Виды судебных заседателей и их статус в разных странах

Обновлено: 15.05.2024

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти - судебной.

Если законодательная и исполнительная власти возлагаются кон­ституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной вла­стью. Как правило, она возлагается на всю совокупность судебных органов от низовых до верховых.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной систе­ме, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руко­водствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юс­тицией (от лат. justitia - справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называ­ется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера та­кой деятельности - юрисдикцией (лат. jurisdictio - судебное разби­рательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по раз­бираемым конфликтам. Оно достигается только при применении специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассмат­риваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть - это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Из всех властей судебная власть - слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполни­тельная. Одна сила судебной власти в уважении цивилизованного об­щества к праву и к суду. Недаром в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о послед­ствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе предста­вить, как это возможно - не исполнить решение суда.

Судебная власть в отличие от законодательной власти не издает общих правил поведения за исключением судебного прецедента. Она не занимается и исполнительно-распорядительной деятельно­стью. Государственная власть суда имеет четко выраженный кон­кретный характер. Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе кон­фликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учре­ждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соот­ветствии с требованиями установленной судебной процедуры в не­которых странах по УПК или ГПК (гражданско-процессуальному кодексу). Как правило, коллегия состоит из профессиональных су­дей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некото­рые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 при­сяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем при­сяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности под­судимого, а меру наказания определяет судья.

Вся деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. В этой связи суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни тем более исполнительная власть. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совер­шение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недос­тойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосу­дарственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами. Так, в большинстве штатов США судьи избираются гражданами, а Верховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского са­моуправления - верховными советами магистратуры, в Великобри­тании - лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Ве­ликобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5-10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недос­тойное, порочащее поведение или даже за совершение преступле­ний, однако делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления, либо при их участии.

В связи с предоставленными судьям полномочиями, в том числе по решению судеб людей, к ним предъявляются высокие требования. Очевидно, что судья должен отвечать профессиональным требовани­ям, т.е. иметь высшее юридическое образование и иметь определен­ный стаж работы на других юридических должностях, обладать высо­кими моральными качествами (незапятнанная репутация и отсутст­вие судимости), иметь определенный жизненный опыт для чего, на­пример, во Франции судьями назначаются лица не моложе 40 лет.

Статус судей определяется важнейшим принципом их несменяе­мости. Это означает, что судья не может быть досрочно смещен с должности, за исключением случаев, когда он недостойно вел себя или совершил преступление. Одновременно он может уйти в от­ставку по собственному желанию.

Известен также и принцип: судьи независимы и подчинены только закону. В то же время признаются принципы их деполитизации.

Существует несколько видов судебных органов, которые осущест­вляют определенные задачи правосудия.

1) Общие суды - суды общей юрисдикции, рассматривающие гра­жданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

Схема судов общей юрисдикции:

- первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участ­ковый судья и т.д.;

- основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

- апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

- верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по-своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть.

Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система - эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько сни­жающий роль законодательства.

Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет засе­дание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяж­ных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или едино­гласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает под­судимому наказание или оправдывает его. Одновременно судья мо­жет и оспорить вердикт в вышестоящем суде.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единовер­цев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществ­ляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует.

Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, сущест­вуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апел­ляционное обжалование.

2) Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам),
претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рас­сматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей.
Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В тоже время, например, в Германии система специальных судов имеет
иерархическую структуру, при которой можно подать апелляцион­ное обжалование в вышестоящий специальный суд.

3) Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в
связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда обра­зуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные админи­стративные суды.

4) Суды обычного права - это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники. Они рас­сматривают споры взрослых членов племени по вопросам использо­вания пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных
отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

5) Конституционные суды в странах континентальной Европы за­нимают особое место в судебной системе, которые в некоторых кон­ституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция).

Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

Реформа суда присяжных

Президент РФ в послании к Федеральному собранию в 2015 году предложил реформировать институт присяжных заседателей. Реформа вступила в силу с 1 июня 2018 года. Теперь в судах стало больше дел, в которых требуется мнение простых граждан.

Если раньше присяжные заседатели были только в судах уровня субъекта РФ , то теперь они появились и в районных судах.

Количество преступлений, которые могут рассматривать присяжные, увеличилось с нескольких видов до двух десятков. Поэтому суды стали чаще привлекать простых граждан к участию в заседаниях.

Кто такие присяжные

Сначала его должны включить в список кандидатов в присяжные, а потом в специальном порядке призвать в суд для рассмотрения уголовного дела.

На время процесса присяжный заседатель становится судьей от народа. Для этого не нужно юридическое образование: обычный гражданин решает вопрос виновности подсудимого и во время процесса имеет статус судьи. Каждый присяжный принимает присягу — клянется рассматривать дело честно и беспристрастно.

По закону человека могут призвать в суд в качестве присяжного один раз в год в общей сложности на 10 рабочих дней. Это могут быть разрозненные дни: одно заседание в апреле, следующее в июне и так далее. Бывает, что рассмотрение уголовного дела затягивается, тогда присяжных вызывают в суд на все время рассмотрения дела, даже если это больше десяти дней. Например, дело об убийстве Бориса Немцова с момента отбора заседателей до вынесения вердикта длилось 10 месяцев — за это время присяжные заседали 82 раза.

Присяжные заседают в районных судах и в судах уровня субъекта РФ — это областные, краевые или верховные суды республик.

Сколько присяжных заседателей в суде

Количество присяжных заседателей зависит от вида суда, рассматривающего дело. В районных судах и гарнизонных военных судах коллегия присяжных заседателей будет состоять из шести человек, а в судах уровня субъекта — областных, краевых или верховных судах республик — из восьми.

Дела, рассматриваемые судами субъекта, как правило, сложнее, поэтому и количество присяжных в них больше. Например, суды субъекта по первой инстанции рассматривают дела, в которых содержится государственная тайна, а также выступают апелляционной инстанцией по отношению к районному суду — пересматривают их решения.

Какие дела рассматривает суд присяжных

Присяжные рассматривают самые разные уголовные дела: от убийства и причинения тяжкого вреда здоровью до пиратства и экологической катастрофы — экоцида.

Кроме уголовных, бывают еще гражданские и административные дела, но в них суд присяжных не участвует.

Как выбирают присяжных заседателей в суд

Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

Уведомление. Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. Это не значит, что его точно вызовут, — государство просто сообщает, что при необходимости будет рассматривать его в качестве присяжного.

В списке кандидат находится четыре года. Через четыре года он может оказаться в еще одном списке.

Как стать присяжным заседателем

Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.

Приглашение — это письмо кандидату о том, что суд ждет его тогда-то по такому-то адресу в качестве присяжного. Но вызывают не на заседание, а на проверку: суд и стороны будут решать, может ли кандидат быть беспристрастным и объективным и вершить правосудие. Так создается предварительный список присяжных.

Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

Дальше формируется коллегия присяжных заседателей. Выбирают двух запасных присяжных: если кто-то из коллегии не сможет прийти в суд, запасной присяжный заменит его.

Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.

Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться

Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.

Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.

Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы. В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

Отвод также может быть немотивированным: подсудимый, его адвокат и прокурор могут вычеркнуть из списка присяжных по одной фамилии без объяснения причин. Например, стороне защиты присяжный может показаться строгим и принципиальным — это усложнит процесс доказывания невиновности. Это необъективно, но такое право предусмотрено законом.

Требования к присяжным заседателям. Кандидат в присяжные заседатели должен быть дееспособным гражданином РФ старше 25 лет, а также не иметь ограничений, установленных законом. Присяжными заседателями не могут быть:

  1. Лица младше 25 лет.
  2. Люди с непогашенной или неснятой судимостью.
  3. Недееспособные или состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  4. Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления.
  5. Люди, которые не владеют русским языком и поэтому не могут полноценно участвовать в рассмотрении дела.

Можно ли отказаться быть присяжным

По закону участие в судебном заседании в качестве присяжного — гражданский долг. Но гражданский долг — это не юридическая категория, а моральная. Невыполнение гражданского долга не влечет никакой ответственности.

Даже если кандидат соответствует всем требованиям, установленным для присяжных заседателей, и получил уведомление о включении его в список, при наличии уважительной причины он может отказаться быть присяжным. Например, из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

Также можно заявить самоотвод в суде, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

  1. Лиц старше 60 лет.
  2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
  3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

Даже если препятствующих обстоятельств нет, человек вправе просто проигнорировать все приглашения в суд и не явиться туда. Суд просто будет направлять приглашения другим гражданам до тех пор, пока не соберется нужное количество присяжных. Государство не может обязать человека стать присяжным или привлечь к ответственности за отказ. Человек сам принимает решение.

Как проходит заседание с участием присяжных

Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.

До начала рассмотрения дела по существу присяжные заседатели в отдельной комнате открытым голосованием выбирают себе старшину. Он руководит ходом совещания присяжных, через него другие присяжные задают вопросы судье, он же оглашает окончательный вердикт присяжных.

Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.

Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции. От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

Эмоциональные решения суда присяжных

Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.

Определение по делу №33-АПУ17-12сп от 29.06.2017PDF, 1,70 МБ

В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

Определение по делу № 56-АПУ16-26СП от 26.12.2016PDF, 2,35 МБ

Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.

Права присяжных заседателей

Во время заседания присяжные вправе:

  1. Исследовать все обстоятельства уголовного дела, осматривать вещественные доказательства и документы, задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам.
  2. Просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия.
  3. Вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.

При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

Как присяжные голосуют

В конце процесса судья письменно формулирует вопросы присяжным, из которых будет ясно, получит подсудимый наказание или нет:

  1. Доказано ли, что деяние имело место?
  2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Присяжные принимают решение по вопросам в совещательной комнате, где они находятся без иных лиц. Выйти из совещательной комнаты можно только после голосования. Заходить к присяжным тоже никто не может. Но есть исключение. С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

Обсуждать дело присяжные могут не более трех часов. Если после этого они не пришли к единому выводу, они переходят к голосованию. Если голоса по какому-то вопросу разделятся поровну, принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Присяжные голосуют открыто и устно, а письменный подсчет голосов ведет старшина присяжных заседателей.

Совещание и голосование присяжных — тайное, то есть все суждения, которые присяжные высказали в совещательной комнате, должны остаться в ней.

Как присяжные выносят вердикт

Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

В своем вердикте присяжные заседатели могут признать лицо виновным, но заслуживающим снисхождения. Это значит, что судья не сможет назначить пожизненное лишение свободы и не сможет определить размер наказания больше ⅔ максимального срока. Например, по делу об убийстве максимальный срок лишения свободы 15 лет — то есть судья может посадить виновного максимум на 10 лет.

За пределами процесса

Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

Присяжные — обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова. По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор.

Гарантии независимости присяжных заседателей

Для того чтобы присяжные заседатели могли быть беспристрастными и объективными, на период осуществления ими правосудия они имеют такие же гарантии неприкосновенности и независимости, как у судей, защиту от давления и противоправного воздействия. Вот в чем эти гарантии выражаются.

Защита присяжных заседателей

Защита трудовых прав. Пока присяжный исполняет свой гражданский долг и участвует в судебных заседаниях, работодатель не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Все потраченное в суде время засчитают в трудовой стаж.

Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения — государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ .

Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни работает по трудовому договору. Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать на статью 170 трудового кодекса. В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний. Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства — денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

За воспрепятствование явке присяжного в суд предусмотрен штраф от 500 до 1000 Р , который компетентные органы могут наложить на работодателя.

максимальный штраф для работодателя, который препятствует явке присяжного в суд

В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.

Платят ли присяжным заседателям

Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

  1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
  2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

В России суд присяжных есть в районных судах и судах субъекта РФ — это краевые, областные, республиканские и равные им суды, — а также в равных им гарнизонных военных судах. Следовательно, существует три вида оклада. На 2021 год оклад районного судьи составляет 24 027 Р , а судьи суда субъекта — от 25 820 до 27 613 Р .

Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 546—627 Р . Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

Транспортные расходы. Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, компенсируются. Для этого нужно обязательно сохранить документальное подтверждение оплаты проезда — билет или чек.

Расходы на проживание. Если суд находится далеко, присяжных обеспечивают жильем в гостинице. Окружные военные суды могут формировать коллегию присяжных из нескольких субъектов РФ.

Каждое государство создает специальные службы, которые обеспечивают исполнение актов судов и других органов. Правовые модели принудительного исполнения разных стран имеют свою специфику, которая сформировалась под влиянием различных факторов – источника финансирования, способа организации профессии исполнителя, возможности участия в исполнительном производстве негосударственных организаций и др. Существующие сегодня системы принудительного исполнения можно условно подразделить на государственную (публично-правовую), частную и смешанную.

Государственная система принудительного исполнения

Данная система построена таким образом, что основную необходимую деятельность осуществляют уполномоченные государственные органы. Функции по принудительному исполнению обычно возлагаются на должностных лиц, работающих в органах судебной или исполнительной власти (как правило, при органах юстиции). Статус госслужащего обеспечивает судебному исполнителю наделение властными полномочиями, доступ к закрытой информации, возможность взаимодействовать с другими госорганами.

На заметку
В чистом виде государственная система принудительного исполнения существовала в СССР, когда и судебный исполнитель, и сотрудники всех вовлеченных в процесс исполнения организаций (торговых, специализирующихся на оценке и др.) состояли на госслужбе. Сегодня такая система вполне допускает инициативу и помощь частных лиц (например, взыскателя).

Государственная система принудительного исполнения существует в таких странах, как Беларусь, Россия, Германия, Дания, Израиль, США, Финляндия, Швеция и др.

Рассмотрим на примерах, как функционирует данная система в некоторых странах.

В США исполнительное производство ведется в соответствии с законодательством отдельных штатов. Решения суда, вынесенные в одном штате, необходимо легализовать в другом. Для этого установлены необходимые правовые процедуры. В одних штатах такая легализация происходит через предъявление иска на решение, в других – через регистрационную процедуру. Основанием для совершения исполнительных действий является исполнительный лист, который выдается клерком в суде, а в ряде штатов – уполномоченным шерифом. Решения по частным искам исполняют шерифы или другие должностные лица в соответствии с практикой и процедурой определенного штата.

Исполнением решений о конфискации в пользу государства занимается Маршальская служба. Сотрудники этой госорганизации действуют в соответствии с распоряжениями взыскателя, которые излагаются на официальном бланке. За ошибку в указании имущества должника, подлежащего конфискации, взыскатель может быть привлечен к ответственности за неуважение к суду. Сотрудник Маршальской службы в этом случае ответственности не несет.

Взыскатель вправе самостоятельно принимать меры по розыску имущества должника или поручить это адвокату. Если взыскателю ничего не известно о наличии собственности у должника, то последний может быть вызван в суд для проведения процедуры дополнительного раскрытия доказательств. Суд вправе потребовать от должника раскрыть сведения об имеющемся у него имуществе с целью последующего обращения на него взыскания. В случае неявки по повестке суда или отказе раскрыть информацию должник может быть заключен в тюрьму за неуважение к суду.

В Германии принудительное исполнение судебных решений осуществляют регистраторы, состоящие при суде. Они имеют достаточно широкие полномочия. Для исполнения распоряжения суда об обеспечении иска они вправе:

— налагать арест на имущество;

— непосредственно производить действия, которые должен был совершить должник.

Исполнение гражданско-правовых требований подразделяется на исполнение гражданско-правовых притязаний и взыскание денежных штрафов. Поскольку государство заинтересовано в исполнении судебных решений по взысканию денежных штрафов, розыском должников и производством дознания занимается полиция.

Детально процедуру исполнительного производства регламентирует ГПК Германии.

В Израиле служба судебных исполнителей находится при магистратских судах. Для установления имущества должника директор этой службы может приказать произвести обыск. Для обнаружения финансовых средств производится следствие, инициатором которого могут быть как взыскатель, так и судебный исполнитель. Если должник собирается покинуть страну и тем самым помешать исполнению решения, директор службы исполнителей вправе запретить ему выезд.

Частная система принудительного исполнения

При такой системе принудительного исполнения судебный исполнитель является частным лицом, работающим по лицензии. Он самостоятельно организует свою деятельность и несет имущественную ответственность за результаты своей работы.

Такие судебные исполнители, как правило, назначаются министром юстиции и действуют от имени государства. Доступ к профессии регулируется законом и осуществляется обычно на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частных судебных исполнителей, процедуры их деятельности, размер тарифов и вознаграждений. Их деятельность контролируется судом и прокуратурой. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Судебные исполнители при частной системе занимаются исполнением судебных решений, реализуя при этом и меры государственного принуждения. Они могут составлять проекты документов, протоколы, давать правовые консультации и др.

Таким образом организована система принудительного исполнения во Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Венгрии, Португалии, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Словакии, Словении, Греции и др.

В качестве положительного примера обычно приводится практика исполнительного производства Франции.

На заметку
Французская правовая система разделяет частное и публичное право. Соответственно выделены суды по гражданским и уголовным делам, а также судьи административной юстиции. Судебный исполнитель не исполняет решений в пользу государства и вообще актов, принимаемых административными судами. Для этих целей существует особая система судебных исполнителей государственного казначейства, которые являются госслужащими. В системе общих судов выделен судья по исполнению, который вправе единолично разрешать споры, возникающие в данной сфере, ходатайства об отсрочке исполнения и другие вопросы. При этом такой судья не может вмешиваться в исполнительные действия.

Судебный исполнитель является должностным лицом, действующим от имени государства и имеющим полномочия прибегать к государственному принуждению в целях исполнения решений суда. Одновременно он выступает как лицо свободной профессии, действующее либо персонально, либо вступив в профессиональное объединение.

Вместе с полномочиями судебный исполнитель получает от государства монополию на ряд юридических действий. Он проводит публичные торги (аукционы) движимого имущества; осуществляет взыскание по долговым обязательствам; по просьбе частных лиц производит действия по обеспечению доказательств; может представлять стороны в некоторых судах; участвует в судебных заседаниях, обеспечивая соблюдение порядка в зале суда.

К полномочиям судебных исполнителей относятся также функции, не связанные с принудительным исполнением, в частности уведомление о состоявшихся судебных решениях, доставка судебных повесток, юридические консультации, установление по поручению судьи фактов, необходимых для надлежащего рассмотрения дела (например, степени завершения строительства объекта, порядка проведения общего собрания акционеров и др.).

Судебные исполнители обязаны хранить профессиональную тайну о содержании вручаемых процессуальных документов и начатых исполнительных процедур под угрозой привлечения к уголовной ответственности. За профессиональную ошибку судебный исполнитель несет персональную ответственность. Риск покрывается страховкой, на которую подписывается сообщество исполнителей.

Судебные исполнители имеют доступ к государственным документам, обладают правом на содействие государственного прокурора при необходимости получения информации от других организаций.

В каждом департаменте организованы палаты судебных исполнителей, которые представляют профессию в суде, обеспечивают соблюдение дисциплины и профессиональной этики. На уровне каждого апелляционного суда, в чьей юрисдикции находится несколько департаментов, судебные исполнители объединены в региональные палаты, которые представляют и защищают интересы судебных исполнителей. На общегосударственном уровне судебные исполнители представлены Национальной палатой. Ее члены избираются департаментскими и региональными объединениями.

Министерство юстиции выполняет по отношению к судебным исполнителям контрольные функции, в частности определяет численность судебных исполнителей, занимается рассмотрением жалоб на их действия.

Судебные исполнители не получают заработной платы от государства, а взимают плату по тарифам, установленным государством. Например, вручение документов в рамках процедуры принудительного исполнения тарифицировано государством и оплачивается за счет должника. В случае если судебный исполнитель оказывает юридические услуги, которые могут быть предоставлены и другими лицами юридических профессий, его вознаграждение носит договорной характер и оплачивается обратившимся.

Особенностью французского исполнительного производства является астрент (l’astreinte). Он представляет собой обязанность должника выплачивать кроме суммы основного долга пени, сумма которых ежедневно возрастает до момента полного исполнения возложенных на должника обязанностей. Астрент вправе установить судья. В некоторых случаях его размер определяется законом.

Смешанная система принудительного исполнения

Смешанная система принудительного исполнения сочетает в себе черты государственного и частного подходов.

Такая система характерна для Великобритании (Англии, Уэльса, Шотландии), Канады, Бельгии, Болгарии, Казахстана и др.

Особенностью правового регулирования исполнения судебных решений в Великобритании является то, что решения суда вообще не подлежат обязательному исполнению. Исполнять их или нет, решает только взыскатель. До того как принять решение, ему необходимо ответить на вопросы, может ли он:

— найти должника самостоятельно;

— установить место нахождения имущества должника;

— получить это имущество от должника.

При поиске имущества должника и получении от него возмещения взыскателю может оказывать помощь специальный агент или суд.

В Великобритании есть как частные судебные исполнители (приставы), так и судебные исполнители – госслужащие.

В Канаде нет централизованной системы исполнительного производства. Регулирование порядка исполнения судебных актов производится на уровне отдельных провинций. Для канадской модели исполнительного производства характерно наличие одновременно с судебными исполнителями, состоящими на госслужбе, системы частного исполнения судебных решений. Принудительное исполнение с применением таких мер, как обращение взыскания на имущество и денежные средства должника, выполняют не госслужащие, а частные лица или специализированные фирмы, получившие лицензию.

В Бельгии деятельность судебного пристава территориально ограничена. Район, в котором он будет осуществлять свою деятельность, определяет королевский указ о назначении. Судебному приставу не разрешается иметь более одного офиса, который должен находиться в городе, определенном Министерством юстиции.

В Болгарии сложилась система исполнения судебных актов, в которой действуют как государственные, так и частные судебные исполнители. На частных судебных исполнителей возложено принудительное исполнение частных имущественных требований. Вместе с тем закон допускает, что государство может возложить на них и исполнение в пользу государства. Кроме государственных и частных судебных исполнителей в Болгарии действуют и так называемые публичные исполнители. Они занимаются взысканием налоговых задолженностей, штрафов и других долгов в пользу государства.

В Казахстане система исполнительного производства находится в составе судебной ветви власти. Функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей. К исполнению частных судебных исполнителей не принимаются исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.


Судебная система зарубежных стран — это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т. д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти — судебной. Каждому государству присуща своя судебная система. Она имеет дело с конкретным случаем нарушения права. Ее роль состоит в том, чтобы приводить в баланс законодательную и исполнительную власти, не давать им возможность выходить за пределы своих функций

Правосудие и судебная система определяют развитие конкретной страны. Разные судебные системы оказывают большое и абсолютно разное влияние на развитие и жизнь людей в тех или иных странах.

Во всём мире существует огромное количество различных судебных систем — ученые до сих пор не придумали универсальной классификации, под которую можно было бы подогнать все. Каждая система по-своему уникальна, так как на развитие страны, в том числе и её законы, влияет множество факторов, начиная с расположения и заканчивая темпами технического прогресса. Из-за этого в каждой системе существуют свои интересные особенности.

Система права в США

Таким образом, в ходе судебного разбирательства каждая из сторон подбирает тот судебный прецедент, который является наиболее подходящим и сравнимым с определённым судебным разбирательством. Судьи в США отличаются особой свободой в принятии решений. Особенно это заметно на низших уровнях. В некоторых случаях, даже в том, если действие, совершённое человеком, является противоправным, судья, зная об этом, может дать второй шанс человеку, если подсудимый убедит суд, что исправится. Однако, если человек уже неоднократно привлекался к ответственности, то суд не пойдет на уступки.

Достаточно значимым в судебной системе США является и суд присяжных. Присяжные участвуют в делах, стоимость иска которых превышает несколько долларов (т. е. почти во всех). Отмечают и то, что у юристов в США есть наука о том, как правильно подбирать наиболее подходящих присяжных

Система права в Англии

Английское право базируется на обычаях. Суды, как правило, рассматривают общий плац дел, не систематизируя право.

Из-за того, что в Англии основой правосудия являются исключительно традиции, в судебной системе данного государства наблюдаются необычные последствия: в судебном процессе стороны считаются равными даже в случае, если одна из них — это государство.

Особенностью является и тот факт, что судья не только выносит решение — он активно участвует в самом деле (самостоятельно допрашивает свидетелей и пр.).

Под влиянием обычаев, которые и составляют основу системы права в Англии, у английских юристов существуют определенные нормы поведения. Несоблюдение простых вещей (говорить стоя или обращаться к суду в особой форме) может привести к удалению говорящего из зала суда. Есть и особые требования к одежде: у судей и адвокатов есть разные мантии, ношение которых обязательно. В некоторых судах обязательно и ношение париков.

Система права во Франции

Французские правоведы разделяют право на системы, подразделяют на отрасли и вносят в кодексы. Обобщая: во французской правовой системе во главе ставится кодификация. Отступление от установленных норм права там крайне недопустимо. Отмечают также, что в системе французского права действуют стандарты, которые были приняты во время правительства Наполеона.

Незатронутых отраслей французской системы права достаточно мало. В случае, если судье затруднительно принять решение, он, как правило, обращается к рекомендациям Верховного суда.

В этой системе есть существенный недостаток — практически полное отсутствие новшеств (для подобной системы правосудия это большая редкость, так как судьи обычно поступают так, как привыкли).

Система мусульманского права

Значительное влияние на систему правосудия в мусульманских странах оказала религия. Законы здесь опираются на уже прописанные в религиозных писаниях догмы.

Подобная система оказывает значительное влияние на верующих мусульман, так как для них нарушение закона недопустимо не только на законодательном уровне, но и на духовном.

Уникальность судебных систем связана с рядом аспектов — историческим развитием и источниками, регулирующими их организацию и деятельность.

Предметом рассмотрения судебной власти являются конфликты между людьми, но не всякие, а только такие, которые носят правовой характер и выражаются в действиях (бездействии) конфликтующих сторон. Судебная власть является высшей формой защиты социальных интересов человека. Судебная власть, таким образом, является интегральной частью государственной власти, предназначенной от имени государства разрешать юридические конфликты.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная система, система, США, суд, судебная власть, судья, Англия, государство, значительное влияние, судебное разбирательство.

Читайте также: