Отличие военного суда от гражданского

Обновлено: 17.05.2024

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено — Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС. Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка. Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Виды военных судов РФ

В РФ действуют двенадцать окружных и более сотни гарнизонных ВС (в том числе пять — за пределами РФ).

Однако со второго полугодия 2019 года, как уже было сказано выше, количество судов будет уменьшено в связи с реформой.

Главное нововведение, которое ожидается — выделение кассационной и апелляционной инстанции в отдельную структуру. После реформы должны появиться кассационный и апелляционный военный суд (вышестоящие инстанции для ОВС). На ОВС планируют возложить также дела по РВСН и особо режимным военным объектам.

Окружные инстанции занимаются делами по разглашению государственной тайны, а также серьезными уголовными процессами (с наказанием более 15 лет). Более массовые гарнизонные инстанции (ГВС) рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, а также многие другие дела.

Окружные

ОВС, как можно догадаться из названия, действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. Дела здесь рассматриваются в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Кассации можно подавать по жалобам и протестам на решения ГВС, а также определения самих ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают такие суды:

  • обжалование приговора в связи с превышением должностных полномочий военнослужащих;
  • апелляция на решение гарнизонного военного суда по гражданским и другим делам;
  • жалобы на действия следователя, военного прокурора и пр.

Уголовные и гражданские дела рассматриваются одним судьей или коллегией из трех человек либо судьей и коллегией присяжных, народных заседателей.

Руководство ОВС осуществляет председатель. В его полномочия входит контроль за работой аппарата, созыв заседания президиума и другие организационные вопросы, а также протесты на приговоры ГВС. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.

ВАЖНО! Окружной ВС это фактически три инстанции: первая, апелляционная и кассационная. Судьи в них разные, но председатель суда — один и тот же. После реформы эту систему планируется полностью изменить.

Гарнизонные

ГВС действуют на территории одного или двух гарнизонов. Он рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают ГВС:

  • управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения;
  • совершение кражи военнослужащим;
  • дача заведомо ложных показаний рядовым или другим военнослужащим;
  • превышение должностных полномочий;
  • решение об аресте;
  • неявка в срок на службу и пр.

Чаще всего ГВС имеют дела с дисциплинарными проступками, которые допускают военнослужащие. Материалы о совершении таких деяний подаются представителем командира воинской части через приемную военного суда либо направляются по почте. На момент подачи документов должен быть составлен Протокол о совершении проступка, который подписывается самим военнослужащим.

Образуются гарнизонные судебные инстанции в составе председателя, его замов и других судей. Судьи назначаются Президентом РФ бессрочно. В процессе могут участвовать народные заседатели, но они должны быть выбраны предварительно на собрании военнослужащих. Присяжным может быть лицо в возрасте от 25 лет, не имеющие непогашенную или неснятую судимость. Они не должны страдать от алкогольной и другой зависимости, а также быть вменяемыми.

Рассмотрение дел может проводиться коллегиально либо одним судьей (например, если рассматриваются уголовные дела, по которым срок наказания не более 5 лет лишения свободы). Председатель гарнизонного суда участвует в рассмотрении дел, занимается организацией работы суда, распределением полномочий между судьями, представлений интересов суда в других инстанциях.

В составе ГВС с недавнего времени также начали создавать обособленное подразделение — постоянное судебное присутствие. Цель создания таких органов: приближенность правосудия к месту дислокации воинских частей и формирований.

Для того, чтобы стать военным судьей нужно сдать квалификационный экзамен и получить заключение квалификационной коллегии c рекомендацией. Естественно нужно при этом соответствовать общим требованиям к судьям, установленным российским законодательством (гражданство РФ, возраст, высшее образование, опыт работы и пр.).

Перечень ОВС по округам

ОВС расположены в разных городах РФ от Хабаровска и Владивостока до Москвы.

Для удобства они подразделены на округа (Западный, Южный, Цетральный, Восточный). В состав входит и Третий окружной суд, расположенный в ГО Власиха (Московская область).

Этот суд планируется реформировать в будущем в Апелляционный военный суд.

Западный военный округ

  • Балтийский
  • 1-й Западный
  • 2-й Западный
  • Северный.

Южный

В состав ЮО входит Северо-Кавказский окружной военный суд (недавно был переименован в Южный ОВС соответствующим федеральным законом). Расположен он в городе Ростов-на-Дону.

Центральный

Восточный округ

  • 2-й Восточный
  • 1-й Восточный
  • Тихоокеанский.

Полный список

В ходе реформы Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский ОВС будут переименованы. Вместо них появится 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный ОВС.

Перечень ГВС по округам

Гарнизонных военных судов в РФ гораздо больше, чем окружных. Из 107 судебных инстанций — пять находятся за границей.

Московский

  • 80-й
  • 235-й
  • Брянский
  • Владимирский
  • Воронежский
  • Ивановский
  • Калужский
  • Курский
  • Московский
  • Наро-Фоминский
  • Нижегородский
  • Одинцовский
  • Реутовский
  • Рязанский
  • Смоленский
  • Солнечногорский
  • Тамбовский
  • Тверской
  • Тульский
  • Ярославский

Западно-сибирский

  • Абаканский
  • Барнаульский
  • Красноярский
  • Новосибирский
  • Омский
  • Томский.

Дальневосточный

  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский
  • Комсомольский-на-Амуре
  • Краснореченский
  • Курильский
  • Свободненский
  • Советско-Гаванский
  • Хабаровский
  • Южно-Сахалинский
  • Якутский

Ленинградский

  • 224-й
  • Великоновгородский
  • Вологодский
  • Воркутинский
  • Выборгский
  • Петрозаводский
  • Псковский
  • Санкт-Петербургский

Приволжский

  • Казанский
  • Оренбургский
  • Пензенский
  • Пермский
  • Самарский
  • Саратовский
  • Ульяновский
  • Уфимский

Подробный перечень

  • 26-й
  • 40-й
  • Знаменский
  • Мирненский
  • Борзинский
  • Иркутский
  • Кяхтинский
  • Улан-Удэнский
  • Читинский
  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский и многие другие.

В составе Реутовского ГВС уже образовано постоянное судебное присутствие в городе Балашихе, а в Одинцовском ГВС присутствие в городе Краснознаменске.

Объединить планируется Владимирский и 95 ГВС, Балашихинский и Реутовский суды, 94 и 235 ГВС, Краснознаменский и Одинцовский, 101 и Оренбургский, Омский и 61 ГВС, а также другие структуры Это делается для уменьшения расходов на поддержание правосудия, а также для создания более эффективной судебной системы. Изменения в системе военных судов ВС связаны также с общей реформой судов общей юрисдикции.

Трибуналы

Трибунал это синоним военного суда. Вернее так назывались военные суды в России до начала 90-х годов прошлого века.

Период существования трибуналов был очень длительный — впервые они появились сразу после Октябрьской Революции.

Сейчас этот термин практически не используется в судебной практике. В проекте реформы военных судов данные инстанции также не предусмотрены.

ВАЖНО! Во втором полугодии 2019 года система военных судов в РФ может существенно измениться. В частности суды могут изменить свои названия и объединиться.

Военные суды — структуры, которые осуществляют правосудие по делам, в которых участвуют военнослужащие либо сотрудники силовых и других органов (ФСБ, МВД и пр.). В 2019 году планируется проведение масштабной реформы военных судебных органов, вследствие чего должны появиться отдельные апелляционные и кассационные ВС, а также сокращено общее количество инстанций.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 — 6. Утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарии к ст. 25 ГПК РФ

1. Подсудность военных судов определена ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" , где отмечено следующее.

См.: Собр. законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального конституционного закона, комментируемой статьей и ч. 3 ст. 254 ГПК РФ военным судам, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, подсудны все гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Иным судам общей юрисдикции и мировым судьям такие дела не подсудны .

См.: О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

3. Причем согласно ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации", рассматривает в первой инстанции гражданские дела, реально связанные с государственной тайной, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. Гарнизонный военный суд в тех же пределах рассматривает в первой инстанции не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские дела.

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 года. [Электронный ресурс]. М., 2007.

4. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов (ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

5. Непринятие Министром обороны РФ мер по жалобе на действия подчиненных ему лиц, связанные с увольнением военнослужащего в запас, подсудно военному суду .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9. [Электронный ресурс]. М., 2006.

7. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" за пределами территории Российской Федерации все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, рассматриваются дислоцирующимися в данной местности военными судами (если иное не установлено международным договором Российской Федерации).

8. Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы) .

См.: О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

9. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (ч. 8 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

господа.вот инересная тема.А зачем вообще нужны военные суды.В частности - все военные суды завязанные на РВСН располагаются в местах дислокации часте РВСН.Соответственно ребята из верхов РВСН парятся в баньке вместе с ребятами из судов , или выделяют баньку для ребят из судов и их * (пардон) ,авто ,квартиры и т.д. все завязано на РВСН - и мы хотим что бы они после этого плевали в колодец из которого хорошо пьют ?вот гражданскому судье на проблемы РВСН насрать - и вполне возможно что они бы были более объективны в вопросах военной службы.Что скажете.

Согласен с обеими авторами.
Военные (ведомственные) суды конечно, все мы знаем, стоят на защите интересов командования. Очень корумпированы с этим командованием и не помогает в этом деле ни кассационные ни надзорные инстанции. Рука руку моет. В кассационных инстанциях сидят такие же. бывшие сослуживцы и знакомые тех, на кого мы и жалуемся. Пробить эту судейскую оборону очень и очень трудно, но можно.
Теперь как раз уместны доводы второго автора. Надо объеденять усилия. Но делать надо всё грамотно, что бы не выглядеть профанами и мудаками начиная с самих Ваших требований. Часто наши сослуживцы требуют в суде то, что им по логике и по закону НЕПОЛОЖЕНО. А им кажется что судьи плохие. Поэтому давайте думать.

Поднятая проблема не нова. Ее обсуждение идет уже давно. И исписано немало сторонниками ниличия военных судов и их противниками. Думаю, что организационные изменения не принесут желаемого результата, т.к. без изменения принципов формирования самой системы, ее традиций, повышения ответственности судей (гос. служащих) за выполнение обязанностей, без усиления прокурорского и общественного контроля за деятельностью судов и судей, повысить качество работы судов невозможно.
Военная служба дело нелегкое. Правовое регулирование этих отношений еще далеко от идеала. Объем правовых актов велик. В таких условиях необходима специализация. Даже в "гражданских районных" судах судьи "специализируются" на определенных категориях дел.
Проблема "лояльности" судей военных судов к органам военного управления и их должностным лицам является часть более общей проблемы "лояльности" судов любым государственным органам и их должносным лицам.
Однако, недостатки не должны ставить под сомнение необходимость самих судов вообще. Бороться надо с недостатками, а не с судами.
Каким образом? Как говорил известный классик марксизма-коммунизма: "Учиться, учиться и учиться!" Учиться на своих ошибках и на ошибках других. Для того и мы все здесь.

Главное на этом пути - не отчаиваться. Вода камень точит. Если не повезет Вам, то может удастся следующему поколению и всем за ним.

Все революционеры умирали с этой надеждой.

Для Balu
Нет, к большому сожалению, жить вечно я не собирался, но и жить несбыточными мечтами и илюзиями тоже не хочу.

Но это не значит, что не надо заниматься тем, чем мы занимаемся. Защищать свои права надо (права существуют до тех пор, пока их зашищают). Но надеяться на улучшение нашего положения. по меньшей мере наивно. Возможно, когда то изменится вся система, весь сторой, изменится структура судов но. жить в это время прекрасное, уж не придётся ни мне, ни тебе.
А сейчас, надо заметить, отношение в судах к заявителям, нелицеприятное. И цель у них одна, отбить желание людей обращаться в суды, и это очень открыто притворяют в жизнь именно военные суды.
И тем не менее, удачи Вам господа в Вашем не лёгком стремлении к правде.

Я думаю, так: что военный суд, что гражданский - разницы нет. Если вынесено неправосудное решение, то его можно и должно оспаривать. Другой вопрос, что судьи далеко не глупые люди и добре занют своё дело. И если судья так или иначе заинтересован (доказать это крайне сложно), то оспаривать можно до китайской пасхи. Сдесь работают следующие принципы:
1. У суда времени много и зарплату платят, а у нас - нет времени и платить приходится нам (консультации, представительство и т.д.).
2. Ворон ворону глаз не выклюет.
Выход один - чёткое понимание поставленной задачи и как можно больше доказательств. Хотя иногда и козырный туз не играет

Совершенно возразить нечего.
Дейсвтительно, Ворон ворону глаз не выклюет.
Доходит уже до абсурда. У меня много судебных примеров коррумпированности и карпоративности именно военных судов. Знаю два случая когда военные судьи, вернее это были председатели гарнизонных судов, продавали судебные решения по взысканию "боевых" на крупные суммы. Посредник был доверенным лицом командира и судьи, собирал группы желающих, те платили деньги и получали судебное решение, его естественно ник то не обжаловал и в последствии за 50-процентов отката получали реальные деньги, но в ведомости естественно расписывалдись за всю сумму. Сейчас против двух посредников возбудили уголовные дела, обвиняют в мошеничестве, то есть они якобы обманывали своих клиентов и деньгами с судьями не делились и весь барышь забирали себе. Но все знают, что это было не так. Все прекрасно понимают и знают, что судьи продавали решения, но даже доказать это никто не берётся ни ФСБ ни прокуратура. В откровенном разговоре так и говорят, команды "фас" нет. Будет команда, раскрутим и докажем, но самое большое, что для них будет, это уволят на пенсию. Москва и всё судебное сообщество своих в обиду не дают.
А те военнослужащие которые отказались от услуг посредников и не заплатили деньги за решение суда - суды проиграли по абсурдным причинам.
Поэтому фраза . Хотя иногда и козырный туз не играет, очень правильно определяет нашу реальность.
Поэтому кроме НЕСДАВАТЬСЯ посоветовать практически нечего.
Может и правда при новом Президенте что изменится. Хотя и верится с трудом.
Но тем не менее, несдавайтесь.
Долбите их.

Если спросить у палача или тюремщика, нужна ли их профессия и деятельность людям, они с большой уверенностью будут утверждать, что очень, очень нужна.
Если спросить у парашютиста, нужны ли его прыжки обществу и людям, он с уверенностью отведит, что конечно же очень, очень нужны, потому, что без его прыжков с парашютом, обществу . будет. очень плохо.
В этом интервью с Председателем окружного военного суда, откровенно проглядывается ответ, что военные суды очень нужны военным потому, что если не будет военных судов - огромной массе военных судей, в том числе и этому председателю суда просто негде будет получать зарплату, притом нехилую.

А вот огромная масса военнослужащих считают, что военные ведомственные суды очень коррумпированы с командованием воинских частей (бани-сауны-охота) и в результате принимаются откровенно незаконные решения в пользу командования. И это стало не единичными случаями, а массово. Поэтому и запретили даже уволенным военнослужащим обращаться в гражданские суды, а только в военные. Почему ? Казалось бы все суды одинаковы. Ан нет. Гражданские судьи не контролируемы командованием, а военные суды, бывают просто зависимы от командования по разным причинам. И если у командира части спросить, он тоже ответит, что военные суды нужны и они гораздо лучше гражданских.
Так что ответ на вопрос, нужны ли военные суды, зависит от того кто на этот вопрос отвечает.

Боюсь, что к большому разочарованию приведет Вас и общение с "гражданскими" судами. Военные пенсионеры по этому поводу могут многое рассказать. И бани с охотой-рыбалкой будут тут не при чем.
И проблема не в том, есть или нет военные суды. Проблема в судебной системе вообще и государственном устройстве. Даже в "гражданском" суде судье будет родней и ближе воинский начальник или государственный орган, чем военнослужащий, который пришел в суд за защитой своих прав. Или Вам не известно, что в судах к заявителям относятся как к назойливым мухам, мешающим уважаемым судьям и аппарату суда спокойно работать?!

Скорее НЕ работать совсем, чем спокойно работать. Известно конечно. И первое, что делает любой судья, это ищет повод отказать в приёме заявления.

Согласен конечно с Вашим мнением. Но учитывая всю систему, военные судьи в ней самые послушные к власть имеющим, видимо сказывается армейская дисциплина и отсутствие своего мнения, как в прочим у очень многих военных. В армии как, думать не надо, просто выполняй приказ. Вот видимо военные судьи его хорошо и слепо выполняют. Гражданские судьи тоже не мёд, но всё же попроще.

В последнее время, в вышестоящих военных судах, сплошная взаимопорука, кассационные и надзорные инстанции слепо переписывают бред судьи первой инстанции и в конце пишут, что решение правильное и оснований для его отмены нет.
Так что ребята вряд ли обижаются, что их решение обжалуют. Они уверены, что их бред не отменят. Ибо инструкцию они получили в окружном суде.

Лебедев это заявил не спроста. Как мне известно в Европейском суде возбуждено производство по делу о нарушении ст. 6 Конвенции, так как дело рассматривал военный судья в военной форме, чем и нарушил принцип беспристарстности суда.
Вероятно в этом году будет принято решение ЕСПЧ, а в практике ЕСПЧ уже есть такой прицендент, вот Лебедев и волнуется.
Кстати, эта информация мне попала из журнала "Право в Вооруж. Силах"

Вчера ГД приняла в третьем чтении ФЗ по отсрочкам, освобождению от призыва и т.д. По некоторой информации, одним из вопросов было прекращение практики "прикомандирования" военнослужащих к другим ведомствам. Надо будет посмотреть этот закон. Возможно, что это первый шаг к "демилитаризации" судебной системы.
Но будет ли это значительным шагом на пути построения правового государства - я не уверен.

если чела зарезал доктор,дело разбирает обычный судья-он что крупный специалист в медицине?нет.Так почему бы и дела военнослужащих не рассмотреть-по крайней мере меньше заинтересованности-гражданскому судье по большому счету побарабану армейские прибамбасы.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 августа 2021; проверки требуют 4 правки.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 августа 2021; проверки требуют 4 правки.

Военный суд (до 21 апреля 1992 года — военный трибунал [1] [2] ) — федеральный суд общей юрисдикции, входящий в единую судебную систему Российской Федерации, ранее Союза ССР.

Содержание

В ходе военных реформ императора Александра II во второй половине XIX века была проведена и крупная военно-судебная реформа. 15 мая 1867 года был принят Военно-судебный устав и образована новая военно-судебная структура: полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. В состав окружных и Главного военного суда входили постоянные военные судьи, которые подбирались военным министром и назначались приказом императора. Чины для военно-судебного ведомства поставлялись из числа офицеров — выпускников специально созданной для их подготовки Александровской военно-юридической академии. Они приравнивались по своему положению к офицерам, окончившим Академию Генерального штаба. [4]

В период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) к подсудности военных трибуналов был передан из обычных судов большой круг деяний и лиц, их совершивших (например, они рассматривали дела о любых преступлениях, совершенных в местностях, объявленных на военном положении, любые дела о преступлениях работников железнодорожного, речного и морского транспорта, лицами, состоящих в народном ополчении и в истребительных формированих, в частях МПВО, в военизированной охране НКВД и другие). Также им было передано рассмотрение дел о злодеяниях на оккупированной территории, совершенных как изменниками Родины из числа советских граждан, так и военнослужащими германской армии и работниками оккупационной администрации. При каждой дивизии в действующей армии действовал военно-полевой суд (в мирное время низшей инстанцией были военные трибуналы в корпусах). Рассмотрение дел велось в сжатые сроки, как инструмент надзора за решениями судов было введено утверждение приговоров Военными советами армий и фронтов, единолично командирами корпусов и дивизий (с правом снижения тяжести приговора или его отмены). После окончания войны подсудность мирного времени была восстановлена. [6]

Военный суд осуществляет правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Кроме того, военному суда подсудны любые преступления, совершенные военнослужащими или с их участием.

Особый правовой статус военных судов отмечается и тем, что в их подсудность входят все уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУСП и других органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия данных органов.

В отличие от территориальных судов общей юрисдикции (районных, судов субъектов Российской Федерации), судьи военных судов обладают большей неприкосновенностью. Так, если в территориальных судах вопросы рекомендации на должность и прекращения полномочий входят в компетенцию квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением председателя судов субъектов Российской Федерации и его заместителей, чьи вопросы назначения и освобождения от должностей входят в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС), то в военных судах ВККС решает вопросы о рекомендации к назначению и прекращению полномочий председателей, заместителей председателей и судей гарнизонных военных судов (гарнизонный суд по юрисдикции приравнен к районному суду), а также всех судей и председателей окружных (флотских) военных судов (приравнены по юрисдикции к судам субъекта Российской Федерации).

В систему военных судов входят:

  • Кассационный военный суд
  • Апелляционный военный суд
  • Окружные (флотские) военные суды
  • Гарнизонные военные суды

Подсудность в СССР устанавливалась Указами Президиума Верховного Совета СССР:

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено — Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС. Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка. Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Виды военных судов РФ

В РФ действуют двенадцать окружных и более сотни гарнизонных ВС (в том числе пять — за пределами РФ).

Однако со второго полугодия 2019 года, как уже было сказано выше, количество судов будет уменьшено в связи с реформой.

Главное нововведение, которое ожидается — выделение кассационной и апелляционной инстанции в отдельную структуру. После реформы должны появиться кассационный и апелляционный военный суд (вышестоящие инстанции для ОВС). На ОВС планируют возложить также дела по РВСН и особо режимным военным объектам.

Окружные инстанции занимаются делами по разглашению государственной тайны, а также серьезными уголовными процессами (с наказанием более 15 лет). Более массовые гарнизонные инстанции (ГВС) рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, а также многие другие дела.

Окружные

ОВС, как можно догадаться из названия, действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. Дела здесь рассматриваются в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Кассации можно подавать по жалобам и протестам на решения ГВС, а также определения самих ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают такие суды:

  • обжалование приговора в связи с превышением должностных полномочий военнослужащих;
  • апелляция на решение гарнизонного военного суда по гражданским и другим делам;
  • жалобы на действия следователя, военного прокурора и пр.

Уголовные и гражданские дела рассматриваются одним судьей или коллегией из трех человек либо судьей и коллегией присяжных, народных заседателей.

Руководство ОВС осуществляет председатель. В его полномочия входит контроль за работой аппарата, созыв заседания президиума и другие организационные вопросы, а также протесты на приговоры ГВС. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.

ВАЖНО! Окружной ВС это фактически три инстанции: первая, апелляционная и кассационная. Судьи в них разные, но председатель суда — один и тот же. После реформы эту систему планируется полностью изменить.

Гарнизонные

ГВС действуют на территории одного или двух гарнизонов. Он рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают ГВС:

  • управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения;
  • совершение кражи военнослужащим;
  • дача заведомо ложных показаний рядовым или другим военнослужащим;
  • превышение должностных полномочий;
  • решение об аресте;
  • неявка в срок на службу и пр.

Чаще всего ГВС имеют дела с дисциплинарными проступками, которые допускают военнослужащие. Материалы о совершении таких деяний подаются представителем командира воинской части через приемную военного суда либо направляются по почте. На момент подачи документов должен быть составлен Протокол о совершении проступка, который подписывается самим военнослужащим.

Образуются гарнизонные судебные инстанции в составе председателя, его замов и других судей. Судьи назначаются Президентом РФ бессрочно. В процессе могут участвовать народные заседатели, но они должны быть выбраны предварительно на собрании военнослужащих. Присяжным может быть лицо в возрасте от 25 лет, не имеющие непогашенную или неснятую судимость. Они не должны страдать от алкогольной и другой зависимости, а также быть вменяемыми.

Рассмотрение дел может проводиться коллегиально либо одним судьей (например, если рассматриваются уголовные дела, по которым срок наказания не более 5 лет лишения свободы). Председатель гарнизонного суда участвует в рассмотрении дел, занимается организацией работы суда, распределением полномочий между судьями, представлений интересов суда в других инстанциях.

В составе ГВС с недавнего времени также начали создавать обособленное подразделение — постоянное судебное присутствие. Цель создания таких органов: приближенность правосудия к месту дислокации воинских частей и формирований.

Для того, чтобы стать военным судьей нужно сдать квалификационный экзамен и получить заключение квалификационной коллегии c рекомендацией. Естественно нужно при этом соответствовать общим требованиям к судьям, установленным российским законодательством (гражданство РФ, возраст, высшее образование, опыт работы и пр.).

Перечень ОВС по округам

ОВС расположены в разных городах РФ от Хабаровска и Владивостока до Москвы.

Для удобства они подразделены на округа (Западный, Южный, Цетральный, Восточный). В состав входит и Третий окружной суд, расположенный в ГО Власиха (Московская область).

Этот суд планируется реформировать в будущем в Апелляционный военный суд.

Западный военный округ

  • Балтийский
  • 1-й Западный
  • 2-й Западный
  • Северный.

Южный

В состав ЮО входит Северо-Кавказский окружной военный суд (недавно был переименован в Южный ОВС соответствующим федеральным законом). Расположен он в городе Ростов-на-Дону.

Центральный

Восточный округ

  • 2-й Восточный
  • 1-й Восточный
  • Тихоокеанский.

Полный список

В ходе реформы Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский ОВС будут переименованы. Вместо них появится 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный ОВС.

Перечень ГВС по округам

Гарнизонных военных судов в РФ гораздо больше, чем окружных. Из 107 судебных инстанций — пять находятся за границей.

Московский

  • 80-й
  • 235-й
  • Брянский
  • Владимирский
  • Воронежский
  • Ивановский
  • Калужский
  • Курский
  • Московский
  • Наро-Фоминский
  • Нижегородский
  • Одинцовский
  • Реутовский
  • Рязанский
  • Смоленский
  • Солнечногорский
  • Тамбовский
  • Тверской
  • Тульский
  • Ярославский

Западно-сибирский

  • Абаканский
  • Барнаульский
  • Красноярский
  • Новосибирский
  • Омский
  • Томский.

Дальневосточный

  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский
  • Комсомольский-на-Амуре
  • Краснореченский
  • Курильский
  • Свободненский
  • Советско-Гаванский
  • Хабаровский
  • Южно-Сахалинский
  • Якутский

Ленинградский

  • 224-й
  • Великоновгородский
  • Вологодский
  • Воркутинский
  • Выборгский
  • Петрозаводский
  • Псковский
  • Санкт-Петербургский

Приволжский

  • Казанский
  • Оренбургский
  • Пензенский
  • Пермский
  • Самарский
  • Саратовский
  • Ульяновский
  • Уфимский

Подробный перечень

  • 26-й
  • 40-й
  • Знаменский
  • Мирненский
  • Борзинский
  • Иркутский
  • Кяхтинский
  • Улан-Удэнский
  • Читинский
  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский и многие другие.

В составе Реутовского ГВС уже образовано постоянное судебное присутствие в городе Балашихе, а в Одинцовском ГВС присутствие в городе Краснознаменске.

Объединить планируется Владимирский и 95 ГВС, Балашихинский и Реутовский суды, 94 и 235 ГВС, Краснознаменский и Одинцовский, 101 и Оренбургский, Омский и 61 ГВС, а также другие структуры Это делается для уменьшения расходов на поддержание правосудия, а также для создания более эффективной судебной системы. Изменения в системе военных судов ВС связаны также с общей реформой судов общей юрисдикции.

Трибуналы

Трибунал это синоним военного суда. Вернее так назывались военные суды в России до начала 90-х годов прошлого века.

Период существования трибуналов был очень длительный — впервые они появились сразу после Октябрьской Революции.

Сейчас этот термин практически не используется в судебной практике. В проекте реформы военных судов данные инстанции также не предусмотрены.

ВАЖНО! Во втором полугодии 2019 года система военных судов в РФ может существенно измениться. В частности суды могут изменить свои названия и объединиться.

Военные суды — структуры, которые осуществляют правосудие по делам, в которых участвуют военнослужащие либо сотрудники силовых и других органов (ФСБ, МВД и пр.). В 2019 году планируется проведение масштабной реформы военных судебных органов, вследствие чего должны появиться отдельные апелляционные и кассационные ВС, а также сокращено общее количество инстанций.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 — 6. Утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Читайте также: