Какой вид собственности господствовал при капитализме

Обновлено: 28.05.2024

Эволюция отношений собственности. На протяжении многовековой истории человечества собственность претерпевала существенные изменения, обусловленные, главным образом, развитием производительных сил, иногда довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас в эпоху научно-технической революции.

На разных исторических ступенях общественного развития характер собственности различен. Обратимся к истории и посмотрим, как происходила эволюция отношений собственности.
Рассмотрим стадии развития отношений собственности.

1. Общее (общественное) присвоение. Экономической основой первобытнообщинного строя была общая собственность на землю, орудия труда, жилище. Все, что производилось, распределялось поровну. Примитивный уровень производительных сил требовал от первобытнообщинных людей объединяться в общины. Позднее из общин стали выделяться семьи, которые сами могли вести хозяйство.

2. Частное присвоение. Первой социально-экономической системой, основанной на частной собственности, было рабовладельческо е общество . Оно возникло в Египте на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий до н.э. и существовало в странах Азии и Африки до III —V вв. н.э. Ряд народов (в том числе народы России) миновали эту стадию и перешли сразу к феодальному строю.

При рабстве бесправное положение раба определялось тем, что он сам являлся собственностью одного хозяина, храма или государства. Раб не только не имел средств производства, но и сам считался лишь одушевленным орудием труда своего господина. Постоянные попытки рабовладельцев ужесточить принуждение к труду не давали результатов и приводили к вымиранию рабов. Рабский труд, в конце концов, перестал окупать себя.

3. Возникновение феодального строя. Феодальная экономика ос­новывалась на том, что главное средство производства земля находилась в частной собственности. Каждый помещик подразделял свою землю на господскую и крестьянскую. Крестьянская дели­лась на наделы, и эти земельные наделы давались крестьянам для ведения собственного хозяйства.

Надел формально мог быть в любое время отобран, а крестьянин согнан с земли. За возможность использовать землю крестьяне должны были работать на помещика, но в отличие от рабов, они могли иметь личную собственность (сельскохозяйственные орудия, скот, птицу, дом, домашнюю утварь), с помощью которой крестьянин своим трудом обеспечивал себя и семью жизненными средствами, что заинтересовывало его в труде на своем наделе. Степень эксплуатации крестьян была различной. Особенно жестокие формы она приняла в России, где почти не отличалась от рабства.

4. Переход к капиталистической системе хозяйствования. Личной зависимости работников от частных собственников средств производства и открытой эксплуатации был положен конец при переходе к капиталистической системе хозяйства.

Свой первоначальный облик капитализм проявил в XV—XI X вв. в Западной Европе и других регионах мира. Эту стадию нового по сравнению с феодализмом строя назвали классический капитализм, так как в нем наиболее полно воплотились принципы частнособственнического предпринимательства. Здесь главной экономической фигурой стал единоличный собственник небольшого предприятия, на котором он был хозяином и управлял производством. Важнейшим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности для тех, кто имел капитал.

Хозяйственные успехи при капитализме во многом связаны с научно-техническим прогрессом, вызвавшем большие качественные изменения в организационно-экономических отношениях. Это привело к более полному использованию потенциальных возможностей общественной организации производства. В труде стали применяться все более сложные машины, появились заводы и фабрики.

Переход к машинному производству подвел под капиталистическую экономику революционную техническую основу. Новейшие научные открытия вызвали переворот в технике и технологии производства, а вместе с тем и в трудовых функциях работни­ков, и в организации их труда. Так, в конце XI X — начале XX в. произошел электротехнический переворот (переход от века пара к веку электричества), появились автомобили, самолеты, началось быстрое развитие химической промышленности и высокоэффективных технологий в различных отраслях.

Научно-технический прогресс усилил концентрацию произ­водства (укрупнение предприятий) и его централизацию (объединение производств). Стало множиться число гигантских заводов с огромным количеством рабочих. Однако такое увеличение размеров частного капитала не могло продолжаться бесконечно, оно столкнулось с узкими рамками единоличного капитала.
Для начальной стадии капитализма единоличная форма капи­тализма была естественной. При ней до поры до времени быстро росли производительные силы и ширились масштабы производства, но дело шло к кризисной тупиковой ситуации.

5. Общая долевая собственность. На рубеже XIX — XX вв. на смену эпохе классического капитализма пришла эпоха господства крупного акционерного капитала. В западных странах ведущие по­зиции в хозяйстве заняла обща я долевая собственность . Этот тип собственности перестал быть связанным с какими-то единоличными владельцами, стал анонимным.

В это же время ак­ционерным стал также банковский капитал, распоряжающийся своими и заемными средствами. Банковский акционерный капитал усилил свою экономическую мощь и увеличил доходы путем объединения с промышленными корпорациями в финансовый капитал (т.е. объединение банковских, промышленных, торговых, транспортных и других акционерных обществ). В силу этого обра­зуется ряд финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединения, имеющие в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании. Целью этого объединения яв­ляется использование новых вложений капитала в производство для повышения конкурентоспособности продукции, расширения рынков сбыта, повышения экономической эффективности и создания новых рабочих мест.

Общая долевая собственность открыла зеленую улицу для раз­вития крупного производства. В странах Запада был налажен массовый выпуск все более разнообразных благ, что позволило значительно поднять жизненный уровень населения.

Развитие научно-технической революции (НТР). Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах бурное развертывание НТР потребовало расширения обобществления производства до общенациональных и даже международных масштабов. Произошло это в виду следующих обстоятельств:














При таких обстоятельствах, при огромной распространённости искажений учения о социализме, задача марксистов, прежде всего, состоит в разъяснении вопроса о реальном, действительном социализме.

Итак, что такое социализм? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо ответить на другой вопрос: что такое собственность? Рассмотрение вопроса о собственности здесь необходимо потому, что без знания этого вопроса вообще нельзя определить характер (тип) того или иного общественного строя. Общества различаются не формой политического правления, а формой собственности, т.е. экономической основой, на которой покоится правление. США и Саудовская Аравия имеют различные формы политического правления: США являются президентской республикой, Саудовская Аравия – абсолютной монархией. Однако, несмотря на это различие, они имеют между собой то общее, что оба представляют собой капиталистическое общество, более или менее развитое.

Короче говоря, собственность – не вещь, а производственные, т.е. экономические, отношения между людьми, но эти отношения всегда связаны с вещами и поэтому проявляется как вещи.

Теперь, после того, как мы выяснили вопрос о собственности, мы можем ответить на вопрос: что такое социализм?

Социализм – это общественный строй, который покоится на общественной форме собственности на землю и средства производства.

Уже из самой природы социалистического общества вытекает, что земля предоставляется всем членам общества на основе исключительно бесплатного и бессрочного пользования. В социалистическом обществе исключено превращение земли в предмет купли-продажи, спекуляции, сдачи в аренду, залога, дарения и т.д., одним словом, исключено взимание платы, точнее, дани за доступ к земле, за право пользования землёй, следовательно, за право просто жить. Уничтожение платы за доступ и пользование землёй имеет огромное значение для улучшения жизненных условий всех членов общества, ибо с необходимость приводит к снижению цен на сельскохозяйственные продукты, на жильё, понижает квартплату и т.д.

Во-вторых, все трудоспособные члены социалистического общества имеют свободный доступ к средствам производства. Что это означает? Это означает, что в социалистическом обществе производство принадлежит трудящимся – рабочим в том смысле, что они подчиняют себе своё собственное производство как общественное. Здесь, следовательно, совокупный продукт, создаваемый рабочими, принадлежит всем членам общества: как трудоспособным, так и нетрудоспособным. В свою очередь, этот совокупный продукт делится на две части. Одна его часть предназначается для обеспечения общественных функций вообще, другая же его часть служит в качестве предметов потребления. При этом предметы потребления распределяются двояким образом. Во-первых, платно (по труду), в виде заработной платы, посредством которой индивидуально удовлетворяются потребности в физических предметах потребления, как то: еда, одежда, транспорт и т.д. Во-вторых, бесплатно, в виде общественных фондов, посредством которых совместно удовлетворяются потребности в социальных предметах потребления, как-то: образование, здравоохранение, жильё, и т.д. Однако, несмотря на то, что все члены общества удовлетворяют свои потребности в социальных предметах потребления бесплатно, это не значит, что строители, учителя, врачи, учёные, управленцы и т.д. трудятся бесплатно. Они за свой труд получают зарплату. Источником заработной платы для этой категории трудящихся служит определённая часть той части совокупного продукта, которая, как уже было сказано, предназначается для обеспечения общественных функций вообще.

И, наконец, при наличии общественной собственности на землю и средства производства, разумеется, господствует принцип всеобщности и обязательности труда. Поэтому в социалистическом обществе отсутствует безработица.

Ярким примером социалистического общества является Союз Советских Социалистических Республик – СССР, где не было безработицы, цены на предметы потребления были стабильно низкими, тарифы ЖКХ были мизерные, земля, жильё, образование, лечение, культурный досуг и т.д. были бесплатными. Словом, в СССР именно благодаря тому, что земля и средства производства находились в общественной собственности, всем членам общества были обеспечены не только вполне достаточные и с каждым годом улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и умственных способностей.

Ничего подобного нет в современной капиталистической РФ, где земля и средства производства находятся в частной собственности.

В чём состоит главный смысл частной собственности на землю? В том, что любой участок земли должен приносить определённый доход его собственнику. Поэтому в современной капиталистической РФ частная собственность на землю исключает возможность бесплатного доступа к ней, бесплатного пользования ею. Чтобы получить доступ к земле, пользоваться землёй, нужно заплатить собственнику земли. А так как главным собственником земли в капиталистическом обществе является государство, то нахождение земли в частной собственности фактически означает, что все члены общества обязаны платить дань государству за право просто жить. Кроме того, не требуется особого глубокомыслия, чтобы понять, что плата за доступ к земле, пользование ею являются главной причиной постоянного повышения цен на сельхозпродукты, жильё, повышения квартплаты и т. д.; что, конечно же, главным образом, тяжело отражается на жизненном положении трудящихся классов.

Во-вторых, при нахождении средств производства в частной собственности, конечно, не может быть, чтобы все члены общества были собственниками средств производства. Во всех странах, где господствует частная собственность на средства производства, все крупные средства производства всегда сконцентрированы в руках небольшой кучки не работающих собственников средств производства – капиталистов, между тем как трудящиеся – рабочие лишены собственности на средства производства. Но если средства производства принадлежат капиталистам, а трудящиеся – рабочие лишены средств производства, то ясно само собой, что рабочие находятся в экономической зависимости от капиталистов и, в силу этого, эксплуатируются капиталистами.

Эксплуатация рабочих капиталистом, в общем, заключается в следующем. Поскольку средства производства принадлежат капиталисту, то и продукт, создаваемый рабочими при помощи этих средств производства, принадлежит капиталисту. Этот продукт (за вычетом издержек производства) капиталист делит на две части. Одну часть, в форме заработной платы, которой едва хватает для человеческого существования, он выплачивает рабочему; другую же часть, в форме прибыли, которая служит источником обогащения всего класса капиталистов, оставляет себе. С точки зрения капиталиста такое распределение продуктов, которые создаются исключительно трудом рабочих, абсолютно справедливо. Но это не так, это наглый обман. Никакой справедливости здесь нет и быть не может именно потому, что средства производства: во-первых, есть продукт труда самих рабочих, а во-вторых, сами по себе не могут создавать продукты; для этого они должны соединиться с рабочей силой человека. Отсюда следует, что заработная плата рабочих оплачивается из их же собственного труда, который осуществляется посредством ими же созданными средствами производства, и что, следовательно, прибыль, которая является лишь частью труда рабочих, не оплачивается капиталистом, присваивается им даром; если бы капиталист в зарплате рабочего выплачивал бы рабочему полную стоимость продукта его труда, то не было бы никакой прибыли. Впрочем, капиталист утверждает, что прибыль есть причитающаяся ему зарплата за управление производством. Но из этого утверждения, следует, что капиталист выступает по отношения к самому себе как работодатель, что, конечно, есть чушь. Короче говоря, сущность капиталистической эксплуатации заключается именно в том, что капиталист даром присваивает большую часть продуктов, производимых исключительно трудом рабочих. Решающим фактором всякого производства является рабочий, его рабочая сила. Капиталист в современном обществе является таким же паразитом, каким был помещик в феодальном обществе.

Далее, прибыль, которую присваивают себе капиталисты (за вычетом из неё определённой части, необходимой для выполнения общественно необходимых управленческих функций и для осуществления расширенного воспроизводства) делится на две части. Одна часть расходуется капиталистами на личное потребление, развлечения, рекламу, спекуляцию на бирже и т.д., а также на содержание многочисленной обслуги. Другая же часть, – которая в СССР направлялась в общественные фонды потребления, посредством которых все граждане бесплатно удовлетворяли свои потребности в образовании, лечении, жилье и т.д., – используется капиталистами опять-таки для получения высоких прибылей путём дополнительной эксплуатации жизненных потребностей трудящихся в лечении, в образовании, в жилье и т.д. Дополнительная эксплуатация заключается в следующем. Капиталисты, под предлогом стимулирования экономики, оказывают определённое воздействие на покупательный спрос, стремясь расширить его путём предоставления ипотечных, образовательных, медицинских, потребительских и т.д. кредитов. Но стимулирование экономики с помощью кредита на деле ведёт к гигантской задолженности населения, а затем к удорожанию кредита и тем самым к ещё большей эксплуатации трудящихся. В действительности кредитование, которое связывает миллионы людей по рукам и ногам долговыми обязательствами, есть долговое закабаление, одна из форм социального контроля в капиталистическом обществе. И ждать от капиталистического общества другой участи для трудящихся имело бы такой же смысл, как требовать, чтобы кусок, льда, брошенный в костёр, не растаял.

Либо социализм (общественная собственность на землю, средства производства и банки) – тогда зарплата + бесплатные: земля, жильё, образование, лечение, культурный досуг, мизерные тарифы ЖКХ, стабильные цены на предметы первой необходимости и т.д., одним словом – вполне обеспеченная материальная и культурная жизнь.

Либо капитализм (частная собственность на землю, средства производства и банки) – тогда зарплата + платные: земля, жильё, образование, лечение, культурный досуг, бешеные тарифы ЖКХ, постоянный рост цен на предметы первой необходимости и т.д., одним словом – нещадная эксплуатация, бедность, нищета, деморализация трудового народа. Третьего не дано.


В фундаментальном труде русского ученого, доктора экономических наук Валентина Катасонова исследуется история и идеология капитализма – денежной цивилизации, создавшей новую систему рабства, более эффективную, чем традиционный рабовладельческий строй. Автор убедительно доказывает, что основой капитализма является идеология иудаизма, разделяющая весь мир на некое избранное меньшинство и остальное человечество, призванное ему служить. Катасонов исследует генезис развития капитализма от Древнего мира до наших дней, показывая становление налогового и долгового рабства. Ключевой фигурой капитализма являются финансисты-ростовщики, создатели мировых банков, порабощающих экономики национальных государств. Создается система глобального паразитирования ростовщиков, диктатура банков, несущая миру разрушение и смерть. Автор подводит читателя к выводу о необходимости уничтожения системы капитализма, заведшей человечество в тупик, и возвращения народов мира к экономике национального хозяйства.

Оглавление

Глава 1. О моделях общества и схемах мировой истории

Большинство из нас до сих пор неосознанно воспринимает всемирную историю через призму марксистской схемы общественно-экономических формаций (ОЭФ).

Марксизм: искаженная схема мировой истории

Однако данная картина исторического процесса — слишком большая абстракция, упрощение и откровенное искажение.

Если мы отойдем от выше описанной схемы описания общества как общественно-экономической формации, то увидим следующее: Древний мир (особенно Древний Рим) и современное капиталистическое общество имеют много общего. В частности, для них характерно сосуществование рабства и капитализма.

Капитализм и рабство: две ипостаси одного общества

2. Соответственно, накопление богатства превращается в непрерывный, бесконечный процесс.

8. В обществе подневольных работников снижаются стимулы к эффективному труду.

Мы еще будем анализировать с разных сторон капитализм, поэтому воздержимся сейчас от детального комментирования и анализа данного определения. В целом с ним (с некоторыми оговорками [27] ) можно согласиться. Отметим лишь, что в указанном несколько пространном определении вся суть капитализма заключена в следующих взаимосвязанных моментах:

а) отчуждение свободного работника от средств производства (земля, орудия производства, сырье);

б) превращение свободного работника в наемного работника;

в) эксплуатация наемного работника капиталистом-работодателем, присвоившим средства производства;

г) получение капиталистом в результате эксплуатации прибавочной стоимости.

Об этих моментах мы будем еще говорить подробно в других разделах.

Обратим внимание на то, что в приведенном выше определении из БСЭ капитализм рассматривается исключительно как социально-экономическое явление, причем многие тонкие моменты в приведенной грубой схеме не видны. Акцент делается на эксплуатации и социальной несправедливости.

— отпадение от капитализма все новых стран;

— ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом (в 1950-1960-е годы темпы роста советской экономики значительно превышали темпы роста ведущих капиталистических стран, хотя к 1980-м годам ситуация изменилась);

— обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма;

— усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющееся в растущей неспособности капитализма использовать полностью производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица);

— нарастание борьбы между трудом и капиталом;

— резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства;

— небывалое усиление политической реакции по всем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в ряде стран фашистских, тиранических режимов;

— глубокий кризис буржуазной политики и идеологии.

— сращивание государства и крупнейших корпораций (монополий);

— перераспределение общественного богатства в пользу очень узкой группы людей (мировых ростовщиков);

Читайте также: