Заявление о назначении процедуры распределения имущества ликвидированного юридического лица

Обновлено: 13.05.2024

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2020 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сагателян Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Хмелевской Андрей Николаевич

к ИФНС № 15 по Москве

третьи лица: МИ ФНС № 46 по Москве, Управление Росреестра по Московской

о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного

согласно протоколу судебного заседания.

Хмелевской Андрей Николаевич обратился в Арбитражный суд г. Москвы с

иском к ИФНС № 15 по Москве о назначении процедуры распределения

В судебное заседание явился представитель Хмелевского Андрея Николаевича,

требования поддержал в полном объеме.

ИФНС № 15 по Москве и представители третьих лиц в судебное заседание не

явились, извещены надлежащим образом, отзыв по делу не предоставили.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 12 «О

некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской

наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо

иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по

рассматриваемому делу либо сведений, указанных в ч. 4 ст. 123 АПК РФ, такое лицо

считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной,

кассационной и надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело,

выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебного

заседания, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте

Арбитражного суда в сети интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121

Таким образом, суд считает ответчика извещенным надлежащим образом о

времени, дате и месте судебного разбирательства назначенного на 22 января 2020 г.,

поскольку к началу судебного заседания располагает сведениями о получении

адресатом определения о принятии искового заявления к производству, а также иными

доказательствами получения ответчиком информации о начавшемся судебном

Суд считает возможным провести судебное заседание с учетом мнения истца, в

отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика в соответствии со ст.ст. 123,

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному

судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения

рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело

не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, арбитражный суд выносит

определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии

судебного заседания. В определении также указывается на отсутствие возражений лиц,

участвующих в деле, относительно продолжения рассмотрения дела в судебном

заседании суда первой инстанции, мотивы, положенные в основу выводов суда о

готовности дела к судебному разбирательству, дата и время открытия этого заседания.

Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие

в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном

заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения

отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения

относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить

предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой

инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом

требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (ч. 4 ст. 137 АПК РФ).

С учетом изложенных обстоятельств, дело рассмотрено в судебном заседании

суда первой инстанции непосредственно после завершения предварительного

судебного заседания при отсутствии об этом возражений лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела и представленные по делу доказательства, суд считает

требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Хмелевской Андрей Николаевич является

созданного 17 октября 2006 г.

налоговой службы № 15 по г. Москве

27.08.2008 заявитель купил акции второго учредителя (договор № 1 купли-

продажи ценных бумаг от 27.08.2008 г.), и с тех пор является единственным

В качестве единственного акционера Хмелевской А.Н. своим решением от

пункте 3.10 которого было установлено, что он является единственным акционером

нежилое помещение общей площадью 177,3 кв. м., этаж 1, адрес объекта: Московская

область, р-н Красногорский, г. Красногорск, ул. Школьная, д. 9, встроенное помещение

№ 10, к. 3-7, кадастровый номер: 50:11:0010111:3944, о чем сделана запись регистрации

Наличие данного объекта недвижимости отражено в бухгалтерской отчетности

основных средств за декабрь 2018 г.).

Остаточная стоимость объекта по данным бухгалтерского отчета составляет 3

540 268,98 руб. (Три миллиона пятьсот сорок тысяч двести шестьдесят восемь рублей

девяносто восемь копеек).

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав

на объект недвижимости от 14.11.2019 № 99/2019/295288580 также подтверждает

29.08.2019 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по

сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности (о

юридическом адресе), ГРН записи 6197748014580. Указанный факт подтверждается

выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.11.2019 №

Хмелевская Евгения Евгеньевна, узнала только в ноябре 2019 года, о чем

незамедлительно известила заявителя.

Предусмотренные статьей 63 ГК РФ процедуры распределения активов

В силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ, оставшееся после удовлетворения требований

кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам),

имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении

юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами

или учредительным документом юридического лица.

расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется

ликвидационной комиссией между акционерами.

данной организации после ее ликвидации должны быть переданы Хмелевскому А.Н.

как единственному акционеру.

В настоящее время лично заявитель несет расходы по содержанию

вышеуказанного объекта недвижимости - нежилого помещения общей площадью 177,3

кв. м., этаж 1, адрес объекта: Московская область, р-н Красногорский, г. Красногорск,

ул. Школьная, д. 9, встроенное помещение №10.

В соответствии с абз. 1 п. 5.2 ст. 64 Гражданского кодекса Российской

Федерации, в случае обнаружения имущества юридического лица, исключенного из

ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо . вправе обратиться в суд с заявлением о назначении

процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это

право. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого

возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества исключенного

Согласно абз. 2 п. 5.2 ст. 64 ГК РФ заявление о назначении процедуры

распределения обнаруженного имущества исключенного юридического лица может

быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении

юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества

исключенного юридического лица может быть назначена при наличии средств,

достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения

обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

В силу закона заявителю должны быть переданы права на вышеуказанное

является заинтересованным в распределении имущества и в подаче настоящего

Стоимость указанного объекта (3 540 268,98 руб.) заведомо превосходит

расходы, связанные с осуществлением процедуры распределения обнаруженного

Кроме того, заявитель указал, что обязуется за свой счет оплатить все расходы,

связанные с процедурой распределения вышеуказанного имущества.

Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим

образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и

односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев,

Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность стороны доказывать

обстоятельства своих требований или возражений.

В связи с удовлетворением требований расходы по госпошлине относятся на

ответчика на основании ст.110 АПК РФ и подлежат взысканию в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 9, 11, 63, 64, 309, 310 ГК

РФ, ст.ст.65, 67, 68, 110,167-171, 176 АПК РФ, суд

Назначить процедуру распределения обнаруженного имущества

Назначить Чупракова Александра Александровича, члена СРО Союз

управляющим на процедуру распределения обнаруженного имущества

ему вознаграждения в общем размере 60 000 руб. 00 к., выплачиваемого 15 000 руб. 00

Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.

Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.

Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Начало ликвидации

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.

Порядок ликвидации

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

Имущество

Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.

При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.

При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.

Завершение ликвидации

Ликвидация Организации - форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации

5. Ликвидационный баланс, в 2-х экз.

6. Решение или протокол (выписка из протокола) ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации, в 2-х экз.

Также заявителю необходимо оплатить государственную пошлину.

Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.

Ликвидация бизнеса — процедура непростая, но мы поможем иногда приходится это делать. Сегодня мы разберем нюансы, которые касаются ликвидации юридических лиц, и дадим пошаговый алгоритм действий при закрытии компании. Наш эксперт — адвокат Виталий Коледа.


Ликвидация бизнеса законодательно регулируется двумя основными документами. Это:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.

Также задействованы Налоговый и Трудовой кодексы, Законы о хозобществах, об аудиторской деятельности, о занятости и пр.

Ликвидация бывает добровольной и принудительной. Сегодня мы рассмотрим, как проходит ликвидация именно по желанию самого предпринимателя.

Вы можете закрыть свой бизнес по собственному желанию, если:

  • истек срок, на который открывалось юрлицо;
  • достигнута цель, ради которой открывалась компания;
  • нарушен порядок формирования уставного фонда, установленный законодательством;
  • суд, рассматривающий экономические дела, признал государственную регистрацию вашего юридического лица недействительной.

Также коммерческая организация подлежит ликвидации по решению собственника/учредителя и пр., если она не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд.

Порядок добровольной ликвидации

Процедура ликвидации юридического лица разбита на большое количество этапов. Разберем каждый из них подробно.

  1. Проводим подготовительные мероприятия. До принятия решения о ликвидации рекомендуется провести подготовительную работу. Что нужно сделать:
  • выявить проблемную дебиторскую задолженность, поскольку ее наличие может затянуть процесс ликвидации;
  • проверить коэффициенты платежеспособности и оценить размеры кредиторской задолженности. Это позволит минимизировать риски потенциального банкротства и субсидиарной ответственности участников;
  • определить, какое имущество хозобщества целесообразно реализовать вне процедуры публичных торгов;
  • проанализировать кадровый состав, чтобы определить размер компенсаций за увольнение в связи с ликвидацией;
  • установить, включено ли хозобщество в план выборочных проверок. Список организаций, включенных в этот план, размещен на сайте КГК.

После этого можно определить примерные сроки ликвидации, а также количество денег, которое позволит завершить процедуру ликвидации без банкротства.

  1. Принимаем решение о ликвидации. Решение о ликвидации оформляется в виде протокола ОСУ (письменного решения единственного участника). В этом решении следует указать сведения по вопросам, которые должны быть разрешены общим собранием при ликвидации. Это сведения о:
  • назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). Как правило, ликвидатором назначают руководителя хозобщества. Поскольку это упрощает решение некоторых вопросов, связанных с ликвидацией. Так, в данном случае не нужно переоформлять банковские карточки с образцами подписей, дополнительно изучать состояние дел.

При этом следует помнить, что руководителя юрлица или его участника нельзя назначить председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором, если у компании есть задолженность перед кредиторами. В этом случае председателем или ликвидатором может быть назначено лицо (физическое или юридическое), которое соответствует требованиям законодательства. Например, работник этой же организации.

Может возникнуть ситуация, когда в процессе ликвидации выяснится, что у компании есть задолженность перед кредиторами, которая по объективным причинам не была выявлена на дату принятия решения о ликвидации. А председателем (ликвидатором) назначен ее руководитель или участник. В таком случае участники этого хозобщества в месячный срок со дня обнаружения задолженности должны принять меры по замене председателя (ликвидатора);

  • распределении обязанностей между председателем и членами ликвидационной комиссии (при ее назначении);
  • порядке и сроках ликвидации. В том числе сведения о намерении провести аудиторскую оценку деятельности хозобщества.

Срок ликвидации не должен превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Он может быть продлен по решению общего собрания, но не более чем до 12 месяцев.

  1. Оформляем отношения с ликвидатором (заключение договора), передаем управление организацией ликвидационной комиссии (ликвидатору). Со дня назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами хозобщества, в том числе полномочия руководителя. На практике отношения с ликвидационной комиссией (ликвидатором) оформляются гражданско-правовыми договорами.

Если ликвидатором назначен не руководитель, нужно:

  • в месячный срок со дня назначения такого ликвидатора переоформить на него банковскую карточку с образцами подписей. При этом для того, чтобы не переоформлять все банковские счета хозобщества, целесообразно перевести все денежные средства на один из них, а остальные закрыть сразу после принятия решения о ликвидации;
  • провести инвентаризацию, в связи с тем, что при передаче ликвидатору полномочий по управлению хозобществом происходит смена материально ответственных лиц. Инвентаризация проводится в порядке, предусмотренном Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств.

4.Привлекаем аудитора. Этот шаг необязательный. Чтобы снизить вероятность проверок со стороны налоговых, таможенных органов, а также БРУСП “Белгосстрах”, ликвидируемая организация вправе (но не обязана) обратиться к аудитору или аудиторской организации) для проведения независимой аудиторской оценки.

Вы можете самостоятельно выбрать аудитора из числа тех, кто вправе оказывать такие услуги. Их перечень размещен на сайте Минфина. Договор нужно заключить до подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации. Он должен быть заключен в письменной форме и содержать предусмотренные законодательством существенные условия.

Аудиторское заключение и отчет, составленные по результатам аудиторской оценки, ликвидатор обязан в течение 20 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации представить в:

  • налоговую инспекцию по месту постановки на учет;
  • региональный таможенный орган;
  • Белгосстрах по месту регистрации.

Это следует учитывать при согласовании срока проведения аудиторской оценки на этапе заключения договора. Если при проведении аудита выявлены нарушения, которые указаны в аудиторском заключении/отчете, они должны быть устранены. Соответствующие изменения в бухгалтерскую и финансовую отчетность, налоговые декларации и расчеты и др. следует внести в течение 30 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации. Иначе будет проводиться проверка.

Учитывайте, что аудиторы не проверяют правильность расчетов с ФСЗН. Поэтому проверка со стороны ФСЗН не зависит от проведения аудиторской проверки.


  1. Оплачиваем услуги по опубликованию сведений о ликвидации. На официальном сайте юридического научно-практического журнала “Юстиция Беларуси” размещаются сведения о том, что хозобщество находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. В последующем эти сведения публикуют в приложении к данному журналу.

Ликвидируемая компания представляет информацию, необходимую для размещения (опубликования), при подаче заявления о ликвидации в регистрирующий орган. Услуги по размещению этой информации должны быть оплачены до подачи такого заявления. На сайте журнала “Юстиция Беларуси” размещены порядок, реквизиты и сумма оплаты. Факт оплаты требуется подтвердить при представлении документов по ликвидации в регистрирующий орган.

  1. Уведомляем регистрирующий орган. Ликвидатор в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган. Такое уведомление направляется в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого хозобщества. Документы можно подать как лично, так и в электронном виде.

При личной подаче потребуется:

  • заявление;
  • решение о ликвидации;
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения (ее нотариально заверенную копию) — для иностранных участников. Документы на иностранном языке предоставляются вместе с переводом на белорусский или русский язык. Подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена;
  • документ, подтверждающий оплату публикации в журнале “Юстиция Беларуси”.

При этом с собой нужно иметь документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие полномочия (доверенность, протокол собрания участников).

В случае подачи документов через веб-портал ЕГР нужно представить:

  • заявление;
  • решение о ликвидации в формате .pdf;
  • если в составе участников есть иностранное юрлицо — легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения (другое эквивалентное доказательство юридического статуса организации) в формате .pdf. Документы на иностранном языке предоставляются вместе с переводом на белорусский или русский язык. Подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена. Документы можно представить как в виде оригиналов, так и в виде нотариально заверенных копий;
  • документ, подтверждающий оплату публикации в журнале “Юстиция Беларуси”;
  • документы, подтверждающие полномочия (доверенность, протокол собрания участников).

Все вышеуказанные документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП).

  1. Направляем декларацию в налоговый орган и готовимся к проверке. Ликвидатор обязан в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации подать в налоговый орган по месту постановки на учет ликвидируемого хозобщества налоговую декларацию (расчет).

Она подается за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день подачи такого заявления включительно. При этом рассчитаться с налоговой нужно не позднее 22-го числа следующего месяца.

Если в процессе ликвидации есть или возникли объекты налогообложения, ликвидатор также должен представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) не позднее 10 рабочих дней до представления в регистрирующий орган окончательного ликвидационного баланса. Рассчитаться с налоговой нужно в течение 5 рабочих дней после представления декларации.

По общему правилу, в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления от регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации налоговый орган может провести проверку ликвидируемого хозобщества. Такая проверка проводится для предоставления налоговым органом справок и сведений, необходимых для ликвидации, в регистрирующий орган.

Налоговая проверка при ликвидации может проводиться, а может и нет. Обойтись без нее, как правило, можно, если провести аудиторскую оценку. Но есть случаи, когда проверка проводится, несмотря на наличие аудиторского заключения и отчета.

  1. Направляем отчет в Белгосстрах. Ликвидатор обязан представить отчет по ликвидации в Белгосстрах в течение 15 рабочих дней с даты поступления заявления о ликвидации в регистрирующий орган. Отчет составляется за период с начала года по месяц, предшествующий месяцу ликвидации. Предоставить его можно в виде электронного документа, в электронном виде или на бумажном носителе.
  2. Уведомляем орган по труду, занятости и социальной защите и профсоюз. Ликвидатор должен письменно уведомить орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения ликвидируемого хозобщества о высвобождении работников в связи с ликвидацией.

Ликвидатор также должен уведомить профсоюз (при его наличии) не позднее 2 недель до увольнения работников. А при возможном массовом высвобождении работников — также не позднее, чем за 3 месяца.

  1. Уведомляем работников. Ликвидатор обязан письменно предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией не позднее чем за 2 месяца до этого. Более продолжительный срок может быть предусмотрен коллективным договором или соглашением.

Такое предупреждение с согласия персонала можно заменить денежной компенсацией в размере не менее двухмесячного среднего заработка. Если такое соглашение достигнуто по инициативе нанимателя уже после того, как работник был письменно уведомлен об увольнении, то компенсацию выплачивают пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения.

Сотрудники при необходимости могут продолжать работать в ходе проведения ликвидационных процедур.

Ликвидатор рассматривает поступившие требования кредиторов и вносит их в реестр. Также он устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого хозобщества, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед этими кредиторами.

  1. Проводим инвентаризацию и составляем промежуточный ликвидационный баланс. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор проводит инвентаризацию активов и обязательств ликвидируемого хозобщества. После этого составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.


13. Увольняем работников. Все работники подлежат увольнению по истечении срока, указанного в письменном предупреждении о предстоящем увольнении, но не ранее 2 месяцев с момента получения ими этого предупреждения. До указанного времени работники могут быть уволены в случае замены с их согласия такого предупреждения выплатой компенсации.

В день увольнения работников ликвидатор:

  • издает приказ об увольнении работников;
  • вносит в трудовые книжки работников записи об увольнении;
  • производит окончательный расчет с работниками. По общему правилу, всем работникам, за исключением совместителей, при увольнении в связи с ликвидацией выплачивают выходное пособие в размере трех среднемесячных заработков;
  • выдает работникам трудовые книжки.
  1. Рассчитываемся с кредиторами. Ликвидатор рассчитывается с кредиторами в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Расчеты по требованиям каждой следующей очереди производятся после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую — производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам. В третью — погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества. В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

  1. Рассчитываемся с участниками. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.

При ликвидации общества с ограниченной ответственностью оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией (ликвидатором) между его участниками в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества с ограниченной ответственностью распределенной, но не выплаченной части прибыли;
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью между участниками общества пропорционально их долям в уставном фонде общества.
  1. Проводим повторную инвентаризацию, формируем окончательный ликвидационный баланс. После проведения расчетов со всеми кредиторами, а также с участниками проводится повторная инвентаризация. Затем ликвидатор составляет окончательный ликвидационный баланс.
  2. Сдаем документы в архив. Ликвидатор сдает на хранение все документы ликвидируемого хозобщества в территориальный архив местного исполнительного и распорядительного органа. В том числе обязательно должны быть сданы документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников. Документы должны быть подготовлены для сдачи в архив: отсортированы, прошиты, пронумерованы в соответствии с требованиями правил работы архивов. Рекомендуется заранее уточнить в соответствующем архиве перечень документов и порядок их передачи.
  3. Представляем документы в регистрирующий орган. Ликвидатор представляет в регистрирующий орган:
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • оригинал свидетельства о госрегистрации юрлица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него хозобщества.

Ликвидация считается завершенной, а хозобщество — ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него этого хозобщества. Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица.

Подводя итоги, отметим: ликвидировать компанию – это гораздо дольше и сложнее, чем ее создать. Пусть такой необходимости у вас никогда не возникнет.

1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом .

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Ч.2 статьи 64 ГК РФ

2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Ч.3 статьи 64 ГК РФ

3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом , не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ч.4 статьи 64 ГК РФ

Ч.5 статьи 64 ГК РФ

Ч.5.1 статьи 64 ГК РФ

П.1) статьи 64 ГК РФ

1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);

П.2) статьи 64 ГК РФ

2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

П.3) статьи 64 ГК РФ

Ч.5.2 статьи 64 ГК РФ

5.2. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.

Читайте также: