Обязанности молчалина в доме фамусова

Обновлено: 26.04.2024

Одна из любимых тем великих писателей XIX века – становление молодого человека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский “Евгений Онегин”, “Обыкновенная история” и “Обломов” И. А. Гончарова, “Красное и черное” Стендаля, “Человеческая комедия” Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и “Горе от ума” А. С. Грибоедова,

не Роман, а “высокая” комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально – политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.

Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее – человеческое достоинство или карьера?

На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.

По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. “Безродного

пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари” московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристойность Молчалина – искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца “угождать всем людям без изъятья”, даже собаке дворника.

Цель жизни Молчалина – сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб “и награжденья брать, и весело пожить”. На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться – лесть, низкопоклонство, угодничество.

Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.

Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь “по должности”. Его жизненные “принципы” просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: “Ведь надобно зависеть от других” или: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”.

Молчалин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.

Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, “умеренность и аккуратность” уже обеспечили ему “три награжденья” по службе, расположение и поддержку влиятельных господ.

Читатель комедии понимает и другое: жизненный “опыт” Молчалина – приговор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, организовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. “Молчалины блаженствуют на свете”, – один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с фамусовским обществом.

Молчалин не беспомощен и не смешон – по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, который, живя в фамусовском обществе, обязательно “дойдет до степеней известных”.

Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коленях, “деловой” секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он нужен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о “становлении” Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской России), “мучителей толпу”, боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, несгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. “Великая способность нравиться” многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.

Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности – и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое.

И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Положительные черты

Деятельность Молчалина

Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена у Молчалина в крови и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне предельно почтительное и уважительное, подчас доходящее до унизительного. На самом деле Молчалину плевать на свое человеческое достоинство. Им движет лишь жажда прибыли и улучшения своего общественного положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем лишь до тех пор, пока не сколотит достаточного состояния и сможет сам стать подобием Фамусова. В этом заключается его представление об идеальном жизненном пути.

Цитатная характеристика Молчалина

Взгляды Молчалина

Речевая характеристика Молчалина

Популярные сочинения

СПАДИЛО.РУ

А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Не пропустила цензура, так как характер пьесы обличительный. Она распространилась в списках, имела большой успех среди молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была напечатана в сокращении.

Общая характеристика героя

Герой молод, ровесник Чацкого. Но схожи они лишь по возрасту.

Чацкий и Молчалин

Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие, как Молчалин готовы на все, чтобы добиться высоких чинов, положения в обществе. Не гнушаются ничем. Ложь, лицемерие, заискивание, низкопоклонничество, унижение, притворство – все идет в ход.

Молчалин не признает своего права на собственное мнение. Пока он в маленьком чине, необходимо зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, подстраивается.

Чацкий – человек иной. Он открыто выражает свое мнение в любом окружении. В пустой службе не видит смысла. Он готов служить делу, но не лицам. Прислуживаться ему тошно. Фамусов называет его гордецом, глупцом. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.

Молчалин же ради выгоды готов притворяться во всем. Даже в любви.

Отношение к Софье

Притворившись влюбленным, Алексей становится другом сердца дочери хозяина. Она, в свою очередь, наделила его чертами героев французских любовных романов. Создала для себя идеальный образ.

Алексей Степаныч по ночам посещает комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, не позволяет вольностей. Как выяснилось позже, не потому, что трепетно влюблен и хорошо воспитан, а из равнодушия. Зато к Лизе проявляет пылкость, неучтивость. Робость с барышней и пошлое поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.

Молчалин и гости

Юноша все делает вовремя. Он будто предчувствует социальную грозу. Как только назревает скандал в доме, он исчезает в своей комнате за минуту до появления хозяина.

Молчалин и Чацкий

Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин – секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо – подлое, двуличное, трусливое.
Чацкий – это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.

Отношение героя к Софье

Положение в обществе

Этот герой занимает должность секретаря Фамусова — отца Софьи, которую любит Чацкий, главный персонаж комедии. Известно, что родина Молчалина — Тверь, откуда он прибывает на службу к Фамусову, причем, официально он числится работником архива и за эту государственную службу уже получил три награды. На эту должность его устроил начальник, поблагодарив таким образом своего секретаря за услужливость.

Невзирая на помощь по продвижению Молчалина по карьерной лестнице, Фамусов, всё же, не хочет видеть этого человека мужем своей дочери. Для статуса жениха Алексею Степановичу не хватает родовитости и богатств.

Характер

Чацкий сразу видит Молчалина насквозь, понимает, что он добьётся больших успехов в жизни, так как таких удобных, бесправных людей весьма любят в фамусовском обществе. Из речей Чацкого, адресованных Алексею, можно сделать вывод, что Молчалин — образ собирательный, что таких людей много.

Главным жизненным принципом Молчалина становится мнение, что в его годы не стоит иметь личные суждения, куда лучше следовать советам и рекомендациям влиятельных господ для того, чтобы достичь высоких чинов и богатства.

Отрицательные черты характера


Характер Молчалина скрытный, расчётливый. Этот человек осторожен, труслив, может солгать. Самой яркой чертой характера Алексея Молчалина является его стремление выслужиться перед другими людьми для того, чтобы добиться более высокого положения в обществе. Герой прекрасно понимает, что, не являясь дворянином по происхождению, добиться подобного статуса он сможет, только используя лесть и подхалимство. Он совершенно прав. Только унижаясь перед представителями высшего класса, люди могли получать заветные чины, а также дворянское звание.

Молчалин обладает необыкновенным терпением, которое помогает ему льстить влиятельным светским людям, раболепствовать перед ними в надежде на их покровительство. Этот персонаж очень зависим от общественного мнения о нём. Он постоянно молчит, откуда происходит его говорящая фамилия. Все его слова — лишь вынужденные комплименты, лесть, адресованные богатым, влиятельным людям. Молчалин достаточно хитёр и расчётлив, не показывает своего истинного лица. Себя он показывает ровно настолько, насколько это является выгодным для него.

Даже роман с Софьей Фамусовой он строит из-за своих корыстных целей скорейшего продвижения по карьерной лестнице: искренних чувств к девушке он явно не испытывает, в отличие от неё самой. Он прекрасно играет роль влюбленного юноши, предстаёт перед Софьей в образе идеального кавалера. Этот образ запросто рушится, стоит ему переключить своё внимание на горничную Лизу. Теперь уже Молчалин — беззаботный повеса, который не столь хорош собой, как пытается это изобразить.

Положительные черты характера

Стоит отметить, что все герои Грибоедова не могут быть разделены на абсолютно отрицательных и абсолютно положительных: почти каждый из них имеет некую двойственность характера.

Например, Молчалин застенчив и скромен (но искренна ли его скромность?). Он сдержан во мнениях, не говорит плохо о других людях, не вступает в открытые конфликты и противостояния. Алексей вежлив и обходителен, может идти на уступки. Кроме того, он целеустремленный, добивается того, что задумал.

Примечательно, что влюблённая в него Софья не замечает недостатков избранника, считая его идеалом мужчины. Лишь узнав о его попытке ухаживать за горничной, девушка понимает, что перед ней находится не лучший друг семьи, искренне расположенный к ней, а скользкий и лицемерный человек.

Молчалин и Чацкий


Молчалин — антипод главного героя комедии Грибоедова. Если Чацкий — свободолюбивый человек, ясно видящий пороки фамусовского общества и открыто их обличающий, то Молчалин считает законы, царящие в этом обществе, правильными и с успехом подстраивается под них.

Чацкий пока не видит в таких молчалиных опасности для общества, а ведь они уже набирают силу и, как писал М. Е. Салтыков-Щедрин, блаженствуют, переживут века и не потерпят распространения идей, которых придерживается Чацкий.

Заключение

Образ Молчалина продумывался А. С. Грибоедовым досконально, он должен был стать не просто антиподом главного персонажа, но собирательным образом беспринципного карьериста.


Краткая характеристика

Молчалин – это молодой человек, которому отдает предпочтение Софья. Он один из участников любовного треугольника вместе с Софьей и Чацким. На первый взгляд кажется, что Молчалин – это тихий и скромный молодой человек, который стесняется близости с Софьей из-за разницы в социальном положении. Однако после бала выясняется, что он, на самом деле, подлый и корыстолюбивый, а никаких светлых чувств к дочке Фамусова и вовсе не испытывал.

Подробный образ и характеристика

На первый взгляд кажется, что образ Молчалина однозначен – это корыстный и лживый молодой человек, который думает только о собственной выгоде. Но на самом деле с этим персонажем автор хочет рассказать о более глубоких проблемах фамусовского общества, чем алчность и неискренность. Далее мы познакомим вас с более подробной характеристикой персонажа, на примере которой можно об этих проблемах рассуждать.

Общественное положение

Предыстория персонажа

Молчалин приехал в Москву из Твери в надежде на лучшую жизнь, так как в родном городе у него не было больших перспектив. Фамусов взял молодого человека себе в секретари, так как ему нравилась его услужливость и способность забыть о себе в угоду начальству.

Эти качества помогли Молчалину действительно хорошо устроиться в столице. Ему удалось избежать армейской службы, но получить при этом чин асессора, приравнивавшийся к званию майора. Разумеется, стараниями Павла Афанасьевича.

Впрочем, Фамусов не слишком уважительно относится к Молчалину: он считает, что секретарь должен звать свое место. Поэтому Молчалин хоть и живет у Павла Афанасьевича, но на первом этаже, среди слуг. Возможность брака Молчалина и Софьи Фамусов даже не рассматривает, так как между ними слишком большая финансовая пропасть. Сами отношения между влюбленными – уже мезальянс в глазах фамусовского общества.

Жизненная позиция Молчалина

Молодой человек четко следует заветам своего отца. Тот говорил, что нужно учиться угождать всем на свете, и тогда будет ему счастье. Даже дворнику и собаке нужно угождать: тогда первый не сделает никакой подлости, а вторая не укусит. Поэтому Молчалин и старается быть хорошим перед всеми, даже если в душе не уважает людей и готов их обманывать. Именно так он и поступил с Фамусовым – всегда прислуживал и улыбался в лицо, а за спиной начальника водил роман с его дочерью и ее служанкой одновременно, обманывал и рассчитывал жениться на Софье только ради своих корыстных целей.

Прислуживать – главное занятие этого героя

Дальнейшая судьба этого персонажа неизвестна. Однако Лизу ссылают из дома, поэтому их отношения заканчиваются – Молчалин слишком нерешителен и труслив, чтобы бороться за свою любовь. Можно предположить, что Софья рассказала всю правду о своем романе отцу, тогда Молчалин, скорее всего, лишился всех благ, ранее дарованных ему Фамусовым.

Молчалин – жертва своего времени?

Образ Молчалина выглядит однозначным, однако мы можем рассудить, что он не является строго отрицательным героем. В конце концов, секретарь никому не хотел зла, и встал на путь лжи и притворства только потому, что не видел другого выхода. В конце концов, этой мудрости учил его отец, а самостоятельно учиться Молчалин не привык.

На самом деле, Молчалина следует считать не злодеем этой пьесы, а жертвой своего времени. Дело в том, что свободомыслие, смелость, решительность и обезоруживающая честность в фамусовском обществе совсем не ценятся: Молчалин только лишний раз убеждается в этом, когда видит, как все судачат о Чацком, и тот в конце концов уезжает из города. Так зачем же рисковать, если все можно получить услужливостью? Также Молчалин получил еще один серьезный урок от жизни, когда раскрылся его роман с Лизой. И в нем он уяснил на то, что ложь наказуема, а то, что человек его положения не может позволить себе чувства. Это очень грустно, ведь Молчалин один раз в жизни захотел какого-то настоящего светлого счастья для себя, и это лишило его уже полученных благ. Едва ли он когда-нибудь еще решится на любовь, ведь фамусовское обществе ее не приветствует. А вот вновь достичь карьерных успехов и получить чин у него, скорее всего, получится.

Причины, из-за которых Молчалин не сможет стать счастливым

Так или иначе, мы можем согласиться с тем, что Молчалин – личность неприятная. Он застенчивый и робкий, что совсем не красит мужчину, а тем более если эти качества усугубляются лживостью и лицемерием. С таким набором характеристик Молчалин никогда не сможет стать счастливым: для того, чтобы чувствовать себя хорошо, необходимо поступать правильно и честно. Секретарь же на это неспособен.

Сделает ли принадлежность к высшему свету Молчалина счастливым? Нет, потому что он на самом деле никогда к нему не принадлежал, и люди из фамусовского общества никогда не примут его за своего. Чтобы он не делал, окружающие будут воспринимать его всего лишь как секретаря, который настолько хорошо выслужился, что заслужил чин.

Сделает ли любовь сделать Молчалина счастливым? Тоже нет, потому что он никогда не решится на открытые и искренние чувства. Оно попробовал один раз, с Лизой, и получил хороший щелчок по носу. Теперь он не сможет позволить себе любить до тех пор, пока не заслужит признания и богатств, а когда он это сделает – то превратится в Скалозуба, которому уже едва ли интересны честные романтические отношения.

Читайте также: