Свидетельство о праве собственности это акт применения права

Обновлено: 14.05.2024

Процессу правового регулирования присущи динамичность и многослойность входящих в него элементов. Особенную роль здесь играют вопросы применения права или правоприменения.

Правоприменением называется одна из форм реализации права в виде организующей государственной деятельности посредством применения власти уполномоченных органов государства.

Механизм правоприменения подлежит реализации, если правовая норма не исполняется в силу различных причин, и требуется содействие государства. Такой ситуацией может быть:

  • потребность в официальном установлении наличия или отсутствия конкретных обстоятельств и признании их юридического значения (к примеру, признание гражданина без вести пропавшим);
  • возникновение правового спора, когда субъекты правоотношения не могут самостоятельно принять согласованное решение;
  • необходимость принудительной реализации установленной меры ответственности и пр.

Признаки правоприменения

Традиционно выделяют следующие признаки применения права:

  1. Властный характер правоприменения выражается в его осуществлении субъектом, являющимся государственным органом, владеющим соответствующими полномочиями. В редких случаях таким субъектом могут выступать общественные органы/объединения.
  2. Правоприменение – это одно из выражений управленческой государственной функции.
  3. Правоприменение носит организационный характер – создает условия для реализации правомочия в каждой конкретной ситуации.
  4. Применение права персонализированно, т.е. определяет индивидуальные предписания, конкретизирует права и обязанности субъектов для каждого отдельного случая.
  5. Правоприменение осуществляется с соблюдением юридически закрепленных процедур: регламент процедур содержится в специальных процедурных нормах права. Данные процедурные нормы, в свою очередь, являются составляющими частями процедурных отраслей, как то, например, уголовно-процессуальное право.
  6. Правоприменение – сложный многоступенчатый процесс.
  7. Правоприменению присуща творческая природа. Несмотря на необходимость соблюдения определенных процедур, применение права не осуществляется механически: как уже было сказано, имеет место индивидуализация каждого случая с учетом разнообразных жизненных обстоятельств. Подобный подход требует от представителей соответствующих органов не только точного владения юридическими знаниями, но и определенной интеллектуальной гибкости.
  8. Каждая осуществленная процедура правоприменения (его итог) закрепляется документально путем формирования акта применения права.

С учетом указанных признаков можно дать понятию правоприменения также следующее определение:

Правоприменение есть государственная деятельность властного характера, выполняемая уполномоченными на то органами с соблюдением законных процедур, имеющая целью оказать содействие в вопросе реализации правомочий через вынесение персонализированных решений.

Этапы осуществления правоприменения

В перечисленных признаках уже было упомянуто, что правоприменение – процесс многоступенчатый, сложносоставной, протяженный во времени, подразумевающий прохождение ряда стадий.

Стадиями применения права являются условно обособленные друг от друга группы действий правоприменительного характера, имеющие общей целью обеспечить надлежащее исполнение правовой нормы.

Ключевыми этапами здесь являются:

  1. установление фактов по рассматриваемому делу;
  2. определение применимой правовой нормы и ее анализ;
  3. вынесение решения и закрепление его документально.

Стадия установления фактов и стадия формирования правовой основы реализуются почти одновременно, т.е. разделение их относительно. В условиях реальной юридической практики формирование правовой и фактической основ происходит постепенно, с опорой друг на друга.

Установление фактической основы

По сути, в каждом рассматриваемом деле содержится множество разнообразных фактов. Очевидно, что большая часть их не имеет юридической значимости. Первая стадия правоприменения призвана доказать наличие либо отсутствие обстоятельств юридического значения при помощи соответствующих фактов.

Факты могут быть:

  • основными – напрямую следующими из правовых норм и влияющими на правовую оценку возникшей ситуации. Основные факты являются обязательными и, если они будут неверно установлены или не установлены вовсе, принятое решение по делу может быть отменено;
  • вспомогательными – теми, что не являются обязательными и не имеют непосредственного влияния на правовую оценку по делу, но могут стать подспорьем для установления истины.

Установление правовой основы

Стадия формирования юридической основы состоит из комплекса следующих действий правоприменительного характера:

  • определение юридической нормы, уместной для применения в конкретном деле;
  • установление действительности выбранной нормы во времени, пространстве и по кругу лиц;
  • исследование нормативного акта на предмет правильности текста;
  • осуществление толкования нормы права.

Вынесение решения

Принятие решения по рассматриваемому делу также является сложным по составу процессом: здесь есть место и логическим, и творческим, и властным элементам. На этой последней стадии правоприменения для рассматриваемых обстоятельств формируется юридически квалифицированное, персонализированное предписание в виде правоприменительного акта.

Этап вынесения решения в правоприменении можно считать ключевым, а две предыдущие стадии – подготовительными.

Акты применения права

Акт применения права является официальным документом, который формируется государственным органом, имеющим соответствующие полномочия и компетенции, и содержит в себе государственно-властное указание относительно вопроса применения некоторой правовой нормы.

Любой правоприменительный акт:

  • являет собой документ, составленный в письменном виде;
  • исходит от государства;
  • наделен силой юридического характера: факт его исполнения находится под охраной государства).

Указанные черты являются общими для правоприменительных и нормативно-правовых актов. Различие же между ними заключается в том, что:

  • нормативно-правовые акты закрепляют общие указания (общие правовые нормы), а правоприменительные акты, как уже неоднократно упоминалось, носят персонализированный характер и конкретизируют как самих субъектов, так и их права и обязанности;
  • нормативно-правовые акты имеют значимо длительный срок действия и, в силу общего характера их предписаний, неоднократно могут быть применены к широкому кругу лиц. Правоприменительный акт предполагает создание указаний для однократной реализации, содержит предписания для конкретных лиц и конкретных жизненных обстоятельств.

Наглядным примером того, как соотносятся нормативно-правовой акт и правоприменительный акт, могут быть положения Уголовного Кодекса (нормативно-правовые акты) и приговор суда (акт применения права).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

Акт применения норм права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные решения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинских частей.

Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

1. Властный характер и охрана принудительной силой государства

Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

2. Акт применения это индивидуальный (персонифицированный) правовой акт

Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая ине распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового акта, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однородных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты применения права к источникам права в нашей стране не относятся.

3. Законность правоприменительных актов

Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.Например, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

4. Формальный характер - имеет установленную законом форму

Акты применения норм права издаются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы :

вводную часть - указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

описательную часть - излагаются фактические обстоятельства дела;

мотивировочную часть - дает обоснование принятого решения;

резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

- это правовые акты;

- принимаются и обеспечиваются компетентными органами;

- имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отличается следующим:

*применяется на основе нормативного и реализует норму права;

* имеет конкретный, персонифицированный характер;

* не является источником права, не содержат норм права;

* выступает как юридический факт;

* носит одноразовый характер.

виды по различным основаниям:

а) акты государственных органов (приговор суда, приказ об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согласен" руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: