В россии провозглашены формы собственности на землю какие

Обновлено: 04.05.2024

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.


Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ — республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

— признанные таковыми федеральными законами;

— приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

— право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

— признанные таковыми федеральными законами;

— приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.

В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:

— признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.

Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.




По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Возвращение частной собственности на землю положило начало формированию и развитию рынка земли – важной составной части рынка недвижимости.

История страны как история собственности

На протяжении веков земельная собственность в России служила экономической основой власти феодалов, первым серьезным потрясением для которой стала земельная реформа 1861 г. Попытке более активного внедрения в сельское хозяйство капиталистических отношений ─ cтолыпинской аграрной реформе 1906-1907 г.г. ─ не суждено было предотвратить последовавшие через десятилетие кардинальные изменения в жизни государства, одним из знаковых символов которых стал отменивший частную собственность на землю Декрет о Земле. Семь десятилетий социалистического строительства закончились ренессансом рыночных отношений.

Земельная собственность

Процесс экономических преобразований в землепользовании существенно ускорился после того, как закон предоставил каждому гражданину право на приобретение в собственность земельного участка.

Земельные отношения

Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство. В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.

Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.

Форма собственности земельного участка

К формам земельной собственности относятся государственная и частная земельная собственность.

Муниципальная земельная собственность включает все земли в пределах населенных пунктов, за исключением находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность. Муниципальная собственность на земельные участки реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования. Одним из видов хозяйственной деятельности муниципалитетов и важным источником пополнения бюджета является аренда земельных участков муниципальной собственности.

Частная собственность на земельные участки позволяет реализовывать свои интересы отдельным гражданам и их группам. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Право собственности на земельный участок

Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих. Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки. Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.

Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.

Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин. Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.

Земельная собственность

В условиях рынка один из наиболее очевидных путей стать собственником земли – покупка земельного участка в собственность. За исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельного участка в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Подробнее о покупке земли Вы прочитаете в статье

Впрочем, существует возможность получить земельный участок в собственность бесплатно. Так, бесплатное получение в собственность земельного участка, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предусмотрено законодательством для многодетных семей.

Бесплатная передача земельного участка в собственность граждан осуществляется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление на собственность земельного участка в письменной или электронной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Приватизация земельного участка в собственность

Перевод в собственность земельного участка осуществляется в процессе приватизации, в результате которой граждане становятся собственниками земли, находившейся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, но при этом являвшейся государственной или муниципальной собственностью.

Одно из наиболее распространенных оснований для приобретения права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами – приватизация находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения.

Если не оформить земельный участок в собственность, распорядиться им как недвижимым имуществом будет достаточно сложно. Для граждан оформление земельного участка в собственность, ранее предоставленного им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также переоформление земельного участка в собственность, предоставленного в постоянное пользование государственным или муниципальным унитарным предприятием никакими сроками не ограничивается. Подробнее о приватизации земельного участка в собственность читайте в статье.

Но приватизация не всегда возможна. Не допускается продажа земельных участков в собственность, занятых муниципальным или государственным жилым фондом. Не подлежат приватизации спорные земельные участки.

Удостоверяет государственную регистрацию прав свидетельство установленной формы - свидетельство о собственности земельного участка. Сегодня документы на собственность земельного участка выданы миллионам россиян.

Право частной собственности – есть правовая форма наделения граждан материальными благами, не допускающая вмешательства распоряжения ими иных лиц. В нижеприведенной статье мы расскажем о том, что такое частная собственность на землю, какими статьями закона регулируется данный правовой аспект.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Право частной собственности на землю

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право частной собственности на землю представляет собой совокупность трех правомочий, несущие определенные юридические и физические аспекты:

  • Владение – юридически законное правомочие, дающее возможность обладать определенным имуществом.
  • Пользование – правомочие на эксплуатацию имущества с целью извлечения из него прибыли либо продуктов потребления. Данное правомочие возможно только в случае собственного фактического владения имуществом.
  • Распоряжение - правомочие, дающее возможность определить юридическую принадлежность имущества посредством состояния или назначения (уничтожение, передача по наследству, отчуждение или аренда по договору, залог или обременение, другое).

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе самостоятельно выбирать юридическую судьбу своего объекта, основываясь на личных интересах, которые, в свою очередь, не должны противоречить закону и нарушать законные интересы иных лиц.

Общие права собственника земли регулируются ст. 40 Земельного кодекса РФ. Частная собственность на землю может принадлежать на законных основаниях как физическим, так и юридическим лицам. Соответственно, правовой режим предполагает равный доступ всех лиц к приобретению, содержанию и распоряжению землями, находящимися в собственности субъектов. Отметим также, что правом частной собственности на землю могут обладать иностранные граждане, юридические лица или лица без гражданства. Но при этом российский закон ограничивает это право невозможностью быть собственниками земельных долей, а также земель, которые предоставляются для ведения фермерского хозяйства или ведения садоводства, а также земель, находящихся на приграничных и иных особо установленных территориях РФ. В частную собственность может быть передан земельный участок, свободный от законодательных ограничений.

На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность и быть объектами любых сделок земли, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте, в частности, это касается земель лесного фонда, общего пользования в населенных пунктах и земель, на которых находятся объекты обороны.

Право собственности на участок дает правомочия для распоряжения объектом в назначении, указанном непосредственно в правоустанавливающих документах. Так, земельный участок может быть использован гражданами для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства, под индивидуальное жилищное строительство и для ведения предпринимательской деятельности. Имея право собственности на землю, гражданин может передавать объект во временное пользование иным лицам, сдавать в аренду либо отчуждать через договор купли-продажи земельного участка, передавать в объект собственности в качестве взноса в уставной фонд либо залогового имущества, дарить, менять, передавать по договору наследования. Кроме того, собственники земельного участка вправе добровольно отказаться от права владения им либо создать общую собственность с иными лицами посредством объединения земельных участков. Закон вправе ограничить правомочия владения, пользования и распоряжения землей. Вместе с тем, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят в установленном законном порядке для государственных, общественных или муниципальных нужд с компенсацией его стоимости по государственной оценке. При наличии правонарушений собственником земельного объекта, он может быть лишен права частной собственности без компенсации на основании судебного решения.

Право частной собственности на землю возникает с момента регистрации и удостоверяется выпиской из реестра недвижимости. Лица, обладающие правом частной собственности на землю, кроме правомочий, приобретают определенные обязанности:

  • своевременная уплата налога за землю;
  • реализация мероприятий по сохранению земельного участка;
  • эффективное использование земли в соответствии с указанным целевым назначением;
  • неукоснительное соблюдение законов градостроительства;
  • своевременная подача налоговой декларации на землю.

Основаниями для возникновения права собственности на землю могут являться сделки по купле-продаже, мене, дарения, наследования, ипотеки. Также частная собственность может возникнуть вследствие таких аспектов, как приобретательная давность и административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления). Частная собственность на землю делится в зависимости от правообладателя и может быть:

  • индивидуальной собственностью, принадлежащей физическому или юридическому лицу;
  • общей собственностью, которая, в свою очередь, делится на:
    • общую совместную (без определения долей)
    • общую долевую (каждый сособственник знает заранее, какая доля ему будет принадлежать).

    Общая собственность на землю может возникнуть в силу закона либо по договору. Также как и физические лица, юридические на правах собственности, вправе принимать решение по объединению нескольких земельных участков, находящихся в их собственности, с целью использования на правах общей совместной или общей долевой собственности. Например, земельные участки, используемые под строительство многоквартирных домов, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Прекращение права собственности на землю граждан может быть:

    • Добровольным:
      • при отчуждении собственником земельного участка на основании сделки;
      • в случае смерти собственника объекта и перехода права собственности государству согласно договору наследования (муниципальное основание);
      • прекращение деятельности юридического лица;
      • добровольный отказ собственника от своих прав на землю.
      • при использовании земельного участка не по целевому назначению (284 и 285 ГК РФ и ст. 44 ЗК РФ);
      • при обращении взыскания на земельный участок по неисполненным обязательствам должника (статья 278 ГК РФ);
      • при реквизиции земельного участка;
      • при конфискации или национализации земель;
      • в случае выкупа земельного участка государством или муниципалитетом (ст.ст. 279 - 282 ГК РФ и статья 49 ЗК РФ );
      • в случае отчуждения земли, которая, согласно с условиями законодательства, не может принадлежать на правах частной собственности данному лицу.

      Право собственности на земельный участок, кроме обязательств, указанных выше, предполагает возникновение у собственника гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, трудовой и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, которая регулируется:

      Читайте также: