Основания возникновения права собственности на землю

Обновлено: 25.04.2024

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.

Виды оснований прав на землю

На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:

  • право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
  • право бессрочного использования земельным участком;
  • право пожизненного наследования надела;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.

Если с правом собственности все предельно ясно, то остальные виды оснований требуют более подробного разъяснения.

  • Право бессрочного использования земельного участка возникает на основании решений, уполномоченных на то органов на муниципальном или государственном уровне. Подобное право доступно только государственным учреждениям и организациям, а также органам государственной и муниципальной власти.
  • Право пожизненного наследования имеют только граждане РФ, то есть физические лица. Причем в данном случае следует пояснить: законодательный порядок устанавливает, что таковым правом наделяются только те субъекты правовых отношений, которые стали обладателем земельного участка по данному основанию до введения на территории РФ Земельного кодекса. В современной России выдел земельной территории сельскохозяйственного, бытового или строительного назначения не допускается законом с учетом данного основания.
  • Правом безвозмездного срочного пользования наделяются как физические лица, так и юридические лица, организации религиозного характера, а также органы государственной и муниципальной власти. При этом в качестве наймодателя могут выступать как государство, муниципалитет, так и юридические или физические лица.
  • Сервитут. В российском законодательстве, действующим на территории РФ, различают следующие виды данного основания: частный и публичный. Если говорить проще, то сервитут представляет собой законодательное право пользования чужим наделом. Основания для возникновения сервитута выделены в ЗК РФ.

Правовые основания возникновения прав на землю

Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:

  • административно-правовых;
  • гражданско-правовых.

Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:

  • постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
  • решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
  • приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
  • договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
  • иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.

Основания возникновения права государственной собственности на землю

Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ.
Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:

  • признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
  • были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
  • приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.

Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:

  • земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
  • наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
  • земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
  • территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.

Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.

Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.

В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.

Основания возникновения права муниципальной собственности на землю

Ключевые основания для возникновения прав муниципальной собственности обозначены в ст. 19 ЗК РФ. В частности, они включают следующие начала:

  • если таковым статусом земли наделяются в соответствии с федеральными законами или законами, принятыми субъектами РФ;
  • если производится разграничение территорий, находящихся в государственной собственности;
  • если из федеральной собственности муниципалитету земельный надел передается для безвозмездного пользования (это могут быть земли сельскохозяйственного, лесного, коммерческого назначения и др.).

Основание возникновения права частной собственности на землю

Возникновение основных прав частной собственности происходит с учетом Гражданского кодекса РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые параметры подобной сделки, которые проявляются в виде:

  • Совершения сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного, садоводческого, огородоводческого и иного назначения. Это могут быть также сделки дарения земляного надела, его мены или же отчуждения, после которых происходит процедура прекращения прав одного из субъектов правоотношений (ст. 218 ГК РФ).
  • Наследования частной собственности, а также правопреемства земель или реорганизации юридического лица, которое использовало целевые земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
  • Приватизации, которая является одним из самых популярных на сегодняшний день оснований возникновения прав частной собственности. В данном случае осуществляется процедура прекращения муниципальной или же государственной собственности с переходом в категорию частной собственности согласно ст. 217 ГК РФ.
  • Иных оснований, которые предусматривает современное законодательство РФ, в том числе приобретательной давности (на земли сельскохозяйственного назначения данное основание не распространяется).

Вопрос возврата земельных участков

В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка. Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.

Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.

В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Составление договора на аренду квартиры на длительный срок с мебелью и бытовой техникой и не оплачиваемыми арендатором коммунальными услугами.

Добрый день. Можете, пожалуйста, помочь составить договор на аренду квартиры на длительный срок с мебелью и бытовой техникой и не оплачиваемыми арендатором коммунальными услугами?\r\nАрендодатель сказала, что оплата коммунальных услуг входит в стоимость суммы за аренду квартиры. Хочу перестраховаться и точно знать, как должен выглядеть такой договор.

Приобретение недвижимости лицом имеющим ВНЖ

У меня ВНЖ могу ли я оформить в собственность земельный участок в СНТ

Покупка недвижимости и вид на жительство – это два понятия, тесно связанные друг с другом. В своей практике мы сталкиваемся с двумя типовыми ситуациями:

  • иностранный гражданин, еще не оформив вида на жительство, хотел бы приобрести в России недвижимость, жилую или нежилую
  • иностранный гражданин, уже с видом на жительство хотел бы того же.

Одним из условий получения ВНЖ является наличие в России места жительства (регистрации), помещения, которым иностранное лицо или лицо без гражданства владело бы на законных основаниях – таким может быть и собственное жилье.

Ограничены в своих правах на приобретение недвижимости в России иностранцы с ВНЖ и в плане выбора места нахождения участка земли или объекта недвижимости: запрещается приобретение недвижимого имущества в приграничных зонах.

Ответ: Согласно законодательству РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, обременять его, распоряжаться им иным образом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 209, ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ – далее ГК РФ).

Следовательно, никто не может лишить гражданина земельного участка, если он уже имеет Свидетельство на право собственности и откажется заниматься перерегистрацией. Право за гражданином сохраняется. Однако у таких земельных участков будет отсутствовать регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.

Но существуют случаи, определенные законодательством, когда земельный участок, находящийся в собственности гражданина, может быть изъят. Согласно нормам ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством:

•изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (ст. 237 ГК РФ);

•отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ):

·земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

·земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ)).

А именно: выполнение международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (ст. 49 ЗК РФ);

•реквизиция (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ) – в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков;

•конфискация (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ) – земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Вышеуказанные случаи изъятия земельных участков распространяются на земельные участки независимо от того, существует ли регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствует.

Кроме того, с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые виды сделок с земельными участками, которые не имеют официальных границ. На сделки с такой недвижимостью без границ вступает законодательный запрет. Без проведения обязательной процедуры определения границ (межевания) земельного участка собственник не сможет распоряжаться своим земельным участком. Это значит, что продать, подарить, передать по наследству земельный участок, границы которого не установлены, будет невозможно, независимо от того, имеется или нет свидетельство на право собственности на этот участок.

Отсутствие межевания не повод для лишения права собственности. Если к январю 2018 года у участка не будет четких границ, он выпадает из оборота, это значит, что его владельцы не смогут распоряжаться своей собственностью: завещать, продать, сдать в аренду и т.д. Наследники, вступившие в права наследования, не смогут зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его местоположении.

Следовательно, внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников, позволяет адекватно начислять налог на имущество и избежать административных штрафов, а также сведет к минимуму возникновение земельных споров.

Поэтому правообладателям земельных участков уже сейчас следует задуматься об определении местоположения границ своих объектов недвижимости во избежание проблем до вступления в силу всех грядущих изменений.

Вопрос: В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, кто должен осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (гражданин или орган местного самоуправления), если границы населенного пункта не закоординированы и не стоят на кадастровом учете?

Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Ст. 39.11 ЗК РФ устанавливает подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В данном случае гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Изготовление схемы земельного участка можно поручить кадастровому инженеру, имеющему соответствующий квалификационный аттестат. Далее гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

Следует отметить, если утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то координаты характерных точек границ земельного участка выдает уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица.

При этом обеспечение выполнения кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка (на основании заявления) осуществляется гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Вопрос: Земельный участок принадлежит одному человеку. Вид использования – ведение крестьянского фермерского хозяйства. Категория земель – земли с/х назначения. Площадь 32900 кв. м. Можно ли поделить данный земельный участок на несколько участков?

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Собственник земельного участка вправе разделить его на несколько земельных участков. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

При этом следует отметить, что исходный земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, при разделе должен в обязательном порядке являться уточненным и быть поставленным на государственный кадастровый учет.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Государственная регистрация прав на земельные участки

Государственная регистрация прав на земельные участки

Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступившего в действие 25.10.2001г., вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, - с администрацией соответствующего муниципального образования.

Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет 350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2000 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.


На протяжении длительного времени земля остается приоритетной ценностью для человека.

Ее можно использовать в разнообразных целях, начиная от возведения дома для постоянного проживания и заканчивая выращиванием сельхозпродукции для личных и коммерческих целей.

Вопрос о правовых способах приобретения земельного участка (ЗУ) не теряет своей актуальности.

Также желающие стать владельцем указанного формата недвижимого имущества проявляют интерес к тому, по каким причинам они могут лишиться своего ресурса. Рассмотрим юридические основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

В силу чего можно стать собственником?

Основной комплекс имущественных отношений регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Основания возникновения прав на участки регламентируются ст. 25 ЗК РФ.


Согласно ГК РФ (ст.209-217), владельцами ЗУ могут быть:

  • физические/юридические лица;
  • федеральные структуры гос. власти;
  • региональные структуры гос. власти;
  • муниципальные структуры гос. власти;

Факт возникновения права пользования, владения и распоряжения землей удостоверяется правоустанавливающими документами.

В их перечень входит:

  • соглашения купли-продажи, мены, дарения;
  • свидетельство, удостоверяющее факт притязания на завещанное имущество со стороны наследника;
  • судебные решения;
  • акты органов государственной власти (всех уровней);
  • акты приватизации.

Справка! Поскольку земля относится к универсальному формату недвижимого имущества, право собственности на нее не возникает без процедуры госрегистрации, регламентированной в ФЗ №218 от 13.07.15 г.

Когда возникает частная?

Перечень оснований, которые позволяют гражданам и коммерческим структурам владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ, зафиксирован в ст. 218 ГК РФ.


  • Наиболее распространенный вариант получить статус землевладельца – это приобрести имущество в рамках договора купли-продажи.
  • Существенный процент граждан становится законным владельцем ЗУ в порядке наследования.
  • При смене организационно-правовой формы на баланс нового предприятия переходят земельные территории реорганизованного субъекта.
  • Также закон допускает оформление в частную собственность наделов, принадлежащих госструктурам, в порядке приватизации.

Право владения, пользования и распоряжения ЗУ может возникать и по альтернативным основаниям. К ним относят, в частности приобретательскую давность, когда земельный объект оформляется в собственность того, кто добросовестно владел им на протяжении 15 лет.

Когда возникает государственная?

Список законных оснований, дающих государству право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными ресурсами, содержится в ст.17, 18 ЗК РФ. Причем закон разграничивает критерии права собственности на землю — для федерального, регионального, муниципального уровня власти.

В ведении первого субъекта наделы могут находиться по причине:

  • указания их принадлежности в ФЗ;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, зафиксированных в правовых актах.

Муниципальная собственность

Список случаев, когда в качестве владельцев ЗУ могут выступать муниципальные структуры власти, определен в ст.19 ЗК РФ.


Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются земельными ресурсами в силу:

  • указания их принадлежности в федеральных и региональных законах;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, указанным в правовых актах;
  • передачи на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальные органы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозными землями в рамках ст.225 ГК РФ.

Причины для прекращения

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

  • он является предметом гражданско-правовой сделки;
  • хозяин отказался от него в добровольном порядке.
  • имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).

Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.

Справка! Также недвижимое имущество может быть изъято в административном порядке (по решению суда или органов власти).

Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ

Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.

Этапы процедуры


Для освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:

  • составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
  • обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:

  • паспорт собственника;
  • ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
  • правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
  • кадастровый паспорт;
  • бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).

Нюансы составления заявления

Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.

В документе необходимо указать:

  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.

Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.

Обратите внимание! Если документы подавались через МФЦ, то процедура освобождения от бремени содержания земельного участка займет 7 рабочих дней с момента обращения.

Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке

Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.

В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).

Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.

Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:


  1. Установление права для принудительного прекращения прав владения.
  2. Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
  3. Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
  4. Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
  5. Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.

Важно! После прекращения прав бывший владелец не освобождается от оплаты штрафов и пени за неправильную эксплуатацию земельного надела.

Заключение

Желающие приобрести земельный участок для личных и коммерческих целей должны осознавать высокую степень ответственности за объект сделки. Закон позволяет владеть ЗУ не только в рамках купли-продажи, дарения, мены, но также наследования и приватизации.

Земля – национальное богатство страны, поэтому игнорирование правил ее надлежащего использования влечет для собственника неблагоприятные правовые последствия в виде штрафа или принудительного изъятия.

Читайте также: