Особенности психики больных при проведении трудовой военной и судебной экспертизы изучает

Обновлено: 03.05.2024

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии

Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.

В последние десятилетия в России все чаще стал возникать вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра таких понятий, как медицинская и клиническая психология.

Смена названия медицинской психологии на клиниче-скуюсвязана с тем, что в последние десятилетияпроис-ходит ее интеграция в мировую психологию.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах – с середины XIX в.

1) применение достижений психологии в медицинской практике (прежде всего это касается решения проблемы взаимодействия врача с пациентом);

2) предупреждение болезней (профилактику) и охрану здоровья;

3) психические аспекты соматических расстройств и пр. В соответствии с государственным образовательным

стандартом клиническая психология – специальность широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.

Специалисты дают различные определения клинической психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская психология – это отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, а также исхода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психическойдея-тельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Что же является объектом клинической психологии? Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации исамореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования

Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карва-сарский, 1978 г.):

1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;

5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Подобное формулирование целей клиническойпсихо-логии соответствовало усиливающейся тенденции к использованию идей и методов данной науки для повышения качества диагностического и лечебного процесса в различных областях медицины со всеми неизбежными на данном этапе трудностями, обусловленными неодинаковой степенью развития того или иного ее раздела.

Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихология изучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Шпаргалка по клинической психологии, Ведехина C.

Правообладателям

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

  • Стр. 3
  • Текст
  • Предложения
  • Оглавление

2608) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными ит. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения итп.:

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией:

7) частную психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ee лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Что же является объектом клинической психологии? Б. Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

PYG) На Западе считается, что психотерапия являет ся частной областью клинической психологии, и таким образом подчеркивается особая близость между психологией и психотерапией.

Однако положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко оспаривается. Многие ученые считают, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. При этом приводятся следующие аргументы:

1) лечение больных является задачей медицины; 2) психотерапия является лечением больных.

Отсюда следует, что психотерапия — это задача медицины. Данное положение опирается на тот факт, что во многих странах право заниматься ею получают только врачи.

Клиническая психология близка и кряду других психологических и педагогических наук — экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.

Кроме клинической психологии, во многих университетах, в основном западных, преподается и медицинская психология. Содержание этой дисциплины может быть разным. Оно включает:

1) применение достижений психологии в медицинской практике (прежде всего это касается решения проблемы взаимодействия врача с пациентом);

2) предупреждение болезней (профилактику) и охрану здоровья;

3) психические аспекты соматических расстройств и пр.

В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология — специальность широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.

Специалисты дают различные определения клинической психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская психология — это отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, атакже исхода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

ческой клинике — патопсихология; в неврологической — нейропсихология: в соматической психосоматика.

По мнению В. В. Зейгарник, патопсихология изучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Объектом изучения нейропсихологии служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии (о ней речь пойдет позже). Сейчас стоит лишь отметить, что патопсихология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико-описательный.

По направленности все психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

1) Клиническая психология - самая человечная из всех психологий.

Цель клинической психологии - помогать страждущим людям, т.е. с человеком, который наиболее нуждается в помощи; имеет дело непосредственно с индивидом, с живым человеком. Занимается исследованием не видовых, а индивидуальных особенностей субъекта.

2) Клиническая психология - наиболее практически внедренная.

С момента зарождения клиническая психология привязана к практике. благодаря этому она получила наименьший ущерб в период гонений на психологию.

3) Для клинической психологии свойственна гармоничность развития практического и научно-теоретического аспектов.

Несмотря на то, что научно-теоретические основы зачастую шли за практической работой, они весьма разработаны. Первая лаборатория экспериментальной психологии была создана В.М. Бехтеревым и ориентирована на клиническую психологию.

4) Клиническая психология - дисциплина, жизненно важная для человека.

Знания клинической психологии, так как они связаны с конкретно-индивидуальными особенностями, позволяют человеку работать с собственно психологическими проблемами, в том числе - в повседневном общении с окружающими людьми.

5) Клиническая психология - наиболее масштабная и приоритетная среди других психологических наук.

В мире клинические психологи составляют большинство среди психологов. Так, например, в США около 150000 психологов, из них 90000 - клинические психологи.

6) Клиническая психология имеет существенное значение для решения фундаментальных психологических проблем и инициирует их решение:

- психика и сома (соотношение души и тела);

- структура психических функций;




- психология индивидуальных различий.

6) Клиническая психология - мультидисциплинарная наука.

Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии. Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.

Основными разделамиклинической психологии являются:патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также психокоррекционные формы воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решение различных экспериментальных вопросов и изучение воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.е., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи: участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установление степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич. нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.

Клиническая психология - междисциплинарная наука

Она связана с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.

Клиническая психология как самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская (клиническая) психология — это отрасль общей психологии, кото­рая исследует состояние и роль психики в возникновении болез­ней человека, особенностях их проявлений, течения, а также ис­ хода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

А. В. Снежневский отмечает, что данная наука в свою очередь содержит следующие отрасли:

1) патопсихологию, изучающую психологическими методами расстройства психической деятельности;

2) нейропсихологию, изучающую психологическими метода­ ми очаговые поражения головного мозга;

4) психологические основы общей и специальной психологи­ю гиены;

5) психологические основы эрготерапии;

6) психологические основы организации обслуживания боль­ ных в стационарах, амбулаториях, санаториях. Возможно выделение и других отраслей.

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного).

В соответствии с этим можно выделить общую и частную клини­ческую психологию. Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психоло­гии медицинского работника, психологические особенности об­щения больного и врача, а также влияние психологической ат­мосферы лечебно­-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эво­люция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально­волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология по­ ловой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больно­го, а именно:

1) особенности психических процессов у психических боль­ ных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно­сосудистыми, инфекционными, он­ кологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию. Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психоло­ гии выделил особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагно­ стики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья. 6Что же является объектом клинической психологии? Б. Д. Кар& васарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые свя­ заны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

3. Цели клинической психологии

Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60­х — 70­х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим об­ разом (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасарский, 1978 г.):

1) изучение психических факторов, влияющих на развитие бо­лезней, их профилактику и лечение;

2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

4) изучение нарушений развития психики; изучение характе­ ра отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;

5) разработка принципов и методов психологического иссле­ дования в клинике;

6) создание и изучение психологических методов воздей­ ствия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Подобное формулирование целей клинической психологии со­ ответствовало усиливающейся тенденции к использованию идей и методов данной науки для повышения качества диагностиче­ ского и лечебного процесса в различных областях медицины со всеми неизбежными на данном этапе трудностями, обусло­ вленными неодинаковой степенью развития того или иного ее раздела.

4. Структура клинической психологии. Основные разделы клинической психологии и области их исследования Можно выделить конкретные разделы медицинской психо­ логии, которые находят практическое применение знаний в соот­ ветствующих клиниках: в психиатрической клинике — патопсихология; в неврологической — нейропсихология; в соматической — психосоматика.

По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихология изучает наруше­ния психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и исполь­зует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности рас­пада психики), так и частной (когда исследуются нарушения пси­ хики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Объектом изучения нейропсихологии служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально­-очаго­ вые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний. Патопсихологию следует отличать от психопатологии (о ней речь пойдет позже). Сейчас стоит лишь отметить, что патопсихология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские по­ нятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико&описательный.

Взаимосвязь клинической психологии с другими науками Клиническая психология, как и любая другая наука, развива­лась и продолжает развиваться во взаимодействии с другими нау­ками и под их влиянием. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психо­логии также оказывают большое влияние неврология и нейрохи­ рургия. Психиатрия — медицинская наука, но она теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Эти науки имеют об­щий предмет научных исследований — психические расстрой­ ства. Но кроме этого, клиническая психология занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болез­ни (например, по проблемам супружества), а также психическими 8аспектами соматических расстройств. Однако психиатрия как част­ная область медицины больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает ак­цент на психологических аспектах. Клиническая психология связана с психофармакологией: и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, употребление лекарственных средств всегда оказывает на пациента положительное или отрицательное психо­логическое действие.

Успешно развивается медицинская педагогика — смежная с медициной, психологией и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей. Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией.

Следует также отметить, что достаточно велико влияние на кли­ническую психологию со стороны социальной психологии, в центре исследований которой находится человек в его взаимоотноше­ниях с социальным окружением. Клиническая психология близка и к ряду других психологи­ ческих и педагогических наук — экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др. Также следует отметить связь клинической психологии с такими науками, как социология, антропология, этнография, культурология, история, филология и лингвистика (нейролингвистика, психолингвистика), математика и статисти­ ка и др.

Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническо­ му психологу необходимо применять комплексный подход.

Читайте также: