Каким образом бухгалтерский учет обеспечивает сохранность собственности
Обновлено: 02.05.2024
контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая. В системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов. Применяются три вида контроля: предварительный — до совершения хозяйственной операции, текущий — во время осуществления операции; последующий — после ее совершения.
Контроль осуществляется по следующим направлениям:
• выполнение планов (программ) по объемам выработанной,
отгруженной и реализуемой продукции;
• обеспечение сохранности собственности организации;
• рациональное и эффективное использование материальносырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;
• использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;
• формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
• формирование полной себестоимости реализованной продукции;
• выполнение различных смет расходов;
• анализ деятельности различных подразделений организации:
цехов, производств, участков, филиалов и т.д.;
• проведение операций, связанных с ценными бумагами (облигациями, векселями и т.п.);
• формирование финансовых результатов деятельности организации;
• снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг);
• создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);
• определение финансового состояния организации, а также конкурентов;
• формирование прибыли, подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении организации, ее использование;
• составление финансовой и другой отчетности.
Учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать деятельность организации, анализировать ее и принимать соответствующие управленческие решения.
Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности значение этой функции возрастает.
Инвентаризация имущества организации позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. При инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности.
Одной из главных функций бухгалтерского учета в системе управления является информационная функция.
Учет поставляет информацию различным объектам управления — службам организации, менеджерам, которые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают управленческие решения.
Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации.
Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой невозможна деятельность системы управления. Бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации, о состоянии
имущества, источниках его образования, обязательствах организации, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками.
С помощью обратной связи осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, норм и нормативов, за использованием всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и ис-
пользования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации. В современных условиях важна аналитическая функция учета, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений.
Аналитическая функция тесно связана с информационной. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.
В системе управления предприятием одну из главных ролей играет бухучет, как основа контроля и анализа того, каким является финансовое положение дел. Функции бухгалтерского учета — это контроль, сбор информации, обеспечения сохранности собственности организации, анализ и обеспечение качественной обратной связи.
Функции бухгалтерского учета
Информационная
Сбор и распространение среди уполномоченных пользователей актуальной информации — это основное направление практически самой главной Функции бухгалтерского учета, которая занимает важную нишу в системе управления организацией.
В отделе бухгалтерии информация обрабатывается и передается для корректировки дальнейшей работы в различные управленческие сегменты компании.
Далее менеджеры, управляющие или другие работники, которых обязывают положение и должностные обязанности, анализируют полученные данные и принимают решения, касающиеся последующей работы.
Объекты сбора информации — это все структурные единицы, хозяйственные и иные операции, непроизводственная или производственная деятельность.
Словом, все то, что участвует в получении конечного результата — прибыли от работы организации. В отделе бухгалтерии со сбором информации берет начало ветвь аналитической деятельности, связанная с прогнозированием, статистикой, планированием, разработкой стратегии и тактических действий организации.
Контрольная
Положение финансовых дел на предприятии контролируется в три этапа, каждый из которых является отдельным видом контроля бухучета:
- предварительный контроль — этот этап осуществляется до момента выполнения хозяйственной операции;
- текущий контроль — непосредственно в процессе совершения операции;
- последующий контроль — после завершения выполнения хозяйственной операции.
- выполнением всех видов утвержденных на данный период времени планов или программ, касающихся денежных затрат (прибыли);
- использованием всех видов ресурсов, задействованных организацией для осуществления производственной или непроизводственной деятельности — с точки зрения его рациональности и эффективности;
- использованием подучетных основных средств, отчислений на амортизацию, ремонтного фонда;
- формированием таких величин, как себестоимость единицы продукции до реализации (работ или услуг), полной себестоимости для реализации;
- выполнением утвержденных смет расходов;
- осуществлением деятельности структурных единиц организации;
- выполнением операций по различным ценным бумагам;
- эффективностью мероприятий, направленных на снижение всех видов издержек и затрат;
- формированием всех видов необходимой отчетности (типовой или по запросу уполномоченных на то лиц);
- формированием свода по финансовой деятельности организации целиком и с разбивкой на сегменты;
- сбором информации о конкурентах;
- правильными расчетами, связанными с налоговым учетом.
В отделе бухгалтерии каждое направление контроля закреплено за определенным сотрудником, который оформляет всю получаемую информацию в бумажном виде, на электронных носителях и в автоматизированных системах.
Все виды документации, которые формируются в отделе бухгалтерии, позволяют руководству предприятия получать своевременные сведения о проблемных моментах и о том, как обстоит вы финансовое положение в целом.
Контроль охватывает все активы предприятия, учитывая все изменения.
Обеспечение сохранности собственности
Естественно, проведение инвентаризации невозможно без применения КИП (контрольно-измерительных приборов). Руководство предприятия обязано предоставить их (обязательно проверенные и сертифицированные) членам инвентаризационной комиссии.
Обеспечение обратной связи
Вся поступающая первичная документация проходит обработку в финансовом бухгалтерии, где она анализируется, оформляется в автоматизированных системах и на бумажных носителях. После завершения обработки сотрудники, которым необходима такая информация могут получить ее для самоконтроля, для анализа эффективности выполненной работы.
Такой вид обратной связи — одно из важнейших функциональных звеньев, поскольку позволяет наиболее оптимальным образом скорректировать недостатки в работе персонала, устранить недочеты или, наоборот, убедиться в правильности выполнения работы. Положение организации о централизованной бухгалтерии должно включать в себя возложение такой функции бухгалтерского учета, как обратная связь, на руководителя финансового блока.
Аналитическая
Аналитика — это отдельная ветвь, объединяющая все функции бухгалтерского учета. Поскольку одной из целей работы бухгалтерии является обеспечение структурных единиц и персонала достоверной информацией о том, как обстоит реальное положение дел на предприятии (в рамках функционала), то для ее достижения необходимо применить комплексный подход. Он-то, как раз, и является совокупным следствием работы в бухгалтерском отделе.
После того, как подразделения предприятия (кого обязывает положение и должностные обязанности) получают информацию от бухгалтерии, становится возможным выполнение анализа различных этапов производственно-технической деятельности с формированием цельного анализа.
Невозможно представить работу финансового сектора без выполнения какой-либо функции бухгалтерского учета. Каждая из них является не столько самостоятельным направлением работы отдела, сколько частью единого процесса, которые регламентирует положение о бухгалтерской службе.
Читайте также:
- Имеет ли право находиться в квартире посторонний человек без прописки
- Ходатайство следователю о снятии ареста с имущества образец
- Мокрая стена в квартире как написать заявление
- Кадастровая оценка земель порядок проведения правовое значение
- Сопоставьте ценность имущества и человеческой жизни за что налагался самый большой штраф