На основании положения 1886 года в туркестанском крае низшее судебное звено народные суды
Обновлено: 02.05.2024
енный губернатор области Черняев с уважением относился к традициям и всячески подчеркивал это. Например, адъютант Черняева во время движения генерала по городу разбрасывал по восточному обычаю милостыню 14 .
В 1867 году император утвердил проект управления Туркестаном. Основным принципом нового положения являлось единство гражданской и военной власти и введение в управление краем элементов общеимперской системы. На территории Средней Азии были образованы Туркестанское генерал-губернаторство и Туркестанский военный округ, составившие единый военно-административный район, возглавляемый одним человеком. Это было обусловлено, в первую очередь, удаленностью края от столицы. В организацию уездного и волостного управления (для оседлого населения) и уездного (для кочевого) было введено выборное начало. Также были введены выборы судей. Это было сделано во многом по инициативе Д. А. Милютина, который считал, что выборы позволят российской администрации расширить свое влияние на низовое "управление и ослабить влияние мусульманского духовенства на население. Реально, особенно в районах проживания кочевого населения, многие родовые начальники не были избраны, но на практике власть принадлежала им 15 . Первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант К. П. Кауфман. Недостатки положения 1867 года компенсировались его широкими полномочиями и дифференцированным подходом к организации управления различными областями Туркестанского генерал-губернаторства.
В 1886 году было принято новое положение об управлении Туркестаном. Авторы положения исходили из того, что военное завоевание Средней Азии закончено, край достаточно обрусел и может управляться на основе общеимперского законодательства при сохранении для коренного населения отдельных традиционных учреждений.
Считалось, что необходимость в широких полномочиях для туркестанского генерал-губернатора отпала. Поэтому в основу нового управления Туркестаном был положен принцип сокращения чрезвычайных полномочий российской военной и гражданской администрации и максимального приближения края к общероссийской системе управления. Изменились структура органов управления генерал-губернаторством 16 и объем полномочий губернской администрации. Урезаны были полномочия генерал-губернатора и его канцелярии во внешнеполитических вопросах. Свобода действий генерал-губернатора была также существенно
ограничена контролем Азиатской части Главного штаба, которая принимала непосредственное участие в окончательном решении всех более или менее важных вопросов колониального управления.
Параллельно были сокращены права военного ведомства в управлении Туркестаном. Из ведения военного министерства были изъяты суд, финансы, контроль, народное просвещение, почта и телеграф. Даже формально подчиненные генерал-губернатору учреждения — ведомство земледелия и государственных имуществ, заведование переселенческими районами, главный инспектор училищ, Туркестанское районное охранное отделение — могли вступать в непосредственное отношение с департаментами и получать директивы из Петербурга, минуя генерал-губернатора.
Положением 1886 года оседлое население Туркестана в уезде разделялось на волости, а волости на сельские общества (акса-кальства). Волостные управители, сельские старшины и их помощники назначались по выбору населения на три года 17 . В конце XIX века в Туркестане были введены выборные волостные органы и для кочевого населения. С момента присоединения Средней Азии к Российской империи для коренного оседлого и кочевого населения была сохранена традиционная судебная система 18 . Этот принцип был сохранен в Положении об управлении Туркестанским краем 1886 года. Им было установлено, что оседлое и кочевое население имеет отдельные народные суды 19 , судившие на основе местных обычаев, а фактически по законам шариата. Положением 1886 года в организацию народного суда вводился принцип разделения властей. Это привело к тому, что русская администрация края практически полностью утратила контроль за деятельностью народных судов, прекратив активное вмешательство в их деятельность.
Помимо народных судов практически не зависели от российской администрации в Туркестане конфессиональная мусульманская школа и мусульманское духовенство, так как отсутствовал орган контроля за его деятельностью (муфтиат), как это было в Поволжье.
К началу XX века стали очевидны как недостатки организации административно-правовой системы управления краем по Положению 1886 года, так и недостатки избранного принципа управления в Туркестане в целом. Сохранение традиционных учреждений и действие законов шариата для коренного населения уже не считалось оптимальным методом управления. В конце 60-х годов XIX века эта мера была оправдана отдаленностью терри-
тории, невозможностью установить реальный контроль и, наконец, не заинтересованностью самодержавия в расширении среднеазиатских владений, которые не давали никакой прибыли в казну. К концу XIX столетия задачи изменились. Началось активное экономическое освоение этой территории, которое требовало усилить роль русской администрации на всех уровнях управления. Помимо экономических причин, заставлявших царское правительство внимательно отнестись к вопросу об укреплении административных связей со среднеазиатской окраиной, существовали причины культурно-религиозного плана, обусловленные боязнью распространения панисламизма в империи.
На рубеже XIX—XX столетий российские власти вторгаются в систему организации народных судов в Туркестане. Рядом распоряжений туркестанской администрации с 1892-го 20 по 1908 год 21 был настолько изменен статус и порядок избрания народных судей, что к началу Первой мировой войны выборный принцип в формировании народного суда в Туркестане практически перестал действовать. Судьи стали фактически назначаемыми 22 .
Местная администрация в Туркестане была в сложном положении из-за нехватки кадров, обширности территорий, находившихся над контролем ограниченного числа чиновников. Недостаточность штатов при огромных территориях уездов приводила к тому, что все хуже выполнялись полицейские функции, так как на участковых приставов возлагалось множество не свойственных им обязанностей, а уездная полиция отсутствовала.
Отсутствие полиции в Туркестане к началу XX века превратилось в крайне сложную проблему. В 1905 году в Положение об управлении Туркестанским краем было внесено дополнение, в соответствии с которым военные губернаторы получили право формировать в сельской местности полицию на средства местных землевладельцев по их ходатайствам 23 . Это было ярким показателем бессилия властей в решении кадровых вопросов в Туркестане.
Выводы Палена послужили основой для разработки преобразований в управлении Туркестаном. В 1911 году начало работу
высочайше учрежденное Совещание для выработки основных начал преобразования управления Туркестанским краем. Но по окончании работы совещания дальнейших шагов по реформированию системы сделано не было. Реформа управления Туркестаном разрабатывалась крайне медленно 25 . Накануне Первой мировой войны Совет министров выработал основные принципы преобразований в управлении Туркестаном. Они были одобрены императором 25 февраля 1913 года. Предполагалось отказаться от чрезвычайных подходов в организации управления и усилить власть русской администрации на всех уровнях 26 . Преобразования в Туркестане должны были затронуть систему административного управления, расширить права генерал-губернатора, усилить штаты местной администрации. Готовилось преобразование судебной системы и слияние ее с общеимперской. Предполагаемые реорганизации практически не затрагивали культурную и религиозную жизнь мусульманского населения Туркестана. Но новое положение об управлении Туркестаном не было составлено в окончательном виде и не поступило на рассмотрение в Государственный совет и Государственную думу.
Начало войны не внесло никаких коренных изменений в управление Туркестаном. Среднеазиатские окраины считались самыми спокойными территориями Российской империи. Ситуация изменилась в 1916 году, когда там начались волнения местного населения. 25 июня 1916 года было опубликовано высочайшее повеление о наборе в принудительном порядке рабочих для нужд действующей армии, объявленное военным ми-' нистром. Беспорядки начались 13 июля 1916 года в Джизакском уезде Самаркандской области и чрезвычайно быстро переросли в восстание.
Для скорейшего урегулирования ситуации на пост туркестанского генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа 8 августа 1916 года с поста командующего Северо-западным фронтом был переведен генерал-адъютант А. Н. Куропаткин, имевший двадцатилетний опыт службы в Туркестане.
тате требование призыва мужчин с 19 до 43 лет было невозможно выполнить, не проведя предварительную перепись. Составление списков лиц, подлежащих призыву, было поручено кадиям и биям, которые начали по-своему толковать императорский указ 28 . В итоге стали распространяться сведения о том, что это не набор на тыловые работы, а скрытый призыв на фронт, необходимый для того, чтобы истребить население Туркестана, а на эти земли переселить русских 29 .
чивавшийся отрыв местного населения от российской администрации, вытеснение киргизских кочевников русскими переселенцами никогда не рассматривались как насущные внутриполитические проблемы. В течение многих лет вопрос обсуждался, разрабатывались различные проекты, работали совещания, и только события 1916 года показали трагические последствия неорганизованности администрации, нерасчетливой земельной политики.
На основе предложений Куропаткина к 1 февраля 1916 года был разработан проект нового положения по управлению Туркестанским краем. Проект предполагал усиление власти генерал-губернатора, областной и уездной администрации, объединение в областных правлениях и уездных съездах деятельности представителей различных ведомств, увеличение количества чинов администрации и полиции.
Это означало дальнейшее усиление власти военного ведомства на территории Туркестана и было показателем отказа от прежней политики сохранения местных особенностей в управлении.
В первой половине XIX века Кавказ представлял конгломерат резко отличавшихся друг от друга в социально-экономическом, политическом и культурном отношении областей. Время и форма присоединения этих областей к России во многом определяли многообразие форм управления Кавказом.
Управление на Северном Кавказе было сравнительно близким к общероссийскому. В Закавказье в процессе присоединения к России отдельных областей сложилось несколько систем управления. В 1802 году было издано Учреждение управления Грузии, во главе которой был поставлен главнокомандующий. Он являлся председателем Верховного Грузинского правительства. В составе правительства действовали экспедиции, которые заменяли губернское правление, казенную и судебные палаты. В каждом уезде Грузии были созданы управа земской полиции и уездный суд. Их возглавлял окружной начальник. В городах действовали коменданты из русских офицеров и их помощники — полицмейстеры — из грузинских дворян 36 .
В первом десятилетии ХГХ века к России была присоединена значительная часть современного Азербайджана, земли которого были разделены на несколько провинций во главе с комендантами из русских офицеров. Коменданты имели значительные административные и судебные права (вплоть до применения смертной казни). Такая система управления устанавливала в Азербайджане военный режим.
В целом управление на Кавказе в первой четверти ХГХ века основывалось на принципе отстранения большинства местных дворян от управления и усиления российской военной администрации. Но вскоре под влиянием военных действий, жалоб местного дворянства самодержавие вынуждено было пойти на введение некоторой самостоятельности кавказской администрации и допустить местное дворянство к участию в управлении. Началось привлечение в местный государственный аппарат грузинских и армянских дворян. В западной части Закавказья некоторые ранее независимые княжества получили автономию и в качестве высших руководителей сохранили местных князей.
В составе наместничества действовали губернии с военными губернаторами во главе, которые одновременно управляли воен-
ными и гражданскими учреждениями. По аналогии с Сибирью в 1840—1882 годах в Петербурге действует под разными названиями Кавказский комитет. Его контроль должен был компенсировать широкую самостоятельность кавказской администрации, участие местного дворянства в управлении и не допустить отрыва Кавказа от контроля из центра.
Попытки российской администрации проводить на Кавказе гибкую политику выразились в создании особого суда, составленного из выборных представителей горских народов. Во второй половине XIX века на территорию кавказского наместничества были с некоторыми ограничениями распространены судебная реформа 1864 года и городская реформа 1870 года. В 1883 году кавказское наместничество было упразднено, а главой всей кавказской администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе 37 . После упразднения наместничества на Кавказе начался аналогичный туркестанскому процесс отрыва окраины от империи.
В связи с событиями революции 1905 года наместничество на Кавказе было восстановлено 3 марта 1905 года. Наместник имел достаточно широкие полномочия: право решать все вопросы, которые не требовали издания новых законов. За исключением чинов Государственного контроля, Государственного банка и судебного ведомства ему принадлежали все права по определению к службе, перемещению и увольнению чиновников, их ответственности, производству в чины, награждению, назначению им пенсий. В чрезвычайных обстоятельствах он мог отменять постановления губернских и областных административных лиц Кавказского края. При наместнике находился совещательный орган — Совет, состоявший из двух специально назначенных императором лиц, представителей министерств финансов и внутренних дел, Главного управления землеустройства и земледелия, старшего председателя Тифлисской судебной палаты и директора канцелярии наместника 38 .
поводу управления Кавказом, ь. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков (Марков 2-й) обвиняли кавказского наместника и его администрацию в бездеятельности, попустительстве. Авторы запроса добивались признания деятельности наместника неудовлетворительной и предлагали подчинить управление Кавказом Совету министров. Запрос не был принят, и система управления Кавказом осталась прежней.
Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы являлись наказными атаманами казачьих войск.
Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов империи. В крупных областных центрах (Верный, Уральск, Петропавловск Семипалатинск) были созданы городские полицейские управления, а в уездных городах — городские приставства. Казахское кочевое и оседлое население приравнивалось в правах к сельским обывателям. Переселенцы и городское население относились к жителям России. Все земли объявлены собственностью России, традиции казахского землепользования были безвозвратно утеряны. Лицам русского происхождения разрешалось брать казахские земли внаем.
Кочевники платили кибиточную подать в размере 4 руб., в общей сложности налоги и повинности достигали 10 руб. с кибитки. Сельские общества русских, дунган и уйгуров — оброчную подать, как и государственные крестьяне. В Туркестанском крае были созданы суды имперского типа и народные суды как нижнее звено судебной власти.
Таким образом, административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления. Открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на молопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения. Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.
82.Восстания казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау против введения “Временных положений” 1867-1868 гг.
Восстание в Уральской и Тургайской областях (1868–1869 гг.)
Восстание носило антиколониальный характер и было направлено против: 1) Административной реформы 1867–1868 гг., которая усилила колониальную зависимость казахской степи; 2) Объявления всей территории Казахстана собственностью Российской империи и использования ее по территориальному принципу. Введения новых правил землепользования; 3) Строительства новых крепостей и изъятия плодородных земель у казахов; 4) Увеличения налогов и введения новых повинностей; 5) Перехода феодальных групп на управленческую службу, усиления административного давления на своих подчиненных.
Восставшие Уральской и Тургайской областей требовали: 1) Избавить народ от податей; 2) Отменить продажу земли; 3) Сохранить свободу перекочевок; 4) Ликвидировать принцип назначения уездных начальников.
Для подавления восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов и 510 стрелков. Были мобилизованы все казачьи силы Туркестанского военного округа и гарнизонные укрепления. Всего было сосредоточено 5300 вооруженных казаков и 20 орудий с артиллеристами.
К лету повстанцы сосредоточились в основном по рекам Уил, Сагыз, Эмба. 6 мая 1869 г. около урочища Жамансай, в 20 верстах от Уила, 20 тысяч повстанцев окружили и атаковали отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. В течение семи дней повстанцы держали его в осаде. После этого, потеряв 13 повозок с продовольствием, 3 человек убитыми и 5 ранеными, отряд вернулся в Калмыковскую крепость. Другая часть восставших преследовала отряд майора Пирогова. Состоялось сражение и у реки Ашыбулак. Отступи ли также отряды Юровского и Рукина.
Восстание носило не только антиколониальный, но и антифеодальный характер. С марта по июнь 1869 г. на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно трех тысяч человек.
Размах восстания встревожил Петербург. Напуганные царские власти хотели решительных действий по его подавлению. 10 июня 1869 г. военный министр Милютин потребовал положить конец восстанию в Уральской и Тургайской областях.
Восстание было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизации. Участвовали в нем практически все слои общества во главе с родовыми правителями, например, султан Хангали Арсланов возглавил отряд повстанцев. Но султаны, бии и старшины проявили непоследовательность и не оправдали надежд восставших. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.
Восстание на Мангистау (1870 г.)
Восстание было связано с введением временного положения в 1869 г. в Уральской и Тургайской областях. Здесь земельный вопрос стоял еще острее. Возмущение введением новой системы налогов усилило сопротивление. В марте 1870 г. началось восстание на полуострове Мангышлак (Мангистау).
Причинами восстания явились: 1) Сопротивление реформам 1867–1868 гг, которые усилили колониальную зависимость; 2) Захват казахских земель Российской империей и строительство новых крепостей. Укрепления возвели в летних кочевьях адаевцев, в долине реки Жем; 3) Увеличение налогов и введение новых повинностей; 4) Запрет роду Адай пользоваться летовками и требование от них уплаты прошлогодних податей по новой цене. 40 тыс. кибиток адаевцев должны были уплатить 160 тыс. рублей, часть податей взималась баранами; 5) Передача 2 февраля 1870 г. Мангистауского приставства в распоряжение Кавказского наместничества, в которой выразилось политическое бесправие казахского народа.
15 марта 1870 г. пристав Мангистаского края подполковник Рукин с 36 казаками, 4 офицерами, переводчиком Бекметулы, бием Майулы и группой в 60 человек при четырех орудиях выступили в степь в урочище Бозащы, чтобы остановить перекочевку адаевцев на свои летовки. 22 марта повстанцы окружили и разгромили отряд карателей, раненый Рукин застрелился. В сражении погиб один из вожаков восставших Б. Маяулы.
Весть о разгроме отряда послужила сигналом к освободительному движению. Повстанцев поддержали рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. 5 апреля они атаковали Николаевскую станицу и Александровский форпост, сожгли маяки у форпоста, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона. Из захваченных лодок была образована своеобразная флотилия, которая принимала участие в осаде Александровского форпоста, продолжавшейся с 5 по 8 апреля.
9 апреля с Кавказа в форт прибыли войска под командованием графа Кутайсова, который вел переговоры с биями Мамбетниязом Тлепулы, Есиргепом Досжанулы, Кафаром Каражигитулы. В конце апреля отряд графа в составе трех рот пехоты при одном орудии и трех сотен всадников выступил в степь, чтобы отрезать отступающим аулам путь на Устюрт. В мае прибыли новые силы с Кавказа: батальон Апшеронского полка, 2 стрелковые роты, несколько рот линейного батальона, 4 роты Дагестанского полка, 2 роты терских казаков, четыре орудия. Плато Устюрт было занято Оренбургским военным округом. Водные источники на Мангистау были заняты Кутайсовым. Повстанцы были вынуждены отступить. Примерно 3 тыс. адаевцев направились к верховьям Сагыза, но войска отрезали им путь и погнали обратно, отбирая у них скот.
Последствия восстания: 1) 3 тыс. семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства; 2) Адаевцам наложили контрибуцию в размере 90 тыс. баранов; 3) Кавказская администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 9 тыс. кибиток различную подать на сумму 57901 руб.
83.Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX - начале XX вв.
Подготовка переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.
В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.
В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.
Переселенческое движение в конце XIX в. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян. С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.
После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, поданным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился "недостаток" земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало "переселенческий земельный фонд". Для его создания у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.
После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.
Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский, Ташкентский и Аулие Атинский уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить.
В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры - 56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России
№ 84 Переселение уйгур и дунган в Казахстан. Причины и результаты
Предпосылки переселения уйгуров и дунган:
В XIX в. против притеснения Цинской империи не раз происходили восстания уйгуров:
В 1864 г. в Восточном Туркестане произошло самое обширное по охвату территории восстание уйгуров и дунган.
В 1867 г. в борьбе за власть в Восточном Туркестане победу одерживает кокандский военноначальник Якуб – бек, овладевшей всей Кашгарией. В 1870 г. Якуб – бек занял Урумчи и подчинил Дунганское ханство. Но в 1871 г. на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска, и доступ в Илийский край Якуб – беку был закрыт. После подавления восстания в Синьцзяне между правительствами России и Китая начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю. По Петербургскому договору 1881 г. предусматривалось жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства. Основная часть населения края решила переселиться в пределы Российской империи.
За 1881 – 1884 гг. в Семиречье переселилось 45 тыс. уйгуров и 5 тыс. дунган.
Читайте также: