Допускается ли ограничение прав по распоряжению имуществом решением иностранного суда

Обновлено: 28.04.2024

Запрет на совершение регистрационных действий с недвижимостью — это мера воздействия на те или иные объекты недвижимости (какие именно — скажем ниже), которая не позволяет вносить изменения в правоустанавливающие документы таких объектов. В статье поясним, кто, как и зачем накладывает и использует запрет регистрационных действий на недвижимое имущество, как происходит снятие запрета на регистрационные действия с недвижимостью. В частности, вы узнаете, как наложить запрет на сделки с квартирой (как через Росреестр поставить запрет на продажу квартиры).

Запрещение сделок с недвижимостью (значение для УФРС собственника и юридические причины)

Теперь о юридических причинах запрещения регистрационных действий с недвижимостью. Это происходит при сервитуте, ипотеке и т. д, когда закон прямо на это указывает. Запрет на продажу недвижимости может стать следствием соответствующего судебного решения. Постановление о запрете регистрационных действий с недвижимостью может вынести и пристав-исполнитель в рамках какого-либо исполнительного производства. О запрете на продажу квартиры без личного участия может заявить ее собственник (чтобы защититься от мошенников).

Какие объекты может затрагивать данная мера воздействия

Недвижимые вещи (по п. 1 ст. 130 ГК РФ ) — это участки земли, недр и все, прочно связанные с землей вещи, которые нельзя переместить без несоразмерного ущерба их назначению (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства).

Также сюда относятся воздушные морские и внутренне-плавательные суда, которые подлежат государственной регистрации. Закон может относить к недвижимости и другое имущество.

Сюда же относятся жилые и нежилые помещения, а также машино-места, если границы таких помещений, частей зданий, сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Таким образом можно установить запрет на продажу имущества, которое указано выше.

Как запрет на регистрационные действия с недвижимостью накладывают приставы или суд

Скажем сразу, что судебные приставы используют данную меру воздействия для принудительного исполнения того или иного судебного решения, а суды только обеспечивают через нее какой-либо иск, без принудительного исполнения.

Запрет на регистрационные действия с недвижимостью судебными приставами накладывается через принятие соответствующего постановления. Действует судебный пристав при этом в пользу взыскателя и в силу ст. 80 ФЗ от 02.10.2007 № 229, которая наделяет его таким правом.

Запрещение налагается и по судебному определению, которое обеспечивает иск. Такая возможность предусмотрена гл. 13 ГПК РФ . Ходатайство о запрете регистрационных действий с недвижимостью могут подать лица, участвующие в деле. Определение суда о соответствующем обеспечении иска исполняется немедленно, по разделу VII ГПК РФ . Истцу выдается исполнительный лист, а ответчику направляют копию определения суда. Приставы в данном случае руководствуются ч. 6 ст. 36 ФЗ от 02.10.2007 № 229.

Как происходит регистрация запрета на совершение регистрационных действий по воле собственника имущества

Услуга доступна как физическим, так и юридическим лицам. Например, инициировать запрет на регистрационные действия с квартирой. По пп. 5 п. 1 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 № 218 на такие действия имеет право собственник главным образом в целях защиты от мошеннических действий. Однако если мошенник будет выдавать себя за собственника и предъявит ваш паспорт, велика вероятность, что его замыслы удадутся.

Обращаться для оформления запрета на регистрационные действия нужно в:

  • Росреестр (его территориальный офис), который и будет накладывать данную меру воздействия, соответственно, туда и поступит необходимый комплект документов;
  • надлежащий филиал Федеральной кадастровой палаты (есть в каждом регионе РФ);
  • МФЦ (лучше обращаться туда);
  • можно оформить в электронном виде через сайт Росреестра с заверением электронной подписью.

Росреестр защитит ваше имущество в течение пяти рабочих дней после поступления туда необходимых документов, в том числе:

  • заявления в свободной форме, где разборчиво (без помарок, дописок и сокращений) указана информация о заявителе, объекте недвижимости, плюс соответствующее требование, скажем, наложить запрет на любые действия с квартирой;
  • документы о праве собственности на соответствующий объект и удостоверяющие личность заявителя.

В целом заявление должно обладать следующей структурой:

  1. Ф.И.О. заявителя с его паспортными данными.
  2. Адрес (по месту регистрации).
  3. Сведения об имуществе, на которое нужно воздействовать.
  4. Просьба о таком воздействии.
  5. Подпись заявителя и датировка.

В результате указанных действий в ЕГРН внесут соответствующую запретную запись, которая приведет к возврату любого регистрационного заявления от несобственника объекта (по п. 4 ст. 25 ФЗ от 13.07.2015 № 218), даже того, который обладает доверенностью. Данная услуга оказывается бесплатно. Обойти обозначенное запрещение получится только через:

  • решения суда или уполномоченного сотрудника Росреестра;
  • постановление судебного пристава.

Что будет, если нарушить запрет

Если Росреестр совершит регистрационные действия при установленном на это запрете, его привлекут к ответственности. Такая сделка по п. 1 ст. 174.1 ГК РФ ничтожна. Это означает, что участники сделки должны будут вернуть друг другу все, что они получили по ней.

Правда, по п. 2 указанной статьи, недвижимость можно будет законно продать (и с таким запрещением), чтобы погасить задолженность перед кредитором, в чьих интересах такое обременение и было установлено. Исключениями будут случаи отсутствия соответствующей информации о запрете у приобретателя. Тогда последний сможет признать сделку ничтожной по ст. 168 ГК РФ .

Как снять запрет на регистрационные действия с недвижимостью

Как обозначенная мера воздействия будет сниматься, напрямую зависит от того, как она была наложена. Если ограничение наложено по инициативе собственника, то и отменят его аналогичным наложению образом (см. выше).

Снятие запрета пристава для регистрации недвижимости происходит по решению пристава, который его наложил. Надлежащее ограничение можно снять или удовлетворив требования взыскателя (скажем, оплатив кредитную задолженность), или когда стоимость арестованного имущества не соответствует сумме исковых требований.

Могут снять запрещение и когда владелец заявит о замене ограниченной собственности на иную. Правда, в данном случае соответствующее ходатайство могут и не удовлетворить.

Суд отменит надлежащую запретительную меру после отказа в удовлетворении исковых требований, которые обеспечивались подобным образом.

С 15.01.2016 вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), в соответствии с которым судебные приставы-исполнители наделяются полномочием по установлению временного ограничения на пользование должником специальным правом.

В целях обеспечения единообразного толкования и применения в практической деятельности положений Федерального закона N 340-ФЗ полагаем рекомендовать следующий алгоритм принятия судебными приставами-исполнителями решения о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

1. При возбуждении исполнительных производств на основании исполнительных документов, являющихся судебными актами либо выданных на основании судебных актов и содержащих в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительных производств в обязательном порядке предупреждает должника о возможном установлении в отношении него временных ограничений, предусмотренных ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

До внесения изменений в приказ ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" (далее - приказ ФССП России N 318) предлагаем в форме постановления о возбуждении исполнительного производства (приложение N 53 к приказу ФССП России N 318):

а) пункт 7 заменить пунктом следующего содержания: "Предупредить должника, что в случае неисполнения в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований в отношении должника могут быть установлены временные ограничения, в том числе на выезд его из Российской Федерации, на пользование им специальным правом, предоставленным в соответствии с законодательством Российской Федерации";

б) пункт 9 после слов "исполнения исполнительного документа" дополнить словами ", а также сведения об имеющихся специальных правах в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами)".

2. Судебный пристав-исполнитель принимает решение о временном ограничении на пользование должником специальным правом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя только по имеющемуся у должника специальному праву и при соблюдении следующих условий:

находящийся на исполнении исполнительный документ является судебным актом либо выдан на основании судебного акта и содержит в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом;

сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам, входящим в состав сводного исполнительного производства) превышает 10 тыс. руб.;

в материалах исполнительного производства имеется информация об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 Закона, о возбуждении в отношении него исполнительного производства при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа (за исключением случаев объявления должника в розыск);

должник предупрежден в постановлении о возбуждении исполнительного производства о возможности установления в отношении него временных ограничений при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. По исполнительным производствам, которые возбуждены до 15.01.2016, судебные приставы-исполнители направляют должникам предупреждения согласно приложению N 1 к настоящему письму (не приводится) о возможности установления в отношении них временного ограничения на пользование специальным правом в случае уклонения от исполнения требований исполнительных документов.

Отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность применения в отношении должника временного ограничения на пользование должником специальным правом:

если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 тыс. руб.;

если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

3. При наличии достаточных оснований судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом согласно приложению N 2 к настоящему письму (не приводится) (до внесения изменений в приказ ФССП России N 318), в котором одновременно разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение по статье 17.17 КоАП РФ, предусматривающей санкции в виде обязательных работ сроком до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года.

При вынесении постановления (постановлений) о временном ограничении на пользование должником специальным правом судебному приставу-исполнителю необходимо определиться с перечнем специальных прав должника, подлежащих ограничению, с учетом имеющихся у него специальных прав и категории исполнительного документа, в рамках которого принимается решение об ограничении прав, а также обстоятельств, которые исключают возможность ограничения специального права.

При исполнении судебного акта о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе принять решение об ограничении должника в пользовании только этим специальным правом.

По каждому органу исполнительной власти, осуществляющему государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (перечень прилагается - не приводится), выносится отдельное постановление об ограничении, в котором также указываются реквизиты документа (наименование, номер и дата выдачи), подтверждающего наличие у должника ограничиваемого специального права.

Судебным приставом-исполнителем принимаются все доступные и исчерпывающие меры по личному вручению должнику постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом, что должно подтверждаться материалами исполнительного производства.

Копия вынесенного постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом направляется взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (в рамках организованного взаимодействия).

При поступлении информации об исполнении требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня выносит постановление о снятии данного ограничения и незамедлительно направляет копию постановления должнику, взыскателю и в соответствующий орган исполнительной власти согласно приложению N 3 к настоящему письму (не приводится).

Орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, обеспечивает принятие и учет постановлений судебных приставов-исполнителей о временном ограничении на пользование должником специальным правом и постановлений о снятии такого ограничения.

4. В рамках исполнения сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного должника, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом при условии, что в состав сводного исполнительного производства входят судебные акты, содержащие в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, и сумма задолженности по которым в совокупности превышает 10 тыс. руб.

В случае исполнения в полном объеме или частично требований исполнительных документов, входящих в состав сводного исполнительного производства, сумма задолженности по которым в совокупности не будет превышать 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снятии установленного ограничения и незамедлительно направляет копию постановления должнику, взыскателю и в соответствующий орган исполнительной власти.

5. При выявлении факта неисполнения должником постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на пользование должником специальным правом орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, составляет протокол об административном правонарушении по статье 17.17 КоАП РФ и направляет его на рассмотрение в суд.

Настоящее информационное письмо необходимо довести до сведения работников аппаратов управления территориальных органов ФССП России, начальников отделов - старших судебных приставов, судебных приставов-исполнителей.

Право собственности в связи с приобретательной давностью получается только через суд

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права и предусматривает возможность признания права на вещь в результате длительного открытого пользования ею. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно оформить имущество на себя согласно российскому законодательству.

Эксперты в статье:

  • Алексей Гавришев, адвокат, основатель AVG Legal
  • Вадим Ткаченко, юрист, основатель и глава консалтинговой группы vvCube

Срок владения — 15 лет

Принцип приобретательного права есть в современном российском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса России, гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности.

Но просто дождаться истечения срока приобретательной давности недостаточно. Это обусловлено несколькими факторами для осуществления защиты прав собственника. Например, тот, кому на самом деле принадлежит имущество, может просто не знать о его существовании или не иметь возможности управлять им самостоятельно.

Условия для приобретения права собственности:

  • открытое владение имуществом — под этим подразумевается осуществление владения без утайки. То есть гражданин не должен специально объявлять о владении таким имуществом, но у посторонних не должно возникать сомнений в его действиях;
  • непрерывное владение имуществом;
  • владение в течение установленного законом срока;
  • добросовестное владение имуществом.

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности (Фото: Ведомости/ТАСС)

Только через суд

При регистрации имущества на себя важно помнить, что право собственности в связи с приобретательной давностью оформляется только через суд.

В случае когда прежний собственник имущества неизвестен, то есть нет спора о праве, то для признания права собственности надо обращаться в суд в порядке особого производства.

Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube:

— Признание права собственности, например, на земельный участок на основании приобретательной давности происходит только в судебном порядке. Однако на практике это очень неоднозначный институт, который законодательно должным образом не урегулирован. Так, весной этого года Конституционный суд указывал, что приобретательная давность неприменима к самовольно занятой государственной земле. Суды зачастую встают на сторону администраций, не углубляясь в обстоятельства дела.

Как зарегистрировать на себя недвижимое имущество

Процедура регистрации на себя приобретательного права на имущество выглядит следующим образом:

  • подготовить заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом;
  • подготовить пакет документов, которые будут приложены к заявлению, а также оплатить государственную пошлину — от 300 до 2 тыс. руб.;
  • подать заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, на которое оформляется право;
  • после получения судебного решения обратиться в Росреестр для регистрации права собственности;
  • получить выписку из ЕГРН, которой удостоверяется проведенная регистрация.

Подобные дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Юристы отмечают, что судебная практика по вопросам приобретательной давности относительно новая и начала формироваться лишь в 2002 году. Это связано с тем, что в советском законодательстве такие положения отсутствовали.

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права (Фото: Екатерина Кузьмина/ТАСС)

Случай из практики Верховного суда

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

Гражданка получила много лет назад по договору дарения от бывшего собственника половину дома и фактически владела больше 15 лет всем домом и землей как собственными. Второй половиной владели два собственника, но имуществом не пользовались. Верховный суд пояснил, что человек может получить право собственности на имущество, у которого нет собственника, он неизвестен или у которого есть хозяин, но он либо отказался от него, либо утратил право собственности по иным основаниям.

В Верховном суде также пояснили, что наличие у имущества титульного собственника не исключает возможности приобретения права на него другим человеком. Даже если титульный владелец не заявлял об отказе, достаточно того, что он устранился от владения и не содержал его долгое время.

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 02.10.2021 N 2769-р)

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Положения пункта 1 настоящего распоряжения не применять в отношении:

1) лиц, являющихся аккредитованными или назначенными сотрудниками дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций и их представительств, иных официальных представительств иностранных государств, расположенных на территории Российской Федерации, должностными лицами Постоянного Комитета Союзного государства, а также членами семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутатами и должностными лицами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членами официальных делегаций, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, владельцами дипломатических и служебных паспортов;

2) лиц, имеющих дипломатические и служебные визы;

4) лиц, являющихся обслуживающим персоналом арендованной части Сайменского канала, определенным Договором между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал, подписанным в г. Лаппеенранта 27 мая 2010 г.;

5) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в случае их экстрадиции, сведения о которых направлены ФСИН России в ФСБ России;

6) лиц, следующих в Российскую Федерацию автомобильным, воздушным, железнодорожным или морским транспортом в целях смены экипажей морских и речных судов, находящихся в портах Российской Федерации, при наличии действительных документов, удостоверяющих личность моряка, и включении их в судовую роль или выписку из судовой роли;

7) лиц, следующих в Российскую Федерацию автомобильным, воздушным, железнодорожным или морским транспортом в целях смены экипажей воздушных судов, при условии предъявления удостоверения члена экипажа воздушного судна и задания на полет или генеральной декларации воздушного судна на планируемый рейс;

8) граждан Республики Абхазия, въезжающих в Российскую Федерацию из Республики Абхазия;

9) граждан Республики Южная Осетия, въезжающих в Российскую Федерацию из Республики Южная Осетия;

10) граждан Республики Белоруссия и лиц, имеющих вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в Республике Белоруссия, въезжающих в Российскую Федерацию из Республики Белоруссия и иностранных государств по перечню согласно приложению N 1 через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также следующих в Российскую Федерацию железнодорожным пассажирским транспортом;

11) граждан Республики Белоруссия, являющихся сотрудниками белорусских компаний, принимающих участие в работах по обеспечению беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, строительства, добычи нефти и газа, переработки полезных ископаемых, направляемых на промышленные объекты в Российской Федерации для работы вахтовым методом, указанных в списках, направленных в МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация - заказчик указанных работ, либо Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

12) граждан иностранных государств, предусмотренных приложением N 1 к настоящему распоряжению, въезжающих в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Белоруссия через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации;

13) лиц, имеющих вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, предусмотренном приложением N 1 к настоящему распоряжению, и въезжающих в Российскую Федерацию из государств, предусмотренных указанным приложением, и из Республики Белоруссия через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации;

14) граждан государств - членов Евразийского экономического союза, въезжающих в Российскую Федерацию из Республики Армения, Республики Белоруссия и Киргизской Республики через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации по перечню согласно приложению N 2, при условии предъявления ими выявленных отрицательных результатов исследований на новую коронавирусную инфекцию, отображаемых в мобильном приложении "Путешествую без COVID-19";

15) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные) и следующих для осуществления его погребения, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти и документа, подтверждающего степень родства;

16) лиц, имеющих обыкновенные частные визы, выданные по решению МИДа России;

17) лиц, являющихся членами семьи (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), опекунами и попечителями граждан Российской Федерации, при условии предъявления копии документа, подтверждающего степень родства или установление опеки (попечительства);

18) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), при условии предъявления документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства;

19) лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также следующих транзитом через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации без выхода за их пределы;

20) лиц, являющихся переселенцами из Латвийской Республики в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 г., а также следующих с переселенцами несовершеннолетних членов их семей, указанных в удостоверении переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию;

21) лиц, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", а также членов их семей, указанных в свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, при условии предъявления указанного свидетельства либо его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации (для членов семьи участника этой Государственной программы);

22) лиц, получивших разрешение на переезд в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, подписанным в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 г., а также внесенных в это разрешение членов их семей, при условии предъявления разрешения на переезд в Российскую Федерацию, выданного в соответствии с указанным Соглашением;

23) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях лечения, и сопровождающих их лиц (сопровождающие лица допускаются для несовершеннолетних пациентов и пациентов, находящихся в состоянии средней степени тяжести или в тяжелом состоянии, а также при наличии других медицинских показаний, указанных принимающей медицинской организацией), сведения о которых направлены медицинской организацией в соответствии с алгоритмом подачи заявок на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, в том числе в целях получения медицинских услуг, утвержденным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;

24) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, указанных в списках, сформированных этими образовательными организациями в соответствии с алгоритмом организации работы в отношении иностранных обучающихся, прибывающих в Российскую Федерацию в целях обучения в таких образовательных организациях, утвержденным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, и направленных указанными образовательными организациями по согласованию с учредителями с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;

25) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, указанных в списках, сформированных в соответствии с алгоритмом действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан, утвержденным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, и направленных Рострудом с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;

26) лиц, постоянно проживающих на территории г. Байконура Кзыл-Ординской области Республики Казахстан, а также лиц, участвующих в выполнении государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;

27) лиц, участвующих в проведении наладки и технического обслуживания оборудования иностранного производства, указанных в списке, направленном в МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация - заказчик оборудования иностранного производства, либо Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

28) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также членов их семей (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), указанных в списке (с указанием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и даты въезда), направленном в МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация - работодатель или заказчик работ (услуг), либо Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

29) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов в области спорта, и членов их семей (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), а также лиц, участвующих в спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации, и членов их семей (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), указанных в списке (с указанием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и даты въезда), направленном Минспортом России в МВД России;

30) лиц, участвующих в проведении контроля качества оборудования, изготавливаемого российскими юридическими лицами и поставляемого в соответствии с контрактами, регулирующими сооружение объектов использования атомной энергии за рубежом, и в рамках реализации международных договоров Российской Федерации, указанных в списках, направленных Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в МВД России;

31) лиц, участвующих в работах по сертификации новых воздушных судов и поддержании летной годности воздушных судов отечественного производства российских эксплуатантов, указанных в списках, направленных Минпромторгом России в МВД России;

32) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок, указанных в списках, сформированных в соответствии с алгоритмом действий по обеспечению въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан - собственников или руководителей предприятий, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, и иностранных граждан для их участия в переговорах по реализации инвестиционных проектов, утвержденным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, и направленных Минэкономразвития России в МВД России с использованием системы межведомственного электронного документооборота;

33) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию на основании частей 5.1 и 9 статьи 7 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанных в списках, направленных Минспортом России с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;

34) лиц, въезжающих в Российскую Федерацию на основании части 10 статьи 7 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

35) лиц, являющихся генетическими родителями детей, рожденных на территории Российской Федерации суррогатными матерями, въезжающих в Российскую Федерацию в целях государственной регистрации рождения ребенка, сведения о которых направлены Минздравом России в МВД России.";

б) в пункте 2(2) слова "в пункте 2(1)" заменить словами "в пунктах 2 и 2(1)";

в) пункт 2(3) изложить в следующей редакции:

"2(3). Федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" представлять списки лиц, указанные в подпунктах 11 и 27 - 32 пункта 2 настоящего распоряжения, сведения о лицах, указанные в подпункте 35 пункта 2 настоящего распоряжения, посредством их направления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующей передачи в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы.";

г) пункты 4 - 5(1) изложить в следующей редакции:

"4. МВД России и его территориальным органам временно приостановить прием документов, оформление и выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением лиц, указанных в подпунктах 3, 6 - 8, 12, 13, 17, 18, 23 - 25 и 27 - 33 и 35 пункта 2 настоящего распоряжения, а также разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам, находящимся за пределами территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в подпунктах 12, 25, 28 и 29 пункта 2 настоящего распоряжения.

1) временно приостановить прием документов, оформление и выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации всех категорий виз;

2) временно приостановить оформление иностранным гражданам единых электронных виз;

3) уведомить иностранные государства о предусмотренных мерах, подчеркнув, что они обоснованы особыми обстоятельствами и носят исключительно временный характер;

4) не применять положения подпункта 1 настоящего пункта в отношении:

лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 16 - 23 и 25 - 29 пункта 2 настоящего распоряжения, которым оформляются дипломатические, служебные, обыкновенные деловые, обыкновенные частные, обыкновенные гуманитарные, обыкновенные рабочие, а также обыкновенные учебные визы;

лиц, указанных в подпунктах 12 и 13 пункта 2 настоящего распоряжения, которым оформляются визы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации на территориях иностранных государств, указанных в приложении N 1 к настоящему распоряжению;


Муниципальное образование "Вилючанский наслег"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Привлечение иностранных граждан к административной ответственности

Основания привлечения иностранных граждан к административной ответственности

Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).

Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения принадлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ - должностным лицам пограничных органов и войск.

В качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства ( ч. 2 ст. 18.1 , ч. 2 ст. 18.4 , ст. 18.8 , 18.10 , ч. 1 ст. 18.11 , ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ( ч. 2 ст. 6.8 , ч. 2 ст. 6.9 , ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назначении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации?

Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.

Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).

Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:

- характер и тяжесть совершенного правонарушения;

- наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;

- длительность проживания иностранного гражданина в РФ;

- отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченность жильем на территории РФ;

- род деятельности и профессия;

- обращение о приеме в российское гражданство.

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет -жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Читайте также: