Признание вещественных доказательств бесхозяйным имуществом

Обновлено: 16.05.2024

Здания, сооружения, помещения и машино-места, у которых нет собственника, либо у которых собственник неизвестен или от которой собственни к отказался, могут быть поставлены на учет как бесхозяйные вещи.

Установление права собственности на такие объекты недвижимости возможно в судебном порядке.

На учет такие объекты недвижимости как бесхозяйные принимает орган регистрации прав – Росреестр и его территориальные органы.

Обратиться в орган регистрации прав за постановкой на учет бесхозяйной недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия могут только органы местного самоуправления, на территории которых находится объект.

Таким образом, при обнаружении бесхозяйного объекта капитального строительства (далее – ОКС) органу местного самоуправления для государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо сделать следующее.

1. П одать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи .

П редварительно рекомендуется уточнить наличие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на такой объект недвижимости.

ОКС поставлен на государственный кадастровый учет.

Далее, следуя пошаговой инструкции портала Росреестра, необходимо заполнить детали запроса и прикрепить к заявлению следующие документы:

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные органами учета государственного и муниципального имущества;

- заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества – (в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место).

ОКС не поставлен на государственный кадастровый учет.

В случае если сведения об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, отсутствуют в ЕГРН, то его принятие на учет будет осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет, для этого необходимо представить:

- заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи;

- заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости установленной формы;

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные органами учета государственного и муниципального имущества;

- заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества – (в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место).

- технический план, подготовленный кадастровым инженером по результатам проведенных им кадастровых работ.

Для подготовки технического плана следует обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним договора подряда на изготовление технического плана.

При этом следует обратить внимание, что о снования для изготовления технического плана будут зависеть от вида объекта недвижимости:

- с ведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании проектной документации таких объектов недвижимости;

- с ведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываютс я в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Решение о принятии на учет объекта бесхозяйственного имущества принимается регистрирующим органом не позднее 15 рабочих дней со дня приема заявления о постановке на учет и необходимых документов.

Следует отметить, что з аявление и прилагаемые к нему документы для постановки на учет бесхозяйного имущества могут быть возвращены органом регистрации прав без постановки бесхозяйной недвижимости на учет , если:

- из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

- в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

- из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

-ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

- в течение 15 рабочих дней после принятия заявления в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

- собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

После того как бесхозяйный объект будет поставлен на учет, орган регистрации прав направит заявителю соответствующее уведомление с указанием даты такой постановки на учет.

2. П одать в суд заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по месту ее нахождения по истечение одного года со дня принятия органом регистрации прав бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Если в течение года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи никто не заявит о своих правах на нее, то орган местного самоуправления может обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на данную вещь.

В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.

Решение суда относительно заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации такого права в ЕГРН.

3. Подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйн ую недвижимую вещь.

Для осуществления государственной регистра ции права муниципальной

собственности на объект недвижимости, учтенный в ЕГРН как бесхозяйное имущество, необходимо представить в орган регистрации прав:

- заявление о государственной регистрации прав;

- вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость.

О дновременно с записью в ЕГРН о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект регистрирующим органом вносится запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного.

Срок государственной регист рации права составляет, в частности, 7 рабочих дней с даты приема Росреестром заявления и документов, а если документы подаются через МФЦ - 9 рабочих дней.

Гражданск ий кодекс Российской Федерации.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации .

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

от 10 декабря 2015 года N 931

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

в Министерстве юстиции

21 апреля 2016 года,

регистрационный N 41899

Приложение
к приказу
Минэкономразвития России
от 10 декабря 2015 года N 931

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4344.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2008, N 30, ст 3597; 2009, N 7, ст.775.

В настоящее время в гражданском и арбитражном процессах предусмотрено рассмотрение следующих видов дел, связанных с бесхозяйным имуществом:

  1. о признании движимой вещи бесхозяйной (п. 6 ч. 1 ст. 262, глава 33 ГПК);
  2. о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 6 ч. 1 ст. 262, глава 33 ГПК);
  3. об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК);
  4. об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным (п. 1 ч. 2 ст. 218 АПК).

Сравнение процессуального порядка рассмотрения и разрешения таких дел с нормами Гражданского кодекса, регулирующими условия возникновения права собственности на бесхозяйное имущество, позволяет выявить некоторые несоответствия.

Понятие бесхозяйных вещей дано в ст. 225 ГК РФ. В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. При этом правовой режим бесхозяйных вещей ставится в зависимость от вида этих вещей (движимые и недвижимые), ценности (малоценные , клады и иные вещи), способа выбытия из владения собственника (утерянные, выброшенные либо выбывшие из владения собственника иным путем, в том числе похищенные и выморочные), а также от места нахождения (обнаружения) бесхозяйной вещи.

Вещи, стоимость которых явно ниже пятикратного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 226 ГК РФ).

К видам бесхозяйных вещей относятся:

а) бесхозяйные движимые вещи - брошенные вещи (ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорные животные (ст. 230 ГК), клады (ст. 233 ГК);

б) бесхозяйные недвижимые вещи.

Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи возможно при наличии условий, прямо установленных в законе, либо в судебном, либо во внесудебном порядке.

Во внесудебном порядке право собственности возникает на малоценные брошенные вещи (ст. 226 ГК), на находки (ст. 228 ГК), на безнадзорных животных (ст. 231 ГК), на клады (ст. 233 ГК).

В судебном порядке возможно приобретение права собственности в отношении брошенных вещей, за исключением вещей малоценных (ч. 2 ст. 226 ГК), по давности добросовестного, открытого и непрерывного владения, длившегося не менее 5 лет.

Право собственности в таком случае должно возникать на основе решения суда о признании права собственности на бесхозяйную движимую вещь в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК). Основанием вынесения такого решения являются:

  1. признание вещи брошенной, т.е. установление факта отказа собственника от права собственности на вещь;
  2. установление факта добросовестного, открытого и непрерывного владения вещью заявителем в течение 5 лет.

В рамках производства в судах общей юрисдикции ГПК РФ (ст. 293) говорит, что суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. При этом совершенно непонятно, как можно принять "решение о передаче в собственность" вещи, и без того находящейся во владении и пользовании лица, относящегося к ней как к своей собственной. Термин "передача" в данном случае неудачно маскирует факт признания судом права собственности на вещь с момента вынесения решения и ничто другое. Решение же о передаче может быть вынесено только в том случае, если бесхозяйная вещь была изъята у владельца правоохранительными органами либо незаконно удерживается другим лицом, а это возможно в порядке искового производства по иску об освобождении имущества от ареста либо по виндикационному или же другому аналогичному вещному иску, но не в порядке особого производства.

Заявление о признании права собственности по давности владения подается лицом, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь (ч. 2 ст. 226 ГК). Никто другой такого заявления подавать не может. Отсюда правильнее говорить не о передаче в собственность бесхозяйной вещи, а об обращении ее в собственность владельца по решению суда.

С учетом сказанного ч. 1 ст. 293 ГПК РФ должна иметь следующую редакцию: "Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и об обращении ее в собственность лица, вступившего во владение ею". При этом под обращением в собственность понимается признание права собственности судом за владельцем вещи с момента вынесения решения, вступившего в законную силу.

Арбитражный процессуальный кодекс вообще не предусматривает возможности рассмотрения дел о признании движимых вещей бесхозяйными и о передаче их в собственность лица, вступившего во владение ими (то есть о признании движимых вещей бесхозяйными). Между тем ст. 28 АПК прямо требует отнесения таких дел к ведению арбитражных судов, поскольку это иное дело связано с осуществлением предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В свою очередь, ст. 22 ГПК относит к ведению судов общей юрисдикции дела особого производства, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных Федеральным конституционным законом и Федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Сегодня операторы почтовой связи формально могут обращаться только в суды общей юрисдикции, хотя по всем своим объективным и субъективным характеристикам такие заявления должны разрешаться арбитражным судом.

Конечно, возможно в порядке аналогии процессуального закона обращение с заявлением об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем движимым имуществом как своим собственным. Но это не решает вопроса: для возникновения права собственности на бесхозяйную движимую вещь требуется установление не просто факта владения и пользования имуществом как своим собственным. Такое решение подтверждает только факт законного владения и пользования, т.е. ограниченные права на вещь, но еще не право собственности. Можно, конечно, объяснить это так: установление факта владения и пользования имуществом как своим собственным предполагает обязательное установление не только оснований (отказа прежнего собственника от своих прав), но и продолжительности такого владения и пользования, а следовательно, и установления приобретательной давности. Вероятно, это так, но зачем же маскировать основание, которое служит основным поводом для обращения с такими заявлениями. Ведь для заявителя в подавляющем большинстве случаев такой порядок необходим для утверждения своего права собственности на вещь, а не для подтверждения факта владения и пользования имуществом как своим собственным. Почему бы тогда прямо не предусмотреть возможность рассмотрения дел об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как свои собственным, не делая разницы при этом между движимым и недвижимым имуществом? В этом случае п. 1 ч. 2 статьи 218 АПК мог бы иметь следующую редакцию: "факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным". Тогда под эту категорию, во-первых, прямо подпадали бы все дела, по которым требуется решение об обращении таких вещей в собственность заявителя; во-вторых, устранялось бы несоответствие между АПК и ГК в части оснований возникновения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи; в-третьих, восполнялся бы пробел в АПК, не предусматривающий возможность обращения с такими заявлениями; в-четвертых, устранялось бы противоречие между ст. 28 АПК и ст. 22 ГПК.

Однако все дело в том, что с точки зрения содержания ГК этого еще недостаточно. ГК РФ говорит именно о необходимости признания судом имущества бесхозяйным (абз. 2 ч. 2 ст. 226 ГК) и об обращении его судом в собственность этого лица (т.е. о признании права собственности). Отсюда решение суда об установлении факта владения и пользования движимым имуществом как своим собственным дает основание для признания ограниченного вещного права (основанного на факте владения по давности) , но не права собственности. Без признания вещи бесхозяйной, то есть вещью, от которой собственник отказался, такой факт не имеет смысла устанавливать в особом производстве. А признание вещи бесхозяйной - только основание для обращения вещи в собственность фактического владельца.

". по основаниям п. 2 ст. 234 ГК добросовестный приобретатель может добиваться, в частности, возврата имущества, изъятого в административном порядке таможенными органами, судебным исполнителем, налоговой полицией и т.д. Такие ситуации возникают, например, когда незаконно отчуждено имущество лицу, которое не знало о наличии препятствий к его продаже (продана вещь без выплаты таможенных тарифов за нее и т.п.). В этих случаях сделки не имеют эффекта, а приобретатель не становится собственником. Соответственно это имущество изымается как принадлежащее первоначальному собственнику по его долгам. Иск об исключении имущества из описи (освобождения из-под ареста) для приобретателя невозможен: ведь он не стал собственником. Тогда ему не остается ничего другого, как добиваться только защиты фактического владения" (см.: Скловский К. Приобретательная давность // Российская юстиция. 1999. N 3. С. 18).

Выходом из создавшегося положения могло бы быть отнесение к ведению арбитражных судов дел о признании движимых вещей бесхозяйными, если они связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Другим выходом может быть только изменение редакции ст. 28 АПК, которая вводит в заблуждение, относя к ведению арбитражных судов любые иные дела из гражданских правоотношений, если они связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

На практике процедура признания движимого имущества бесхозяйным оказалась востребованной при обнаружении у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц, прежде всего коммерческих, имущества, не учтенного в бухгалтерских документах. Выявление таких фактов происходит обычно при проведении проверок правоохранительными, налоговыми, таможенными и иными органами. В таких случаях нет оснований для применения ч. 1 ст. 234 ГК, поскольку такое владение нельзя признать ни добросовестным, ни непрерывным, ни тем более открытым. Владелец соответственно не может настаивать на обращении такого имущества в свою собственность. Тем более что нередко он отказывается признать даже сам факт владения таким имуществом.

Возникает вопрос, как квалифицировать такое имущество и как поступать с такими вещами. ГК РФ не дает ответа на этот вопрос, поскольку он предусматривает только возможность приобретения права собственности на эти вещи тем лицом, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь (ч. 1 ст. 226 ГК). Последствий невозможности признания за ним такого права ГК не установил.

Между тем такое имущество сплошь и рядом обнаруживается при проведении правоохранительными органами проверок (рейдов) в местах получения дохода физическими и юридическими лицами (торговые точки, рынки, лотки, места, торговля в которых не разрешена, и т.д.), при проведении правоохранительными органами документальной проверки юридического лица и установлении факта неотражения данных по имеющемуся в наличии движимому имуществу в данных бухгалтерского учета и неизвестности собственника.

Такое имущество обычно изымается у владельца либо с места обнаружения в порядке, предусмотренном административным либо уголовно-процессуальным законодательством. Например, в ч. 1 ст. 25 ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" сказано, что изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются как бесхозяйное имущество.

Законодатель счел в отдельных случаях возможным обращать такое имущество в собственность государства по заявлениям уполномоченных лиц. Так, судьба невостребованных вещественных доказательств в уголовном процессе определяется п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК - они передаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства. Споры о принадлежности вещественных доказательств разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Кодекс РФ об административных правонарушениях нормы о судьбе невостребованных вещественных доказательств не содержит.

Нередко по этому вопросу принимаются региональные нормативные акты, содержание которых противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.

Думается, имеет смысл в ГК РФ предусмотреть нормы, единообразно регулирующие порядок перехода в собственность государства бесхозяйного имущества, изъятого федеральными органами исполнительной власти. Тем более что повод для этого имеется. В абз. 2 ч. 1 ст. 290 ГПК предусмотрен случай подачи заявления о признании бесхозяйной движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти.

Приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи возможно только по решению суда либо в порядке рассмотрения заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 3 ст. 225 ГК, ст. 290 ГПК), либо по давности открытого, добросовестного и непрерывного владения (ст. 234 ГК), либо в порядке рассмотрения заявления о признании факта владения и пользования недвижимым имуществом (ст. 264 ГПК), либо в порядке рассмотрения заявления об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным (ст. 218 АПК).

Как известно, бесхозяйные недвижимые вещи должны приниматься на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Отсюда условиями возникновения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество у незаконного фактического владельца являются:

  1. истечение давности непрерывного, открытого и добросовестного владения (15 лет);
  2. решение суда общей юрисдикции об отказе в удовлетворении заявления об обращении бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность.

Такие условия делают невозможным обращение фактического владельца в суд с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйной. Только после того как суд вынесет решение об отказе в обращении недвижимого имущества в муниципальную собственность, оно может быть обращено в собственность фактического владельца. А когда такое произойдет, неизвестно. Последствия истечения годичного срока, предусмотренного ч. 3 ст. 225 ГК, не установлены. Следовательно, интересы фактического владельца могут быть защищены против всех третьих лиц только установлением факта добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом как свои собственным.

Остается только заметить, что следовало бы в этом случае в обоих процессуальных Кодексах использовать единообразную терминологию, соответствующую положениям ГК РФ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: