Реструктуризация земельного участка это

Обновлено: 17.05.2024

Так или иначе – догма везде устоялась.

А у нас – нет. Точнее так: она почти устоялась в практике ВАС РФ (запись, соединенная с действительным правовым основанием – сделкой и проч. – порождает право), основанной на дореформенном тексте Кодекса. Затем она была отражена в поправках в Кодекс (знаменитая ст. 8.1 ГК).

2. Однако спор о правопорождающей и правоподтверждающей функции регистрации права в реестре важен не только для определения момента перехода права. Выбор регистрационной модели также принципиален для определения момента, с которого недвижимая вещь как объект гражданских прав, как вещь.

К чему такой подход привел в налоговых спорах о налоге на недвижимое имущество, думаю, подробно рассказывать не надо. К катастрофе.

Теперь, видимо, нужно уделить внимание вопросу о том, с какого момента возникает земельный участок как недвижимая вещь.

3. Какие есть подходы к определению этого момента?

Их всего три. Земельный участок как недвижимая вещь сможет считаться возникшим:

А. С момента установления его фактических границ (огораживание, устройство пограничной канавы и проч.);

Б. С момента юридического установления границ (через описание их кадастровым инженером и последующее внесение в кадастр);

В. С момента внесения информации об участке в реестр прав на недвижимые вещи путем регистрации первого права собственности на участок.

(Жаль, что это не понимает гражд.коллегия нашего верх.суда, которая несколько раз высказывалась в том смысле, что раз в ст. 130 ГК нет указания на такой признак недвижимой вещи как установленные границы, то и для появления земельного участка как вещи установление границ не нужно. В этом суждении нет ни юридической логики, ни здравого смысла).

Да, это временной промежуток может быть довольно коротким. Однако это не повод для того, чтобы отмахнуться от вопроса о собственности на участок.

Во-вторых, даже в этот – потенциально короткий промежуток может произойти масса юридически значимых событий, для которых ответ на вопрос о том, кому принадлежит учтенный в кадастре участок будет принципиальным (например, будут наложены аресты, предъявлены вещные иски и проч.).

Базовый ответ для нашего права на этот вопрос должен быть такой.

Кодекс недвусмысленно говорит в п. 2 ст. 8.1 о том, что по общему правилу права на недвижимые вещи возникают с момента внесения записи о праве в реестр. Применение этой нормы вместе с подходом (Б) приводят к парадоксальному ответу. Если участок – недвижимая вещь с момента установления границ, то тогда это … бесхозяйная вещь. Ведь никто же не записан в реестре как собственник участка, следовательно, у него нет собственника. Это абсурдное последствие, и поэтому – неверное. Следовательно, и сам подход (Б) – о том, что участок как вещь возникает с момента кадастрового учета границ – неверный.

Остается вариант (В) – участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента внесения в реестр прав первой записи о праве собственности на участок. Это, разумеется, может произойти при обязательном условии предварительного кадастрового учета участка, то есть, установления его границ. Следовательно, все рассуждения К.И. Скловского и В.С. Костко о значении границ для существования вещи являются более чем справедливыми.

Однако, разумеется, следует оговориться о том, что являются недвижимыми вещами те земельные участки, права на которые были приобретены до 30.01.1998, то есть, до введения в нашей стране системы правоустанавливающей регистрации в сфере недвижимости. Для того, чтобы такие участки приобрели режим недвижимых вещей у них должны быть установлены границы. Это могут быть как нынешние правила межевания, так и правила, которые действовали ранее; кроме того, граница может быть установлена в результате фактически сложившегося землепользования, длящегося более 15 лет.

Кстати, очевидно, что принятие подхода (В) в качестве верного, требует некоторой модификации взглядов на учтенный в кадастре участок. Он безусловно является объектом правоотношений по кадастровому учету и потому может считаться объектом кадастрового учета, но не объектом вещных прав (вещью).

5. Для того, чтобы более точно разобраться в моменте возникновения участка как вещи, следует также обсудить то, как возникает земельный участок. Возможно, как и в случае с участками, права на которые возникли до введения системы регистрации прав, мы обнаружим исключения из подхода (В).

Навскидку есть четыре случая возникновения участков.

(а) Из публичных земель.

(б) Из частных земель

(в) Путем естественного возникновения

(г) Путем создания

(а) Первый случай – это когда публичное образование (РФ, субъект или муниципалитет) из состава своих земель (то есть, из своего природного ресурса, который не является вещью в смысле частного права, а представляет собой элемент публичного домена, публичной собственности) выделяет некоторую их часть, определяет границы выделенного, регистрирует свое право собственности на вновь образованный участок и затем либо передает право собственности частному лицу, либо заключает обязательственные сделки по поводу участка (договор аренды и проч.).

Напомню, что возникновение права собственности на земельные участки в ходе разграничения земель между тремя уровнями публичных образований – это случай, составляющий исключения из принципа обязательности внесения записи в реестр для целей возникновения права. Это исключение следует из положения ст. 3.1 Вводного закона к Земельному кодексу и признано судебной практикой (известное дело город Сызрань против России, рассмотренное Президиумом ВАС).

Получается, что регистрация права собственности публичного образования в анализируемом случае – не правоустанавливающая, а правоподтверждающая, так как оно к моменту внесения записи уже является собственником – в силу положения закона. Следовательно, аргумент о бесхозяйности, приведенный выше, в описанном случае оказывается неверным. И это означает, что в отношении таких участков подход (Б) – участок это вещь с момента установления границ – вполне применим.

(в) Любопытный случай еще одной возможности для появления участка – это его естественное возникновение при обмелении рек, озер, изменении береговой линии моря или русла реки.

С учетом того, что наше право исходит из принципиального соображения о том, что земли, покрытые водами общего пользования (озера, реки, моря, океаны) это всегда только публичные земли, то здесь будут применимы правила, описанные выше, в пункте (а).

(г) Наконец, вопреки известной шутке Марка Твена, земельный участок можно создать путем искусственного намыва. Если это было сделано публичными образованием, то применяются правила о разграничении земель и, следовательно, релевантным будут правила из пункта (а). А если это сделано частное лицо, то его право на такой участок возникнет только с момента регистрации права в реестре, стало быть, верным будет подход (В).

Таким образом, общий вывод таков: земельный участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента первой регистрации права собственности на него. Это однако не касается земельных участков, право собственности на которые было приобретено до введения в России системы государственной регистрации прав на недвижимые вещи, а также в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Возможно, я упустил какие-то аргументы в пользу подхода (Б) и (В) и против них. Буду рад вашим комментариям!

По вашему запросу ничего не найдено

Найдено объектов


Подписаться


Ошибки, опечатки, неточности, обнаруженные в выписке из ЕГРН, требуют корректировки. Как внести изменения в ЕГРН, куда обращаться, в какие сроки можно получить новую выписку и во сколько это обойдется, подскажет представленный материал.

В каких случаях нужно вносить сведения в ЕГРН

Любой жилой объект должен состоять на учете, пройти государственную регистрацию. После регистрации информация храниться в базе Федеральной Службы Государственной Регистрации, кадастра и картографии. Внесение изменений в данные ЕГРН свидетельствует о том, что прежняя информация теряет актуальность.

Корректировка сведений зависит от того, кто является собственником – физическое или юридическое лицо.

В каких случаях нужно вносить изменения в ЕГРН, если собственником выступает физическое лицо (основания внесения изменений в ЕГРН):

  1. После планировки внесения изменений в ЕГРН неизбежны.
  2. Строительство. Субъект владеет ЗУ, планирует на нем возвести конструкцию.
  3. Купля-продажа, дарение, передача жилого объекта в аренду.
  4. Новые данные. Владелец получил новый паспорт, поменял фамилию.
  5. Ошибки. В ходе проверки документации найдены ошибки, неточные данные.
  6. Залог или обременение.

При изменении типа недвижимости, ликвидации и других обстоятельствах нужно обращаться в Росреестр для внесения изменений в ЕГРН.

Информация об объекте, принадлежащей организации, сохраняет актуальность до занесения поправок.

Внесение изменений в ЕГРН для юридических лиц уместно в таких ситуациях:

  1. Новый адрес. Компания регистрируется по новому адресу.
  2. Новое название.
  3. Изменение площади – увеличение, уменьшение квадратных метров, юридически закрепленных за организацией.
  4. Изменение местонахождения – другой город.

Если юридическое лицо получает право на другой тип недвижимости, корректировка данных обязательна. Например, получение объекта по наследству, снятие обременений.

Способы внесения изменений в ЕГРН

Способов внесения изменений в ЕГРН выделяют несколько. Введение правок – инициатива собственника. Действовать от его имени может доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), представители Госреестра. Другие лица участвовать в процессе не могут (не имея законных оснований).

Внесение изменений в ЕГРН по площади объекта производится такими способами:

  1. Письменное обращение (инициатор владелец имущества).
  2. Обращение регистрационного органа (представители Росреестра в письменном виде информируют хозяина участка, недвижимости о потребности обновить данные).
  3. По решению судебной инстанции (судебные споры).

Внимание! Перед тем, как писать обращение (заявление) вам следует заказать выписку из ЕГРН (новую на дату обращения, но не позднее, чем через 7 дней).

Где осуществляется внесение изменений в ЕГРН

Где осуществляется внесение изменений в ЕГРН? Субъекты могут обратиться в следующие инстанции:

  1. Федеральную Службу Государственной Регистрации, кадастра и картографии.
  2. Многофункциональный центр (МФЦ).
  3. Суд (если инстанции выше, отказали)

Если представители Государственного реестра не хотят прописывать корректировки, вносить изменения площади в ЕГРН, субъект вправе обратиться в суд, имея решение инстанции на руках повторно обратиться в выше указанные органы.

Как внести изменения в ЕГРН – пошаговая инструкция

Как внести изменения в ЕГРН – пошаговая инструкция поможет в этом. Часто хозяина квадратных метров, земельных наделов обращаются в МФЦ, Федеральную Службу Государственной Регистрации, кадастра и картографии, в Госуслуги – редко.

Для внесения изменений адреса в ЕГРН или других данных, нужно придерживаться алгоритма действий. Для внесения изменений в ЕГРН после реорганизации, перепланировки, появления актуальных данных нужно:

  1. Собрать, подготовить документацию. (можно электронную)
  2. Заполнить заявление. В регистрационном органе есть образец, руководствуйтесь им, другие формы обращения не принимаются.
  3. Оплатить государственную пошлину. Сумма обязательного сбора зависит от способа подачи пакета документов, от того, кто это делает – физическое или юридическое лицо.
  4. Обращение в выбранную государственную структуру.

В заявлении обязательно проставляется дата заполнения формы, сведения о заявителе, адресные данные, включая почтовый индекс, контактные данные, например, номер телефона. Пропишите перечень прикладываемых к заявлению документов, заполните блок об утверждении карты-плана.

Важно! В форме отдельным блоком выделен способ получения ответа. Подчеркните подходящий вариант, указав дополнительную информацию, например, адрес электронной почты.

Пакет документов для каждого субъекта может состоять из разных справок/бумаг – это зависит от ситуации. Сократить время, подготовить нужную документацию поможет консультант регистрационного органа.

Перечень документов, являющихся основанием для внесения сведений в ЕГРН

Перечень документов, являющихся основанием для внесения сведений в ЕГРН, регламентируется законом. Для получения полного списка обратитесь за помощью к консультантам выбранной государственной структуры.

Пред тем, как заняться сбором/подготовкой документации, нужно определить, каких изменений они касаются.

К основным документам для внесения изменений в ЕГРН относят:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Обращение.
  3. Оплата государственной пошлины.
  4. Документы на жилой объект (технический паспорт, план дома, кадастровый план и тд). .

Если в роли заявителя обращается владелец жилого объекта, нотариально заверять бумаги не нужно. Если от имени хозяина квадратных метров, ЗУ обращается доверенное лицо, справки нотариально заверяются.

Обращение подается только в письменной форме, по установленному законом образцу. После уплаты обязательного спору к общему пакету прикладывается квитанция.

Если есть решение суда, приложите его к общему пакету. Также приложите договор найма/аренды, если таковы есть.

Для корректировки данных нужно предоставить сведения о том, что изменилось, на основании чего произошли, приняты изменения.

Получив документы с корректировками, материал будет отображаться в цифровом и бумажном виде.

Сколько стоит внесение сведений в ЕГРН

Сколько стоит внесение сведений в ЕГРН определяет закон. Стоимость зависит от ряда факторов: какие изменения нужно внести и чего они касаются, кто выступает в роли заявителя – частное или юридическое лицо.

Если заявление поступило от физического лица, корректировка данных обойдется в 300-400 рублей.

Если заявление подает юридическое лицо, для получения новой справки придется заплатить 1000 рублей.

Внимание! Неотьемлемым документом является выписка из ЕГРН, ее не обязательно заказывать в МФЦ в бумажном виде и ждать 5 рабочих дней, можно купить у нас на сайте в электронном виде за 10 минут (подписанная ЭЦП сотрудником Росреестра)

Сроки внесения изменений в ЕГРН

  1. Изменился собственник – 5 дней.
  2. Реестровая ошибка – 5 дней.
  3. Техническая опечатка – 3 дня.
  4. Перепланировка – 10 дней.

Остальные случаи также займут до 10 рабочих дней. Сократить сроки не получится, они предусмотрены законодательством – не ведитесь на уловки компаний, предлагающих получить справку за несколько дней.

Внесение изменений в ЕГРН – когда могут отказать

Внесение изменений в ЕГРН – когда могут отказать подскажет закон. К основным причинам отказа относят:

  1. Недостающее количество справок (заявитель принес неполный пакет, отсутствуют основные бумаги).
  2. Не приложена квитанция об уплате государственной пошлины. Уплата обязательного сбора – это не доказательство того, что это сделано. Нужно подтвердить документально, приложив квитанцию.
  3. Нет оснований. Решение принимается после ознакомления с обращением. Если сотрудники регистрационного органа не видят оснований удовлетворить просьбу заявителя, она откланяется.

При внесении любых изменений нужно своевременно информировать об этом соответствующие органы. Если этого не сделать до изменений, а подать обращение после, к примеру, не до, а после перепланировки, действия субъекта оцениваются как незаконными, в обращении зафиксировать корректировки может быть отказано.

Преобразование: юрлицо платит земельный налог независимо от регистрации перехода прав на участок.

Сдавать декларацию по земельному налогу необходимо также не дожидаясь регистрации.

Данные выводы следуют из письма ФНС. Они объясняются так: при преобразовании правопреемник становится плательщиком земельного налога независимо от регистрации перехода права на землю. Эту позицию Пленум ВАС принял еще в 2009 году.

Вопрос: В процессе реорганизации ФГУП в форме преобразования в АО (далее - Общество) согласно передаточному акту в состав имущественного комплекса Общества вошли в том числе земельные участки, находящиеся на территории различных субъектов РФ.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом на праве собственности.

Согласно судебной практике акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия, с момента его регистрации в ЕГРЮЛ становится собственником имущества, включенного в передаточный акт.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что, поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследования) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

Общество признается плательщиком земельного налога с 05.10.2016 и обязано осуществлять расчет, уплату и декларирование земельного налога в соответствии с требованиями НК РФ и регионального законодательства. С учетом положений ст. 393 НК РФ первым налоговым периодом для расчета земельного налога в Обществе является период с 05.10.2016 по 31.12.2016, срок подачи декларации за 2016 г. - до 01.02.2017.

По состоянию на 27.01.2017 Обществом не завершена процедура регистрации прав собственности на земельные участки. Сведения о наличии объекта налогообложения (земельного участка) поступают в налоговый орган из органов, осуществляющих регистрацию прав собственности (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Территориальные налоговые органы, в которых Общество не состоит на учете по причине отсутствия у него обособленных подразделений на подведомственной им территории, не принимают декларацию по земельному налогу (направленную по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме), ссылаясь на отсутствие объекта налогообложения.

Так, получены отказы в принятии к обработке деклараций по земельному налогу за 2016 г., представленных в территориальные налоговые органы, по основанию "Не найден налогоплательщик". При этом налоговые органы поясняют, что по ИНН Общества земельные участки не числятся, как только они появятся в базе, им автоматически будет присвоен КПП по местонахождению объекта налогообложения, и только тогда налоговый орган сможет принять декларацию по земельному налогу.

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение срока представления налоговой декларации: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Во избежание рисков выставления штрафных санкций за непредставление декларации по земельному налогу Общество планирует осуществить почтовую отправку декларации на бумажном носителе в территориальный налоговый орган, не принявший декларацию по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме. При этом необходимо учесть, что в соответствии с положениями п. 3 ст. 80 НК РФ для Общества установлен способ представления налоговой декларации в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме также влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Правомерен ли отказ территориальных налоговых органов от принятия декларации по земельному налогу в электронной форме (по причине отсутствия налогоплательщика)?

Каков порядок представления декларации по земельному налогу в сложившейся ситуации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 апреля 2017 г. N БС-4-21/8209@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о порядке представления налоговой декларации по земельному налогу организацией, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В силу статьи 58 и пункта 3 статьи 268 Гражданского кодекса при реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (пункт 9 статьи 50 Кодекса).

Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследования) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Кодекса, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся налогоплательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

Данная позиция находит отражение в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Кодекса налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

При этом на основании пункта 4 статьи 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденному приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@, при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе (в верхней его части) указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (пункт 1 статьи 83 Кодекса).

Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5.2 статьи 83 Кодекса).

Согласно письму ФНС России от 22.04.2015 N СА-4-14/6905@ при поступлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, о российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, либо о российской организации, реорганизованной в форме присоединения, и наличии в налоговом органе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, о действительных на момент реорганизации постановках на учет по месту нахождения недвижимого имущества российской организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения, в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества осуществляется постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, либо российской организации, реорганизованной в форме присоединения.

Российской организации присваивается соответствующий код причины постановки на учет - в 5 и 6 разрядах КПП указывается 4V в соответствии со справочником "Причины постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах" (СППУНО).

Датой постановки на учет по данному основанию является дата государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, либо дата прекращения деятельности присоединенного юридического лица при реорганизации российской организации в форме присоединения.

Новое в снятии с учета части участка под зданием, сооружением или объектом незавершенного строительства

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ внёс масштабные изменения в порядок и правила государственной регистрации прав на недвижимость, иное имущество на земельном участке и кадастрового учета. Предлагаем обзор основных нововведений и изменений в данной сфере.

Причины больших изменений

Сразу скажем, что поправки затронули сразу несколько базов федеральных законов, регулирующих государственную регистрацию недвижимости и кадастровый учет. Это порядок получения сведений из ЕГРН, исправление ошибок в нём, регистрация договоров участия в долевом строительстве (далее также – ДДУ), аренда части здания, сделки с долями в общей собственности и другие вопросы.

Основные цели этого пакета поправок (Закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ) такие:

Закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ направлен на повышение качества и доступности государственной услуги по проведению кадастрового учета и/или госрегистрации прав. В связи с этим полномочия федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ), подведомственного органу регистрации прав и кадастрового учета, теперь прямо предусмотрены в Законе о госрегистрации.

То есть, теперь из закона понятно:

  • кто осуществляет конкретные функции и полномочия – орган регистрации прав или учреждение;
  • чьи действия при необходимости можно обжаловать – кого привлекать в качестве ответчика при возникновении судебного спора.

Основная часть норм Закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ вступила в силу с 30 апреля 2021 года, а некоторые – в более поздние сроки.

Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра

ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

  • Реестр сведений о границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд;
  • Перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.

С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.

Новое в получении сведений из ЕГРН

ВОПРОС/СИТУАЦИЯ

НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ

Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра.

  • правообладатели, чьи личные подписи стоят в акте, и их представители;
  • лица, которым участок перешел в порядке универсального правопреемства.

Сведения можно бесплатно получить:

  • об объектах, которые сейчас принадлежат должнику;
  • о ранее принадлежавшей ему недвижимости.

Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:

  • по форме и объему не копирует официальную выписку из ЕГРН;
  • не подписана должностным лицом Росреестра или ФКП при нем.

Новое в подаче документов на госрегистрацию и кадастровый учет

Документы на бумаге с 30.04.2021 нужно подавать в 1-м экземпляре-подлиннике. Его вернут после завершения всех необходимых процедур с отметкой о сканировании.

Теперь если оплатить госпошлину, но не приложить к заявлению документ об оплате, срок рассмотрения заявления начинает течь с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные о платеже в информационной системе.

Если суд признал незаконным отказ в госрегистрации или постановке на кадастровый учет, не нужно подавать заявление на эти процедуры заново: механизм оформления заработает автоматически.

Стало удобнее действовать через нотариуса: если нотариус заверил подлинность подписи на заявлении о кадастровом учете или регистрации прав на недвижимость, он же направляет заявление и приложенные к нему документы на госрегистрацию обязательно заказным письмо с уведомлением о вручении. Срок — 2 рабочих дня. При этом нотариально удостоверять сделку с объектом недвижимости не обязательно.

С 2021 года установлена возможность выездного приема документов органом регистрации прав, необходимых для кадастрового учета и/или государственной регистрации прав.

Также теперь доступна доставка документов заявителю курьером.

Исправление ошибок в ЕГРН

Такое уведомление можно обжаловать через суд.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Новое в содержании ДДУ и документы для его госрегистрации

В договоре участия в долевом строительстве с 2021 года должен быть указан условный номер объекта стройки согласно проектной декларации застройщика.

В пакет документов, которые должен представить застройщик для госрегистрации первого ДДУ, включено согласие залогодержателя. Это нужно, если землю, на которой идет строительство, или права на нее застройщик передал в залог банку для обеспечения целевого кредита.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

  • законность выдачи разрешения на строительство;
  • соответствие сведений в проектной декларации или плане объекта недвижимости данным проектной документации.

Новое в госрегистрации машино-мест

С 30.04.2021 лимит максимальной площади машино-места отменили. А вот требование о минимальной площади оставили.

Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).

Таким образом, в ЕГРН сведения о машино-месте указывают на основании техплана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания, сооружения.

Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА

  • если есть решение суда — один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверил нотариус — один из участников или нотариус;
  • в остальных случаях — все участники, чьи доли меняются.

Новое в изменении вида разрешенного использования земли

Это вправе сделать не только собственник, но и иной правообладатель.

В законе теперь есть основания, при наличии которых нельзя изменить вид разрешенного использования. Например, новый вид не предусмотрен на соответствующей территории, нет согласия на условно разрешенный вид использования.

Арендатор не вправе самостоятельно изменить вид использования, если по договору объект предоставлен для определенной деятельности (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Новое в госегистрации сделки без продавца

До 30.04.2021 Росреестр мог отказать в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. В итоге покупателям приходилось обращаться в суды. Теперь же порядок подачи документов установлен в законе.

Так, к заявлению нужно приложить:

  • выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца или его исключение из этого реестра;
  • документы об исполнении сторонами обязательств по договору (об оплате, акт приема-передачи и т. п.).

Данный порядок госрегистрации работает, если в ЕГРН была ранее включена запись о праве собственности продавца на объект.

Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда

С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:

  • есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
  • эти сведения с точки зрения методики верны.

Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:

Новое в госрегистрации, изменении наименования объекта и его исключении из ЕГРН

Чтобы по заявлению собственника или его представителя внести в ЕГРН или изменить наименование здания/сооружения/помещения, органам регистрации прав дано 5 рабочих дней.

Установлены особенности этой ситуации:

  • наименование здания или сооружения должно соответствовать наименованию в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (для объектов культурного наследия — наименованию в соответствующем реестре);
  • изменение наименования не должно быть связано с реконструкцией, перепланировкой, переустройством, изменением назначения объекта.

Теперь при внесении в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования объекта можно одновременно исключить его наименование из этого реестра.

Новое в кадастровом учете при аренде части здания или земельного участка

С 30.04.2021 для постановки на кадастр арендованной части здания не нужен технический план, если:

  • в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании;
  • арендованная часть – это одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.

В остальных случаях при регистрации аренды части здания, а также части земельного участка нужны межевой, технический планы в отношении этих частей. Без них на кадастровый учет арендованную недвижимость не поставят, а договор аренды зарегистрируют как обременение соответствующего объекта недвижимости.

Также уточнено, что при аренде части здания или части земельного участка объект в целом с кадастра не снимают.

Новое в кадастровом учете помещений и машино-мест в нежилом здании

  • застройщик;
  • лицо, которое уполномочили на это собственники помещений или машино-мест, участники долевого строительства (иные лица, у которых возникают права на помещения или машино-места в здании).

При этом, кроме заявления нужен технический план здания, в котором есть необходимые сведения.

Новое в снятии с учета части участка под зданием, сооружением или объектом незавершенного строительства

Если часть земельного участка поставили на кадастровый учет до 01.01.2013 по причине расположения на ней здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, то по заявлению собственника участка эту часть теперь можно снять с учета.

Обязательное условие – в ЕГРН не должно быть записи, что на участке есть указанные объекты недвижимости.

Новое в исключении из ЕГРН объектов, которые не являются недвижимостью

Новое в актуализации в ЕГРН статуса участка как временного

С 2021 года есть новый способ изменить статус временного земельного участка – это регистрация безвозмездного пользования.

Временные части земельных участков, которые были поставлены когда-то на учет в связи с возникновением на них недвижимости, могут снять с учета:

  • по решению органа регистрации прав – если прошло 5 лет с момента постановки на кадастровый учет таких частей;
  • в любое время – по заявлению правообладателей участков;
  • в любое время – по заявлению лиц, в пользу которых установлены ограничения прав или обременения на объекты недвижимости.

Изменения, которые начнут действовать позднее

Как было сказано, основная часть норм Закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Начало действия некоторых его норм было отложено.

Так, с 28 октября 2021 года договоры долевого участия в стройке со вторым и последующими дольщиками будут регистрировать быстрее. Сроки такие:

  • 3 рабочих дня — при подаче электронного заявления;
  • 5 рабочих дней — если заявление на бумаге;
  • 7 рабочих дней — подача заявления через МФЦ.

С 1 января 2023 года не нужна квалифицированная электронная подпись, чтобы подать через личный кабинет на сайте Росреестра заявление:

  • о кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о недвижимости;
  • внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте;
  • невозможности госрегистрации без личного участия собственника объекта или его законного представителя.

Также с 1 января 2023 года госорганы и муниципальные власти обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме.

Что в целом меняется с 2021 года

Закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ детализировал отношения между МФЦ, Росреестром и учреждением госрегистрации прав и кадастра, связанные с приемом документов. И в частности, перевод принятых документов из бумаги в электронную форму. Это сокращает сроки рассмотрения документов, поскольку позволяет государственному регистратору приступить к правовой экспертизе документов с момента их поступления в электронной форме, не дожидаясь их бумажном носителе.

Также предусмотрена возможность подачи ряда заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, по электронке через личный кабинет правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом идентификация личности правообладателя идёт посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала Госуслуг.

Учитывая сложившуюся отрицательную судебную практику обжалования отказов органа госрегистрации прав по причине непредставления технического плана для кадастрового учета части здания/сооружения для целей регистрации договора аренды предусмотрена возможность госрегистрации договора аренды части здания/сооружения без представления техплана в отношении части такого здания или сооружения.

Также изменения в Закон о регистрации в том числе привели к следующему:

  • уточнены полномочий органа госрегистрации прав;
  • уточнён состав сведений ЕГРН (в т. ч. кадастра недвижимости, реестра границ – см. выше);
  • запрет создания сайтов для перепродажи сведений ЕГРН;
  • уточнены основания для кадастрового учета и/или госрегистрации прав на недвижимое имущество;
  • уточнён перечень случаев, когда кадастровый учет и госрегистрация прав проходят одновременно и по-отдельности;
  • расширен перечня лиц, по заявлениям которых осуществляется кадастровый учет и/или госрегистрация прав.
  • уточнён порядок подачи заявления о кадастровом учете и/или госрегистрации прав и иных необходимых документов, в т. ч. электронных и/или их электронных образов документов, посредством выездного приема, личного кабинета;
  • уточнён порядка взаимодействия кадастрового инженера и органа госрегистрации через личный кабинет кадастрового инженера;
  • уточнены основания возврата заявления и иных представленных для документов без рассмотрения, основания для приостановления кадастрового учета и/или госрегистрации прав, установления срока для возобновления учетно-регистрационных действий в случае устранения препятствий;
  • утверждены формы заявлений о приостановлении кадастрового учета и/или госрегистрации прав по инициативе заявителя, о возобновлении учетно-регистрационных действий, ранее приостановленных в инициативном порядке, о представлении дополнительных документов, о прекращении кадастрового учета и/или госрегистрации прав;
  • уточнён состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
  • изменены правила кадастрового учета и госрегистрации на объект незавершенного строительства, при строительстве этапами;
  • уточнён порядок исправления ошибок в ЕГРН;
  • уточнён порядок предоставления сведений из ЕГРН.

Скорректирована процедура внесения в ЕГРН сведений о решении об изъятии объекта недвижимости. С 2021 года их вносят не в реестр прав на недвижимость, а в кадастр недвижимости.

В случае исключения из ЕГРЮЛ продавца как стороны сделки (ликвидация или как недействующее юрицо) госрегистрация отчуждения недвижимого имущества происходит на основании:

  • заявления другой стороны сделки – покупателя;
  • выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт ликвидации.

Органы госвласти и местного самоуправления обязали (после 2021 г.):

  • представлять документы для кадастрового учета и госрегистрации прав в электронном виде;
  • удостоверять равнозначность электронного образа документа документу на бумажном носителе.

Сокращены сроки госрегистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и/или иного объекта недвижимости.

Теперь допустим кадастровый учет всех помещений в здании, учет которого осуществлен до 01.01.2017 на основании заявления застройщика либо уполномоченного лица собственниками помещений. А если на учет в здании до 01.01.2017 поставлено хотя бы одно помещение, допустим кадастровый учет на другое помещение в нём без кадастрового учета на здание.

Урегулирован вопрос кадастрового учета и госрегистрации помещений в жилом доме (жилом строении), если:

Закон предусматривает также обязательное уведомление залогодателя и залогодержателя в случае погашения регистрационной записи об ипотеке.

Читайте также: