Как дают клятву в суде

Обновлено: 19.05.2024

клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху (в книге пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно представляется клянущимся с поднятой рукой в подтверждение даваемого обещания или показания). Историческое происхождение П. в смысле клятвы именем Божиим весьма древнее (см. Кн. Быт., XXII, 16). В государственной и общественной жизни она считается нужной для поддержания взаимного доверия между людьми и рассматривается как необходимое условие правосудия. Клятва произносится каждым по его вере и закону (Св. Зак., т. I, ст. 34). Приводя к П., священник обязан указать смысл, важность и значение этого обряда и объяснить, что он не только не противен Богу, но освящен Им Самим (Быт., XXII, 16; Евр., VI, 13, 16 и 17) и св. апостолами (2 Кор., I, 23) и что слово Божие восстает только против злоупотребления клятвой (Лев., XIX, 12; Матф., V, 34; срав. XIV, 7; Марк., VI, 14—29). При этом священник отнюдь не должен касаться самого существа дела, по которому совершается П., и возбуждать к тем или другим лицам, прикосновенным к делу, сочувствие или несочувствие (разъясн. угол. кассац. дпт. 1867 г. за № 383); но он может указывать на последствия ложной клятвы. Законы церковные отлучают клятвопреступников от церкви, как язычников и мытарей, и запрещают им причащаться св. таин в течение 10 лет (65 прав. Василия Великого). Священник не имеет права уклоняться от приведения к П. тех или других лиц, по требованию подлежащей власти и в случаях, указанных законом (ук. Св. Синода 11 ноября 1866 г.). Св. Синод признал возможным допустить приглашение судебными следователями священников в местности и вне их оседлости (опред. 19 октября 1873 г. и октября 1874 г.). Относительно совершения самого обряда П. нет определенных постановлений ни в канонах церковных, ни в богослужебных книгах; обыкновенно он совершается перед аналоем среди церкви. Евангелие при П. может быть открываемо на какой угодно странице, хотя многие священники предлагают целовать при П. первые слова Евангелия от Иоанна "в начале бе Слово". См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1892); П. Забелин, "Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской церкви и по церковно-гражданским постановлениям русской церкви" (Киев, 1888).

По действующим у нас законам П. дается в следующих случаях: 1) на верность подданства воцарившемуся императору и законному его наследнику (Св. Зак., т. I, ст. 33); к П. этого рода приводятся все вообще подданные мужского пола, достигшие 12-летнего возраста, всякого чина и звания, не исключая и крестьян; каждый приводится к П. по распоряжению своего начальства, в церкви. Иноверцы, где нет церкви их исповедания, приводятся к верноподданнической П. в присутственном месте (прим. 1 к ст. 34, т. I, Св. Зак., разд. 1). Умеющие писать подписывают присяжный лист; обыкновенно этот лист подписывается и священником, приводившим к П. Иностранцы, желающие вступить в русское подданство, приводятся к П. (т. IX, ст. 1540); по распоряжению губернаторов и губернских правлений (т. IX, ст. 1541 и т. II, Общ. Учрежд. Губ., ст. 406 и 746, п. 10). Члены Императорского Дома обоего пола по достижении совершеннолетия приносят по высочайше установленным церемониалам торжественную П. как в верности царствующему государю, так равно в соблюдении права наследства и установленного фамильного распорядка; П. эта утверждается подпиской; лица мужского пола вместе с П. приносят П. на верность службы. 2) На верность службы при первоначальном определении чиновников на службу, а равно и при вступлении на службу после отставки, при производстве в чины и при назначении на другие должности П. не повторяется. Приводятся к П. избранные на должности сословных старшин купеческой, мещанской, ремесленной управы и др., а также гласные земских собраний и городских дум перед началом первой после выбора их сессии. Крестьяне, избранные на сельские и волостные должности и утвержденные в них, также приводятся к П. (т. IX, Зак. о сост., ст. 812 и пр.) в приходских церквах в праздничный или воскресный день. Наконец, приводятся к П. лица, избранные на должности церковных старост и утвержденные в них; при избрании же церковных старост на второе и далее трехлетие П. не повторяется. Из общего правила о П. сделано исключение только для тех должностей и званий, служебных и неслужебных, для которых законом положительно установлены особые клятвенные обещания, например для членов Св. Синода и Государственного совета, для чиновников государственной канцелярии и т. п. (Св. Зак. изд. 1876 г., т. III, кн. 1, ст. 185—191). При вступлении в отправление некоторых должностей по судебному ведомству требуется принесение особой П. Лица, назначенные в первый раз на должность судьи, вступающие в число присяжных поверенных и присяжных стряпчих, назначенные на должности нотариуса, судебного пристава, присяжного переводчика и присяжного фотографа, приводятся к П. каждый по обряду своего вероисповедания, в публичном заседании всех департаментов или отделений того судебного учреждения, при котором они будут служить, причем, кроме обещания хранить верность государю императору и исполнять законы империи, судьи дают обещание творить суд по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия, присяжные поверенные — не писать и не говорить на суде ничего, клонящегося к ослаблению церкви, государства, общества, семьи и доброй нравственности, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы своих клиентов, а остальные лица — исполнять добросовестно все обязанности принимаемой должности, не превышать своей власти и ограждать вверяемые им интересы, как свои собственные. Присяжные заседатели, призываемые к рассмотрению уголовных дел, дают клятвенное обещание приложить всю силу разумения к тщательному рассмотрению как обстоятельств, уличающих подсудимого, так и обстоятельств, его оправдывающих, и подать решительный голос согласно с тем, что увидят и услышат на суде, по сущей правде и убеждению совести, не оправдывая виновного и не осуждая невинного. Присяжные заседатели приводятся к П. каждый по обряду своего вероисповедания, духовными лицами их веры; в случае отсутствия духовного лица того иноверного исповедания, к которому принадлежит кто-либо из присяжных, он приводится к П. председателем суда; от лиц, принадлежащих к вероучениям, не приемлющим П., отбирается только соответствующее П. торжественное обещание. По судебным уставам 1864 г. присяжные заседатели приводились к П. после составления присутствия присяжных; при таком порядке присяжным заседателям нередко приходилось повторять П. по нескольку раз в день, чем нарушалась торжественность этого обряда. Поэтому законом 3 июня 1894 г. установлено, что все присяжные заседатели, вызываемые для участия в рассмотрении дел на известный период, приводятся к П. в особом публичном заседании, которым открывается каждый период заседаний с их участием.

В гражданском процессе свидетели допрашиваются обыкновенно под П. и могут быть освобождены от нее судом лишь с согласия тяжущихся, для чего, впрочем, достаточно, чтобы ни одна из сторон не требовала привода свидетелей к П. Присяга, приносимая свидетелями, есть обещательная и обыкновенно предшествует допросу; но некоторые западноевропейские кодексы (германский) допускают для свидетелей и подтвердительную присягу после допроса. Мировым судьям предоставлено в случае отсутствия священника допрашивать свидетелей без П., напомнив им об обязанности показать по чистой совести все им известное и отобрав у них подписку в том, что они все, ими показанное, обязываются в случае требования кого-либо из тяжущихся подтвердить под П. Во всяком случае освобождаются от П.: 1) священнослужители и монашествующие всех христианских исповеданий; 2) лица, принадлежащие к вероучениям и сектам, не приемлющим П.; вместо П. такие лица дают обещания показать всю правду по чистой совести. От этих начал Судебных Уставов отступают высочайше утвержденные 29 декабря 1889 г. правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям. По этим правилам, свидетели допрашиваются без присяги, но с предупреждением, что все ими показанное они обязываются в случае надобности подтвердить под П. Показание подтверждается П. в случаях особо важных, как по требованию одной из сторон, признанному земским начальником или городским судьей, заслуживающим уважения, так и по собственному усмотрению земского начальника или городского судьи. Затем правила 29 декабря 1889 г. воспроизводят действующие в уголовном процессе постановления о безусловном и условном недопущении к П. свидетелей известных категорий. Сведущие люди (эксперты) по нашему Уставу гражданского судопроизводства не приводятся к П., как это требуется в Западной Европе и как это установлено и у нас при рассмотрении дел уголовных. Окольные люди (X, 866) дают свои показания под П.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Все мы уже наслышались фразу “Клянетесь ли вы говорить правду, только правду и ничего, кроме правды?”

Так вот, клятва на Евангелии это простой ритуал, во время которого вы даете клятву перед Богом и обещаете говорить только правду. Такие действия должны означать, что человек будет искренним, и от него услышат нужную информацию.


Клятва в суде уже давно стало нормой в большинстве стран мира, и до сих пор занимает важную часть в судебных разбирательствах.

В этой статье ми процитируем Джорджа Карлина, известного циника и юмористического исполнителя в жанре Стендап. В одном из свои выступлений, он коснулся темы “клятва в суде”.

Неужели настолько важно какая именно рука? Неужели Богу не должно быть все равно на такие детали. Предположим, вы положили правую руку на библию и подняли левую, это будет считаться?

Или Бог скажет: “Нет, была не та рука, переделывай”. И зачем поднимать одну руку? Какое отношение имеет рука к тому, что я буду говорить? Почему бы ее не опустить вниз или засунуть в карман? Так же намного удобнее.

А теперь серьезно. Предположим Библия, на которой вам нужно поклясться перевернута задом наперёд или вверх тормашками, или всё это сразу и вы клянётесь говорить правду на перевернутой Библии. Это будет считаться?

Допустим, это старая книга и нет половины страниц. Допустим, у них была только китайская библия или Коран. Или это Библия Брайля а вы не слепой.

Предположим, вас просят поклясться на перевернутой, задом-наперёд китайской Библии Брайля без половины страниц.

Мы это придумали. Мы, люди, все это придумали… Клятва на библии перед Богом ничего не означает. Знаете почему?

Несомненно, для религиозных людей, это воспринимается как святой ритуал и они подходят к нему со всем трепетом и покорностью.

Ведь библия – не библия, и Бог – не Бог, если это нужно для их целей. Люди будут врать в суде и они это делают постоянно ! Постоянно! Особенно в защиту государственного дела.

Например если мне придется клясться на библии, и меня спросят, буду ли я говорить правду – я скажу да ! Даже если буду врать. Я расскажу им столько же правды, сколько люди, которые написали эту библию.

Власти постоянно придумывают способы, как держать людей в покоре и получать от них все, что им нужно. Этот способ, который использует религиозные чувства, эффективен чтобы услышать от человека правду.

“А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий”. И получается нам клясться вовсе нельзя, а исполнив этот ритуал, мы нарушим Священное Писание.


Но что такое клятва на самом деле? Согласно словарю, клятва (божба) – это торжественное уверение выполнить что-то и обещание быть верным тем или иным правилам. Как правило, во время клятвы упоминается божество (в каждой религии свое) что и есть гарантией искренности человека.

Стоит ли клясться? – решать вам. Ведь не выполнив обещание, человек может попасть под проклятие. А избавиться от него будет уже намного сложнее, чем просто не дать клятву. Вдобавок, человек может дать клятву, про которую через несколько лет может и не вспомнить. Такое часто случается. У человека начинается черная полоса, все рушится на глазах, а он не имеет ни малейшего понятия, почему так происходит.

Также очень часто бывает, когда родители, чтобы услышать правду от ребенка, принуждают его клясться. И ребенок, не осознавая всей важности и опасаясь наказания — врет родителям и берет грех на душу. Запретите детям клясться и тем более не принуждайте их делать это.

Ну а мы остановимся на президентах, да да, именно на них! Все они (в обозримой истории) клали руку на библию и давали клятву.

- Нефть, как истинная причина вторжение во многие страны, а прикрываются, то белым порошком,(хим оружие) или дескать оружиеОМП.


- Клятву? Да чего они стоят, эти клятвы, глупец?- Для нас с вами, ваша милость, ничего. - Для таких же, как они, клятва — это все.

Значит свод Библейских правил для НИХ не указ, значит весь этот цирк (или шоу) разыгрывают для верующие лохов (извините, но это так и есть).

Значит - вытворяя все мерзости по миру на протяжении 200 лет, ОНИ не бояться никакого воздаяния свыше. (наказания за деяния)

Знали бы ОНИ, что есть высшая сила (по библейскому учению) и что ЭТА сила способна наказать за массовые истребления народов на планете Земля, за все те войны и революции, что творила Америка .

Знали бы они что есть на самом деле наказание - то никогда бы на пошли на убиение миллионов людей на планете.

Значит нет страха, есть понимание что за все злодеяния - оплаты не последует, вот по этой причине и творят непристойное, уже как 200 лет с небольшим.


По всей видимости у "ЭТИХ" какой то свой божок имеется. Не тот что в библии, а какое то другое существо-вещество.

Не имеет смысла полоскать всех псевдо лидеров западных государств, все они 100%ые безбожники, атеисты (поху. ты, ну не знаю как их еще можно назвать) Срать они хотели на все свои клятвы, что прилюдно давали на камеру. За ИХ спиной стоят определенные бизнес структуры - кои и диктуют что да как говорить на камеру "говорящим головам" (президентам)

Как, президент идет ложится спать с женой (пусть не со своей, чужой - не суть важно) отдав приказ - бомбить Ирак, Ливию, Сирию.

Стало быть эти марионетки в роли президентов: - НЕЛЮДИ, или же находятся в глубочайшем измененном состоянии. ("Не ведают что творят")

Ибо разумному существу с нервной системной и с минимальным набором библейских правил, было бы не до сна.. Страх бы спать не давал бы.

Эта заметка - попытка обратить внимание на клятвы и их исполнение."Цена клятвы" - так бы я назвал заметку.

После многих лет изучения религиозных течений мира, пришел к мнению (это моё мнение) что все религии: - Бред, но не совсем таки простой как может показаться.

Через слово - осуществляется управление массами. ("Слово" не совсем простое, а хитрый набор с применением пси техник, + катионита + вербалика. )

За последний год мне дважды пришлось клясться сотрудникам государственных служб США. Первый раз, когда мы с Полом подавали заявление на получение лицензии на брак (да, да!).

У нас не проверяли никаких документов. Единственное, что попросили сделать, это поклясться, что вся информация в заявлении - правда.

А вчера клялась иммиграционному офицеру, что скажу только правду. Конечно, правду, что же еще?! У них все документы на руках, да и депортировать могли, если чо.

Хотелось бы отметить, что многие процессы, связанные с государственными делами и документами, устроены в Америке иначе, чем в России. В некоторых инстанциях достаточно поклясться в достоверности данных и, если выяснится, что ты соврал, то это уже федеральное преступление, за это наказывают штрафом и/или лишением свободы на 5 лет.

Казалось бы - какая мелочь, ан-нет, пять лет в тюрьме за лжесвидетельствование/клятвопреступление - это не шутки.

Еще здесь различаются способы произнесения клятв: для должностной присяги правую руку поднимают ладонью от себя, левую кладут на Библию, для клятвы верности (государству и флагу США) правую руку кладут на сердце, для обычной клятвы, например, в суде - правую руку поднимают ладонью от себя.

- клятва Гиппократа для врачей- присяга при поступлении на службу в армию/полицию/в органы управления государственной деятельностью- клятва финансовых консультантов (что не обманут вас с денежками :) )- клятва при свидетельствовании в суде (клянетсь ли вы говорить правду и только правду?)- клятва верности при принятия гражданства- свадебные клятвы- клятвы при вступлении в различные организации, например, в БойСкауты- клятвы при заполнении различны документови т.п.

Здесь сделка между двумя лицами может считаться законной только после рукопожатия. А если ты что-то пообещал и не сделал, то тебе будут это напоминать и осуждать тебя. Слово, данное кому-то, зачастую имеет большую юридическую силу, чем любой договор. А подлинность документа подтверждается всего лишь поднятой правой рукой.

“Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Матф. 5,33-37).

Поскольку клятва была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами.

Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам (христианам — примечание редактора) клясться.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(Матф.5:33-37)

Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, клятва не нужна.

Возможно, запрет, наложенный Иисусом, касается не клятвы как таковой, а такого обращения с истиной, которое вызывает необходимость клятвы. И следовательно, запрет Иисуса не касается клятв такого рода, которые требует, например, государство.

Вторая точка зрения, которой придерживается редактор этого материала, напротив.

Считаю, что словами Иисуса в Матф.5:33-37 стоит исполнять в буквальном смысле и не подвергать себя обязательствам клятвы.

Нагорная проповедь

Очень интересно отметить, что в Нагорной Проповеди Иисус часто напоминает иудеям то, что им уже было известно. Иудейские учители всегда требовали, чтобы люди говорили только правду.

Представители школы Шаммаи были настолько преданы истине, что запрещали даже обычную в обществе вежливую учтивость, например, делать невесте комплимент за ее красоту, если она в действительности ничем не выделялась. Еще строже относились иудейские учители к истине, если она клятвенно заверена.

Это неоднократно отмечено в Ветхом Завете.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
(Исх.20:7)

Эта заповедь не имеет никакого отношения к ругательствам; она осуждает человека, который клянется в подтверждение истинности своих слов, или обещает что-то, ссылаясь на Бога, но делает это с целью обмануть.

3 если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.
(Чис.30:3)

21 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
(Втор.23:21)

Две точки зрения отрицательно влияли на клятву во времени Иисуса Христа.

1 С одной стороны была широко распространена, так сказать, легкомысленная божба, когда клялись и божились там, где в этом не было необходимости и где это вообще не было уместно.

Слишком часто люди бессмысленнейшим образом употребляют самые священные слова и выражения, бездумно и неуважительно произносят самые священные имена.

Священные слова нужно употреблять для священных дел.

2 Была у иудеев еще одна привычка, некоторым образом еще хуже этой; ее можно назвать уклончивой божбой. Иудеи делили клятвы на совершенно обязательные и не обязательные.

Любая клятва, в которой упоминалось имя Божье, была совершенно обязательной, а клятва, в которой можно было избежать упоминания имени Божьего, считалось не обязывающей. И потому, если человек клялся именем Бога, он твердо выполнял свою клятву, а если он клялся небом или землей, или Иерусалимом, или своей головой, то считал себя вправе нарушить эту клятву.

И потому такая уклончивость была доведена до высокого искусства. А стояла за этим идея, что, если упомянуто было имя Бога, то Он становился соучастником договора, а если же Его имя не упоминалось, Бог не имел к делу никакого отношения.

Вкладываемая Иисусом в Его слова идея совершенно ясна.

Иисус говорит, что никто не может посчитать, что Бог не имеет никакого отношения к тому или иному делу или договору, потому что Бог всегда уже присутствует повсюду.

Небеса — это престол Божий; земля — подножие ног Его; Иерусалим — город Божий; голова тоже не принадлежит самому человеку, потому что он не может ни одного волоса сделать черным или седым; и жизнь его тоже принадлежит Богу.

Все в мире принадлежит Ему, и потому, независимо от того, упоминается в связи со всем этим имя Божье или нет, Он всегда присутствует при этом.

И в этом великая непреходящая истина: жизнь нельзя делить на сферы, в которых Бог присутствует, и на сферы, в которых Он не присутствует.

Нельзя говорить в церкви одним языком, а на заводе или в конторе — другим. Нельзя устанавливать для церкви одни нормы поведения, а другие — для деловых отношений. Бога нельзя призывать в одни сферы жизни и устранить из других. Он присутствует везде, во всех сферах жизни и областях деятельности. Он слышит все слова, а не только те, что обращены к Нему и связаны с Его именем, ибо нет такой фразы, которая исключила бы Бога из деловых отношений.

Формы употребления клятвы в древнеанглийском (англосаксонском)
судебном процессе

Новосибирский государственный университет

В настоящей статье предпринимается попытка систематизировать различные формы употребления кля тв в др евнеанглийском судебном процессе, а также реконструировать составляющие древнеанглийского судебного процесса, предполагавшие принесение клятвы. Основными источниками нашего исследования являются законы ( domas ) англосаксонских королей, опубликованные под редакцией F . Liebermann , F . L . Attenborough , а также B . Thorpe . Необходимо отметить, что русскоязычные переводы древнеанглийских законов королей Инэ и Альфреда, выполненные под редакцией В.М.Корецкого, и С.Д.Сказкина , отличаются высоким академическим уровнем, и представляет большую научную ценность, однако, не является полными, поскольку многочисленные фрагменты источника в них отсутствуют. Данные фрагменты переведены нами с древнеанглийского текста источника по электронной публикации рукописи The Parker Chronicle and Laws , подготовленной T . Jebson .

В законе короля Альфреда содержится положение о необходимости точного соблюдения клятвы ( a ð ) и данного обета ( wed ). Нарушение клятвы или обета, данных при вступлении в какие-либо правоотношения, было возможно только в случае, если человек был принужден данной клятвой или обетом к совершению преступления или измены, в иных случаях нарушение клятвы каралось заточением на 40 суток в королевскую темницу с выполнением предписаний епископа. Мера пресечения, по всей видимости, имела религиозную окраску, поскольку нарушение клятвы воспринималось, прежде всего, как духовный проступок. Законами короля Этельстана устанавливалось, что если будет доказано, что человек принес ложную клятву ( þ e man - a ð swerige ), то впредь он никогда не будет достоин принесения клятвы ( a ð - wyr ð e ) и не будет погребен на христианском кладбище, если только епископ не засвидетельствует принесение этим человеком возмещения, предписанного ему духовником.

К следующей категории относились кэрлы и клир низшего состава, которые должны были приносить клятвы в сопровождении соприсяжников . Так, и клирик ( cliroc ), и кэрл ( ceorl ) должны был приносить клятву у алтаря, в присутствии четырех соприсяжников . Несвободные члены общества обладали ограниченной правоспособностью, в связи с чем обязанность очистить клятвой зависимого человека, на которого возводилось обвинение, возлагается законом короля Уитреда на господина данного человека. Специальным субъектом права считался чужестранец ( gest ), который имел возможность очистить себя клятвой у алтаря, однако, мог использовать при этом формулу клятвы своего народа ( sylfes a ð e ).

Для измерения силы клятвы в правовых памятниках Уэссекса широко используется термин hida . F . Seebohm высказывает предположение, что hida в древнеанглийских законах означает родовой коллектив, представляющий соприсяжников . Данное предположение представляется обоснованным, учитывая, что в правовых памятниках Кента и в генетически родственном древнеанглийскому праву скандинавском праве сила клятвы измеряется количеством человек, выступающих в роли соприсяжников . В отдельных случаях в англосаксонском праве стоимость клятвы соотносится со стоимостью вергельда, ценой штрафа, либо стоимостью иска. Это дает основания полагать, что лицо, приносившее клятву, должно было внести залог, соответствовавший стоимости приносимой клятвы, в качестве обеспечения иска.

1. Обвинительная клятва.

Особый порядок принесения обвинительной клятвы предусматривался в древнеанглийском праве для дел, связанных с обвинением в нарушении кем-либо принесенной клятвы во имя Бога ( God - borh ). В данном случае истец должен был принести обвинительную клятву в четырех церквях, а ответчик, желающий принести очистительную клятву, должен был произносить клятву в 12 церквях. Данный порядок связан, вероятно, с тем, что нарушение клятвы, как отмечалось выше, считалось значительным духовным проступком, который влек за собой серьезную ответственность. Древнеанглийским правом также предусматривалась ответственность за ложно произнесенное обвинение в клятвопреступлении, что рассматривалось как оскорбление достоинства человека, и подлежало возмещению в форме выплаты оклеветанному, а также королю и владельцу дома, в котором произошло данное правонарушение. Материальная ответственность за ложное обвинение в клятвопреступлении также известна из правовых памятников других германских народов.

2. Очистительная клятва

Древнеанглийским правом предусматриваются два необходимых условия для принесения очистительной клятвы: 1) человек должен быть в состоянии ( maeg ) принести клятву; 2) человек должен осмелиться ( dear ) принести клятву. Возможность обвиняемого принести очистительную клятву, по всей видимости, предполагала наличие у него достаточного количества соприсяжников , а также имущества, необходимого для внесения в качестве залога при принесении клятвы, либо поручителя, готового внести необходимую сумму. Готовность к принесению клятвы предполагала дерзновение человека принести очистительную клятву, призывая имя Бога в церкви, либо, если этого требовала норма обычного права, на могиле усопшего человека, проходившего фигурантом по рассматриваемому делу.

3. Клятва в подтверждение невиновности

Клятва в подтверждение невиновности в отдельных случаях предваряла процедуру ордалии, что дает основания предположить особый характер данной клятвы, ее отличие от собственно очистительной клятвы, приносимой в присутствии необходимого количества соприсяжников , и выступавшей в качестве самостоятельного судебного доказательства. Памятники древнеанглийского права не содержат вполне четких указаний на то, в каких именно случаях в качестве доказательства в судебном процессе должна использоваться ордалия. По всей видимости, к ордалии прибегали в случае, когда обвинение носило тяжкий характер, и прочие методы доказательства были исчерпаны, либо неприемлемы.

Закон короля Этельстана , ссылаясь на норму обычного права ( fol с -ryhte ), подробно раскрывает процедуру подготовки ответчика к принесению очистительной клятвы перед прохождением ордалии. Согласно данному закону, человек, готовящийся подвергнутся ордалии, должен был за три ночи до этого получить благословение священника, соблюдать строгий пост, позволявший употреблять в пищу только хлеб, воду, соль и травы, посещать богослужения в каждый из этих дней, а в день, когда он должен был пойти на ордалию, - раздать милостыню и принести клятву, подтверждающую его невиновность.

Перед прохождением ордалии обвиняемый должен был также внести залог, соответствующий стоимости иска, из своих средств, либо из средств, полученных им в долг с обязанностью впоследствии отработать полученную сумму. Человек, предоставлявший обвиняемому сумму для внесения залога при прохождении ордалии, брал на себя фактическую роль поручителя, поскольку при повторном обвинении данного лица он должен был либо вновь внести за него залог, либо терял внесенную сумму безвозвратно.

4. Клятва соприсяжников

Из континентального древнегерманского права известно, что участие свидетелей в судебном процессе было обязательным и могло обеспечиваться в принудительном порядке, в то время как отказ от явки на судебный процесс влек наложение штрафа, а отказ от дачи показаний с принесением клятвы мог вообще поставить данных свидетелей вне закона. Штрафные санкции за отказ от принесения клятвы и дачи свидетельских показаний известны также из древнеанглийского права, причем размер штрафа в подобном случае достигал двойного размера.

5. Поручительство за ответчика

Есть основания полагать, что предоставление поручителя сопровождалось клятвой ответчика о готовности предстать перед судом и клятвой поручителя о готовности нести ответственность в случае уклонения ответчика от участия в судебном процессе. Вся тяжесть ответственности за уклонение ответчика от суда ложилась на поручителя, и если ответчик, например, скрывался и избегал ордалии, поручитель должен был уплатить истцу возмещение, а соответствующему глафорду – вергельд ответчика. В случае поимки ответчика, уклонившегося от правосудия и нарушившего поручительство, на него возлагалась ответственность в форме штрафа за нарушение поручительства и епитимии от исповедника за нарушение клятвы. Характерно, что в данном случае за нарушение норм процессуального права, связанных с употреблением клятвы, прослеживается применение санкции как духовного, так и секулярного характера.

6. Клятва о праве на имущество

7. Клятва об исполнении судебного решения

Невозможность обосновать собственную невиновность накладывало на ответчика обязательство по возмещению причиненного вреда и уплате соответствующего штрафа, а также предполагало принесение ответчиком клятвенного обещания ( wedd ) об исполнении судебного решения. Возможно, что данная клятва приносилась в случае невозможности немедленного предоставления возмещения потерпевшей стороне. Сходная практика известна из права континентальных германских народов, в частности, франков, у которых подобная клятва приносилась ответчиком в присутствии 12 соприсяжников . Законом короля Инэ установлена ответственность должностного лица округа ( scirmen ) за бездействие при необходимости осуществления принудительного производства и в случае отказа ответчика принести обет об исполнении возложенного на него обязательства.

Таким образом, реконструкция составляющих англосаксонского судебного процесса, предполагавших употребление клятвы, позволила выделить семь различных форм употребления клятвы. Данные формы могут быть охарактеризованы как обвинительная и очистительная клятвы, клятва в подтверждение невиновности, клятва соприсяжников , поручительство за ответчика, клятва о праве на имущество, клятва об исполнении судебного решения. Выявленные формы употребления клятвы в англосаксонском судебном процессе находят параллели в континентальном германском праве, архаическом римском праве, а также в скандинавском и древнерусском праве, что дает основания высказать предположение об общих истоках практики употребления клятвы в судебном процессе у индоевропейских народов. Дальнейшее изучение роли клятвы в архаичном праве индоевропейских народов является перспективным направлением исследования, которое позволит расширить фактологическую базу научных дисциплин сравнительного правоведения и истории государства и права, а также даст возможность более глубоко понять культурно-исторические истоки европейской правовой традиции.


Клятва - непреложный обет, обещание, заверение в чем-либо. Человек, поклявшийся сделать что-то, обязан выполнить это действие. Слово "клянусь" укрепляет веру в то, что произнесший это говорит правду, не лукавит и уверен в своих словах. Нарушение клятвы считается тяжким преступлением. Клянутся обычно тем, что больше всего дорого: близкими, дорогим имуществом, здоровьем. Однако можно ли, это делать? Почему нельзя клясться детьми или родителями категорически?

Клятва - это.

Происхождение слова

Обратившись к словарю Даля, можно узнать, что слово "клятва" произошло от "клясть" что означало "бранить" или "проклинать". Проследив за этимологическим развитием корня этого слова, можно отметить, что от него произошло еще и такое слово, как, например, "проклятие".

Клятва в мифологии

В мифологии древних греков клятву олицетворяла Стикс. Считалось, что самая страшная клятва - водами Стикса.

Река Стикс

Если такую клятву нарушал кто-либо из Олимпийских Богов, его ждало суровое наказание: на девять лет он изгонялся с горы Олимп и целый год должен был лежать без признаков жизни. Часто в свидетели клятвы призывали Зевса.

Клятва в исламе

В мусульманской религии традиционно существует несколько разновидностей клятвы: непроизвольные, связанные с событиями в прошлом, и о том, что случится в будущем.

  • Клятвы непроизвольные или непреднамеренные. Такой клятвой принято считать произнесенную случайно, в момент эмоционального порыва или волнения. В Коране она называется "лягв". Человек, произнесший ее, не несет за это никакой ответственности, так как поклялся ненамеренно. Чтобы искупить такую клятву, достаточно просто не произносить в дальнейшем ничего подобного.
  • Клятвы, подтверждающие какие-либо события, произошедшие в прошлом. Называются они "гамус", и начинаются со слов "Клянусь Аллахом. "
  • Клятвы о событиях будущего времени. Называется такая клятва "мунакит". Она также начинается со слов "Клянусь Аллахом", далее следует обещание сделать или наоборот не делать чего-то в дальнейшем.

Клятва в исламе

Если непреднамеренные клятвы не предполагают искупления, так как были сделаны неосознанно, то с двумя другими ситуация иная. Если человек, произнесший такую клятву, нарушит ее, согласно приказу Аллаха, он должен или накормить, или одеть десять нищих. Если же у него нет материальной возможности сделать это, то за каждую нарушенную клятву, он обязан соблюдать трехдневный пост.

Отношение к клятве в христианстве

Если обратиться к Ветхому Завету, то там можно увидеть наставление клясться именем Бога:

Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись.

Обычай этот был закреплен законом Моисея. В Ветхом Завете можно найти немало примеров различных клятв. Если же обратиться к тексту Нового Завета, можно заметить, как сильно изменилось отношение к клятвам. В Нагорной Проповеди Иисус отменяет обряд клясться именем Бога.

Клятва в христиантсве

С этого момента, главным свидетелем человеческих деяний становилась совесть, а совесть - это голос Бога в человеке. Иисус Христос, налагая запрет на клятвы, произносит следующие слова:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Так почему нельзя клясться в православии? Иисус говорит о том, что во время клятвы человек говорит о чем-то ценном: небе, Родине, собственной жизни. Однако ничему из этого он не является хозяином, ничем из этого он не владеет. Владеет и управляет всем сам Бог. Следовательно, права распоряжаться тем, чем человек не владеет, он не имеет. Вот почему нельзя клясться Богом, жизнью или чем-либо еще.

Суеверия, связанные с клятвами

Как уже было отмечено выше, у слов "клятва" и "проклятие" одинаковый корень. Некоторые люди верят, что произнеся клятву, человек может нанести самому себе и своим близким огромный вред. Экстрасенсы считают, что в тот момент, когда клятва была произнесена, в кармическом теле человека сбивается ход событий. Клятва накладывает запрет на те вещи, которыми человек поклялся, блокирует их. Поклявшийся может перекрыть финансовые потоки, удачу, хорошее самочувствие, нарушить работу репродуктивной системы. Это объясняет почему нельзя клясться здоровьем или деньгами.

Если человек клянется другими людьми, например, родителями или ребенком, несчастья и болезни обрушиваются на тех, кем поклялись. А наблюдая за их страданиями, страдать будет и тот, кто поклялся. Вот почему нельзя клясться мамой или детьми. Кстати, клятва ребенком - одна из сильнейших и одна из самых страшных.

Считается, что даже если человек поклялся в эмоциональном порыве, потусторонние силы все равно учтут эту клятву. Если, например, человек поклялся чего-то никогда не совершать, он будет оказываться в таких жизненных обстоятельствах, в которых невозможно будет следовать данной клятве, и рано или поздно все-таки нарушит ее. Например, неверный супруг, изменив своей жене, поклялся собственным здоровьем больше никогда такого не совершать. В дальнейшем он обязательно столкнется с соблазном на работе или на вечеринке. Нарушив клятву, и изменив повторно, он потеряет как здоровье (которым клялся), так и семью.

Клятвы, данные покойникам

Такие клятвы обладают особенной силой. Чаще всего это обещание умершем супругу никогда ни с кем больше не иметь отношений. Дают клятву разными способами: пишут покойникам письма, произносят устно, кладут свою фотографию в могилу. Мотивация человека давшего клятву понятна: он испытывает боль потери и исключает даже мысль о счастье с другим. Однако если со временем отношения все-таки начнутся, человеку станет являться покойный супруг. Люди, столкнувшиеся с такой ситуацией, обращаются к экстрасенсам, магам, церкви и психологам, чтобы только избавиться от таких видений.

Клятва покойному

Когда клясться можно

Делать это допустимо в одной ситуации: экстрасенсы считают, что клятва не является преступлением, если человек подкрепляет ей искренние слова. Например, если его обвиняют в воровстве, а он этого на самом деле не совершал и подкрепил слова о своей невиновности клятвой. В этой ситуации она не вызовет негативной реакции у потусторонних сил.

Наиболее известные клятвы

  • Клятва Гиппократа. Эту клятву дают врачи. Ее текст выражает основные этические принципы врачебной работы. Всего она содержит девять таких принципов: обязательства перед коллегами, непричинение вреда, врачебную тайну, оказание помощи тому, кто в ней нуждается, уважение к жизни, заботу о потребностях больного, отказ от интимной связи с пациентами, негативное отношение к абортам, личное совершенствование. В России такую клятву произносят при получении документа об образовании в торжественной обстановке.
  • Олимпийская клятва. Текст ее придумал в 1913 году Пьер де Кубертен, предложив возродить древнегреческий ритуал Олимпийской клятвы. Сейчас такая клятва произносится спортсменом страны, принимающей Олимпийские игры. Клятва подразумевает соблюдение всех правил этого турнира. С 1968 года Олимпийскую клятву дают не только спортсмены, но и судьи, обещая судить беспристрастно.
  • Судебная клятва. В некоторых странах во время дачи свидетельских показаний в суде, на законодательном уровне выступающий приносит клятву, обещая говорить правду и ничего кроме правды. В Соединенных Штатах Америки во время произнесения этих слов кладут руку на Конституцию.

Судебная клятва

Эти клятвы конечно носят особый характер. Тем, для кого они существуют (врачи, военные, спортсмены), давать их не только можно, но и необходимо. И особенно необходимо их выполнять.

Читайте также: