Чем достигается убедительность речи адвоката

Обновлено: 16.05.2024

Важнейшими из этих коммуникативных качеств судебной речи, свидетельствующих о благоразумии, нравственной добропорядочности и здравомыслии оратора, являются искренность, точность, ясность и логичность речи, а также лаконичность при достаточной продолжительности речи, выразительность и уместность речи.

Ясность речи заключается в ее доходчивости. Речь должна быть понятна для слушателей. Это коммуникативное качество речи имеет особенно важное значение в суде присяжных. По свидетельству С. Хрулева, в суде присяжных «. только те речи влияют на решение дела, которые убедительны в своей понятности. Когда на суде присутствуют прокурор и защитник, которых присяжные понимают, то решение их будет основано на всестороннем обсуждении дела и, более или менее, удовлетво-

27 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. - С. 159.

Ясность речи достигается использованием общеупотребительных слов и выражений, взятых из обыденной речи. Неспособность адвоката изъясняться перед присяжными заседателями языком обыденной речи не оказывает убеждающего воздействия не только потому, что содержание речи не достигает их сознания, но и потому, что препятствует установлению и поддержанию психологического контакта с присяжными, даже если судебная речь обладает другими важными коммуникативными качествами, например логичностью и выразительностью.

Популярность, доступность, прозрачная ясность речи, а значит, и ее убедительность зависят и от других коммуникативных качеств речи, в том числе от ее логичности.

Логичность речи заключается в последовательном изложении ее содержания в соответствии с законами логики (законом тождества, законом непротиворечия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания), связями и отношениями объективной реальности.

28 Хрулев С. Суд присяжных. - С. 40.

Для построения и произнесения такой логически последовательной, связной судебной речи необходимо тщательно продумать план речи и ее композицию.

План речи - это ее содержательная схема, в которой отражается логика перехода от одной мысли к другой.

В суде присяжных главная мысль речи адвоката, которая должна последовательно развиваться в каждой части речи, в каждом ее фрагменте, в каждом слове и даже в каждом логическом ударении, паузе или интонации, так или иначе связана с вопросами о виновности и процессуальной позицией сторон, их отношением к предъявленному подсудимому обвинению, с предметом спора между защитой и обвинением.

Эффективному усвоению судьями главной мысли адвоката, его позиции и доводов, на которых она основана, способствует еще одно важное коммуникативное качество - лаконичность при достаточной продолжительности речи. Это коммуникативное качество выражается в отсутствии лишних слов, мешающих движению главной мысли, экономности, емкости, уп-

30 Кони А.Ф. Избр. произв. - М., 1956. - С. 115.

31 Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1970. - С. 203.

О том, что слишком длинная судебная речь чаще всего бывает неуместной, известно всем адвокатам.

Но не все они догадываются, что и короткая речь бывает неуместной, функционально неоправданной, когда она не позволяет понятно и убедительно разъяснить присяжным позицию и доводы, аргументы обвинителя или защитника.

32 Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972. - С. 195.

33 Там же. - С. 359.

34 Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1988. - С. 225.

вокату после речи прокурора приходится не только убеждать, но и переубеждать судей.

Обыкновенно такая негативная реакция у судей проявляется тогда, когда защитительная речь не только чрезмерно продолжительна, но и недостаточно выразительна.

Выразительностью (экспрессивностью) речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей, облегчают им восприятие, запоминание материала более или менее продолжительной речи адвоката, содержащихся в ней рассуждений, фактов, доказательств и их взаимосвязей, вызывают у слушателей положительные эмоции и чувства, активизирующие их воображение, логическое и образное мышление и память.

35 Судебное красноречие русских юристов прошлого.

38 Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - С. 133.

разии высказываемых мыслей, слов, выражений, фраз, оборотов, периодов, разделов и тона речи); 2) образные средства речи; 3) риторические фигуры речи.

Образцовый индивидуальный слог речи зависит от разностороннего эстетического образования и воспитания адвоката, обогащающего его жизненный опыт пониманием и ощущением прекрасного в его различных проявлениях, в том числе в художественной литературе, которая имеет особенно важное значение для приобщения личности к эстетике словесного творчества.

Изящный, эстетически совершенный стиль речи имеет особенно важное значение при доказывании на основании косвенных доказательств, которое всегда протекает в условиях некоторой неопределенности. При оценке речи адвоката судьи, народные и присяжные заседатели в подобных ситуациях помимо основного критерия истинности речи - практики, исследованных в суде доказательств учитывают и дополнительные,

37 Русские писатели о литературном труде: В 4 т. Т. 1. - Л., 1954. - С. 606.

38 Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - С. 19.

вторичные критерии, одним из которых является эстетически совершенный стиль речи.

В процессе художественной разработки судебной речи для придания ей художественной выразительности используются образные средства речи и риторические фигуры. К образным средствам речи относятся сравнение, метафора, ирония и другие тропы, обороты речи, в которых слова, фразы и выражения употребляются в переносном, образном смысле в целях достижения большей художественной выразительности.

Образная речь имеет особенно важное значение для убеждения тех присяжных и судей, у которых образный тип мышления доминирует над рассудочным (понятийно-логическим, научным). Как отмечает академик Б.В. Раушенбах, у людей

39 Сергеич П. Искусство речи на суде. - С. 127.

В состязательном процессе умение мыслить и говорить образами имеет важное значение еще и потому, что позволяет адвокату обратить внимание судей на несостоятельность мыс-

41 Раушенбах Б.В. К рационально-образной картине мира // Коммунист. 1998. № 8. - С. 90, 93.

42 Сергеич П. Искусство речи на суде. - С. 47.

43 Кони А.Ф. Искусство речи на суде // Избр. произв. - М., 1959. - С. 100.

лей, доводов и доказательств, лежащих в основе позиции его процессуального противника.

Для обеспечения эффективного решения всех задач, связанных с процессом убеждения, образные средства должны применяться в оптимальном сочетании с риторическими фигурами.

Этому способствует и повторение одних и тех же мыслей новыми речевыми оборотами, подчеркивающими различные оттенки и нюансы высказываемой мысли. По мнению Р. Гарриса, такие речевые повторы обеспечивают убедительность речи тем, что «основная мысль повторяется не повторе-

44 Античные риторики. - С. 269.

Этому способствуют и другие риторические фигуры речи, в том числе вопросно-ответный ход - риторическая фигура, которая заключается в том, что оратор задает себе и слушателям вопросы и сам на них отвечает.

46 Гаррис Р. Школа адвокатуры. - С. 279.

Для активизации познавательных и эмоциональных процессов присяжных заседателей в обвинительной и защитительной речах могут использоваться и такие речевые фигуры, как антитеза, предупреждение и неожиданный перерыв мысли.

Элементы смыслового противопоставления могут содержаться и в предупреждении - речевой фигуре, которая состоит в том, что оратор, прогнозируя возражения слушателей или какого-либо оппонента и опережая их, сам себе возражает от

47 Античные риторики. - С. 273.

48 Гаррис Р. Школа адвокатуры. - С. 27.

49 Сергеич П. Искусство речи на суде. - С. 56.

лица слушателей или оппонента и опровергает эти возражения от своего имени.

Искусные адвокаты умело используют еще один риторический прием - неожиданный перерыв мысли - речевую фигуру, которая заключается в том, что оратор неожиданно для слушателей прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее. Этот прием дает пищу не только вниманию, взбадривая и освежая его, но и любопытству, поддразнивая его, что способствует формированию у слушателей интереса к речи, поддержанию с ними психологического контакта, направлению их мыслей в нужную для дела сторону.

Для решения этой сверхзадачи речь адвоката должна обладать еще тремя важными коммуникативными качествами: уместностью, искренностью и точностью.

Уместность - это такая организация средств языка и речи, которая больше всего подходит к ситуации, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению и поддержанию психологического контакта между говорящим и слушающим.

60 Судебное красноречие русских юристов прошлого. - С. 180, 181.

51 Античные риторики. - С. 137.

В состязательном процессе доверие к адвокату обеспечивается еще двумя важными коммуникативными качествами речи - точностью и искренностью, которые имеют особенно важное значение для обеспечения доказательности и эффекта убеждающего внушения.

Искренность речи - это такое коммуникативное качество, которое заключается в вызывающем доверие слушателей тоне речи, естественным образом выражающем подлинные мысли и чувства оратора, его внутреннюю убежденность в правильности и справедливости, отстаиваемых им в речи положений и

52 Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. - М., 1976. - С. 176.

53 Сергеич П. Искусство речи на суде. - С. 17.

доводов, что способствует формированию такой же внутренней убежденности у председательствующего судьи, народных и присяжных заседателей.

Внутренняя убежденность в правильности и справедливости содержания речи психофизиологически обусловливает ее искренний тон, естественным образом выражающий подлинные мысли и чувства адвоката, что вызывает эффект убеждающего внушения, сопровождающийся формированием у слушателей доверия к нему, психологической предрасположенности к поддержке его мнения, согласию с его доводами.

Наглядным подтверждением тому является случай, о котором рассказывает С.А. Андреевский: «Как-то в Вильне один из

54 Судебное красноречие русских юристов прошлого. - С. 183.

55 Андреевский С.А. Защитительные речи. - СПб., 1909. - С. 21, 22.

Чувство, что защитник говорит правду, у слушателей формируется и в тех случаях, когда в его речи проявляется еще одно важное коммуникативное качество, вызывающее доверие к адвокату: точность речи, которая заключается в соответствии высказывания замыслам говорящего и явлениям действительности.

Неточная речь, допущена ли она умышленно или по небрежности, подмечена ли она судьей, народными или присяжными заседателями, самостоятельно или с помощью внимательного процессуального противника адвоката, выставляет последнего в положение изобличенного обманщика, с мнением и доводами которого люди меньше всего расположены считаться при разрешении дела.

Таким образом, подрывающая доверие к адвокату неточная речь - это опасная ошибка защитника. Если доверие потеряно, то как сторона состязательного процесса защитник начинает существовать лишь формально, не оказывая никакого влияния на внутреннее убеждение судей.

Приведенный анализ свидетельствует, что в судебном процессе убедительность речи адвоката зависит от системы ком-

56 Андреевский С.А. Защитительные речи. - С. 29.

57 Судебное красноречие русских юристов прошлого. - С. 53.

муникативных качеств его речи, важнейшими из которых являются точность, искренность, уместность, выразительность, лаконичность при достаточной продолжительности, логичность и ясность (понятность) речи.

Влияние каждого из этих коммуникативных качеств на убедительность речи носит системный характер, то есть каждое из них способствует проявлению других коммуникативных качеств (например, ясность речи способствует логичности, а логичность речи - ее ясности) и убедительности речи в целом.

Отсутствие или слабая выраженность одного или нескольких указанных коммуникативных качеств, особенно в суде присяжных, разрушает убедительность судебной речи, подрывает деловой и моральный авторитет адвоката, снижает его способность оказывать посредством речи легальное воздействие на судей с целью убедить их в правильности и справедливости своей позиции и доводов, на которых она основана.

Неубедительная защитительная речь, лишенная точности, искренности и других коммуникативных качеств, равнозначна ее отсутствию. В этих условиях обеспечить подлинную состязательность невозможно, что может отрицательно повлиять на качество вырабатываемого судьями решения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. - Л., 1989.

Античные риторики. - М., 1978.

Андреевский С.А. Драмы жизни (защитительные речи). - Пг., 1916.

Ария С.Л. Защитительные речи и жалобы. - М., 1991.

Бобрищев-Пушкин А.В., Волькинштейн Ф.А. Прения сторон в уголовном процессе. - СПб., 1903.

Гаррис Р. Школа адвокатуры: Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. - СПб., 1911.

Гольдинер В.Д. Защитительная речь. - М., 1970.

Загорский Г.И. Судебная речь: Курс лекций. - М., 1981.

Зинатуллин 3.3., Загуменнов Б.К., Серебренников С.В. Судебные речи и деловые бумаги адвоката по уголовным делам. - Ижевск, 1986.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М., 1995.

Иванова С.В. Специфика судебной речи. - М., 1978.

Кони А.Ф. Искусство речи на суде // Избр. произв. - М., 1959.

Кони А.Ф. Советы лекторам // Избр. произв. - М., 1959.

Лившиц В.И. Слово адвокату. - М., 1990.

Матвиенко Е.А. Судебная речь. - Минск, 1972.

Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. - М., 2000.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. - М., 1981.

Речи советских адвокатов по уголовным делам / Под ред. К.М. Апраксина. - М., 1975.

Речи советских адвокатов по уголовным делам / Под ред. С.В. Натрускина. - М., 1976.

Речи известных русских юристов. - М., 1985.

Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1988.

Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. - М., 1981.

Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864-1917 гг. / Сост. С.М. Казанцев. - Л., 1991.

Основным качеством судебной речи является убедительность – обоснованность всех тезисов и выводов. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение, вызвать уверенность в том, что истинность тезиса доказана, то есть склонить судей к принятию данной точки зрения. Важными факторами убедительности речи являются убежденность оратора в правоте своей позиции по делу и высокая культура его мышления.

Юристу крайне важно владеть логикой рассуждения – уметь обосновывать свою правоту и логически доказывать несостоятельность тезисов оппонента. Для того чтобы правильно построить рассуждение, чтобы придти к истинному выводу из истинных посылок, необходимо знание сформулированных логикой основных законов мышления – закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Любой акт мышления должен соответствовать законам логики. Нельзя построить осмысленное высказывание вопреки логическим правилам или игнорируя их.

Логическая операция доказательства (то есть обоснования истинности какого-либо положения) включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.

Центральным пунктом каждого доказательства является тезис – положение, истинность которого следует доказать. Однако тезис должен быть достоверным, иначе обосновать его не удастся. Доказательное рассуждение требует соблюдения двух правил по отношению к тезису: 1) логическая определенность, ясность и точность тезиса; отсутствие логического противоречия; 2) неизменность тезиса, запрещение менять его в процессе данного рассуждения.

Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов. Аргументы должны быть истинными, достоверными и не должны противоречить друг другу. Истинность их проверена практикой. Они должны быть достаточными для доказательства. Достаточность аргументов – это не количество их, а весомость, когда из них необходимо следует тезис. Риторика учит: доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.

Демонстрация, или способ доказательства, - это форма логической связи между аргументами и тезисом. Это логическое рассуждение. Совокупность умозаключений при выведении тезиса из аргументов. Продемонстрировать – значит показать, что тезис логически обосновывается аргументами и поэтому является истинным.

Обоснование тезиса может осуществляться путем прямого или косвенного доказательства.

Прямое доказательство ведется непосредственно с помощью аргументов, без привлечения каких-либо противоречащих тезису допущений: дается прямая ссылка на аргументы, факты, подтверждающие что-либо, ссылка на общепринятую норму. В речи судебного оратора прямое доказательство используется, когда роль аргументов выполняют показания свидетелей, письменные документы, вещественные доказательства.

Прямое обоснование может принимать форму дедуктивных умозаключений, индукции или аналогии.

Косвенное доказательство (доказательство от противного) ведется путем выдвижения антитезиса (допущения) и установления его ложности. Затем на основании закона исключенного третьего делается вывод: поскольку тезис и антитезис исключают друг друга, то ложность антитезиса означает истинность тезиса. Чтобы косвенное доказательство стало достаточным для вынесения обвинительного приговора, необходимо соблюдение следующих условий: 1) факт косвенного доказательства должен находиться в причинной связи с исследуемым преступлением, то есть являться либо одним из условий, вызвавших преступление, либо следствием совершения преступления; 2) обоснование тезиса путем косвенного доказательства всегда требует установления нескольких улик по делу, находящихся в соответствии между собой, в определенной связи.

Искусство аргументации предполагает также умение опровергать. Опровержение – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации; это критика тезиса, установление ложности, несостоятельности или ошибочности тезиса процессуального оппонента, следственных органов, подсудимого и т.д.

Опровержение демонстрации состоит в том, что показывают, что в рассуждениях оппонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Для окончательного опровержения следует доказать несостоятельность самого тезиса.

Русские ораторы весь материал для опровержения и доказательства умели расставлять по своим местам и обстоятельно анализировать его. Поэтому их речи всегда были убедительными.

Судебный оратор, убежденный в правильности своей позиции по делу и владеющий правилами мышления, сумеет сделать речь убедительной.

6. Поисковая пауза в речи судебного оратора.(НЕТУ. )

Структура судебной речи.

6 критериев, которым должна соответствовать ораторская речь:

1. содержательность речи;

3. логичность речи;

4. техника речи (тон голоса, темп речи), оптимальный темп речи – 120 слов в минуту;

5. языковая правильность (орфография, пунктуация);

6. ясность – точность выбора языковых средств.

Для судебной речи, как и для любой другой публичной речи, характерно трехчастное деление: вступление - основная часть - заключение.

Внимание к выступлению в значительной мере зависит от того, как оно начинается, как оратор сумеет установить контакт с составом суда, активизировать внимание судей и присяжных заседателей, психологически подготовить их к восприятию информации. Вступительная часть определяется замыслом речи и является основой для дальнейшего исследования обстоятельств дела, содержит проблему, которую следует разрешить.

Во вступлении к обвинительной речи чаще всего дается общественная и моральная оценка совершенного преступления.

Можно начать речь с изложения фактических обстоятельств дела. Начало выступления с изложения обстоятельств дела вводит присяжных заседателей и слушающих процесс граждан в обстановку происшедшего, вызывает интерес, психологически подготавливает их к правильному восприятию юридической квалификации преступления.

Нежелательно давать искусственно интригующее выступление; особенно опасно начинать речь в патетическом тоне, потому что удержать этот тон на протяжении всего выступления невозможно.

Вступительная часть защитительной речи зависит от задачи, стоявшей перед адвокатом в конкретном судебном процессе, и от целевой установки оратора.

Адвокат, уверенный в невиновности клиента, может начать выступление с характеристики его личности. Это поможет обратить внимание присяжных заседателей на моральные качества подсудимого, на то, что перед ними – законопослушный человек.

Какое бы вступление ни выбрал судебный оратор, важно помнить, что: 1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строится судебная речь; 2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельства дела; 3) не должно быть длинным; 4) стилистически должно гармонировать с основной частью.

Речь должна быть хорошо организована логически, мысль оратора – двигаться от старого к новому, от известного к неизвестного, от менее сильных аргументов – к более сильным.

Вступительная часть судебной речи защитника или обвинителя должна быть краткой и эффектной, привлекать внимание к сути рассматриваемого деяния, его социальной и личностной значимости, трагических последствий и т.п.

Главная часть судебной речи представляет собою совокупность отдельных микротем, связанных по смыслу. Эти части следующие: 1. Изложение фактических обстоятельств дела. 2. Анализ собранных по делу обстоятельств. 3. Обосновании квалификации преступления. 4. Характеристика личности подсудимого. 5. Причины, способствовавшие совершению преступления. 6. Соображения о мере наказания.

Вторая (основная) часть судебной речи имеет наибольшую по времени протяженность. В ней выдвигаются основные тезисы оратора, используются убедительные аргументы. Основу этой части судебной речи должно составлять краткое и четкое изложение фактов, установленных в судебном следствии, изложение их в виде связной фабулы происшествия. Чтобы удержать внимание слушателей на восприятии достаточно продолжительного анализа событий, иногда очень сложных, оратор должен не протокольно пересказывать их, а рассуждать и вовлекать слушателей в процесс своих рассуждений, делая их активными соучастниками анализа и оценки доказательств. А.Ф. Кони указывал, что для успеха лекции необходимо, во-первых, творчески подойти к построению ее начала, которое привлекает интерес слушателей; во-вторых, удержать внимание присутствующих до конца речи, что также требует большого мастерства .

При монотонном и сбивчивом изложении лектор начинает быстро замечать равнодушие публики, отвлечение внимания и явные признаки неуважения к его речи (шум, посторонние разговоры и т.д.), что убивает в самом лекторе желание продолжать речь. Удержать внимание слушателя можно :

- быстрым темпом речи;

- краткими освежающими отступлениями.

Краткость речи состоит не только в краткости по времени ее произнесения.

Речь может длиться целый час и все-таки показаться краткой для слушателей, а иногда при 10 минутах может показаться длинной и утомительной.

Краткость речи достигается удалением из нее всего несущественного, что не относится к делу. Слов должно быть относительно немного, а мыслей и чувств много. Тогда речь будет краткой и упругой. Оратор должен вести слушателей по канве своих рассуждений, поддерживать логическую связь описываемых событий так, чтобы закономерность и актуальность приводимых доказательств была очевидной для публики. Речь должна быть доступна пониманию всех присутствующих, независимо от уровня их развития, она должна в равной мере будить ум и чувства всех участников процесса.

В судебной речи оратор должен уметь не только оперировать логическими посылками, но также образами, заставляя слушателей наглядно и красочно вообразить себе конкретную ситуацию событий.

Расположение материала в судебном выступлении – дело творческое и почти не поддается стандартизации.

Однако есть некоторые закономерности в построении основной части судебной речи, обусловленные ее назначением. Логика рассуждения в ней осуществляется от констатации – к опровержению – к доказательству. Может меняться последовательность только тех композиционных частей, в которых излагаются обстоятельства дела, анализируются характеристика личности подсудимого и причины совершения преступления. В целом же все структурные части располагаются в строгой логической последовательности: анализ – квалификация преступления – мнение о мере наказания и подчинены одной главной мысли – принять справедливое решение. В целом они создают смысловую градацию. Смысловая градация создается и при правильном расположении аргументов, когда их значимость, убедительность постепенно нарастают. Это один из важных принципов композиции – принцип усиления. Вот почему теоретики судебной речи пишут, что самые сильные аргументы и доказательства должны быть даны в конце речи.

Заключение, как правило, лаконично. Оно должно подвести итог всему сказанному.

Читайте также: