Кто назначает судей федеральных судов в фрг

Обновлено: 25.04.2024

Конституционными нормами закрепляются главные начала организации и работы судебных властей в Федеративной Республике Германия. В 92 статье Основных законов Германии указано, что судебную власть доверяют судьям и она может осуществляться в Федеральном Конституционном суде и федеральных судах, которые предусматриваются Основным законом.

Статья 97 провозглашает важные принципы, которые должны соблюдать все правовые государства – факт независимости суда и то, что подчиняться он должен только законам.

Германия имеет сложную и разветвленную систему. В ее основе принцип того, что суды должны специализироваться на основании характера дел, которые они рассматривают: общая подсудность (компетенция), трудовая, социальная, административная и финансовая. На основании конституционных положений, общая, административная, финансовая, трудовая и социальная юрисдикции учреждаются Федерацией как высшие судебные инстанции: Федеральные верховные суды, Федеральные административные суды, Федеральные суды трудовых споров и Федеральные суды социальных вопросов. Данные положения установлены 95 статьей. Помимо этого, возможно учреждение других судов. Такая судебная система ФРГ в конституционном праве является специализированной.

Федеральные суды Германии

В данной системе судопроизводство может подразделяться (кроме основной юстиции на основе Конституции) на 5 отраслей судебного производства, которые являются самостоятельными и стоят во главе верховных судов ФРГ. Эти суды являются независимыми один от другого и, если возникают разногласия, на совещании, которое проходит с участием председателей, принимаются консолидированные решения.

В Германии существуют эффективные институты, осуществляющие конституционный контроль. Федеральным конституционным судом осуществляются предварительные и последующие контроли. Для ФРГ характерной чертой можно считать парламентскую модель при вопросе того, как формируется орган, осуществляющий конституционный контроль. Данный статус может быть определен на основании Основного закона и специального ФКЗ.

Судьи Федеральных конституционных судов обязаны избираться на основе голосования квалифицированного большинства, составляющего не менее ⅔ от обеих палат парламента. Одна половина судей должна избираться на основании бундестага, а вторая – бундесрата. В состав данных судов входят несколько коллегий (сенатов), каждый из которых включает в себя 8 судей. Нести свои полномочия они могут в 12-летний период.

Что входит в компетенцию Федеральных конституционных судов?

  1. Трактовка Конституции Германии, в случае возникновения спора насчет объема прав и обязанностей субъекта, находящегося под влиянием конституционно-правовых отношений.
  2. Рассмотрение спорных моментов и внесение ясности во взаимоотношениях между Федерацией и землями, а также между землями.
  3. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями Основного закона, прав человек, которые гарантированы на основе конституционных норм, а также жалоб по поводу действий, противоречащих установкам Основного закона.
  4. Рассмотрение жалоб относительно решений бундестага, которые относятся к выборам, приобретению или утрате положения нижней палаты и др.

Федеральным конституционным судом может проверяться федеральный закон по поводу одобрения любого международно-правового договора.

Отметим, что в отличие от превалирующей практики большого количества стран, предпочитающих последующий конституционный контроль, данным судом может осуществляться предварительный контроль на основании решений бундестага (перед тем, как проводить выработку законов одобрения в лице федерального президента).

Проверять акты государственных или конституционных прав, к примеру, закона, основанного на международном праве, без соответствующего запроса – нельзя. Федеральным конституционным судом не делаются ссылки на факт наличия международно-правовых источников (к примеру Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека от 1950 года) или международных пактов по правам человека. Они также не являются поддерживающими (дополнительными) аргументами, как это может происходить в Конституционном Суде РФ.

Решения, выдвигаемые Федеральным конституционным судом ФРГ, являются обязывающими для каждого органа гос. власти, земель и судов. Существуют также случаи, которые отдельно перечислены в законах Федерального конституционного суда, а решения, вынесенные им, могут обладать законной силой.

Для земель действителен Земельный конституционный суд.

Система судов, имеющих общую юрисдикцию, так называемых частей обычного судебного производства, состоит из четырех звеньев:

  1. Суд низовых инстанций (участковые суды), в которых рассматриваются практически все уголовные и гражданские дела.
  2. Земельные суды.
  3. Высшие (верховные) земельные суды.
  4. Федеральные судебные палаты, являющиеся верховным звеном. В данных судах происходит рассмотрение правовых споров относительно договоров, бракоразводных процессов и уголовных дел, а также дел по поводу нарушения общественного порядка и др. В них также могут рассматриваться дела, которые связаны с правом на владение землей, опека и попечительство, наследство и другие.

В Германии отлично развита система, которая называется административной юстицией. У административных судов есть полномочия на обеспечение законности, когда дело касается публичных выступлений и других вопросов подобного характера. В данных судах также рассматриваются публично-правовые споры, споры физических лиц и официальных инстанций.

Административные суды в Германии

Административные суды организуются по трехступенчатой системе. Высшим органом считаются Федеральные административные суды. Суд первой и второй инстанции подчинены землям.

Низовые, первичные инстанции, которые могут рассматривать данные споры – административные суды, а суды второй инстанции – Высшие административные суды (земельные) или Административные судебные палаты.

На каждой земле может существовать только один единственный суд второй инстанции, но иногда несколько земель могут объединяться и создавать один суд второй инстанции, как в случае с Шлезвиг-Гольштейном и Нижней Саксонией.

Федеральные административные суды являются кассационной инстанцией, но иногда и первой (в случае рассмотрения дел, которые имеют большую важность). Большинство дел рассматриваются в судах второй инстанции, в земельных судах, находящихся под административной юстицией. Вынесенные ими решения являются обязательными для донесения в соответствующие ведомства. К примеру, спор между авторами в области технического решения, может быть разрешен в Патентном суде, который представляет Патентное ведомство Германии. Вторая и последняя инстанции в этом случае – это Федеральные административные суды.

Необходимо придавать значение существованию особого порядка того, как рассматриваются иски в административных судах. Особенно в случаях, когда перед судебным разбирательством рассматриваются протесты оспариваемых актов, изданных органами исполнительной власти (в качестве предварительной стадии административного процесса), в органах, которых издали данные акты, на основании жалоб лиц, чьи интересы затрагивались. Во время рассмотрение протестов на формальном уровне преследуется цель обязательства органов, издавших соответствующий акт, рассмотреть его на предмет соответствия законам. Данные протесты могут стать причиной для отмены акта или его части.

Финансовые суды могут подразделяться на несколько уровней: нижняя инстанция и Федеральные финансовые суды. В них рассматриваются споры относительно налоговых деклараций, налогов и сборов.

В трудовых судах рассматриваются дела, которые затрагивают трудовые правоотношения: спор или конфликт на основании тарифного соглашения или устава предприятия, внутренний трудовой распорядок и участие представителей наемных рабочих в организации управления предприятием.

Социальные суды также имеют несколько уровней: земельный суд социальных вопросов и Федеральные социальные суды. Они решают споры относительно проблем с социальными пособиями, пенсиями, страхованием безработных, права оплаты мед. помощи в больничных кассах и т.д.

По данным доклада, подготовленного для Всемирного экономического форума, судебная система ФРГ входит в топ-15 наиболее независимых в мире. У немцев не существует такой проблемы, как недоверие к судьям: суд в Германии является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие связывают такой успех с немецким менталитетом, и с этим сложно не согласиться. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая обеспечивает отраслевую защиту интересов граждан.

Судебная система Германии

Какова структура судебной системы в ФРГ

В соответствии со ст. 92 Конституции или Основного закона Германии (Grundgesetz), вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со ст. 95 Grundgesetz, обозначено 5 юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Таким образом, структура судебной системы Германии включает в себя:

  • суды общей юрисдикции;
  • финансовые суды;
  • административные суды;
  • суды по трудовым спорам;
  • суды по социальным вопросам.

Каждый из этих структурных элементов возглавляется собственным высшим органом – верховным судом. При этом в каждом из них действует от двух (в финансовых) до четырех (в общих) инстанций.

Обособленной и одновременно высшей судебной инстанцией выступает Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht).

Он толкует Конституцию и оценивает законность положений федеральных и местных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Grundgesetz. Кроме того, им могут быть рассмотрены споры между землями, землями и правительством, а также вопросы принудительного роспуска политических антидемократических партий. Действует Конституционный суд в составе 16 членов, которых назначает Бундестаг и Бундесрат – по 8 судей каждый.

Структура судебной системы в ФРГ

Следует отметить, что ст. 96 Grundgesetz позволяет также создавать федеральные суды по вопросам промышленности, военно-уголовные суды и военные трибуналы. Однако наибольший интерес вызывают суды общей и специальной юрисдикции, поэтому остановимся на них подробнее.

Немецкая судебная система представляет собой эффективную машину отправления правосудия, обеспечивающую гражданам компетентную защиту их прав и интересов. Заложенные еще в начале ХХ века правовые принципы делят эту систему на 5 основных юрисдикций, в рамках которых и осуществляется реализация правосудия. Это обеспечивает не только единство судебной практики в рамках конкретной юрисдикции, но и согласованность действия институтов, поддерживаемую доверием со стороны граждан.

Что собой представляют суды общей юрисдикции

Основы деятельности судов общей юрисдикции определяет закон Германии о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz – GVG). В соответствии с §13 GVG, судам общей юрисдикции подсудны гражданские, семейные, коммерческие споры, а также уголовные дела, если они не подсудны специализированным судам. В соответствии с §12 GVG, система судов общей юрисдикции делится на 4 инстанции, в число которых входит:

  • 650 районных (участковых) судов (Amtsgerichte), являющихся низовым звеном системы. Судебная власть в них может быть реализована как одним, так и несколькими участковыми судьями. Согласно 23 GVG, районные суды разрешают гражданские споры, если стоимость иска не превышает 5 тыс. евро, а также споры, независимо от суммы иска, если они связаны с арендой жилых помещений, споры между постояльцами и владельцами гостиниц, пассажирами и перевозчиками, путешественниками и туристическими компаниями и т.д. Кроме них в участковых судах действуют судьи, специализирующиеся на брачно-семейных спорах (например, наследство) и уголовных делах.
  • 115 земельных (региональных) судов (Landgerichte), в соответствии с 71 GVG, выступающих апелляционной инстанцией для пересмотра решений и приговоров районных судов, а также судами первой инстанции для гражданских исков, сумма которых превышает 5 тыс. евро. Например, суд округа Галле (Landgericht Halle). Земельные суды также рассматривают жалобы на налоговые органы, судей и других чиновников. В состав каждого суда земли входят палаты по гражданским и уголовным делам. Гражданское судопроизводство производится в составе трех судей и главы суда или палаты; уголовный процесс – в составе суда присяжных (3 судьи, 2 присяжных) либо большой уголовной палаты.
  • 24 высших земельных суда (Oberlandesgerichte) – например, высший земельный суд Дюссельдорфа. В соответствии с 119 GVG, выступают апелляционной инстанцией по решениям судов земли и решениям районных судов по брачно-семейным спорам, а также кассационной инстанцией по приговорам и иным решениям районных судов, не подлежащим апелляционному обжалованию, обжалованным в апелляционной инстанции. В состав каждого высшего суда земли входит необходимое количество сенатов по гражданским и уголовным делам в составе трех и пяти судей соответственно.
  • Верховный суд федерации (Bundesgerichtshof), в соответствии с 133 GVG, являющийся судом, рассматривающим кассационные жалобы по решениям нижестоящих судов. Верховный суд может как вынести новое решение, так и обязать нижестоящие суды произвести пересмотр дела. В соответствии с §123 GVG, местонахождением верховного суда общей юрисдикции является город Карлсруэ (кроме 5-го сената по уголовным делам, размещенного в Лейпциге). Узнать его время работы можно на сайте суда.

Специализированные суды

Все остальные суды в ФРГ, не относящиеся к общей судебной юрисдикции, считаются специализированными. На них возложены полномочия по рассмотрению споров и конфликтов, не умещающихся в рамки гражданского и уголовного судопроизводства. Напомним, что речь идет о четырех специализированных юрисдикциях: финансовой, трудовой, социальной и административной.

Судебная система в ФРГ

Обратим внимание, что в Германии не принято причислять к специализированным арбитражный суд, который является отдельным институтом (DIS) со своими офисами в Кельне, Берлине и Мюнхене. Остановимся подробнее на системах традиционных специализированных судов.

Суды по трудовым спорам

В соответствии с §2 закона о трудовых судах (Arbeitsgerichtsgesetz, ArbGG) к компетенции трудовых судов относятся гражданские споры между участниками коллективных договоров, между работниками и работодателями, в частности по вопросам трудовых отношений, их возникновения и прекращения, несанкционированных действий одной из сторон, оформления документов, по вопросам компенсации производственного ущерба, в том числе родственникам погибших работников, по вопросам нарушения трудового законодательства.

Согласно §14, §33, §40 ArbGG, трудовые суды действуют в рамках трех инстанций:

  • 111 обычных трудовых судов (AG), созданных руководством земель самостоятельно, которые выступают в качестве первой инстанции для рассмотрения трудовых споров. Каждый такой суд поделен на отраслевые палаты, предназначенные для рассмотрения споров по определенным профессиям и категориям работников (17 ArbGG);
  • 18 земельных трудовых судов (LAG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям AG. Также делятся на палаты, но состоят не только из числа профессиональных, но и почетных судей, которые назначаются из числа работников и работодателей (35 ArbGG);
  • Федеральный трудовой суд (Bundesarbeitsgericht – BAG), являющийся высшей кассационной инстанцией по трудовым спорам. Рассматривает не только частные жалобы, но и обеспечивает единство правоприменительной судебной практики в области трудового законодательства. Местоположение высшей инстанции – Эрфурт, Тюрингия. Больше информации на сайте суда.

Несмотря на характерный для таких судов гражданский процесс, регулируется судопроизводство не только процессуальным уложением, но и самим законом о трудовых судах, в частности, Частью III ArbGG.

Административные суды

Административные суды в ФРГ (Verwaltungsgerichtе), в соответствии с §1 закона об административном производстве (Verwaltungsgerichtsordnung, VwGO), являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов.

Согласно §2 VwGO, суды административной юстиции действуют в рамках трех инстанций:

  • 51 окружного административного суда (VG), действующего в каждой из земель и выступающего первой инстанцией (например, административный суд Кельна);
  • 15 высших административных судов земель (OVG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям VG;
  • Верховного административного суда (BVerwG) в Лейпциге, являющегося высшей административной судебной инстанцией в Германии.

Юрисдикция административных судов, в соответствии с §§40, 45 VwGO, распространяется на все публичные споры, где имеет место нарушение норм административного права, если разрешение данного спора не отнесено законом к компетенции других судов. Чаще всего речь идет об обжаловании решений государственных органов, чиновников и прочих лиц, чьи полномочия представляют собой исполнение функций государства.

Суды в ФРГ

При этом §§48, 50 VwGO определяют исключительную компетенцию высших и верховного административных судов по спорам, которые должны быть рассмотрены ими в качестве первой инстанции.

Обратим внимание, что административная юрисдикция в Германии имеет несколько существенных ограничений:

  • граждане могут обратиться в административный суд только после того, как они подали жалобу на чиновника (орган) его вышестоящему руководству (в вышестоящий орган), но такая жалоба была отклонена;
  • обращение допустимо только в том случае, если вопрос неподсуден другим судебным ветвям публичной администрации (например, финансовым или социальным судам);
  • если речь идет о компенсациях, такие споры рассматриваются в порядке обычного гражданского процесса.

Социальные суды

Социальные суды в ФРГ (Sozialgerichtе) являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов и, в соответствии с §2 закона о социальных судах (Sozialgerichtsgesetz, SGG), осуществляющей отраслевое правосудие в трех инстанциях:

  • 1-я инстанция: 68 окружных социальных судов (SG) – например, социальный суд Нюрнберга (Sozialgericht Nürnberg). В соответствии с 10 SGG, они включают в себя палаты по вопросам социального обеспечения, социальной занятости, безопасности соискателей, социальной помощи, прав инвалидов и т.д.;
  • 2-я инстанция: 14 социальных судов земель (Landessozialgerichte, LSG) – например, земельный социальный суд в Гамбурге (Landessozialgericht Hamburg). В соответствии с 29 SGG, они осуществляют апелляционный пересмотр решений судов 1-й инстанции, а также рассматривают некоторые дела в качестве нее в случаях, указанных в параграфе;
  • 3-я инстанция: Федеральный социальный суд в Касселе (Bundessozialgericht, BSG), осуществляющий, в соответствии с 39 SGG, кассационный пересмотр решений, а также рассмотрение вопросов в качестве первой инстанции, если речь идет о неконституционном характере отношений между федерацией и регионами.

В соответствии с §51 SGG, к компетенции социальных судов закон относит публичные споры по вопросам:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • медицинского, социального, частного страхования и долгосрочного ухода;
  • страхования от несчастных случаев;
  • содействия трудоустройству в ФРГ, включая вопросы, относящиеся к компетенции Федерального агентства занятости (Arbeitsamt);
  • базовой безопасности соискателей;
  • социального обеспечения и помощи инвалидам;
  • страховых компенсаций и т.д.

Финансовые суды

Финансовые суды в Германии (Finanzgerichte) также являются самостоятельной судебной системой, не зависящей от административных органов. В соответствии с §2 финансового процессуального уложения (Finanzgerichtsordnung – FGO), они действуют в рамках всего двух инстанций:

  • 18 финансовых судов (FG), выступающих в качестве первой инстанции. В них могут образовываться таможенные, акцизные, финансовые сенаты, разделенные по отраслевому признаку;
  • Федерального финансового суда (Bundesfinanzhof), расположенного в Мюнхене и являющегося высшей инстанцией фискальной юрисдикции.

Финансовые суды в Германии

Финансовые суды рассматривают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, в число которых входит не только налоговая инспекция (Finanzämter), но и таможня (Zollbehörden), семейные сберегательные банки (Familienkassen); государственными и частными пенсионными фондами (Deutsche Rentenversicherung Bund in Altersvorsorgezulagesachen).

Вопросы, по которым граждане могут обращаться в финансовый суд, оговорены §33 FGO. В соответствии с ним, в нем рассматриваются публичные споры по налоговым и таможенным вопросам, вопросы защиты от фискальных мер, обжалование действий чиновников налоговых органов и иные вопросы, касающиеся применения налогового, таможенного и иного фискального законодательства.

Суды по делам несовершеннолетних

Особой категорией немецких судов следует также считать ювенальные суды. Они не являются обособленной системой судебных органов, а представляют собой специализированные отделы общеуголовных судов общей юрисдикции. Но образованная ими система обладает всеми признаками самостоятельности, предусматривая специальный состав судов, специальную структуру, подсудность, принципы процесса и даже нормативную базу. Их деятельность регулируется специальным правовым актом – законом о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, JGG).

В соответствии с §33 JGG, правосудие в отношении несовершеннолетних лиц осуществляют мировые судьи, суд шеффенов (присяжных) и уголовные палаты.

Предметная юрисдикция указанных звеньев определена §§39-42 JGG, согласно которым, компетенция общеуголовного суда и мировых судей распространяется на незначительные преступления и проступки несовершеннолетних, суд присяжных рассматривает все остальные дела, а уголовные палаты – дела особой важности и сложности.

Ювенальное судопроизводство в первую очередь ставит перед собой задачи воспитательного, педагогического характера. А поскольку главная роль в ювенальном судопроизводстве принадлежит воспитательному процессу, участие адвоката в таких делах не является обязательным – он может подорвать авторитет суда.

Суды всегда учитывают индивидуальные особенности несовершеннолетнего: личностные качества, уровень развития, социальное окружение. Изучением личности несовершеннолетних, в соответствии с §38 JGG, занимается специальный орган – Jugendgerichtshilfe, который обеспечивает соблюдение их образовательных, социальных и иных прав. Такая система позволяет эффективно рассматривать дела с участием несовершеннолетних и вовлекать их в воспитательный процесс.

Пройдите социологический опрос!

Немецкие дворцы правосудия

Правосудие в Германии – это не только инструмент демократии, но и объект привлечения туристов. Так, в Мюнхене и Нюрнберге туристы могут увидеть настоящие дворцы правосудия – архитектурные шедевры, созданные более 100 лет назад немецкими архитекторами и строителями. Однако, несмотря на название, сегодня в этих зданиях не вершится правосудие.

Что касается нюрнбергского Дворца правосудия, в котором в 1946 году проходил знаменитый процесс над высшим руководством нацистской Германии, то сегодня здесь действует музей истории этого события.

Отличие немецкой судебной системы от российской

Учитывая вышесказанное, следует отметить существенные отличия в судебных системах Германии и России:

Читайте также: