С какой даты начисляется арендная плата по договору аренды лесного участка

Обновлено: 28.04.2024

В соответствии с частью 5 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую методику определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

от 1 февраля 2016 г. N 53

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ

ЛЕСНОГО УЧАСТКА, ЗАКЛЮЧАЕМОМУ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 2

ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 74 ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящая методика устанавливает порядок определения размера арендной платы при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с арендатором, который надлежащим образом исполнил договор аренды такого лесного участка, предоставленного в аренду на торгах на срок более десяти лет (далее - исполненный договор аренды), и по истечении срока действия исполненного договора аренды имеет право на заключение нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов (далее - договор аренды).

2. Расчет арендной платы по договору аренды в соответствии с настоящей методикой осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Размер арендной платы по договору аренды (А) определяется по формуле:


,

Амин - минимальный размер арендной платы по договору аренды, определяемый в соответствии с частями 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (рублей);

Кп - коэффициент превышения.

4. Коэффициент превышения (Кп), за исключением случаев, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей методики, определяется по формуле:


,

Ааукцион - размер арендной платы, сформировавшейся по результатам аукциона по продаже права на заключение исполненного договора аренды (рублей);

Аначальная - начальная цена предмета соответствующего аукциона (начальный размер арендной платы) (рублей).

5. В случае если аукцион по продаже права на заключение исполненного договора аренды был признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, коэффициент превышения (Кп) на основании договоров аренды лесных участков для соответствующего вида использования лесов, заключенных уполномоченными органами, указанными в пункте 2 настоящей методики, в календарный год, предшествующий году заключения договора аренды, и отчетности, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

а) для видов использования лесов, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6, 7, 9 - 10.1, 14 и 16 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской

Федерации, определяется по формуле:


,

Аобщ - суммарный расчетный размер арендной платы по заключенным договорам аренды лесных участков по соответствующему виду использования лесов (рублей);

Аобщ.мин - суммарный расчетный размер арендной платы, вносимой в федеральный бюджет по указанным договорам аренды лесных участков (рублей);

б) для заготовки древесины определяется по формуле:


,

где АИП - суммарный расчетный размер арендной платы по заключенным для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договорам аренды лесных участков (рублей);

в) для осуществления рекреационной деятельности определяется по формуле:


,

где Аол - суммарный расчетный размер арендной платы по заключенным для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках, предоставленных для детских оздоровительных лагерей, договорам аренды лесных участков (рублей).

6. В случае если аукцион по продаже права на заключение исполненного договора аренды был признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, и договоры аренды лесных участков для соответствующего вида использования лесов не заключались в календарный год, предшествующий году заключения договора аренды, коэффициент превышения (Кп) признается равным 1.

7. Коэффициент превышения (Кп) определяется с округлением до 2 знаков после запятой по правилам математического округления.

Когда орган местного самоуправления заключает договор аренды муниципального имущества не по итогам торгов, в большинстве случаев он устанавливает регулируемую плату. Ее размер ОМСУ определяют с учетом предельных размеров и ставок, установленных на федеральном уровне. И органы местного самоуправления, и арендаторы часто не могут разобраться в правилах ценообразования и обращаются в суд. Но затруднения возникают и у судей: суды разных инстанций нередко принимают противоположные решения. Поэтому рекомендуем опираться на позиции Верховного суда. В этой статье — ответы на три вопроса о регулируемой арендной плате, которые Верховный суд дал в своих определениях в 2019 году.

Достаточно ли установить плату за землю ниже, чем по результатам торгов

Закон обязывает ОМСУ руководствоваться семью основными принципами определения арендной платы за землю (п. 1 ст. 39.7 ЗК, определение Верховного суда от 25.05.2017 № 83-АПГ17-6). Они указаны в постановлении Правительства от 16.07.2009 № 582. Какие это принципы и что они означают, посмотрите в таблице ниже. Если ОМСУ нарушил хотя бы один из семи принципов, арендатор может оспорить размер платы в суде.

Прежде чем установить арендную плату, оцените экономические факторы, которые влияют на доходность земельного участка.

Принцип экономической обоснованности означает, что собственник земли должен обеспечить ее эффективное использование. Прежде чем установить арендную плату, ОМСУ должен оценить экономические факторы, которые влияют на уровень доходности земельного участка (определение Конституционного суда от 28.02.2017 № 424-О). Если местные власти эту обязанность не выполнили, арендатор может оспорить размер платы. Судьи не примут во внимание то, что вы установили плату ниже, чем при заключении договора аренды по результатам торгов.

ПРИМЕР 1. Компанию не устроила ставка арендной платы, которую установила городская дума. Руководство компании посчитало, что ОМСУ нарушил принцип экономической обоснованности и неправильно определил коэффициент аренды.

Суд первой инстанции с компанией согласился. ОМСУ не провел анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Городская дума подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда первой инстанции. ОМСУ ссылался на то, что арендная плата за землю была бы значительно выше, если бы с арендатором заключили договор по итогам торгов.

Верховный суд встал на сторону компании. Он указал, что при определении платы за участок ОМСУ не учел экономический фактор — вид разрешенного использования земельного участка. То, что при заключении договора аренды по результатам торгов арендная плата была бы значительно выше, значения не имеет. Размер арендной платы по договору без торгов определяется в другом порядке (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 22.05.2019 № 70-АПА19-1).

7 принципов определения арендной платы за земельный участок

Принцип Что это означает
1. Принцип экономической обоснованности Размер арендной платы должен соответствовать доходности земельного участка. Учитывайте категорию земель, к которой отнесен земельный участок, и вид его разрешенного использования
2. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы ОМСУ должен определить в муниципальных нормативных правовых актах порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке по требованию арендодателя
3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы Арендную плату нужно определять на основании кадастровой стоимости участка
4. Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, когда они переоформляют права на земельные участки При переоформлении прав на земельный участок арендная плата не должна превышать сумму земельного налога более чем в два раза
5. Принцип учета социально значимых видов деятельности и интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога Арендная плата не должна превышать сумму земельного налога
6. Принцип запрета необоснованных предпочтений Порядок расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки, отнесенные к одной категории земель, одним видам деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться
7. Принцип учета ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения Размер арендной платы за участок не должен превышать размер земельного налога, взимаемого за такой же участок, приобретенный в собственность

Какую плату установить за участок, ограниченный в обороте

Участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, нельзя предоставить в частную собственность (п. 2 ст. 27 ЗК). Но такой участок может находиться в аренде у собственника здания или сооружения, расположенного на этой земле. Если арендуемый земельный участок ограничен в обороте, плата за него не должна превышать земельный налог, который взимался бы за аналогичный участок, находящийся в собственности.

Если вы завысите размер платы, собственник здания или сооружения может обратиться в суд. Судьи заставят вас снизить арендную плату.

ПРИМЕР 2. Арендатор муниципального земельного участка передал свои права и обязанности другой компании. Та построила здание и зарегистрировала право собственности на него. Компания попыталась зарегистрировать такое же право и на участок, но получила отказ. Причина в том, что участок входит в зону реконструкции автодороги федерального значения и ограничен в обороте. Компания попросила местную администрацию снизить ставку арендной платы до размера земельного налога. Это предусмотрено основными принципами определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Но администрация ответила отказом. Компания обратилась в суд.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они посчитали, что основные принципы распространяются только на федеральные земли. Спорный участок относится к землям, право собственности на которые не разграничено. Значит, ставку надо определять согласно региональному закону.

Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов. Арендная плата за участки, ограниченные в обороте, не должна превышать земельный налог на обычные земельные участки, которые используются в таких же целях и на которых есть здания и сооружения. Это правило действует, если размер платы не определен федеральным законом и не установлен по результатам торгов. Оно распространяется на все публичные земли, а не только на федеральные.

Если нормативный акт региона или муниципалитета предусматривает иные правила, то их применять нельзя. Верховный суд направил дело на пересмотр (определение от 24.06.2019 № 305-ЭС19-4399).

Установить арендную плату не выше земельного налога за данный участок придется еще в шести случаях.

1. Арендатор имеет право на предоставление в собственность бесплатно муниципального земельного участка без проведения торгов. Участок зарезервирован для муниципальных нужд.

2. Орган местного самоуправления заключил с арендатором земельного участка договор о развитии застроенной территории. Данный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен этому лицу.

3. С арендатором участка заключили договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого или социального использования. При этом орган местного самоуправления предоставил участок для освоения данной территории.

4. Арендатор — гражданин, который имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка. Это право гражданину предоставлено федеральным или региональным законом.

5. Земельный участок — неделимый. Находящиеся на участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат арендатору на праве оперативного управления.

6. Арендатор — юридическое лицо, с которым орган местного самоуправления заключил договор об освоении территории или о ее комплексном освоении в целях строительства стандартного жилья. Земельный участок юрлицу предоставили по этому договору.

На заметку: Чем ограничен размер регулируемой арендной платы

Должен ли ОМСУ уведомлять арендатора об изменении регулируемой платы

Муниципалитет может изменить регулируемую арендную плату за земельный участок, если изменился вид его разрешенного использования и/или категория земель, к которой он относится. Если вы изменили размер регулируемой арендной платы решением ОМСУ, но не уведомили об этом арендатора — это не нарушение. Арендатор обязан производить платежи по новой ставке.

Даже если вы не направили арендатору уведомление об изменении регулируемой платы, он все равно должен вносить платежи по новой ставке

Компания обратилась в суд с просьбой обязать ответчика заключить договор купли-продажи муниципального имущества с рассрочкой оплаты. Первый суд истец проиграл, но второй выиграл. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент, когда компания обратилась в орган власти с заявлением, она соответствовала всем требованиям статьи 2 Закона № 159-ФЗ, а задолженность появилась не по ее вине.

Орган власти дошел до Верховного суда и доказал свою правоту. Судьи указали, что уполномоченный орган утвердил новую ставку своим нормативным актом. Это не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой его исполнение на условиях, которые стороны согласовали изначально. Арендодатель не обязан уведомлять арендатора о пересмотре регулируемой арендной платы. Компания обязана вносить ее в размере, установленном уполномоченным органом, без дополнительного изменения условий договора аренды. То, что орган власти не направил компании уведомление об изменении размера платы, этой обязанности не отменяет (определение Верховного суда от 20.06.2019 № 305-ЭС19-143).

На заметку: Еще три причины, по которым суд заставит пересмотреть арендную плату

1. Если вы устанавливаете арендную плату за земельные участки с одним и тем же видом разрешенного использования, не применяйте различные коэффициенты в зависимости от организационно-правовой формы юрлица. Верховный суд считает это нарушением (апелляционное определение от 22.09.2016 № 31-АПГ16-7).

2. Не выбирайте методику расчета в зависимости от даты заключения договора. В результате у вас может получиться разная плата за одинаковые участки. Истец успешно оспорит в суде методику, при применении которой плата оказалась более высокой (апелляционное определение Верховного суда от 21.12.2017 № 9-АПГ17-25).

Выводы и рекомендации

1. При определении размера арендной платы за земельный участок проведите анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности. Если этого не сделать, суд посчитает, что вы нарушили принцип экономической обоснованности размера арендной платы, и обяжет пересмотреть его.

2. Если сдаете в аренду участок, ограниченный в обороте, установите плату не выше земельного налога, взимаемого с собственника такого же участка.

3. Если вы не направили уведомление об изменении регулируемой арендной платы, это не будет нарушением. Но чтобы избежать задолженности по арендным платежам и не тратить время на споры в суде, рекомендуем все же сообщать арендаторам о том, что вы пересмотрели арендную плату. В уведомлении укажите выходные данные нормативного акта, в котором вы закрепили это решение.


Как физическим, так и юридическим лицам, государство дает право аренды не только земельных наделов, на которых обычно строится жилье или объекты инфраструктуры, но и лесных участков, относящихся к лесному фонду РФ. Как получить такой привлекательный объект в аренду? Какие особенности есть у договора использования леса? Давайте разберемся.

Как арендовать земельный надел в лесу, что находится в государственной или муниципальной собственности?

Важно. Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в муниципальной или госсобственности, могут предоставляться юридическим лицам или гражданам в безвозмездное пользование или аренду.

О том, каковы условия и порядок оформления аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, читайте тут.

Юридические лица также могут получать массивы в бессрочное (постоянное) пользование по решению органов госвласти или муниципалитета, уполномоченных для принятия такого решения.

Если договор был заключен в результате проведения конкурса, то арендатор не имеет права предоставлять объект в субаренду либо уступать права или переводить обязательства, возникшие по соглашению.

По каким правилам заключается?

Договор аренды лесного участка можно заключить после проведения аукциона и без него (подробно о порядке предоставления земли в аренду администрацией без аукциона читайте тут). Без проведения торгов заключать сделки можно только в случаях, установленных п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ. Заключение соглашения между контрагентами основывается на протоколе проведения аукциона.

Существенными условиями, без которых соглашение можно будет признать ничтожным, являются:

  • целевой характер соглашения;
  • обязательная индивидуализация объекта договора;
  • срочность соглашения;
  • размер арендной платы и граничные сроки ее внесения (о том, как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависит цена, читайте тут, а в этой статье рассказано, как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка).

Объекты

Согласно п. 2 ст. 72 ЛК арендовать можно только находящиеся в муниципальной или госсобственности лесные хозяйства, которые прошли кадастровый учет. Объект соглашения может использоваться для:


  • заготовки живицы и древесины;
  • сбора недревесных лесных ресурсов;
  • сбора и заготовки растений с лечебными свойствами и пищевых продуктов;
  • ведения деятельности, связанной с охотничьим хозяйством;
  • геологической разведки залежей, исследовательской и образовательной деятельности;
  • рекреационных действий, омоложения леса путем высаживания новых посадок;
  • строительства линейных объектов, водохранилищ.

Внимание. Объект аренды при заключении договора должен быть индивидуализирован. То есть нужно указывать площадь арендованного участка, его границы, местоположение.

Неотъемлемой частью соглашения является схема расположения и границы лесного хозяйства.

Срок по общему правилу и максимальный

Отличительной особенностью договоров аренды лесных хозяйств является их срочность. Ст. 610 ГК РФ допускает заключение бессрочных договоров, но п. 4 ст. 72 ЛК четко определяет сроки, в пределах которых можно использовать лесной массив (о том, на какой срок можно взять в аренду земельный участок можно узнать здесь).

Длительность аренды при использовании леса в предпринимательских целях по общему правилу составляет минимально 10 лет, максимально 49 лет.

Но есть ряд исключений. Если планируется строительство гидротехнических сооружений, специализированных портов, строительство, эксплуатация водохранилищ, при проведении работ по переработке древесины и прочих лесных ресурсов, то соглашение заключается на период от одного года до сорока девяти лет.

Арендовать лес можно на период до сорока девяти лет, если участок планируется использовать для:


  • проведения геологоразведки;
  • изучения недр;
  • добычи полезных ископаемых;
  • создания, эксплуатации или реконструкции линейных объектов;
  • а также для заготовки древесины, если ее проводят при использовании объекта для геологоразведки и прочих работ, определенных в ст. 43-46 ЛК.

Арендная плата

Согласно ст. 73 ЛК определять арендную плату можно путем изъятия лесных ресурсов и без этого процесса.

При изъятии ресурсов плата исчисляется произведением объема изъятого материала и ставки платы за единицу таких ресурсов. Если ресурсы не изымаются, то плату рассчитывают путем умножения площади объекта аренды на ставку за единицу такой площади.

Все возможные ставки для расчета стоимости использования леса, находящегося в федеральной собственности, приведены в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Ставки для расчета платы за использование лесного хозяйства, находящегося в муниципальной собственности, устанавливаются региональным законодательством.

Порядок заключения

Соглашение аренды заключается по итогам торгов, которые проводятся в виде открытого конкурса или аукциона.

При заключении соглашения изменение условий, о которых было заявлено на торгах, не допускается (даже в случае согласия всех сторон). Заключать соглашение можно без проведения торгов в случае:


  1. Нахождения на таких участках сооружений или зданий. В этом случае соглашение заключается с собственниками сооружений либо с лицами, которые управляют объектами на правах хозяйственного ведения (оперативного управления).
  2. Внедрения приоритетного инвестпроекта по освоению леса.
  3. Проведения геологоразведки, создания, эксплуатации или реконструкции линейных объектов, добычи полезных ископаемых, изучения недр, а также для заготовки древесины, если ее проводят при использовании леса для добычи полезных ископаемых и прочих работ, определенных в ст. 43-46 ЛК.

Важно! Одним из обязательных условий для заключения договора является отсутствие сведений о потенциальном контрагенте (физлице или юрлице) в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений.

Заключать договора могут только уполномоченные органы муниципалитета или государственной власти.

Порядок подготовки, проведения конкурса, а также последующее заключение соглашения аренды регулируются ГК РФ и ЗК РФ (п. 6. ст.73 ЛК).

Без проведения конкурса можно заключать договор на новый срок по истечению срока предыдущего соглашения, если:

Продление на новый срок


Арендатор лесного хозяйства имеет право заключить соглашение на новый срок при соблюдении следующих условий:

  • заявление было подано не позднее двух месяцев и не ранее трех месяцев до истечения срока предыдущего соглашения;
  • данные арендатора отсутствуют в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений;
  • добросовестное выполнение условий предыдущего договора (отсутствие неоднократных нарушений, в том числе отсутствие просрочки по арендной плате за три оплачиваемых срока подряд);
  • заключение нового соглашения не вступает в противоречие с лесохозяйственным регламентом лесничества;
  • на участке будет осуществляться тот же вид деятельности, что и ранее;
  • есть обстоятельства, предусматривающие возможность заключения соглашения без проведения конкурса (если и предыдущий договор был заключен без торгов).

Внимание! Продление договора на новый срок без проведения торгов возможно, только если соблюдены все указанные выше условия.

В течение одного месяца уполномоченный для заключения соглашений аренды орган обязан рассмотреть поступившее заявление и принять решение о заключении нового или об отказе в заключении нового договора.

Принятое решение нужно довести до заявителя в письменном виде в течение двух дней после его принятия.

Больше о порядке и основаниях для продления договора аренды земельного участка после истечения срока читайте тут.

Как изменить или расторгнуть?

Ст. 74.1. ЛК определяет, что изменение и расторжение договора пользования лесным хозяйством происходит согласно действующим ГК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ (как расторгнуть договора аренды земельного участка?). Изменение условий соглашения аренды, если арендатор был определен в результате конкурса, запрещено.

Исключение составляют случаи:

  • если изменяется целевое назначение аренды;
  • если происходит существенное изменение параметров эксплуатации леса (сроки использования, возраст вырубок и пр.);
  • если изменились обстоятельства заключения договора в связи с непредвиденными природными явлениями (ветровалы, пожары, стихийные бедствия).

По соглашению

По взаимному соглашению договор аренды леса может быть изменен только в случае, если заключение соглашения происходило без проведения торгов либо при существенных изменениях обстоятельств, определенных п.2 ст. 74.1 ЛК. В этом случае для соблюдения закона нужно руководствоваться нормами ГК РФ.

Согласно ст. 452 ГК РФ изменение или расторжение договора должно осуществляться в той же форме, в которой составлено соглашение. Для договора аренды лесного массива это письменная форма.

Статья 452 ГК РФ. Порядок изменения и расторжения договора

  1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
  2. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

Условия договора типовой формы позволяют арендатору расторгнуть аренду, заявив об этом арендодателю за 90 дней.

Принудительное расторжение (иск)

Внимание. Расторгать или изменять договор через суд в одностороннем порядке можно, если есть отказ второй стороны от предложения контрагента.

Также обратиться в суд можно, если ответ не поступил в установленный договором аренды период (при его отсутствии – в месячный срок).

П. 3 ст. 74.1 ЛК разрешает изменение условий договора аренды, заключенного по результатам торгов, в судебном порядке, если произошло значимое изменение качественных и количественных параметров лесного массива.

Прибегнуть к принудительному изменению или расторжению договора может как арендатор, так и арендодатель.

Согласно ст. 620 ГК РФ арендодатель имеет право требовать расторжения договора в следующих случаях:

  1. Пользование массивом происходит с существенным нарушением условий соглашения (либо неоднократным нарушением).
  2. В процессе деятельности арендатор существенно ухудшает лесные ресурсы.
  3. Арендатор не вносит плату согласно договору более двух раз в установленные соглашением сроки.

В типовом соглашении об аренде лесного хозяйства, утвержденном Приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 693, содержатся еще несколько пунктов, которые позволяют арендодателю досрочно расторгнуть соглашение:


  1. Арендатор нарушает график инвестпроекта более чем на год.
  2. Арендатор не выполняет обязательства по модернизации и (или) созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
  3. Арендатор нарушает предоставление отчетности по реализации инвестпроекта более чем на три месяца.

Согласно ст. 619 ГК РФ арендатор имеет право требовать досрочного расторжения договора, если:

  • имущество не было предоставлено в пользование либо создаются препятствия пользованию;
  • объект имеет недостатки, которые препятствуют пользованию объектом, в случае, если об этих недостатках арендодатель умолчал, а при осмотре имущества перед заключением соглашения арендатор выявить не мог;
  • арендодатель не выполняет условия договора в установленные сроки (например, по ремонту объектов, находящихся на лесном участке);
  • лесной массив в силу независящих от арендатора обстоятельств оказался в состоянии, непригодном к дальнейшему использованию (например, радиоактивное заражение).

При предоставлении в аренду лесного хозяйства государство предъявляет к арендатору ряд требований и выставляет условия, которые гарантируют целевое и рациональное использование лесов. Несмотря на кажущуюся доступность аренды, перед заключением договора представители органов власти тщательно проверяют потенциального контрагента до передачи ему права пользования лесным участком.

Тема настоящей публикации относится к очень специфичной тематике земельного и гражданского права. В целях наиболее полного понимания данной темы читателем, многие аспекты упрощаются, чтобы донести до читателя главную суть применения на практике правил регулируемой арендной платы.

1. В российском гражданском законодательстве, по общему правилу, нормативные правовые акты не имеют обратной силы (п. 1 ст. 4 ГК РФ). При этом, закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ, п. 6 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах")

При этом, если бы в Федеральном Законе от 08.03.2015 N 42-ФЗ (этим законом была введена статья 317.1 ГК РФ) было указание на распространение указанной статьи на отношения, возникшее ранее, то она бы применялась к описанной выше ситуации.

2. Другая ситуация, когда положения актов гражданского законодательства применяются к договорам, заключенным до введения в действие таких актов, это договоры, которые порождают длящиеся правоотношения.

По смыслу п. 2 ст. 4 ГК РФ, новый акт гражданского законодательства будет применяться к правам и обязанностям, которые возникли после введения такого акта, хотя и на основе ранее заключенного договора.[1] Т.е. суть таких правоотношений выражается в том, что они возникают на протяжении всего периода действия договора. К длящимся отношениям относят, например, правоотношения по договорам аренды или поставки.

Особый подход к длящимся правоотношениям породил еще один правовой институт – регулируемая арендная плата за аренду объектов, находящихся в публичной собственности.

3. Как следует из названия, регулируемая арендная плата — это такой вид арендной платы, размер которой может изменяться в течении действия договора аренды. Примечательным является то, что размер арендной платы может устанавливаться и изменяться исключительно уполномоченным органом в соответствующем правовом акте (п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, ст. 73 ЛК РФ). Данное правило не применяется в случае, если договор земельного участка был заключен в связи с проведением торгов (п. 2 ст. 39.7 ЗК РФ). Стоит отметить, что актами органов государственной и муниципальной власти может изменяться не только размер, но и формула расчета арендной платы или, например, штрафы за просрочку внесения арендной платы.

По большей части, основы регулирования арендной платы установлены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Так, в пункте 16 данного Постановления разъяснено, что правила регулируемой арендной платы применяются только к договорам, заключенным после вступления в силу земельного или лесного кодекса. В противном случае, условия такого договора сохраняют свою силу. Здесь это работает благодаря уже ранее упомянутому пункту 2 статьи 422 ГК РФ.

Согласно пункту 19 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, регулируемая арендная плата вносится в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Разберем на конкретном примере, как реализовывается данный механизм:

Для лучшего понимания представляю иллюстрацию данного кейса:


4. Однако, в судебной практике зачастую возникают ситуации, когда суды не принимают во внимание изменение формулы расчёта арендной платы и применяют тот акт гражданского законодательства, который действовал на момент заключения договора, а не совокупность актов, которые изменялись на протяжении всего периода действия договора аренды.

Предварительно оговорюсь, что следующий спор касается сферы инвестиционных проектов в области освоения лесов. Эта сфера практики является нераспространённой и сложной. Чтобы не углубляться в особенности расчета арендной платы по договорам аренды в рамках инвестиционных проектов, здесь будут рассмотрены только те доводы сторон, которые касаются правил регулирования арендной платы.

В данном случае, акционерное общество, отстаивая свои права в рамках иска Министерства лесного хозяйства Кировской области о взыскании арендной платы, ссылалось на то, что на момент заключения договора аренды лесного участка действовала редакция Постановления Правительства РФ от 22.05.2007г. №310, которая обязывала общество выплачивать арендную плату с учетом повышающего коэффициента (в увеличенном размере) начиная с 2014 года. Однако, 25.06.2014 года вышеуказанное Постановление было изменено и начало выплаты увеличенных арендных платежей было фактически перенесено до июля 2018 года. С учетом таких изменений, задолженность по арендной плате перед истцом отсутствовала.

Для понимания механизма регулирования арендной платы и очередности принятия редакций Постановления Правительства РФ № 310, подготовлена иллюстрация:


Однако, не смотря на правила регулируемой арендной платы, Арбитражный суд Кировской области применил ко всему периоду арендных отношений только первоначальную редакцию Постановления Правительства РФ 310, которая действовала на момент заключения договора аренды лесного участка.[3]

5. Анализируя выводы вышеуказанных судебных актов, бросается во внимание, что правила регулируемой арендной платы применялись судами только в пользу органа публичной власти. В первом случае, суд применил нормативный правовой акт, который был вынесен после заключения договора аренды, в целях начисления арендной платы с учётом повышающего коэффициента. В то же время, во втором случае, суд не стал применять такой акт, в целях неосвобождения ответчика от уплаты арендных платежей в повышенном размере.

Полагаю, что пока рано говорить о такой печальной тенденции в данной сфере споров. Так как практика по данным вопросам не многочисленна, а Верховный Суд РФ пока не давал свежих разъяснений по данному вопросу, можно сделать вывод, что практика по данному вопросу только формируется и требует дальнейшего изучения.

А как Вы думаете, всегда ли должны применяться правила регулируемой арендной платы, когда речь идет об изменении ее размера нормативным правовым актом или всё же могут быть случаи, когда нужно руководствоваться актом, действующим на момент заключения договора?

[2] Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2013 года по делу А43-8745/2013 (оставлено без изменений в последующих инстанциях).

Специалист в области процессуального права

Корпоративное право

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Комментарии (3)

Владимир, скажите пожалуйста, в чем состоит цель этой публикации? Это важно, поскольку если это просто формальная "исследовательская" заметка для получения условной "галочки" в рамках прохождения магистерской программы - мой комментарий будет одним. Но если это профессионально-просветительско-рекламная заметка - я выскажусь совсем по-другому.
Дело в том, что я категорически приветствую любые исследования по данному направлению, которое считаю незаслуженно обойдённым вниманием "юридической науки".
Но Ваш текст, при всём уважении, это очень и очень поверхностное обозрение, завершаемое, скажем так, несколько поспешными и недостаточно объективными выводами. И если Вы этой публикацией претендуете на профессионализм, то и критика будет профессиональной.

Добрый день, Роман!
Спасибо за Ваш комментарий. В своём блоге я излагаю свои мысли относительно некоторых правовых вопросов, которые мне показались занимательными. Также я делюсь своими наблюдениями, которые подчеркнул для себя в ходе осуществления профессиональной деятельности. Повторюсь: данный текст, по бОльшей части, это мои мысли и мои наблюдения. В нашем мире всё можно поставить под сомнение, и я, естественно, не претендую на истину в последней инстанции. Поэтому с радостью послушаю Ваше профессиональное мнение на тему комментируемой публикации.


Простите, но это утверждение, мягко говоря, не очень точно. Основные принципы определения размера регулируемой арендной платы за публичную землю закреплены в Постановлении Правительства РФ № 582 от 16.07.2009. И практика их применения за прошедшие более чем 10 лет сложилась крайне обширная. Упомянутое же постановление Пленума ВАС РФ лишь разъясняет, как различить случаи применения регулируемой и договорной платы.


Упущена важная деталь. Большинство таких договоров, заключённых до 2001 года содержало условие о возможности пересмотра размера АП в дальнейшем, и под таким пересмотром. в том числе, суды стали понимать установление размера арендной платы региональными и местными НПА. Поэтому на самом деле ограничение применения регулируемой АП по данному основанию - крайне редкая штука.


И вот здесь бы "Автотехснабу" стоило бы пойти с административным иском об оспаривании этого постановления администрации в этой части по мотиву несоблюдения принципа экономической обоснованности (благо, положительной практики по аналогичным случаям уже в 2013 году хватало), но, видимо, так и не догадались.


Вообще, практика по лесным участкам - это совершенно отдельная тема со специфическими формулами, которые зачастую к самому землепользованию прямого отношения вовсе не имеют. Так что выбор дела в качестве примера весьма неоднозначен. Это скорее наоборот, курьёз, исключение.


В одном Вы правы - рано делать выводы о тенденциях в практике по всей категории таких дел, основываясь всего на двух делах, одно из которых очень старое, а второе лесное. Но вот с "ВС не давал свежих разъяснений" и "практика только формируется" - Вы, при всём уважении, изрядно перегнули.
Только за последние 5 лет по этой категории дел было как минимум 4 существенных поворотных момента, существенно менявших практику в пользу арендаторов. Постановление КС по делу Жукова, Постановление КС по делу "Альбатроса", пополнение ПП-582 аж двумя новыми принципами. А количество практикообразующих определений всех трёх коллегий ВС по данному вопросу исчисляется даже не десятками, а сотнями. Один только я лично 6 раз добивался аннулирования повышения платежей в подобных ситуациях, в том числе, благодаря ПП-582. А я просто региональный практикующий специалист в этом направлении и таких как я по стране, минимум, десятки.


Прежде всего, первое и главное, на что нужно смотреть - это на то, чем обосновывается повышение размера АП и каким он в итоге становится. Ибо нельзя просто так взять и повысить размер АП без соразмерного роста доходности участка.
Второе, что нужно проверить - не подпадают ли конкретный договор и участок под случаи прямого регулирования размера АП федеральным законом (а их как минимум 4 - для участков, бывших в ПБП, для недропользователей, для комплексных застройщиков и для невыкупаемых, причем это только то, что я с ходу вспомнил).
Есть ещё и третье, и четвёртое, и пятое, но суть, в общем-то, та же - регулируемая арендная плата за публичную землю является темой намного более глубокой, и один только вопрос о соотношении с условиями старых договоров, заключенных до вступления в силу ЗК и ЛК - это даже не вершина айсберга, а малозначительная оконечность оного.

Читайте также: