Какие суда производят в россии

Обновлено: 07.05.2024

В кильватере

СССР никогда не занимал выдающихся позиций в гражданском судостроении, отдавая приоритет развитию кораблестроения военного (как, впрочем, и США после Второй мировой войны).

В постсоветский период наши верфи пропустили еще две технологические революции: переход к цифровому проектированию и сборке судов большими блоками с уже готовым оснащением. На этом этапе вперед вырвались корабелы Южной Кореи, захватившие рынок нефтяных танкеров, газовозов и контейнеровозов. Сейчас их всех теснят верфи Китая.

В целом мировой рынок гражданского судостроения оказался захвачен указанными странами Восточной Азии, которые переориентировали на себя свыше 80% всего мирового рынка гражданского судостроения, уничтожив конкурентов извне либо загнав их в узкие специализированные ниши с нерегулярными заказами и невысокой загрузкой. Скажем, по итогам 2018 года загрузка южнокорейских верфей составила 80%, китайских — 38%, японских —27%, а средний показатель загрузки верфей в остальных странах мира — 15%.

Большие корабли Большого Камня

Дальний Восток уже имел шансы обзавестись новым крупным центром судостроения. В 1980-е рассматривался проект строительства крупного судостроительного завода и ряда смежных предприятий в Советской Гавани (Хабаровский край). Был даже проведен большой объем подготовительных работ. Но с распадом СССР этот проект был свернут.

В наличии достаточно развитая инфраструктура: к городу Большой Камень подходят автомобильная и железная дороги, неподалеку расположена мощная Артемовская ГЭС.

Стоимость реализации проекта оценивается в 200 млрд рублей.

Сегодня на судостроительном комплексе работает свыше четырех тысяч человек. Но верфь продолжает строиться и развиваться, набор персонала ведется на постоянной основе — по окончании строительства предприятия его работу должны обеспечивать около семи с половиной тысяч работников, не считая многочисленных смежников.

Коллекция уникальностей

К таким уникальным объектам относится открытый тяжелый достроечный стапель — сложное гидротехническое сооружение площадью 12 гектаров, шириной 230 и длиной 485 метров. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с самоходной судотранспортной системой и не имеющее аналогов в России крановое оборудование.

Для перемещения по стапелю блоков корпуса и судов применяется транспортная система на рельсовом ходу, грузоподъемность которой обеспечивает транспортировку судна массой 40 тыс. тонн. На стапеле смонтированы два мобильных укрытия, которые позволяют круглогодично вести работу по сборке судов.

Строительство судов начинается в блоке корпусных производств. Это цеховой комплекс общей длиной 313,5 метра, шириной 177 метров и высотой 32 метра. Он предназначен для изготовления секций и блоков судов весом до 300 тонн и размерами до 23×13×12 метра.

В 2020 году была проведена модернизация блока корпусных производств: поэтапно установлено дополнительное оборудование для обеспечения строительства крупнотоннажных судов. В итоге производственная мощность предприятия по переработке стального проката увеличилась вдвое: по массе обрабатываемого металла — до 90 тыс. тонн в год, по сборке судов — 145 тыс. тонн в год.

Амбициозные гринфилды

Винторулевая колонка представляет собой движительную установку, совмещающую тяговый двигатель, приводящий в действие гребной винт, и рулевое управление в едином модуле. В последнее десятилетие это стало стандартным решением, позволяющим улучшать маневренность судов, их эксплуатационные характеристики и экономичность.

Лист длиной 24 метра позволяет кратно уменьшить количество сварных швов при формировании корпуса судна, а значит, снизить стоимость работ, повысить прочность конструкции и увеличить скорость строительства. А самое главное — уйти от импорта стальных заготовок из Южной Кореи.

Для обеспечения работы металлургического производства требуется построить электростанцию, морской причал, автомобильную и железную дороги, жилье для сотрудников, а также проложить магистральные сети энергоснабжения, ЛЭП, газопровод, водопровод. На новом металлургическом производстве будут работать порядка полутора тысяч человек. Стоимость реализации металлургического проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.

Цель — локализация

Есть на чем тренироваться

- Россия
Модели лодок/серии: Baikal
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, моторные яхты класса люкс (> 20 м), моторные катамараны, хаусботы, стальные моторные лодки, алюминиевые моторные лодки)

Trident Aluminium Boats

- Россия
Модели лодок/серии: Alugator, Solo, Zvezda, Piton, Evolution, Center Console
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами, катера для рыбалки, алюминиевые моторные лодки, рабочие лодки), надувные лодки (РИБ (жёстко-надувные лодки))
производство с 2005 года

Barents

- Россия
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами, алюминиевые моторные лодки, пассажирские судна)

Laky Verf

- Россия, компания Ozernaya Verf Ltd.
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, моторные яхты класса люкс (> 20 м))
производство с 2005 года

Fortuna Yachts

- Россия
Модели лодок/серии: Calypso, Sirius
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, пассажирские судна)

Victory Boats

- Россия, компания Victory Boats - Seamachine GmbH
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами)

Pacifico Yachts

Sever Aeroboats

- Россия
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами), надувные лодки (РИБ (жёстко-надувные лодки))
производство с 2014 года

Sevmash

- Россия
Модели лодок/серии: Sevmash
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, моторные яхты класса люкс (> 20 м), стальные моторные лодки, рабочие лодки, грузовые судна/танкеры, лодки/катера на заказ)

Paritet

- Россия, компания Paritet Company
Модели лодок/серии: Looker, Ellips
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, моторные катамараны, рабочие лодки)

SibRiver

- Россия, компания SibRiver inflatable boats
Производитель: надувные лодки (РИБ (жёстко-надувные лодки))

Real Ships

- Россия, компания Ushakovo Yards
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, стальные моторные лодки, пассажирские судна, рабочие лодки)

Boatyard Varyag

- Россия
Производитель: парусники (деревянные парусные лодки), моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, деревянные моторные лодки)

Kompan Marine

- Россия
Модели лодок/серии: Alekstar
Производитель: парусники (парусные яхты/лодки с каютами), надувные лодки (РИБ (жёстко-надувные лодки))

Tailwind

- Россия
Модели лодок/серии: Tailwind
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами), надувные лодки (РИБ (жёстко-надувные лодки))
производство с 2001 года, длина около 4 - 13 м

Teknomar

Bester Boats

- Россия
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами)

Grizzly

- Россия, компания Grizzly Marine
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами, катера для рыбалки, алюминиевые моторные лодки)

SPEV boat

- Россия
Модели лодок/серии: Phoenxi
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами, катера для рыбалки)

JSC Kostroma

- Россия, компания JSC Kostromo Marine Engineering Factory
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами, катера для рыбалки)
производство с 1940 года

NorthSilver

- Россия
Производитель: моторные лодки (круизы на день/лодки без коек, моторные яхты/катера с каютами)

Rybinsk Shipyard

- Россия
Модели лодок/серии: Rybinsk
Производитель: моторные лодки (моторные яхты/катера с каютами, моторные яхты класса люкс (> 20 м))

Судостроители в России и других странах

© 2003 - 2021 Yachtino GmbH
Производители лодок, строители и верфи в России. Каталог строителей яхт и лодок в России. Производство парусников, моторных лодок, маленьких лодок, как гребных и катамаранов.

В 2011 году было объявлено о начале масштабного перевооружения российских армии и флота.

Предполагалось в течение 10 лет провести практически полную замену вооружения и техники еще советского производства на новые образцы. Огромнейшее значение имело обновление корабельного состава.

На фото: Амурский судостроительный завод. Спуск подводной лодки "Комсомольск-на-Амуре"

В период 1990–2010 годов Россия, по сути, потеряла целое поколение кораблей. За это время, например, такая страна, как Нидерланды, успела построить серию фрегатов, затем продать их почти полностью и построить вместо них серию других.

Крымская весна 2014 года

Крайне любопытны исторические параллели: например, в процессе создания флота Российской империи в 1910-х годах, равно как и при строительстве большого флота предвоенного СССР, наша страна также очень во многом зависела от импорта. Другую историческую параллель можно увидеть в том, что после принятия масштабных кораблестроительных программ происходили масштабные геополитические события, впоследствии заставлявшие эти программы корректировать.

Помимо того, высшему руководству страны пришлось менять приоритеты развития вооруженных сил. Например, в 2014 году сухопутных войск как таковых в направлении границы России с Украиной между Москвой и Ростовом-на-Дону практически не было. В 2019 году на этой территории действуют уже три общевойсковые армии.

Крым в советское время был известен во многом именно предприятиями судостроения и судоремонта.

ССЗ Залив_ Керчь_ Судно-снабженец выводят из дока

ССЗ "Залив" (г. Керчь). Судно-снабженец выводят из дока

Военное кораблестроение

При рассмотрении программ военного кораблестроения следует учитывать, что их основная задача – это замена широкого спектра боевых кораблей и вспомогательных судов.

Многие комментаторы и критики развития сегодняшнего ВМФ России не учитывают тот факт, что в стране не один флот, а несколько. ВМФ РФ располагает значительным флотом аварийно-спасательной и поисковой службы. Судоходство и навигация в океанах и в прибрежных морях целиком зависят от Гидрографической службы. Аналогичных структур в ВМС иностранных государств, по сути, нет. В России имеется также значительный флот Главного управления глубоководных исследований МО РФ, задача которого состоит в проведении подводно-технических работ на морском дне.

При этом ни в одной стране мира флоту не приходится предусматривать службу на пяти не связанных между собой театрах военных действий. Россия при строительстве своего флота обязана учитывать, что корабли, которые хороши в Каспийском или Черном море, будут непригодны для службы на Камчатке. Это же касается и флота Береговой охраны ФСБ России.

В годы СССР не все виды кораблей строились на территории Советского Союза, очень многие строились за границей, в первую очередь в Польше и в Финляндии. В результате опыта строительства многих видов кораблей в РФ просто нет. Во-первых, это кабельные суда, во-вторых, десантные корабли, в-третьих, океанские буксиры.

Завод Пелла_Буксир ледового класса_СБ-737_проекта 02980

Завод "Пелла". Спуск буксира ледового класса СБ-737 (проект 02980)

В результате количество типов строящихся боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов просто поражает. Ни одна страна мира, включая США или КНР, не ведет строительство такого широкого спектра кораблей и судов. Некоторые виды кораблей на Западе просто не строят, такие как тральщики или кабельные суда. ВМФ РФ для построения сетей связи, особенно в Арктике, просто нуждается в кабельных судах. Строительство двух таких единиц было передано из Зеленодольска в Керчь. Строительство ряда других видов кораблей, таких как патрульные ледоколы, в Канаде, например, только начинается.

Еще один аспект развития отечественного ВМФ состоит в том, что он – не просто набор кораблей. В состав ВМФ входят также мощнейшие соединения морской авиации и береговых войск. Ответственность за оборону некоторых территорий России несет в первую очередь именно ВМФ. Это Калининградская область, Крым и Камчатка, где практически все боевые структуры завязаны именно на флот. И за развитие этих структур также отвечает ВМФ.

Военный судоремонт

Атомный крейсер Адмирал Нахимов

Атомный крейсер "Адмирал Нахимов"

Взгляд в будущее

Фрегат Адмирал Горшков

Фрегат "Адмирал Горшков"

Не забыты и вспомогательные суда: в настоящее время разрабатывается проект многофункциональной платформы, которая сможет выступать в роли танкера, госпитального судна, плавмастерской и т.д.

Итоги и перспективы

Несмотря на все перечисленные выше проблемы, программа военного кораблестроения России весьма динамично развивается. Все-таки четыре крупных корабля в один день, как это произошло 23 апреля 2019 года, в СССР и России очень давно не закладывали. Россия смогла восстановить свои компетенции в строительстве таких сложных и комплексных объектов, как спасательные суда или корабли разведки.

Особенность развития ВМФ России заключается в том, что, как правило, практически все высшие руководители нашей страны понимают необходимость совершенствования флота для решения геополитических задач. Существующие в наши дни программы военного кораблестроения – не исключение и находятся под пристальным вниманием президента России Владимира Путина.

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург

За урожаем из глубин: бум рыбопромыслового судостроения в России

И не только здесь. На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения: траулеры, сейнеры, ярусоловы. Что за тренд возник в нашем отечестве? Траулер – это рыбопромысловое судно, ведущее добычу рыбы и морепродуктов с помощью трала – длинной, похожей на гигантский чулок сети. Трал опускается в море с помощью специального тралового комплекса, состоящего из множества лебедок и специальных приспособлений и в процессе буксирования (траления) наполняется рыбой (или, например, креветкой), а затем поднимается на борт через специальный пандус на корме, который называется слип.

Заказываем российское

Рыбопромысловые суда

Учимся у соседей

Построенный корпус траулера

Построенный корпус траулера вывозят из сборочного цеха. Размеры судна настолько велики, что рулевую надстройку с капитанским мостиком придется монтировать отдельно. Корпус покрыт грунтовкой темно-охристого цвета.

На железной стройке

Ледоход

Строящиеся в Выборге траулеры отличаются превосходными мореходными качествами и даже способны передвигаться и работать во льдах. Суда соответствуют ледовому классу Ice 3, а корпуса усилены до класса Arc 4. Специальные приспособления препятствуют попаданию льдин на слип.

Опоясанный лесами корпус траулера уходит ввысь, под самый потолок огромного сборочного цеха. Для рулевой рубки с капитанским мостиком места уже нет, она будет смонтирована после выхода из цеха. Как только формирование и насыщение корпуса закончено, его с помощью гидравлических тележек выкатывают из эллинга и оставляют на открытом стапеле, освобождая место для следующего корпуса. После определенного периода, во время которого судно специально готовят к спуску на воду, его отправляют в доковую камеру. Это сооружение с явно долгой историей исправно служит и современному судостроению. Пространство внутри камеры поделено на сухую часть и заполненный водой и отделенный от моря воротами канал. Как только траулер заводят внутрь камеры и устанавливают на сухую часть, все ворота задраиваются и камера заполняется водой. Едва воды станет достаточно, чтобы судно оторвалось от твердой поверхности, то есть обрело плавучесть, его сдвигают вбок и позиционируют точно над каналом. Вода спускается, снова показывается дно, а траулер продолжает оставаться на плаву уже в русле канала. Поскольку КМТ01 с его 17 м ширины едва вписывается в берега канала, операция спуска на воду требует филигранной точности. Наконец ворота к морю открываются, буксир выводит траулер из доковой камеры и ставит его к достроечному причалу.

Траулер Northern Osprey III

Траулер Northern Osprey III, построенный по проекту ST-118 компанией Skipsteknisk, которая базируется в городе Олесунн (Норвегия). На сегодняшний день Норвегия – признанный лидер рыбопромыслового судостроения.

Что там внутри?

Но, как известно, спуск на воду – это далеко не окончание строительства. Предстоит еще множество монтажных и отделочных работ, пока траулер из металлической конструкции превратится в место работы, сна и отдыха для членов экипажа – и это не на один месяц. Осматриваем изнутри траулер с заводским номером 936 – по готовности он следующий в очереди за 935-м KMT01, ушедшим на ходовые испытания. В помещениях царит вечный полумрак, несмотря на яркий свет временных ламп, – даже иллюминаторы капитанского мостика зашиты фанерой. Под ногами кабели, с подволока свисают провода – вовсю идет монтаж разнообразных инженерных систем. Чтобы не споткнуться или не сделать неверный шаг на крутом трапе, надо сохранять предельную концентрацию. Пытаешься представить, как тут будет, когда разверстые ныне полы и подволок закроют чистовыми панелями, в жилой части оформят отдельные каюты и камбуз. Особенно интересно посмотреть на промысловую палубу (она почти в самом низу), на которой будут работать с тралом – заниматься постановкой, подъемом трала, а затем выливать из него рыбу в огромные приемные бункеры, из которых она будет подаваться на рыборазделочные машины, а затем в специальные накопители. Если речь идет, например, о треске, рыбины будут вымыты, очищены, порезаны на филе, автоматические грейдеры отсортируют филейчики по навескам, направят их в морозильные аппараты, а после шоковой заморозки в специальной камере они будут упакованы в картонные ящики, уложены автоматическим палетизатором на отдельные палеты и отправлены на лифте в грузовой морозильный трюм.

Читайте также: