Праведный священник служит людям для тела и души имущества и чести кто сказал

Обновлено: 14.05.2024

Апостол Павел также осуждает клевету и доносительство, как превеликий грех, советуя женам, освободившимся от этих грехов, становиться диакониссами, а еще не избавившимся от пороков – воздержаться от такого зла. Ведь подобные изъяны отдаляют женщин от чина клириков и посвященных Богу. Поэтому Павел писал Тимофею, чтобы тот поставлял в Божьей церкви диакониссами жен честных, не клеветниц, трезвых, верных во всем ( 1Тим.3:11 ); и Титу советовал: Чтобы старицы также одевались, прилично святым, не были клеветницы ( Тит.2:3 ). Вот почему и я решил сегодня, братья, побеседовать с вами о клевете, предательстве, доносительстве и лжесвидетельстве, дабы показать вам, сколько зла они причиняют и самим творцам, и другим людям, и тем самым убедить вас в том, что христианам неприлично быть клеветниками, предателями, доносчиками и лжесвидетелями. Итак, я начинаю.

Размышления

Какое первое зло клеветники и лжесвидетели наносят самим себе

Первое зло, которое причиняют себе клеветники, предатели, доносчики и лжесвидетели, состоит в том, что в своем сердце они сами порождают дьявола и называют себя сынами дьявола, а его самого своим отцом. Потому что творящие грехи и дела усыновляются дьяволу через подражание ему. Наш Господь говорит о них: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего ( Ин.8:44 ). Возлюбленный ученик Христа Иоанн добавляет: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ).

Но в еще большей степени клеветники, предатели и лжесвидетели являются и называются сынами дьявола за то, что учатся и подражают нечистому в клевете и предательстве.

За что дьявол получил свое прозвище

Какое второе зло причиняют себе клеветники и лжесвидетели

Итак, второе зло, которое совершают над собой клеветники, предатели и лжесвидетели, состоит в утрате человеческого облика – они становятся звероподобными и чудовищными:

1. Их глаза – как у василиска, из которых, по словам ученых, разбрызгивается яд, поражая на расстоянии все живое. Предателям, клеветникам и лжесвидетелям глаза тоже служат не для любования Божественными творениями, для радости и прославления Создателя, но для того, чтобы замечать чужие пороки и клеветами, предательствами и лжесвидетельствами травить людей.

2. Уши у них, как у аспида, потому что змей закрывает свои уши, чтобы не слышать игры на флейте и не подчиняться заклинателю: Подобно глухому аспиду, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя ( Пс.57:5 ), предатели, клеветники и лжесвидетели также закрывают свои уши, чтобы не слышать слово и учение Бога и не отказываться от своих злодеяний и не вразумляться. Они открывают глаза только для того, чтобы узнать, чем там занимается их новая жертва, и тотчас бегут к судьям, дабы предать, оклеветать и дать ложные показания.

3. Их уста – как пропасть или глубочайший колодец: угодивший в него уже не сможет выбраться оттуда. Как говорит Соломон: глубокая пропасть – уста беззаконников: на кого прогневается Господь, тот упадет туда ( Притч. 22:14 ); гортань их подобна открытому гробу, источающему смрад и зловоние клеветы, лжи и доносов.

7. Ноги клеветников и лжесвидетелей ходят не прямыми стезями блага, добродетели и истины, как устроил Бог, а кривыми путями лукавства и лжи. Они мечутся туда-сюда, ища, кого бы из христиан предать, избирают дороги по камням, обрывам и буграм и потому постоянно спотыкаются, скользят и падают. Как сказал Соломон, ноги их бегут ко злу ( Притч. 1.16 ). А по словам Иеремии, ноги твои погрузились в грязь ( Иер.38:22 ).

Поскольку предатели и лжесвидетели внутренне тверды, как железный щит, то и все их внутренние органы грубы, подобно камню корунду. Как написано у Иова, внутренности его – щиты медные, состав же его как корунд камень ( Иов.41:7 ). И хотя Иов имеет в виду змея и дьявола, его слова применимы и к клеветникам и лжесвидетелям, чьим воспитателем, как мы уже упоминали ранее, является сатана. И раз у них весь облик звероподобный, чудовищный и сатанинский, то и ум и мысли у них чудовищные, бесчеловечные и дьявольские; как и то, о чем они помышляют, тоже преисполнено смертоносного яда, клеветы и лжи. А произносимые ими слова извергаются из их уст, подобно горящим светильниками и раскаленным жаровням, прожигающими несчастных нищих и невиновных людей, пострадавших от предательства и лжесвидетельства. Так написано у Иова: Из уст его исходят как бы свечи горящие, и разлетаются как искры огненные ( Иов. 41:10 ); Соломон показывает, что лжесвидетели, как пожар, разжигают ложь и вызывают суды и ссоры между братьями: Разжигает ложь свидетель неправедный и насылает суды посреди братий ( Притч. 6:19 ).

Какое третье зло причиняют самим себе клеветники и лжесвидетели

Чем клеветники и лжесвидетели вредят людям. Какое первое зло клеветники и лесвидетели причиняют людям

Какое второе зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям и какой ущерб они наносят храмам

Поистине, эти звероподобные существа вредят имуществу людей. Своими мерзкими деяниями перед судьями и властями они наносят ущерб и убивают единоверцев христиан. Ибо судьи, будучи иноверцами и несправедливыми и стремясь получить мзду, не расследуют дела, хотя по закону обязаны тщательно проверить, правдивы ли сведения, представленные предателями, лжесвидетелями и клеветниками. Но, вместо этого без разбора по ложным обвинениям власть имущие хватают преданных и оболганных христиан, избивают их, бросают в темницы, подвергают самым различным истязаниям, жестоко бьют и подвергают невыносимым пыткам. Оболганных людей грабят. У кого отнимут деньги, кого заставят продать свое поле и виноградник, кого лишат овец и скота, кого – оливковых и финиковых рощ, кого – сада, кого принудят отдать самое необходимое, на что этот несчастный жил сам и содержал жену, детей и дом.

Какое третье зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям

Аполлоний сказал об этом асийскому царю Селевку, и тот послал высокопоставленного придворного по имени Илиодор в Иерусалим, приказав забрать все сокровища, какие он там найдет, и доставить во дворец. Илиодор тотчас отправился в Иерусалим исполнять царский приказ. Он вошел в сокровищницу с явным намерением забрать все, что там было. Тем самым он обобрал бы целый город и весь народ, если бы Господь по молитвам и слезам первосвященника и народа не сотворил чуда, которым устрашил Илиодора и заставил его немедленно просить прощения за свое намерение. Вот какое разорение и зло причиняют предатели и лжесвидетели. И наконец, эти негодяи отравляют жизнь людям клеветой и лживыми показаниями властям, становясь виновниками несправедливости и убийства граждан. Так, мужи халдейские пришли к царю Навуходоносору и оклеветали трех юношей, что те якобы не покланяются его изображению, за что царь повелел бросить их в раскаленную печь (см.: Дан. 3, 8 ). Также советники и сатрапы царя Дария оклеветали пророка Даниила, что он покланяется Богу три раза в день, и поэтому царь осудил его и вверг в ров со львами (см.: Дан. 6 ). Так же поступили те двое лжесвидетелей, которые оболгали невиновного Навуфея, будто бы он хулил Бога и царя, и стали виновниками побиения его камнями, и он скончался, как написано (в Библии) (см.: 3Цар. 21, 12 ). Двое других негодяев ложно и неправедно свидетельствовали против Иисуса Христа и стали повинными в убийстве невиннейшего Сына Божия, как сказано (в Писании) (см.: Мф. 26, 60 ). Наконец, по вине лжесвидетелей был побит камнями несправедливо и безвинно первомученик и архидьякон Стефан, как явствует из Деяний (см.: Деян. 6,13 ). И не один, не двое, но многие погибают из-за клеветников и лжесвидетелей, даже целые народы. В подтверждение своих слов я вновь обращаюсь к Священному Писанию. Как рассказывается в книге Есфирь, когда евреи были рабами, находясь под игом Артаксеркса, царя персов и мидян, один большой вельможа, второй после царя, по имени Аман, разгневался на еврея Мардохея, человека праведного и добродетельного, за то, что тот не поклонился ему. Но Мардохей поступил так не по своему высокомерию, но чтобы не кланяться человеку и не делать его подобным Богу. Вот поэтому, повторяю, разгневался Аман на Мардохея и оклеветал перед царем весь род еврейский и предал его, свидетельствуя ложно, будто евреи не хранят царских законов, что они непокорный народ и враги царя, и будто законы их враждебны всем народам. Помимо этого, вельможа привел царю и другие вымышленные доказательства и убедил повелителя разослать повсюду царские грамоты, предписывающие властям на местах убить всех евреев, включая женщин и детей, дабы без всякой жалости искоренить их род в четырнадцатый день двенадцатого месяца. Услышали об этом, несчастные евреи и прямо там, где находились, постились три дня, спали на вретище, посыпали голову пеплом, громко плакали, рыдали и умоляли Бога избавить их от неправедной смерти. Но больше всех скорбели и молили Господа упомянутый Мардохей и его племянница Есфирь, царица и жена Артаксеркса. Видя их усердие, внял Господь их молитве и освободил от смерти через царицу Есфирь.

Клеветники и лжесвидетели губят и священников

Но этим не исчерпываются злодейства клеветников и лжесвидетелей.

Дьявол причинил демонам такое же зло, какое клеветники и лжесвидетели причиняют внимающим им

Чем клеветник и лжесвидетель похож на дьявола

В чем клеветник и лжесвидетель хуже дьявола

Клевета и лжесвидетельство не свойственны христианам

Итак, поймите же, наконец, из-за ваших злодеяний вы больше недостойны называться христианами. Поэтому вам остается одно из двух: или покаяться и прекратить клеветать, предавать и лжесвидетельствовать, или не каяться, продолжать делать свое и стать недостойными звания христиан.

Ответ возражающим

Клевета и доносы нетерпимы

Какие епитимии налагаются на клеветников и лжесвидетелей

За такие преступления клеветников вон! Предателей вон! Доносчиков вон! Лжесвидетелей вон! Вон из Церкви, ибо вы недостойны находиться в ней.

Какие проклятия уготованы клеветникам и лжесвидетелям

Какие Божии наказания получают клеветники и лжесвидетели на земле

Какие Божии наказания клеветники и лжесвидетели получают на небесах

Послесловие

Следовательно, во избежание мучений поспешите, братья мои, покаяться. Удержите ваш язык и уста от зла, дабы не лгать, как призывает Давид (см.: Пс. 33,13 ). Храните заповеди Господни и не мстите никому, любите своего брата, защищайте его, как своего ближнего, даже если он неправ. И не судите его, не обвиняйте, как грешника, не предавайте, дабы за братскую любовь и вам Царства Небесного удостоиться благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

В Синодальном переводе: Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. – Примеч. ред.

Дьявол (διάβολος) по-гречески означает клеветник. – Примеч. пер.

Церк.-слав.: Устне истинны исправляют свидетельство: свидетель же скор язык имать неправеден. – Примеч. пер.

История Сусанны описана в Книге пророка Даниила ( Дан. 13, 1–64 ): обвиненную в прелюбодействе по ложному свидетельству старейшин, соблазнившихся ее красотой, Сусанну приговорили к смерти. Однако, благодаря мудрости пророка Даниила, женщина была оправдана, а лжесвидетели казнены. – Примеч. ред.

Прибавлю здесь и то еще отмщение, которое приемлют в настоящей жизни доносчики, предатели и лжесвидетели, то есть то, что умирают несчастные отлученными, непрощенными, не примирившимися с людьми, которых оклеветали, ибо эти люди, потерпевшие от них ущерб или в чести, или в деньгах, или в жизни, не вынеся бесчестия и несправедливости, которую причинили им клеветники, идут к архиерею и выпрашивают грамоту об отлучении и отлучают тех, кто их обесчестил и нанес ущерб своей клеветой. Они же, предав их и оклеветав, слушая отлучение, не раскаиваются, не идут к оклеветанным, чтобы снискать прощение, но или от стыда, или от гордости своей остаются неисправленными и заботятся о том, чтобы примириться с оклеветанными и получить прощение. Поэтому умирают, бедные, отлученными и непрощенными и отправляются туда в оковах и на душе своей, и на теле. А другие, еще худшие злодеи, будучи на самом деле клеветниками, предателями и лжесвидетелями и сознавая себя преступниками, не успокаиваются, не каются, но еще прибавляют грех ко греху и, придя к архиерею или архиерейскому наместнику, получают от него грамоту об отлучении и отлучают сами себя, если сами осознают свою клевету или предательство, и делают это, чтобы оправдаться и не иметь дурного имени среди людей. Другие же идут или явно, или тайно и получают прощение от архиерея, а о том, чтобы примириться с христианином, которого оклеветали, не заботятся. Воистину все они неразумнейшие и смертельные враги собственной души, все творящие это. Поэтому, братия мои, если и оклеветали вы кого-то, или тайно предали, или обесчестили, идите и просите у него прощения, ибо если он вас не простит, знайте, что вы не прощены. – Примеч. прп. Никодима Святогорца.

Источник: Благонравие христиан. – Пер. с греч.: Козлов А. Ф.; свящ. Дмитрий Диденко: свящ. Георгий Видякин; Шахов Ю.А.; свящ. Анатолий Чуряков; Самойленко Т.И.; Рудавин Д. А.; Чепель Д.С.; Щербаков В.И.; Желтов О.В. – Издательство Братства во имя Святой Троицы . Москва, 2016. ISBN 978–5-9907531–0-5

Мужская мудрость в притчах и афоризмах самых выдающихся и великих личностей мировой истории

Дизайн обложки Александра Воробьева

Горячие споры о том, кто умнее – мужчины или женщины, ведутся еще со времен Конфуция. Но, несмотря на то, что история знает немало ученых дам, мудрецов среди мужчин подавляющее большинство. Данный сборник – тому убедительное доказательство. В нем вы найдете афоризмы, цитаты, высказывания, притчи великих мыслителей от древности до наших дней: Аристотеля, Платона, Эпикура, Авиценны, Фомы Аквинского, Макиавелли, Вольтера, Руссо, Дидро, Гете, Шопенгауэра, Достоевского, Соловьева, Розанова, Фрейда, Вернадского, Флоренского и многих других.

Пусть творчество и жизнь этих людей послужат примером, их высказывания помогут молодым и неопытным в постижении и изучении жизни. А тем, у кого есть за плечами свой жизненный опыт, будет приятно, что их мысли и чувства так похожи на то, о чем думали и мужчины, которых знает весь мир.

Мы уверены, что подобная книга должна быть у каждого читателя, потому что она поможет познать себя и мир. А как говорили мудрецы, не познаешь себя, то и мир останется для тебя вечной загадкой. Поэтому писатели, поэты, философы, ученые во все времена пытались и пытаются изучать человеческую природу и донести свои знания до нас, простых смертных.

Накопленная мудрость многих поколений попадает прямо в сердце и помогает человеку принять правильное решение в самых непростых ситуациях и с уверенностью двигаться вперед. Ведь притчи и афоризмы пробуждают самые светлые и благородные чувства, позволяют быть в гармонии с самим собой.

Есть множество мудрых изречений, которые заставляют задуматься; есть фразы, которые помогают найти ответ на трудный вопрос; есть высказывания, которые заставляют просто улыбнуться и порадоваться жизни. Но самые лучшие – те, в которых все это собрано воедино. Это и есть афоризмы – мысли, выраженные в образной, иногда неожиданной форме.

Умение мыслить и высказываться афоризмами – это показатель незаурядной и талантливой, опытной и глубокой личности, показатель наличия творческого начала в человеке, причем это творческое начало, несомненно, наивысшей пробы.

Замечено, что творческие личности живут и трудятся с таким удовольствием, с такой элегантностью, какие трудно найти у очень многих обыкновенных людей. Творческие люди всегда руководствуются внутренней силой, безусловной верой в успех и свой талант. И достигают такого уровня духовной культуры, мысли, мудрости, владения словом, что рожденные ими фразы, высказывания становятся настоящим явлением, шедевром.

С некоторыми мудрыми мыслями, собранными в этой книге, вы согласитесь, с другими, возможно, поспорите, а третьих, может, даже дополните своими наблюдениями и идеями. Но главное – они не оставят вас равнодушными и заставят задуматься. Читайте, вникайте, спорьте, думайте сами!

Политики и военные

Когда я хочу узнать, что думает Франция, я спрашиваю себя.

Чтобы стать хозяином, политик изображает слугу.

Соединенные Штаты вносят в великие дела элементарные чувства и сложную политику.

Независимость, это – обнищание.

Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну! Ничего не потеряно, потому что эта война – мировая. Настанет день, когда Франция вернет свободу и величие. Вот почему я обращаюсь ко всем французам объединиться вокруг меня во имя действия, самопожертвования и надежды.

Успех может быть обернут только правдой.

Люди, в сущности, могут обойтись без управления не больше, чем без еды, питья и сна. Эти политические животные нуждаются в организации, то есть в порядке и вождях.

Простые люди могут иметь друзей, но не госслужащие.

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.

В этом мире никто не сможет разделить свое мнение от политики.

Если бы полицейские не были глупы, они не стали бы полицейскими.

Талант – синоним ответственности.

Политика – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам.

Плохое действие – лучше бездействия.

Я уважаю лишь тех, кто со мной борется, но я не намерен их терпеть.

Можете быть уверены, что американцы совершат все глупости, которые смогут придумать, плюс еще несколько таких, какие и вообразить невозможно.

Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их. Он должен их писать.

Жизнь не является работой: безостановочная работа может свести с ума.

Глубинной побудительной причиной активности лучших и самых сильных людей является желание приобрести власть.

Когда я прав, я обычно злюсь. А Черчилль злится, когда он не прав. Так и получалось, что мы очень часто злились друг на друга.

Что касается власти – я не могу оставлять вещи, прежде чем они оставят меня.

Встреча с толпой журналистов – одно удовольствие. С небольшим количеством – маленькая неприятность. С одним – это казнь.

Всегда выбирайте самый трудный путь – там вы не встретите конкурентов.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Трудность привлекает человека с сильным характером, ибо преодолевая их – он познает себя.

Я – человек, который не принадлежит никому и кто принадлежит всем.

Политик до такой степени не принимает на веру свои слова, что всегда удивляется, когда другие понимают его буквально.

Конец надежды – начало смерти.

Мастер во дворце (из суфийских притч)

Однажды один очень богатый человек пригласил одного мудреца посетить его дворец. Дворец был необычайно роскошен. Он был наполнен всевозможными ценностями: коврами, картинами, посудой, всяческими произведениями искусства, мебелью всех веков. Богач водил Мастера из одной залы в другую. Они ходили уже несколько часов, потому что дворец был огромен. Богач ни на секунду не закрывал рта и всё хвастался своими сокровищами. Он чувствовал себя глубоко удовлетворённым. В конце, показав весь свой дворец, хозяин, заглядывая в глаза Мастеру, спросил:

Великие отцы, учители и святители Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоустый сами прошли немалые искушения и испытания прежде, чем стать пастырями стада Христова. На своем личном опыте они познали высоту священнического служения и меру ответственности. Об этом – их слово к современным пастырям и служителям Престола Божия.


Не бойся земных вельмож

Старайся, священник, быть безупречным деятелем, право правящим слово истины. Никогда не приходи на церковную службу, если с кем-нибудь находишься во вражде, чтобы Дух Святый не покинул тебя в день службы. Не судись и не ссорься в тот день, а, пребывая в церкви, молись и читай, пока не придет время совершить Божественное Таинство, и тогда сокрушенно и с чистым сердцем приступи к святому алтарю, притом не озирайся кругом, а с трепетом и страхом предстань пред Небеснаго Царя.

Ради угождения людям не спеши и не сокращай молитв, не обращай внимания на людей, а обращай взор твой к присутствующему тут Царю и предстоящим вокруг небесным силам. Будь достойным исполнителем святых правил.

Тех, кто достоин Божественнаго Причастия, причасти даром, как даром и сам получил; а тех, которым божественными правилами это воспрещено, не причащай, ибо они как язычники, и если не обратятся, горе и им, и тем, которые причащают их.

Не оказаться худыми живописцами чудной добродетели

Священство – это освящение мыслей, приближающее человека к Богу и Бога к человеку.

Первое, чего… бояться должно, чтобы нам не оказаться худыми живописцами чудной добродетели, особенно же негодным подлинником для других живописцев, может быть, и не худых, но многих, чтобы нам не подойти под пословицу: беремся лечить других, а сами покрыты струпьями. Во-вторых, если бы кто из нас сохранил себя, даже сколько можно более чистым от всякого греха, то не знаю еще, достаточно ли и этого готовящемуся учить других добродетели (священнику). Кому это вверено, тот не только не должен быть порочным (этим гнушаются и многие из подчиненных ему), но должен отличаться добродетелью, по заповеди, повелевающей уклоняться от зла и делать добро (Пс. 36: 27). Он обязан не только изглаждать в душе своей худые образы, но и напечатлевать лучшие, чтобы ему превосходить других добродетелью больше, нежели насколько он выше их достоинством.

Надо прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать. Руководителю необходимы руки, советнику потребно благоразумие.

Не следует (Афанасий Великий) обычаю вступить на престол и тотчас предаться своеволию от пресыщения, подобно тем, которые сверх чаяния захватывают какую-либо власть или наследство. Это свойственно священникам чуждым, незаконным и недостойным сана, которые, приступая к священству, ничего не привносят с собой, нимало не потрудившись для добродетели, оказываются вместе и учениками, и учителями благочестия и, когда сами еще не очистились, начинают очищать других. Вчера святотатцы, а ныне священники, вчера не смевшие приступить к святыне, а ныне тайноводители, устаревшие в пороках и новоявленные в благочестии, произведение человеческой милости, а не дело благодати Духа – они весь путь свой ознаменовали насилием и наконец гнетут само благочестие; не нравы дают им степень, а степень – нравы (так сильно извратился порядок!); им больше надобно приносить жертвы за себя, нежели за грехи неведения народа (Евр. 9: 7); они непременно грешат в одном из двух: или, имея нужду в снисхождении, чрезмерно снисходительны, так что не пресекают порок, а учат пороку, или строгостью власти прикрывают собственные дела свои.

Мне стыдно было за других, которые, будучи ничем не лучше прочих (если еще не хуже), с неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело и прежде, нежели сделались достойными приступить к священству, врываются во святилище, теснятся и толкаются вокруг Святой Трапезы, как бы почитая этот сан не образцом добродетели, а средством к пропитанию, не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчета. И такие люди, скудные благочестием, жалкие в самом блеске своем, едва ли не многочисленнее тех, над кем они начальствуют, так что с продолжением времени и такого зла не останется, как думаю, над кем им начальствовать.


Иметь душу чище лучей солнечных

Священник должен быть бодрствующим и осмотрительным и иметь множество глаз со всех сторон, как живущий не для себя одного, а для множества людей (1 Тим. 3: 2).

Посему душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него. Грехи людей незначительных, совершаемые как бы во мраке, губят одних только согрешающих; а грехи человека значительного и многим известного наносят всем общий вред, делая падших более нерадивыми о добрых подвигах, а внимательных к себе располагая к гордости. Кроме того, проступки простолюдинов, хотя бы и обнаружились, никому не наносят значительной беды; а (проступки) стоящих на высоте священнического достоинства, во-первых, у всех на виду; затем, хотя бы они сделали малейшую погрешность, другим она представляется уже великою, потому что все измеряют грех не важностию самого действия, но достоинством погрешающего.

Поэтому священник должен со всех сторон оградить себя, как бы каким адамантовым оружием, тщательною бдительностию и постоянным бодрствованием над своею жизнию, всюду наблюдая, чтобы кто-нибудь не нашел открытого и необерегаемого места и не нанес смертельного удара, ибо все окружающие готовы уязвлять и поражать его – не только враги и неприятели, но многие и из тех, которые притворяются друзьями.

Великие отцы, учители и святители Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоустый сами прошли немалые искушения и испытания прежде, чем стать пастырями стада Христова. На своем личном опыте они познали высоту священнического служения и меру ответственности. Об этом – их слово к современным пастырям и служителям Престола Божия.


Не бойся земных вельмож

Старайся, священник, быть безупречным деятелем, право правящим слово истины. Никогда не приходи на церковную службу, если с кем-нибудь находишься во вражде, чтобы Дух Святый не покинул тебя в день службы. Не судись и не ссорься в тот день, а, пребывая в церкви, молись и читай, пока не придет время совершить Божественное Таинство, и тогда сокрушенно и с чистым сердцем приступи к святому алтарю, притом не озирайся кругом, а с трепетом и страхом предстань пред Небеснаго Царя.

Ради угождения людям не спеши и не сокращай молитв, не обращай внимания на людей, а обращай взор твой к присутствующему тут Царю и предстоящим вокруг небесным силам. Будь достойным исполнителем святых правил.

Тех, кто достоин Божественнаго Причастия, причасти даром, как даром и сам получил; а тех, которым божественными правилами это воспрещено, не причащай, ибо они как язычники, и если не обратятся, горе и им, и тем, которые причащают их.

Не оказаться худыми живописцами чудной добродетели

Священство – это освящение мыслей, приближающее человека к Богу и Бога к человеку.

Первое, чего… бояться должно, чтобы нам не оказаться худыми живописцами чудной добродетели, особенно же негодным подлинником для других живописцев, может быть, и не худых, но многих, чтобы нам не подойти под пословицу: беремся лечить других, а сами покрыты струпьями. Во-вторых, если бы кто из нас сохранил себя, даже сколько можно более чистым от всякого греха, то не знаю еще, достаточно ли и этого готовящемуся учить других добродетели (священнику). Кому это вверено, тот не только не должен быть порочным (этим гнушаются и многие из подчиненных ему), но должен отличаться добродетелью, по заповеди, повелевающей уклоняться от зла и делать добро (Пс. 36: 27). Он обязан не только изглаждать в душе своей худые образы, но и напечатлевать лучшие, чтобы ему превосходить других добродетелью больше, нежели насколько он выше их достоинством.

Надо прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать. Руководителю необходимы руки, советнику потребно благоразумие.

Не следует (Афанасий Великий) обычаю вступить на престол и тотчас предаться своеволию от пресыщения, подобно тем, которые сверх чаяния захватывают какую-либо власть или наследство. Это свойственно священникам чуждым, незаконным и недостойным сана, которые, приступая к священству, ничего не привносят с собой, нимало не потрудившись для добродетели, оказываются вместе и учениками, и учителями благочестия и, когда сами еще не очистились, начинают очищать других. Вчера святотатцы, а ныне священники, вчера не смевшие приступить к святыне, а ныне тайноводители, устаревшие в пороках и новоявленные в благочестии, произведение человеческой милости, а не дело благодати Духа – они весь путь свой ознаменовали насилием и наконец гнетут само благочестие; не нравы дают им степень, а степень – нравы (так сильно извратился порядок!); им больше надобно приносить жертвы за себя, нежели за грехи неведения народа (Евр. 9: 7); они непременно грешат в одном из двух: или, имея нужду в снисхождении, чрезмерно снисходительны, так что не пресекают порок, а учат пороку, или строгостью власти прикрывают собственные дела свои.

Мне стыдно было за других, которые, будучи ничем не лучше прочих (если еще не хуже), с неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело и прежде, нежели сделались достойными приступить к священству, врываются во святилище, теснятся и толкаются вокруг Святой Трапезы, как бы почитая этот сан не образцом добродетели, а средством к пропитанию, не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчета. И такие люди, скудные благочестием, жалкие в самом блеске своем, едва ли не многочисленнее тех, над кем они начальствуют, так что с продолжением времени и такого зла не останется, как думаю, над кем им начальствовать.


Иметь душу чище лучей солнечных

Священник должен быть бодрствующим и осмотрительным и иметь множество глаз со всех сторон, как живущий не для себя одного, а для множества людей (1 Тим. 3: 2).

Посему душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него. Грехи людей незначительных, совершаемые как бы во мраке, губят одних только согрешающих; а грехи человека значительного и многим известного наносят всем общий вред, делая падших более нерадивыми о добрых подвигах, а внимательных к себе располагая к гордости. Кроме того, проступки простолюдинов, хотя бы и обнаружились, никому не наносят значительной беды; а (проступки) стоящих на высоте священнического достоинства, во-первых, у всех на виду; затем, хотя бы они сделали малейшую погрешность, другим она представляется уже великою, потому что все измеряют грех не важностию самого действия, но достоинством погрешающего.

Поэтому священник должен со всех сторон оградить себя, как бы каким адамантовым оружием, тщательною бдительностию и постоянным бодрствованием над своею жизнию, всюду наблюдая, чтобы кто-нибудь не нашел открытого и необерегаемого места и не нанес смертельного удара, ибо все окружающие готовы уязвлять и поражать его – не только враги и неприятели, но многие и из тех, которые притворяются друзьями.

Читайте также: