Обмен информацией знаниями образами эмоциями интеллектуальной собственностью это

Обновлено: 17.05.2024


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории коммуникации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1.1. Понятия коммуникации и социальной коммуникации

2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);

3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);

Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) — это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Коммуникация происходит не только в социуме, но и в мире животных (коммуникации среди животных — это зоокоммуникации: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) [7] .

Чтобы представить общую схему-модель социальной коммуникации, необходимо выделить основные ее элементы, без которых процесс коммуникации невозможен (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Модель социальной коммуникации

Каналы коммуникации — это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например тембр голоса, и искусственные, т. е. созданные, например газеты, электронные каналы — радио, телевидение).

Адресат, реципиент, коммуникант получает и декодирует информацию.

Чем меньше барьеров (шумов, фильтров), препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.

Традиционными для исследователей коммуникаций и коммуникационных процессов являются следующие вопросы.

• Кто и кому передает информацию (источники и получатели)?

• Как происходит коммуникация (каналы, язык, коды, процессы кодирования, декодирования)?

• Каковы последствия коммуникации (планируемые и (или) непланируемые эффекты, или результаты коммуникации: психологические факторы регулирования поведения реципиентов: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение получателей информации)?

Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон (1916–2001) выделил три главных уровня исследования любой коммуникации:

1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);

3) уровень C: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении) [24] .

Любая наука состоит из понятий и теорий, а также имеет свой объект, предмет и методологическую базу исследования. В качестве самостоятельной науки, имеющей собственный объект и междисциплинарный предмет исследования, теория коммуникации возникла в середине ХХ в. на пересечении, в результате теоретического синтеза целого ряда наук: философии и социологии, психологии и политологии, социолингвистики и культурологии, кибернетики и технических наук, каждая из которых в свою очередь имеет свой объект, предмет, теории и направления исследования.

Объект науки — это часть объективно существующей реальности, обладающей очевидными границами и относительной автономией, на которую направлен интерес исследователя и на что направлен процесс познания. Самые крупные, сложные и многогранные для познания объекты реальности — это человек, общество, природа, техника, и каждый из них служит объектом изучения целого ряда наук. Более того, сложные объекты необходимо изучать междисциплинарно, используя комплексный подход. Коммуникация также является объектом изучения многих наук — не только социогуманитарных, но и технических.

Технические, биологические, гуманитарные, социальные виды коммуникации изучает коммуникология как наука о коммуникациях, которая является естественно-технико-гуманитарной дисциплиной. Гуманитарно-социальная коммуникология изучает коммуникацию между людьми в обществе. Гуманитарное — это все, что касается человека, а социальное — групп, аудиторий, институтов общества [25] .

В этой предельно широкой дефиниции социальной коммуникации содержится несколько моментов: 1) процессуальность; 2) наличие определенной цели, намеренность, сознательность, или интенциональность коммуникации; 3) ее форма (вербальные, опосредованные словом, и невербальные — без слов — знаковые средства кодирования информации); 4) ее уровень (участники коммуникации: коммуникация с самим собой, между двумя индивидами, в больших и малых группах, коммуникация, направленная на массовую аудиторию).

Социальная коммуникация — движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий; это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Социальная коммуникация отличается процессуальностью, целесообразностью, функциональностью, длительностью, динамизмом, направленностью, интерактивностью, необратимостью, контекстуальностью, иногда — конструктивностью (она всегда происходит в определенных пространственно-временных и социокультурных условиях, в определенной ситуации, т. е. в каком-то контексте). Ситуационными характеристиками, воздействующими на коммуникацию, являются следующие: знакомая-незнакомая, формальная-неформальная, ориентированная на выполнение дела или на общение, поверхностная — интимная) [27] .

Коммуникация связана с информацией (см. главу 7, параграф 7.4). Социальная коммуникация — специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю [30] .

Основными функциями социальной коммуникации являются: информационная (передача информации); экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию); прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на адресата в конкретной ситуации); взаимодействия (передача и восприятие информации, формирование значений) и воздействия; репрезентативная. Специализированными функциями коммуникации являются: контактоустанавливающая; самопрезентации; аппелятивная; побудительная; волеизъявительная; регулирующая; ритуальная; перформативная [31] .

Предмет исследования — это всегда часть объекта, результат исследовательской деятельности ученого, которого интересуют те грани, свойства, отношения, аспекты, характеристики и связи объекта, которые он специально вычленяет из него, абстрагируясь от других свойств. Предмет существует в голове, в сознании исследователя. В отличие от объекта предмет исследования субъективен и связан с процессом познания объекта в рамках какой-либо парадигмы, теории. Вот почему нет одного определения предмета ни в одной науке. Для науки предмет — это результат и итог ее развития. Предмет имеет исторический характер, он изменяется в истории науки, и в рамках различных парадигм науки он определяется по-разному. Предмет — это логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя. Это идеальный образ объекта, модель, конструкция действительности. Как правило, наука имеет дело с объектом, а учебная дисциплина — с предметом.

Таким образом, предмет любой науки, включая основы теории коммуникации (гуманитарно-социальной коммуникологии) раскрывается в ее понятийно-категориальном аппарате, теориях, методологии исследования, соотношении с науками, имеющими тот же сложный и многогранный объект исследования, функциях и связи с практикой.

В широком смысле предмет теории коммуникации — это социальные (в широком понимании), психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т. е. в процессе их взаимодействия [33] .

Социология и теория коммуникации. Понятийный аппарат и методология социологии позволяют изучать прежде всего особенности массовой коммуникации и ее реципиента — массовую аудиторию, основные социальные функции массовой коммуникации, СМК и СМИ, а также их роль в формировании целей общества и моделей его развития, социальные институты массовой коммуникации (журналистику, СМИ, институты хранения информации), роль лидеров мнений в медиакоммуникациях, особенности рекламных коммуникаций, воздействие СМК на общественное мнение. Как минимум две функции массовой коммуникации следует принимать во внимание при изучении ее социологическими средствами: 1) функцию средства социализации, которая связана с передачей знаний, социальных ценностей и норм, включая задачи информирования, воспитания; 2) коммерческую и идеологическую — функцию средства навязывания своей воли аудитории, формирования и изменения мотивов ее поведения. Массовая коммуникация, дифференцируя состав аудитории, формирует мотивы поведения тех людей, на которых она направлена [36] .

Знаки коммуникации обращены к человеку, вопрошающему о смыслах жизни и о своем предназначении. Эйфелева башня, Медный Всадник (как символы Парижа и Петербурга), крест, полумесяц, звезда, цвет флага и другие культурные символы, цифры, буквы алфавита, ноты, астрологические, математические, денежные, дорожные знаки, логотипы, покраснение лица, дым — все это различные виды знаков.

Теория журналистики и теория коммуникации [44] . Можно продолжить рассмотрение соотношения теории коммуникации с кибернетикой, биологией, политологией, этнопсихологией, культурологией, имиджелогией, социологией рекламы, социологией массовой коммуникации, теорией и практикой связей с общественностью, информатикой [45] .

Специфика предмета любой науки предполагает ответ на вопрос: какие методы и методологические подходы, связанные со сбором и обобщением полученного знания (в данном случае — знания о коммуникациях), в нем используются.

Методология — это учение о путях научного исследования, изложение основных принципов, предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения. Различаются три группы понятий методологии:

1. Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идея, концепция, теория, гипотеза, факт и др.). Так интересна теория как концептуальная модель изучаемого объекта. Любая теория всегда абстрактна, состоит из понятий и связей между ними, объясняет объективную реальность. Теория — это системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении существенное, общее, повторяющееся. Не одна, а все теории о коммуникации (философские, семиотические, психологические, макро — и микросоциологические) составляют содержание коммуникологии.

2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания исследователя, познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, представления, подход).

3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя или ее отдельные аспекты (парадигма, метод, способ, эксперимент и др.) [46] .

Методологические подходы и методы исследования, используемые в теории коммуникации. Во-первых, это общенаучные методы исследования, используемые во всех науках: описание, типологизация, объяснение, прогнозирование, обобщение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез; сравнительно-исторический, идеально-типической реконструкции, диалектический методы и др. Во-вторых, основными методологическими подходами к изучению социальных коммуникаций являются:

системный, или структурно-функциональный, подход — рассмотрение коммуникации как системы, состоящей из элементов и связей между ними, имеющей структуру и функции по отношению к системе [47] .

Научное исследование такого сложного объекта, как социальная коммуникация, целесообразно осуществлять, используя методологию комплексного подхода, т. е. достижений целого ряда социогуманитарных наук. Комплексный подход — это особая стратегия научно-исследовательской деятельности, «комплексирование, или особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, знаний и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложноорганизованных объектов [48] .

Содержание основных концептуальных подходов к иследованию социальных коммуникаций (системно-кибернетического, информационного, семиотического, когнитивного, интерпретационного и других) раскрывается в отдельной главе.

Главными функциями теории коммуникации являются следующие:

гносеологическая (познавательная) — проявляется в том, что изучающие данную научную дисциплину должны понять и знать сущность, природу, механизмы, структуру, значение коммуникаций и коммуникационных процессов в обществе, в организациях, в человеческом общении;

методологическая — заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др.), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией (теорией теорий). В ее рамках разрабатываются методологические основы для более прикладных и практических коммуникативных дисциплин;

гуманистическая — проявляется в том, что, несмотря на культурное многообразие, влияющее на практики повседневного общения, обобщающее знание о коммуникациях способствовало бы взаимопониманию между представителями разных языков, культур и субкультур;

критико-ориентирующая — заключается в том, чтобы уметь критически осмысливать содержание СМИ и средств массовой коммуникации в современном обществе;

прогностическая — состоит в том, чтобы на основании знаний о закономерностях функционирования социальной коммуникации в условиях глобализации прогнозировать основные тенденции развития массовой коммуникации, СМИ, коммуникационных каналов, институтов и потребностей.

1.4. Актуальные проблемы гуманитарно-социальной коммуникологии

Как уже отмечалось, гуманитарно-социальная коммуникология изучает коммуникацию между людьми в обществе; ее объектом является именно социальная коммуникация, чему и посвящено данное учебное пособие.

Некоторые авторы рассматривают коммуникологию как социальную науку, т. е. как наиболее общую фундаментальную теоретическую науку, которая изучает место и роль коммуникации в обществе, закономерности ее развития, коммуникационные процессы, средства [50] . Поддерживает название коммуникологии как обобщающей науки о социальной коммуникации Ф.И. Шарков.

Коммуникативистика является более прагматической дисциплиной, которая изучает системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей и информационно-коммуникационных технологий в обществе. Коммуникативистика — наука о гуманитарных аспектах развития информационных средств и систем [51] .

Читайте также: