На основании положения 1886 года в туркестанском крае низшее судебное звено народные суды

Обновлено: 02.05.2024

енный губернатор области Черняев с уважением относился к традициям и всячески подчеркивал это. Например, адъютант Черняева во время движения генерала по городу разбрасывал по восточному обычаю милостыню 14 .

В 1867 году император утвердил проект управления Турке­станом. Основным принципом нового положения являлось един­ство гражданской и военной власти и введение в управление краем элементов общеимперской системы. На территории Сред­ней Азии были образованы Туркестанское генерал-губернатор­ство и Туркестанский военный округ, составившие единый во­енно-административный район, возглавляемый одним челове­ком. Это было обусловлено, в первую очередь, удаленностью края от столицы. В организацию уездного и волостного управ­ления (для оседлого населения) и уездного (для кочевого) было введено выборное начало. Также были введены выборы судей. Это было сделано во многом по инициативе Д. А. Ми­лютина, который считал, что выборы позволят российской ад­министрации расширить свое влияние на низовое "управление и ослабить влияние мусульманского духовенства на население. Реально, особенно в районах проживания кочевого населения, многие родовые начальники не были избраны, но на практи­ке власть принадлежала им 15 . Первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант К. П. Кауфман. Недостатки положения 1867 года компенсировались его широкими полно­мочиями и дифференцированным подходом к организации управления различными областями Туркестанского генерал-губернаторства.

В 1886 году было принято новое положение об управлении Туркестаном. Авторы положения исходили из того, что военное завоевание Средней Азии закончено, край достаточно обрусел и может управляться на основе общеимперского законодательства при сохранении для коренного населения отдельных традицион­ных учреждений.

Считалось, что необходимость в широких полномочиях для туркестанского генерал-губернатора отпала. Поэтому в основу нового управления Туркестаном был положен принцип сокраще­ния чрезвычайных полномочий российской военной и граждан­ской администрации и максимального приближения края к об­щероссийской системе управления. Изменились структура орга­нов управления генерал-губернаторством 16 и объем полномочий губернской администрации. Урезаны были полномочия генерал-губернатора и его канцелярии во внешнеполитических вопросах. Свобода действий генерал-губернатора была также существенно

ограничена контролем Азиатской части Главного штаба, которая принимала непосредственное участие в окончательном решении всех более или менее важных вопросов колониального управле­ния.

Параллельно были сокращены права военного ведомства в управлении Туркестаном. Из ведения военного министерства были изъяты суд, финансы, контроль, народное просвещение, почта и телеграф. Даже формально подчиненные генерал-губер­натору учреждения — ведомство земледелия и государственных имуществ, заведование переселенческими районами, главный инспектор училищ, Туркестанское районное охранное отделе­ние — могли вступать в непосредственное отношение с депар­таментами и получать директивы из Петербурга, минуя генерал-губернатора.

Положением 1886 года оседлое население Туркестана в уезде разделялось на волости, а волости на сельские общества (акса-кальства). Волостные управители, сельские старшины и их по­мощники назначались по выбору населения на три года 17 . В кон­це XIX века в Туркестане были введены выборные волостные органы и для кочевого населения. С момента присоединения Средней Азии к Российской империи для коренного оседлого и кочевого населения была сохранена традиционная судебная си­стема 18 . Этот принцип был сохранен в Положении об управле­нии Туркестанским краем 1886 года. Им было установлено, что оседлое и кочевое население имеет отдельные народные суды 19 , судившие на основе местных обычаев, а фактически по законам шариата. Положением 1886 года в организацию народного суда вводился принцип разделения властей. Это привело к тому, что русская администрация края практически полностью утратила контроль за деятельностью народных судов, прекратив активное вмешательство в их деятельность.

Помимо народных судов практически не зависели от россий­ской администрации в Туркестане конфессиональная мусульман­ская школа и мусульманское духовенство, так как отсутствовал орган контроля за его деятельностью (муфтиат), как это было в Поволжье.

К началу XX века стали очевидны как недостатки организа­ции административно-правовой системы управления краем по Положению 1886 года, так и недостатки избранного принципа управления в Туркестане в целом. Сохранение традиционных уч­реждений и действие законов шариата для коренного населения уже не считалось оптимальным методом управления. В конце 60-х годов XIX века эта мера была оправдана отдаленностью терри-

тории, невозможностью установить реальный контроль и, нако­нец, не заинтересованностью самодержавия в расширении сред­неазиатских владений, которые не давали никакой прибыли в казну. К концу XIX столетия задачи изменились. Началось ак­тивное экономическое освоение этой территории, которое тре­бовало усилить роль русской администрации на всех уровнях управления. Помимо экономических причин, заставлявших цар­ское правительство внимательно отнестись к вопросу об укреп­лении административных связей со среднеазиатской окраиной, существовали причины культурно-религиозного плана, обуслов­ленные боязнью распространения панисламизма в империи.

На рубеже XIX—XX столетий российские власти вторгаются в систему организации народных судов в Туркестане. Рядом рас­поряжений туркестанской администрации с 1892-го 20 по 1908 год 21 был настолько изменен статус и порядок избрания народ­ных судей, что к началу Первой мировой войны выборный принцип в формировании народного суда в Туркестане практи­чески перестал действовать. Судьи стали фактически назначае­мыми 22 .

Местная администрация в Туркестане была в сложном поло­жении из-за нехватки кадров, обширности территорий, находив­шихся над контролем ограниченного числа чиновников. Недо­статочность штатов при огромных территориях уездов приводи­ла к тому, что все хуже выполнялись полицейские функции, так как на участковых приставов возлагалось множество не свойст­венных им обязанностей, а уездная полиция отсутствовала.

Отсутствие полиции в Туркестане к началу XX века превра­тилось в крайне сложную проблему. В 1905 году в Положение об управлении Туркестанским краем было внесено дополнение, в соответствии с которым военные губернаторы получили право формировать в сельской местности полицию на средства мест­ных землевладельцев по их ходатайствам 23 . Это было ярким по­казателем бессилия властей в решении кадровых вопросов в Тур­кестане.

Выводы Палена послужили основой для разработки преобра­зований в управлении Туркестаном. В 1911 году начало работу

высочайше учрежденное Совещание для выработки основных начал преобразования управления Туркестанским краем. Но по окончании работы совещания дальнейших шагов по реформи­рованию системы сделано не было. Реформа управления Турке­станом разрабатывалась крайне медленно 25 . Накануне Первой мировой войны Совет министров выработал основные принци­пы преобразований в управлении Туркестаном. Они были одоб­рены императором 25 февраля 1913 года. Предполагалось отка­заться от чрезвычайных подходов в организации управления и усилить власть русской администрации на всех уровнях 26 . Пре­образования в Туркестане должны были затронуть систему адми­нистративного управления, расширить права генерал-губернато­ра, усилить штаты местной администрации. Готовилось преобра­зование судебной системы и слияние ее с общеимперской. Предполагаемые реорганизации практически не затрагивали культурную и религиозную жизнь мусульманского населения Туркестана. Но новое положение об управлении Туркестаном не было составлено в окончательном виде и не поступило на рас­смотрение в Государственный совет и Государственную думу.

Начало войны не внесло никаких коренных изменений в уп­равление Туркестаном. Среднеазиатские окраины считались са­мыми спокойными территориями Российской империи. Ситу­ация изменилась в 1916 году, когда там начались волнения ме­стного населения. 25 июня 1916 года было опубликовано высочайшее повеление о наборе в принудительном порядке ра­бочих для нужд действующей армии, объявленное военным ми-' нистром. Беспорядки начались 13 июля 1916 года в Джизакском уезде Самаркандской области и чрезвычайно быстро переросли в восстание.

Для скорейшего урегулирования ситуации на пост туркестан­ского генерал-губернатора и командующего войсками Туркестан­ского военного округа 8 августа 1916 года с поста командующе­го Северо-западным фронтом был переведен генерал-адъютант А. Н. Куропаткин, имевший двадцатилетний опыт службы в Тур­кестане.

тате требование призыва мужчин с 19 до 43 лет было невозмож­но выполнить, не проведя предварительную перепись. Состав­ление списков лиц, подлежащих призыву, было поручено кади­ям и биям, которые начали по-своему толковать императорский указ 28 . В итоге стали распространяться сведения о том, что это не набор на тыловые работы, а скрытый призыв на фронт, не­обходимый для того, чтобы истребить население Туркестана, а на эти земли переселить русских 29 .

чивавшийся отрыв местного населения от российской админи­страции, вытеснение киргизских кочевников русскими пересе­ленцами никогда не рассматривались как насущные внутрипо­литические проблемы. В течение многих лет вопрос обсуждал­ся, разрабатывались различные проекты, работали совещания, и только события 1916 года показали трагические последствия не­организованности администрации, нерасчетливой земельной политики.

На основе предложений Куропаткина к 1 февраля 1916 года был разработан проект нового положения по управлению Тур­кестанским краем. Проект предполагал усиление власти генерал-губернатора, областной и уездной администрации, объединение в областных правлениях и уездных съездах деятельности пред­ставителей различных ведомств, увеличение количества чинов администрации и полиции.

Это означало дальнейшее усиление власти военного ведомства на территории Туркестана и было показателем отказа от прежней политики сохранения местных особенностей в управлении.

В первой половине XIX века Кавказ представлял конгломерат резко отличавшихся друг от друга в социально-экономическом, политическом и культурном отношении областей. Время и фор­ма присоединения этих областей к России во многом определя­ли многообразие форм управления Кавказом.

Управление на Северном Кавказе было сравнительно близким к общероссийскому. В Закавказье в процессе присоединения к России отдельных областей сложилось несколько систем управ­ления. В 1802 году было издано Учреждение управления Грузии, во главе которой был поставлен главнокомандующий. Он являл­ся председателем Верховного Грузинского правительства. В со­ставе правительства действовали экспедиции, которые заменяли губернское правление, казенную и судебные палаты. В каждом уезде Грузии были созданы управа земской полиции и уездный суд. Их возглавлял окружной начальник. В городах действовали коменданты из русских офицеров и их помощники — полицмей­стеры — из грузинских дворян 36 .

В первом десятилетии ХГХ века к России была присоединена значительная часть современного Азербайджана, земли которо­го были разделены на несколько провинций во главе с комен­дантами из русских офицеров. Коменданты имели значительные административные и судебные права (вплоть до применения смертной казни). Такая система управления устанавливала в Азербайджане военный режим.

В целом управление на Кавказе в первой четверти ХГХ века основывалось на принципе отстранения большинства местных дворян от управления и усиления российской военной адми­нистрации. Но вскоре под влиянием военных действий, жа­лоб местного дворянства самодержавие вынуждено было пой­ти на введение некоторой самостоятельности кавказской ад­министрации и допустить местное дворянство к участию в управлении. Началось привлечение в местный государствен­ный аппарат грузинских и армянских дворян. В западной ча­сти Закавказья некоторые ранее независимые княжества по­лучили автономию и в качестве высших руководителей сохра­нили местных князей.

В составе наместничества действовали губернии с военными губернаторами во главе, которые одновременно управляли воен-

ными и гражданскими учреждениями. По аналогии с Сибирью в 1840—1882 годах в Петербурге действует под разными названи­ями Кавказский комитет. Его контроль должен был компенси­ровать широкую самостоятельность кавказской администрации, участие местного дворянства в управлении и не допустить отры­ва Кавказа от контроля из центра.

Попытки российской администрации проводить на Кавказе гибкую политику выразились в создании особого суда, состав­ленного из выборных представителей горских народов. Во вто­рой половине XIX века на территорию кавказского наместни­чества были с некоторыми ограничениями распространены су­дебная реформа 1864 года и городская реформа 1870 года. В 1883 году кавказское наместничество было упразднено, а гла­вой всей кавказской администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе 37 . После упразднения наместни­чества на Кавказе начался аналогичный туркестанскому процесс отрыва окраины от империи.

В связи с событиями революции 1905 года наместничество на Кавказе было восстановлено 3 марта 1905 года. Наместник имел достаточно широкие полномочия: право решать все вопросы, которые не требовали издания новых законов. За исключением чинов Государственного контроля, Государ­ственного банка и судебного ведомства ему принадлежали все права по определению к службе, перемещению и уволь­нению чиновников, их ответственности, производству в чины, награждению, назначению им пенсий. В чрезвычайных обстоятельствах он мог отменять постановления губернских и областных административных лиц Кавказского края. При наместнике находился совещательный орган — Совет, состо­явший из двух специально назначенных императором лиц, представителей министерств финансов и внутренних дел, Главного управления землеустройства и земледелия, старше­го председателя Тифлисской судебной палаты и директора канцелярии наместника 38 .

поводу управления Кавказом, ь. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков (Марков 2-й) обвиняли кавказского наместника и его админист­рацию в бездеятельности, попустительстве. Авторы запроса до­бивались признания деятельности наместника неудовлетвори­тельной и предлагали подчинить управление Кавказом Совету министров. Запрос не был принят, и система управления Кав­казом осталась прежней.

Се­мире­ченс­кой и Ураль­ской об­ластях во­ен­ные гу­бер­на­торы яв­ля­лись на­каз­ны­ми ата­мана­ми ка­зачьих вой­ск.

Об­ласт­ные прав­ле­ния Ка­захс­та­на бы­ли при­рав­не­ны к гу­берн­ско­му прав­ле­нию цент­раль­ных районов им­пе­рии. В круп­ных об­ласт­ных цент­рах (Вер­ный, Ураль­ск, Пет­ро­пав­ловск Се­мипа­латинск) бы­ли соз­да­ны го­родс­кие по­лицей­ские уп­равле­ния, а в уезд­ных го­родах — го­родс­кие прис­тавс­тва. Ка­захс­кое ко­чевое и осед­лое на­селе­ние при­рав­ни­валось в пра­вах к сель­ским обы­вате­лям. Пе­ресе­лен­цы и го­родс­кое на­селе­ние от­но­сились к жи­телям Рос­сии. Все зем­ли объяв­ле­ны собс­твен­ностью Рос­сии, тра­диции ка­захс­ко­го зем­ле­поль­зо­вания бы­ли без­возв­рат­но уте­ряны. Ли­цам русс­ко­го про­ис­хожде­ния раз­ре­шалось брать ка­захс­кие зем­ли вна­ем.

Ко­чев­ни­ки пла­тили ки­биточ­ную по­дать в раз­ме­ре 4 руб., в об­щей слож­ности на­логи и по­вин­ности дос­ти­гали 10 руб. с ки­бит­ки. Сель­ские об­щест­ва русс­ких, дун­ган и уй­гу­ров — об­рочную по­дать, как и го­сударс­твен­ные крестьяне. В Тур­кестанс­ком крае бы­ли соз­да­ны су­ды им­перс­ко­го ти­па и на­род­ные су­ды как ниж­нее зве­но су­деб­ной влас­ти.
Таким образом, административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления. Открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на молопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения. Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.

82.Восстания казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау против введения “Временных положений” 1867-1868 гг.

Восс­та­ние в Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластях (18681869 гг.)

Восс­та­ние но­сило ан­ти­коло­ни­аль­ный ха­рак­тер и бы­ло нап­равле­но про­тив: 1) Ад­ми­нист­ра­тив­ной ре­фор­мы 1867–1868 гг., ко­торая уси­лила ко­лони­аль­ную за­виси­мость ка­захс­кой сте­пи; 2) Объяв­ле­ния всей тер­ри­тории Ка­захс­та­на собс­твен­ностью Рос­сий­ской им­пе­рии и ис­поль­зо­вания ее по тер­ри­тори­аль­но­му прин­ци­пу. Вве­дения но­вых пра­вил зем­ле­поль­зо­вания; 3) Стро­итель­ства но­вых кре­пос­тей и изъятия пло­дород­ных зе­мель у ка­захов; 4) Уве­личе­ния на­логов и вве­дения но­вых по­вин­ностей; 5) Пе­рехо­да фе­одаль­ных групп на уп­равлен­ческую служ­бу, уси­ления ад­ми­нист­ра­тив­но­го дав­ле­ния на сво­их под­чи­нен­ных.

Восс­тав­шие Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластей тре­бова­ли: 1) Из­ба­вить на­род от по­датей; 2) От­ме­нить про­дажу зем­ли; 3) Сох­ра­нить сво­боду пе­реко­чевок; 4) Лик­ви­диро­вать прин­цип наз­на­чения уезд­ных на­чаль­ни­ков.

Для по­дав­ле­ния восс­та­ния бы­ли пос­ла­ны зна­читель­ные ка­ратель­ные си­лы из сол­дат и офи­церов Мос­ковс­ко­го, Пе­тер­бург­ско­го, Харь­ковс­ко­го, Ка­занс­ко­го во­ен­ных ок­ру­гов и 510 стрел­ков. Бы­ли мо­били­зова­ны все ка­зачьи си­лы Тур­кестанс­ко­го во­ен­но­го ок­ру­га и гар­ни­зон­ные ук­репле­ния. Все­го бы­ло сос­ре­дото­чено 5300 во­ору­жен­ных ка­заков и 20 ору­дий с ар­тилле­рис­та­ми.

К ле­ту повс­тан­цы сос­ре­дото­чились в ос­новном по ре­кам Уил, Са­гыз, Эм­ба. 6 мая 1869 г. око­ло уро­чища Жа­ман­сай, в 20 верс­тах от Уила, 20 ты­сяч повс­тан­цев ок­ру­жили и ата­кова­ли от­ряд фон Штем­пе­ля из 200 всад­ни­ков и ро­ты пе­хоты. В те­чение се­ми дней повс­тан­цы дер­жа­ли его в оса­де. Пос­ле это­го, по­теряв 13 по­возок с про­доволь­стви­ем, 3 че­ловек уби­тыми и 5 ра­нены­ми, от­ряд вер­нулся в Кал­мы­ковс­кую кре­пость. Дру­гая часть восс­тав­ших прес­ле­дова­ла от­ряд майора Пи­рого­ва. Сос­то­ялось сра­жение и у ре­ки Ашы­булак. Отс­ту­пи ли так­же от­ря­ды Юровс­ко­го и Ру­кина.

Восс­та­ние но­сило не толь­ко ан­ти­коло­ни­аль­ный, но и ан­ти­фе­одаль­ный ха­рак­тер. С мар­та по июнь 1869 г. на аулы сул­та­нов, би­ев, во­лост­ных уп­ра­вите­лей и ауль­ных стар­шин бы­ло со­вер­ше­но 41 на­паде­ние с учас­ти­ем при­мер­но трех ты­сяч че­ловек.

Раз­мах восс­та­ния встре­вожил Пе­тер­бург. На­пуган­ные царс­кие влас­ти хо­тели ре­шитель­ных дей­ствий по его по­дав­ле­нию. 10 июня 1869 г. во­ен­ный ми­нистр Ми­лютин пот­ре­бовал по­ложить ко­нец восс­та­нию в Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластях.

Восс­та­ние бы­ло по­дав­ле­но. Ос­новную мас­су восс­тав­ших сос­тавля­ли бед­ные ка­захи, ша­руа, ко­торые нес­ли все тя­готы ко­лони­зации. Участ­во­вали в нем прак­ти­чес­ки все слои об­щест­ва во гла­ве с ро­довы­ми пра­вите­лями, нап­ри­мер, сул­тан Хан­га­ли Арс­ла­нов возг­ла­вил от­ряд повс­тан­цев. Но сул­та­ны, бии и стар­ши­ны про­яви­ли не­пос­ле­дова­тель­ность и не оп­равда­ли на­дежд восс­тав­ших. Пос­ле по­дав­ле­ния восс­та­ния ка­рате­ли уст­ро­или расп­ра­ву над его участ­ни­ками.

Восс­та­ние на Ман­гистау (1870 г.)

Восс­та­ние бы­ло свя­зано с вве­дени­ем вре­мен­но­го по­ложе­ния в 1869 г. в Ураль­ской и Тур­гай­ской об­ластях. Здесь зе­мель­ный воп­рос сто­ял еще ост­рее. Воз­му­щение вве­дени­ем но­вой сис­те­мы на­логов уси­лило соп­ро­тив­ле­ние. В мар­те 1870 г. на­чалось восс­та­ние на по­лу­ост­ро­ве Ман­гышлак (Ман­гистау).

При­чина­ми восс­та­ния яви­лись: 1) Соп­ро­тив­ле­ние ре­фор­мам 1867–1868 гг, ко­торые уси­лили ко­лони­аль­ную за­виси­мость; 2) Зах­ват ка­захс­ких зе­мель Рос­сий­ской им­пе­ри­ей и стро­итель­ство но­вых кре­пос­тей. Ук­репле­ния воз­ве­ли в лет­них ко­чевьях ада­ев­цев, в до­лине ре­ки Жем; 3) Уве­личе­ние на­логов и вве­дение но­вых по­вин­ностей; 4) Зап­рет ро­ду Адай поль­зо­вать­ся ле­тов­ка­ми и тре­бова­ние от них уп­ла­ты прош­ло­год­них по­датей по но­вой це­не. 40 тыс. ки­биток ада­ев­цев долж­ны бы­ли уп­ла­тить 160 тыс. руб­лей, часть по­датей взи­малась ба­рана­ми; 5) Пе­реда­ча 2 фев­ра­ля 1870 г. Ман­гиста­ус­ко­го прис­тавс­тва в рас­по­ряже­ние Кав­казс­ко­го на­мест­ни­чест­ва, в ко­торой вы­рази­лось по­лити­чес­кое бесп­ра­вие ка­захс­ко­го на­рода.

15 мар­та 1870 г. прис­тав Ман­гистас­ко­го края под­полков­ник Ру­кин с 36 ка­зака­ми, 4 офи­цера­ми, пе­ревод­чи­ком Бек­ме­тулы, би­ем Майулы и груп­пой в 60 че­ловек при че­тырех ору­ди­ях выс­ту­пили в степь в уро­чище Бо­защы, что­бы ос­та­новить пе­реко­чев­ку ада­ев­цев на свои ле­тов­ки. 22 мар­та повс­тан­цы ок­ру­жили и разг­ро­мили от­ряд ка­рате­лей, ра­неный Ру­кин заст­ре­лил­ся. В сра­жении по­гиб один из во­жаков восс­тав­ших Б. Ма­яулы.

Весть о разг­ро­ме от­ря­да пос­лу­жила сиг­на­лом к ос­во­боди­тель­но­му дви­жению. Повс­тан­цев под­держа­ли ры­баки и ра­бочие рыб­ных про­мыс­лов. Ко­личест­во восс­тав­ших дос­тигло 10 тыс. че­ловек. 5 ап­ре­ля они ата­кова­ли Ни­кола­евс­кую ста­ницу и Алек­санд­ров­ский фор­пост, сожг­ли ма­яки у фор­поста, разг­ро­мили ук­репле­ние Ниж­нее, где хра­нились за­пасы вой­ско­вого гар­ни­зона. Из зах­ва­чен­ных ло­док бы­ла об­ра­зова­на сво­еоб­разная фло­тилия, ко­торая при­нима­ла учас­тие в оса­де Алек­санд­ров­ско­го фор­поста, про­дол­жавшей­ся с 5 по 8 ап­ре­ля.

9 ап­ре­ля с Кав­ка­за в форт при­были вой­ска под ко­ман­до­вани­ем гра­фа Ку­тай­со­ва, ко­торый вел пе­рего­воры с би­ями Мам­бетни­язом Тле­пулы, Есир­ге­пом Дос­жа­нулы, Ка­фаром Ка­ражи­гиту­лы. В кон­це ап­ре­ля от­ряд гра­фа в сос­та­ве трех рот пе­хоты при од­ном ору­дии и трех со­тен всад­ни­ков выс­ту­пил в степь, что­бы от­ре­зать отс­ту­па­ющим аулам путь на Ус­тюрт. В мае при­были но­вые си­лы с Кав­ка­за: ба­тальон Ап­ше­ронс­ко­го пол­ка, 2 стрел­ко­вые ро­ты, нес­коль­ко рот ли­ней­но­го ба­тальона, 4 ро­ты Да­гес­танс­ко­го пол­ка, 2 ро­ты терс­ких ка­заков, че­тыре ору­дия. Пла­то Ус­тюрт бы­ло за­нято Орен­бург­ским во­ен­ным ок­ру­гом. Вод­ные ис­точни­ки на Ман­гистау бы­ли за­няты Ку­тай­со­вым. Повс­тан­цы бы­ли вы­нуж­де­ны отс­ту­пить. При­мер­но 3 тыс. ада­ев­цев нап­ра­вились к вер­ховьям Са­гыза, но вой­ска от­ре­зали им путь и пог­на­ли об­ратно, от­би­рая у них скот.

Пос­ледс­твия восс­та­ния: 1) 3 тыс. се­мей ка­захов-ада­ев­цев пе­реш­ли на тер­ри­торию Хи­винс­ко­го ханс­тва; 2) Ада­ев­цам на­ложи­ли конт­ри­буцию в раз­ме­ре 90 тыс. ба­ранов; 3) Кав­казс­кая ад­ми­нист­ра­ция взыс­ка­ла с ос­тавших­ся на Ман­гистау 9 тыс. ки­биток раз­личную по­дать на сум­му 57901 руб.

83.Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX - начале XX вв.

Подготовка переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.
В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.
В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.
Переселенческое движение в конце XIX в. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян. С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.
После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, поданным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился "недостаток" земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало "переселенческий земельный фонд". Для его создания у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.
После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.
Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский, Ташкентский и Аулие Атинский уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить.
В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры - 56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России

№ 84 Переселение уйгур и дунган в Казахстан. Причины и результаты

Предпосылки переселения уйгуров и дунган:

В XIX в. против притеснения Цинской империи не раз происходили восстания уйгуров:

В 1864 г. в Восточном Туркестане произошло самое обширное по охвату территории восстание уйгуров и дунган.

В 1867 г. в борьбе за власть в Восточном Туркестане победу одерживает кокандский военноначальник Якуб – бек, овладевшей всей Кашгарией. В 1870 г. Якуб – бек занял Урумчи и подчинил Дунганское ханство. Но в 1871 г. на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска, и доступ в Илийский край Якуб – беку был закрыт. После подавления восстания в Синьцзяне между правительствами России и Китая начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю. По Петербургскому договору 1881 г. предусматривалось жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства. Основная часть населения края решила переселиться в пределы Российской империи.

За 1881 – 1884 гг. в Семиречье переселилось 45 тыс. уйгуров и 5 тыс. дунган.

Читайте также: