Этика культура речи внешний вид оратора в суде

Обновлено: 28.04.2024

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм ре­чевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение ра­ботать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжела­тельно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудито­рию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чув­ства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичныеошибки, которые допускают вы­ступающие (даже помимо своей воли).

2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направ­лено против кого-либо из администрации города и носит критичес­кий характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязаннос­тям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, свя­зывая их с социальным положением или национальностью оппонен­та, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью со­впадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полеми­зируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторож­но следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Эстетические качества речи

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники (разумеется, если это не цитата) следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой. Приведем в качестве примера следующий текст:

Очевидно, что второе предложение – типичное предложение официально-делового стиля – представляет собой почти дословно воспроизведение текста документа (постановление), который составлялся без учета их факторов, обеспечивающее легкость восприятия. Чтобы облечь содержание этого предложения в другую речевую форму, рассчитанную на непосредственное и быстрое восприятие содержания, а также придать всему тексту в целом стилеву целостность, следует: разбить содержание второго предложения на отдельные части; заменить словосочетания с отглагольными существительными на предложения; по возможности избавиться от пассивных конструкций. Возможный вариант текста:

Очень много проблем связано с точностью словоупотребления. В русском языке большое количество слов имеет сходные или близкие значения, и не всегда прост? выбрать нужное слово из группы близких по значению слов: следует учитывать оттенки значения, стилистическую окраску, общий смысловой ореол слова и т. п. Приведет несколько примеров:

При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться толковым словарем русского языка. Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала речи.

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи.

Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К

1. Какое выступление называется ораторским?

2. Из каких основных частей состоит риторическое, учение?

3. Перечислите основные правила, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления.

4. На что следует обращать внимание при разработке иллюстративного материала?

5. Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией?

6. В чем суть такого явления, как диалогизация текста?

7. Какие лексические и синтаксические особенности выступления способствуют его более легкому восприятию?

1. Какими основными правилами следует руководствоваться при построении последовательности изложения материала?

2. Назовите основные логические законы. Приведите примеры.

3. Чем должно определяться отношение оратора к аудитории?

4. Назовите основные ошибки оратора при его работе с аудиторией.

5. Чем определяется гармоничное звучание текста?

6. Назовите основные выразительные приемы. Приведите свои примеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

2. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994.

4. Ножии Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

5. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

6. Свинцов В. И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998.

7. Скрижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990.

8. Франс X. ван Еемерен, Роб Грооcтендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

План.

1. Общие положения о культуре речи

2. История судебного красноречия

3. Назначение речи судебного оратора

4. Отличительные черты судебной речи

1. Общие положения о культуре речи

О культуре речи написано много фундаментальных работ. По отношению каждого человека, к своему языку можно совершенно судить о не только о его культурном уровне но и о гражданской ценности. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека – это его своеобразный паспорт.

Культура речи значительно обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет же к фактическим ошибкам. Поэтому каждый говорящий, в какой то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит.

Почему необходимо особо говорить о культуре речи юриста?

Во-первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По утверждениям различных юристов общее образование должно идти впереди специального, так как юристу в повседневной жизни приходиться сталкиваться с различными общественными явлениями, в которых подчас более требуются другие навыки, чем специальные.

О культуре устной судебной речи стоит особенно особо так как в суде каждое слово играет особую роль и имеет свой психологический эффект который может склонить решение в ту или иную сторону. Судебная речь имеет целью способность к формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для этого она должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями. Значит первое необходимое качество судебного выступления – ясность.

Чем же достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясность – умение говорить доходчиво, доступно о сложных вопросах. Однако не стоит путать простоту речи и примитивность. Но совершено не терпимы в судебной речи искусственная красивость, высокопарность. Речь становиться непонятной неясной, вследствие нечеткого знания материала и низкой культуры мышления.

Важным качеством судебной речи является ее уместность, то есть соотнесение речевых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить речь соответственно с теме, задаче, времени, месту, оратору.

Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой. Чистой признается такая речь в структуре которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики.

2. История судебного красноречия.

Судебное публичное говорение- одно из самых древних и самых почитаемых на земле занятий, один из древнейших видов ораторского искусства , и каждая эпоха, страна, народ вносят свои изменения в него. Местом рождения судебного красноречия является Древняя Греция.

Первые теоретики судебного красноречия – Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

Горгий представлял софисткое направление в ораторском искусстве. Софисты были прекрасными ораторами, но их организаторское мастерство носило чисто формальный, показной характер.

Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов.

Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ, ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал судебные речи и обучал молодежь ораторскому искусству.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 гг.) Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов Элиннов (греков прим. автора) и никогда не менял своих убеждений.

В древнем Риме рассвет судебного красноречия совпадает с последним периодом республики и заканчивается вместе с ним

Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший. Историк и агроном, полководец и государственный деятель он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах предельная содержательность.

Знаменитым судебным оратором этого периода был адвокат – Гай Скрибоний Курион. Судебные речи Марка Антония имели политический характер. Главное оружие в его защите был пафос.. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

Все лучшее чего достигли римские ораторы, сконцентрировано в мастерстве Марка Тулия Цицерона . одаренный от природы Цицерон придавал большое значение труду, изучал мастерство греческих и римских ораторов. Одним из самых важных условий успеха он считал убежденость самого оратора и стремление убедить суд. Для этого необходимо знание , потому что знание дает красноречие содержание красноречию, материал для выражения.

В 4 – 6 веке искусство судебной речи развивается в древней Грузии. Оратор 4 в. видный деятель знаменитой Колхидской риторической школы Фартадзе считал, что судебная речь должна быть строго аргументирована юридически.

Яркие страницы в историю мирового судебного красноречия вписали французские судебные ораторы. Известны такие мастера судебного слова, как Леметр, Патрю, де Баси, Жербье, Кошен, де Молеонь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине 19 века, после судебной реформы 1864 с введения суда присяжных и присяжной адвокатуры.

3. Назначение речи судебного оратора.

Монологическая речь проеурора и адвоката – необходимая часть судебного процесса. Судебный процесс – это разбирательство уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним , и проходит он в обстановке напряженных поисков истины, борьбы мнений процессуальных противников, его конечная цель – вынести законный и обоснованный приговор по делу, для того чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В чем назначение судебной речи ? в юриспруденции этот вопрос решается основе уголовно процессуальных норм. Теоретики уголовного процесса определяют его как установление истины по делу, содействие формированию убеждения судей, воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда.

Психологи отмечают, что «судебные речи прокурора и адвоката обеспечивают:

1) активизацию мыслительной деятельности судей по анализу и синтезу всех воспринятых в ходе судебного следствия фактов.

2) Помощь в выявлении всех спорных и противоречивых фактов

Лингвистами назначение речи понимается как целевая установка и как роль кого-либо, чего-либо в чем –нибудь. В отношении судебной речи приемлемы оба говоря о назначении обвинительной и защитительной речи, необходимо определить не только их конкретную цель по делу, но и роль в уголовном судопроизводстве.

Поэтому следует разграничивать цель судебной речи на ближайшую и конечную. Судебные прения , представляющие собой полемику

Публичный спор по материалам конкретного дела, являются подведением итогов судебного следствия с позицией обвинения и зашиты помогают суду лучше разобраться фактических и юридических обстоятельствах дела. Основная функция судебной речи , а значит и выступления судебного оратора , воздействие. Помня об этом опытный судебный оратор создаст все условия для активной мыслительной деятельности судей, присяжных заседателей и всех присутствующих в зале суда.

Содержание речи определяется целевой установкой оратора , которая в каждом конкретном судебном процессе зависит от обстоятельств дела , от позиции оратора по делу. Прокурор в судебном заседании выступает как государственный обвинитель, защитник интересов общества и государства. Это представитель органа надзора и его основная задача – помочь суду оценить все как смягчающие так и отягчающие обстоятельства, вынести законный и справедливый приговор. Но это и воспитатель, и пропагандист прав который вскрывает причины преступлений, разъясняет законы.

Адвокат является защитником прав подсудимого его процессуальная задача – проанализировать материалы дела с точки зрения защиты, доказать невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой органами предварительного расследования. Если же виновность подсудимого доказана то , адвокат анализирует причины преступления. Таким образом обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката(судебных ораторов прим. От автора) служат одной цели установлению истины, постановлению справедливого решения. В этом ближайшая цель судебной речи.

Участники судебных прений должны не только доказать истину, но и убедить суд в правильности своей точки зрения. В этом основная задача судебного оратора.

Однако назначение судебной речи не исчерпывается установлением истины по разбираемому делу. Суд, осуществляя правосудие, одновременно проводит разъяснительно-воспитательную работу. Воспитательная функция суда, который не только наказывает преступников, но всей своей деятельностью учит всех присутствующих уважать права, честь и достоинство граждан, определяет обязанностью судебного оратора - содействовать предупреждению преступлений, воспитанию в гражданах уважения к законам. Характеризуя и оценивая отдельные эпизоды преступления, оратор тем самым способствует глубокому уяснению присутствующими в зале суда гражданами существа дела. Речи адвоката и прокурора подготавливают слушателей к правильному восприятию приговора.

4. Отличительные черты судебной речи.

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько особо по тематике, а тем более по цели смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи. Прежде всего судебная ограничена сферой употребления : это узкопрофессиональная речь произносимая только в суде

Мы сказали , что публичная речь несет слушателям определенную информацию. Судебная же речь менее информативна так как она не содержит новых неизвестных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация рассматриваемая с точки зрения обвинения и защиты.

В заключительной части своего реферата ко всему выше сказанному хочу добавить что ораторское искусство и судебная речь в частности являются одним из ключевых моментов в судебных прениях, так как наиболее искусный оратор может переманить симпатии членов суда и всех слушателей. И я думаю что современным юристам не стоит пренебрегать искусством речи.


Право на судебную защиту записано в конституции Российской Федерации. Именно с помощью адвоката человек в полном объеме использует процессуальные права, которые ему принадлежат, имеет возможность активного участия в исследовании материалов дела. Адвокат защищает в суде обвиняемого. А по сути, выполняет двойную функцию, с одной стороны, помогая объективному разбирательству в обстоятельствах дела, содействуя тому, чтобы была определена справедливая мера наказания. С другой стороны, оказывает помощь подсудимому, разбираясь в происшествии, оценивая отягчающие и смягчающие обстоятельства, вырабатывая тактику поведения подзащитного в судебном заседании.

Насколько будет эффективна адвокатская деятельность, зависит от степени изучения защитником материалов дела, личности человека, которого он защищает, умения правильно оценить обвинительное заключение, прокурорскую речь, проанализировать объективные и субъективные смягчающие доводы.

Психология адвокатской деятельности заключена в том, что в его работе присутствует выполнение множества функций: познания, конструктивизма, коммуникации, воспитания, удостоверения. В юридической литературе много места уделено психологии следствия и судебной деятельности, но мало говорится о психологических особенностях деятельности адвоката. Однако, появляются исследования, рассматривающие защиту в суде. [3, с. 55]

Психология деятельности адвоката включает такой процесс, как коммуникация, который предполагает общение с разными людьми для того, чтобы установить объективную истину. Коммуникативность как качество личности позволяет адвокату найти подход к каждому человеку, наладить отношения как личные, так и деловые. Известно, что адвокат — это не только юридически образованный человек, но и хороший психолог. Между адвокатом и подзащитным должны сложиться доверительные отношения, располагающие к сотрудничеству.

Общение адвоката специфично, но это можно выявить только, проанализировав общение как психологическую категорию, и влияние на него объективных условий и субъективных факторов. Участники процесса вступают в сложные и многосторонние отношения.

Особо важным компонентом адвокатской деятельности является защитная речь в суде.

Умению говорить обучали еще во времена античности. По-другому это называется ораторское искусство, которое подразумевало:

– способность точного и четкого формулирования мысли;

– изложения информации доступным языком;

– ориентацию при коммуникации на рефлексию собеседника.

Правила, выработанные античной риторикой, современным человеком используется в деловом общении.

Речевая культура в адвокатской деятельности направлена на убеждение оппонента в своей точке зрения и на склонность собеседника к взаимодействию.

Определить степень убедительности могут такие аспекты как:

– психологические факторы, которые определяются атмосферой разговора (благоприятная / неблагоприятная, доброжелательная / недоброжелательная);

– культура речи, включающая свободное владение языком, т. е. способность четкого и ясного выражения мыслей в устной и письменной форме.

Для того, чтобы речь была эффективной, необходимо придерживаться следующих характеристик:

– простота и доступность;

– эмоциональная ориентация речи;

Что касается ораторского искусства, как неотъемлемой части профессиональной квалификации юриста, оно понимается как совокупность знаний и умений говорящего при подготовке и выступлении с публичной речью. Это способность выбирать подходящий материал, искусство построения речи и публичных выступлений, чтобы оказать определенное влияние на аудиторию; это способность опровергать и доказывать, способность убеждать; это речевой профессионализм. [2, с. 12]

Речь, составленная по всем правилам ораторского искусства, основанным на знании закона, методах судебного красноречия, в соответствии со строгими законами логики и здравого смысла, плюс выступление талантливого оратора, может изменить ход судебного процесса в нужном направлении адвокат.

Судебная речь — это публичное заявление, заявление о выводах докладчика по этому делу и его возражении против оппонента. Она предназначена для конкретной аудитории: суда, других участников процесса и всех присутствующих в зале суда, а также для формирования внутреннего мнения судей, помогая им лучше понять все обстоятельства дела, полностью и беспристрастно расследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять единственно правильное решение. Помимо прочего, судебная речь повышает уровень правовой грамотности граждан и формирует уважительное отношение к закону.

Судебные прения — это завершение деятельности адвоката в суде. Судебные дебаты сторон часто полемичны, остры. Поэтому, выступая в суде, адвокат должен достаточно убедительно аргументировать свое изложение фактов, опровергать неверные, по его мнению, соображения и аргументы противной стороны, свидетельствовать о несостоятельности представленных аргументов. Разделяя принципы судейской речи, они должны включать такт, моральную безупречность, законность, объективность и умеренность.

Адвокат должен проникнуть в психологию подсудимого, раскрыть его внутренний мир, пережить, объяснить действия. Речь будет звучать убедительно и ярко, когда защитник искренне хочет помочь своему клиенту. Крайне важно найти и показать суду положительные стороны этого человека, и, если он признается в совершении деяния, сосредоточить внимание суда на его раскаянии. Юрист, участвующий в процессе исследования, не ставит перед собой задачу полностью раскрыть правду. Достаточно доказать правдивость отдельных обстоятельств, которые уменьшают или смягчают ответственность. В любом бизнесе, даже очень непривлекательном для защиты, обязательно нужно найти объяснение, почему что-то, что было обвинено в вашем клиенте, было совершено. Объяснение должно быть четким, простым и, самое главное, убедительным, иначе эффект может быть полностью противоположен желаемому.

Сформулировав окончательные выводы, адвокат обращается в суд с просьбой оправдать подсудимого или назначить ему условный срок. Это зависит от должности адвоката в конкретном случае. В заключение необходимо еще раз, буквально в двух словах, подчеркнуть наиболее важные ключевые моменты речи. Последние фразы должны быть яркими и выразительными, тогда они обязательно запомнятся и произведут правильное впечатление. Не рекомендуется высказывать личное мнение, в первую очередь необходимо обратиться к заключению эксперта, оценке вещественных доказательств, показаниям свидетелей. Необходимо обратить внимание на сильные оборонительные позиции, а не акцентировать внимание на слабости обвинений. Слабые стороны должны быть упомянуты очень осторожно, не вдаваясь в подробности. Не следует забывать повторять свою позицию по делу во время речи много раз, но в разных позициях. Речь должна быть четкой и последовательной. Юристу нужно определенное время, чтобы изложить все, что он, тщательно взвесив, хотел сказать. Об этом не следует забывать и обязательно соблюдать это условие. Миссия адвоката считается выполненной, если ему удается раскрыть слабые стороны обвинения и полностью или частично показать его беспочвенность.

В судебном следствии задача адвоката создать нужный психологический климат, расположить участников процесса к себе, личности подсудимого. Главное, защитник должен действовать законно при использовании тактических и психологических средств защиты. Правовые нормы и этические правила — основа защиты. Нельзя получать показания от свидетелей, потерпевших путем обмана, подкупа, невыполнимых обещаний, угроз или шантажа. Если есть пробелы в законодательстве, ошибки при проведении экспертизы, недоработки следствия, адвокат умело их использует.

Таким образом, речь адвоката должна быть яркой, аргументированной, привлекающей внимание всех членов судебного заседания. Адвокатская речь не должна быть стандартной, напротив, выступление адвоката должно заставить размышлять, взвешивать, сопоставлять. Конечно, в своей речи адвокат использует психологические приемы. [1, с. 32]

Знания психологии так или иначе проявляются в выступлениях защитника, его консультациях. Речь адвоката должна быть корректной, убедительной, обоснованной, местами проникновенной и эмоциональной, пропитанной уважением к правосудию. Одно неудачное слово, проявление неуважения к кому-либо могут повлиять не только на конкретный результат, но и на деятельность адвоката в целом.

  1. Викулов Евгений Константинович К вопросу об этике адвоката и его речи в защиту подсудимого // Социально-политические науки. 2013. № 1.
  2. Власов Анатолий Александрович Культура речи в профессиональной деятельности адвоката // Евразийская адвокатура. 2012. № 1–1 (1).
  3. Закомолдин Алексей Валерьевич Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16).
  4. Кубиц Галина Васильевна Стратегия речевого воздействия адвоката в судебном процессе // Вестник ЧелГУ. 2011. № 33.

Основные термины (генерируются автоматически): адвокатская деятельность, адвокат, ораторское искусство, участник процесса, материал дела, обстоятельство дела, речь, речь адвоката, судебная речь, судебное заседание.


Ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Особенно это искусство присуще судебному оратору, который должен сознавать, что его речь в суде — это не только изложение заключений по конкретному уголовному и гражданскому делу, но и средство воспитательного воздействия. Выступления в суде помогают формировать правильное общественное мнение о законах, правосудии и демократии. Владение ораторским искусством имеет важное значение в деятельности юристов. Выступление в судах — необходимая часть работы прокуроров и адвокатов. Повышение их мастерства немыслимо без постоянной работы над общей и юридической культурой судебных речей. В настоящее время, когда юристы работают в условиях расширения демократии и гласности, умение владеть словом выходит на передний план.

Нужно ли юристов учить говорить?

В природе государственного обвинения заложен могучий заряд правового, нравственного и предупредительного влияния. Именно государственный обвинитель чаще всего представляет прокуратуру в глазах народа, по его работе люди судят о прокуратуре в целом.

Постоянно растущий культурный уровень населения также обязывает юристов овладевать культурой речи. Юрист должен произносить речи грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из его главных профессиональных качеств.

Судебная аудитория отдает предпочтение прокурорам и адвокатам, использующим весь арсенал ораторских средств и способов, владеющим ораторскими приемами. Научить спорить, научить говорить можно и нужно. Именно для этого и существует ораторское искусство, которое использует достижения философии, логики, психологии, эстетики, этики, языкознания.

Для того чтобы поднять судебное ораторское искусство на должную высоту и возродить славу судебного красноречия, необходима большая, целенаправленная работа.

Природный дар или приобретенный навык?

Другие специалисты считают, что ораторское искусство и красноречие — понятия тождественные и означают искусство публичной (монологической) речи. Ораторское искусство — всегда напряженное эмоционально-интеллектуальное творчество, воплощаемое посредством звучащего слова. Ораторское искусство предполагает определенный дар слова, определенные способности, талант к ораторству. Однако если к ораторству должен быть талант, то можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные судебные речи?

Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее, каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность. Люди, наделенные ораторскими способностями, умноженными на постоянный труд, достигают вершин ораторского искусства. Не каждый юрист сможет достичь таких вершин, но каждый должен научиться полемизировать в суде, произносить убедительные и содержательные речи.

Судебное ораторское искусство — одно из древнейших. Речи прокурора и адвоката, как правило, противостоят друг другу, зачастую носят полемический характер. С разных сторон оценивая и освещая все доказательства и обстоятельства по делу, эти речи влияют на выводы суда, на его решение. Иногда участник уголовного судопроизводства, располагая знанием фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, затрудняется своевременно о них сообщить, не может ясно отразить их в своей речи. Тогда эти факты и обстоятельства могут оказаться необнаруженными, что затруднит установление истины по делу, его справедливое рассмотрение.

Для того, чтобы профессиональные юристы выступали с содержательными судебными речами, им необходимо отлично знать материалы дела, право, психологию, педагогику, этику, логику, быть высококультурными людьми.

Анализ практики произнесения речей прокурорами и адвокатами позволяет установить, что на качество судебных речей влияют: правосознание оратора, его публичная эрудиция и профессиональное мастерство, умение публично говорить, подготовка к речи. Талантливый оратор должен творчески отнестись к этим правилам и характеру речи, учитывая время и место ее произнесения, состав и настроение аудитории. Истинный оратор всегда знает, когда надо строго следовать правилам, а когда можно их и нарушить. Работа над речью, ее произнесение — в высшей степени творческий акт. Процесс совершенствования ораторского искусства бесконечен. Следует постоянно пополнять полученные знания по оратороведению.

Истоки ораторского искусства

Уже в Древнем Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае ораторское искусство было известным, но подлинной его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело большое общественное значение. Ораторы выступали с сенатских трибун, на народных собраниях и форумах, на судебных процессах и различных торжествах. Известными риторами Древней Греции были Демосфен, Исократ, Эсхин, Филлократ, Лисий. Самым блестящим оратором в Древней Греции, властителем дум являлся всемирно известный Демосфен, речи которого, насыщенные фактическим материалом и содержащие немало личных наблюдений, отмечались предельной напряженностью, динамикой, аргументированностью, понятностью слушателям. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне, что также способствовало его успеху как оратора.

Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ.

Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон и Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным. Особенно критично Платон относился к судебным ораторам.

Аристотель рассматривал ораторское искусство в философском плане, подчеркивая его этические и эстетические функции. И сейчас мы можем найти в его трудах много ценного и полезного для себя.

Аристотель считается создателем теории спора. Он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины; эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре; софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Традиции древнегреческого ораторского искусства плодотворно развивались в Древнем Риме. Ораторское искусство приравнивалось к искусству полководца. Риторика и эстетика рассматривались как единое целое. В Древнем Риме сформировалась целая плеяда известнейших ораторов и среди них Катон старший, Тиберий и Гай Гракхи, Марк Туллий Цицерон, Корнелий Тацит.

Блестящим теоретиком ораторского искусства и великим оратором, чье имя стало нарицательным еще в древности, является Марк Туллий Цицерон, который провел на форуме почти 40 лет и был подлинным идейным вождем римского сената. Он выработал стиль, позволявший ему быть простым и блистательным, безыскусным и страстным. Замечательными свойствами цицероновской речи были музыкальность, ритмичность. Прославился он своими знаменитыми патетическими выступлениями и заключениями.

В IV веке известными ораторами были Василий Великий и Иоанн Златоуст. Их проповеди носили мирской характер. Они пользовались приемами античной риторики.

Красноречие на Руси

Начало русскому красноречию положил Михаил Ломоносов, добившийся того, чтобы лекции в университетах читались на русском языке, а не на иностранных. Мы очень многим обязаны ему, в том числе и тем, что стали слушать публично русскую речь.

Мастерами публичного слова, поддерживавшими русское академическое ораторское искусство, были великие русские писатели А.Герцен, В.Белинский, Николай Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, В.Короленко.

Для юристов наибольший интерес представляет русское судебное красноречие. В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая ввела суд присяжных, основанный на принципах гласности, и адвокатуру, что было прогрессивным явлением. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания, вызывавшие интерес слушателей. Судебные процессы нередко освещались в печати. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебного красноречия.

Выдвинулась целая когорта талантливых судебных ораторов: А.Кони, В.Спасович, К.Арсеньев, С.Андреевский, Ф.Александров, А.Урусов, А.Пассовер, Ф.Плевако, В.Жуковский, Н.Карабчевский и др. Судебные речи привлекали пристальное внимание общественности, ибо в них поднимались злободневные вопросы, волновавшие умы и чувства.

Проследив в общих чертах историю ораторского искусства, можно отметить, что прогрессивное красноречие характеризуют общественная активность, гражданская смелость, искренность, глубокая убежденность в правоте тех идей, которые провозглашались ораторами, осознанное, уважительное отношение к слову, упорный труд, постоянная работа над языком и стилем.

Акценты защитной речи

Защита в украинском уголовном процессе является общественной функцией. Защищая права и законные интересы подсудимого, адвокат не должен забывать об интересах общества, государства, правосудия. Адвокат защищает не преступление, а лицо, его совершившее. Он так же, как и любой член нашего общества, не может не осуждать преступление.

В своей речи адвокат должен сочетать острую, глубокую и правильную оценку общественно-политического значения дела с подлинной и действительной защитой прав и интересов подсудимого. Адвокат, оставаясь доверенным лицом подзащитного или клиента, действует на строго законной основе. И своим знанием законов, искусством проникновения в сокровенную суть человеческих отношений, душевным подходом к людскому горю, избегая дешевых, а потому всегда ложных юридических трюков, адвокат помогает правосудию найти истину в самых головоломных сплетениях страстей и тем самым способствует торжеству справедливости и законности.

В защитных речах адвокаты поднимают важные нравственные проблемы, связанные с рассматриваемым делом, вопросы, имеющие большое общественное значение, объясняют причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.

Речь адвоката-защитника, как и речь прокурора, служит задаче воспитания нового человека. Воспитательное воздействие защитной речи зависит от профессиональной подготовки адвоката, понимания им общественной значимости выступления в суде, от его знаний, способностей. О должном воспитательном воздействии речи адвоката можно говорить только тогда, когда им избрана правильная позиция по делу, т.е. в соответствии с законными интересами подсудимого и установленными материалами дела.

Адвокаты в судебных речах с точки зрения защиты должны уделять внимание анализу причин и условий, способствовавших совершению преступлений, освещать недостатки в воспитательной работе, нарушении законности и т.д.

О чем нельзя говорить адвокату?

Своему подзащитному адвокат может давать только положительную характеристику в силу обязанностей защитника. Однако не следует безосновательно и бездоказательно расхваливать подсудимого. Некоторые адвокаты так увлекаются этим, что у слушателей да и у самого подсудимого возникает вопрос: зачем же судить столь образцового человека?

Такое смещение акцентов вредит осуществлению воспитательной задачи. Речь защитника должна пробуждать добрые мысли и чувства у всех слушающих ее, в том числе у подсудимого, на которого защитная речь оказывает огромное воздействие. Подсудимый доверяет своему защитнику, верит его словам, чем и должен воспользоваться адвокат. Своей речью он должен вызывать у подзащитного желание не только прислушиваться к мнению адвоката, но и последовать его совету.

Адвокату следует правильно объяснять значение чистосердечного раскаяния подсудимого, особенно когда прокурор не обратил на это внимания; дать тонкий психологический анализ личности подсудимого и его поведения, доказать суду, что раскаяние подсудимого (если это действительно так) — не желание уменьшить себе наказание, а моральная потребность очиститься от преступления.

По делам о преступлениях несовершеннолетних адвокату следует указать (прежде всего самому подсудимому), в чем заключается конкретная вина несовершеннолетнего, какие субъективные причины привели к тому, что он стал преступником, и наметить пути исправления подростка. Не следует пристрастно анализировать причины и условия, способствовавшие совершению преступления, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Речь адвоката по своему содержанию и форме должна вызывать у несовершеннолетнего подсудимого чувство неловкости и стыда за свое поведение, желание честно жить и трудиться.

Выявляя смягчающие вину подзащитного обстоятельства, адвокат подчеркивает необходимость учета их для определения справедливого наказания и т.п. Считая своего подзащитного невиновным, адвокат также раскрывает общественную значимость дела, а именно: показывает значение задач и основных принципов уголовного процесса, в частности презумпции невиновности, гуманизма и справедливости законов; если лицо оказалось привлеченным к уголовной ответственности вследствие халатности или злоупотребления должностных лиц, адвокат говорит об этом и просит суд определенным образом отреагировать на данное обстоятельство, вскрывает причины незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Подчеркивает, что обвинительный приговор может быть вынесен только в отношении действительно виновного.

Цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины.
К числу основных задач относятся:
Изучение основных принципов этики речевого общения.
Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
Понятие ораторского искусства……………. ………..……………………..6
Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
Рода, жанры и стили красноречия……………………. ……………..9
Этика ораторского искусства……………………………………………….12
Понятие риторического этоса………………………………………..12
Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18
Заключение…………………………………………………….……………………25
Список используемой литературы……………………………………….………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

  1. Понятие ораторского искусства……………. ………..…………………… ..6
    1. Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
    2. Рода, жанры и стили красноречия……………………. ……………..9
    1. Понятие риторического этоса………………………………………..12
    2. Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18

    Список используемой литературы……………………………………….………. .27

    В настоящее время почти каждому гражданину, принимающему участие в общественной жизни, приходится выступать на собраниях с речами по тому или иному вопросу.

    Начинающие ораторы часто делают при своих выступлениях разные ошибки, которые сильно вредят успеху их речи.

    Есть много хороших ораторов, которые никогда не читали книг об ораторском искусстве, однако добиться успехов в этой области им помогла длительная практика.

    Без упорной и непрерывной работы так же мало можно сделать в этой области, как и в каком-либо другом искусстве. Знаменитые ораторы были самыми прилежными в работе. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Когда какой-то болтливый оратор, которых в Афинах было немало, хотел унизить его своим насмешливым замечанием, что его речи „отдают потом", Демосфен обратил эту насмешку в похвалу, откровенно признавшись, что он проводит многие часы в уединенной работе, прежде чем выступить со своей речью перед народом, что он, однако, делает это лишь из уважения к согражданам, так как считает, что им можно преподносить только то, что добросовестно проработано. Далее он добавил, что тот, кто не проявляет усердия при подготовке к своей речи, доказывает только свое высокомерие по отношению к народу и старается приобрести одобрение больше обманом, чем заслугой.

    В качестве ещё одного примера можно привести подвижническо- проповедническую деятельность Иоанна Златоуста, хорошо известного на Руси и сегодня почитаемого Русской православной церковью. Являясь дьяконом и пресвитером в Антиохии, Иоанн проявил необычайный ораторский талант. Произведения Златоуста — одна из вершин христианской духовной мысли. Он умело и талантливо разъяснял положения Библии, был активным распространителем христианского вероучения. В духовных речах Иоанна Златоуста выражается интерес к символам веры, догматике и религиозному культу, к внутреннему миру человека, источнику его хороших или дурных привычек. В них часто осуждаются такие пороки, как отступление от веры, ложь, болтливость, лицемерие, тщеславие, гордыня, пьянство и др. И наоборот, прославляются преданность Богу, религиозное подвижничество, гражданственность, патриотизм, мужество, мудрость, правда, милосердие, трудолюбие, чувство национального самосознания и др.

    Таким образом, цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины.

    К числу основных задач относятся:

    1. Изучение основных принципов этики речевого общения.
    2. Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
    3. Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения
    1. Понятие ораторского искусства
      1. Риторика, как научная дисциплина

      Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

      Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречи и и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.

      Ораторское искусство носит сложный синтетический характер, оно неразрывно связано со многими научными дисциплинами и отраслями знаний.

      Философия помогает познать ораторское искусство как форму общественной деятельности. Это ремесло – деятельность, овладеть которой может любой, тем более грамотный человек. А овладеть в высшей степени – вот это будет уже искусство. Философия помогает понять риторику как составную часть духовной культуры, как средство речевой деятельности, без которой не обходится ни одно государство.

      Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания. Истинный оратор немыслим без вдохновения, воображения и фантазии. Один из принципов речевого мастерства – принцип обратной связи – не может обойтись без внимания и эмоционально-психологического воздействия на аудиторию. По законам психологии выстраиваются эмоциональные всплески и спады, ритмический и темповый строй речи, обоснованные психологические паузы.

      А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы вдохновлять слушателей; в одежде, чтобы выглядеть красиво, в мелодике и напевности слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души.

      Художественное чтение и публичная речь строятся по законам речевого мастерства, включающим выразительные средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику и т.д. И непременно по законам техники речи: дыхания, голоса, дикции.

      Красноречие – такой же живой процесс, как искусство театра. Зритель и слушатель становятся соучастниками действия, которое совершают актер и оратор. И чем больше зал, тем лучше отдача.

      Ораторское искусство никогда не было односторонним. Исторически в зависимости от сферы применения и использования определенных средств оно подразделялось на различные стили, рода, виды и жанры.

      Современное ораторское искусство выделяет три стиля красноречия:

      1. рациональный – сила и пафос этого стиля заключаются в аргументированности и доказательности суждений. В этом стиле обычно передается информационный и иллюстративный материал, преобладает анализ фактов, стройность, последовательность изложения; темп речи ровный, языковые средства нейтральные. Преобладают повествовательные предложения с прямым порядком слов. Оратор опирается на осмысление и интеллект аудитории.
      2. синтетический – стиль, соединяющий черты рационального и эмоционального стилей: логические доводы и аргументация чередуются с яркими выразительными средствами языка, изменением темпа речи и эмоциональными всплесками.

      Научная риторика включает в себя 5 основных родов, в которых принято выделять следующие виды:

      В ораторском искусстве принято выделять следующие основные жанры (т.е. формы, в которых реализуется конкретное произведение ораторского искусства.):

      • лекция ( они бывают вузовские или публичные);
      • доклад (может быть отчетным, научным и т.п.);
      • речь – выступление, посвященное конкретному событию или мероприятию;
      • беседа – обмен мнениями в свободной форме;
      • диспут – свободное обсуждение различных общественно значимых вопросов;
      • дискуссия – обмен мнениями по определенному вопросу с соблюдением процедуры обсуждения (такая процедура называется регламент).

      Такое многообразие стилевых, родовых и жанровых форм безусловно подтверждает сложный и многоплановый характер ораторского искусства, зародившегося две с половиной тысячи лет назад и дошедшего до наших дней.

      1. Этика ораторского искусства
        1. Понятие риторического этоса

        Еще со времен античности классическая риторика уделяет значительное внимание морально-нравственной составляющей ораторской речи и личности оратора. Эти важные вопросы регулирует этика красноречия. Термин этика восходит к греческому слову этос, что в переводе означает нравственный, а сама этика – систему философских представлений о моральных и нравственных нормах, принятых в обществе. Этот термин впервые был употреблен Аристотелем в его научных трудах. Выступление в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и как свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.

        Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

        При всей значимости норм этика, в том числе этика речи, не исчерпывается ими. Риторическая этика изучает условия сотрудничества ритора и аудитории. В процессе обсуждения и оценки фактов, выработки, принятия и осуществления решений накапливается новый опыт, который обобщается, и создается новая реальность, в условиях которой протекает последующая деятельность. При этом неизбежно нарушаются те или иные нормы и, в зависимости от последствий, они либо расширяются и дополняются, либо отменяются, либо же в случае неоправданного нарушения нормы ритор и его аргументация оказываются этически несостоятельными.

        Читайте также: