Как классифицируются гражданские суда по назначению

Обновлено: 18.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Правилами Регистра все суда классифицируют по назначению — транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские). Промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие), научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические), учебные и cnopтивныe , специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные) судоремонтные (плавучие мастерские, подъемные краны, доки), служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные), спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры), технические (грунтовозы, дноуглубители ):

Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения нормальной эксплуатации.

Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы: 1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские , предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров (1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми),

которые в свою очередь подразделяются на пассажирские , предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров (1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

Океанский Лайнер

Океанский Лайнер

грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом; груза - пассажирские – для перевозки пассажиров и одновременно груза. Транспортные суда линейного плавания , совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Санкт-Петербург – Лондон), называются лайнерами . Грузовые суда , перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок) паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства – моря, проливы, озера, реки и т. п.

грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом;

груза - пассажирские – для перевозки пассажиров и одновременно груза.

Транспортные суда линейного плавания , совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Санкт-Петербург – Лондон), называются лайнерами . Грузовые суда , перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок) паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства – моря, проливы, озера, реки и т. п.

Контейнеровоз

Контейнеровоз

Грузопассажирское судно

Грузопассажирское судно

Судно - автовоз

Судно - автовоз

2) Промысловые суда , добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы. Эти суда подразделяют на рыболовные , к которым относятся: траулеры – суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ); средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) – суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры – суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ.

2) Промысловые суда , добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

Эти суда подразделяют на рыболовные , к которым относятся: траулеры – суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ); средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) – суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры – суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ.

Промысловые суда

Промысловые суда

китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам; зверобойные – моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу; плавучие базы – суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава; рыбоконсервные заводы – суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;

зверобойные – моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;

плавучие базы – суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;

рыбоконсервные заводы – суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой)

3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой)

Научно – исследовательские суда

Научно – исследовательские суда

Океанографическое судно

Океанографическое судно


Плавучие маяки

Плавучие маяки

Пожарный катер

Пожарный катер


Плавучие доки Плавучий док на Неве

Плавучие доки

Плавучий док на Неве




Парусная регата- один из видов соревнований

Парусная регата- один из видов соревнований

 Суда технического флота подразделяются на дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. . В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые , поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, землесосы или рефулеры , разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу -сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега. Грунтовозы (шаланды) – самоходные суда с открытыми бункерами для грунта грунтовозные баржи – несамоходные суда с открытыми бункерами, самоопрокидывающиеся баржи – несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;

Суда технического флота подразделяются на

дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. . В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые , поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, землесосы или рефулеры , разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу -сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега.

Грунтовозы (шаланды) – самоходные суда с открытыми бункерами для грунта

грунтовозные баржи – несамоходные суда с открытыми бункерами, самоопрокидывающиеся баржи – несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;

грязевые и фекальные баржи – несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях. (1) Пассажиром называется любое лицо на судне, не состоящее в списках экипажа. (2) Генеральным грузом называется груз в упаковке – таре (ящики, бочки, мешки и т. п.).

грязевые и фекальные баржи – несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях.

(1) Пассажиром называется любое лицо на судне, не состоящее в списках экипажа.

(2) Генеральным грузом называется груз в упаковке – таре (ящики, бочки, мешки и т. п.).

Судов на свете великое множество. Хотя бы потому, что все водоплавающие средства - корабли, пароходы, яхты, лодки, доски для серфинга, плоты, водные велосипеды, байдарки, гидроскутеры, авианосцы, экранопланы, подлодки и буровые установки - в конечном счете ими являются. Все, что движется по воде, под водой, либо касаясь ее поверхности - это суда. А теперь мы постараемся разобраться во всем этом многообразии.

Судно и корабль

Давайте прежде всего определимся с термином. Судно, как вы убедились, - чрезвычайно широкое понятие. В него входят все самоходные и несамоходные сооружения, передвигающиеся в промысловых, спортивных, транспортных, военных, исследовательских и иных целях. Другими словами, это искусственно созданный людьми плавучий предмет, предназначенный для пребывания человека на воде, под водой, либо над нею, как-то при этом контактируя с водной поверхностью.

какие бывают суда

А вот корабль - это более узкое понятие:

  • Только крупное судно.
  • Только военное судно.
  • Парусное судно.

Традиционно кораблем принято называть только военный морской транспорт и никак гражданский. Плавучие средства в составе ВМФ не будет также ошибкой назвать военным судном, а вот "военный корабль" - это уже тавтология.

По виду двигателя

По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:

  • передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
  • передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
  • комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)

Внешнюю энергию - ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) - используют следующие суда:

  • Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
  • С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
  • С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
  • С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне "Алсион".
  • С кайтом ("воздушный змей", "небесный парус", "летающий парус"). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.

какие бывают судна

Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:

  • Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
  • Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа:
    • лопастные - с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
    • нелопастные - реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.

    По положению относительно поверхности воды

    Разберем, какими бывают судна согласно этой классификации. Их два вида:

    1. СДПП (с динамическими принципами поддержания) - аэродинамические и/или гидродинамические силы при определенной скорости удерживают устройство на воде. Сюда можно отнести:

    • экранопланы;
    • аппараты на воздушной подушке;
    • глиссеры;
    • аппараты на подводных крыльях;
    • суда на воздушных кавернах.

    морские суда какие бывают

    2. Водоизмещающие - держатся на воде согласно закону Архимеда. Какими бывают суда в этой категории? Их, в свою очередь, разделяют еще на несколько видов:

    • надводные;
    • подводные (сюда не всегда относят подлодки - только те устройства, что перевозят людей в мирных целях);
    • ныряющие (боевые и развлекательные катера);
    • полупогруженные (полуподводные танкеры);
    • полугружные (буровые установки);
    • судна с малой площадью ватерлинии.

    По виду энергетической установки

    Какими бывают суда, корабли в рамках данной классификации:

    • Пароход. Основным двигателем выступает паровая поршневая машина. Суда с паровой турбиной называются несколько иначе - турбоходы, паротурбоходы. Энергоноситель для них - уголь, мазут.
    • Теплоход. Энергетической установкой выступает двигатель внутреннего сгорания - газовый или газовая турбина (газотурбоход). Сюда также можно отнести паротурбоходы, дизель-электроходы.
    • Турбоход. Судно приводит в движение газовая или паровая турбина.
    • Атомоход. Энергетическая установка тут - атомная (АЭУ) или ядерная (ЯЭУ). Следовательно, главный источник энергии для этих судов - ядерное топливо.
    • Электроход. Движение выступает результатом работы электродвигателей.

    какие бывают суда корабли

    Виды гражданских судов

    Все абсолютно суда разделяются на два больших типа - гражданские и военные. Есть однако и средства, которые можно использовать в двух этих целях.

    Посмотрим, какими бывают суда по назначению гражданского типа:

    • Транспортные:
      • Пассажирские - перевозящие более чем 12 лиц, не являющихся членами экипажа.
      • Грузовые - то, что нельзя отнести к пассажирскому. Это сухогрузы (балкеры, ролкеры, контейнеровозы, автомобилевозы, рефрижераторные суда и т.д.) и танкеры (отличает перевозка грузов в специальных цистернах - танках).
      • Грузопассажирские - грузовое, имеющее места для пассажиров, или пассажирское, имеющие специальные трюмы для грузов.
      • промышленно-хозяйственные: добывающие, лесопромышленные, энергоснабжающие, очищающие дно, кабельные, мотозавозни, трубоукладчики и т.д.;
      • суда, технически обслуживающие корабли, порт, водные пути: крановые, плавучие доки, грунтоотвозные, дноуглубительные.
      • спасательные;
      • буксировочные;
      • ледоколы;
      • бункеровочные;
      • учебные;
      • патрульные;
      • научно-исследовательские;
      • медицинско-санитарные.

      какие бывают суда по назначению

      Виды военных судов

      Говоря о том, какие бывают морские суда, упомянем четыре ранга кораблей ВМФ:

      • Первый ранг:
        • крейсеры;
        • авианосцы;
        • атомные подлодки.
        • дизельные подлодки;
        • эсминцы;
        • большие десантные корабли;
        • большие противолодочные средства.
        • ракетные катера;
        • морские тральщики;
        • малые противолодочные, ракетные, десантные, артиллерийские корабли;
        • средние десантные корабли;
        • сторожевые корабли.
        • десантные и торпедные катера;
        • рейдовые и базовые тральщики.

        какие типы двигателей бывают на судах

        Другие классификации

        Приведем еще ряд классификаций, помогающих понять, какими бывают суда:

        • По способу передвижения:
          • самоходные;
          • несамоходные - дрейфующие, буксируемые, сплавляемые.
          • свободноплавающие;
          • имеющие необходимость в контакте с берегом либо дном (плот с шестом, канатный паром, водоход Кулибина, кубестан и др.)
          • внутренние воды;
          • морские;
          • смешанные.

          Небольшая подборка классификации всего разнообразия судов, надеемся, помогла вам сформировать более четкое представление об их огромном мире.

          Для характеристики судов обычно используют их основные признаки. Разделение судов на группы по основным признакам называется классификацией судов. Главным признаком классификации является назначение судна.

          1.1. Классификация судов по назначению и другим признакам

          Наиболее важным признаком судна является его назначение. По назначению суда можно разделить на следующие группы: транспортные, вспомогательные, специальные, рыбопромысловые, военные, прогулочные.

          Транспортные суда предназначены для транспортировки грузов и пассажиров (рис. 1.1) В свою очередь, транспортные суда разделяются на подгруппы: сухогрузные, наливные и пассажирские.


          Рис. 1.1.Транспортные суда:

          1 – пассажирское судно, 2 –крупное сухогрузное судно, 3 – рефрижераторное судно 4 – контейнеровоз, 5 – автомобилевоз, 6 – судно комбинированного типа (балкер-нефтевоз), 7 - нефтетанкер

          7 – крупный балкер

          К пассажирским судам относятся суда, перевозящие более 12 пассажиров или не членов экипажа. К этим судам относятся: пассажирские паромы (рис.1.2), круизные суда (рис. 1.3), суда местных линий, линейные и т.д. Следует отметить, что в настоящее время практически нет линейных пассажирских судов, так как длительность перевозки на большие расстояния и стоимость перевозки во много раз больше, чем на авиатранспорте. Суда, построенные как линейные, после переоборудования используются как круизные (для отдыха и путешествий). Паромы предназначены для перевозки людей и автомашин (или железнодорожных вагонов) на короткие расстояния, и к этим судам предъявляются требованиям, как к пассажирским судам. Еcли паром не предназначен для перевозки пассажиров, то его следует отнести к сухогрузным судам с горизонтальным методом грузовых операций ( ролкерам).


          Рис. 1.2. Паром для перевозки пассажиров, автомашин и железнодорожных вагонов


          Рис. 1.3.Круизное судно.

          К наливным судам относятся танкеры-нефтевозы, танкеры-продуктовозы, газовозы, химовозы и т.д.

          К сухогрузным судам относятся универсальные сухогрузные, суда для перевозки генеральных грузов (т.н. контейнеро-универсальные), балкеры различных типов для перевозки грузов навалом, рефрижераторные суда для перевозки скоропортящихся грузов, контейнеровозы, ролкеры — суда с горизонтальной погрузкой (т.н. накатные суда), грузовые паромы, лихтеровозы и т.д.

          Особую подгруппу составляют суда двойного назначения (т.н. комбинированные суда): нефтенавалочники и нефтерудовозы и др. На этих судах реализована заманчивая идея загрузки судна в прямом и обратном рейсе.

          Вспомогательные суда предназначены для обеспечения работы транспортных и других судов. К этой группе относятся буксиры, бункеровщики, плавкраны, перегружатели, снабженцы, рейдовые катера, нефтемусоросборщики и т.д. (рис. 1.4, 1.5)


          Рис. 1.4. Плавкран


          К группе специальных судов можно отнести научные суда, учебные, кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, плавучие доки, плавучие буровые платформы и т.д.

          Плавучие доки (рис.1.6) предназначены для подъёма судов с целью осмотра и ремонта подводной части корпуса.

          К другим признакам классификации относятся: район плавания, тип силовой установки, вид движителя, характер движения по воде, материал корпуса, архитектурно-конструктивные признаки.


          Рис.1.6. Плавучий док с поднятым судном.

          Суда по району плавания подразделяются на суда:

          неограниченного района плавания – океаны и открытые моря (Рис.1.7);

          Первого ограниченного района плавания (R1) - в морях с высотой волны 3% обеспеченности 8,5м, с удалением от места убежища не более 200 миль.

          Второго ограниченного района плавания (R2) – в морях с высотой волны 3% обеспеченности 7м и с удалением от места убежища не более 100 миль.


          Рис.1.7. Морское пассажирское судно.


          Рис.1.8. Пассажирское судно смешанного района плавания (река-море).

          Смешанное (река-море) плавание (R2-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 6м с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых морях – до 100 миль (Рис.1.8.).

          Cмешанное (река-море) плавание (R3-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 3,5м с учётом конкретных условий плавания и с удалением от места убежища не более 50 миль.

          Портовое, рейдовое и прибрежное плавание (R3) в зависимости от конкретных условий.

          Классификация судов по типу энергетической установки.

          В настоящее время на гражданских судах наиболее распространены малооборотные дизельные силовые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса. При ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели, размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор. Такие суда называются теплоходами (т/х). В тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения, на суда устанавливаются паровые турбины (с паровыми котлами) или газовые турбины. Такие суда называются паротурбоходами (птб/х, тб/х) и газотурбоходами (гтб/х).

          При газовой турбине требуется минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе. Поэтому мало комерческих судов имеют газотурбинную установку.

          Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.


          Рис. 1.9. Атомный ледокол:

          1-отделение гребных двигателей, 2-дизель-генераторы, 3-атомная паро-производительная установка, 4-отделение главных турбогенераторов, 5-отделение вспомогательных механизмов.

          Перспективной является атомная силовая установка (рис. 1.9), которая наряду с преимуществами имеет также определенные недостатки. Поэтому невелико число судов с атомной силовой установкой - атомоходов (а/х).

          Если приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель, то это судно - дизельэлектроход (дэ/х).

          В зависимости от наличия или отсутствия главной силовой установки (с приводом на движитель) все суда делятся на самоходные и несамоходные (движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна).

          По виду движителя разделяются на суда:

          с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);

          с крыльчатым движителем (рис 1.10) (эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД);

          с воздушным винтом;


          Рис. 1.10. Крыльчатый движитель.

          с водомётным движителем (высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) – используется на мелководье;

          парусные (движитель - парус);

          гребные (движитель – весло)

          колесные (движитель – гребное колесо).

          По характеру движения суда разделяются на:

          водоизмещающие – вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводные суда) и под поверхностью воды (подводные суда);

          глиссирующие – быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъёмная сила, под действием которой судно частично выходит из воды – глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость);

          на подводных крыльях (СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья создающие при движении гидродинамическую подъёмную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов (рис 1.11);

          на воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создаётся повышенное давление и судно поднимается над водой на 0,2 – 1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна (рис.1.12);

          экранопланы – (в стадии исследований) аппараты, летающие вблизи поверхности воды (рис.1.13), что обеспечивает значительное увеличение подъёмной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час).


          Рис. 1.11. Судно на подводных крыльях.

          1-корпус; 2- стойки; 3- подводные крылья; 4- ватерлиния на ходу судна; 5- ватерлиния на стоянке.


          Рис. 1.12. Судно на воздушной подушке.

          1- вентилятор; 2- воздушная шахта; 3- воздушный канал; 4- отсек плавучести; 5- воздушная подушка; 6- ватерлиния при работе вентилятора; 7- ватерлиния при неработающем вентиляторе.


          1 – маршевые двигатели; 2 – стартовые двигатели; 3 – несущее крыло; 4 – боковые (концевые) гондолы.

          о материалу корпуса суда подразделяются на:

          стальные – большинство современных судов;

          из лёгких сплавов – небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т. д.;

          пластмассовые - небольшие суда, катера…;

          железобетонные – стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки…;

          деревянные – небольшие рыболовные, спортивные…;

          композитные – корпус судна из двух или трёх материалов (сталь+лёгкие сплавы - пассажирские суда; бетон+сталь – плавдоки и т.д.).

          Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

          Нажмите, чтобы узнать подробности

          В соответствии с Правилами Регистра все суда классифицируют по назначению — транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские). Промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие), научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические), учебные и cnopтивныe , специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные) судоремонтные (плавучие мастерские, подъемные краны, доки), служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные), спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры), технические (грунтовозы, дноуглубители ):

          Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения нормальной эксплуатации.

          Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы: 1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские , предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров (1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

          Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

          1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми),

          которые в свою очередь подразделяются на пассажирские , предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров (1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

          Океанский Лайнер

          Океанский Лайнер

          грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом; груза - пассажирские – для перевозки пассажиров и одновременно груза. Транспортные суда линейного плавания , совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Санкт-Петербург – Лондон), называются лайнерами . Грузовые суда , перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок) паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства – моря, проливы, озера, реки и т. п.

          грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом;

          груза - пассажирские – для перевозки пассажиров и одновременно груза.

          Транспортные суда линейного плавания , совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Санкт-Петербург – Лондон), называются лайнерами . Грузовые суда , перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок) паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства – моря, проливы, озера, реки и т. п.

          Контейнеровоз

          Контейнеровоз

          Грузопассажирское судно

          Грузопассажирское судно

          Судно - автовоз

          Судно - автовоз

          2) Промысловые суда , добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы. Эти суда подразделяют на рыболовные , к которым относятся: траулеры – суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ); средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) – суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры – суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ.

          2) Промысловые суда , добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

          Эти суда подразделяют на рыболовные , к которым относятся: траулеры – суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ); средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) – суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры – суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ.

          Промысловые суда

          Промысловые суда

          китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам; зверобойные – моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу; плавучие базы – суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава; рыбоконсервные заводы – суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

          китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;

          зверобойные – моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;

          плавучие базы – суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;

          рыбоконсервные заводы – суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

          3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой)

          3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой)

          Научно – исследовательские суда

          Научно – исследовательские суда

          Океанографическое судно

          Океанографическое судно


          Плавучие маяки

          Плавучие маяки

          Пожарный катер

          Пожарный катер


          Плавучие доки Плавучий док на Неве

          Плавучие доки

          Плавучий док на Неве




          Парусная регата- один из видов соревнований

          Парусная регата- один из видов соревнований

           Суда технического флота подразделяются на дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. . В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые , поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, землесосы или рефулеры , разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу -сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега. Грунтовозы (шаланды) – самоходные суда с открытыми бункерами для грунта грунтовозные баржи – несамоходные суда с открытыми бункерами, самоопрокидывающиеся баржи – несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;

          Суда технического флота подразделяются на

          дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. . В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые , поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, землесосы или рефулеры , разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу -сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега.

          Грунтовозы (шаланды) – самоходные суда с открытыми бункерами для грунта

          грунтовозные баржи – несамоходные суда с открытыми бункерами, самоопрокидывающиеся баржи – несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;

          грязевые и фекальные баржи – несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях. (1) Пассажиром называется любое лицо на судне, не состоящее в списках экипажа. (2) Генеральным грузом называется груз в упаковке – таре (ящики, бочки, мешки и т. п.).

          грязевые и фекальные баржи – несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях.

          (1) Пассажиром называется любое лицо на судне, не состоящее в списках экипажа.

          (2) Генеральным грузом называется груз в упаковке – таре (ящики, бочки, мешки и т. п.).

          Читайте также: