Иностранный элемент может проявляться в правоотношении если дело подсудно иностранному суду

Обновлено: 04.05.2024

В современной мировой системе международная подсудность определяется: 1) по признаку гражданства стороны или сторон по делу. Так, суд Франции признает себя компетентным рассматривать дела при условии, что в спорных правоотношениях участвует гражданин Франции, независимо от места их возникновения; 2) по признаку места жительства ответчика, то есть распространение принципов внутреннего законодательства на дела с иностранным элементом (ФРГ); 3) по признаку личного участия ответчика или наличия принадлежащего ему имущества на территории данного государства (Англия, США); 4) по месту нахождения спорной вещи; 5) при наличии другой связи спорной дела с территорией данного государства, в частности места причинения вреда, исполнение договора и т.д.

В Украине подсудность судам гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, а также по спорам, в которых хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется законодательством Украины (ст. 424 ГПК), т.е. по принципу закона суда (locus regit actum). Следовательно, в отношении гражданских дел с иностранным элементом действуют правила общей территориальной подсудности, по которым иск может быть предъявлен в суд по месту жительства гражданина или нахождения органа управления юридического лица (ст. 125 ГПК).

Иски к ответчику, место жительства которого неизвестно, предъявляются по месту нахождения его имущества или по месту его временного проживания или пребывания, либо по последнему известному месту постоянного жительства или постоянного занятия ответчика. Иски к ответчику, не имеющему в Украине места жительства, могут быть предъявлены по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Украине. Иски о возмещении вреда, причиненного имуществу граждан или юридических лиц, могут предъявляться также по месту причинения вреда. Правила альтернативной подсудности действуют и в других категориях дел, определенных ст. 126 ГПК.

На гражданские дела с иностранным элементом распространяются правила подсудности дел по месту исполнения договора (ст. 127 ГПК), по месту, определенным соглашением сторон (ст. 129 ГПК), связанных между собой дел. К делам с участием иностранцев применяются правила исключительной подсудности, согласно которым компетентными судами в делах по спорам о праве на здания, исключении имущества из описи являются суды по месту нахождения этого имущества или его основной части; о порядке пользования земельными участками, суды по месту нахождения участка, по искам кредиторов наследодателя, пред'явлюваними до принятия наследства наследниками, - суды по месту нахождения наследственного имущества или его основной части; по искам к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, - суды по месту нахождения управления транспортной организации, к которому в установленном порядке была подана претензия (ст. 130 ЩЕК).

Суды компетентны рассматривать дела о расторжении браков граждан украины с иностранными гражданами, а также браков иностранных граждан между собой в Украине. Гражданин Украины, проживающий за ее пределами, вправе расторгнуть брак с одним из супругов, который проживает за пределами Украины, независимо от его гражданства, в судах Украины (ст. 197 Кобс Украины).

Нормы о разграничении компетенции судов по делам с участием иностранных граждан предусмотренные в международных конвенциях и двусторонних договорах Украины. Общие правила международной подсудности широко определены в Конвенции государств - членов СНГ, а именно: 1) иски к лицам, имеющим местожительство на территории одной из договаривающихся сторон, предъявляются, независимо от их гражданства, в суды этой договаривающейся стороны, а иски к юридическим лицам - в суды договаривающейся стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территории разных договаривающихся сторон, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца; 2) суды договаривающейся стороны компетентны также в случаях, когда на ее территории: осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство, возникающее из договора, являющееся предметом спора; имеет постоянное местожительство или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации; 3) по искам о праве собственности и других имущественных прав на недвижимое имущество исключительно компетентны суды по месту нахождения имущества. Иски к перевозчикам, возникающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 20).

Суды договаривающихся сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам (ст. 21).

Встречное исковое требование (встречный иск и требование о зачете, которые возникают из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в суде, который рассматривает основной иск (ст. 22)

В ст. 23 Договора между Украиной и Республикой Польша это правило сформулировано конкретнее. В ней указано, что суд одного из государств может объявить гражданина другого государства умершим или установить факт его смерти: 1) по заявлению лица, которое имеет намерение реализовать свои права, возникающие из наследственных или имущественных отношений между супругами, в отношении недвижимого имущества, которая умерла или погибла, если это имущество находится на территории той страны, суд которой должен вынести решение; 2) по заявлению мужа (жены) лица, которая погибла или умерла, проживающего на момент подачи ходатайства на территории того государства, суд которой должен вынести решение. Такое решение будет иметь силу только на территории государства его вынесения. Договором решен вопрос о компетенции судов обоих государств по делам из трудовых правоотношений. В соответствии с ним споры по вопросам заключения, изменения, отмены и окончания трудовых отношений, а также требования, вытекающие из них, относится к компетенции суда государства, на территории которого работа была или должна быть выполнена. Компетентными также есть суды того государства, где имеет место жительства ответчик, а также на территории которой имеет место жительства истца, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика (ст. 42)

По признакам гражданства и места проживания устанавливается подсудность другими международными договорами Украины. Так, согласно ст. 27 Договора между Украиной и Литовской Республикой по делам о расторжении брака компетентны учреждения договаривающейся стороны, гражданами которой супруги были в момент подачи заявления. Если супруги имеют местожительство на территории другой договаривающейся стороны, компетентны также учреждения этой договаривающейся стороны. Когда же на момент подачи заявления о расторжении брака один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй - другой и один из них проживает на территории одной, а второй - на территории другой договаривающейся стороны, компетентны учреждения обеих договаривающихся сторон, каждая из которых применяет законодательство своего государства. Аналогично определяется компетентность судов по делам о признании брака недействительным.

Таким образом, законодательством Украины и заключенными ею международными договорами компетентными в делах с иностранным элементом признаются: суды государства по месту предъявления иска (по месту проживания или местонахождения ответчика); суды государства, гражданином которого является сторона; суды государства, на территории которого находится спорное имущество; суды государства, на территории которого осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность ответчика. Коллизионные вопросы, возникающие в судах Украины при определении подсудности дел с иностранным элементом, решаются в соответствии с правилом ст. 428 ГПК, которая предпочитает нормам международного договора.

Определение подсудности в международных договорах Украины не исключает возможности возбуждения тождественного дела в судах обеих договаривающихся сторон. Так, согласно Договору между Украиной и Республикой Польша, если один из супругов имеет местожительство на территории одной договаривающейся стороны, а второй - на территории другой договаривающейся стороны, компетентными являются суды, другие органы обеих договаривающихся сторон. Они также компетентны в вынесении решения о родительские права и алименты в пользу малолетних детей (пп. 4 и 5 ст. 26). Аналогичная норма предусмотрена и другими международными соглашениями Украины.

В связи с этим имеет значения, должен ли суд применять правило, предусматривает оставление искового заявления без рассмотрения, если в производстве суда другого государства есть дело, связанное со спором между теми же сторонами, о том же предмет и из тех же оснований. В аспекте международного гражданского процесса эта проблема называется lis alibi pendes. В законодательстве Украины она решена п. 5 ст. 229 ГПК, согласно которому суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям находится на рассмотрении в другом суде. Однако эта норма распространяется только на суды, которые рассматривают дела с иностранным элементом. Вместе с тем анализ международных договоров Украины свидетельствует о том, что применение этого правила возможно тогда, когда дело возбуждено в суде такого иностранного государства, с которой Украина имеет соглашение о взаимном исполнении судебных решений, то есть тогда, когда решение иностранного суда приобретают национального режима, признаются и исполняются на территории Украины. Так, согласно договору между Украиной и КНР в признании и исполнении судебного решения может быть отказано, если по тому же правовому спору между теми же сторонами судом запрашиваемой договаривающейся стороны уже вынесено решение, вступившее в силу, или же он находится там на рассмотрении, или уже признано решение третьей стороны в этом деле, что вступило в силу (п. 4 ст. 21).

Правило lis alibi pendes имеет применение в ФРГ, если решение иностранного суда может быть принудительно исполнено по правилам германского гражданского процессуального законодательства, а во Франции, когда оно предусмотрено международным соглашением с ее участием. В Англии и США дело, производство по которому осуществляется в иностранном суде, может быть закрыта, если суд придет к выводу, что параллельное возбуждение дела в английском (американском) суде будет несправедливым в отношении ответчика. Конвенцией стран ЕЭС от 27 сентября 1963 г. установлено, что суд одной из стран - участниц должен объявить себя некомпетентным, если в производстве суда второй стороны - участницы есть тождественна дело. По-другому решен вопрос болгарским и польским законодательством. Суд не приостанавливает производство и не закрывает дело, начатое в нем, если окажется, что дело по этому спора или в связи с ним находится в производстве иностранного суда (ч. 2 ст. 9 ГПК Болгарии), даже если иностранное решение подлежало бы исполнению в Польше (ст. 1098 ГПК Польши)

К проблемам международной подсудности относится правило perpetuatio juris-dictionis (perpetuatio fori), по которому дело, принятое судом к своему производству, должна быть решена по существу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудно другому суду. В Украине оно решено ч. 4 ст. 132 ГПК, по которой запрещается передавать в другой суд дела, начатые рассмотрением по существу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 133 ГПК.

Все гражданские дела, в том числе и те, в которых участвуют иностранцы, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, суды нашего государства решают на основании Конституции, других актов законодательства Украины, заключенных ею международных договоров в порядке, предусмотренном ГПК. А в случаях, предусмотренных законом, суд применяет нормы права других государств (ст. 11 ГПК). Следовательно, иностранное законодательство в делах с иностранным элементом судами Украины применяется тогда, когда об этом есть конкретное указание закона или нормы заключенного ею международного договора.

Конвенции государств - членов СНГ установлено, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. А по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей договаривающейся стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой договаривающейся стороны (ст. 8).

Договором между Украиной и Республикой Грузия предусмотрено, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы договаривающейся стороны, от которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству его государства (ст. 8). Аналогично решен этот вопрос в договорах между Украиной и Литовской Республикой (ст. 8), между Украиной и Республикой Молдова (ст. 7), между Украиной и Республикой Польша (ст. 7), между Украиной и Эстонской Республикой (ст. 8).

Согласно договору между Украиной и КНР при оказании правовой помощи по гражданским делам запрашиваемое учреждение может применить на просьбу другой договорной стороны ее процессуальные нормы, если они не противоречат основным принципам законодательства запрашиваемой договаривающейся стороны (ст. 12).

Согласно Конвенции государств - членов СНГ (ст. 15) центральные учреждения юстиции договаривающихся сторон по просьбе предоставляют друг другу информацию о действующем или то, которое было действующим, на их территории внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции

Международная подсудность устанавливает, подпадает ли под компетенцию национальных судов конкретного государства разрешение правового спора, осложненного иностранным элементом. Каждое государство само определяет, какие споры относятся к компетенции его судов (гражданско-процессуальное законодательство).

В правовых системах предусматриваются три основных способа определения международной подсудности:

1) по признаку гражданства сторон: суд того государства компетентен рассматривать спор, гражданином которого является одна из сторон (Франция, Италия и др.);

2) по закону места жительства ответчика (Германия, Швейцария, Япония и др.);

Этот способ определения международной подсудности, распространенный в странах общего права, при предъявлении персональных исков требует фактического присутствия ответчика на территории соответствующего государства для личного вручения ему судебной повестки, которая является началом процесса в собственном смысле слова. В целях предъявления вещно-правового иска фактическое присутствие толкуется как нахождение имущества (собственности) ответчика.

Одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса является конфликт юрисдикции. Он может проявляться в двух вариантах:

1) отрицательный конфликт — два и более государств отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции;

2) положительный конфликт — два и более государств претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам.

Конфликт юрисдикции необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором — по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Виды международной подсудности:

1) исключительная международная подсудность — спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;

2) альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;

3) договорная международная подсудность — определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства (т.е. имеется возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон).

Соглашение, в котором стороны выбирают суд определенного государства для рассмотрения возникшего спора либо спора, который может возникнуть в будущем, называется пророгационным соглашением. Наряду с пророгационными соглашениями (где указывается выбор в пользу судов определенного государства) стороны могут заключить дерогационные соглашения, в которых указывается на исключение судов определенного государства рассматривать спор.

В России все суды общей юрисдикции наделены полномочиями рассматривать споры, осложненные иностранным элементом. Правила установления международной подсудности установлены в главе 44 ГПК РФ и в гл. 32 АПК РФ. Основное правило для ее установления — это территориальная подсудность по месту жительства в РФ гражданина-ответчика или по месту нахождения на территории Российской Федерации организации-ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК РФ). ГПК РФ также устанавливает и иные случаи определения международной подсудности (п. 3 ст. 403 ГПК РФ).

К перечню дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам, относятся:

дела о праве на недвижимость, находящуюся на территории РФ;

дела по спорам из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ;

дела о расторжении браков российских граждан с иностранцами, если оба супруга имеют место жительства в РФ;

любые споры по делам, возникающим из публичных правоотношений;

отдельные категории дел особого производства (ст. 403 ГПК РФ).

Положение о международной подсудности российским арбитражным судам закреплено в ст. 247 АПК РФ и устанавливает общее правило о том, что ответчик должен находиться или иметь место жительства либо имущество на территории РФ. АПК РФ также устанавливает исключительную подсудность (ст. 248) и договорную подсудность (ст. 249)

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В МЧП

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

Основания и порядок установления и отмены опеки (попечительства), форма кон­троля над подопечным лицом, требования, предъявляемые к личным качествам опекуна (попечителя), определяются по личному закону лица, в отношении которого устанавли­вается либо отменяется опека (попечительство).

Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем), поскольку эта обязан­ность входит в содержание его правоспособности.

Отношения между опекуном (попечителем) и подопечным лицом определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).

Однако существует исключение: когда подопечное лицо имеет место жительства в России, применяется российское право, если оно более благоприятно для него. При оп­ределении благоприятности учитываются такие положения российского права, как обя­занность опекуна (попечителя) несовершеннолетнего лица проживать совместно с ним, его обязанность заботиться о содержании, воспитании и образовании подопечного, за­щищать его права и интересы, порядок распоряжения имуществом подопечного и др.

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В МЧП

Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая иностранных граждан и апатридов, путем совершения предусмотренных национальным законодательством нотариальных действий.

Функции нотариата:

удостоверение документов, предназначенных для действия за границей; принятие документов, составленных за границей;

охрана имущества, оставшегося на территории данного государства после смерти иностранного гражданина;

охрана имущества, переходящего по наследству иностранцу после смерти местного гражданина;

обеспечение доказательств, требуемых для ведения дела в органах иностранного государства.

Порядок и условия применения иностранного права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации 1993 г. о нотариате и в ст.ст. 1186—1193 ГК РФ.

На территории иностранных государств нотариальные действия от имени РФ осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреж­дений России.

Нотариальные функции консульских учреждений:

охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство;

удостоверение верности копий документов и выписок из них;

представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе.

Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренном международными договорами и национальным законом.

Если международным договором России установлены иные правила о нотариаль­ных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, при со­вершении нотариальных действий применяются правила международного договора.

Если международный договор России относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством РФ, нотариус произво­дит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ.

Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с ино­странным правом компетентными органами иностранных государств, принимаются в России при наличии их легализации или проставлении апостиля, если иное не преду­смотрено международным договором РФ

Под легализациейпонимают последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качество, в котором они выступают, а также удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы.

Легализация иностранных документов может быть осуществлена как в соответст­вующем иностранном государстве, так и в России. В первом случае действия по легализа­ции осуществляют работники консульских учреждений России, а во втором – Консуль­ское управление Министерства иностранных дел РФ.

Упрощенным порядком легализации является консульская легализация, - специальная надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства, а также соответствие документов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе РФ.

Государства, желая отменить требование дипломатической или консульской лега­лизации иностранных официальных документов, заключили Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. 1 .

Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совер­шены на территории одного государства и должны быть представлены на территории другого государства. К их числу относятся:

• документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрис­дикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

• официальные пометки: отметки о регистрации; визы, подтверждающие определен­ную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, и административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции

Гаагская Конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правила проставления апостиля — единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников — вместо последовательных операций по оформлению легализации. Образец апостиля приложен к Конвенции.

В РФ апостиль проставляется Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции, Прокуратурой, Архивным ведомством, Министерством образования.

В национальном праве для определения компетенции судов и международной подсудности употребляются различные коллизионные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наиболее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории данного государства (закон суда). Пределы компетенции национальных судебных органов определяются национальным гражданско-процессуальным законодательством.

Одной из самых сложных проблем МГП является конфликт юрис-дикций. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт – два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный – два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикций. Конфликт юрисдикций необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором – по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Укажем виды международной подсудности:

1) исключительная – спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;

2) альтернативная – стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;

3) договорная – определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях. Дерогационное соглашение – это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Про ро га ци он ное соглашение – дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является де-рогационным. По общему правилу пророгационное соглашение не может изменить родовую (предметную) подсудность.

Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Толкование основных принципов ГПК позволяет сделать вывод о том, что компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 °СК).

Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).

Многие международные соглашения также содержат правила установления международной подсудности. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержит расширенный круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции): общие положения о подсудности и специальная подсудность отдельных видов гражданских и семейных дел. Конвенция закрепляет правила об исключительной компетенции. Установлена и возможность договорной подсудности на основе письменного соглашения сторон.

Однако международное право не содержит норм, разграничивающих компетенцию между органами разных государств по конкретным видам гражданских дел. Каждое государство, исходя из собственных правил о международной подсудности, принимает к рассмотрению такие споры, которые считает нужным.

Законы некоторых государств предусматривают, что национальные суды могут принимать к рассмотрению дела, касающиеся гражданского состояния иностранцев, при условии, что решение суда получит признание в государстве гражданства иностранца. Однако такое условие подсудности существует только во внутреннем праве и не продиктовано требованиями международного оборота или международного права.

От понятия международной подсудности необходимо отличать понятие международной подведомственности — компетенции определенных звеньев судебной системы данного государства рассматривать конкретные категории гражданских дел с иностранным элементом.

Например, в ст. 22 ГПК РФ и в ст. 27 АПК РФ предусмотрено, что суды и арбитражные суды РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями и международных организаций.

С точки зрения национального процессуального права, подведомственность гражданских дел судебным органам означает пределы их компетенции по рассмотрению гражданских дел. О подведомственности дела какому-либо органу государственной власти говорится во внутригосударственном смысле, в смысле противопоставления компетенции судебных органов компетенции административных органов власти. Участники спора могут избрать подсудность, но не подведомственность.

О международной подсудности можно говорить только при возникновении вопроса о компетенции судов какого-либо государства. Однако аналогичный вопрос может возникнуть относительно компетенции административных органов определенного государства. В данном случае уместно говорить не о подсудности, а о юрисдикции.

Например, по некоторым видам гражданских дел (усыновление, опека) в разных государствах установлена различная подведомственность — или судам, или административным органам. В ситуации, когда одно и то же дело в одном государстве входит в компетенцию административных органов, а в другом — в компетенцию судебных, имеет место конфликт юрисдикции (а не подсудности).

Признаки, используемые при разрешении вопросов международной подсудности, необходимо отличать от признаков, лежащих в основе разрешения коллизий законов. Здесь несомненно внешнее сходство, но это две абсолютно различные правовые категории.

При решении коллизионного вопроса суд определяет, право какого государства подлежит применению в данном конкретном случае. Это решение гражданско-правовых вопросов (вопросов о материальном праве), т.е. коллизионные нормы позволяют разрешить конфликт материально-правовых норм, преодолеть столкновение материальных законов.

При разрешении вопросов международной подсудности суд устанавливает пределы компетенции органов юстиции своей страны и не затрагивает вопроса о том, компетентен ли суд какого-либо иностранного государства рассматривать данный спор. Это проблема не гражданского права, а гражданского процесса, т.е. конфликт юрисдикции. Таким образом, между коллизионной проблемой (конфликтом законов) и конфликтом юрисдикции существует огромное противоречие, которое завуалировано внешним сходством исходных критериев (в обоих случаях применяются признаки гражданства, места жительства, места нахождения вещи и т.п.).

Конфликт юрисдикции является одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт — два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный — два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности предназначены именно для разрешения конфликта юрисдикции.

Конфликт юрисдикции необходимо также отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором — по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Коллизионный вопрос и вопросы юрисдикции тесно связаны, что зачастую приводит к совместному рассмотрению этих проблем. Установление собственной юрисдикции не исключает применения иностранного права, так же как привязка отношения к иностранному праву не исключает установления собственной юрисдикции.

Именно с этой политикой связано повсеместное распространение принципа национального режима относительно доступа иностранцев к правосудию: принцип национального режима расширяет юрисдикцию местных судов и одновременно — сферу применения иностранного права.

Виды международной подсудности:

  1. Исключительная международная подсудность — спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства.
  2. Альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор.
  3. Договорная международная подсудность — определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства. По соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по законам данной страны оно подсудно местному суду, или наоборот — дело, по местным законам подсудное иностранному суду, по соглашению сторон может быть отнесено к юрисдикции местного суда.

Договорная подсудность устанавливается в первую очередь по внешнеторговым сделкам. Стороны международных коммерческих контрактов путем соглашения могут установить любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли по соглашению сторон к сделке может применяться материальное право любого государства. Международные договоры о торговле и мореплавании устанавливают возможность договорной подсудности по всем имущественным спорам с участием иностранных лиц.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях (обычно употребляется обобщающий термин — пророгационные соглашения).

Дерогационные соглашения — это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Пророгационные соглашения — дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является дерогационным. По общему правилу, пророгационные соглашения не могут изменить родовую (предметную) подсудность.

Читайте также: