Издали закон об упразднении транспортных судов исправить ошибку

Обновлено: 14.05.2024

Он познакомился с плеядой новейших учебников по биологии. Только истинная наука обладает даром предзнаменования событий. Уже в момент обучения в гимназии Герц проявлял интерес к технике, экспериментам. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. Преподаватель изобразил на доске план выполнения работы.

Исправьте ошибки в употреблении оценочных слов.

У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны; только в конце романа она приобретает аристократические замашки. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! Космические корабли – новое чудище человеческого разума.

2. Объясните, в чем заключается причина речевой избыточности в следующих сочетаниях: Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, демобилизоваться из армии, впервые дебютировать, ввести новое понятие, спросить вопрос, постоянные еженедельные рубрики, свободная вакансия, обыденная повседневность, странный парадокс, биография жизни – моя автобиография, сегодняшний день, два часа времени, поселиться жить, пинать ногами, народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, прейскурант цен, огромная махина, народный фольклор, взаимно друг к другу, габаритные размеры, кавалькада всадников.

Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью и речевой недостаточностью.

1. Собака укусила его зубами за руку. 2. Классным руководителям обеспечить явку своих родителей (из объявления). 3. Войскам пришлось отступать назад. 4. Следует отметить следующие недостатки. 5. Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей. 6. В связи с холодом в помещении делаем только срочные переломы (из объявления на двери ренгтген-кабинета). 7. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 8. Во время сессии трудно приходится тем студентам, у которых много пропусков и прогулов, недоработок и пробелов.

4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости:1. Работы Дарвина сыграли значительное влияние на развитие естествознания. 2. Ставится упор на более глубокое изучение экологии. 3. Хотя наши фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя. 4. Вы должны туда собственноручно сходить. 5. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.

5. Объясните различия в значениях паронимов (используйте словари паронимов и толковые словари). С каждым из слов составьте словосочетание.Абонент – абонемент, адресат – адресант, больной – болезненный, дельный – деловой – деловитый, единичный – единый – единственный, жилой – жилищный, здравица – здравница, понятность – понятливость, невежа – невежда, одеть – надеть, представить – предоставить, существо – сущность, статус – статут, факт – фактор, эффективный – эффектный, фундаментный - фундаментальный, практический – практичный, разный – различный, логический – логичный, длинный – длительный, метрологический - метеорологический, основание – обоснование.

Исправьте смысловые ошибки в предложениях. Укажите причины возникновения лексических ошибок.

1. Кем трудится твоя мама?

2. Педагоги биологии организовали курсы для старшеклассников.

3. Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в биологию и химию.

4. Врач обошел вторую палату.

5. Укол был очень больным.

6 Екатерина была воздвигнута на престол.

7. Издали закон об упразднении транспортных судов.

8. Интересующих вас лиц вышлем почтой (из делового письма).

9. С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших.

10. На улицах города состоялись вооруженные столкновения.

11 Это обеспечило ритмичную и бесперебойную работу предприятия.

12. При наличии отсутствия необходимых документов трудно наладить работу.

13. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою работу.

Исправьте стиль предложений, заменив устаревшие слова, диалектизмы, жаргонизмы, разговорно-просторечные слова и выражения общеупотребительными словами.

Пользуясь этимологическим словарем и словарем иностранных слов, укажите: 1) язык, из которого заимствовано слово; 2) значение слова в языке-источнике; 3) значение слова в современном русском языке.

Аудитория, декан, каникулы, куратор, лекция, семинар, сессия, студент, экзамен, библиография, биология, экология.

9. Определите значения слов (используйте толковый словарь или словарь иностранных слов). Антагонизм, антураж, апеллировать, аудитор, брэнд, грант, дилемма,дилетант, импичмент, импорт, инвестор, индифферентный, инфантильный, инцидент, квинтэссенция, квота, коммюнике, лейтмотив, менталитет, мониторинг, мораторий, нивелировать, паблисити, паритет, прерогатива, ратификация, репатриация, секвестр, холдинг, эксклюзивный.

Исправьте смысловые ошибки, связанные с употреблением иноязычных слов. Каковы причины возникновения ошибок?

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов, 2002. – С. 94-108.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2002. – С. 76-112.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 74-84.

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. – М., 1999. – С. 81-83.

Словари:

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

6. Словарь брянских говоров. Вып. 5. – Л., 1988.

7. Толковый словарь иностранных слов в русском языке. – Смоленск, 2000.

8. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. – М., 2000.

9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1961.

10. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.

11. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов в русском языке. Словарь-справочник. – М., 1968.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Морфологические нормы.

План:

1. Употребление имен существительных.

2. Употребление имен прилагательных.

3. Употребление имен числительных (варианты сочетаний числительных с существительными; употребление собирательных числительных).

4. Употребление местоимений..

5. Образование и употребление форм глаголов (особенности образования некоторых форм глаголов; варианты видовых форм).

Домашнее задание: № 1, 2, 4, 5, 9.

Задания:

1. Выберите нормативный вариант, дайте стилистическую оценку остальным формам: устарелая, профессиональная, разговорная, просторечная.

Компонент - компонента,манжет – манжета, банкнот – банкнота, ставень – ставня, спазм - спазма, туфель – туфля, рельс – рельса, просек – просека, скирд – скирда, георгин – георгина, зал – зала, жираф – жирафа, плацкарт – плацкарта, арабеск – арабеска, санаторий – санатория, клавиш – клавиша, тапок – тапка, босоножек – босоножка, сандаль – сандалия, жилет – жилетка, берет – беретка, желатин – желатина, лангуст – лангуста, шпон – шпона,

Укажите род существительных: тюль, мозоль, шампунь, толь, рояль, вуаль, табель, фланель, штемпель. Подберите к ним определения.

2. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными. Пользуясь толковым словарем и словарем иностранных слов, объясните значения незнакомых слов.

3. Подберите, если это возможно, к именам существительным мужского рода соотносительные с ними по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары. Адвокат, аспирант, врач, директор, доцент, дворник, корреспондент, биолог, эколог, географ, повар, лаборант, певец, пловец, преподаватель, посол, продавец, студент, судья, труженик, учитель, шофер, шеф, электрик, физик, философ, кандидат наук, ткач, санитар, мастер спорта, президент, сторож.

Образуйте названия жителей стран и городов (м.р., ж.р., мн.ч.): Китай, Корея, Индия; Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Калуга, Курск, Орел, Томск, Архангельск.

4. Образуйте формы именительного падежа мн.ч. следующих существительных: адрес, автор, аптекарь, бег, борт, бухгалтер, веер, вексель, вектор, воз, возраст, герб, год, директор, джемпер, договор, доктор, доцент, жемчуг, индуктор, инженер, инспектор, катер, конструктор, купол, лектор, оратор, ордер, отпуск, паспорт, почерк, порт, прожектор, профессор, ректор, свитер, сектор, слесарь, сорт, сторож, том, торт, трактор, трюфель, цех, шофер, якорь.

Укажите различия между значениями форм мн.ч следующих слов: зубы – зубья, соболи – соболя, мехи – меха, образы – образа, пропуски – пропуска, цветы – цвета, учители – учителя, корпусы – корпуса, корни – коренья, поясы – пояса, сыны – сыновья, кондукторы – кондуктора.

5. Образуйте формы родительного падежа мн.ч.: англичане, килограмм, армяне, апельсины, баклажаны, буряты, грузины, гренадеры, гусары, калмыки, вольт, монголы, носки, рельсы, чулки, якуты, погоны, ботинки, тунгусы, таджики, болгары, помидоры, партизаны, минеры, рога.

6. Образуйте формы именительного падежа мн.ч и родительного падежа мн.ч.:вафля, кочерга, свадьба, усадьба, песня, Галя, Оля, свеча, туфля, мечта, дно, курица.

7. Образуйте форму родительного падежа мн.ч.: дупла, выжимки, дела, заморозки, захолустья, грабли, колени, места, ремесла, полотенца, побережья, ясли, простыни.

Читайте также: