Гарантии независимости адвоката по нормам федерального закона об адвокатской деятельности

Обновлено: 16.05.2024


Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Данный принцип предполагает, что адвокаты, адвокатские образования и адвокатура в целом не подчинена никакому органу государства или местного самоуправления. Адвокат не имеет права ставить себя в долговую зависимость от доверителя, а также вступать в трудовые правоотношения с работодателем кроме случаев занятия научной, педагогической и творческой деятельности. Это организационная независимость адвокатуры. Кроме того, органы управления адвокатурой и адвокатскими образованиями финансируются самими адвокатами путем ежемесячных взносов в кассу части отработанного гонорара. Ежемесячные взносы являются основным источником финансирования отечественной адвокатуры. При этом, хотя государство и участвует в экономической поддержке адвокатского сообщества, это происходит в форме оплаты за услуги отдельных адвокатов по защите интересов граждан по назначению правоохранительных органов, а не в форме прямых перечислений органам управления адвокатурой.

Таким образом, государственные органы исполнительной власти лишены возможности оказывать экономическое давление на органы управления адвокатским сообществом, так как размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном постановлением Правительства РФ, расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Это экономические основы независимости отечественной адвокатуры.

Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. Органы государственной власти, без всякого сомнения, вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры. Такому вмешательству есть следующие пределы:

• голосование государственных служащих по вопросам, рассматриваемым квалификационными комиссиями;

• направление государственными служащими (например, судьями) материалов в адвокатские палаты субъектов Федерации в отношении адвокатов с требованием о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

• наложение штрафа на адвоката как на участника судебного процесса в порядке, установленном процессуальными кодексами РФ.

Основные способы защиты адвоката от неправомерного вмешательства в его деятельность перечислены в Рекомендациях по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности (утв. решением Совета ФПА от 30.11.2009 (протокол № 3)[60] 60
Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. № 1.

К таким способам относятся:

• составление адвокатскими палатами субъектов Федерации единого перечня (реестра) служебных помещений, используемых адвокатами для осуществления своей деятельности;

• оперативное информирование адвокатом соответствующих адвокатских образований и адвокатских палат субъектов РФ о нарушениях прав и гарантий адвоката при осуществлении профессиональной деятельности;

• в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 123–125 УПК РФ), обжалование адвокатом незаконных действий и решений в прокуратуру или в суд;

• при совершении явно незаконных действий или вынесении явно незаконных решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими направляется обращение адвоката в связи с допущенными нарушениями законодательства в соответствующие суды в порядке, установленном гл. 23 и 25 ГПК РФ;

• в случаях, когда незаконные действия должностных лиц оперативно-разыскных и (или) следственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления носят характер преступления, составляют обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы;

• по каждому факту нарушения гарантий независимости адвоката, установленному вступившим в законную силу судебным решением, направляют письменное обращение к руководителям соответствующих правоохранительных и иных органов и организаций с требованием о привлечении к ответственности лиц, по вине которых нарушены права адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности.

32. Дисциплинарная ответственность адвоката: понятие, меры дисциплинарной ответственности, порядок их применения и снятия. Меры поощрения адвокатов

Перечень мер поощрения закреплен в Положении о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов РФ[61] 61
Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2005. № 1 (5).

Применяемые Федеральной палатой адвокатов РФ меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов.

К ним относятся:

В исключительных случаях Совет Федеральной палаты адвокатов по представлениям совета адвокатской палаты субъекта РФ или Президента Федеральной палаты адвокатов, а также по своей инициативе вправе наградить орденом или медалью адвоката за особо выдающиеся достижения в адвокатской деятельности или в деле развития российской адвокатуры независимо от стажа адвокатской деятельности.

Повторное награждение орденом и медалью одной степени не производится.

Благодарность и награждение почетной грамотой применяются к лицам, обладающим статусом адвоката и имеющим стаж адвокатской деятельности не менее 3 лет, а также к сотрудникам адвокатских палат и адвокатских образований за многолетний и добросовестный труд в адвокатуре.

Повторное поощрение вышеперечисленных лиц допускается не ранее чем через два года.

Памятной медалью и дипломом награждаются адвокатское образование и адвокатская палата субъекта РФ.

Благодарственным письмом поощряются адвокаты за добросовестное исполнение профессиональных обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 18 КПЭА нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и самого КПЭА, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и КПЭА.

Меры дисциплинарного воздействия:

• замечание (п. 1 ч. 6 ст. 18 КПЭА);

• предупреждение (п. 2 ч. 6 ст. 18 КПЭА);

33. Поводы для возбуждения дисциплинарного производства. Порядок возбуждения и права участников дисциплинарного производства

КПЭА закрепляет перечень поводов для начала дисциплинарного производства.

Поводы для начала дисциплинарного производства:

1. Жалоба, поданная в Совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем (лицом, обратившимся за оказанием юридической помощи) при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований.

2. Представление, внесенное в Совет вице-президентом адвокатской палаты, отвечающим за исполнение требований закона об обязательном участии адвокатов в уголовном производстве, оказании бесплатной юридической помощи или исполнении решений органов адвокатской палаты.

3. Представление, внесенное в Совет территориальным органом юстиции.

34. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений. Обязанности адвоката, принявшего поручение на оказание юридической помощи адвокату, привлекаемому к дисциплинарной ответственности

Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ осуществляется в закрытом заседании, устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства.

Квалификационная комиссия должна дать заключение по возбужденному дисциплинарному производству в том заседании, в котором состоялось разбирательство по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, выслушивания их объяснений. Копии письменных доказательств или документов, которые участники намерены представить в заседание комиссии, должны быть ими переданы секретарю комиссии не позднее двух суток до момента начала заседания.

Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не является основанием для отложения разбирательства.

Разбирательство в заседании комиссии осуществляется в пределах тех требований и тех оснований, которые изложены в жалобе, представлении.

По просьбе участников дисциплинарного производства квалификационная комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые эти участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

Адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, имеет право принимать непосредственно меры по примирению с лицом, подавшим жалобу, до решения Совета. Адвокат и его представитель дают объяснения комиссии последними.

По результатам разбирательства квалификационная комиссия выносит следующие заключения:

• о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) КПЭА, либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем; либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты;

• о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действии (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) КПЭА либо вследствие надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой;

• о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

• о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;

• о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

Дисциплинарное дело, поступившее в Совет палаты с заключением квалификационной комиссии, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным Советом уважительными. Участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени заседания Совета.

Участники дисциплинарного производства не позднее десяти суток с момента вынесения квалификационной комиссией заключения вправе представить через ее секретаря в Совет письменное заявление, в котором выражены несогласие с этим заключением или его поддержка.

Разбирательство по дисциплинарному производству осуществляется в Совете в закрытом заседании. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не препятствует разбирательству и принятию решения. Участникам дисциплинарного производства предоставляются равные права изложить свои доводы в поддержку или против заключения квалификационной комиссии, а также высказаться по существу предлагаемых в отношении адвоката мер дисциплинарной ответственности.

Решение Совета должно быть мотивированным и содержать конкретную ссылку на правила профессионального поведения адвоката, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, КПЭА, в соответствии с которыми квалифицировалось действие (бездействие) адвоката.

Совет с учетом конкретных обстоятельств дела должен принять меры к примирению адвоката и лица, подавшего жалобу.

В случае принятия решения о прекращении статуса адвоката копия решения вручается (направляется) лицу, в отношении которого принято решение о прекращении статуса адвоката, или его представителю независимо от наличия просьбы об этом.

Совет вправе принять по дисциплинарному производству следующее решение:

• о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) КПЭА, о неисполнении или ненадлежащим исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 18 КПЭА;

• о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) КПЭА, либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, на основании заключения комиссии или вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и КПЭА;

• о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками, по тому же предмету и основанию;

• о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства вследствие существенного нарушения процедуры, допущенного ею при разбирательстве;

• о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией;

• о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение;

• о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

Решение совета адвокатской палаты по дисциплинарному производству может быть обжаловано адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о состоявшемся решении.

В соответствии с ч. 6 ст. 19 КПЭА представитель адвоката является участником дисциплинарного производства с момента его возбуждения.

Действующее законодательство не содержит как таковых обязанностей представителя адвоката в дисциплинарном производстве, однако представляется, что добросовестное исполнение соответствующего поручения предполагает активное использование всего спектра прав, предоставленных этому участнику дисциплинарного производства Кодексом профессиональной этики адвоката.

Обязанности адвоката, принявшего поручение на оказание юридической помощи адвокату, привлекаемому к дисциплинарной ответственности:

• сформулировать предложения о способе разрешения дисциплинарного производства (ч. 3 ст. 20 КПЭА);

• знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств (п. 1 ч. 5 ст. 23 КПЭА);

• участвовать в заседании комиссии (п. 2 ч. 5 ст. 23 КПЭА);

• давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства (п. 3 ч. 5 ст. 23 КПЭА);

• ознакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии (п. 4 ч. 5 ст. 23 КПЭА);

• в случае несогласия с заключением комиссии, представить Совету свои объяснения (п. 5 ч. 5 ст. 23 КПЭА);

• давать объяснения квалификационной комиссии (ч. 7 ст. 23 КПЭА).

Непосредственно обязанностей у представителя адвоката две, и обе они возникают в том случае, когда дисциплинарное производство инициировано по жалобе адвоката против своего коллеги. В этом случае адвокат – представитель адвоката обязан:

• Уведомить совет адвокатской палаты о принятии поручения на ведение дела против другого адвоката (т. е. заявителя в дисциплинарном производстве);

• Предпринять меры к примирению сторон.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: