Все имущество вид связи

Обновлено: 28.05.2024

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .

По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро — летнее утро;

Спать — долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности каждого типа представлены в таблице.

Тип связи

Примеры

Какой частью речи является зависимое слово

Характеристика связи

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Виды связи слов

Васильковое поле

Слово может существовать само по себе. Например, в словарной статье. Однако при использовании слова нужно уметь связывать его с другими словами.

Все слова в предложении соединяются между собой по смыслу и грамматически. Такую связь создают союзы, порядок слов, окончания и предлоги. Связь бывает двух видов: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь предполагает соединение равноправных слов: дождь и снег; то мороз, то оттепель.

Эта связь нужна для распространения предложения однородными членами: Я сел на пень и стал смотреть на цветы и деревья.

Подчинительная связь основана на выделении главного и зависимого слов: большая помощь, сидеть на берегу, прочитал вчера. Так из словосочетаний образуются предложения.

Не являются словосочетаниями предлоги со словами: между нами, около школы, напротив аптеки. Ряды однородных членов или обособленные члены предложения, а также грамматическая основа. От подлежащего и сказуемого можно задать вопросы к другим словам.

По главному слову словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.

Глагольные

Именные

Наречные

Не беспокоясь ни о чем

Выбывший из строя

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

Порядок подробного разбора словосочетания

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

Образец разбора словосочетания

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

Тренировка

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Самостоятельная работа "Типы словосочетаний"

ВАРИАНТ 1

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В соломенной шляпе, голос отца, остроумие автора, холщовая сумка, собачий ошейник, укоризненно вздохнув.

3. Определи тип подчинительной связи: ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок — и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Виды словосочетаний

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Управление

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Примыкание

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.

Понятие о словосочетании

Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.

Например: тихая погода, стало холодно, подошёл к сестре .

Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:

  • мама – любимая мама;
  • лежать – лежать на диване;
  • платье – платье в клетку.

Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:

  1. Грамматической основой (подлежащим и сказуемым): мама поёт .
  2. Слова, которые находятся рядом, но не имеют смысловую связь: красивый находится .
  3. Сочетание слова и предлога: рядом с комнатой, у книги .
  4. Членами предложения однородной структуры. Они отвечают на схожие вопросы. Обычно в данную группу выделяют однородные конструкции: (какая?) земляничная и (какая?) сомневающаяся .
  5. Устойчивыми выражениями в виде фразеологических оборотов: спустя рукава .
  6. Сложными грамматическими формами в виде: можно выступать, более благозвучный .
  7. Обособленными членами предложения и определяемыми словами: мальчик, играющий во дворе

Структура словосочетания

В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:

  • Лунная ночь. В этом словосочетании главным является существительное ночь . Оно связано с прилагательным лунная по смыслу и грамматически. Оба слова стоят в Именительном падеже единственного числа женского рода, причём выбор формы прилагательного определяется ролью существительного. Кроме того, от слова ночь можно поставить вопрос какая (?) к прилагательному лунная .
  • Ехать далеко. В данной конструкции главным является глагол ехать . К нему относится наречие далеко . Слова связаны грамматически и по смыслу, благодаря чему образуют единую синтаксическую структуру. От ехать можно задать вопрос – куда (?), далеко .
  • Бифштекс с кровью. В данном случае главным структурным центром является существительное бифштекс . Для конкретизации его использовано существительное – с кровью . От главной составляющей конструкции к зависимой можно задать вопрос – какой?

Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:

Этот праздник — этот интересный праздник.

В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.

Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.

Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.

  • Деревянный пол – пол из дерева;
  • Золотое кольцо – кольцо из золота;
  • Ситцевое платье – платье из ситца.

Словосочетание и предложение

По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.

Посмотрим на следующие варианты:

  • синеющая даль;
  • красивая девочка;
  • едут в машине.

Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.

Рассмотрим пример: Зелёная трава удивительно хороша сегодня .

Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.

Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:

  • трава (какая?) зелёная;
  • хороша (когда?) сегодня;
  • хороша (как?) удивительно.

Кроме того, в выражении выделяют грамматический центр в виде подлежащего и сказуемого – трава хороша .

Признаки словосочетания

Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:

  1. По составу . Словосочетание состоит из 2-х или нескольких самостоятельных слов.
  2. По связи . Элементы конструкции связаны с помощью подчинительной грамматической связи.
  3. По смыслу . Словосочетание отличается смысловым единством слов.

Простые и сложные словосочетания

Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.

Часто работают на уроках, особенно в начале изучения, с простыми вариациями, которые имеют два слова: серебряные изделия, всегда грустный, ехать в поезде .

Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.

Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:

мамина шляпка из итальянской соломки – мамина шляпка , шляпка из соломки , из итальянской соломки.

Типы связи слов в словосочетаниях

Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

Согласование

Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.

Например: вкусной грушей – для зависимого слова характерны те же формы, что и для главного. Стоит прилагательное вкусной в форме единственного числа, женского рода, Творительного падежа, что и главное слово – грушей .

Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:

  • быстрый шаг (Им.п.);
  • быстрого шага (Р.п.);
  • быстрому шагу (Д.п.);
  • быстрым шагом (Тв.п);
  • о быстром шаге (П.п.).

Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:

  • имён прилагательных : красный нос , чудесное настроение ;
  • местоимений-прилагательных : с моими уроками ;
  • причастий : включённый свет ;
  • порядковых числительных : седьмой класс .

Управление

Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.

съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).

Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:

Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).

Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:

выехать из город а

В словосочетании передача грамматической связи осуществляется посредством окончания а и предлога из .

Примыкание

Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.

учиться плавать , подойти улыбаясь , написать красиво .

Группы подчинительных словосочетаний

Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.

Глагольные

Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:

Именные

Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:

  • старое покрытие;
  • очень весёлый;
  • семь дней;
  • кто-то знакомый.

Наречные

Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:

Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.

Синтаксический разбор словосочетания

Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:

  1. Начинаем работу с определения главного и зависимого слов с последующей постановкой вопроса между ними.
  2. Определяемся, к какой части речи относятся главное и зависимое.
  3. Называем, чем грамматически связаны (с выделением окончания у зависимого слова). Также часто обозначают окончания в словах и отмечают предлоги.
  4. Указание типа подчинительной связи в виде согласования, управления, примыкания.

Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.

Учим ребёнка работать со словосочетаниями

Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.

Объясняем доступно, что такое словосочетание

Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.

Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.

Ищем слово, от которого надо задавать вопрос

Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук ( паук какой? серый ). Ловит рыбу ( ловит что? рыбу ). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.

Учимся выписывать словосочетания

Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.

Любимая мама поёт песни малышу.

От подлежащего мама можно задать вопрос к прилагательному любимая . От сказуемого – к существительным песни и малышу . Но при этом к ним ставятся разные вопросы: поёт (что?) песни , поёт (кому?) малышу . Вот мы и получили три словосочетания.

Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются

Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.

Задание. Определяем виды и типы словосочетаний

Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:

  1. Идти в лес.
  2. Рассмотреть тему.
  3. Интересный рассказ.
  4. Интересно рассказывать.
  5. Думать над темой.
  6. Петь подвывая.
  7. Красочная картина.
  8. Пять уроков.
  9. Сидеть на стуле.
  10. Идти вперёд.
  1. Управление . Глагол заставляет существительное стать в нужной форме.
  2. Управление . Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  3. Согласование . Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе и падеже.
  4. Примыкание . Наречие является неизменяемой формой, которая примыкает к глаголу.
  5. Управление . Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  6. Примыкание . Деепричастие примыкает к глаголу.
  7. Согласование . Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе и падеже.
  8. Согласование . Существительное согласуется с числительным в роде, числе и падеже.
  9. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  10. Примыкание. Наречие связано с глаголом исключительно по смыслу.

Читайте также: