Земельные участки в россии в значительной мере находятся в государственной и какой собственности

Обновлено: 01.05.2024

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Комментарий к Статье 17 Земельного кодекса РФ

Первые три абзаца п. 1 комментируемой статьи практически совпадают с первыми пунктами двух последующих статей, посвященных праву собственности на землю субъектов РФ и муниципальных образований. Иначе говоря, перечисленные в них основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю идентичны; кроме них для возникновения собственности субъектов РФ возможно еще такое основание, как передача земельных участков из собственности федеральной (для муниципальной - соответственно, передача из федеральной собственности или собственности субъектов РФ).

Эти основания следующие:

1) специальное указание в федеральном законе на принадлежность тех или иных земель. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю - на основании принятых до 1 июня 2006 г. актов Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также на основании вступивших в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю;

3) приобретение РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗК РФ), конфискованные в порядке ст. 50 и реквизированные (ст. 51).

К федеральной собственности согласно ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относятся земельные участки:

- занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

- предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

- предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ Земельный кодекс РФ дополнен главой V.5, которой регламентирован порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ: установлены случаи и основания такой передачи, перечень видов земельных участков, которые не подлежат подобной передаче, порядок передачи, основания и порядок прекращения прав третьих лиц на безвозмездно передаваемый из федеральной собственности земельный участок (см. комментарий к ст. ст. 39.30 - 39.32).

Второй комментарий к СТ 17 ЗК РФ

1. В комментируемой статье названы основания возникновения федеральной собственности на земельные участки.

Одним из таких оснований является признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

Сегодня действует ряд федеральных законов, нормы которых определяют принадлежность земель Российской Федерации. Так, Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (ВВС РФ. 1993. N 19) установлено, что объектами федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, ЦБ РФ, ПФР. В соответствии с ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805) земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (п. 3 ст. 4). Согласно ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750) земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Статья 13 ФЗ от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609) государственную наблюдательную сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относит исключительно к федеральной собственности.

Второе основание - разграничение государственной собственности на землю. Такое основание возникновения является специфическим для земельного законодательства (см. комментарий к п. 2 ст. 16).

При разграничении государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В федеральной собственности находятся земельные участки, приобретенные государством по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Российская Федерация вправе приобретать земельные участки у граждан, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований; может получить их в порядке наследования, выкупить для государственных нужд и т.д.

Российская Федерация обладает самым широким кругом земельных участков. В федеральной собственности могут находиться все без исключения виды земельных участков: свободные в обороте, ограниченные в обороте, изъятые из оборота. Последние могут принадлежать на праве собственности только Российской Федерации (см. ст. 27 ЗК). Более 90% площади земель, представляющих собой собственность Российской Федерации, составляют земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда.

В целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Правительство РФ издало Постановление, устанавливающее до 1 января 2010 г. мораторий на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности (см. Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" // СЗ РФ. 2008. N 14. Ст. 1424). Данный мораторий затрагивает следующие земельные участки:

а) предоставленные федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, РАН, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям;

б) не предоставленные гражданам или юридическим лицам (за исключением указанных выше);

в) расположенные в границах населенных пунктов либо в пределах:

- 30 км от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн. человек;

- 15 км от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн. человек;

- 5 км от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.

Ограничения касаются отчуждения не только указанных земельных участков, но и объектов недвижимого имущества, расположенных на этих земельных участках (например, установлен запрет на проведение аукционов). Такой мораторий не имеет безусловного характера, допускаются отдельные исключения из общего правила о запрете согласования сделок с названными земельными участками. Запрет не распространяется на случаи:

а) предоставления земельных участков после 4 апреля 2008 г.:

- по результатам состоявшихся до указанной даты торгов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или продаже права на заключение договора аренды таких земельных участков либо аукционов на право заключения инвестиционного договора;

- в целях исполнения государственных контрактов на строительство для обеспечения федеральных государственных нужд;

- для строительства объектов государственного или муниципального значения, указанных в ст. 49 ЗК;

- в рамках исполнения договоров о развитии застроенной территории;

- взамен земельных участков, изымаемых для федеральных государственных нужд;

- резидентам особой экономической зоны в ее пределах, а также нерезидентам особой экономической зоны для строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны;

- для строительства объектов в соответствии с концессионными соглашениями;

- лицам, получившим лицензию на недропользование, или лицам, заключившим договор водопользования (в отношении которых вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование), в целях строительства объектов, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной указанными документами;

- для размещения олимпийских объектов;

- для строительства объектов, необходимых для проведения форума АТЭС;

- по отдельным решениям Правительства РФ;

б) приватизации земельных участков в составе имущественного комплекса, включенного в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2009 год и Основные направления приватизации федерального имущества на 2010 - 2011 годы;

в) продажи земельных участков в процессе реализации высвобождаемого военного имущества;

г) продажи, предоставления в аренду и совершения иных установленных федеральным законом действий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    1. государственная,
    2. муниципальная,
    3. частная.

    Государственная собственность на землю

    Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

    Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

      1. федеральной собственности;
      2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

      Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

        • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

        Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

          1. нормы федеральных законов;
          2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
          3. гражданско-правовые основания;
          4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

          Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

          Муниципальная собственность на землю

          Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

          Объекты права муниципальной собственности:

          • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
            1. законов РФ и субъектов РФ;
            2. при разграничении государственной собственности на землю;
            3. гражданско-правовых сделок;
            4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

          В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

          Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

          Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

          Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

          Право частной собственности на землю

          Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

          Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

            • право частной собственности граждан (физических лиц);
            • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

            Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

            Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

            Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

              1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
              2. приобретательная давность;
              3. приватизация.

              Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

              Право частной собственности добровольно прекращается при:

                • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
                • прекращении деятельности юридического лица;
                • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
                • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

                Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

                  1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
                  2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
                  3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
                  4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
                  5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
                  6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
                  7. национализации земель;
                  8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

                  Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

                  Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

                    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
                    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

                    Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

                    Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

                    Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

                    Как видно из самого названия данной категории, - это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.


                    Госсобственность на землю разграничивается на несколько уровней власти, об этом будет подробно далее в статье.

                    В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

                    Виды государственных земель

                    В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.


                    Перечни земель, отнесенных к трем уровням власти, содержатся в Земельном кодексе РФ.

                    О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

                    Федеральная собственность

                    разделение земельного участка

                    Сюда включены следующие земли:

                    Региональная собственность

                    Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

                    документы на земельный участок

                    Это могут быть следующие виды участков.

                    • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
                    • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
                    • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
                    • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.


                    Земли могут также передаваться из федеральной собственности в собственности городов федерального значения. Их в стране три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

                    Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

                    Муниципальная собственность

                    В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

                    При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

                    • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
                    • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

                    Основания возникновения государственной собственности на землю

                    кадастровый инженер

                    Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

                    • в силу федерального закона;
                    • в результате разграничения госсобственности на землю;
                    • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

                    Субъекты и объекты государственной собственности на землю

                    К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

                    В случае с госсобственностью субъектами являются:

                    • Российская Федерация в целом;
                    • каждый отдельный субъект страны.

                    предоставление налоговых льгот

                    Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

                    Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

                    Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

                    • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
                    • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
                    • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
                    • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
                    • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

                    Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности


                    Земельные наделы, отнесенные к государственной или муниципальной собственности, могут становиться объектами для образования новых участков.

                    предоставление налоговых льгот

                    Образование нового надела может быть несколькими способами:

                    • объединение нескольких участков земли в один;
                    • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
                    • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

                    Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

                    Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

                    • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
                    • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
                    • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
                    • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

                    Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.


                    Без процедуры межевания и проведения кадастровых работ образование нового участка невозможно.

                    После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

                    Вся нужная вам информация про межевание садового участка находиться в статье.

                    Кадастровый паспорт и все что с ним связано есть в нашем материале.

                    Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

                    Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

                    штраф за неуплату земельного налога

                    Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

                    • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
                    • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
                    • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
                    • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
                    • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

                    налог на земли с/х назначения

                    Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

                    • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
                    • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
                    • Когда схема расположения надела не утверждена.
                    • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.


                    На практике встречаются такие ситуации, когда, несмотря на отсутствие регистрации участка в Росреестре, либо сведений о его границах, принимается положительное решение федеральным органом о передаче земли муниципалитету.

                    Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

                    Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

                    Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

                    Государственная собственность на землю

                    Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве. В отличие от права собственности и других вещных прав на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит от свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения. В теории права существует два основных понятия:

                    • собственность объекта – система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
                    • право собственности – полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

                    Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме права частной собственности на землю и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ и т.д.). В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

                    Право государственной собственности на землю

                    Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

                    При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством. Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

                    Как выкупить земельный участок у государства

                    Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

                    1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
                    2. если планируется индивидуальное жилищное строительство на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
                    3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

                    Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

                    Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

                    • документ, подтверждающий право пользования землей;
                    • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
                    • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

                    Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

                    • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
                    • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить договор купли-продажи, в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.

                    Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.

                    • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.

                    Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.


                    Владеть землей в России могут частные, юридические лица, муниципальные образования, государство.

                    Права всех собственники земельных участков одинаково защищены. Но при этом есть различия в видах прав.

                    В статье описываются все формы земельной собственности и законодательные акты, регулирующие правовой статус земельных участков.

                    Законы РФ о формах владения

                    Основополагающими законами, разъясняющими право землепользователей являются:


                    • Конституция РФ, ст 8, 9, 36. Статья 8 закрепляет равные значения разных форм собственности. В ст. 9 и 36 разъясняются понятия частной собственности на землю.
                    • Гражданский кодекс РФ, гл. 17 рассматривает возникновение вещных прав на землю, в том числе разных форм собственности, сделок с участками, аренде, бессрочном пользовании, сервитуте и т.д.
                    • Земельный Кодекс РФ (действующая редакция с 2019 г) в главе 3 ст. 15-19 регламентирует в деталях возникновение прав на пользование земельными участками, распоряжение данным имуществом собственниками. Ими могут быть государство, субъект РФ, муниципальное образование, граждане и юридические лица.

                    Справка! На основе данных законов реализуются права собственности на землю, включающее владение, пользование, распоряжение участком, получение выгоды от использования угодий.

                    Основные формы

                    В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.

                    Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.

                    В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.

                    Формы собственности на земельные наделы

                    Государственная

                    К этой форме относятся федеральные владения — земли, принадлежащие Российской Федерации и земельные угодья субъектов РФ.


                    Федеральная собственность распространяется на ЗУ, которые не переданы другим владельцам.

                    Это земли, предназначенные для осуществления полномочий органов власти, оборонных и охранных потребностей, общегосударственных нужд. Федеральная собственность исключает наличие бесхозных ЗУ.

                    Распоряжаются угодьями федеральные органы власти, строго обязательное использование всех наделов не предусмотрено. Границы владения разграничиваются между землями субъектов РФ.

                    Важно! ЗУ могут быть переданы для распоряжения юридическим лицам в случаях, когда это допускается законодательством. Полученная рента от этого используется для народных интересов.

                    Федеральных субъектов

                    Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.

                    Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.

                    Хозяйственное использование ЗУ осуществляют унитарные госпредприятия, коим делегируются полномочия по распоряжению землями в экономических интересах субъекта РФ для решения социальных задач. Выгода для регионального бюджета заключается в присвоении части ренты в виде арендной платы, земельного налога.

                    Муниципальная

                    Это земли, находящиеся во владении административно-территориальных единиц. Земельные участки районов, городов, сельских поселений, префектур.

                    Их предназначение — удовлетворять социально-экономические потребности населения, проживающего на данной территории. Использование земель осуществляется в строгом соответствии с назначением участков.

                    Частная форма


                    Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.

                    Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.

                    Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.

                    Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом. Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.

                    Виды владений

                    Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.

                    Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре. Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.

                    Справка! В случае отсутствия регистрации в Росреестре, физические и юридические лица могут осуществлять видовое право пользования земельным участком.

                    Постоянное (бессрочное) пользование

                    Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.

                    Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.


                    Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь, но передавать его по наследству не могут.

                    Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.

                    Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.

                    Пожизненное наследуемое владение

                    Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2019. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.

                    Важно! Сам участок не является имуществом наследодателя. По наследству передаётся право пожизненного владения наделом. Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством.

                    Аренда

                    Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).

                    Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.

                    Сервитуты на ЗУ

                    Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.

                    Особенностями сервитутов являются:


                    • сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
                    • внесение фактов обременения в кадастровые акты;
                    • возможность получения хозяином платы за использование участка;
                    • другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.

                    Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:

                    1. Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
                    2. Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
                    3. По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.

                    Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает широкий круг заинтересованных лиц. Частный сервитут — соглашение между двумя конкретными участниками.

                    Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2019). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.

                    Заключение

                    Различия прав и видов собственности — это разделение понятий землевладение, землепользование.

                    В каждом из них заложены принципы законного регулирования вопросов, касающихся всех владельцев земельных наделов, коими могут быть государство, субъекты РФ, муниципалитеты, другие территориальные образования, а также граждане и юрлица.

                    Знание норм законов РФ по земельным вопросам позволит каждому разобраться в сложных проблемах, возникающих при заключении сделок с земельными наделами, и избежать ошибок.

                    Читайте также: