Может ли физическое лицо сдавать свое имущество как ип

Обновлено: 08.05.2024

Для начала давайте разберемся с определениями. Коммерческая недвижимость имеет назначение нежилого помещения, но стоит разграничивать просто нежилые помещения (к примеру, гаражи) и нежилые помещения, используемые для извлечения прибыли (например, магазины, салоны красоты, ателье и прочее). Индивидуальный предприниматель, который владеет нежилой недвижимостью и использует ее для извлечения прибыли, должен платить налоги на владение и продажу.

Налог на владение коммерческой недвижимостью

Собственник коммерческого помещения обязан до 1 декабря года, который следует за истекшим налоговым периодом, оплатить налог на владение объектом коммерческой недвижимости. Размер налога определяет налоговая инспекция. Согласно ст. 14 НК РФ, этот налог является региональным и, соответственно, именно законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку, порядок и сроки уплаты – но, безусловно, в пределах, которые установлены Налоговым кодексом.

Сумма рассчитывается на основании кадастровой стоимости объекта (до 2015 года – на основе инвентаризационной стоимости). Но эта практика будет внедряться в регионах постепенно до 2020 года, поэтому, чтобы узнать сумму, которую вы должны заплатить, необходимо воспользоваться данными, указанными на официальном сайте ФНС.

Также стоит отметить, что по новым правилам налог стал больше, и это ощутили собственники торговых и промышленных предприятий. Поэтому государство установило временный понижающий коэффициент, который будет действовать до 2020 года. Статья 406 НК РФ устанавливает налоговую ставку в размере 2%.

Налог от продажи коммерческой недвижимости

Индивидуальные предприниматели при продаже имущества уплачивают налог, размер которого зависит от системы налогообложения и ставки. Основная ставка составляет 13% (но для лиц, которые большую часть времени проживают за границей, 30%) от кадастровой стоимости объекта. При УСН применяется ставка 6%.

Если имущество было куплено до января 2016 года, вы освобождаетесь от налога. Дело в том, что до января 2016 года действовало правило, по которому налогоплательщик освобождался от налога, если объект был в собственности более трех лет, а три года с января 2016 года — это как раз январь 2019 года.

При приобретении имущества после февраля 2016 года срок владения, после которого налогоплательщик будет освобожден от уплаты налога, составляет пять лет. Но очень важный момент: согласно внесенной поправке, если помещение использовалось для коммерческих целей, на него не распространяется указанное положение об освобождении от уплаты налога.

На практике также часто встречаются ситуации, когда физическое лицо продает коммерческую недвижимость как личную, предполагая, что на него будет распространяться норма об освобождении от уплаты налога, в случае владения объектом более трех или пяти лет (в зависимости от года приобретения). Но налоговая считает иначе: физические лица обязаны платить налоги с продажи коммерческой недвижимости, если получали доход как ИП. Соответственно, даже если вы купили коммерческую недвижимость до регистрации ИП, а к моменту продажи объекта ИП уже закрыли, заплатить налоги придется. Получается, что позиция налоговых органов сводится к периоду эксплуатации объекта и факту получения дохода. Если хочется обезопасить себя от требований со стороны налоговых органов, лучше переоформить имущество (через дарственную на доверенное лицо, например).

Можно ли уменьшить сумму налога на продажу?

Как мы уже писали, при УСН применяется ставка 6%. Если во время использования помещения вы не пользовались УСН, то при продаже придется заплатить 13%. Но при наличии действующего ИП, работающего по УСН, можно заплатить налог по сниженной ставке – правда, придется доказывать, что объект использовался в настоящей предпринимательской деятельности.

Нюансов в вопросе очень много, поэтому при расчете налога на коммерческую недвижимость рекомендуем воспользоваться онлайн-сервисом на официальном сайте федеральной налоговой службы, в котором есть калькулятор расчетов для конкретного региона и возможность пересчета с учетом всех индивидуальных характеристик объекта и ситуации.

ИП сдает квартиру как физлицо, есть ОКВЭД о сдаче жилья. Как перезаключить договор аренды и начислят ли налог с продажи квартиры?

Я ИП, УСН, доходы 6%. Основной вид деятельности, указанный при регистрации в 2005 г. - 68.31.11 (предоставление посреднических услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе).

В собственности у меня как физлица с 2014 года имеется квартира (договор дарения). Сдаю квартиру в аренду физлицу с 2018 года. За 2018 год подавала декларацию как ИП на УСН по основному виду деятельности и отдельно декларацию как физическое лицо, сдающее в аренду квартиру (оплатила 13%). Проблем с налоговой не было. Продолжаю сдавать указанную квартиру в аренду по действующему договору как физлицо.

С 09.10.2019 года в ЕГРИП внесла сведения о дополнительном виде деятельности 68.20.1 (аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом). Вопросы:

1) после окончания срока действующего договора аренды обязана ли я перезаключить с арендатором договор как ИП или имею право сдавать квартиру как физлицо? Или, не дожидаясь окончания срока действия договора аренды, я должна перезаключить его в качестве ИП со дня внесения сведений о новом доп. виде деятельности?

2) Если все-таки отчитываться о сдаче квартиры по УСН, начислят ли мне налог с продажи квартиры, используемой в предпринимательской деятельности?

Ответ на вопрос №1

Закон не предусматривает разделение имущества гражданина как индивидуального предпринимателя и как физического лица. Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Как следует из разъяснений п. 4 Постановления КС РФ от 17.12.1996 N 20-П:
Гражданин (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.

Следовательно, владеть имуществом гражданин может только как физическое лицо. Право собственности на объект недвижимости регистрируется в общеустановленном порядке именно за гражданином, независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, с юридической точки зрения, договор должен заключаться с собственником имущества – гражданином, поэтому, перезаключать договор с физическим лицом – арендатором, от имени ИП не надо.

С уважением, А. Грешкина

Ответ на вопрос №2

При использовании ИП в предпринимательской деятельности имущества, принадлежащего ИП, как физическому лицу, доходы от использования указанного имущества, облагается налогом, соответствующим используемой ИП системе налогообложения.
То есть, если ИП применяет УСН, то доходы от продажи или сдачи в аренду квартиры, используемой в предпринимательской деятельности ИП, облагаются налогом по УСН. При этом, в ЕГРИП должен быть указан код ОКВЭД соответствующего вида деятельности.

Данная позиция отражена в Письмах МФ РФ от 10.06.2015 N 03-11-11/3358, от 26.06.2013 N 03-11-11/24263, от 16.08.2012 N 03-11-11/247, от 10.05.2012 N 03-11-11/151, от 24.10.2014 N 03-11-11/53905, от 14.07.2014 N 03-11-11/34106, от 16.06.2014 N 03-11-11/28519, от 20.01.2014 N 03-11-11/1390, ФНС РФ от 07.05.2013 N АС-3-3/1626@

В Письме МФ РФ от 19.12.2017 N 03-11-11/84868, даны следующие рекомендации по разграничению доходов ИП от продажи недвижимого имущества на полученные от предпринимательской деятельности и на прочие доходы, полученные физическим лицом:

В случае если индивидуальный предприниматель осуществляет вид предпринимательской деятельности по продаже недвижимого имущества и это недвижимое имущество использовалось в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, то доходы от его продажи учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В случае если индивидуальный предприниматель не осуществляет вид предпринимательской деятельности по продаже недвижимого имущества и недвижимое имущество не относится к основным средствам, то указанные доходы индивидуального предпринимателя подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном главой 23 Кодекса.

Регистрировать ИП не так страшно, как кажется. Вам нужны следующие документы:

  • заявление на открытие ИП;
  • паспорт и его копия;
  • ИНН и его копия;
  • оплаченная госпошлина (800 рублей, сформировать квитанцию можно самостоятельно на сайте ФНС).

Подать документы можно:

  • лично в налоговой;
  • лично через МФЦ;
  • онлайн (но только в том случае, если у вас есть электронная подпись).

Документы обычно рассматриваются в течение трёх дней и, если нет ошибок, ИП регистрируют и отправляют все необходимые документы на электронную почту. Это лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт.

Важно сразу заполнить всё правильно, поскольку есть ряд нюансов, которые при оформлении могут счесть за ошибку:

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Создание ИП для сдачи квартиры через банковскую систему

Это достаточно новая услуга, тем не менее пользующаяся спросом. Сотрудники банка бесплатно создают заявление, подготавливают документы, подают их (без посещения вами налоговой) и открывают расчётный счёт, куда и будут переводиться ваши деньги, полученные от арендатора. Таким образом банки просто привлекают новых клиентов, так что искать тут подводные камни не стоит. Как, впрочем, и каких-то дополнительных выгод от этого процесса ждать не надо: это просто расчётный счёт.

Отчётность и уплата налогов

Не стоит забывать и про страховые взносы в Пенсионный фонд. Их платят все ИП, вне зависимости от того, какой у них доход и есть ли он вообще. Сумма фиксированная, в 2021 году она составляет 40 874 рубля (32 448 рублей на пенсионное страхование и 8426 рублей на медицинское страхование). В случае, если ваш доход превысил 300 000, к этой сумме добавляется ещё 1%. Но это касается только ПФР, взнос в ФМС не меняется.

Заключение договора

Мы уже писали о том, как правильно оформить договор аренды. Но если вкратце – обязательно зафиксируйте все ваши договорённости с арендатором, а чтобы не изобретать велосипед – воспользуйтесь типовым бланком договора, который можно найти в интернете. Но не упустите важных нюансов: к примеру, тот факт, что тип договора меняется в зависимости от того, сдаёте вы квартиру физическому лицу или юридическому.

Итак, что должно быть в договоре между ИП и физическим лицом:

  • паспортные данные наймодателя и нанимателя;
  • данные по вашему ИП: ОГРНИП, ИНН, дата регистрации ИП, а также банковские реквизиты (при наличии);
  • документы о праве собственности;
  • точный адрес и метраж квартиры;
  • ФИО всех, кто будет проживать в квартире, а также наличие домашних животных;
  • срок аренды;
  • права и обязанности сторон;
  • арендная плата и размер страхового депозита;
  • порядок расчётов (даты платежа, банковские реквизиты);
  • условия повышения арендной платы (например, не чаще раза в год);
  • оплата коммунальных услуг (электроэнергия, счётчики за воду; телефонные счета, интернет, кабельное телевидение, услуги консьержа и газ – при их наличии);
  • условия досрочного прекращения договора;
  • штрафные санкции;
  • количество визитов собственника;
  • опись имущества (перечень мебели и бытовой техники, их состояние).

Подводные камни: коммунальные услуги и депозит

При указании суммы арендной платы в договоре стоит исключить из неё коммунальные услуги. Иначе они тоже будут являться частью вашего дохода и с них придётся платить налог. Намного проще, если арендатор будет оплачивать их отдельно, по предварительной договорённости. Это, конечно же, обязательно надо прописать в договоре найма, но без указания конкретных сумм. Выплаты по показаниям счётчиков налогом не облагаются.

Депозит обязательно прописывают в договоре, но вносить его в декларацию не нужно. Эта сумма возвращается арендатору, поэтому доходом не является. В случае, если она будет использована как компенсация за испорченное имущество, его необходимо внести в последний отчёт.

Что ждёт собственника, который не платит налоги?

Первое, что следует понимать, – попасть в поле зрения налоговой совсем не сложно: достаточно даже сигнала соседей. А второе – ответственность за такое право­нарушение может быть намного выше, чем вы себе представляли. Как минимум, собственнику придётся оплатить задолженность в полном объёме, а также пенни и штраф за неуплату. Но если общая сумма задолженности превышает 4 миллиона рублей, возможна даже уголовная ответственность.

Сдавать квартиру официально намного спокойнее. Однако если у вас совсем нет времени на то, чтобы разбираться с документами и другими нюансами сдачи квартиры, можно воспользоваться сервисом долго­срочной аренды от Яндекс.Недвижимости. Специалисты помогут составить договор, который учитывает интересы обеих сторон, проверят будущих жильцов, а ещё не бросят вас и после заселения: все квартиры сервиса страхуются на сумму до 1,4 млн рублей, а с бытовыми проблемами поможет разобраться ваш менеджер.

Договор аренды нежилого помещения 2020-2021: обязательные пункты и правила

Нежилое помещение может и должно приносить прибыль своему собственнику. Для того чтобы процесс передачи помещения для коммерческих целей стал как можно менее проблематичным, важно на старте определить условия взаимодействия между его владельцем и второй стороной — арендатором. Законодательство рассматривает различные способы передачи нежилых помещений под бизнес-цели. Безусловно, в этой сфере без нюансов не обходится. Разобраться с тем, как грамотно сформировать договор аренды, нам поможет наш эксперт — адвокат Марина Светлицкая.

В каких ситуациях гражданину может понадобиться заключение договора аренды нежилого помещения?

Первым делом выясним, каким образом закон определяет статус нежилого помещения. Подчеркнем некоторые признаки:

  • отсутствие в этом помещении прописанных граждан;
  • обособленный выход либо на улицу, либо в служебное помещение;
  • квадратные метры нежилого помещения описаны и оформлены в Росреестре;
  • если помещение принадлежит к многоквартирному дому, оно должно быть выделено как нежилое;
  • земельный участок, на котором размещен нежилой объект, связан с данным помещением.

Российское законодательство четко разделяет помещения, пригодные для проживания и непригодные для этих целей. Площади, оформленные как нежилые, не могут служить для проживания людей — они должны использоваться только для ведения коммерческой деятельности.

Несмотря на востребованность подобных сделок, гражданское законодательство РФ специальных норм, прописывающих порядок сдачи помещений, не предназначенных для проживания, в аренду, не предусматривает. Юридическая и судебная практика связывает эти вопросы с правами на здания и сооружения, так как помещение является их частью. Гражданский кодекс, например, гласит, что земельный участок должен обладать прочной связью с тем зданием, где расположено помещение. При этом перемещение объектов, размещенных на земле, без ущерба для их целостности невозможно. В аренду может быть отдана часть помещения, а не вся площадь целиком — законодательство это допускает. В таком случае помещение или его часть должны быть достаточным образом индивидуализированы.

Право на сдачу имущества во временное арендное пользование принадлежит его собственнику. Арендодателями также могут выступать лица, которых собственник на законных основаниях уполномочил передавать принадлежащее ему имущество в аренду.

Пункты договора аренды нежилого помещения должны включать описание всех нюансов, от срока сделки до условий расторжения

Как грамотно составить договор аренды нежилого помещения? Можно ли сделать это собственноручно?

Договор аренды нежилого помещения считается заключенным, если между арендатором и арендодателем возникло обоюдное соглашение по самым главным условиям. При этом соблюдены все существенные законодательные нормативы и положения, необходимые при оформлении данного договора. Ориентиром законодательных актов, регулирующих данную сделку, считаем пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку предметом договора аренды служит нежилое помещение, то требуется указать данные, четко устанавливающие имущество, которое подлежит передаче в аренду. Обязательно следует прописать, что является объектом договора, а также указать его индивидуальные характеристики, в частности на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (площадь арендуемого помещения, поэтажный план, месторасположение здания).

Договор аренды должен включать в себя информацию о правоустанавливающих документах владельца помещения (например, договор аренды с правом субаренды или договор купли-продажи). Также в договоре прописывается срок, на который площадь передается в аренду, и права всех сторон — участников сделки. При неопределенном сроке сделка влечет за собой соответствующие условия, в том числе связанные с расторжением соглашения. Насколько полно они учитывают интересы двух сторон — вопрос спорный.

Важное условие договора аренды нежилого помещения — размер арендной платы и порядок ее взимания и внесения арендатором. Чем подробнее будет описан данный пункт, тем с меньшим количеством проблем столкнутся стороны договора в реальности.

Участникам сделки следует определить порядок передачи нежилого помещения арендатору и порядок возврата имущества арендодателю. На практике окончание договорных отношений арендатора и арендодателя оформляется подписанием актов о сдаче-приемке помещения.

Договор должен содержать пункт о правилах содержания арендуемого помещения, в частности осуществление текущего и капитального ремонта. В разделе о правах и обязанностях двух сторон соглашения прописывается возможность собственника находиться на сдаваемой площади в период действия договора, возможность совершать какие-либо действия, требовать от арендатора улучшать внешний вид территории.

Юристы также рекомендуют максимально подробно описать всевозможные ситуации разрешения споров и их урегулирования. К таким нюансам можно отнести сроки нарушения внесения арендной платы, уклонение арендодателя от передачи помещения, порядок расторжения договора.

При несоблюдении условий договора аренды одна из сторон может потребовать расторжения соглашения раньше срока

Существуют ли отличия в содержании и алгоритме заключения договора аренды нежилого помещения между физическими и юридическими лицами, ИП, ООО?

Договор может быть подписан между физическим лицом (без образования ИП) и организацией различных организационно-правовых форм. При этом специфика данного соглашения подразумевает определенные пункты: полная характеристика сдаваемого в аренду имущества, прописанный размер платы за коммунальные услуги. Арендные выплаты не включают НДС, рассчитываться с собственником возможно как наличными, так и безналичным способом. Размер платы за аренду разрешено изменять только раз в год.

Индивидуальный предприниматель, несмотря на приравнивание его статуса к субъекту бизнеса, остается по факту физическим лицом. Договор аренды в такой ситуации рассматривается со стороны предпринимательской деятельности и закрепляет за предпринимателем использование арендуемого помещения на законном основании. Соглашение не может считаться заключенным, если оно выражено в устной форме — только в письменной, за подписью обеих сторон. В остальном правила передачи помещения в аренду аналогичные тому, как происходит и с юридическим лицом.

Что касается соглашения между двумя физическими лицами, то его порядок устанавливается с учетом всех положений Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 34, параграфа 1.

На какой срок можно заключать такой договор?

Договор о сдаче в аренду нежилого помещения может быть заключен на неопределенный срок, на срок менее одного года или же на срок, превышающий один год.

Как и на каких условиях происходит расторжение договора?

Расторжение договора аренды может происходить в добровольном порядке, когда обе стороны достигли такого соглашения. Вторая причина — истек срок аренды, прописанный в договоре. И третий, самый энергозатратный, вариант — одна из сторон нарушила условия, прописанные в документе. Тогда признание расторжения сделки может осуществляться только путем обращения в суд.

Читайте также: