и последствия.

В противном случае пишется заявление об отказе от получения лечения, если оно не устраивает пациента. Например, мать отказалась лечить ребёнка антибиотиками в случае бронхита. Назначено было альтернативное лечение.

Зная заранее, как подавать в суд на врача за причинение вреда здоровью, можно основательно подготовиться при очередном плановом и внеплановом посещении. Постарайтесь заранее узнать не только специфику диагноза, но и методы лечения. Если из предложенного ничего не подошло по вашей симптоматике, стоит посетить другого рвача. Разные мнения не говорят об ошибке, возможно, каждый врач видит проблему со своей специализации.


Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.

Пошаговая инструкция в случае оказания некачественных медицинских услуг

1. Определяем вид оказанных медицинских услуг.

Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.

Законом установлена ответственность за качество даже государственной медицинской помощи. Министерством здравоохранения издано более 50 порядков, которые определяют качество лечения по большинству заболеваний.

2. Выставляем требования медицинской организации.

В случае оказания некачественной услуги, согласно ст. 29 Закона потребитель вправе требовать:

  • уменьшения стоимости обслуживания;
  • повторного оказания услуги;
  • устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
  • возмещения расходов.

Вы можете потребовать, к примеру, бесплатного повторного обследования или устранения последствий неграмотной операции. Также, если после плохого лечения вам пришлось сглаживать последствия уже в другой клинике, то можно взыскать все расходы с первоначальной организации.

Сроки исковой давности:

Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).

Общий срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 (три) года, при этом существуют специальные сроки, которые могут быть короче или длиннее 3 лет, причем для каждого случая такой конкретный срок прописывается отдельно.

Например, положения закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе ответственность исполнителя услуг в виде "потребительского" 50 %-го штрафа, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.

При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в законе о защите прав потребителей требования потребителя этих услуг.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о взыскании с больницы штрафа по ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей) (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7).

3. Готовим претензию в адрес медицинской организации.

  • сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение;
  • информацию об обстоятельствах лечения;
  • суть требований – взыскать компенсации или возместить ущерб.

Обратите внимание! До обращения с претензией рекомендуем обратится в экспертную организацию чтобы эксперт в своем заключении указал на ошибку врачей клиники и дал свое заключение. Один экземпляр заключения прикладываем к претензии.

4. Составляем исковое заявление.

Далеко не каждая клиника пойдет навстречу своему пациенту. Если вы получили отказ по претензии или лечились в государственном учреждении, то можете смело обращаться в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, которое должно включать:

  • информацию о вас, ответчике и суде;
  • обстоятельства лечения;
  • конкретные признаки некачественной услуги (разорванные швы, полное отсутствие эффекта, осложнения и другие ситуации);
  • требования к ответчику – взыскание компенсации и вреда. В случае с частной клиникой можно также потребовать взыскания штрафа и неустойки.

Помимо заявления, вам также потребуется подготовить паспорт и договор об оказании медицинских услуг (если лечение было в коммерческой клинике).


Подать в суд на врача можно за неправильные методы лечения, безответственный подход к пациенту, в результате которого последовал летальный исход, если диагноз не подтвердился. Получение инвалидности и утрата дееспособности – это самое частое явление, которое происходит обычно с людьми в результате непрофессиональной состоятельности опытных или не очень опытных врачей. Как же подать в суд на врача, действия или же бездействия которого унесли человеческую жизнь или нанесли непоправимый вред здоровью.

Когда подавать в суд на врача

  • ошибка в постановке диагноза и назначение заведомо неверного рецептурного списка препаратов;
  • назначение лечащим врачом некорректного лечения, которое стало причиной последующих осложнений объективного состояния здоровья и самочувствия пациента;
  • видимые последствия в виде нанесения ущерба здоровью;
  • что делать при ухудшении самочувствия.

Не секрет, что неправильными методами лечения можно значительно ухудшить и без того болезненное состояние пациента, в результате чего оно может не восстановится.
При недостатке опыта или знаний медицинский работник может причинить существенный вред своим пациентам, состояние здоровье которых находится под его ответственностью.

Самой опасной врачебной ошибкой считается совершённой в момент оперативного вмешательства, когда неправильные действия привели к летальному исходу. То же самое относится к специалистам, делающим упущения в определении причины плохого самочувствия, а также тем, кто допускает ошибки в элементарных для профессионала в сфере медицины вещах. Это дантисты, протезисты, анестезиологи и реаниматологи, гинекологи, детские специалисты и врачи общей практики. Терапевты считаются самыми “точными” среди всех медиков, так как они обязаны определять признаки недуга, в то время как эндокринологи анализируют и сопоставляют все полученные результаты диагностики, сравнивая, с каким именно заболеванием связан тот или иной показатель в сочетании в сочетании со всеми остальными симптомами.

У врачей-педиатров тоже своя специфика. Они должны понимать, что лечение ребёнка отличается от лечения взрослого. К тому же, если ребёнок при этом получает вред здоровью, которое может не вернуться и наложить отпечаток на всю последующую жизнь удваивает их ответственность перед маленькими пациентами.
Если говорить о стоматологах, он также несёт ответственность за состояние пациента после своих консультаций. Так, если у пациента болит челюсть, то только потому, что кроме дантиста туда никто не вмешивался.

Ошибочная постановка диагноза

Есть ли возможность подать иск в суд на врача за то, что он неверно определили диагноз и назначил не то лечение. Можно ли одержать победу в этом деле или надежда на справедливое правосудие не оправдана? Конечно же, можно. Но непреложный факт этой победы заключается в том, чтобы собрать всю необходимую доказательную базу. Она должна быть представлена в виде независимых медицинских заключений, взятых у разных специалистов.

Все они должны полностью убеждать в неправоте непосредственно лечащего врача пациента, назначившего неправильное лечение, которое не просто приносит никакой пользы, но и пагубно отражается на здоровье пациента. Это и называется халатностью, то есть не заинтересованностью врача в том, чтобы разобраться с причиной плохого самочувствия своего пациента и найти индивидуальный подход к нему. Сюда входит внимательный подход к назначению подходящих препаратов именно для конкретного пациента с учётом возможных побочных эффектов, аллергической реакции и пр.

Если Вы сами находитесь в ситуации, когда думаете, что уже стали или можете оказаться жертвой безответственного отношения со стороны медицинского работника, несущего ответственность за Вашу жизнь и здоровье и хотите подать на него в суд, то существует несколько ключевых моментов.

Хотя большинство обстоятельств процессов в суде относительно нарушений медицинского персонала мало чем отличается от обычных разбирательств по искам о причинении вреда здоровью, всё же имеются некие специфические отличия в их составлении. Вот самые частые из них:

  • различия сроков подачи иска в суд в ситуациях с врачебной ошибкой;
  • необходимость в консультациях квалифицированного и опытного специалиста по делам халатности со стороны врачей;
  • необходимость в наличии независимого медицинского эксперта, который дал бы показания в пользу потерпевшей от врачебной ошибки стороны;
  • необходимость специалиста с медицинским образованием для составления отчёта о профессиональной небрежности лечащего врача;
  • существуют строго определённые сроки подачи иска в суд о халатности лечащего врача. Они называются ограничительными уставами. Ограничения безответственного поведения врача могут являться довольно размытыми из-за того, что в некоторых регионах страны создан закон об условных ограничениях в случае подачи иска в суд из-за врачебной ошибки.

В основном этот устав предусматривает:

  1. Единые сроки. Исключение составляют “правила обнаружения” в тех случаях, при которых больной находился в сознательном неведении и не мог быть осведомлён об ошибке врача по специфическим медицинским признакам из-за отсутствия специального образования;
  2. Критические сроки для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста и абсолютный предел – статус покоя предусматривает то, как долго допускается подача иска, даже несмотря на то, что он не знал о субъективном состоянии своего здоровья, ставшего следствием служебного злоупотребления его лечащего доктора.

В зависимости от законодательства срок подачи иска в суд по вопросу ошибки врача может быть существенно сокращён по сравнению с обычными исками.
Для полной уверенности в том, что рассматриваемая ситуации халатности со стороны врача не расходится с правилами ограничительного устава медстраховки, следует обратиться за профессиональной консультацией к квалифицированному юристу, специализирующемуся по судебным делам о врачебных ошибках. Делать это нужно сразу как только становятся ощутимыми негативные изменения в самочувствии, не проявлявшихся ранее до начала лечения.

Все перечисленные меры относятся к врачам всех отдельных специализаций, включая стоматологов. Если говорить конкретно о дантистах и протезистах, то они несут такую же уголовную ответственность за состояние своего пациента после своих консультаций. Так, если у пациента болит челюсть, то только потому, что кроме стоматолога туда никто не вмешивался.

Существует понятие “врачебной тайны”. Это значит, что все показатели диагностики, обследований и лечения могут быть открыты пациентам только в рамках закона.

Некорректное лечение, как причина последующих осложнений объективного состояния и самочувствия пациента. Что бы подать в суд на врача за неверно назначенное лечение, то необходимо будет подготовить доказательства всех последовавших вслед за этим физических недомоганий. Это значит, что диагноз был поставлен тоже неправильно либо же в рецепте указаны намеренно или по ошибке не те медикаменты.

Что делать при ухудшении самочувствия

  1. Зафиксировать все симптомы, спровоцированные в результате приёма назначенных медикаментов в виде таблеток и пр. форме;
  2. Безотлагательное лечение. Грамотное составление и подача искового требования от пациента, нуждающегося в реабилитационном лечении. Это значит, что необходимо возмещение нанесённого физического и эмоционального урона самочувствию, а также финансовых затрат, потребовавшихся на поправку здоровья. Весь этот процесс захватывает нарушения в рамках уголовного кодекса и наказывается по суду;
  3. Врачом нанесён особо тяжёлый ущерб здоровью, например, в таких областях как онкология, ортопедия, хирургия и пр., тогда необходимо засвидетельствовать результаты всех пройденных процедур. Например, следует зафиксировать травмирующее вмешательство в области позвоночника, приведшее к его деформации. Таким образом, необходимо представить все медицинские освидетельствования.
  4. Оскорбительное обращение врача с пациентами в период их нахождения в стационаре на лечении.

Видимые последствия в виде нанесения ущерба здоровью

Зачастую пациенты недовольны тем, что врачи допускают утерю результатов диагностики беременных женщин или тяжелых больных, либо задерживают выезд и вовсе не выезжают на дом к пациенту, назначают неверное лечение. Поликлинические учреждения – это особый случай, хотя и тут могут произойти серьёзные и непоправимые действия врачей, повлекших за собой смерть или непоправимый вред здоровью.

В результате такой халатности возмещать роженице моральный и физический урон пришлось всей поликлинике, так как невнимательность какого-то конкретного врача считается также виной и всех остальных врачей, кто был свидетелем этого действа и вёл пациентку в течение всей беременности. Подобные случаи довольно часто происходят и с мужчинами, которым выдают неверные медицинские заключения для Военного Комиссариата о несоответствии к категориям несения воинской службы. Тогда врачу судом может быть вынесена мера наказания за подлог важных документов, а пациента ждёт наказание за наговор, если он будет доказывать в суде, что врач самостоятельно сделал ошибочное заключение.

Чтобы при поступлении в стационар или на амбулаторное лечение все процедуры и фармакологические назначения были согласованы, то необходимо просить врача подробно пояснить эффект действия всех назначенных препаратов, почему были назначены именно эти медикаменты и непосредственно о самом плане лечения.

  • получаемые дозы препаратов по плану лечения;
  • точные наименование препаратов;
  • длительность курса приёма;
  • потенциальные побочные эффекты;
  • фармакологическая совместимость и возможные последствия при одновременном приёме с другими препаратами.

В обратной ситуации составляется заявление об отказе от лечения, которое назначил врач, если оно не подходит больному по каким-то характеристикам.

Таким образом, зная как подать в суд на лечащего врача за нанесение ущерба здоровью в результате неверно назначенного лечения, можно провести тщательную подготовку при каждой плановой и внеплановой консультации у врача. При этом необходимо собрать сведения о специфике диагноза и способах лечения. Если стояние пациента не улучшается после приёма препаратов из рецептурного списка, то лучше пройти консультации у врача. Различия во мнениях не обязательно означают ошибку, но может быть такое, что каждый конкретный специалист видит проблему с точки зрения своей специфики работы.

Например, при подозрениях на воспаление мозга, врач-терапевт может диагностировать мигрень, а психиатр – психическое расстройств. Все эти признаки как раз и характерны для менингита, но получения лечения по каждому из них по отдельности не приведёт к желаемому результату. Поэтому в таких неясных моментах в постановке диагноза необходимо пройти дополнительные анализы и методы диагностики для того, что бы выявить комплексный синдром, и вовремя принять необходимое меры лечения.

Пациенты против больниц: шесть дел о компенсации морального вреда

Пациентка скончалась от осложнений, а потом экспертиза сделала вывод, что врачи провели не все исследования, которые должны были сделать по профильному стандарту. Дочь умершей решила взыскать с больницы компенсацию морального вреда и прошла две инстанции. В другом судебном деле пациент жаловался, что ему провели некачественную диагностику, и тоже требовал выплат. Горожане отстаивали своё право прикрепиться к переполненной поликлинике, а мать инвалида взыскивала компенсацию морального вреда за невыдачу рецептов. Чем закончились эти и другие дела пациентов против больниц – в подборке.


В судебном споре с пациентом лечебное учреждение должно доказать, что оказало качественную медицинскую помощь. А он не обязан доказывать нарушение своих прав.

Ошибку нижестоящей инстанции исправил Хабаровский краевой суд в деле Ольги Власовой* (№ 2-693/2019). Её мать лечили в районной больнице, а потом она умерла от осложнений. Дочь обвиняла врачей в том, что они провели неполные исследования, поэтому мать скончалась. Экспертиза подтвердила недостатки медпомощи. Но районный суд отказал Власовой: он счёл, что она не доказала вину больницы, а также причинно-следственную связь поведения врачей и смерти матери.

С этим не согласился краевой суд. Вина ответчика действительно не доказана, согласилась апелляция. В то же время экспертиза подтвердила недостатки оказания медпомощи. И именно больница должна доказать, что провела неполное исследование не по своей вине. Поскольку это не подтверждено, то Власовой присудили компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Врач должен выполнять диагностические и лечебные мероприятия в полном объёме по стандарту. Даже если в экспертном заключении говорится, что выполнение стандарта ничего бы не изменило.

В России нет официальной статистики дефектов оказания медицинской помощи, но некачественная и неполная диагностика – одна из главных причин осложнений и смертности пациентов, утверждает Фаст. О том, что врачи должны выполнять все стандарты, напомнил Пензенский областной суд в деле № 33-3390/2019. В суд на больницу ФСИН подал Владимир Свиридов*. Он утверждал, что ему не назначили необходимых обследований. Первая инстанция отклонила иск. Она учла, что непроведение одного из исследований не нарушает приказ Минздрава об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при заболевании Свиридова.

Иного мнения оказалась апелляция. Она сочла, что пациенту, напротив, не назначили обследования и лечения, которые включены в минимальный объём медпомощи по его болезни. Обратного больница не доказала. Также она не опровергла свою вину. С такими выводами областной суд назначил Свиридову компенсацию в размере 50 000 руб.


Прикрепиться можно в любую поликлинику. Если отказали ввиду переполненности, то можно отсудить компенсацию морального вреда.

Но закон не даёт больнице право отказать в прикреплении, возразила апелляционная тройка судей. Также застрахованное лицо не ограничено в выборе медицинской организации. Поэтому областной суд обязал ответчика взять истцов на медицинское обслуживание и присудил им по 500 руб. компенсации морального вреда.

Компенсация морального вреда из-за неправильного лечения, не приведшего к смерти, по наследству не передаётся.

По этой причине Верховный суд Якутии отказал Анастасии Струковой* в выплатах с поликлиники, где лечилась её мать при жизни. Первая инстанция присудила истице ряд выплат, в том числе 120 000 руб. компенсации морального вреда, потому что экспертиза подтвердила дефекты врачебной помощи.

Но при этом ни один из них не привёл к смерти пациентки. На это обратила внимание апелляция. Это могло указывать, что неправильная медпомощь причинила вред матери Струковой, за что она могла бы получить компенсацию. Но право на компенсацию морального вреда неразрывно связано с личностью потерпевшего. Следовательно, Струкова не могла получить его по наследству. С таким обоснованием апелляция отказала в иске по делу № 33-1048/2019.


Человек имеет право на компенсацию морального вреда, если нарушено его право на лекарственное обеспечение

В деле № 33-8112/2019 иск подала Ирина Бородина* в интересах себя и маленького сына-инвалида. Ему ежедневно требовались инсулиновые иглы и тест-полоски, но детская поликлиника не выписывала рецепты со дня постановки на учёт. Поэтому мать покупала их сама год и два месяца, а затем решила вернуть потраченные суммы, а также компенсировать моральный вред. Первая инстанция взыскала убытки, но во втором требовании отказала. Ведь законы не предусматривают компенсаций морального вреда, если нарушается право инвалида на лекарственное обеспечение.

Но даже если в законе нет прямого указания, то это не всегда значит, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда, возразил Иркутский областной суд. Право на бесплатные медицинские изделия помогает человеку поддерживать необходимый жизненный уровень. Если оно нарушается, то это угрожает здоровью и подрывает достоинство личности, указала апелляция.

В итоге больницу обязали обеспечить ребёнка всем необходимым и взыскали компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Если наступили осложнения, о которых пациента не предупредили, то медицинская организация должна компенсировать моральный вред.

Читайте также: