Презентация еспч это история создания и основные полномочия международного судебного органа

Обновлено: 14.05.2024

Европейский суд по правам человека последняя версия.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

студент 3 курса, группы 798

___________ Р.В. Золотовский

кандидат юридических наук

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение прав и свобод человека одна и острых проблем стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. На протяжении многих лет права человека не признавались даже основные, естественные права: на жизнь, неприкосновенность личности.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.

Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма – Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. Россия присоединилась к этой конвенции в 1998 г.

Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, поэтому актуальность данной работы состоит в том, что именно благодаря созданию международного контрольного механизма, усложнения межгосударственных связей, появления глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества, происходит не только осуществление принципов и норм международного права, но и в необходимых случаях принудительное претворение их в жизнь, а также наложение санкции за нарушение взятых обязательств. Такая система защиты открывает возможности для наднациональных решений. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы, традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, регулируются и нормами международного права.

Целью данной курсовой работы являются: изучение порядка и организации деятельности Европейского суда по правам человека, а также изучение основных аспектов его практической деятельности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучение основных понятий, истории создания и организационной структуры Европейского суда по правам человека.
  2. Описание порядка рассмотрения дел в Европейского суда по правам человека.
  3. Рассмотрение основных аспектов практики деятельности Европейского суда по правам человека.

1. Европейский суд по правам человека: основные понятия, история создания и организационная структура

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights) – международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц 1 .

1.1. Основные понятия.

Необходимо перечислить основны е понятия Европейского Суда, знание и понимание которых упростит задачу понимания процессов, происходящих в Европейском Суде по правам человека.

Одним из важнейших понятий европейского суда является понятие конвенции.

Конвенция – это Конвенция о защите прав человека и дополнительные Протоколы к ней. Конвенция является, по сути, основой деятельности европейского суда по правам человека.

Под пленарным заседанием Суда обычно понимается ситуация, когда заседание Европейского Суда по правам человека проходит в полном составе. Эта ситуация довольно редка, так как далеко не все дела требуют столь внимательного рассмотрения.

Большая Палата Европейского Суда представляет собой семнадцать судей европейского суда. Большая палата европейского суда делится на несколько секций. Секция – Палата, образованная на пленарном заседании Суда на определенный срок и занимающаяся конкретными делами.

Согласно понятиям Европейского Суда, Палата – это Палата в составе семи судей, а Председатель палаты – судья, председательствующий в ней.

Следующей единицей европейского суда является комитет, в состав которого входят лишь три судьи. Как и секция, комитет избирается на определенный срок.

Суд – либо суд в полном составе, а также в составе Большой Палаты, Секции, Палаты, Комитета, либо Комитет в составе пяти судей. Судьи в европейском суде могут быть не только назначены другими, но и также предложены государством-участником Конвенции о правах человека.

Судья ad hoc – не являющееся избранным судьей лицо, предложенное государством-участником Конвенции в качестве члена Большой Палаты или Палаты;

Другой неотъемлемой частью судебного процесса в европейском суде являются стороны. Сторона – это государство-заявитель или государство ответчик, заявитель (физическое лицо, неправительственная организация или группа частных), подавший жалобу.

Под третьей стороной обычно понимается любое другое государство-участник, ратифицировавшее конвенцию или любое заинтересованное лицо, которое реализовало свое право в порядке, предусмотренном Конвенцией, или которому было предложено представить письменные замечания, или участвовать в слушаниях.

1.2. История создания и эволюция ЕСПЧ

За свою более чем пятидесятилетнюю историю контрольный механизм Конвенции, основным элементом которого является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), прошел долгий и сложный путь эволюции от преобладания в контрольном механизме квази-судебных функций и зависимости от государств-участников до по-настоящему независимого международного суда, в полномочия которого входит не только проведение судебного разбирательства, но и установление фактов и участие в контроле за исполнением вынесенных решений.

Своим учреждением ЕСПЧ обязан грандиозным и ужасающим событиям первой половины XX века. Само учреждение механизма международного контроля в сфере защиты прав человека, ранее находившейся в исключительном ведении суверенных государств, было и остается революционным событием для международного права, которое положило начало новому международному праву и правопорядку, основанному на общих, универсальных, ценностях международного сообщества.

В то же время в отношении развития ЕСПЧ был правильно избран путь эволюции, приведший, в конечном счете, к переходу от преобладания в контрольном механизме квази- судебных аспектов к полноценному независимому международному суду. Эволюция ЕСПЧ не прекращается и по сей день, постоянно ищутся новые пути повышения эффективности его деятельности, причем все большую роль в этом играет сам ЕСПЧ.

Европейский Суд по правам человека является первым международным судом в сфере прав человека. Правовая природа Европейского Суда по правам человека имеет международно-правовой характер. Уникальность ЕСПЧ как международного суда заключается в том, что это первый международный суд, совмещающий рассмотрение межгосударственных споров и функции контроля. По родовой принадлежности он относится к международным судебным учреждениям. Утверждения о наднациональности Суда или наличия признаков наднациональности в его деятельности не соответствуют ни доктрине международного права в данном вопросе, ни природе международного права и практике международных отношений и практике самого Европейского Суда. Деятельность ЕСПЧ свидетельствует не о его наднациональности, а о таком прогрессивном явлении в современном международном праве, как усиление его нормативности и укрепление международного порядка, основанного на праве и правах человека.

Именно наличие ЕСПЧ в качестве контрольного механизма обеспечило Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. особое место в системе источников международного права прав человека.

Авторитет и высокое юридическое качество решений и правовых позиций ЕСПЧ оказывает существенное влияние на практику и институциональную структуру иных международных судебных учреждений. Кроме того, успешный опыт деятельности ЕСПЧ сыграл решающую роль в учреждении и утверждении таких международных судов, как Межамериканский суд по правам человека и Африканский суд по правам человека и народов.

В результате своей деятельности ЕСПЧ обеспечивает эффективную реализацию норм международного права прав человека не только на международном, но и внутригосударственном уровне. Данный факт также свидетельствует о признании государствами международно-правового регулирования в сфере прав человека и способствует развитию международного права прав человека в качестве самостоятельной отрасли международного права.

ЕСПЧ много внимания уделяется эффективности внутригосударственных средств правовой защиты, в особенности судам. ЕСПЧ неоднократно подчеркивал, что он является лишь субсидиарным средством защиты прав и свобод и что основная ответственность за их соблюдение лежит на государствах-членах.

Именно международно-правовая природа ЕСПЧ и его статус как международного суда, наделенного полномочиями выносить юридически обязательные решения, позволили ему за короткий срок сыграть решающую роль в возникновении одной из основных отраслей современного международного права – Международного права прав человека.

1.3. Организационная структура ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) была подготовлена Советом Европы и открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 года и вступила в силу в сентябре 1953 года. В дополнение к тому, что Конвенция закрепляет основные права человека и свободы, Конвенция также установила механизм обеспечения данных прав, который обязаны соблюдать государства, ратифицировавшие Конвенцию (далее – государства-участники) 3 . В 1954 года было создано три института: Европейская комиссия по правам человека (на сегодняшний момент не существует), Европейский суд по правам человека и Комитет Министров Совета Европы (далее – Комитет Министров).

Европейский суд по правам человека (далее - Суд) – это международный суд, находящийся в Страсбурге (Франция), состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников Конвенции. В настоящее время судей сорок пять. От Российской Федерации судьей является доктор юридических наук, профессор Анатолий Иванович Ковлер. Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет (в соответствии со статьей 2 еще не вступившего в силу Протокола 14 судьи будут избираться сроком на девять лет без права переизбрания). Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижению ими 70 лет.

Главная страница > Гражданские споры > ЕСПЧ: что это такое. Его структура и полномочия

  • Что такое ЕСПЧ
  • История возникновения
  • Состав и юрисдикция ЕСПЧ
  • Какие жалобы рассматриваются
  • Порядок обращения в ЕСПЧ
  • Кто может подать жалобу в ЕСПЧ
  • Срок подачи жалобы
  • Может ли ЕСПЧ отменить приговор
  • Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ
  • Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

В 2020 г. наша страна занимает третье место по количеству жалоб. Лидерство удерживает за собой Российская Федерация (22,9% жалоб). На второе место в текущем году вышла Турция (16,6% заявлений).


Что такое ЕСПЧ

Аббревиатура расшифровывается: Европейский суд по правам человека – межнациональная институция, рассматривающая дела касаемо несоблюдения прав по обращениям от граждан, негосударственных структур. Ответчиком всегда выступает государство. Привлечение к ответственности частного лица не предусматривается.

Принципы Европейского суда по правам человека базируются на нормах Европейской конвенции о защите прав человека, принятой в 1950 г. Заявления принимаются против стран, которые ратифицировали Конвенцию.

История возникновения

Идеологическая цель создания институции – предотвращение предпосылок конфронтации в обществе, включительно – третьей мировой войны.

Сегодня это постоянно действующий орган, местонахождение которого г. Страсбург (Франция), Дворец Прав Человека.

Состав и юрисдикция ЕСПЧ

Официальные языки делопроизводства/заседаний суда – английский и французский. В качестве рабочих языков допускаются все языки стран-участниц. Включительно, заявление тоже не обязательно подавать на английском либо французском. Можно выбрать государственный язык одной из 47 стран-участниц.

Постановления Суда выполняются обязательно (статья 46 Конвенции). Надзорная функция возложена на Комитет министров Совета Европы. Отступления от регламентов делаются в ситуациях, связанных с утратой страной контроля над определенной территорией. Подобные ситуации освобождают страну от обязанности нести ответственность за правонарушения на указанной территории.

Пример – временно оккупированные территории Донецкой и Луганской области. Накопилось много прецедентов решений в пользу Украины как ответчика по делам касаемо нарушений прав жителей этих территорий.

Какие жалобы рассматриваются

Около 90% жалоб украинцев связаны с неисполнением судебных решений по социальным выплатам. При этом около 95% жалоб отсеиваются ещё на стадии рассмотрения вопроса о приемлемости. Жалобщики игнорируют строгие правила оформления и ограниченную компетенцию Суда.

По информации из бюллетеня Департамента выполнения решений ЕСПЧ, заявители из Украины жалуются на такие нарушения Конвенции:

  1. Действия/ бездеятельность сотрудников правоохранительных органов, включительно – несостоятельность расследования правонарушений.
  2. Незаконные санкции касаемо участников мирных собраний.
  3. Отсутствие правовой защиты беженцев.
  4. Незаконное/ неоправданно долгое досудебное содержание под стражей, пытки, неподобающие условия содержания и отсутствие медицинского обеспечения в местах лишения свободы.
  5. Неправомерное изъятие имущества.
  6. Злоупотребления в ходе избрания меры пресечения.
  7. Не предоставление заключенным копий документов.
  8. Вмешательства в работу судебной системы, судей.

Растёт роль Европейского суда по правам человека по направлению противодействия буллингу, домашнему насилию. В сентябре 2020 г. Суд впервые вынес постановление в данной категории, где ответчиком выступала Украина.

Порядок обращения в ЕСПЧ

Заявление ( иск в ЕСПЧ ) должно составляться по требованиям ст.47 Регламента Суда. Во-первых, путем заполнения формуляра необходимо предоставить определённую информацию. Во-вторых, факты и обоснованность требований следует подкрепить копиями документов. В формуляре обязательно заполняются все поля. Если интересы заявителя будет представлять адвокат, на него заполняется форма доверенности.

Особенности заполнения формуляра согласно требованиям ст.47 Регламента Суда:

  • Краткое и понятное изложение фактов, сути правонарушения, аргументов.
  • Достаточность сведений в самом формуляре для определения Судом содержания дела без обращения к прочим документам.
  • Возможность прикрепления к формуляру подробного описания, но в пределах 20 страниц.

Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека , и понять, что она попала по назначению:

  • Этап 1. Необходимо скачать на веб-ресурсе ЕСПЧ формуляр.
  • Этап 2. После заполнения формуляр распечатывается и подписывается заявителем (форма доверенности подписывается представителем).
  • Этап 3. К формуляру прилагаются документы, и всё это отправляется почтой в Суд.
  • Этап 4. Поступившие заявления вначале всегда рассматриваются Секретариатом Суда. Решается вопрос о соответствии критериям приемлемости.
  • Этап 5. Жалобе присваивается номер, о чём заявителю направляется соответствующее письмо. Далее отслеживать движение дела можно по номеру через поисковую систему ЕСПЧ.

В зависимости от категории жалобы рассматриваются по схеме:


Рассмотрение жалобы предусматривает процедуру коммуникации – уведомления правительства страны-ответчика. Суд просит ответчика предоставить замечания/ объяснения по предмету спора. Данные материалы перенаправляются заявителю. В целом, выделяется двенадцать недель на заключение мирового соглашения. Если соглашение не заключается, решение выносит Суд. Для удобства коммуникации между Судом и заявителем (представителем заявителя) используется сервис e-переписки eComms.

Кто может подать жалобу в ЕСПЧ

Заявление принимается от физического либо юридического лица, группы лиц либо неправительственной организации. Не вправе обращаться в эту инстанцию представители гос. органов.

Если в качестве крайней меры используется обращение в ЕСПЧ – условия соблюдены. Но до такого обращения следует полностью исчерпать все внутригосударственные механизмы правовой защиты. Речь идет о прохождении всех ступеней системы правосудия в стране заявителя.

Срок подачи жалобы

Для предъявления заявления установлен срок шесть месяцев с момента вынесения окончательного внутреннего судебного решения (для Украины – постановления Верховного Суда).

Чтобы гарантированно соблюсти срок подачи жалобы в ЕСПЧ , важно учесть нюансы почтовой пересылки этого документа. Датой отправки Суд определяет дату почтового штемпеля, который стоит на конверте с жалобой. Рекомендуется отправлять документы в Суд заказной почтой.

Может ли ЕСПЧ отменить приговор

Как судебная институция ЕСПЧ никак не соотносится с национальными системами правосудия. Например, ЕСПЧ нельзя рассматривать в качестве органа, стоящего над Верховным Судом нашей страны. Механизм выполнения решений этого международного органа базируется на добровольном принятии странами положений Конвенции.

ЕСПЧ не вправе отменить/ изменить приговор или любое другое решение суда в Украине. Но постановление ЕСПЧ можно рассматривать в качестве обоснования для пересмотра дела на уровне национального правосудия.

Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ

Номер заявления – ключ к получению сведений о стадии рассмотрения дела. Когда номер утерян либо не было получено письмо от ЕСПЧ с данным номером, можно произвести поиск по фамилии заявителя/ наименованию организации.

Рассмотрим процедуру по порядку:

Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

Почтовый адрес для отправки документов:

European Court of Human Rights

Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX

Доступны страницы на украинском и русском языке.

На веб-сервисе находятся все ключевые сведения по процедуре рассмотрения жалобы этим судебным органом. Важные ссылки:

  1. Тексты Конвенции, Регламента.
  2. Форма заявления (жалобы) для скачивания.
  3. Практические руководства (тексты, видео, инфографика).
  4. Информация относительно применения мер обеспечения.
  5. Полезные документы.

В структуру цифровых ресурсов ЕСПЧ входит база данных HUDOC , где можно ознакомиться с постановлениями, консультативными заключениями, прочими документами Суда.

1) при наличии ошибок в оформлении/ подаче фактов/ некорректности требований жалоба будет признана неприемлемой;

2) рассмотрение дел длится в среднем 3-5 лет;

3) коммуникация с Судом требует особых юридических навыков, а также знания официальных языков делопроизводства этого органа.

Перед отправкой заявления желательно непредвзято оценить свои шансы на успех. Это способен сделать лишь опытный адвокат. Приятный нюанс в случае выигрыша – оплата всех издержек на юриста и прочих судебных расходов ответчиком (государством). И это помимо суммы возмещения морального ущерба или другой денежной компенсации.

Более 20 лет, с весны 1998 года, граждане РФ имеют возможность обращаться за защитой своих прав в Европейский суд (ЕСПЧ). Это произошло после вступления нашей страны в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека.

История взаимоотношений РФ и ЕСПЧ всегда была достаточно непростой, учитывая постоянное присутствие России в числе стран с наибольшим количеством жалоб в их адрес. Но нельзя отрицать главное. Для многих граждан обращение в Европейский суд – единственная возможность добиться справедливости. Практически все решения российскими властями исполнены. И, наконец, многие изменения в национальном законодательстве обусловлены именно решениями Евросуда.

Важную информацию о деятельности ЕСПЧ можно получить на официальном сайте на русском языке. Здесь же публикуются наиболее значимые решения по делам против России. Но за всей полнотой информации следует обращаться на европейский интернет-ресурс ЕСПЧ (французский/английский языки).

Юрисдикция ЕСПЧ по отношению к России

Европейский суд по правам человека – надгосударственный судебный орган, который уполномочен рассматривать жалобы на нарушения Европейской конвенции (ЕКПЧ) и принимать по ним обязательные для исполнения решения. Обратиться в ЕСПЧ может любой человек, любое юридическое лицо и государство, если на национальном уровне исчерпаны все эффективные средства защиты прав.

Юрисдикция ЕСПЧ одинакова для всех стран Совета Европы постольку, поскольку все они являются участниками ЕКПЧ. Некоторые ограничения связаны только с тем, что не всеми странами ратифицированы все протоколы к Конвенции. Так, Россия до сих пор не ратифицировала протоколы 6 и 13 (отмена смертной казни), 12 (полный запрет дискриминации) и 16 (процедурные вопросы).

Решения Европейского суда по правам человека обязательны для исполнения Россией. Это обязательство вытекает из самого факта участия нашего государства в Совете Европы и ЕКПЧ.

Подчиняется ли Россия ЕСПЧ фактически? Да, подчиняется, учитывая, что практически все решения Евросуда исполнены.

Россия признает ЕСПЧ, его юрисдикцию и принимаемые решения. Если вердикт – не в пользу РФ, то возможными последствиями являются:

  • выплата заявителю денежной компенсации;
  • необходимость внесения изменений, дополнений в законы и в целом необходимость совершенствования национальной правовой системы;
  • право заявителя на пересмотр судебного решения, которое стало поводом для обращения в ЕСПЧ.

Выплачивает ли Россия по решениям ЕСПЧ? По данным Минюста РФ, в общей сложности за 20 лет страна выплатила около €200 млн., стабильно и в полном объеме закрывая все свои обязательства.

Исполнение решений ЕСПЧ сегодня

Вопрос о том, должна ли Россия исполнять решения ЕСПЧ, практически никогда на высшем уровне не поднимался. Все шло своим чередом, и проблем с выплатами компенсаций не было. Но усложнение международной ситуации в связи с событиями на Украине и приостановка в начале 2015 года членства РФ в ПАСЕ, которая выбирает судей ЕСПЧ, сделали свое дело. Сначала появилась в обсуждениях тема, обязана ли Россия исполнять решения ЕСПЧ, а потом – и о приостановлении участия в Страсбургском суде.

Какова ситуация на сегодняшний день? По-прежнему Россия обязана выполнять решения ЕСПЧ, однако Конституционный суд РФ вправе признать невозможным исполнение отельного решения Европейского суда в случае противоречия решения Конституции РФ. Юристы отмечают противоречивость такого подхода, и даже его опасность. Но факт остается фактом. Быстрого ответа ЕСПЧ на это не последовало, как нет внятной реакции и до сих пор.

20-летняя история взаимоотношений России и ЕСПЧ наглядно показывает, что, несмотря на все сложности, два ключевых аспекта остаются неизменными: у россиян есть потребность в обращении в Европейский суд, и у таких обращений есть эффективность. Не стоит опасаться, что этот судебный механизм перестанет быть доступным – для этого нет весомых оснований. Как и не стоит бояться, что Россия перестанет массово исполнять решения ЕСПЧ. Все, что не исполняется, носит явный политический окрас. В сотрудничестве РФ и ЕСПЧ – намного больше пользы и возможностей, чем недостатков и разногласий. Это главное.

Данная работа посвящена вопросу о роли Европейского суда по правам человека в формировании правовой европейской системы. И актуальность темы заключается в том, что судебная практика ЕСПЧ имеет высокое значение на мировом уровне.

Во все времена люди стремились к поиску справедливого разрешения споров, к постижению истины. Еще на стадии становления римского частного права, определяющим и основополагающим принципом является справедливость.

Однако лишь регламентация международных договоров, закрепляющих права человека далеко не сразу открыло путь на обращение в межгосударственные органы. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Речь идет о создании Европейского Суда по правам человека, призванного обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение положений Конвенции ее государствами-участниками.

В круг полномочий Европейского Суда по правам человека входит рассмотрение и разрешение дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством – членом Совета Европы со стороны другого государства-участника. Европейский Суд по правам человека по мировому признанию пользуется безусловным авторитетом для национальных властей, а принимаемые им решения служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств.

Таким образом, объект исследования – общественные отношения, возникающие между Европейским Судом по правам человека и заявителем по поводу защиты нарушенных прав.

Предмет – нормы и принципы Европейской Конвенции по правам человека, Конституция Российской Федерации, Регламент Европейского Суда по правам человека, судебная практика, научные доктрины.

Итак, права человека имеют отличительные признаки, которые могут быть реализованы в полной степени только при наличии достаточных обеспечивающих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. Преобладающей формой защиты прав и свобод человека считается – обращение в суд.

Рассматривая особенности Европейского суда по правам человека, стоит отметить направление его деятельности, которое главным образом заключается в защите индивидуума от государства. А именно, Суд, реализуя положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, возводит право индивидуальной защиты на надгосударственный уровень. Вследствие чего, европейская система защиты прав человека является одной из самых развитых [2, с. 65].

И в первую очередь основная и главная цель ее построения сводится к формированию справедливого баланса между национальной безопасностью и правами человека.

Теперь более подробно остановимся на Европейском Суде по правам человека. Данный суд представляет собой орган, ответственный за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Осуществление данной задачи достигается посредством рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых к производству.

Граждане, которые считают, что их права нарушены должны иметь уверенность, а самое важное - возможность обратиться за защитой.

Европейский Суд по правам человека принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу [6, с.53]

Стоит отметить значимость принятых решений ЕСПЧ, что проявляется в том, что страны Совета Европы постоянно пересматривают свое законодательство на предмет соответствия практике ЕСПЧ.

Стоит обратить внимание несмотря на то, что защита национальной безопасности является ядром всей европейской правовой системы, допускаются некоторые Отступления от обязательств в исключительных случаях, закрепленных в законе (ст. 15 Европейской конвенции устанавливает такую возможность, например, при введении чрезвычайной ситуации) [1].

В то же время акты ЕСПЧ обязательны для государств, относящихся к Конвенции, но вопрос о применении той или иной мере находится в ведении каждого государства в отдельности.

При этом в практике ЕСПЧ сформировался принцип невысылки из страны, который применялся и в случаях, касающихся лиц, обвиняемых в преступлениях террористической направленности. При рассмотрении одного из дел еще в 90-е годы г. ЕСПЧ принял постановление, согласно которому было установлено, что депортация заключенного в США станет нарушением ст. 3 Европейской конвенции, так как к нему будет применена смертная казнь. Как видим, в данном случае ЕСПЧ сделал исключение из принципа международного права (государство не может нести ответственность за действия других государств). Данная позиция находит подтверждение судебной практикой и в дальнейшем.

Не смотря на изложенное, ЕСПЧ свою точку зрения не поменял, что, несомненно, сдерживает государства – стороны Европейской конвенции от принятия законодательства, легализирующего высылку.

ЕСПЧ в настоящее время

Какова же роль ЕСПЧ в настоящее время. Для этого необходимо обратиться к статистическим данным. Так, согласно представленным данным, в 2019 году в отношении Российской Федерации отмечен рост числа поступивших в ЕСПЧ жалоб.

Итоговый процент отклоняемых ЕСПЧ жалоб против Российской Федерации вследствие их неприемлемости остается неизменным – свыше 90 процентов.

В 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечено значительное, более чем на двадцать процентов, увеличение числа принятых ЕСПЧ решений об отклонении до стадии рассмотрения жалоб против Российской Федерации, поданных на нарушение основных положений Конвенции о защите прав человека. При этом значительное число жалоб по российским делам продолжает отклоняться при рассмотрении в рамках упрощенных процедур, то есть комитетом из трех судей либо единоличным судьей.

За 2019 год ЕСПЧ констатировал более чем двукратное сокращение числа рассмотренных в отношении Российской Федерации жалоб, по которым были вынесены постановления о нарушении российскими властями основополагающих конвенционных положений. В целом за отчетный период по делам против России вынесено на 50 постановлений меньше, чем в 2018 году.

Статистика ЕСПЧ также показывает снижение количества удовлетворенных ходатайств о применении к властям обеспечительных мер в рамках правила 39 Регламента Европейского Суда. Соответствующее позитивное изменение может рассматриваться как следствие своевременного представления в ЕСПЧ объективной и полной информации по предъявляемым претензиям, а также подготовленных Минюстом России правовой позиции и материалов, подтверждающих отсутствие конвенционных нарушений со стороны российских властей.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к следующим выводам. Европейский суд по правам человека представляет собой один из центральных институтов в целом механизме защиты прав и основных свобод человека. Его полномочия обширны, а принятые решения пользуются безусловным авторитетом в мире.

Кроме того, Европейский суд по правам человека ведет плодотворную работу по разработке единых стандартов защиты прав, которые в свою очередь оказывают влияние на правовые системы, национальное законодательство почти каждой страны и практику в различных отраслях права.

О создании аналога ЕСПЧ

В последние годы российские политические деятели часто говорят о предвзятости и политизированности ЕСПЧ. Согласно официальной статистике ЕСПЧ по неисполненным решениям российские власти должны выплатить €1,879 млрд., из них €1,866 млрд. – акционерам ЮКОСа и €13 млн. – заявителям по другим делам.

Радикальный шаг был предпринят, когда 14 июля 2015 г. Конституционный Суд РФ постановил, что Россия может не исполнять решения ЕСПЧ, если они ставят под угрозу ее суверенитет. Вопрос рассматривался в связи с обращением группы депутатов Госдумы.

И окончательно соответствующую инициативу взяла на себя Общественная палата РФ. Председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина направила на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова и министра юстиции Александра Коновалова обращение с просьбой о вынесении на межправительственный уровень вопроса об учреждении Евро-Азиатского суда по правам человека.

Сутормина утверждает, что речь идет не о выходе из ЕСПЧ, а о создании параллельной структуры, потому что ЕСПЧ затрагивает только страны, которые входят в Совет Европы. Как ей видится, Евро-Азиатский суд – это альтернатива ЕСПЧ, которая будет охватывать более широкий спектр стран, включая, возможно, и некоторые страны Европы. Функции и полномочия такого суда будут проработаны юристами, но для этого должно быть принято принципиальное решение о создании такого суда. Изначальной точкой развития этой структуры станет Евразийский союз, полагает Сутормина, но в перспективе к нему могут присоединиться и страны ШОС.

Новую идею поддерживает юрист Валерий Ванин: когда решения в ЕСПЧ принимаются достаточно антагонистически по отношению к России, есть смысл рассмотреть вариант действий в такой ситуации, в т.ч. по созданию некого альтернативного суда. Эксперт считает предложение непротиворечивым, но справедливо сомневается, что в случае, если такой суд будет создан, не состоится выход России из ЕСПЧ. Никакого хаоса из-за временного действия двух наднациональных судов на территории России он не ожидает – просто, с его точки зрения, неприемлема ситуация, когда Россия выходит из ЕСПЧ, но при этом нет аналогичного органа, куда граждане могли бы обратиться за защитой своих прав, если возможности для этого в рамках национальной судебной системы исчерпаны. Поэтому, считает Ванин, надо сохранить гражданам возможность отстаивать свои права человека, и Евро-Азиатский суд для такой задачи вполне подходит. В настоящий момент Евросоюз постоянно отгораживает Россию – поэтому нет смысла состоять в структуре, которая признает нас в качестве полноправных партнеров только де-юре, но не де-факто. Ванин приводит в пример Украину, где, по его словам, путем государственного переворота был смещен легитимный президент, признаваемый самим Евросоюзом – причем европейские структуры организовали это смещение, а потом обвинили в последующих событиях и гражданском конфликте на Украине Россию. Поэтому, заключает эксперт, нам нецелесообразно состоять в организации, полноправным членом которой мы никогда не станем. Что касается Евро-Азиатского суда, то он может стать одним из механизмов, который сохранит права российских граждан в случае выхода из ЕСПЧ.

Напомним, что 14 июля Конституционный суд России установил примат Конституции РФ над решениями Европейского суда по правам человека.

Как отметил А.Бастрыкин, несогласие с толкованием Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановлений Европейского суда по правам человека имеет место и в практике европейских государств – в первую очередь, Германии, Италии и Великобритании.

Несогласие с позицией председателя СКР высказала экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова.

При этом позиция экс-судьи не вступает в противоречие с упомянутым июльским постановлением Конституционного суда.

Читайте также: