Принцип специализации судов рб

Обновлено: 17.05.2024

1) осуществление судебной власти только судами (ст. 2 Кодекса). Кроме того, в ст. 5 Кодекса перечислены суды, действующие на территории нашего государства, Это исключает возможность создания или наделения иных государственных или общественных органов функциями судебной власти;

2) построение системы судов на принципах территориальности и специализации (ст. 5 Кодекса). Территориальность построения судебной системы проявляется в создании судов на соответствующих административно-территориальных единицах и на территориях администраций, специализация - в делении судов на общие, хозяйственные суды и Конституционный Суд Республики Беларусь в зависимости от специфики рассматриваемых дел;

3) запрет на образование чрезвычайных судов (ст. 5 Кодекса);

4) законность при осуществлении правосудия (ст. 7 Кодекса). Правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основании действующих нормативных актов, а не создает своим решением нормы права;

5) равенство граждан и организаций перед законом и судом, состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия (ст. 8 Кодекса). Суть данного принципа в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются сторонам равные возможности отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. При этом стороны имеют равные процессуальные права и обязанности;

6) участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 9 Кодекса). Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей;

7) право граждан и организаций на судебную защиту (ст. 10 Кодекса), гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту

от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией"; Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

8) гласность при осуществлении правосудия (ст. 11 Кодекса). Разбирательство дел во всех судах - открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства;

9) обязательность судебных постановлений и требований судьи для всех граждан и должностных лиц (ст. 14 Кодекса). Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством;

10) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел (ст. 12 Кодекса);

11) ведение судопроизводства и делопроизводства в судах Республики Беларусь на белорусском или русском языке (ст. 13 Кодекса);

13) презумпция невиновности обвиняемого при осуществлении судебного разбирательства (ст. 26 Конституции). Данный принцип означает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

14) невозможность принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27 Конституции);

15) независимость судей и народных заседателей при осуществлении правосудия (ст. 85 Кодекса). Данный принцип нашел отражение и в других законодательных актах Республики Беларусь, Его сущность – стремление законодателя обеспечить такие условия, в которых суд мог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия извне, на основе только требований закона и внутреннего убеждения

17) неприкосновенность судьи и народного заседателя (ст. 87 Кодекса). Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Систему судебных органов составляют:

в соответствии с принципом специализации:

2) хозяйственные суды;

3) Конституционный Суд Республики Беларусь;

•в соответствии с принципом территориальности:

1) Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституционный Суд;

2) областные, Минский городской суд, хозяйственные суды областей и города Минска, межгарнизонные военные суды;

3) районные, городские суды.

Осуществление служебных полномочий на профессиональной основе отличает судей от народных заседателей, которые осуществляют правосудие на непрофессиональной основе.

Кандидат на должность:

• судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее четырех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь, кроме судей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (г. Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено:

• лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

• лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

• лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь,

Судьи хозяйственных судов областей (г. Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой. Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

При осуществлении своих полномочий судьи имеют право:

1) требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;

2) запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

При осуществлении правосудия судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

• подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

• достижения предельного возраста пребывания на государственной службе;

• истечения срока полномочий судьи;

• отказа от принесения присяги;

• прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

• назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

• занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

•отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей;

• систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года);

• грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

• вступления в законную силу обвинительного приговора;

• вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

• признания в установленном порядке нетрудоспособности судьи либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять свои обязанности;

• смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, основанному на заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.

Прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Гарантии деятельности судей:

1) независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону. Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

2) несменяемость судьи. Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Кодексом о судоустройстве и статусе судей;

3) неприкосновенность судьи и народного заседателя. Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение же их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу допускаются только с согласия назначившего их должностного лица (избравшего их органа) либо должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный обыск. Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

Судья, народный заседатель, задержанные по подозрению в совершении преступления, доставленные в орган внутренних дел или иной государственный орган, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности, кроме случаев задержания их на месте совершения преступления. О факте задержания судьи или народного заседателя органами, осуществившими задержание, немедленно сообщается:

Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь или его Заместителю - в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в соответствующую квалификационную коллегию судей и Министерство юстиции Республики Беларусь - в отношении судей общих и хозяйственных суде

должностному лицу (органу), утвердившему списки народных заседателей, - в отношении народных заседателей.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В случае дачи согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваем или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Уголовные дела в отношении судей рассматривает только Верховным Суд Республики Беларусь;

4) обеспечение государственной защиты судей;

5) обязательное государственное страхование судей;

6) право судей на внеочередную установку квартирного телефона;

7) освобождение от воинской службы.

Судебная система – это совокупность всех действующих в Республике Беларусь судов, установленных на основе Конституции Республики Беларусь Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь, система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Согласно ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судебная система Республики Беларусь включает следующие элементы: 1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Республики Беларусь (входит в судебную систему согласно положениям Конституции Республики Беларусь); 2) суды общей юрисдикции: общие суды, к которым Кодекс относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; 3) хозяйственные суды: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный суд[54] (создан 12 апреля 1994 г. при Белорусской торгово-промышленной палате) и Экономический Суд СНГ[55], не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Судебная система Республики Беларусь представлена на схеме 5.

Необходимость существования в государстве системы судов, различных по специализации, объему компетенции, объясняется рядом причин, которые можно свести к следующим:

Совокупность судов способствует обеспечению их общедоступности для населения. В Республике Беларусь организация системы судов соответствует административно-территориальному устройству государства, что позволяет охватить своей юрисдикцией каждый регион государства, обеспечив гражданам возможность обращаться в суд.

2. Система судов позволяет распределять между ними компетенцию рассмотрения дел различных категорий в зависимости от отрасли правового регулирования (например, юридические конфликты в области хозяйственной деятельности и проблемы конституционности нормативного правого акта), субъектов, участвующих в деле (юридические лица, военнослужащие), степени сложности разрешения возникшего конфликта и др.

3. Наличие системы судов создает правовой режим, позволяющий свести к минимуму возможность судебной ошибки, поскольку решения нижестоящих судов являются предметом пересмотра для судов вышестоящих инстанций (основания и порядок подобной деятельности урегулированы соответствующим процессуальным законодательством).

Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности. Несмотря на то, что только общих судов в целом в республике насчитывается более 150 (Верховный Суд Республики Беларусь, 6 областных и 145 районных (городских) судов), характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство.

Как отмечается в ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем: установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей; соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.

Тем самым принципу единства судебной системы придается особая важность и значимость.

На основе вышесказанного, обобщив положения Конституции Республики Беларусь и законодательных актов о судоустройстве, можно утверждать, что основополагающими принципами построения судебной системы белорусского государства являются: 1) единство; 2) территориальность; 3) специализация.

2. Звено судебной системы и судебные инстанции

Несмотря на отмеченное выше единство судебной системы республики, суды, входящие в названую систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

Таким образом, звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающих одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы:

1. Первое, или, как чаще его называют в литературе, основное звено, в которое входят все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.

2. Второе (среднее) звено включает областные суды и Минский городской суд.

3. Высшим звеном судебной системы является Верховный Суд Республики Беларусь.

Система военных судов, которые также отнесены законодательством к общим судам, выглядит несколько иначе и включает следующие звенья:

1. Основное звено – межгарнизонные военные суды.

2. Среднее звено – Белорусский военный суд.

3. Высшим звеном в системе военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственные суды объединяются в два звена:

1. Областные суды и хозяйственный суд г. Минска.

2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Более подробно структура каждого из судов соответствующего звена, а также их компетенция будут рассмотрены ниже. Все звенья судебной системы, являясь организационно обособленными, осуществляют свою деятельность согласованно, находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия.

Как отмечается в литературе, они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями судопроизводства[57].

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений и т.п.).

В судебной системе судов общей юрисдикции, исходя из процессуальной компетенции, действуют:

I. Суды первой инстанции.

II. Суды второй (кассационной) инстанции.

III. Суды надзорной инстанции.

Концепция судебно-правовой реформы предложила ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию[59]. В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

I. Суды первой инстанции.

II. Суды апелляционной инстанции.

III. Суды второй (кассационной) инстанции.

IV. Суды надзорной инстанции.

Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.ст. 36, 46 Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют правомочие названных судов рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может образовываться апелляционная судебная коллегия.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела.

По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления, о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

По смыслу закона под апелляционной инстанцией понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступают в законную силу в течение 10 дней соответственно как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство, поскольку согласно ст. 282 ХПК, кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. Судами кассационной инстанции судов общей юрисдикции в Республике Беларусь являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов; судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда соответственно.

Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

2. Назовите принципы построения судебной системы.

3. Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

4. Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

Отправление правосудия как вида государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конфликтов по поводу действительного или предполагаемого права должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, присущими правовому демократическому государству.

К принципам организации и деятельности судебной власти следует отнести ее независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно).

Правосудие отправляется только законно избранным судьей.

Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей народа в качестве народных заседателей.

Суды подчиняются только Конституции и Закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.

Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников.

Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде, и только в предусмотренных законом случаях оно может осуществляться единолично судьями.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Система судебных органов.

Судебная система – это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории РБ в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.

К общим судам в РБ относятся:

Верховный суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относятся:

Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий.

Систему общих судов возглавляет Верховный суд РБ как высший судебный орган, который осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ. Этот надзор распространяется и на военные суды.

Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено – межгарнизонные суды; среднее звено – Белорусский военный суд. Высшее, третье звено – военная коллегия Верховного суда РБ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому, следует различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относят к одному звену судебной системы. Например, все районные (городские) суды образуют первое звено судебной системы. Все областные суды и Минский городской суд образуют второе звено судебной системы. Верховный суд РБ образует высшее (третье) звено судебной системы.

Систему хозяйственных судов представляют Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей города Минска, а также специализированные суды, действующие в сфере хозяйственных отношений. На территории РБ в настоящее время действует названная система хозяйственных судов.

Конституционный суд РБ занимает особое положение в судебной системе РБ. У этого суда специфические полномочия. Он призван осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

По процессуальной компетенции суды разделяются на судебные инстанции.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу конкретного дела. Он исследует доказательства в судебном заседании, выносит решение. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд. Например, областной суд рассматривает дела и в качестве суда первой инстанции, хотя областной суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд второй (кассационной) инстанции на основании кассационного протеста прокурора или жалоб заинтересованных лиц проверяет законность и обоснованность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Эти решения вступают в силу в течение десяти суток. В этот срок можно обжаловать (опротестовать) решение суда. Суд кассационной инстанции вправе отменить решение или прекратить производство по уголовному делу. Областные суды, Минский городской суд являются судами второй инстанции по отношению к районным (городским) судам.

Суд высшей инстанции или вышестоящий суд занимает наиболее высоку4ю ступень по отношению к другим судам. К ним, в частности, относятся высший Хозяйственный суд, Верховный суд РБ.

Верховный суд РБ.

Верховный суд РБ состоит из:

- Первого заместителя Председателя

- Судей Верховного суда

Верховный суд РБ действует в составе:

- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ

- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ

- Военной коллегии Верховного суда РБ

- Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ

- Президиума Верховного Суда РБ

- Пленума Верховного Суда РБ.

Согласно статье 84 Конституции РБ Президент РБ с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей РБ, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлениям Совета Республики.

1. в пределах своих полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами РБ.

2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РБ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного суда РБ являются обязательными для судов, иных оргаов и должностных лиц, применяющих закон.

3. Осуществляет контроль за исполнением судами РБ разъяснений Пленума Верховного Суда.

4. Вносит предложения в Конституционный суд о проверке конституционности тех или иных нормативных актов.

5. Оказывает помощь судьям по применению законодательства.

6. Решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РБ.

7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Районный (городской) суд.

Основным звеном в системе общих судов является районный (городской) суд, который рассматривает основную часть гражданских, уголовных и административных дел.

Для районных (городских) судов вышестоящими судами являются областные и Минский городской суд. Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов осуществляет Министерство юстиции РБ и Управление юстиции областей и города Минска, которые в то же время не вправе вмешиваться в судебную деятельность по отправлению правосудия.

- судей по административным делам;

- судей по исполнительным производствам.

При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда. Число судей зависит от количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представления, поступающими для рассмотрения в данный суд.

Все судьи и председатель вправе рассматривать любое дело, подсудное данному суду. Председатель суда распределяет дела между судьями, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению жалоб и заявлений, организует работу судебных исполнителей и аппарата суда.

В состав одного судьи рассматриваются дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительного производства, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, до десяти лет – по ходатайству обвиняемого.

В составе трех судей рассматриваются уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.

Областные, Минский городской суды.

1. Рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства.

3. Изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

4. Осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Областные и Минский городской суды являются вышестоящими судами по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор за деятельностью последних.

Областные, Минский городской суды состоят из:

- Заместителей председателя суда

- Председателей судебных коллегий

Все они действуют в составе президиума суда и двух судебных коллегий - судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным судам.

Коллегии рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке (когда приговор районного суда не вступил в законную силу).

Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора по протестам на кассационные определения этого суда и на вступившие в законную силу приговоры районных ( городских ) судов.

Хозяйственные суды в РБ.

Хозяйственные суды в РБ являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией РБ в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды являются юридическими лицами и составной частью судебной системы РБ. Единую систему хозяйственных судов составляют:

1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

2. Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды ( по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный суд РБ возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров.

Основными задачами Хозяйственного суда являются:

- обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности путем осуществления правосудия;

- обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Высший Хозяйственный Суд РБ состоит из судей высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя высшего Хозяйственного Суда РБ, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд РБ действует в составе:

- Пленума Высшего Хозяйственного Суда

- Президиума Высшего Хозяйственного Суда

- Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов

- Судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

В высшем Хозяйственном Судей действует также квалификационная коллегия судей.

Пленум высшего Хозяйственного суда решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов и действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей Председателя, судей высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей.

1. рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности.

2. Рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов.

3. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

4. Изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

6. Осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт их работы.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Судебная система любого государства – это совокупность судов, органов государственной власти, действующих на территории государства, и построенных в соответствии с выполняемыми задачами, полномочиями, конституционными принципами и особенностями устройства любого государства. Все суды в совокупности своей образуют судебную систему. В своей деятельности суды связаны установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система состоит из отдельных ступеней нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеномсудебной системы понимается суд или суды, занимающие определенное положение в судебной системе, и наделенные законом определенной компетенцией (право решать что-либо в установленном законом порядке). Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену системы, хотя и могут носить разные наименования.

Как правило, судебные системы являются многозвенными (2-4 звена), что обеспечивает вынесение обоснованных решений, своевременному выявлению и исправлению ошибок, путем контроля и надзора вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих, что обеспечивает многоступенчатую защиту прав граждан.

Судебная инстанция –это такой суд, который осуществляет правосудие, предусмотренное законом, в процессуальной форме и порядке по конкретному делу. Каждая инстанция занимается определенным видом судебной деятельности и выполняет определенные функции.

Звено судебной системы указывает на уровень, положение самого суда в системе всех судебный учреждений, его место в системе органов государственной власти, а судебная инстанция определяет взаимоотношения этих звеньев в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.

Звено судебной системы выполняет одну или много судебных функций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций. Суды, точнее их структурные подразделения, которые проверяют законность вступивших в силу.

Судебная инстанция по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам – суды и их структурные подразделения, которые проверяют обоснованность уже вынесенных судебных решений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны в ходе судебного разбирательства. Предусматривается возможность создания новой судебной инстанции – апелляционных судов. Это такие судебные учреждения или их структуры, которые проверяют правильность вынесенных решений судом равноценной инстанции путем повторного судебного разбирательства того же или ранее рассмотренного дела путем повторного рассмотрения дела с исследованием всех материалов для вынесения нового и уже окончательного решения, которое обжалованию подлежать не будет.

Принципы построения судебной системы

Устройство суда и его организация зависит, прежде всего, от уровня развития экономики, демократии, национальных традиций, государственного устройства, территориального деления и иных факторов, присущи конкретному государству. В мире существует три наиболее известных модели судебных систем:

1) Централизованная система (ее особенностью является наличие единой строгой централизованной системы судов во главе с высшим органом судебной власти);

2) Децентрализованная система (она состоит из параллельно действующих двух и более подсистем во главе со своими высшими судами и подчинением всей системы вышестоящему судебному органу);

3) Смешанная система (такая организация, при которой наряду с высшим судом созданы и автономные подсистемы судебных учреждений)

Централизация предполагает наличие единого судебного центра, который осуществляет руководство всеми судами.

В соответствии с Конституцией РБ (ст.109), судебная система строится на принципе территориальности и специализации. Принцип территориальности означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориальному делению республики.

Принцип специализации предполагает возможность образования специализированных судов для разрешения различных правовых конфликтов.

Судебная система РБ

Правовой основой национальной судебной системы являются Конституция РБ, закон о судоустройстве и статусе судей, закон о конституционном суде, закон о хозяйственных судах и другие НПА. Статья 1 Закона о судоустройстве устанавливает, что судебная власть в РБ осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом. К общим судам относятся:




- Верховный Суд РБ

- Областные (Минский городской) суды

- Районные и городские суды

К хозяйственным судам относятся:

- Высший хозяйственный суд РБ

- Хозяйственные суды областей и города Минска

В системе общих государственных судов допускается создание коллегий:

1) По делам несовершеннолетних

2) По семейным делам

3) Налоговые коллегии

4) Коллегии по банкротству

В судебной системе особая роль принадлежит Конституционному суду как органу, осуществляющему конституционное правосудие.

В РБ также действует элитарный суд и экономический суд СНГ. Эти суды не входят в саму судебную систему. Деятельность судов рассматривается по схеме:

1) Порядок образования суда

2) Состав суда и его структура

3) Компетенция суда и его структурных подразделений

4) Председатель суда (порядок назначения и деятельность)

Это конституционный орган власти одного уровня с исполнительной и законодательной властью. Обеспечение верховенства прямого действия Конституции на территории РБ, утверждение конституционной законности. Конституционный суд по предложению президента, совета министров, рассматривает дела и дает заключения:

1) О соответствии закона, декрета, международных обязательств Конституции РБ и международно-правовым актам

2) О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, Конституции

3) О соответствии работы Советов министров, актов Верховного суда требованиям Конституции и международно-правовым актам

4) О соответствии акта любого другого государства требованиям Конституции и международно-правовым актам

Особенностью и отличием Конституционного суда РБ является то, что он не вправе рассматривать жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, и не вправе давать толкования к Конституции.

Районные суды – это основное звено судов общей юрисдикции. Образуются в районах республики и в городах областного подчинения, которые не имеют районного деления, а также в районах городов республиканского подчинения и в городе Минске. Надзор за судебной деятельностью этих судов осуществляют областные суды и Минский городской суд. Материально-техническое обеспечение осуществляется министерством юстиции в лице управления юстиции, облисполкомов и города Минска. В состав районного суда входят судьи, районные заседатели, председатель районного суда. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда. Судьей данного суда может быть назначен гражданин РБ старше 25, имеющий высшее юридическое образование, двухлетний стаж работы и не имеющий порочащих связей. Судьей по административным делам может быть только гражданин РБ, достигший 23 лет, имеющий высшее юридическое образование. Заседатели – более 25 лет, проживающие на территории одного района не менее 5 лет, владеющие обоими государственными языками. Районные суда являются только судами первой инстанции. Их сфера деятельности охватывает гражданские, уголовные, административные дела, изучение и обобщение судебной практики.

Областные суды и Минский городской суд являются вторым звеном в системе судов общей юрисдикции. Являются вышестоящими в отношении к районным судам и нижестоящими к Верховному суду. Особенности правового статуса областных судов:

1) Действует в качестве двух инстанций

2) Осуществляют надзор за деятельность районных судов и оказывают им помощь в правильном применении законодательства

3) В своей структуре имеют коллегии по уголовным и гражданским делам и президиум суда

4) Осуществляют кассационное производство по договорам, не вступившим в законную силу

Суды состоят из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьей может быть гражданин РБ, достигший 25 лет и имеющий двухлетний стаж работы. На одного судью назначается около 25 народных заседателей. Коллегии состоят из председателя, судей и народных заседателей. Председатели коллегии – заместители председателя суда. Президиум образуется в составе председателя, его заместителей, судей, количество которых определяется президентом.

Военные судыявляются частью общих судов. Ведут борьбу против посягательства на РБ, имеют определенные особенности:

1) Система военных судов не соответствует административно-территориальному строению РБ, а построена с учетом дислокации и организации вооруженных сил

2) Являются автономными по отношению к другим судам государства

3) Рассматривают дела в отношении лиц, которые имеют статус военнослужащих

Военные суды состоят из:

1) Межгарнизонных военных судов – образуются президентом по численности воинских частей по представлению министра юстиции и председателей Верховного суда. Должность судьи могут занимать только те, кто имеет воинское, офицерское звание (низшее звено)

2) Белорусский военный суд – образуется президентом. Состоит из председателя, заместителей, судей и народных заседателей (по 25 человек на одного судью) – среднее звено. Приравнен к областным судам.

3) Военная коллегия Верховного суда – образуется из числа судей Верховного суда. Рассматривает следующие дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, если на них распространяется статус военнослужащих; уголовные дела (с согласия обвиняемого из нижестоящих военных судов).

Читайте также: