Адвокат фирмы м в школе рассказывает детям о юридической ответственности

Обновлено: 03.05.2024

В ходе проведения мероприятий учащимися школ, детских домов, центров социальной реабилитации несовершеннолетних были заданы следующие вопросы:

Как оформить опекунство?;

Стоимость установления отцовства?;

Какие льготы имеет выпускник Детского дома, поступивший в ВУЗ?;

Могут ли несовершеннолетнего ребенка задержать, если он находится на улице после 22:00?;

Может ли ребенок отказаться от родителей?;

Условия вступления в брак с 16 лет?;

Может ли мать одиночка усыновить ребенка?;

Почему алкоголь продается детям до 18 лет?;

Когда пропал подросток, в каком порядке принимается заявление?;

Как работают с детьми, которых ставите на учет?;

Почему с судимостью не принимают на работу?;

Если ребенок родился до заключения брака, как присвоить ему фамилию отца?;

Как делится имущество, если люди состоят в гражданском браке?;

Если ребенок сирота, проживающий с бабушкой, почему орган опеки забирает его в детский дом?;

Почему детей из РФ могут усыновлять иностранные граждане?;

Может ли бабушка, отдавшая своего внука в приемную семью, его навещать?;

Имеет ли учитель право выгонять провинившегося ученика с урока?;

С какого возраста ребенок имеет право выбирать, с кем из разведенных родителей ему жить?;

Можно ли пользоваться телефонами на Едином государственном экзамене?;

Может ли ребенок во время урока пользоваться учебником, загруженным в телефон?;

Если ребенок остался с отцом, обязана ли мать платить алименты?;

Кто больше заинтересован в реализации прав ребенка, взрослые или дети?;

Если учесть, что телефон – это личная собственность, имеют ли право учителя его у нас забирать во время урока?;

С какого возраста можно вступать в брак?;

До какого возраста выплачиваются алименты?;

Подвергается ли несовершеннолетний административной ответственности в случае нарушения им правил дорожного движения?;

Должны ли дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваться жильем?;

В каком возрасте можно получить водительское удостоверение?;

Должны ли выделяться бесплатные путевки школьникам в летние лагеря?;

Имеется ли льгота многодетным семьям при поступлении в высшее учебное заведение?;

Какая семья считается многодетной?;

Какая ответственность наступает для несовершеннолетнего лица, если он не имея водительских прав, сел за руль?;

Имеет ли педагог проводить осмотр личных вещей школьника?;

Имеет ли право учитель изъять у школьника сотовый телефон?;

С какого возраста наступает уголовная ответственность?;

Правда ли, что несовершеннолетним нельзя находиться на улице после 22.00?;

Сколько раз могут накладывать штраф на родителей несовершеннолетнего за данное правонарушение (если прогулки ребенка после 22.00 носят систематический характер)?;

Хотелось бы узнать побольше об интеллектуальных правах несовершеннолетнего?;

Сохраняется ли право на алименты совершеннолетний ребенок, обучающийся по очной форме в высшем учебном заведении?;

Имеет ли право несовершеннолетний управлять автотранспортом?;

Имеют ли право сотрудники внутренних дел задержать несовершеннолетнего и держать его в участке, а также снять отпечатки пальцев?;

Можно ли у нотариуса удостоверить копии документов несовершеннолетним гражданином?;

Как реализовать право на получение наследства после выпуска воспитанника из детского дома?;

Может ли старший ребенок, выпустившийся из детского дома по достижении соответствующего возраста, приобрети права опекуна над младшими (братьями, сестрами) и при каких условиях?;

Возможно ли заключение брака до истечения месячного срока с момента подачи заявления о регистрации брака?;

Где возможно проживание выпускника детского дома воспитанника до получения им законного жилья?;

Как поступить, в случае, если предоставленное выпускнику детского дома жилье не соответствует законодательно установленным требованиям, то есть, является непригодным для проживания?;

При каких условиях возможно условно-досрочное освобождение несовершеннолетнего, содержащегося в местах заключения?;

Какую ответственность несет несовершеннолетний, ставший свидетелем, либо обладающий информацией о совершенном третьими лицами преступлении, но не сообщивший об этом в правоохранительные органы?;

Является ли угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего со стороны лица, совершившего преступление, свидетелем которого стал несовершеннолетний, обстоятельством, освобождающим его от ответственности за отказ от дачи показаний?;

Как государство обеспечивает защиту несовершеннолетних, ставших свидетелями уголовного преступления?;

С какого возраста можно получить загранпаспорт?;

Как можно выехать несовершеннолетнему ребенку за пределы республики?;

Дергунова Виктория

Юридически значимым обстоятельством по такого рода спорам является установление времени причинения вреда: случилось это во время образовательного процесса либо в момент нахождения ребенка под надзором школы или нет.

Рассмотрим, как решаются подобные споры в судебной практике.

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Поскольку во время урока учащийся, бесспорно, находится под надзором школы, практика судов по таким делам единообразна.

Так, в одном из случаев в ходе конфликта, возникшего между учениками на уроке физкультуры, один из них ударил другого ногой в бок, отчего тот получил перелом ребра. Суд установил, что к инциденту привело отсутствие должного внимания со стороны преподавателя в классе, и пришел к обоснованному и верному выводу о взыскании компенсации морального вреда с образовательного учреждения (Определение Мосгорсуда от 10 августа 2011 г. по делу № 33-22466).

В другом деле на уроке истории в кабинете гимназии учащийся 7 класса ударил одноклассницу рукой по затылку, отчего она ударилась головой о парту и получила телесные повреждения в виде закрытой ЧМТ, сотрясения мозга и подвывиха шейного позвонка.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения матери учащегося к гражданско-правовой ответственности, поскольку в материалах дела не было данных, свидетельствующих о том, что ею проявлено безответственное отношение к воспитанию сына и не обеспечен должный надзор за ним, а также не выявлено ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, возложенных ст. 63 СК РФ.

С учетом указанных норм, а также принимая во внимание, что вред здоровью ученицы был причинен в момент ее нахождения на уроке при отсутствии должного внимания учителя, суд обоснованно возложил ответственность в виде возмещения морального вреда на гимназию, так как согласно ст. 41 Закона об образовании образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 апреля 2015 г. по делу № 33-5336/2015).

Перемена

Правоприменительная практика в данном случае также единообразна, поскольку перемена входит в учебный процесс, в течение которого ребенок находится под надзором образовательного учреждения.

Так, на перемене учащуюся лицея ударил по голове одноклассник в ответ на то, что она толкнула его в спину. Родители девочки обратились в суд с иском о компенсации нанесенного их дочери морального вреда. Родители мальчика, в свою очередь, подали встречный иск о взыскании компенсации морального вреда, нанесенного их сыну.

Поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств того, что инцидент произошел в присутствии дежурного педагога, участники конфликта не уединялись в малопосещаемое помещение, а также отсутствия у педагога возможности предотвратить причинение вреда, своевременно вмешавшись в конфликт, суд пришел к выводу об отсутствии должного надзора за несовершеннолетними со стороны работников образовательного учреждения.

Кроме того, как указано в судебном акте, ответственность за вред помимо образовательного учреждения должен нести каждый из родителей участников конфликта. Суд пояснил, что вина родителей заключалась в недостатке надлежащего воспитания, а также в том, что они не воспитывали в детях гуманное и уважительное отношение к сверстникам, не научили разрешать споры способами, исключающими агрессивное поведение и причинение умышленного вреда (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 6 декабря 2016 г. по делу № 33-8433/2016).

В другом деле суд первой инстанции, учитывая, что несовершеннолетний не достиг 14 лет, а конфликт произошел в гимназии, пришел к обоснованному выводу, что ответственность по возникшему спору должна быть возложена на гимназию, при этом родителей причинителя вреда суд освободил от ответственности, поскольку образовательное учреждение обязано возместить причиненный малолетним вред здоровью, если не будет доказано, что он был нанесен не по их вине при осуществлении надзора (Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2015 по делу № 33-14367/15).

Еще в одном примере инцидент произошел в коридоре школы на перемене – ученика толкнула одноклассница, вследствие чего он ударился о дверной косяк, получив телесные повреждения в виде рассечения губы и повреждения переднего зуба.

Суд установил, что вред здоровью ребенка был причинен вследствие отсутствия должного внимания со стороны преподавателей.

Доказательств безответственного отношения к воспитанию дочери и неосуществления должного надзора за ней родителями в материалах дела не имелось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что вред был причинен в период нахождения ученика под надзором учебного заведения, суд пришел к обоснованному выводу, что ответственность должна нести школа (Определение Московского областного суда от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-25594/2013).

Другой пример. Суд, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу, что матерью школьника допущено ненадлежащее исполнение родительских обязанностей: она не могла повлиять на поведение ребенка и привить ему правила поведения в общественных местах, не воспитывала в нем уважение к старшим и сверстникам, что привело к девиантному поведению школьника и сознательному причинению телесных повреждений однокласснице и преподавателям, в связи с чем ответственность за ненадлежащее воспитание должна быть возложена на мать ученика в виде компенсации причиненного им морального вреда.

Суд пришел к обоснованному выводу, что возражения матери школьника о взыскании компенсации морального вреда только со школы не могут быть приняты в полном объеме, так как ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих вину образовательного учреждения в причинении физических и нравственных страданий как ученикам, так и преподавателям.

В результате суд частично удовлетворил исковые требования и взыскал со школы за ненадлежащий контроль в пользу пострадавшей ученицы компенсацию морального вреда, поскольку нанесение телесных повреждений произошло в период ее нахождения под надзором школы, во время образовательного процесса. В то же время основную вину за причинение вреда суд возложил на мать мальчика, не обеспечившую надлежащее воспитание сына (Апелляционное определение Мосгорсуда от 28 августа 2015 г. по делу № 33-31054/2015).

Еще в одном деле апелляционная инстанция установила, что ученик, находясь в образовательном учреждении, на перемене получил ушиб грудного отдела позвоночника, что было квалифицировано как легкий вред здоровью.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению несчастного случая учитель, дежурившая по этажу, отсутствовала на посту в момент получения школьником травмы. Таким образом, можно констатировать нарушение Инструкции дежурного учителя. Доказательств, освобождающих образовательное учреждение от наступления гражданско-правовой ответственности, в материалы дела в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлено не было (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 10 октября 2014 г. по делу № 33-10550/14).

Группа продленного дня

В период нахождения в группе продленного дня во время прогулки учащийся упал с игрового комплекса, расположенного на территории школы, получив травму в виде компрессионного перелома позвонка и закрытую ЧМТ. Согласно акту причинами несчастного случая стали ослабление контроля за деятельностью обучающихся во время прогулки со стороны воспитателя, нарушение ею должностных инструкций по охране труда и др.

Возлагая на школу обязанность по возмещению истцам материального вреда в виде расходов на оплату услуг бассейна, медицинского корсета и судебных издержек, суд первой инстанции исходил из того, что вред здоровью ребенка был причинен по вине образовательного учреждения, не обеспечившего должный надзор за учеником в момент причинения вреда и безопасные условия для нахождения ребенка в школе, что стало причиной его падения и травмирования.

Апелляционная инстанция сочла выводы суда правильными, соответствующими материалам дела и закону (Апелляционное определение Мосгорсуда от 14 августа 2015 г. по делу № 33-25002/2015).

Школьный двор

Между тем образовательные и иные организации, где временно находится ребенок, в силу п. 3 ст. 1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за ним в момент причинения им вреда. Такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения учеников в образовательном учреждении, в том числе на закрепленной за последним территории.

Как отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 27 мая 2019 г. № 77-КГ19-10, во время борьбы возле здания школы один ученик упал на другого, в результате чего последний получил травму, перенес тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение. Кроме того, мальчику понадобилась помощь психолога. Мать мальчика обратилась в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда с родителей ученика, причинившего вред ее сыну.

ВС РФ указал, что судебные инстанции в своих решениях не учли, что инцидент между школьниками произошел на территории школы непосредственно после окончания учебных занятий – то есть в период, когда дети должны находиться под надзором образовательного учреждения. Соответственно, к спорным отношениям согласно п. 3 ст. 1073 ГК РФ в качестве соответчика должна быть привлечена школа.

Если ученик во время учебного процесса находится вне школы

Законодательно установлена презумпция виновности образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения. Таким образом, если его воспитанники нанесли вред в то время, когда они находились под временным надзором образовательного учреждения, убытки подлежат взысканию именно с учреждения.

Так, во время санитарной остановки автобуса, на котором воспитанники спортивной школы в сопровождении тренера и родителей возвращались с соревнований, один из учащихся разбил боковое стекло автобуса, бросив в него камень.

В другом примере инцидент произошел на стадионе лицея во время проведения спортивного мероприятия. На одну из учениц, бежавшую кросс, ученик на велосипеде совершил наезд, в результате чего девочке были причинены телесные повреждения. В связи с необходимостью лечения она была освобождена от учебных занятий, из-за сильных болей в результате травмы испытывала нравственные и физические страдания. Ответчики (родители совершившего наезд ученика) отказались возместить причиненный ущерб. Впоследствии болевые ощущения у пострадавшей усилились, после обследования ей был поставлен диагноз, который, по мнению матери девочки, состоит в причинной связи с полученной травмой.

Суд указал, что законодателем установлена презумпция виновности образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения.

Как следовало из материалов дела, указанные требования закона и локального нормативного акта образовательным учреждением в полной мере выполнены не были, поскольку лицей не организовал безопасность участия в спортивном мероприятии велосипедистов, а учитель физкультуры не предприняла мер по отстранению ученика от участия в кроссе на велосипеде вместе с бегущими по беговой дорожке.

Доказательств, освобождающих образовательное учреждение от гражданско-правовой ответственности, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлено не было. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что родителями совершившего наезд мальчика допущено безответственное отношение к воспитанию сына и недолжный надзор за ним, также не были установлены судами.

Суд первой инстанции возложил обязанность по возмещению причиненного вреда на родителей совершившего наезд ученика. Апелляционная инстанция сочла данный вывод неверным и освободила родителей мальчика от гражданско-правовой ответственности, обязав лицей возместить убытки и компенсировать моральный вред (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 5 июня 2015 г. по делу № 33-3240/2015).

После уроков…

Если по окончании уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму, школа должна нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий.

Так, в одном из дел ученик после урока в коридоре школы схватил ученицу за ногу, в результате чего она упала, получив травму левой руки.

Суд указал, что, поскольку малолетний причинил вред в то время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, именно школа отвечает за причиненный вред, если не докажет, что при осуществлении надзора вред возник не по ее вине.

Согласно материалам дела и пояснениям представителя школы оснований, с которыми закон связывает возможность привлечения к материальной ответственности родителей малолетнего причинителя вреда (безответственное отношение к воспитанию ребенка и неосуществление должного надзора за ним), судом установлено не было (Апелляционное определение Мособлсуда от 2 июня 2014 г. по делу № 33-11917/2014).

В другом деле ученик, находясь в школе, упал с площадки второго этажа на площадку первого, что подтверждалось актом о несчастном случае. В результате ребенку были причинены телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью. Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что ответственность в данном случае обязано нести образовательное учреждение, поскольку причинение вреда здоровью ребенка произошло во время образовательного процесса, в период его обучения в школе (Определение Мособлсуда от 5 июля 2011 г. по делу № 33-10216).

Как усматривается из материалов еще одного дела, в результате конфликта, случившегося в школьной раздевалке, одна из учениц сломала руку другому ученику.

Суд установил, что в момент причинения телесных повреждений педагог отсутствовал, что подтверждалось пояснениями ответчика и также следовало из объяснительной записки заместителя директора школы. Кроме того, суд указал, что телесные повреждения ребенку были причинены в период его нахождения под надзором образовательного учреждения, во время образовательного процесса.

Довод об отсутствии причинной связи между полученными ребенком повреждениями и конфликтом в образовательном учреждении судебная коллегия нашла несостоятельным, поскольку он опровергался заключением проведенной в период рассмотрения дела судебно-медицинской экспертизы, которое не противоречило имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исходя из требований ст. 151, 1101 ГК РФ, а также принимая во внимание фактические обстоятельства дела, при которых произошло нанесение телесных повреждений несовершеннолетнему, их тяжесть, характер и последствия, а также характер причиненных нравственных страданий, суд пришел к выводу о взыскании со школы компенсации морального вреда (Апелляционное определение Мособлсуда от 22 января 2014 г. по делу № 33-584/2013).

Важно учитывать, что факт нахождения ребенка в школе не всегда является достаточным для возложения на нее ответственности. Если между законным представителем ребенка, которому был причинен вред, и школой не был заключен договор на оказание образовательных услуг, последняя может быть освобождена от ответственности в судебном порядке.

Так, в сентябре 2014 г. мать привела дочь в школу олимпийского резерва на занятие по художественной гимнастике в детской группе первого года обучения. Поднимаясь по лестнице на второй этаж в зал хореографии, девочка споткнулась, упала и ударилась головой о ступеньку, получила травму.

Судом первой инстанции было установлено, что письменный договор между матерью девочки и спортшколой не заключался. Письменного заявления о зачислении дочери в список обучаемых истица не подавала. Таким образом, между сторонами отсутствовали юридически оформленные договорные отношения об оказании образовательных услуг. Суд также пришел к выводу, что лестница между этажами является помещением общего пользования.

Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, отметил, что доводы апелляционной жалобы о необоснованности указанного вывода суда безосновательны, поскольку лестница, обслуживающая исключительно одно помещение, не является предметом аренды и не передавалась в исключительное ведение спортшколы, в связи с чем последняя не несет ответственности за техническое состояние лестницы.

Судебная коллегия также не согласилась с доводами апеллянта о том, что факт передачи ребенка под надзор образовательной организации доказан и у суда не было оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку факт нахождения ребенка на лестнице не свидетельствует о его передаче под надзор образовательного учреждения. Следовательно, спортшкола не несет ответственности за причинение вреда здоровью несовершеннолетней (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 26 ноября 2015 г. по делу № 33-10126/2015).

Сопровождение учеников до дома

Учебному заведению придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует перевозку и сопровождает учеников до дома после уроков.

Так, в пути следования школьного автобуса ученик заснул на пассажирском месте. По прибытии к конечной остановке учитель, назначенный приказом директора ответственным лицом за жизнь и здоровье детей при сопровождении в школу и обратно, не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. Водитель после высадки учеников и учителя проследовал на территорию автобусного парка, где в нарушение должностной инструкции также не произвел визуального осмотра салона и запустил автобус в парк, а затем в стояночный бокс, где закрыл и оставил на ночь. Когда ребенок проснулся и понял, что находится в школьном автобусе, а автобус – в гараже, безуспешно попытался самостоятельно открыть двери автобуса, звал на помощь. В итоге мальчику удалось открыть водительскую дверь и выбраться из стояночного бокса через окно и трубу, проходящую вдоль стены, в результате чего он получил травмы и был доставлен в больницу.

Судом первой инстанции было установлено, что вина водителя заключается в нарушении п. 3.8 и 3.9 Инструкции № 2-02 по безопасности дорожного движения при перевозке детей на автобусах, а вина сопровождающей – в нарушении п. 4.3 Инструкции по охране труда при перевозке учащихся автомобильным транспортом (Апелляционное определение Суда ХМАО-Югры от 15 октября 2013 г. по делу № 33-4466/2013).

Таким образом, школа несет ответственность в случаях, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них должностных обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют необходимого контроля за поведением учеников с целью предотвращения причинения ими травм друг другу, своевременно вмешиваясь в возникающие между ними конфликты.

Во всех указанных примерах школа должна быть привлечена к ответственности, поэтому родители, если школа отказывается удовлетворить их требования добровольно, смело могут требовать проведения внутреннего расследования, установления виновных лиц и компенсации понесенного ими материального ущерба на лечение и реабилитацию детей и причиненного им морального вреда в судебном порядке.

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

Преступлением (уголовным правонарушением), согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания.

Административным правонарушением, согласно статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.

Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей.

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона.

Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания
с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Размер шрифта А А А Шрифт Ая Ая Межсимвольный интервал aa aa aa Межстрочный интервал Цветовая схема А А А А А Изображения Озвучивать


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: раскрыть понятие юридической ответственности.

Задача урока: выявить виды юридической ответственности. Выявить различие между преступлением и проступком.

Основное содержание: 1. Поведение человека в правовой сфере. Какие поступки людей мы называем правонарушениями? 2. Юридическая ответственность и ее виды.

3. О некоторых обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.

Основные понятия: юридическая ответственность, преступления, проступки.

Средства обучения: раздаточный материал.

После изучения темы учащиеся должны:

— знать, что такое юридическая ответственность и в каких случаях она наступает;

— характеризовать состав правонарушения, уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;

— знать основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством;

— объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность;

Разъяснить учащимся основные виды юридической ответственности, показать, в каких случаях может наступать ответственность и как действует принцип презумпции невиновности.

1. Поведение человека в правовой сфере. Какие поступки людей мы называем правонарушениями?

2. Юридическая ответственность и ее виды.

3. О некоторых обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.

Поведение человека регулируется разными социальными нормами. Пусть ребята вспомнят об этих социальных регуляторах. Одни ученики могут называть любой поступок человека, а другие определять, какими общественными нормами человек руководствовался в своем поведении или какие нарушал.

Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Обратим внимание на то, что большинство поступков, совершаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Это объясняется тем, что право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Попытайтесь выяснить у ребят, почему они следуют в своем поведении определенным предписаниям права? Быть может, кто-то из них боится наказания, кто-то понимает, что это важно для стабильности в обществе, а кто-то не задумываясь поступает так в силу того, что так поступают другие. Варианты правомерного поведения могут быть самыми различными.

Итак, ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что правонарушениями мы называем такие поступки человека, которые противоречат праву. На доске вывешивается известная ребятам схема:

Чем отличаются преступления от проступков? (Первые указаны в Уголовном кодексе страны, они более опасны.)

Какими признаками должно обладать деяние, чтобы отнести его в разряд преступлений? Ребята вспоминают о таких понятиях, как субъект преступления, объект, субъективная и объективная сторона. При необходимости можно обратиться к материалу учебника.

Для систематизации знаний по данному вопросу можно предложить отдельным группам ребят решить некоторые задачи из юридической практики.

У Поликарпова кто-то по ночам воровал дрова. Чтобы пресечь действия похитителей, Поликарпов изготовил самодельную мину и спрятал ее в дровах. Ночью раздался взрыв, в результате которого был убит несовершеннолетний Скрипкин, а его брат получил серьезное ранение, приведшее к ампутации руки. При решении данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

а) Относится ли это деяние к преступлению?

б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную сторону содеянного.

Совершенное Поликарповым общественно опасное деяние подпадает под признаки убийства, то есть преступления, посягающего на жизнь человека. Его объектом выступает жизнь несовершеннолетнего Скрипкина. В соответствии с ч. 1 ст. 105 УК РФ убийство с объективной стороны выражается в противоправном лишении жизни другого человека. Поликарпов с помощью мины лишил жизни подростка, при этом действовал противоправно, так как установка взрывного устройства с целью пресечения возможного хищения принадлежащего ему имущества по смыслу ст. 37 УК не образует правомерной необходимой обороны. Действия Поликарпова представляют собой акт мести, самочинной расправы. Судя по условиям задачи, действия Поликарпова охватываются признаками преступления, содержащегося в ст. 105 УК. В ней предусмотрена ответственность за убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1) и убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2).

Дубов предложил Воронову принять участие в ограблении магазина, от чего последний категорически отказался. Во время ссоры, вызванной этим отказом, Дубов, используя финский нож, убил Воронова. После чего Дубов позвал своего брата Анатолия и с его помощью сбросил труп Воронова в реку.

а) Можно ли говорить о том, что Дубов совершил преступление?

б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную сторону поступка противоправного характера.

Оператор отделения почтовой связи Вагина за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву.

Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Выделите признаки преступления.

Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Выделите признаки преступного деяния.

Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Определите состав преступления.

Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 тонн забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Определите состав преступления.

Решая данные задачи, учащиеся обращают внимание на то, что они различны по объекту посягательства. Действительно, в науке и уголовном законе выделяют различные виды преступлений. На с. 24 учебника указаны некоторые из них. Пусть ребята пояснят, о каких преступлениях шла речь в их задачах (преступления против жизни и здоровья, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, экологические преступления). На данном этапе урока ребятам целесообразно познакомиться с УК РФ и при решении

задач пользоваться им. Признаки преступления можно показать по схеме (см. с. 40).

В основе юридической ответственности лежат важные принципы. Например, принцип законности предполагает, что к ответственности могут привлекаться субъекты только на основании закона уполномоченными на то органами. В соответствии с принципом справедливости нельзя назначать уголовные наказания за проступки, а за одно нарушение следует лишь одно наказание. Никто не может нести наказание за мысли; вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения. Ответственность виновный несет самостоятельно. Этот принцип не всегда соблюдался в истории нашей страны. Так, по ранее действующему закону к ответственности могли привлекать на основе связи с виновным.

Учитель может поставить перед ребятами проблемную задачу: может ли наступить ответственность без вины? С одной стороны, ребята должны усвоить, что, если лицо невиновно, его нельзя привлекать к ответственности. Однако исключение есть в области гражданского права. Так, в ст. 1079 ГК РФ отмечается, что владелец источника повышенной опасности обязан в любом случае возместить ущерб, причиненный этим источником, даже если лицо не виновно в причинении ущерба.

Ученики должны обратить внимание на известные презумпции (предположения). Так, в соответствии с презумпцией невиновности лицо предполагается невиновным, пока не будет доказано обратное. Его вину доказывает государственный орган. В гражданском праве действует другая презумпция — виновности, в соответствии с которой лицо предполагается виновным, пока не будет доказано обратное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация-практикум "Юридическая ответственность" ориентирована на 9 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знаний, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Обществознание, 9 класс

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА практически уяснить опасность правонарушений; показать неотвратимость ответственности за совершение преступления; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды; научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние или бездействие преступлением; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

  • практически уяснить опасность правонарушений; показать неотвратимость ответственности за совершение преступления; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;
  • научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние или бездействие преступлением;
  • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Понятия, термины правонарушение; противоправность; деяние; причинение вреда; наличие вины; преступление; уголовная , административная, дисциплинарная, материальная, гражданская ответственность; проступок; ответственность несовершеннолетних; презумпция невиновности

Понятия, термины

  • правонарушение;
  • противоправность;
  • деяние;
  • причинение вреда;
  • наличие вины;
  • преступление;
  • уголовная , административная, дисциплинарная, материальная, гражданская ответственность;
  • проступок;
  • ответственность несовершеннолетних;
  • презумпция невиновности

План практикума Теоретическая часть. Терминбой. Практическая часть. Решение ситуационных задач. Интеллектуальная часть. Говорят мудрые

План практикума

это социальное отношение, регулируемое нормами права

Правоотношение

СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Элементы правоотношения

ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Терминбой СОВЕРШАТЬ МЕЛКИЕ ПОКУПКИ ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 14 ЛЕТ МОГУТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМ ЗАРАБОТКОМ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ, СТИПЕНДИЕЙ ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ ПРИВЛЕКАТЬСЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КРАЖУ, УБИЙСТВО, РАЗБОЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОСОБОЙ ТЯЖЕСТИ

СОВЕРШАТЬ МЕЛКИЕ ПОКУПКИ

ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 14 ЛЕТ МОГУТ

РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМ ЗАРАБОТКОМ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ, СТИПЕНДИЕЙ

ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ

ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ ПРИВЛЕКАТЬСЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА КРАЖУ, УБИЙСТВО, РАЗБОЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОСОБОЙ ТЯЖЕСТИ

Терминбой способность лица иметь юридические права и обязанности Правоспособность способность своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности ДЕЕСПОСОБНОСТЬ У физических лиц с рождения, у юридических – при регистрации (сразу же и дееспособность) правоспособнось возникает

способность лица иметь юридические права и обязанности

Правоспособность

способность своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

У физических лиц с рождения, у юридических – при регистрации (сразу же и дееспособность)

правоспособнось возникает

Терминбой поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям правонарушение деяние /действие, бездействие, предусмотренные определенной нормой права, актом применения права / признаки правонарушения УМЫСЕЛ, НЕОСТОРОЖНОСТЬ формы вины

поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям

правонарушение

деяние /действие, бездействие, предусмотренные определенной нормой права, актом применения права /

признаки правонарушения

УМЫСЕЛ, НЕОСТОРОЖНОСТЬ

Терминбой наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом ПРЕСТУПЛЕНИЕ противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом ПРОСТУПКИ применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения Юридическая ответственность

наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом

применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения

Юридическая ответственность

Виды юридической ответственности Вид ответственности За что наступает Кто возлагает В каких формах реализуется

Виды юридической ответственности

Вид ответственности

За что наступает

В каких формах

реализуется

Вид ответственности За что наступает Материальная Дисциплинарная за ущерб Кто возлагает нарушение дисциплины Гражданско-правовая администрация В каких формах реализуется штраф уполномоченное лицо нарушение договорных обязательств Административная предупреждение, выговор, увольнение (исключение) за административные проступки Уголовная суд, административный орган за преступления полное возмещение вреда, штраф административные комиссии, суды, органы внутренних дел. предупреждение, штраф, лишение права суд лишение свободы, исправительные работы.

Вид ответственности

За что наступает

Материальная

Дисциплинарная

нарушение дисциплины

Гражданско-правовая

администрация

В каких формах

реализуется

уполномоченное лицо

нарушение договорных обязательств

Административная

предупреждение, выговор, увольнение (исключение)

за административные проступки

суд, административный орган

за преступления

полное возмещение вреда, штраф

административные комиссии, суды, органы внутренних дел.

предупреждение, штраф, лишение права

лишение свободы, исправительные работы.

Решение ситуационных задач

Решение ситуационных задач

1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность, пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?

А) Красная Шапочка

Б) Муха-Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

2. Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра?

А) неуплата налогов

Б) эксплуатация детского труда

В) жестокое обращение с детьми

Г) отсутствие лицензии

Решение ситуационных задач 3. Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе: А) хулиганство Б) покушение на убийство В) терроризм Г) разбой. 4. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? А) Административного Б) Уголовного В) Гражданского Г) Трудового

Решение ситуационных задач

3. Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:

А) хулиганство

Б) покушение на убийство

В) терроризм

4. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

А) Административного

Б) Уголовного

В) Гражданского

Г) Трудового

Решение ситуационных задач 5. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе? А) К нотариусу Б) В суд В) В органы внутренних дел Г) В прокуратуру. 6. Что является примером административного правонарушения? А) Безбилетный проезд в общественном транспорте Б) Кража шубы в меховом салоне В) Опоздание сотрудника к началу рабочего дня Г) Порча имущества другого гражданина

Решение ситуационных задач

5. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе?

А) К нотариусу

В) В органы внутренних дел

Г) В прокуратуру.

6. Что является примером административного правонарушения?

А) Безбилетный проезд в общественном транспорте

Б) Кража шубы в меховом салоне

В) Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

Г) Порча имущества другого гражданина

Решение ситуационных задач

8. Верны ли следующие суждения о правосудии?

А. В Российской Федерации обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

7. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано.

Что могло послужить причиной отказа?

А) Отсутствие у граждан собственного жилья

Б) Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка

В) Несогласие на заключение брака родителей невесты

Говорят мудрые

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), древнегреческий философ

П. Буаст (1765 – 1824 гг.), французский лексикограф

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

2. Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

  • 11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

3. Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

  • Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.
  • Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…

4. Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Читайте также: