Создатель утопии описывающей картину идеального общества без частной собственности это

Обновлено: 16.05.2024

а) патристики; б) апологетики; в) софистики; + г) схоластики.

2. Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется…

а) Фома Аквинский; б) Пьер Абеляр;

в) Ансельм Кентерберийский; +г) Аврелий Августин ( Блаженный)

4. Господствующим типом философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается…

а) наукоцентризм б) антропоцентризм

+в) теоцентризм г) космоцентризм

5.Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к …

+ а) религии; б) этике; в) эстетике; г) науке.

6.Выдающимся представителем этапа патристики является …

+ а) Аврелий Августин; б) Р. Бекон; в) У. Оккам; г) Ф. Аквинский.

7. Ценность познания как средство для укрепления веры в средние века обосновал…

а) А. Августин; б) У. Оккам;

+ в) Ф. Аквинский; г) Тертуллиан.

а) эллинизма; + б) патристики; в) рационализма; г) схоластики.

9. Средневековая схоластика ориентирована на учение…

а) Протагора; б) Сократа; в) Платона; +г) Аристотеля.

10.Позиций номинализма придерживался .

а) Сенека; б)Платон; +в) Росцелин; г) Плотин.

11.Общие понятия существуют "до вещей" в божественном уме, "в самих вещах" как их сущность и "после вещей" как результат деятельности человеческого ума - утверждал:

а) Д.Скотт; +б) Ф.Аквинский; в) Росцелин; г) Плотин.

12.Борьбе со схоластическим реализмом служила знаменитая "бритва" …

а) Д.Скотта б) Ф.Аквинский +в) У.Оккама г) Августина Блаженного

13.Соответствие между понятиями и их определениями:

а) оправдание Бога за существующее на земле зло

б) особенность средневекового мышления, для которого реальностью, определяющей все сущее, является Бог

в) искусство толкования религиозных текстов

г) понимание истории как проявление воли Бога

д) учение о создании мира Богом из ничего

Ответ: 1-д, 2-б, 3-г,4-в, 5-а

14. Учение, согласно которому общее существует объективно, независимо от человеческого сознания:

15. Хронологический порядок периодов в развитии средневековой философии:

3.Философия Ренессанса

1. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались…

+а) Николо Макиавелли б) Николаем Коперником

в) Леонардо да Винчи г) Галилео Галилеем

2. Родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель раннего Возрождения –

а) Лоренцо Валла б) Джованни Боккаччо

в) Данте Алигъери + г) Франческа Петрарка

3. Земля и Солнце – рядовые небесные тела в бесконечной, одушевленной, наполненной разумной жизнью Вселенной, - утверждал титан Ренессанса…

а) Франческо Петрарка б) Мишель Монтень

в) Данте Алигъери +г) Джордано Бруно

4.Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется. + а) гуманизмом; б) утилитаризмом; в) космизмом; г) персонализмом.

5.Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались…

а) Леонардо да Винчи; + б) Николо Макиавелли;

в) Николаем Коперником; г) Галилео Галилеем.

а) Аврелий Августин; б) Томмазо Кампанелла; + в) Томас Мор; г) Платон.

+ а) Н. Макиавелли; б) Л. Валла; в) Т. Кампанелла; г) Т. Мор.

8. М.Монтень является автором такого известного философского произведения, как …

9.Автор "Города Солнца", в котором с позиций утопического социализма излагается программа преобразования общества - .

а) Н. Макиавелли; б) Л. Валла; + в) Т. Кампанелла; г) Т. Мор.

10.Cоответствие между понятиями и определениями:

а) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

б) воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие

в) идеологическое движение ХУ1 в., направленное против средневековой католической церкви

г) резко критическое отношение к служителям церкви эпоха возрождения идеалов античности

д) эпоха возрождения идеалов античности резко критическое отношение к служителям церкви

11.Периоды в развитии ренессансной философии в хронологическом порядке:

586. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным. возрастная.

587. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована: Моисеевым.

588. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил: конец человека.

589. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:

вызова и ответа;

590. Составлением глобальных прогнозов занимается: футурология.

592. В современности господствующим типом культуры является: поп-культура;

593. Общество является предметом исследования такой философской науки, как: социальная философия;

594. Философским учением о сущности и развитии человеческого общества является: социальная философия;

595. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на: системе традиций;

596. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда: человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

597. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется: собственность;

599. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

1. Новое время — Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором

2. XX в. — Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей Вебер, Парсонс, Сорокин и др.

3. Античность — Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости

4. Средние века — Град земной, стремящийся к Граду небесному

600. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются: Тойнби; Шпенглер;

601. Что понимали под цивилизацией в XVIII в. идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

602. С точки зрения Хантингтона отношения между цивилизациями в будущем приведут к: конфликту;

607. Социальная философия - это максимально обобщенное знание об обществе

608. Социальное время, имея физическую основу, связывается с: важнейшими историческими событиями

609. Социальное неравенство, существующее в современном обществе, выражается в понятии - класс

610. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется как: тоталитаризм

611. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа цивилизацией

612. Суждение о том, что сознание предшествовало труду и обществу, а не наоборот, является ответом оппонентов такому течению, как марксизм

614. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался К. Марксом

615. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как экзистенциализм

616. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют философию

618. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию, была предложена: Шпенглером

619. Течение в западной философии и культуры, обоснование которого было дано в работах Ж. Ф. Лиотара постмодернизм

620. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа.. коэволюции

621. Цивилизация есть упадок культуры с точки зрения. Шпенглер

622. Ядром политической системы общества является политические институты

623. В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял базис и надстройку

624. В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется классовая борьба

625. Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. О.Тоффлер

627. Демократизация предполагает наличие некоторого общества демоса, где каждый член одинаково компетентен для участия в управлении этим обществом.

628. Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру Древние римляне

630. Идея линейной направленности общественной жизни возникла в средние века

631. Исследованием общества как особого рода деятельности занимается социальная философия

632. История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: О. Шпенгпера

634. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином формация

Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США. Утверждает 3. Бжезинский

636. Культура XX века характеризуется как культура постмодернистская

637. Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание: Ж.-Ж. Руссо

638. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является Белл

639. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют обществом

640. Признание ведущей роли в развитии общества промышленного производства и технического прогресса специфично для так называемого детерминизма. технологического

641. Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как: психофизический параллелизм

642. Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями исторического материализма

643. С точки зрения технологического детерминизма решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии:

644. Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность" - это …низменное

645. Способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве - это… вкус

646. Философское учение о прекрасном, в т.ч. в искусстве и художественной деятельности, называется… этикой

647. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть - … этика

648. Древнейший принцип - "Не делай того другим, чего не желаешь себе" - называется золотым правилом …нравственности

649. Совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется… идеалом

650. Если свободу понимать по принципу "куда хочу, туда поворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии с нормами … морали

651. Свобода делится на негативную и…позитивную

652. Религиозные ценности выражаются в…заповедях

653. Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться …религия

654. Впервые термин "ценность" в собственно философском смысле употребил…И. Кант

655. Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов называется …справедливостью

656. Высшая степень ценного, значимого для человека называется …идеалом

657. Воплощение эстетического идеала называется …прекрасным

658. Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов выражается в понятии… польза

659. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется…совестью

660. Вопрос о смысле жизни, прежде всего, порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек … смертен

661. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии … Шопенгауэра А

662. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …экзистенциализм

663. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в … потустороннем мире

664. С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в: спасении души

665. Этической позиции, что "нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться" придерживается… гедонизм

666. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь… Не убий!

667. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи - безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является … Кант И.

668. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего: спасение души

669. Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в: экзистенциализме

670. Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается … буддизм

671. Триада - Вера, Надежда, Любовь - впервые высказана…в христианской философии

672. Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй" - таков принцип…веротерпимости

673. Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется … счастьем

674. Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…Возрождения

675. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…экзистенциализма

676. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви: гуманизм

678. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений : аксиологическая

679. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается: этика

680. Высшим моральным долгом человека Сократ считал: попечение о душе

681. По Аристотелю добродетель состоит в : душевной уравновешенности

682. Согласно киникам добродетель заключается в : умении довольствоваться малым

683. Отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества относится к: кинизму

684. Идеалом стоика-мудреца является: невозмутимость

685. К чему приводила софистика в области морали: гносеологическому релятивизму

686. Причины существования зла по Ф. Аквинскому: неподчинение Богу

687. Причины существования зла, согласно Платону: бесформенная материя

688. Дополните: гедонизм- система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения.

689. гуманизм - система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.

690.индивидуализм- понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.

692. Понятие, означающее невозмутимость духа - . атараксия

693. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов - . апатия

В эпоху Возрождения, особенно в поздний период, жанр социальной утопии получил своё наибольшее признание. Жанр социальной мысли – утопия, в дословном переводе с греческого языка обозначает место, которого нет.

Понятие "утопия" стало нарицательным, всё потому множество нереальных общественных преобразований называли именно так. Огромную социальную роль играли тексты, написанные в этом жанре. В таких произведениях критиковали существующий общественно-политический строй, формировался социальный идеал, а также осуществлялись попытки предположить, как будет выглядеть жизнь человека спустя время.

Касательно философии, то ни одно утопическое произведение нельзя рассматривать с точки зрения этой науки. Всё потому, что утопии не поднимаются до философского уровня. Утопии принадлежат к синкретичному литературному жанру, особенностью которого является синтез философии, эстетики и публицистики, при этом все они гармонично дополняют друг друга.

Социальная утопия Мора

Название "утопия" крепко обосновалось в науке после появления произведения Томаса Мора. Он был английским гуманистом, писателем, а также святым Католической церкви. "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" предлагает своим читателям погрузиться в атмосферу путешествия на неизведанный остров. Такой сюжет был скорее влиянием больших географических открытий и экспедиций, когда на карте мира всё чаще появлялись новые и новые земли.

Первая часть книги посвящена весьма подробному и правдоподобному описанию жизни Англии в XVI в. Великий гуманист Томас Мор говорит о том, что все несчастья и проблемы государства от частной собственности. Он считал, что современная ему Англия может существовать иначе.

Это мнение он и постарался отразить в следующей части своего произведения. Реалистичные картины первой части сменили фантастические представления во второй. Герои оказываются на острове Утопия, где нет частной собственности, а местные жители, не считая нарушителей закона и атеистов, занимаются производственной деятельностью и имеют одинаковые права. На острове Утопия помимо отсутствия частной собственности также нет и частной жизни. Семьи не воспитывают своих детей, этим занимается государство. Никто не ведет своё хозяйство, этим тоже занимаются специальные службы, впрочем, как и иными бытовыми проблемами. В конце концов, все даже одеты и обуты одинаково.

В общем, все сферы жизни человека на острове Утопия были "под присмотром" государства. Но это не самое важное, что хотел показать Мор. Он пытался донести, что из 54 городов острова, достаточно взглянуть лишь на один, чтобы понять, как выглядят все остальные, ведь они полностью идентичны: архитектура, образ жизнедеятельности повсюду одинаковы.

Мир, который нарисовал Томас Мор, казался его современникам идеальным. Здесь все люди были равны перед законом, не было и намёка на неравноправие. Хотя это только для тех, кто жил и своими глазами наблюдал то агрессивное имущественное расслоение общества, когда началась эпоха первоначального накопления капитала. При всём при этом уже через шестнадцать лет в произведении Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" автор в ярких красках описал последствия, которые наступили после реализации идеи равенства с отказом от частной собственности.

Храбрый монах брат Жан организовывает обитель и даёт ей название Телемская иными словами желанная. Закон этой обители прост и состоит всего из одной фразы: "Делай, что хочешь". Обитель населяют самые интересные, образованные люди, многие из них говорят на нескольких языках и имеют несколько образований. Эти люди интеллигентны, отважны, одарены множеством талантов, писали прозу и стиху. Но, к сожалению, со временем их индивидуальность теряется, в таком идеальном обществе они перестают быть яркими и выделяющимися, скорее превращаются в маленькие элементы общества.

Социальная утопия Кампанеллы

Такие же выводы сделал и автор "Города Солнца" Томаззо Кампанеллой (Джованни Доминико). Спустя столетие он также пишет произведение об идеальном государстве. Итальянский монах-доминиканец, богослов, поэт и политик делает вывод в утопичности такой идеальной жизни.

Город Солнца – это город всеобщего счастья. Его жители всё делают по регламенту, никаких отступлений. Всё описано до мельчайших подробностей. Они вместе едят, ходят на работу, возвращаются домой, отдыхают, поют песни, рассказывают стихи.

Кампанелла говорил о том, что источник всех зол не только в частной собственности, но и в том, что она влечёт за собой человеческий эгоизм. Видел он единственный выход – полный отказ от собственности, в том числе от жён, детей. Полное и всеобщее равенство приведёт к искоренению эгоизма. Все равны только в том случае, если ни у кого ничего нет, только право жить в общине, согласно определённым правилам и трудиться на благо этой общины.

Кампанелла задавался вопросом и о том, как же создать такое общество, ведь история и природа человека задумана иначе.

Создать идеальный город можно так: "Сначала все исторгается и искореняется, а потом уже насаждается, созидается", – по принципу "весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим".

Согласно утопиям, в идеальных государствах человек уже не был индивидуальностью, скорее винтиком государственной машины. Ничего из себя не представлял, мог действовать только согласно регламенту и ни о какой индивидуальности речь в таком контексте уже не шла. Антропоцентризм пришел на смену государственному центризму. Центром мира теперь является город Солнца и его верховный правитель, человек уже на второстепенных позициях.

Всё это ярчайшим образом демонстрирует кризис гуманизма как кризис индивидуальности, ведь личность полностью растворяется в общине, а индивидуальность в государстве.

Социалисты-утописты выдвигали свои идеи в эпоху Возрождения, скорее всего это был ответ на существующую тогда в обществе несправедливость. И, как ни странно, но именно утопичные идеи находили своих сторонников, которые верили, что мир можно изменить, как сейчас в эпоху Возрождения, так и в будущем.

История на своём примере показала, что сила утопий в том, что хоть они и носят фантастический характер, но всё равно могут осуществиться.

Оценка философского познания эпохи Возрождения в литературе

Согласно философии советского времени принято было считать, что в науке того времени произошло освобождение от христианско-церковных угнетений. Это способствовало тому, что философия перестала служить богословию и церковной системе. В силу этого смогла, наконец-то, оформиться как самостоятельная наука и развиваться согласно собственным законам, а не канонам церкви. Именно это и стало толчком к расцвету философской мысли, и более того, культуры в целом.

Западные исследователи немного более критично ставятся к философской мысли эпохи Возрождения. Философ Б. Рассел из Англии говорил, что заслуга философии Возрождения лишь в том, что произошло разрушение схоластической системы и возврат к знаниям и исследованиям Платона, в остальном же выводы весьма плачевны, по его мнению.

Б. Рассел утверждает: "Возрождение не было периодом великих достижений в области философии, но оно принесло известные плоды, которые явились необходимой предпосылкой величия XVII столетия".

Ошибочным было и то, что деятели эпохи Возрождения принимали любой античный вздор в качестве чего-то рационального и правдивого. При этом освободившись от церкви, они не были в состоянии самостоятельно мыслить. Как следствие уход от духовности к душевности, от культа духа к культу человеческой плоти.

Именно среди вольнодумцев астрология приобрела огромнейшую популярность, такого не было с античных времён. Многие гуманисты верили в магию и колдовские силы, опирались на те знания, которые могли найти поддержку в античной науке. Кроме того, для общества и для науки было губительно то, что люди практически отказавшись от церкви, забыли о нормах нравственности и морали.

Освобождение от христианской морали было освобождением от морали в целом. Прежние правила нравственности потеряли всякий смысл и почитание.

Также критично и негативно относится к философии эпохи Возрождения и польско-швейцарский философ Ю. М. Бохеньский. Он утверждает, что достижения философской науки этого периода незначительны. Говорит о том, что вовсе не стоит восхищаться философией Возрождения как какой-то великой на фоне предшествующей схоластики. Это всё равно, что сравнивать философов Возрождения, Средневековья и Античности – чистой воды суеверие.

Мнение американского историка философии П. О. Кристеллера не такое лояльное, он в своих суждениях достаточно суров и в целом ставит под сомнение принадлежность к философской науке деятелей Возрождения. Исключение он делает только для Николая Кузанского, хотя он был достаточно далёк от идей и духа Возрождения и Галилея, он, в свою очередь, жил уже на закате исследуемой эпохи. Насчёт всех остальных он не говорит ни хорошо, ни плохо, скорее ничего.

О. Кристеллер писал: " Философы Возрождения не были ни хорошими, ни плохими – они вообще не были философами".

Исследователь говорит о том, что он не умаляет таланты этих людей, многие из них были прекрасные политики, выдающиеся писатели и литературоведы, отличались насмешливым и острым умом, знали древние тексты, но, стоит признать, не имели никакого отношения к философской науке.

Читайте также: