Собственность на землю это дворяне духовенство

Обновлено: 27.04.2024

В начале ХVII века в России сложились основные сословия общества. На основании государственных законов за всеми ветвями структуры закреплялись права, обязанности и привилегии. Установлению иерархии способствовал ряд постановлений правительства того времени.

Структура сословий

Сословия ХVII века состояли из 5 основных групп, которые имели свои разветвления:

Управляли государством и защищали его от внешних врагов

Земля с прикрепленными на ней крестьянами являлась их частной собственностью. Она передавалась по наследству или оформлялась в виде дарственной. Хозяин имел право ее продать.

Территория с прикрепленными на ней крестьянами давалась царем за верную службу. Передавалось по наследству, только если сын продолжал службу отца.

Служили в монастырях, которым принадлежали владения с крестьянами. Не имели семьи.

Белое (приходские священники)

Наличие своего прихода, где проповедовалось слово Божье

Владели имуществом и землей. Создавали семьи.

Работали и платили государству налоги

Изготавливали различные изделия. Занимались предпринимательской деятельностью.

Кроме налогов с них взималась пошлина от торговой деятельности

Организовывали мануфактуры и занимались предпринимательством.

Обрабатывали землю феодалов и монастырей. Выплачивали оброк со своего участка

Хозяин оказывал им необходимую помощь.

Взимались налоги в пользу государства

Служили в войске

Имели жалованье со стороны государства.

Охраняли границы страны

Кроме жалованья обладали правом выборного самоуправления.

Боярский привилегированный слой общества

Это была высшая знать общества приближенная к государю. Сословие образовывалось в течение длительного времени. Состояло оно из представителей династии Рюриковичей, князей присоединенных к Руси территорий, а также местных бояр. Эти люди составляли верхушку общества. Они заседали в государственной думе, занимали высокие посты в управлении государством, владели вотчинами.

Среди них выделялись окольничие, которые непосредственно контактировали с царем. В их задачу входило:

  • сопровождение государя в поездках;
  • прием послов иностранных держав.

Часто окольничие впоследствии становились воеводами или полководцами.

Именно боярское сословие являлось опорой государства. Оно не только помогало царю руководить страной но возглавляла армии во время войны.

Дворяне – вторая по влиянию группа

Данное сословие окончательно сформировалось именно в начале XVII века, когда было выпущено соответствующее законодательство. К этому времени во дворянстве существовали разряды:

  • стряпчие;
  • стольники;
  • провинциальная знать.

Первые 2 группы пользовались особыми привилегиями.

Владение земельными наделами носило ограниченный характер. Поскольку выдавались они государем за личные заслуги, то дворянский сын обязан был продолжать службу, которую вел его отец.

Духовенство – черное и белое

Духовенство во все времена играла важную роль в государстве. Не стал исключением и XVII век. К его началу произошло формирование 2 видов духовных сословий:

Черное. Было наиболее массовым. По статистическим данным насчитывало до 110 тыс человек. Сюда входили монахи, проживающие в монастырях, которые имели в своей собственности земельные наделы, обрабатываемые крепостными крестьянами. Черному духовенству запрещалось иметь семью.

Белое. Сюда входили приходские священники. Их число насчитывалось около 10 тыс человек. Они имели свой приход и вели мирской образ жизни: владели собственностью и содержали семью.

Во внутренней структуре духовенства наблюдалось расслоение. Выделялись категории:

  • служащие;
  • средняя прослойка;
  • руководящий состав.

К числу руководителей относились архиереи. Их богатство было настолько велико, что соперничало с боярским.

Горожане – посадские граждане

Со стороны городских жителей шло основное поступление налогов, поэтому правящая верхушка была заинтересована в увеличении его численности. Для этого посадское население обкладывалось тягловой данью. Это означало, что в случае ухода городского жителя на другое место поселения доля его налога распределялась среди оставшегося люда.

По степени богатства городские жители делились на категории:

Несмотря на существующие раздоры между общинами города в случае появления внешней опасности шло общее объединение. Только единым фронтом можно было обеспечить защиту от врага.

Купцы, как отдельная группа

Купеческое сословие тоже постигла сильная дифференциация. Некоторые из них были настолько богатыми, что входили в число чиновников, управляющими государственными финансами. Так же как и бояре, они владели вотчинами.

Купцы меньшего ранга не занимали постов. Они вели обычную торговлю и платили пошлины.

Крестьяне: крепостные и черносошные

Если городское население составляло 3%, то на долю крестьянства приходилось 90% и разделялось оно на группы:

  1. Крепостные. Прикреплялись к земельным наделам, которые были в собственности бояр, дворян и духовенства.
  2. Черносошные. Имели собственную землю, которая выделялась им со стороны общины. При этом с них требовалась уплата налога.

Крепостные крестьяне были полностью лишены прав. С ними хозяин мог обращаться как с вещью. Допускалась их продажа и дарение.

На них лежало 2 бремени:

    . В течение 5 дней недели требовалась работать на участке помещика.
  1. Оброк. Налог в натуральной форме, который требовалось отдать со своего участка.

Военные люди

Военные люди разделялись на 2 категории:

Стрельцы. Это представители, которые призывались на службу извне. За свое служение они от правительства получали жалованье. Как правило, командирами над ними были дворяне, но иногда и сами стрельцы добивались такой чести за выдающиеся заслуги.

Казаки. Занимались охраной пограничных районов государства. Несмотря на обязательность воинской повинности, казачество имело особые права и свободы. Проживание шло в общине, которая располагалась на собственной земле. Руководство осуществлялось выборными атаманами и старшинами. Назначение их шло на собраниях общины, где каждый казак имел равные права.

Несмотря на большое количество сословий, направленность всех категорий была устремлена на служение государству. Ни для какого класса не было сделано исключений. Это касалось и аристократии. Каким бы богатством не располагали бояре, вся их деятельность состояла в работе на ответственных постах. Именно на них лежала ответственность за благополучие государства.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Сословия в Российской империи.
(Историческая справка).

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:

дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:

почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества - дворянство.

Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).

В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них - Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.

После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат.Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами.

Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .

В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян, но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей

Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им.
Слово "Мещанин" - происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: - первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция(архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.

Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.


Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Права и обязанности дворянства - это свод законодательно закрепленных норм и правил, определяющих права и обязанности дворянства на разных этапах его исторического развития.

В XVII веке высшее сословие и дворяне имели право владеть холопами, землями, скотом как личной собственностью. Власть дворянства над холопами была безграничной, над людьми допускались любые действия. Права дворянства могли ограничить только представители царской семьи или их собственного сословия. Дворяне и боярские дети относились к низшим слоям аристократов, холопов и земель имели немного, подчинялись боярам.

  • дворянства - отбытие военной службы на благо государства, в том числе занятие государственных постов, осуществление управленческой, дипломатической и военной деятельности (служилые люди - министры, послы в крупных державах, генералы, генерал-губернаторы);
  • дворян и боярских детей - отбытие обязательной службы на благо государства (послы мелких княжеств, офицеры, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций).

Права и обязанности дворянства в XVIII веке

Роль дворянства как господствующего сословия усиливается. Происходит внутренняя консолидация дворянского сословия, наблюдается постепенное стирание различий между разными группами служилых, категориями дворянства, владевшими землей на поместном и вотчинном праве (Указ о единонаследии 1714 г.). После Указа все дворяне, владеющие землей, имели земли на основе недвижимой собственности (единого права собственности).

Повышался правовой статус и расширялись привилегии дворянства. Указ 1718 г. резко отделил правовой статус дворян от статуса податных, которые обязаны были платить подушную подать и нести определенные повинности.

Основная привилегия дворянства 18 в. - монопольное право владеть землей, на которой проживали крепостные крестьяне. Появляется новый тип безземельного дворянина. Владение землей означало право вотчинной юстиции в отношении крестьян (Указ 1765 г.). У дворян появилось право владеть крепостными без земли, продавать их без земли, включая разлучение семей.

Готовые работы на аналогичную тему

Привилегией и одновременно обязанностью дворян было право на замещение чиновничьих и офицерских должностей в бюрократическом государственном аппарате и в армии. Дворянскую службу контролировала Герольдмейстерская контора при Сенате.

Дворянство имело такие права и привилегии, как:

  • преимущественное право на образование;
  • право беспрепятственно выезжать за рубеж (и возвращаться обратно);
  • право на торговлю хлебом (включая экспортные продажи);
  • право владеть фабриками, заводами, рудниками.

В 1736 г. срок службы у дворян ограничивался 25 годами. А в 1762 г. Петр III Указом о вольностях дворянских отменил обязательную службу для дворян.

Указ 1782 г. установил для дворян право собственности на землю и ее недра.

В 18 в. правительство провело ряд мероприятий, направленных на подтверждение и расширение дворянских привилегий, усиление контроля за крестьянами: 1775 г. - Учреждение для управления губерний и Губернская реформа; 1785 г. - Жалованная грамота дворянству. Местное управление было практически отдано в руки местного дворянства.

Дворянство имело право выбирать кандидатов из своей среды на множество должностей в уездах: заседателей нижнего земского суда, капитан-исправников, уездных судей, верхнего земского суда, членов совестного суда.

Жалованная грамота 1785 г. закрепляла и предоставляла следующие льготы и привилегии: право собственности на поместья и крепостных; право вотчинной юстиции; право на оптовую продажу всего, что родится в деревне; право покупки недвижимости в городах; право заводить заводы и фабрики; освобождение от обязательной службы, монопольное право на чиновничьи и офицерские должности в госаппарате и вооруженных силах; исключительное право на награждение орденами; освобождение от телесных наказаний, от повинностей, податей, военного постоя в помещичьих усадьбах и др.

Права и обязанности дворянства в XIX веке

Дворяне XIX века представляли собой привилегированное сословие. Дворянин мог принадлежать к духовенству.

В России до 1861 года дворяне главным образом были помещиками, которые владели землями и крестьянами. После отмены крепостничества право владеть людьми было отменено, но большая часть угодий и земель осталась во владении помещиков. Дворяне имели собственное сословное самоуправление, обладали исключительным правом покупать в стране землю, полностью были освобождены от телесных наказаний.

С 1785 года государственная и военная служба стала не обязательна. Но офицеры по-прежнему набирались из числа дворян.

Городское самоуправление осуществлялось исключительно дворянами. Большинство дворян заседало в земствах.

Все дворянство подразделяли на личное и потомственное. Личное дворянство предоставлялось за заслуги перед Отечеством, оно не передавалось по наследству.

Духовенство освобождалось налогов и повинностей, от службы и армии, от телесных наказаний. Внутри духовенства существовало сословное самоуправление.

Духовенство выполняло определенные обязанности – представители духовенства служили в церквях. Некоторые представители духовенства могли свое сословие наследовать, некоторые – приобретали только на время своей жизни. Когда священник снимал с себя сан, он возвращался в сословие, к которому относился до принятия сана.

Появившаяся в начале XVIII в. полиция оказалась хорошим нововведением. К ее компетенции относились охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др. Численность полиции и ее структуру в 1782 г. решили дополнить новым полицейским органом — Управами благочиния. Управы подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами. К компетенции Управы благочиния относились дознание и розыск, задержание преступников, исполнение законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

Города стали разделять на полицейские части во главе с частным приставом. Часть в свою очередь разделялась на кварталы, а кварталы — на дворы. Во главе кварталов стояли квартальные надзиратели и поручики.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

43. Усиление роли дворянства в XVIII в.

В период абсолютной монархии происходило расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием.

Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. устанавливалось монопольное право дворян на земельную собственность. Это означало не только право на землю, но и право на крепостных крестьян.

Среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья, было надежной опорой абсолютной монархии. Указом 1714 г. о единонаследии были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, но дворяне выступили против системы майората, направленной на защиту дворянских имений от дробления и разорения дворянства. Указ вызвал бурю негодования и в 1731 г. был отменен.

Последний штрих на незыблемость прав дворян нанесла Екатерина Вторая, приняв в 1785 г. Жалованную грамоту дворянству. Грамота подтвердила свободу дворян от обязательной службы, уплаты личных податей, постойной повинности, телесных наказаний. Им было разрешено формировать сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания.

44. Процесс огосударствления Церкви в XVIII в.

Как сословие духовенство сложилось в период феодализма и выступало в качестве крупного земельного собственника, владеющего крестьянами. Русские монархи желали изъять часть монастырских земель, первым это попробовал сделать (не слишком удачно) Иван Грозный. При Алексее Михайловиче был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме Патриарха, а также зависимым населением. В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению землевладений и церковной юрисдикции. В 1701 г. компетенция приказа расширилась — он стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.

Петр Первый в смысле религиозном был прагматиком: необходимость Церкви он видел в ее воздействии на умы сограждан. Ему нужна была Церковь нового образца — не разжиревшая на земельных угодьях, а послушная и правильная, проводящая политику государства. Петр предполагал секуляризацию церковного имущества, т. е. передачу его в светское управление. Начал он с обычных поборов — в 1705 г. служители Церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. А в 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Духовенство становится наследственным.

Законом 1764 г. Церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие Церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.

45. Положение крестьян и горожан в XVIII в.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне, которые по принадлежности подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных (дворцовых).

Помещичьи крестьяне. Единственной властью в поместье или вотчине был помещик: он судил, наказывал, распоряжался крестьянским имуществом. Крестьянин был для помещика собственностью, которую можно было продать, обменять, сослать, избить.

Государственные крестьяне были таким же феодально-зависимым населением, но зависели не от хозяина, а от государства: они несли повинности и платили оброк. Правовое положение государственных крестьян было несколько лучше: они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать.

Посессионные крестьяне появились в начале XVIII в., когда был принят указ о предоставлении купцам права покупать деревни и приписывать их к частным предприятиям — мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей крестьяне выполняли работы на производстве. Продать их можно было только вместе с самой мануфактурой.

Читайте также: