Собственность безопасность свобода на этом основан общественный порядок

Обновлено: 05.05.2024

Введение 1.Институт прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании.

2.Развитие института прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины в начале 90-х годов.

3.Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Введение Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание. Права человека: - устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; - упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека; - очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур; - определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; - обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность. Признание волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 года, необходимости соблюдения и защиты прав человека стало конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, признанных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этноконфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь. 1.Институт прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании.

Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность- достоинство человека.

Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.

Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской, холопской благодарностью за то, что ему, человеку позволили воспользоваться какими-то крохами прав. Они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком – либо писаном юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные правила, нормы взаимоотношений, моральные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, называется ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ. Сегодня права и свободы человека содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств, и перешли из категории морально-этических норм, правил в позитивное право.

Когда речь идет о правах человека, то имеются в виду не вообще любые права. Люди имеют право смотреть на облака, или витать в них, надеть сегодня желтые ботинки или вообще ходить босиком.

То есть нужно различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, в законах и Права Человека как систему международных и национальных законодательных установлений. Нужно четко формулировать и точно употреблять правовые термины и понятия из области прав и свобод человека.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартами перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международное право и законодательная практика демократических государств, предусматривает определенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21,23(часть1),24,28,34(часть1),46-54 Конституции РФ- это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие.

Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений.

Во-первых, все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает естественными основными правами и свободами, вне зависимости от того является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека нашло свое выражение в документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.). Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка.

В объективном смысле права и свободы человека- это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение , правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.

В субъективном смысле права и свободы человека- это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения.

Развитие знания о правах человека, их постепенное международно-правовое закрепление привело к выводу об исторически последовательных больших группах прав, которые называют поколениями прав. Начиная с 80-х, утвердилось разделение прав на три поколения.

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между социалистическими и капиталистическими государствами. В Европе на признание таких прав, по всей вероятности повлияла социальная ориентация стран, ощущаемый ими потенциал не только для провозглашения таких прав, но и обеспечения гарантий их реализации.

К третьему поколению относят коллективные права, права меньшинств, права народов. В 80-е годы ООН разрабатывает документы о правах меньшинств, правах народов, принимаются региональные международные нормы, свой вклад вносит Хельсинский процесс, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2.Развитие института прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины в начале 90-х годов.

1.Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция отказались от классового подхода при закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве.

Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. В Конституции 1993 года как одна из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Признается и политическое многообразие. Конституция признает и защищает право каждого человек не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

Второе - исходит из незыблемых прав человека как гражданина в государстве, определяет его права и свободы в этом качестве.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный период явится объединение усилий всех государственных и общественно-политических структур для создания условий, удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, утверждения легитимных механизмов достижения общественного согласия.

Такие согласованные государственные решения достигаются не принудительным подавлением политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме.

Одним из условий, обеспечивавших приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качество гражданского.

В Конституции 1993 года записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности законодательно закреплено в Законе о гражданстве РФ.

4.Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст.17, ч.2, Конституции РФ).

В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

Советская же теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.

Читайте также: