Особенности юридических санкций за нарушение правового режима земель промышленности и иного назначения

Обновлено: 07.05.2024

1. Понятие и общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения.

2. Правовой режим земель промышленности

3. Правовой режим земель энергетики

4. Правовой режим земель транспорта

4.1 . Правовой режим земель железнодорожного транспорта

4.2 Правовой режим земель автомобильного транспорта

4.3 Правовой режим земель воздушного транспорта

4.4 Правовой режим земель морского и внутреннего водного транспорта

Понятие и общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения.

Общее понятие земель этой категории дано в ст. 87 Земельного кодекса.

В соответствии со ст. 87 ЗК землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны, безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения образуют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и вместе с тем в рамках этой категории в зависимости от характера и содержания специальных задач, для которых они используются или предназначены, подразделяются на земли:

1) промышленности;

2) энергетики;

3) транспорта;

4) связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) для обеспечения космической деятельности;

6) обороны и безопасности;

7) иного специального назначения.

В состав земель иного назначения могут входить земельные участки, занятые особо опасными, ядерно-опасными объектами, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В свою очередь, некоторые из видов земель могут подразделяться на соответствующие подвиды. Так земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения.

Эти земли имеют разное по характеру целевое назначение. Тем не менее, есть общие признаки и черты правового режима этих земель, которые позволяют объединить их в одну категорию.

Характерными чертами и признаками такого объединения выступа­ют следующие:

1.Преимущественно территории земель промышленности и иного
специального назначения используются в качестве не средства произ­водства и производительной силы, а пространственного (территориаль­ного) базиса, места расположения, для функционирования промыш­ленных, энергетических, транспортных, военных объектов, объектов безопасности, объектов радиовещания, связи, телевидения, информа­тики, космического обеспечения. Это обстоятельство предопределяет более низкие требования к качественному состоянию земельных угодий, в частности, к плодородию почв.

2.Земельные участки, используемые для промышленности и иного
специального назначения, должны быть расположены за пределами
границы населённых пунктов
. В тех случаях, когда промышленный или военный объекты находятся в пределах городской черты, они входят в категорию земель населенных пунктов (соответствен­но в производственно территориальную зону или зону военных объек­тов). Иными словами, размещение объектов специального назначения
(обороны, безопасности, промышленности) в пределах границ населенных пунктов с правовых позиций будет означать перевод их из категории земель промышленности и иного специального назначения в категорию земель населенных пунктов. Следовательно, земли промышлен­ности и иного специального назначения как самостоятельная категория должны быть отграничены от земель всех остальных категорий.

3.Поскольку объекты промышленности (особенно химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей), энергетики (в первую очередь атомной, теплоэнергетики), транспорта (железнодорожного, автомобильного), объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности, космической деятельности, радиационно-опас­ные и ядерно-опасные объекты представляют собой повышенную экологическую опасность, затрагивают интересы жизнеобеспечения про­живающих рядом людей, поэтому за границами расположения данных объектов возникает необходимость создания специальных охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.




Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли пере­численных зон могут включаться в состав земель промышленности
и иного специального назначения, а могут и не включаться. В тех случаях, когда земли зон с особыми условиями использования не включаются в состав земель про­мышленности и иного специального назначения на собственников, на владельцев и пользователей этих земельных участков возлагаются до­полнительные обременения, обязанности и ограничения в правомочиях
по их использованию и охране.

4. Важным объединяющим признаком правового режима земель данной категории является деятельность по управлению ими. Решаю­щая роль в организации рационального использования и охраны земель промышленности и иного специального назначения отводится ведом­ственно-отраслевым органам управления (Министерству обороны РФ, Министерству транспорта РФ и другим министерствам и ведомствам).

Определяющая роль в осуществлении управленческих функций (учет земель, проведение мероприятий по мелиорации и рекультивации, мо­ниторингу земель, осуществлению государственного контроля) пере­дается как ведомственно-отраслевым, так и внутрихозяйственным ор­ганам управления земельными ресурсами, которыми осуществляется право пользования земельными участками.

4. В связи с потенциальной экологической опасностью и повышен­ным воздействием хозяйственной и иной деятельности промышлен­ных, транспортных военных организаций, предприятий и их объектов на окружающую природную среду их проектированию должно предше­ствовать обязательное проведение государственной экологической экс­пертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является важным юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного специального назначения.

5. Эти земли, как правило, используются строго в соответствии с целевым назначением. Тем не менее, в отдельных случаях допускается использование этих земель и в иных целях, например, для ведения сельского хозяйства. Так, согласно, п.6 ст.87 ЗК земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. (в качестве служебных наделов)

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

При таком положении суд первой инстанции правильно констатировал, что Совет вправе изменить правовое регулирование налоговых отношений, субъектами которых являются налогоплательщики, осуществляющие деятельность по недропользованию на земельных участках, отнесенных в соответствии со статьями 7 и 87 Земельного кодекса Российской Федерации к категории земель Российской Федерации, используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, следовательно, правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования о признании недействующим пункта 1.1 Решения Совета от 10 июня 2016 г.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 56, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 56, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", и установив, что земельный участок, являвшийся предметом договора аренды от 16.11.1995, относится к землям железнодорожного транспорта, расположен в полосе отвода железной дороги, пришли к выводу о его принадлежности в силу закона к федеральной собственности.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе межевое дело и заключение судебной экспертизы от 04.04.2016, приняв во внимание постановление администрации Воронежской области от 30.12.2005 N 1239 "Об утверждении показателей отнесения автомобильных дорог общего пользования к собственности Воронежской области" (далее - Постановление N 1239) и Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Воронежской области (далее - Перечень), руководствуясь статьями 6, 87, 90, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", разъяснениями, приведенными в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе техническую документацию на сооружение, кадастровое дело земельного участка, руководствуясь статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", приняв во внимание результаты землеустроительной экспертизы и результаты определения координат границ спорных земельных участков, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Комитета.

При установленных обстоятельствах, руководствуясь статьями 7, 17, 27, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разъяснениями, изложенными в пунктах 52, 53, 57, 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования министерства на спорный земельный участок.

Согласно статьям 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 7, 85, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 42 Воздушного кодекса Российской Федерации, распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 16.09.1992 N 444-р, суд пришел к выводу, что достоверной следует считать информацию об использовании земельного участка для размещения авиационно-ремонтного завода. К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками, в том числе ремонтными заводами гражданской авиации. Такие объекты (наряду с объектами единой системы организации воздушного движения) относятся к объектам воздушного транспорта. Действующим законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия отнесения зданий, строений, сооружений авиационно-ремонтного завода к объектам воздушного транспорта их нахождение в федеральной собственности и системной связи с объектами единой системы организации воздушного движения.

Кроме того, в соответствии с Законом N 252-ФЗ статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена в том числе пунктом 5.1 следующего содержания: "Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.". При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зон (далее - форма документа).

Кроме того, в соответствии с Законом N 252-ФЗ статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополняется в том числе пунктом 5.1 следующего содержания: "Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.".

Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться в состав земель промышленности и иного специального назначения; земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (пункт 3).

В этой связи необходимо отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального назначения пунктом 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом, определяется:

Читайте также: