Как выиграть суд у коллекторов по кредитному договору

Обновлено: 23.05.2024

Когда требуется судебное вмешательство?

Наиболее распространенная причина для споров в суде — размеры кредита. Величина долга может расти рекордными темпами за счет штрафов и пеней. Ряд организаций начисляет дополнительные комиссионные сборы и меняет процентную ставку по кредиту в большую сторону. Помимо этого, на практике часто встречаются следующие ситуации:

  • навязывание страхования по кредитованию;
  • отказ в досрочном погашении кредита;
  • отсутствие сведений обо всех условиях кредитования.

В перечисленных случаях нет смысла терпеть несправедливое отношение банков. Несмотря на то, что у финансовых учреждений есть много денежных запасов, суд изначально будет на стороне заемщика как слабой стороне в споре.

Факторы победы

Успех в суде против банка в деле о кредитовании напрямую зависит от ряда пунктов, которые стоит подготовить каждому заявителю. Для победы нужны:

  • аргументированность позиции;
  • законность требований;
  • четко сформулированные цели и задачи.

Нельзя сидеть сложа руки и ожидать решения суда по кредиту в пользу банка. Каждому заемщику необходимо подготовить и разработать тщательный план действий для участия в судебном процессе. Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие в РФ реализуется на основе состязательности. Это означает, что у должника есть право спорить с банком и отстаивать свою правоту.

Перед обращением в суд для спора о кредите необходимо определиться с целью. Чего хочет должник?

  • добиться отказа в удовлетворении требований со стороны банка;
  • исключить неустойку;
  • уменьшить неустойку;
  • сократить суммы по процентам.

У заемщика должна быть четкая картина происходящего. Он должен понимать, что ему нужно от суда. Для формулировки требований и постановки задач, опять же, стоит обратиться к юристу. Профессиональный представитель — это посредник, который поможет составить подробный план действий для того, чтобы выиграть у банка в суде.

Что нужно подготовить

Из факторов победы вытекает и необходимость подготовки каждого пункта. Конкретные моменты, о которых следует позаботиться заранее:

  • аргументированность подтверждается доказательствами и документами;
  • законность подтверждается юридической грамотностью;
  • цели и задачи подтверждаются стратегией судебного разбирательства.

Решение судьи будет зависеть от эффективности доказательств. Чтобы выиграть суд у банка, необходимо подготовить следующий минимум документов:

  • оригинал договора кредитования;
  • первичные учетные документы;
  • расчетный баланс должника;
  • договор на открытие и обслуживание банковского счета.

Перечисленные бумаги лишь подтверждают факт оформления кредита у конкретного банка. Но они не доказывают правоту заемщика. Чтобы выиграть судебный процесс у банка, требуется подготовить доказательства нарушений со стороны кредитного учреждения. Конкретные доказательства зависят от характера нарушений. К примеру, отказ в досрочном погашении подтверждается конкретным пунктом в договоре кредитования, где предусмотрена такая возможность, а неправильные расчеты процентов опровергаются правильными расчетами.

Если есть сложности с доказательной базой, то волноваться не стоит. Закон допускает множество способов аргументации, но для них нужна профессиональная подготовка. Задача юридического представителя — показать правоту должника в суде по кредиту. При этом действия стороны во время суда не должны выходить за рамки, которые очерчены ст. 149 ГПК РФ.

Крайне важно заверить каждую копию документов, которые подтверждают кредитование. Суд не примет копии всерьез без специального удостоверения. Это подтверждает практика. Около 90% всех копий не проходят проверку судом. Такое халатное отношение заметно как со стороны рядовых должников, так и со стороны банков.

Стратегия ведения процесса в суде:

  1. Ознакомиться с материалами дела и позицией банка.
  2. Подготовить возражения на действия банка.
  3. Ознакомиться с судебной практикой.
  4. Проанализировать и собрать доказательства.
  5. Грамотно вести процесс в суде.

Не стоит спешить с анализом противоположной позиции. Чем лучше должник поймет аргументы банка, тем эффективнее можно выстроить линию защиты. На каждое ходатайство со стороны банковской организации необходимо подготовить возражения. Нельзя сидеть и смотреть, как кредитор навязывает свое мнение суду.

Грамотное ведение процесса в суде и детальный разбор судебной практики — это прерогатива профессионалов. Чтобы выиграть суд по кредитованию у банка, крайне рекомендуется заручиться поддержкой юристов. В одиночку этот бой не потянуть. Рядовой заемщик должен уметь разбираться в законодательных джунглях и лазейках, а также достойно показать себя во время разбирательства.

Только профессиональный юридический представитель поможет выиграть суд у банка по кредиту. Наш сервис — это система, с помощью которой клиент может выбрать оптимальный вариант представительства. Мы гарантируем, что все юридические компании, которые с нами сотрудничают, имеют надежную репутацию на рынке. Мы контролируем качество оказываемых услуг — исполнитель получит гонорар только после полного исполнения своих обязательств.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Содержание статьи

Что делать, если получено уведомление о передаче долга

Обычно банк передает задолженность коллекторскому агентству, если в течение длительного времени заемщик не платит по кредиту и избегает общения с представителями банка. По закону банк заказным письмом обязан уведомить своих заемщиков о том, что их финансовые обязательства переуступлены третьим лицам/сторонним организациям в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора цессии. Что же делать, если Вы получили такое уведомление? Для начала стоит уточнить в своем банке факт передачи права требования. Затем обратиться в коллекторское агентство и проверить законность требования погашения обязательств:

  • попросите для ознакомления договор цессии;
  • уточните сумму задолженности и условия погашения;
  • найдите сведения о кредиторе в открытом реестре ФССП;
  • изучите информацию об агентстве на его официальном сайте, ознакомьтесь с отзывами о его работе;
  • задайте все интересующие Вас вопросы представителям агентства.

Как договориться с коллекторами

Отказываться от выплат и скрываться от кредитора не лучший вариант. Если банк не пошел навстречу заемщику и уступил его финансовые обязательства коллекторам, не стоит пугаться. Добросовестные коллекторские агентства, к которым переходит Ваш кредит, также заинтересованы в том, чтобы Вы успешно освободились от обязательств, и готовы пойти Вам навстречу. С коллекторами можно договориться об уменьшении долга. Специалисты агентства могут предложить Вам более лояльные условия погашения займа, чем банки. Помощь агентства в этом случае может стать выгодным вариантом решения проблемы, шансом восстановить график платежей по кредиту, избежать судебных разбирательств, и, в конечном итоге, погасить свои обязательства вместе с исправлением кредитной истории. Для этого нужно просто быть открытым к диалогу с коллекторами и показать свою заинтересованность в погашении собственных обязательств. Зная о своих правах и обязанностях, при активном взаимодействии с коллекторским агентством можно договориться о приемлемом формате погашения задолженности.

О чем можно договориться

  • составление персонального графика погашения;
  • рассрочка или перенос платежей;
  • реструктуризация;
  • консолидирование;
  • прощение части задолженности;
  • прочие меры поддержки.

Персональный график платежей

С учетом платежеспособности клиента составляется новый график платежей по кредиту, позволяющий комфортно погашать задолженность небольшими суммами. Иногда в течение определенного срока, например, из-за потери работы, клиенту устанавливаются минимально возможные, платежи. График может корректироваться по договоренности.

Перенос платежа

Подходит в случае временных финансовых проблем. Обычно предоставляется несколько раз за весь период погашения задолженности. Фактически это изменение даты, когда человеку необходимо внести очередной платеж.

Реструктуризация

Это способ снижения финансовой нагрузки на клиента в случае финансовых проблем продолжительного характера. Например, клиент потерял работу и не может вносить платежи по графику, но у него есть возможность регулярно уплачивать меньшие суммы. В таком случае сумма ежемесячного платежа может быть уменьшена, а срок кредита, наоборот, увеличен. Таким образом, заемщик получает возможность растянуть выплаты.

Кредитные каникулы

Акции прощения от агентства

Согласно условиям каждой акции, агентство может простить до 50 % от суммы обязательства, в том числе проценты, пени и штрафы, начисленные банком по просроченному займу. Иногда получается, что клиент, воспользовавшись акцией, фактически оплачивает только часть задолженности, без процентов, ранее начисленных банком. Все зависит от ситуации и условий погашения. Например, компания ЭОС регулярно проводит подобные акции. Мы с пониманием относимся к людям, оказавшимся в трудной ситуации. Всегда индивидуально подходим к решению конкретной задачи и стремимся достичь положительного результата в пользу клиента. Поэтому, если хотите погасить обязательства на максимально выгодных условиях, отслеживайте актуальные предложения на сайте или просто позвоните в контактный центр ЭОС. Мы с удовольствием предложим Вам оптимальный способ погасить задолженность!

Действующие акции нашего агентства

Пожалуйста, не бойтесь идти на контакт с коллекторским агентством. У нас с Вами общая цель — погасить задолженность на взаимовыгодных и максимально комфортных для Вас условиях. Мы за конструктивный диалог и взаимодействие! Помните: любой, даже минимальный платеж, для Вас — это шаг к избавлению от обязательств, для нас — подтверждение Вашей готовности работать над проблемой. Обращайтесь в ЭОС за консультацией. Мы рады будем Вам помочь!

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Когда задолженность может быть передана в коллекторскую службу?

Кредитор может заключить с коллекторами либо агентский договор, либо договор цессии. При первом права на кредит остаются у кредитора, а коллекторы выступают как посредники, которые помогают взыскать сумму задолженности и получают за это оплату. Они пишут и звонят заемщику, напоминают о задолженности и просят погасить ее в банке.

При договоре цессии коллекторское агентство полностью выкупает у банка кредит и становится новым кредитором заемщика, поэтому он должен будет выплачивать задолженность не банку, а коллекторскому агентству. Многие считают, что если банк передал долг коллекторам, то теперь дела обстоят хуже, хотя по факту коллекторские агентства более гибкие, чем банк, и они могут предложить больше различных сценариев для выхода из ситуации, так как заинтересованы в том, чтобы долг все-таки был погашен.

Как должна по закону проходить работа коллекторов по взысканию средств с должника?

Если заемщик взял в банке кредит, но по определенным обстоятельствам не в состоянии его выплатить на протяжении длительного времени, кредитор относит заемщика к должникам и пытается взыскать долг самостоятельно. Если попытки взыскать долг не увенчаются успехом, его передают или продают коллекторским агентствам, которые пытаются самостоятельно взыскать долг с заемщика.

Коллекторы не будут сидеть под дверьми заемщика, ждать, пока он выйдет на связь, или вообще “ломиться” к нему в дом, так как их действия ограничены действующим законодательством, правила посещений четко регламентированы. Если правила не соблюдать, за этом должник сам может привлечь их к ответственности.

Добросовестные коллекторы обычно заранее договариваются с клиентом о встрече лично — они делают это только в том случае, если невозможно связаться другим способом с человеком, и только потом могут прийти по адресу места жительства.

Собственник жилья может быть против того, чтобы коллекторы пришли домой, и вправе не открывать им дверь на законных основаниях. Если к заемщику пытаются “вломиться” в дом, шантажируют его, значит, речь идет о мошенниках и недобросовестных коллекторах, так как без разрешения входить в дом запрещено. Кроме того, есть несколько условий, по которым коллекторы не вправе ходить к должнику домой:

  • Он написал письменный отказ от личного взаимодействия.
  • Назначил своего адвоката лицом, через которое допускается взаимодействие с должником.
  • Заемщик недееспособен или с ограниченной ответственностью.
  • Должник имеет инвалидность I группы.
  • Заемщик проходит лечение в стационаре.
  • Заемщик объявил себя банкротом.

В 2021 году Госдума запретила коллекторам общаться и приходить домой к родственниками и знакомыми должников без их согласия, любое общение с третьими лицами возможно только с их письменного разрешения. Поэтому общение с третьими лицами, связанными с должником, допускается только с его письменного согласия, которое должно быть оформлено в отдельном документе. Если изначально заемщик дал согласие на общение с родственниками, друзьями или знакомыми, то позже он вправе отозвать это согласие.

Количество звонков, который может делать коллекторское агентство, не ограничено. Однако, если коллекторы звонят более 20 раз в день, заемщик может воспользоваться юридической лазейкой и подать на организацию в суд, так как это будет считаться вмешательством в частную жизнь.

Количество личных встреч по закону тоже ограничено: коллектор может встречаться с налогоплательщиком не чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.

Коллекторам запрещено звонить беременным и женщинам, у которых есть ребенок младше полутора лет, а также инвалидам I группы и лицам, находящимся на лечении в медучреждениях.

Кто контролирует работу коллекторов?

Заниматься взысканием задолженности могут только организации, официально включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов — с 2017 года именно она контролирует деятельность коллекторов. Список организаций можно найти на сайта ФССП. Если в перечне нет той организации, которая занимается взысканием с вас задолженности, значит, это не официальная организация, а мошенники.

Официальные коллекторские агентства не применяют жесткие меры в отношении должников, например, прибегают к эмоциональному и физическому насилию, но этим могут заниматься неофициальные организации. Однако, на практике, даже официальные агентства нарушают правила взимания долга с заемщика. Например, в 2020 году суды назначили коллекторским агентства более 2,5 тысяч штрафов на сумму свыше 120 000 000 рублей, так как они нарушали правила.

В каких случаях и куда подается жалоба на действия сборщиков налогов?

Иногда заемщикам приходится сталкиваться с чрезмерной агрессией и шантажом, так как не все коллекторские агентства ведут себя правомерно. Особенно часто случается, когда представители организации приходят к ним домой. Некоторые коллекторы приходят в запрещенное время, делают это слишком часто, игнорируют положения закона — в этих случаях можно обратиться в организации, которые регулируют их деятельность, например, в

Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА) или в Федеральную службу судебных приставов. На их официальных сайтах есть возможность подачи жалобы.

Для того, чтобы подать жалобу на коллекторское агентство, следует внимательно изучить правила их работы и закон, регламентирующих их деятельность. Их работа должна соответствовать Закону № 230-ФЗ, устанавливающему правовые основы совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств. Это главный документ в сфере коллекторской деятельности, определяющий права и обязанности коллекторов, занимающихся сбором задолженности.

При нарушении этого закона и прав должника, коллекторам может грозить не только административная, но даже уголовная ответственность.

Когда коллекторские агентства угрожают жизни и здоровью должника и его близких, говорят о том, что могут повредить или уничтожить имущество, раскрыть конфиденциальную информацию или любые другие данные, которые могут порочить честь и достоинство заемщика, следует обязательно привлекать их к ответственности, так как подобные действия правомерными не являются.

Для того, чтобы возбудить административное или уголовное дело, потребуются доказательства, поэтому можно записывать каждый диалог с коллектором на диктофон или делать скриншоты экрана, если угрозы поступают в мессенджерах. Случается так, что угрозы исходят только от одного сотрудника организации, а его коллеги не в курсе методово, которые он использует для взыскания средств. Легальные фирмы в таких случаях всегда проводят проверку по устному общению и увольняют его с места работы.

Когда заемщик перестает выполнять обязательства перед кредитором, банк не всегда идет на уступки. Он заключает с коллекторами договор или продает право на взыскание задолженности.

Бывают ситуации, когда судебное заседание уже прошло, а коллекторы, которые не получили права на взыскание задолженности должника, все равно давят звонками. Законны ли такие способы работы коллекторских агентств и как действовать должнику в такой ситуации? Об этом и пойдет речь в статье.


Пример

Максим оформил кредит на 300 тыс. руб. на три года. Первый год выплачивал задолженность вовремя и не допускал просрочек по оплате. Но потерял работу и платить стало нечем. Обратился в банк и попросил об отсрочке по уплате, но получил отказ. В итоге через три месяца кредитор подал иск в суд, и дело передали в коллекторское агентство. Теперь Максим должен выплачивать задолженность коллекторам, а не банку, т. к. банк переуступил права компании.

Звонки коллекторов после суда

Когда банк переуступает права долга коллекторам, они на законных основаниях требуют возврат долга с заемщика. Но бывают ситуации, когда коллекторы осаждают заемщика после суда, когда обязательства по контролю выплат передают судебным приставам. В этом случае коллекторам запрещается беспокоить заемщика и требовать выполнения обязательств.

Если коллекторы нарушают закон: продолжают звонить, отправляют письма и приходят домой, — обращайтесь в прокуратуру и пишите заявление на коллекторское агентство.

Пример

Долг Анатолия в размере 300 тыс. руб. передали коллекторам, но он не получил уведомления. Задолженность Анатолий полностью признавал и даже платил по мере возможностей. Но коллекторы требовали немедленного погашения всего долга. Звонили по пять раз на день. И когда Анатолий напомнил коллекторам о правилах звонков, менеджер стал угрожать и предъявлять претензии. Анатолий направил жалобу на коллекторское агентство в ФСП, которое и вынесло предупреждение компании. Звонки прекратились, а Анатолий со временем успешно рассчитался с долгом.

Если суд оставил вопрос по оплате долга банку или агентству, звонки коллекторов законны. Не стоит прятаться и скрываться от коллекторов. Но и поддаваться панике не нужно.

Для решения проблемы, контактируйте с менеджером, скажите, когда примерно получится внести оплату. Постарайтесь договориться об условиях оплаты. Когда нет денег или потеряли работу, объясните свое положение и подкрепите доказательствами. Например, предъявите справку с биржи труда или 2-НДФЛ о зарплате. Коллекторское агентство рассмотрит ситуацию и пойдет навстречу, но так бывает не всегда.

Пример 2

Анастасия, работник туристического агентства, взяла кредит на 600 тыс. руб. в банке. Выплачивала вовремя и без задержек, но из-за коронавирусной пандемии лишилась работы, т. к. перелеты в другие страны запретили. Продолжать выполнять обязательства перед банком была не в силах, а в реструктуризации задолженности получила отказ.

Бывает ли переуступка прав после суда?

Банк вправе продать коллекторам долг заемщика по договору цессии. Но это редкий случай. Чаще всего банки заключают с компаниями договор после передачи прав на взыскание долга приставам. В этом случае возможна переуступка прав, но необходимо назначить новое судебное заседание. Заменить взыскателя разрешается только через суд.


В какое время коллекторам разрешено звонить?

Согласно установленным правилам, менеджеры не вправе надоедать должникам в ночное время суток. Коллекторы звонят должникам в следующее время:

С пн по пт с 8 до 22:00;

в праздничные и выходные с 9 до 20:00.

На основании статьи 7 ФЗ №230, действуют следующие ограничения:

один раз в неделю коллектор вправе приходить к должнику в дом;

звонить разрешается не чаще двух раз в неделю или одного раза в день.


Если коллекторы нарушают правила, обращайтесь в ФСП. Приставы имеют право контролировать работу коллекторских компаний и назначать штрафы, если нарушается закон. Более серьезные правонарушения от коллекторов предусматривают уголовную ответственность. Например, когда должника запугивают, угрожают физической расправой ему и семье, обещают испортить имущество.

Пример

Долг Марины, которая живет одна с ребенком, передали коллекторам. Девушке часто звонили из агентства и требовали вернуть деньги. Причем звонки раздавались в квартире должницы даже в 12 часов ночи. Коллекторы настаивали на том, что если не будет оплаты в течение месяца, то у нее и ребенка будут проблемы со здоровьем.

Марина обратилась в ФСП и полицию, написала заявление. В ФСП наложили штраф на компанию, а в полиции завели уголовное дело. В итоге коллекторы больше не донимали девушку звонками и угрозами, а она со временем нашла новую работу и рассчиталась с долгами по кредиту.

Звонки коллекторов после решения о банкротстве

Если суд официально признал заемщика банкротом, коллекторы не вправе требовать деньги с должника. Такие действия считаются незаконными. Когда бывший заемщик, а ныне банкрот, сталкивается с подобным поведением, необходимо писать заявление в полицию.

Согласно статье 163, 330 УК РФ на компанию банкрот пишет жалобу и подает копию в прокуратуру. Когда суд признает бывшего должника банкротом, никто не вправе требовать с него деньги.

Пример

Алексей вместе с женой оформил кредит в банке на 100 тыс. руб. После потерял работу и долго искал новую работу. Банк через два месяца просрочек по оплате переуступил права коллекторам. Агентство действовало жестко. Через неделю менеджеры пришли домой, но Алексея с женой не было дома, а находился в квартире девятилетний ребенок. Коллекторы звонили, стучали, перерезали провода и залили клеем замочную скважину.

Когда Алексей вернулся домой и обнаружил такую картину, написал заявление в полицию и направил жалобу в ФСП. Судебные приставы наложили штраф на агентство и привлекли к ответственности. Обязали полностью возместить нанесенный ущерб.

Как общаться с коллекторами?

Если позвонил незнакомец и представился коллектором, должник вправе убедиться, что человек действительно является сотрудником агентства. Для этого попросите назвать Ф. И. О., компанию и адрес. Если коллектор отказывается это делать, должник имеет право не продолжать разговор.

При разговоре с сотрудником агентства старайтесь сохранять спокойствие и не повышайте голос. Грубить и оскорблять менеджеров агентства тоже не стоит, за это предусмотрена ответственность.

При общении с агентом постарайтесь убедить менеджера, что сейчас испытываете финансовые трудности, но вернете деньги через месяц или два. Если коллектор грубит и угрожает, записывайте разговор. Это будет доказательной базой в суде, что агент действовал не по закону.

Если уверены, что нарушаются ваши права, обращайтесь в ФСП, полицию и прокуратуру.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер!

Читайте также: