Реквизиция как основание прекращения права собственности на земельные участки

Обновлено: 04.05.2024

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Конфискация

В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Прекращение права собственности вследствие выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных.

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Прежде всего речь идет об особо охраняемых государством культурных ценностях. Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

Принудительный выкуп у собственника бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей возможно при соблюдении определенных условий (ст. 240 ГК РФ).

В данном случае необходимо в судебном порядке установить не только сам факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего назначения в результате подобного содержания. Данное положение касается только частных собственников, поскольку бесхозяйственное содержание особо охраняемых культурных ценностей не может являться основанием их изъятия у публичного собственника и передачи их частному.

Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

Цель такого выкупа - защита животных от жестокого и иного ненадлежащего обращения с ними. Положения данной статьи могут применяться как к животным, которые содержатся в домашних условиях, так и в искусственно созданной среде.

Ненадлежащее обращение с животными должно быть очевидным и противоречить принятым в обществе нормам гуманного обращения с ними. Возможность или невозможность отчуждения животного на этом основании в каждом случае устанавливает суд. Выкуп животного возможен по требованию любых граждан или организаций, которые намерены приобрести их для себя. Следовательно, другие лица, недовольные поведением хозяина животного, но не намеренные его выкупить, не могут предъявить такое требование. Принудительный выкуп домашних животных может быть осуществлен только на основании решения суда, на основании договора, заключенного между собственником животного и потенциальным покупателем. Если у сторон возникает спор о цене животного, она определяется судом.


Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участокПраво собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

  1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
    • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;
    • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
      отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
      систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, систематическая неуплата земельного налога;
    • неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
    • использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
    • использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, не допускается:
    • в период полевых сельскохозяйственных работ;
    • в иных установленных федеральными законами случаях.

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    • по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    • по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    • работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    • работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
    • работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 50. Конфискация земельного участкаЗемельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Статья 51. Реквизиция земельного участка

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
  2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.
  3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
  4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
  5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
  6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участкаОтчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к Статье 51 Земельного кодекса РФ

В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие у собственника имущества в интересах общества в случае чрезвычайных обстоятельств в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

Земельный кодекс РФ устанавливает особенности применения реквизиции по отношению к земельным участкам. Основная особенность связана с тем, что земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев может быть возвращен владельцу, в то время как в отношении любого иного имущества такой возврат чаще всего невозможен (например, пораженный эпидемией скот изымается и уничтожается). Поэтому в ГК РФ идет речь о выплате стоимости реквизированного имущества, и лишь в отдельных случаях, если имущество при прекращении чрезвычайных обстоятельств сохранилось (например, изъятые при ликвидации аварии или во время военных действий транспортные средства), собственник вправе требовать его возврата по суду.

Напротив, ЗК РФ в п. 1 комментируемой статьи специально указывает на временный характер изъятия земли при реквизиции. Собственнику при этом возмещаются убытки, понесенные им в связи с невозможностью использования земельного участка, а стоимость участка возмещается только в том случае, если участок не может быть возвращен после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств (п. 3 комментируемой статьи).

Как в ГК РФ, так и в комментируемой статье ЗК РФ идет речь о реквизиции земельного участка только у собственника. В то же время в других статьях ЗК РФ реквизиция названа как одно из оснований прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования (ст. ст. 45, 46, 47 ЗК РФ). Разумеется, арендуемый или предоставленный в пользование, пожизненное наследуемое владение участок находится в чьей-то собственности - государственной, муниципальной или частной, и в случае реквизиции он изымается у собственника.

Однако встает вопрос о возмещении убытков, понесенных при этом землевладельцем, землепользователем или арендатором. Порядок такого возмещения ЗК РФ не определяет. Следовательно, в этих случаях придется руководствоваться общими нормами гражданского законодательства; убытки, вызванные расторжением договора аренды или пользования, будет возмещать собственник земельного участка.

Реквизиция земельного участка имеет схожие черты с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд: то и другое производится в интересах обществах и государства, участок в обоих случаях изымается с соответствующей компенсацией собственнику. Однако это разные понятия, на что специально указывает п. 2 комментируемой статьи. Различаются прежде всего основания, по которым производятся реквизиция и изъятие земли для государственных и муниципальных нужд.

Случаи последнего исчерпывающе перечислены в законе (см. комментарий к ст. 49 ЗК РФ), они не носят чрезвычайного характера и связаны чаще всего с планируемым строительством и расширением промышленных, социальных, транспортных и иных объектов.

Ситуации, когда возможно применение реквизиции, очерчены в законе примерно: никто не может предусмотреть всех экстраординарных обстоятельств, которые возможны в жизни, но в любой из этих ситуаций действовать приходится незамедлительно, поэтому невозможно исполнение всей процедуры, соблюдаемой при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, предусмотренной нормами главы VII.1 ЗК РФ.

Кроме того, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является окончательным, а реквизиция носит чаще всего временный характер.

Из указанных различий вытекают и важные правовые последствия. Так, лицо, у которого изъят земельный участок под строительство высокоскоростной магистрали, не может требовать возврата участка, даже если в дальнейшем государством принято решение об отказе от этого строительства и участок не используется; а при проведении реквизиции лицо не может требовать предварительного и равноценного возмещения стоимости участка.

Отличается и порядок возмещения причиненных убытков.

Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельного участка, ограничении прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулировано ст. 57 ЗК РФ; особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд - ст. 56.8 ЗК РФ. На случаи реквизиции земель они не распространяются. В отношении возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку реквизиция земельного участка носит, как правило, временный характер, то земельный участок по прекращении действия чрезвычайных обстоятельств возвращается собственнику, и лишь при невозможности такого возврата собственнику возмещается его рыночная стоимость или предоставляется равноценный земельный участок.

Исходя из общего смысла статьи предполагается, что участок возвращается тем же уполномоченным исполнительным органом государственной власти, по решению которого он изымался, на основании имеющегося у собственника документа о реквизиции, и никаких дополнительных действий со стороны собственника для этого не требуется. И лишь в случае, если участок по прекращении действия указанных обстоятельств не возвращается, лицо, у которого был реквизирован участок, вправе требовать его возврата в судебном порядке.

Комментируемая статья различает реквизицию и временное занятие земельного участка в связи с чрезвычайными обстоятельствами. На наш взгляд, различие в данном случае провести довольно трудно. Возникают эти два вида ограничений прав собственника на земельный участок при одних и тех же обстоятельствах, и оба носят временный характер. Только в случае реквизиции, в отличие от временного использования, участок не всегда может быть возвращен собственнику. При временном использовании участка в государственных и общественных интересах собственник может также продолжать им пользоваться, если это возможно. Решение о временном использовании земельного участка при чрезвычайных обстоятельствах, видимо, принимают те же государственные органы, что и при реквизиции.

Оценка земельного участка при реквизиции производится по его рыночной стоимости (о рыночной стоимости земельного участка см. комментарий к ст. 66). Собственник земельного участка в судебном порядке может оспорить размер сумм, выплаченных ему в возмещение стоимости участка и понесенных убытков.

Второй комментарий к СТ 51 ЗК РФ

1. Подобные нормы, регулирующие реквизицию имущества, содержатся в ст. 242 ГК. В отличие от ГК в п. 1 комментируемой статьи реквизиция рассматривается только как временное изъятие земельного участка у его собственника. Хотя в самой статье такой подход последовательно не выдерживается, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи реквизиция земельного участка может влечь за собой и прекращение права собственности на земельный участок.

Можно заметить, что реквизиция является способом принудительного прекращения права собственности на земельный участок. В отличие от общих положений ст. 35 Конституции, которые допускают исключительно судебный порядок принудительного прекращения права собственности, нормы о реквизиции предусматривают применение этой процедуры по решению административного органа, без обращения в суд. Конечно, реквизиция - крайняя мера, эффективное использование которой возможно только по оперативному решению, принимаемому в административном порядке, но противоречие конституционных, гражданских, земельных норм должно быть решено путем внесения изменений в соответствующие нормативные акты.

Реквизиция является основанием прекращения не только права собственности на земельный участок, но и иных прав на землю: пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и аренды (см. п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46, п. 1 ст. 47 ЗК).

2. В п. 2 комментируемой статьи законодатель подчеркивает, что реквизиция и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, являются различными основаниями прекращения прав на землю и регулируются различными нормами.

3. При изъятии земельного участка в связи с реквизицией собственник может выбрать один из двух способов защиты его прав, предусмотренных п. 3 комментируемой статьи: выплату рыночной стоимости земельного участка или предоставление равноценного земельного участка. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде (ст. 242 ГК). Кроме этого, собственник вправе требовать возмещения иных убытков, вызванных реквизицией земельного участка. Если право собственности на земельный участок не прекращается, то собственнику земельного участка согласно п. 1 комментируемой статьи возмещаются лишь убытки, вызванные временным изъятием земельного участка.

4. В п. 4 комментируемой статьи установлена гарантия собственника требовать возврата земельного участка в судебном порядке при отпадении оснований установления реквизиции. Данная норма дублирует положение п. 3 ст. 242 ГК.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает возможность временного занятия (при отсутствии необходимости реквизиции) земельного участка на период действия обстоятельств, носящих чрезвычайный характер. По-видимому, в данном случае должны применяться положения ст. 56 ЗК России, регулирующие ограничения прав на земельные участки. Комментируемая статья только предусматривает возмещение убытков собственнику земельного участка, вызванных временных ограничением его прав.

6. Рыночная стоимость реквизированного земельного участка и размер убытков должны быть определены на момент принятия решения об изъятии земельного участка в связи с реквизицией. Иной подход - при определении цены на момент наступления чрезвычайных обстоятельств - необоснованно возложит риск несения убытков на принявший решение о реквизиции орган исполнительной власти до принятия им соответствующего решения. Кроме того, нельзя не учитывать, что этот орган действует в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельствами угроз. С другой стороны, определение стоимости и убытков на более позднюю дату (например, на момент реального занятия земельного участка) затрагивает законные интересы собственника земельного участка, поскольку наступление чрезвычайных обстоятельств, как правило, влечет понижение стоимости земельного участка.

Ранее конфискация – отобрание имущества в связи с преступлением, совершенным собственником.

Ст. 50 ЗК – конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника за совершенное им преступление или правонарушение. Основания для конфискации закреплены в законе и применяется только по решению суда.

ФЗ от 08.12.2003г. №162 – исключение конфискации как вида уголовного наказания.

Ст. 160 ГК – возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в виде санкции за умышленное совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Реквизиция – временное изъятие имущества, которое допускается только в чрезвычайных ситуациях (эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия и др.).

Реквизиция осуществляется по решению государственных органов в административном порядке в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества, государства в целом от возникших в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Порядок реквизиции – ст. 51 ЗК – реквизиции осуществляется с обязательной выдачей собственнику документа о реквизиции, и в случае невозможности возврата земельного участка ему возвращается стоимость земельного участка (например, заражение участка сильнодействующими веществами и т.д.). В случае отпадения чрезвычайных обстоятельств собственник может требовать возвращения реквизированного участка в судебном порядке. Он вправе требовать возмещения ему убытков в связи с временным ограничением прав.

Ст. 53 ЗК (в рамках ст. 235 ГК).

Добровольный отказ от права собственности (п. 2 ст. 53 ЗК) – односторонняя сделка. Осуществляется отказ посредством подачи заявления собственником в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

П. 1 ст. 225 ГК – бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами от права собственности, на которое собственник отказался. И де-юре, и де-факто такая редакция означает, что земельный участок теперь не может иметь статус бесхозяйной вещи.

П. 3 ст. 18 ЗК - в городах Москва и Санкт-Петербург земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты прекращения права собственностью Москвы и Санкт-Петербурга.

Аналогичное правило предусмотрено ст. 19 ЗК (п.1.1) – право собственности городских округов, сельских поселений и т.д. Право собственности приобретают эти округа и т.д.

Добровольный отказ от права пожизненного владения и права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется путем подачи заявления в орган государственной власти или орган МСУ. К заявлению прилагается:

- подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае отсутствия этих документов, решение о предоставлении земельного участка;

- копии документов, удостоверяющих личность гражданина или удостоверяющих регистрацию юридического лица.

В заявлении об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо (казенные предприятия, ГУПы, МУПы).




Часть 2 статьи 53 ЗК РФ определяет, что отказ от права пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования осуществляется путем подачи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются: кадастровый паспорт, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, а в случае этих документов, решение о предоставлении земельного участка, копии документов, удостоверяющих личность гражданина или документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица. К заявлению об отказе от права бессрочного пользования также прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо.

Читайте также: