Порядок ведения учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков

Обновлено: 12.05.2024

В соответствии с Областным законом органами местного самоуправления Ростовской области разработаны муниципальные нормативные правовые акты, которыми установлены порядки:

ведения учета граждан;

формирования перечня земельных участков;

ведения работы по планировке и межеванию территории;

взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями определения по техническим условиям подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований Ростовской области.

С 2011 года по данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по состоянию на 01.09.2019 на учет для бесплатного предоставления земельного участка поставлено 30 720 многодетных семей, из них получили участки 19 626 многодетных семей.

В очереди на получение остается 11 094 многодетных семей.

В 2019 году планируется предоставить гражданам, имеющим трех и более детей, 2000 участков. На 01.09.2019 предоставлено 995 участков (49,7% от плана). При этом в Кашарском, Заветинском, Советском и Тацинском районах все многодетные семьи, стоявшие на учете, обеспечены земельными участками. В Милютинском и Верхнедонском районах предоставление участков осуществляется по мере поступления заявлений в текущем режиме.

Низкие темпы обеспечения участками стоящих на учете граждан, имеющих трех и более детей, зафиксированы в городах Зверево, Шахты, в Зимовниковском, Кагальницком, Константиновском, Мартыновском, Морозовском, Мясниковском районах.

Острый дефицит территорий для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, испытывают города Ростов-на-Дону, Таганрог, Батайск. По состоянию на 01.09.2019 общий объем дефицита земельных участков для данных муниципальных образований составляет 5,7 тысяч участков.

По ходатайству Губернатора Ростовской области Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, органам исполнительной власти Ростовской области передан в конце 2018 года земельный участок площадью 11,655 га в пос. Рассвет Аксайского района.

Вовлечение вышеуказанных федеральных территорий не позволяет решить проблему обеспечения земельными участками всех стоящих на учете граждан, имеющих трех и более детей.

Для возможности сокращения очереди на бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области подготовлен проект областного закона о предоставлении иных мер социальной поддержки (земельный сертификат) взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям. Размер, порядок и условия оказания такой меры социальной поддержки будут установлены отдельным областным законом.

Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных сертификатов взамен земельных участков позволит не только решить проблему дефицита свободных земельных участков и сроков предоставления многодетным семьям социальной поддержки, но также снизит нагрузку на областной бюджет, поскольку выделять денежные средства на обеспечение земельных участков инженерно-транспортной инфраструктурой не потребуется.

Согласно расчёту затраты на обеспечение одного земельного участка, предоставляемого многодетной семье из состава вовлеченных федеральных территорий, внешней и внутриплощадочной инженерно-транспортной инфраструктурой при комплексном развитии территорий составляют порядка 1,8 млн рублей, а с учетом строительства социальных объектов – 4,5 млн рублей.

Предоставленные многодетным семьям земельные участки, а также планируемые к предоставлению земельные участки должны быть в полном объеме обеспечены всей необходимой инфраструктурой.

Данный вопрос решается поэтапно в рамках государственных программ Ростовской области, муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.

По оперативным данным обеспеченность инфраструктурой предоставленных участков из федеральных, областных, муниципальных земель, а также земель до разграничения, составляет:

Основной и практически единственной целью, для которой многодетные родители могут получить землю, является использование ее для индивидуального жилищного строительства.

Перечень льготных категорий населения, которые имеют право на получение разного вида помощи от государства, определяется правительством РФ. Он включает в себя, в частности, многодетные семьи, для которых в законодательстве предусмотрен ряд различных льгот и мер социальной поддержки.

Одной из них является бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям при условии их соответствия определенным требованиям. Более подробно все эти вопросы будут рассмотрены далее.

Понятие многодетной семьи

Сразу стоит отметить, что на федеральном уровне понятие многодетной семьи нигде не закреплено.


Однако в соответствии с общими законодательными положениями, принятыми в большинстве регионов РФ, многодетной считается семья, в которой имеется трое или более детей, которые могут быть как родными, так и усыновленными.

понятие многодетной сеьми

Необходимо учесть, что в некоторых регионах минимальное количество детей может быть и большим — например, их должно быть 4 или 5. Это зависит уже от территориальных особенностей конкретного субъекта РФ, поскольку для некоторых народов, проживающих на территории страны, наличие нескольких детей является довольно распространенным явлением.

Стоит уточнить, что для получения различных льгот в семье должно быть минимум трое несовершеннолетних детей. Если возраст кого-то из них превышает 18 лет, то право на льготы такая семья уже теряет, поскольку она официально перестает считаться многодетной.

Возможные цели

земля для ИЖС

Такая помощь, как предоставление бесплатной земли, чаще всего имеет целью улучшение жилищных условий для семьи. Поэтому в списке вышеперечисленных условий ее получения и есть требование, которое касается отсутствия у кого-либо из родителей других участков или жилой недвижимости.

В связи с этим основной и практически единственной целью, для которой многодетные родители могут получить землю, является использование ее для индивидуального жилищного строительства. В этом случае на участке можно построить дом, пригодный для проживания семьи, при этом ее жилищные условия значительно улучшатся.


Стоит учесть, что в некоторых регионах даже устанавливается предельный срок для возведения дома — чаще всего строительные работы необходимо начать в течение года после получения земли. В противном случае администрация может пересмотреть свое решение о выделении участка и забрать его обратно.

Однако есть и регионы, где земля для многодетной семьи может быть выделена и для целей, отличных от строительства. Например, это может быть ведение личного подсобного хозяйства, огородничество, садоводство, фермерское хозяйство, разведение скота и т.п. Такие же цели, как предпринимательство или производство, в данном случае не допускаются.

земля под садоводство

Что касается прав, на которых одному из родителей предоставляется земля, то изначально это только личное пользование. В этом случае собственники могут вести на ней деятельность в рамках вида разрешенного использования: выращивать сельскохозяйственные растения, разводить животных или начать постройку каких-либо сооружений (как жилых, так и нежилых).

Через определенный срок владелец сможет оформить предоставляемый участок в собственность, обратившись за этим в соответствующий орган. Большим преимуществом при этом станет, если на участке будет и должным образом оформлен жилой дом. После этого земельный надел можно будет получить в собственность, причем каждый из членов семьи будет иметь право на равную долю.

Требования к земельным участкам

Площадь участка, который может быть предоставлен для многодетной семьи, всегда ограничена определенными пределами, которые устанавливаются законодательством.


В большинстве случаев площадь составляет от 6 до 15 соток, при этом надел максимальной величины полагается семьям с большим количеством детей или с низким уровнем материального благосостояния.

кадастровые документы на землю

Также участок должен соответствовать основным требованиям, которые предъявляются ко всем земельным участкам при передаче прав собственности на них. Данные требования включают в себя:

  • наличие у него кадастрового номера, который присваивается после постановки на кадастровый учет;
  • отсутствие прав собственности на него со стороны третьих лиц;
  • отсутствие ограничений на распоряжение участком (которые могут устанавливаться, например, в отношении охраняемых законом объектов).

К последней категории могут относиться ситуации, при которых земля:

принадлежит другим гражданам на праве постоянного пользования или пожизненного владения;

  • содержит на своей территории здания или сооружения (в том числе и незавершенные), которые находятся в собственности других лиц;
  • зарезервирована для муниципальных или государственных нужд;
  • изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • выступает предметом аукциона;
  • расположена в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном развитии или освоении;
  • имеет площадь, превышающую максимально допустимый законом размер;
  • предоставлена для размещения зданий или сооружений в рамках реализации каких-либо государственных или региональных программ РФ.

Все участки из данного списка не годятся для того, чтобы быть предоставленными заинтересованным лицам. Проверку всех характеристик участка должен осуществлять тот орган, куда происходит обращение заявителя.

Условия и основания получения

земля многодетным

Такая мера поддержки, как выделение земельного участка, предоставляется далеко не всем желающим родителям, даже при наличии у них троих детей. Для этого семья должна соответствовать определенным требованиям, которые устанавливаются законодательно:

  • Возраст детей. По общим правилам, он не должен превышать 18 лет как минимум для троих детей. Однако в некоторых случаях допускается изменение данного возраста:
    • В сторону снижения — если ребенок вступил в официальный брак или был официально трудоустроен (например, в 16 или 17 лет). В этом случае он обретает полную гражданскую дееспособность до наступления совершеннолетия и поэтому перестает считаться ребенком.
    • В сторону повышения — если ребенок учится в высшем учебном заведении и не получает никаких доходов (помимо стипендии). В данном случае право на получение помощи для семьи сохраняется до того момента, как ему исполнится 23 года (при условии, что он все это время продолжает учебу).


    Также стоит учесть, что получить землю одна многодетная семья может лишь единожды — даже при условии появления в семье новых детей больше эта льгота предоставляться не будет. Право на ее получение также теряется, если одного или обоих родителей лишают прав на ребенка или ограничивают в них.

    Федеральные и региональные программы

    Условия и особенности получения земельного надела многодетной семьей во многом зависят от региона ее проживания, поскольку в различных субъектах РФ действуют разные программы по поддержке этой категории населения. Стоит рассмотреть данные программы на примере нескольких отдельных субъектов РФ:


    В среднем условия региональных программ не содержат явных различий, поскольку практически все местные законы принимались на основе регионального. Однако возможные особенности лучше уточнить в органе местного самоуправления.

    Важные моменты

    изменения законодательства

    документы для получения земельного участка для многодетной семьи

    список очередников на получение земельного участка многодетным семьям

    земля многодетной семье условия получения

    как получить земельный участок многодетным семьям

    Порядок оформления

    За получением участка заинтересованному лицу (то есть отцу или матери) необходимо обращаться в местный орган исполнительной власти, который как раз имеет полномочия в решении подобных вопросов. При обращении обязательно подается соответствующее заявление, форма и образец которого обычно утверждаются администрацией конкретного населенного пункта.

    составление заявления на получение земельного участка

    К заявлению также необходимо приложить пакет документов:

    Данный перечень не является исчерпывающим — в зависимости от особенностей регионального законодательства могут потребоваться и другие дополнительные документы. Уточнить список необходимых бумаг можно у сотрудника администрации, который занимается приемом и рассмотрением заявок.

    После подачи заявления все документы проверяются и, если с ними все в порядке, заявка принимается на рассмотрение. Для этого в законе предусмотрен определенный срок, который составляет 30 дней. После его истечения должно быть принято решение — положительное (о выделении участка) или отказ в этом.

    В первом случае семья либо сразу получает участок (если он есть в наличии), либо ставится на очередь. Если недвижимость предоставляется сразу, то это оформляется специальным документом — решением (постановлением) о выделении участка. Далее на основании этого документа заявителю необходимо заняться оформлением прав на него в соответствии со стандартной процедурой.

    При выделении участка в порядке очередности на это в законодательстве также установлен максимальный граничный срок, который составляет один год.


    Однако на практике этот срок может быть значительно увеличен, особенно в густонаселенных областях.

    земля для семьи

    В случае отказа в выделении участка данное решение обязательно должно быть обосновано, желательно со ссылками на законодательные акты. Это решение заявитель может оспорить в суде или же попытаться обратиться с новым пакетом документом немного позже.

    Таким образом, можно отметить, что такая льгота, как выделение земельного участка для многодетной семьи, является весьма выгодным способом получения данного вида недвижимости. Однако при этом могут возникать и определенные проблемы и ограничения — например, при несоответствии заявителя предъявляемым к нему требованиям или в случае отсутствия у местных властей свободных участков. Все это необходимо обязательно учитывать перед подачей заявки в уполномоченный орган.


    С целью улучшения жилищного, материального состояния многодетных семей государство бесплатно выделяет им земельные участки – при условии соблюдения установленных требований.

    Для того, чтобы воспользоваться льготой необходимо изучить все детали получения земельных участков по льготе.

    Разберем в статье порядок предоставления земельных участков многодетным семьям и что нужно делать, что получить надел.

    Законодательное регулирование

    В соответствии с законодательством распределением наделов занимаются региональные органы власти. У них имеется право установления собственного порядка выделения территорий.


    Указ № 431 от 5 мая 1992 года Президента России содержит перечень льгот для многодетных семей.

    Одна из них – бесплатное выделение участков. Процедура регулируется Жилищным, Земельным кодексами РФ.

    Согласно статье 39.5 ЗК семья, имеющая трех и более детей, имеет право на бесплатное получение участка земли от государственной власти.

    Статья 53 Жилищного кодекса гласит, что с даты отчуждения жилья должно пройти от 5 лет – в этом случае семья признается нуждающейся в улучшении условий проживания.

    Подробнее о законодательной базе читайте здесь.

    Условия получения земельных участков

    В разных регионах условия получения ЗУ отличаются.

    Стандартные:

    • наличие у матери не менее трех детей (родных или приемных);
    • возраст меньшего ребенка – до 18 лет;
    • российское гражданство;
    • постановка на учет как нуждающихся в улучшении жилья;
    • отсутствие ранее полученных участков от государства;
    • проживание в регионе не менее 5 лет;
    • отсутствие в собственности других наделов;
    • дети не должны находиться на содержании у государства;
    • подача заявления в региональное Управление по вопросам земельных ресурсов.

    Дополнительная информация! Допускается превышение возраста ребенка до 23 лет при условии, что он обучается в ВУЗ.

    Еще больше информации об условия получения ЗУ в статье по ссылке.

    Для каких целей предоставляется ЗУ?


    Многодетным семьям земля выдается бесплатно в целях улучшения условий проживания.

    Использоваться такая земля должна по назначению – индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

    На выделенной земле должен быть возведен дом, пригодный для проживания.

    В некоторых регионах участок выделяется под иные цели – ведение ЛПХ, садоводство, разведение скота и пр. В предпринимательских или производственных целях ЗУ использовать нельзя. Цель использования участка должна указываться в заявлении.

    Порядок предоставления

    Участок выделяется многодетным семьям из государственной или муниципальной собственности. Чтобы получить землю, один из родителей должен посетить администрацию и предоставить заявление с документами.

    Порядок действий:

    1. Сбор документов для подтверждения статуса многодетной.
    2. Обращение в Муниципалитет по месту проживания.
    3. Подача заявления и документации.
    4. Ожидание решения.
    5. При одобрении заявки – получение оповещения и учетного номера.
    6. Оформление прав на надел.

    Решение администрации оформляется письменно. Максимальные сроки выделения территории – 1 год с момента обращения граждан. Когда подходит очередь, работники администрации сообщают, в какой местности и какой может быть выделен участок.

    При согласии семейства проводятся кадастровые работы с целью определения точных границ территории. По окончании выдается межевой план. Воспользоваться правом можно 1 раз.

    Обратите внимание! Размер выделяемого участка ограничен – от 6 до 15 соток. Предел устанавливается, исходя из характеристики семьи (количества малолетних детей, возраста родителей и пр.) или требований местной администрации.

    Документы для получения ЗУ

    Для постановки в очередь многодетная семья предоставляет местному Управлению определенный перечень документации.

    В него входят:


    • заявление;
    • паспорта супружеской пары;
    • свидетельство о заключении брака и о рождении детей;
    • выписка из домовой книги или справка о составе семьи, подтверждающая совместное проживание членов семейства;
    • удостоверение многодетной семьи;
    • документы об усыновлении (по необходимости);
    • выписка из Росреестра о наличии (отсутствии) в собственности жилья.

    Со списком документов можно ознакомиться в администрации либо в МФЦ, а также можно ознакомиться со всеми всех нюансами сбора бумаг для оформления ЗУ в нашей статье.

    Как составить заявление?

    Заявление должно составляться с учетом требований действующего законодательства. Подготавливается оно и подается родителями. Форма – простая письменная.

    Совет! Прежде чем писать заявление, необходимо выяснить у работников наличие фирменного бланка – некоторые регионы разрабатывают специальные.

    В заявлении указывают:

    1. личные и паспортные данные родителей;
    2. ФИО и даты появления на свет детей;
    3. данные о составе семьи;
    4. цель использования ЗУ;
    5. основание (многодетность);
    6. перечень прилагаемых документов.

    Ставится подпись и дата составления. Исправления недопустимы. Подается заявка в органы местного самоуправления или в МФЦ по месту проживания – лично или по почте. После получения его регистрируют. Заявление рассматривают в течение 1 месяца.

    При рассмотрении сотрудники администрации оценивают правдивость указанных сведений, соответствие заявителя требованиям.

    Постановка в очередь


    Для постановки на очередь один из супругов должен посетить местную администрацию с заявлением.

    Процедуру можно осуществить в МФЦ или на региональном портале Госуслуг.

    Если один из родителей или детей является инвалидом, их ставят в льготную очередь. Сроки выделения земли в этом случае уменьшаются.

    Продвижение очереди отслеживают на сайтах местных администраций или путем личного обращения, в том числе, вопроса по телефону.

    Важно! Если заявителей не устраивает предоставляемая земля, они имеют право отказаться. В этом случае их очередь отодвигается назад. Такая возможность у них имеется дважды, после чего право на бесплатное получение ЗУ теряется.

    Что еще нужно знать об очереди на земельные наделы для многодетных семей читайте здесь.

    Оформление надела в аренду или в собственность

    После получения земли и до момента строительства дома семья владеет ею на правах аренды. По окончании строительных работ семья должна оформить ЗУ в собственность, зарегистрировав права в Росрестре.

    Из документов потребуются:

    • заявление;
    • паспорта супругов;
    • свидетельства о рождении детей;
    • справки об уплате пошлины за регистрационные действия;
    • документы от администрации с подтверждением передачи прав;
    • справка с кадастровым номером.

    Каждому члену семьи должна выделяться одинаковая доля.

    Обратите внимание! Если на выделенном участке многодетная семья не построит дом или будет использовать землю не по назначению, ее могут лишить права на оформление надела в собственность.

    Можно ли продать землю?

    Часто супружеская пара решает продать полученный ЗУ, потратив деньги на иные нужды. Родители имеет такое право, но ей придется пройти несколько процедур.

    Без них сделка будет считаться незаконной и противоречащей действующей законодательной власти. Проблема в том, что земля становится собственностью только после возведения на ней дома. Получив надел пара становится арендаторами и продавать его не может.

    После оформления надела в собственность разрешается его продавать.

    Алгоритм действий:


    1. Согласование с опекунским органом возможности продажи участка.
    2. Поиск покупателя.
    3. Подготовка договора купли-продажи.
    4. Заверение соглашения у нотариуса.
    5. Переоформление прав и получение денег.

    Главное – чтобы после продажи земли условия проживания малолетних не были ухудшены.

    Чтобы заключить сделку, потребуются:

    • паспорта сторон;
    • акт выделения земли (выдается администрацией); и план;
    • схема распределения долей (с подробным описанием каждой);
    • квитанция об оплате сбора.

    Сроки регистрации – до 7 дней. Все правила продажи необходимо уточнять в регионах.

    Как действовать при отказе администрации?

    Местная администрация имеет право отказать семье.

    Причины:

    Если заявитель не согласен с решением, он вправе обжаловать его в суде по месту регистрации.

    Справка! Если в фонде государства земель не хватает, многодетной семье предлагают получить материальную компенсацию. Сумма ее не превышает стоимость участка земли. Семья должна лично объявить свое согласие. При несогласии она продолжает стоять в очереди.

    Заключение

    Таким образом, государство гарантирует семьям, имеющим троих или более детей, право на бесплатное получение участка земли. Главное – соблюдать установленным требованиям.

    Выдаются участки на правах очередности. Выделяемая территория должна использоваться согласно назначению, иначе правительственная власть примет решение о ее изъятии.

    Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется многодетным семьям для целей:

    1. индивидуального жилищного строительства;
    2. ведения личного подсобного хозяйства;
    3. садоводства или огородничества.

    2. Есть ли какие-то требования к многодетной семье, желающей бесплатно получить земельный участок?

    • все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
    • родители многодетной семьи постоянно проживают на территории Нижегородской области не менее пяти лет (под постоянным проживанием подразумевается наличие постоянной регистрации в любом муниципальном образовании на территории Нижегородской области).

    3. Почему для получения участка для индивидуального жилищного строительства требуют представить справку о нуждаемости в жилых помещениях?

    Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (статья 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

    Для участков иного целевого назначения (личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество) состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется.

    Логика закона проста:

    Если многодетная семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то органы госвласти или органы местного самоуправления предоставляют такой семье земельный участок для индивидуального жилищного строительства и обеспечивают подведение доступных коммуникаций до границ участка. Многодетная семья строит себе дом и улучшает жилищные условия.

    Если же многодетная семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то органы госвласти или органы местного самоуправления предоставляют такой семье земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества с тем, чтобы семья могла, например, обеспечить себя свежими овощами и фруктами или организовать летний отдых на природе на своей территории.

    4. Что подразумевает под собой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства?

    Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

    Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

    5. Хочу подать заявление на получение бесплатной земли под строительство дома для многодетной семьи. Я прописана в Москве, муж и дети в Нижегородской области.

    6. Мы хотели бы подать пакет документов на получение земельного участка как многодетная семья, старший ребенок ходит в школу в другом регионе (живет с моей мамой). Не повлияет ли это на право получении земли?

    В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, все члены которых являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Нижегородской области. Таким образом, для участия в реализации Закона и принятия многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка учитывается факт постоянного проживания на территории Нижегородской области всех членов семьи заявителя, в том числе детей.

    7. У нас многодетная семья, хочу получить земельный участок для строительства дома, но не знаю, куда обратиться, и какие документы нужны. Земля для многодетных семей выдается в собственность или в аренду до полного строительства дома?

    В случае, если Ваша многодетная семья желает получить земельный участок, Вам необходимо обратиться с заявлением и ниже перечисленным пакетом документов в администрации районов (городских округов) Нижегородской области, на территории которых Вы хотели бы получить земельный участок.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    1) документы, удостоверяющие личность и принадлежность к гражданству Российской Федерации, на каждого члена семьи и их копии;

    • документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке (при наличии), свидетельства о рождении (усыновлении) детей, свидетельство о расторжении брака (при наличии)), и их копии;
    • документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Нижегородской области, на каждого члена семьи (справка о составе семьи, выписка из домовой книги), выданные не ранее 30 дней до даты обращения многодетной семьи с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка;

    2) справка об обучении ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении детей, обучающихся в данных организациях;

    3) справка из военного комиссариата о призыве на военную службу либо о прохождении альтернативной гражданской службы в отношении детей, проходящих военную службу по призыву либо альтернативную гражданскую службу;

    4) справка медико-социальной экспертизы об установлении ребенку инвалидности в отношении детей-инвалидов;

    5) подтверждение из органов опеки и попечительства об отсутствии судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах в отношении своих детей обоих родителей либо единственного родителя многодетной семьи либо об отсутствии сведений о передаче детей под опеку (попечительство), в том числе в приемные семьи (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия такого документа).

    6) справка органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области о том, что члены многодетной семьи состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в случае бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства);

    7) согласие на обработку персональных данных на каждого члена семьи.

    Земельный участок предоставляется однократно бесплатно в собственность всем членам многодетной семьи в равных долях.

    8. Где будет выделен земельный участок?

    Предоставление участков, находящихся в муниципальной собственности, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Нижегородской области, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.

    Предоставление участков, находящихся в областной собственности, осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

    Уполномоченные органы ежегодно формируют перечни земельных участков для бесплатного предоставления отдельным категориям граждан. Местонахождение земельных участков уполномоченные органы определяют самостоятельно.

    По вопросу местонахождения предлагаемых к предоставлению земельных участков заинтересованные лица вправе обратиться в уполномоченные органы.

    9. В нашей многодетной семье старшему ребенку исполнилось 18 лет, он учится на дневном отделении. Можем ли мы подать заявление на получение земельного участка или мы опоздали?

    В рамках Закона в составе многодетной семьи учитываются, в том числе дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов, до достижения ими 23 лет.

    10. У меня трое детей. Младший ребенок рожден во втором браке. Второй муж детей не удочерил в силу обстоятельств. Проживаем мы все на одной площади, но прописаны не вместе. Подскажите, пожалуйста, имеем ли мы право на получение земли, и какова процедура оформления?

    Таким образом, подать документы на получение земельного участка Вы можете на себя и своих детей.

    11. Наша семья является многодетной, имеем ли мы право на бесплатное проведение коммуникаций при строительстве частного дома?

    В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется из числа сформированных земельных участков, то есть отмежеванных и поставленных на кадастровый учет, и включенных в Перечни земельных участков для предоставления многодетным семьям.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта Нижегородской области, либо на ее создание должно быть предусмотрено финансирование на текущий год.

    12. Мы проживаем в Богородском районе. Как многодетная семья получили земельный участок для строительства дома, но не успели построить дом. Что нам делать?

    Таким образом, если срок договора аренды земельного участка истек, а многодетная семья не успела построить жилой дом, ей следует обратиться в администрацию того муниципального образования, которая предоставила земельный участок в аренду, с заявлением о предоставлении арендованного земельного участка в собственность бесплатно.

    13. Возможно ли выделение земельных участков для приёмной семьи, воспитывающей трёх приёмных и более детей с целью улучшения жилищно-бытовых условий детей?

    • дети, в том числе усыновленные, пасынки, падчерицы, не достигшие возраста 18 лет;
    • дети, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет;
    • дети, проходящие военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, до достижения ими возраста 23 лет;
    • дети-инвалиды без ограничения возраста.

    Частью 3 статьи 2 Закона определено, что в составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе находящиеся в приемных семьях.

    Таким образом, в рамках действующего областного Закона выделение земельных участков для приёмной семьи, в том числе, воспитывающей трёх и более приёмных детей, не предусмотрено.

    14. В соответствии с действующим законодательством многодетные семьи имеют право безозмездно получить земельный участок. Можно ли отказаться от земельного участка и получить денежную компенсацию?

    Ознакомиться с указанным вопросом можно на сайте министерства в разделе Сертификаты на улучшение жилищных условий.

    15. Наша многодетная семья уже три года стоит в очереди. Старшему сыну скоро исполнится 18 лет. Нас снимут с очереди?

    16. Мы прописаны в Ардатовском районе. Можем ли мы, как многодетная семья, встать на очередь в Выксе, где мы сейчас живем и где работает муж?

    Закон позволяет многодетной семье подать заявление в несколько муниципальных образований. В этом случае, если в одном муниципальном образовании многодетная семья получает земельный участок, в других муниципальных образованиях она будет снята с учёта (принцип однократности предоставления земельного участка).


    О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей*

    (с изменениями на 19 декабря 2018 года)

    Принят
    Законодательным Собранием
    Санкт-Петербурга
    9 ноября 2011 года


    В настоящем Законе Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42)

    граждане - граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей;
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42)

    дополнительная мера социальной поддержки - мера, обеспечивающая возможность приобретения гражданами в собственность земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд на территории Российской Федерации;
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    земельный капитал в Санкт-Петербурге - средства бюджета Санкт-Петербурга на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом Санкт-Петербурга;
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42)

    сертификат "Земельный капитал в Санкт-Петербурге" (далее - Земельный сертификат) - именной документ, подтверждающий право граждан на дополнительную меру социальной поддержки, установленную настоящим Законом Санкт-Петербурга.
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42)

    Граждане обладают правом на приобретение бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга (далее - земельные участки), в случаях и порядке, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    Земельные участки предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга в случае, если граждане имеют трех и более детей (в том числе находящихся под опекой или попечительством, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан, имеют место жительства в Санкт-Петербурге и не лишены родительских прав в отношении указанных детей.


    Земельные участки предоставляются бесплатно в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга однократно.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    1. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом положения пункта 3 настоящей статьи.

    2. Земельные участки для ведения садоводства для собственных нужд предоставляются бесплатно в собственность следующим категориям граждан:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в земельных участках для ведения садоводства для собственных нужд;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае подачи ими заявления о предоставлении земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, подавшим в период нахождения на указанных учетах заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и снятым с указанных учетов, в случае подачи ими заявления о предоставлении земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    Земельные участки для ведения садоводства для собственных нужд предоставляются бесплатно в собственность в порядке очередности исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в земельных участках для ведения садоводства для собственных нужд с учетом положения пункта 3 настоящей статьи.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    Граждане, состоявшие в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26 сентября 2007 года N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге" на учете многодетных семей в целях оказания им содействия в предоставлении в установленном действующим законодательством порядке земельных участков для ведения садоводства и огородничества (далее - учет), признаются нуждающимися в земельных участках для ведения садоводства для собственных нужд без представления дополнительных документов исходя из даты принятия указанных граждан на учет.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 14 июня 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 года N 279-53; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    2_1. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд предоставляются бесплатно в собственность гражданам, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных бесплатно в собственность на основании решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, обладавших правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
    (Пункт дополнительно включен с 14 июня 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 года N 279-53; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    3. В первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды), и гражданам, имеющим пять и более детей.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июня 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2013 года N 287-56; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    1. Гражданам, указанным в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга, предоставляется право выбора между предоставлением им бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд и предоставлением дополнительной меры социальной поддержки.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    2. Земельный капитал в Санкт-Петербурге устанавливается в размере 300000 рублей и предоставляется гражданам однократно на основании Земельного сертификата.

    Размер земельного капитала в Санкт-Петербурге подлежит ежегодной индексации путем умножения на коэффициент, размер которого не ниже индекса роста потребительских цен, применяемого при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и плановый период. Коэффициент устанавливается Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.

    Земельный капитал в Санкт-Петербурге предоставляется в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки.

    Гражданам, получившим Земельный сертификат, размер земельного капитала в Санкт-Петербурге не индексируется.

    3. Форма Земельного сертификата и порядок его предоставления устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.

    4. Дополнительная мера социальной поддержки, установленная настоящим Законом Санкт-Петербурга, предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.
    (Статья дополнительно включена с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42)


    Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд, составляют:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    минимальный размер - 0,12 га;

    максимальный размер - 0,15 га.

    1. Решение о предоставлении земельных участков бесплатно в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд принимается исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга, в соответствии с адресной программой предоставления земельных участков гражданам бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 14 июня 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 года N 279-53; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    2. Решение об отказе в предоставлении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд принимается в случаях, если:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    1) гражданами не представлены документы, необходимые для предоставления земельного участка гражданам бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд, определенные в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    2) граждане не имеют права на предоставление земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд в соответствии с требованиями, установленными в статье 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5_1 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    3. Решение об отказе в предоставлении гражданам земельных участков для ведения садоводства для собственных нужд, помимо случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимается в случае, если граждане взамен предоставления им земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд выбрали предоставление дополнительной меры социальной поддержки и получили Земельный сертификат.
    (Пункт дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)


    Право граждан на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд сохраняется в случае, если граждане имели право на предоставление земельного участка в соответствии с требованиями настоящего Закона Санкт-Петербурга, подали заявление о предоставлении земельного участка до достижения детьми возраста 18 лет и не получили земельный участок до достижения детьми возраста 18 лет, включая граждан, состоявших на учете в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26 сентября 2007 года N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге".
    (Статья дополнительно включена с 14 июня 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 года N 279-53, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)


    Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия в сфере предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд, а также предоставления им дополнительной меры социальной поддержки:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42. - См. предыдущую редакцию)(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    формирует в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга, адресную программу предоставления земельных участков гражданам бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд, включающую в себя земельные участки, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд, и обеспечивает образование указанных земельных участков за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    определяет порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в земельных участках для ведения садоводства для собственных нужд;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    определяет порядок подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;

    определяет порядок принятия решений о предоставлении земельных участков гражданам бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)

    устанавливает порядок направления средств земельного капитала в Санкт-Петербурге на приобретение земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд на территории Российской Федерации.
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 года N 240-42; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)


    Внести в Закон Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" следующие изменения:

    пункт 1 статьи 2 дополнить после абзаца четвертого абзацем следующего содержания:

    "предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, установленных законами Санкт-Петербурга;";

    пункт 1 статьи 13 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:

    "8) предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, установленных законами Санкт-Петербурга.".

    (Статья утратила силу с 23 декабря 2013 года - Закон Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года N 620-112. - См. предыдущую редакцию)

    (Исключена с 1 января 2019 года - Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165. - См. предыдущую редакцию)


    Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2012 года.

    Губернатор Санкт-Петербурга
    Г.С.Полтавченко


    Санкт-Петербург
    6 декабря 2011 года
    N 710-136

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей (с изменениями на 19 декабря 2018 года)

    Читайте также: