Кто в учреждении принимает решение о выбытии имущества

Обновлено: 30.04.2024

По концессионному соглашению может передаваться существующее имущество, подлежащее реконструкции, или создаваться новый объект.

Реконструкция объекта концессионного соглашения подразумевает мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, по изменению технологического или функционального назначения объекта, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств указанного объекта (ч. 3 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публично-правового образования — концедента на момент заключения подобного соглашения и должен быть свободным от прав третьих лиц.

Согласно ч. 4 ст. 3, ч. 5 ст. 8 Закона N 115-ФЗ в концессию могут передаваться автодороги и автодорожные сооружения, объекты здравоохранения, находящиеся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, но только после их изъятия из оперативного управления при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество;
  2. в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

С 2018 года в пункт 144 Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), были внесены изменения, согласно которым имущество, переданное в концессию, учитывается на отдельных счетах:

Передача уполномоченным субъектом учета существующего объекта имущества казны в концессию отражается следующей записью:

— передан объект имущества казны в концессию.

В ряде случаев имущество может передаваться в концессию без прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения. Такое имущество не поступает в казну, поэтому на балансе уполномоченного органа оно не отражается.

В 2019 году уполномоченный субъект учета в рамках своей учетной политики вправе установить особенности передачи имущества в концессию без изъятия у учреждения или унитарного предприятия, поскольку в настоящее время в инструкциях по учету они не установлены.

Кроме того, учреждение будет отражать на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную указанным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Не реже одного раза в полгода в течение периода создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета будет:

  • отражать на забалансовом счете, предназначенном для учета увеличения стоимости имущества концедента, фактическую сумму инвестиций концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на основании информации, предоставленной концессионером;
  • при необходимости корректировать сметную стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на соответствующем забалансовом счете.

Забалансовых счетов, предназначенных для учета сметной стоимости и фактических вложений концессионера, в настоящее время в Инструкции N 157н нет. Не предусмотрены они и Приказом N 298н. Если соответствующие изменения не будут внесены в течение 2019 года, такой счет нужно будет предусмотреть в учетной политике уполномоченного органа и учреждения. Если в отношении имущества учреждения будет заключено концессионное соглашение в 2019 году, учреждению целесообразно начать забалансовый учет сметной стоимости объекта уже в текущем году.

В учете уполномоченного органа это отражается так:

— отражено изъятие имущества у подведомственного учреждения в целях передачи его в концессию.

Ранее начисленная по имуществу амортизация учитывается такой записью:

— принята к учету амортизация по изымаемому имуществу.

— отражено уменьшение вклада уполномоченного органа на сумму изъятого имущества.

В бухгалтерском учете учреждения отражаются выбытие имущества и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением бюджетным, автономным учреждением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя).

— отражено выбытие имущества на сумму балансовой стоимости основных средств;

— списана амортизация по выбывающим объектам основных средств.

— уменьшены расчеты с учредителем на сумму изъятого имущества.

Напомним, что в настоящее время согласно п. 94 Инструкции N 157н на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны.

Начисление амортизации на объекты имущества казны, переданные в концессию, оформляется следующей записью:

Если по концессионному соглашению создано новое недвижимое имущество, право собственности на него приобретает концедент, а право концессионера на пользование имуществом является обременением права концедента.

В ходе исполнения концессионного соглашения концедент отражает на забалансовом счете фактическую сумму инвестиций концессионера.

Ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения осуществляется концессионером (ч. 14 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Права владения и пользования концессионера переданным ему недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на него. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать одного месяца с даты ввода данного объекта в эксплуатацию (ч. 15 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

За нарушение указанного срока концессионер несет ответственность, предусмотренную концессионным соглашением.

Концедент должен отразить данное имущество в бюджетном учете и внести сведения о нем в соответствующий реестр государственного (муниципального) имущества.

  • отражает созданный (реконструированный) объект концессионного соглашения по стоимости, указанной в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи;
  • отражает сумму предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
  • отражает предстоящие доходы на разницу между стоимостью создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и суммой обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
  • списывает суммы, отраженные на забалансовых счетах, предназначенных для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и учета увеличения стоимости имущества концедента.

В настоящее время в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), предусмотрена следующая запись по поступлению нового объекта от концессионера:

— отражено поступление нового объекта от концессионера.

Учет обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения также осуществляется согласно Инструкции N 162н в зависимости от содержания заключенного соглашения.

В случае досрочного прекращения (расторжения) концессионного соглашения остаток предстоящих доходов, признанных в связи с созданием (реконструкцией) объекта концессионного соглашения, подлежит единовременному отнесению на финансовый результат отчетного периода.


Основное средство, которое выбывает или не способно приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию (п. 40 ФСБУ 6/2020).

Причины выбытия, в частности, могут быть следующими:

Списание (исключение объекта из состава основных средств) производится в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).

Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.

Допустим, организация приобретает оборудование, которому устанавливает срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равным пяти или там, шести годам.

И первое время его использование при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) не приносит никаких хлопот, а только прямую выгоду.

Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.

Продать его именно как оборудование, даже и с убытком, не получается, так как найти покупателя на этот убитый, да к тому же и морально устаревший агрегат (к которому и запчастей уже не найти), не получается. И руководство принимает решение (предварительно его технически и экономически обосновав), ликвидировать это оборудование.

Обоснование на ликвидацию, естественно, должна готовить не бухгалтерия, а соответствующие технические службы.

И еще раз напомним, что по п. 41 ФСБУ 6/2020 объект подлежит списанию (исключению из состава основных средств) в том периоде, в котором он признан неспособным приносить выгоду. А это как раз то самое решение о его ликвидации.

Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.

Следовательно, на эту дату, то есть на дату утверждения технически и экономически обоснованного и документально оформленного решения о ликвидации объекта, организация имеет право списать его балансовую (по ПБУ 6/01 — остаточную) стоимость.

У организации выбыл один актив — объект основных средств соответствующей балансовой стоимости, но появился другой — еще не ликвидированное имущество (и, возможно, в какой-то своей части пригодное к дальнейшему использованию) пока ещё той же стоимости.

И проводка должна быть:

После завершения процесса ликвидации соответствующие службы должны оформить первичный документ, подтверждающий этот факт хозяйственной деятельности, а также перечень оставшихся материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.

За образец такого первичного документа рекомендуем взять Акт о списании объекта основных средств, форма которого, № ОС-4, была утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Еще раз хотим обратить внимание, что составляет его не бухгалтерия, а назначенная приказом руководства комиссия. Дело бухгалтерии — расценить, где надо, указанные в Акте сведения, и проставить, так же, где это нужно, корреспонденцию счетов.

Списание уже ликвидированного актива и других затрат на ликвидацию будет оформлено записями:

Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.

Если организация не будет заморачиваться с обесценением и переоценкой основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020, то всё будет, как в настоящее время. Главное — своевременно и грамотно оформить надлежащие первичные документы.

Процесс ликвидации недвижимого основного средства будет оформляться теми же самыми записями на основании аналогичного пакета документов.

НК РФ такую ситуацию не регулирует, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, следует отражать эту операцию точно так же, как и в регистрах бухгалтерского учета, и не изобретать какую-либо схему, исходя только из своего художественного видения этой ситуации.

Во-вторых, следует обратить внимание на порядок исчисления налога на имущество по сносимому объекту.

  • по кадастровой стоимости;
  • по среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.

По кадастровой стоимости налогом облагаются объекты недвижимости при одновременном выполнении следующих условий (ст. 378.2 НК РФ):

  • в регионе принят законодательный акт, предусматривающий порядок налогообложения недвижимых объектов основных средств, исходя из кадастровой стоимости;
  • данный объект поставлен на кадастровый учет (включен в ЕГРН);
  • данный конкретный объект включен на начало текущего года в региональный перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то данный объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.

На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.

Возникнет оно на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Таковым будет служить акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании будут исключены из ЕГРН.

Таким образом, из налогооблагаемой базы ликвидированный объект недвижимости может быть исключен еще до того, как он будет списан на расходы в регистрах бухгалтерского учета. Ведь составленный кадастровым инженером акт может быть датирован раньше, чем будут полностью завершены и документально оформлены все работы, связанные с ликвидацией объекта.

Ну а если объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета, то он перестает быть основным средством, как мы уже рассмотрели выше, на дату документально оформленного решения о необходимости его ликвидации.

Таким образом, на дату переноса его балансовой стоимости с 01 на 76 она, (эта стоимость) уже не будет участвовать в расчете величины налога на имущество.

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: