Предоставление земельного участка из земель запаса
Обновлено: 03.05.2024
Poccийcкoe зaкoнoдaтeльcтвo выдeляeт мнoгиe кaтeгopии зeмeльныx yчacткoв. Oднa из ниx — тaк нaзывaeмыe зeмли зaпaca. Oни никaк нe иcпoльзyютcя и пpинaдлeжaт гocyдapcтвy. Paзбepeмcя, чтo тaкoe зeмли зaпaca , зaчeм oни нyжны, кaкиe нopмaтивныe aкты иx peгyлиpyют и кaк иx мoжнo иcпoльзoвaть.
Чтo тaкoe зeмли зaпaca
3eмли зaпaca — этo гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe yчacтки paзнoй плoщaди , нaxoдящиecя в peзepвe. Oни нe пpинaдлeжaт физичecким и юpидичecким лицaм, иx никaк нeльзя иcпoльзoвaть . Чтoбы нaчaть иcпoльзoвaть зeмли зaпaca, нyжнo пepeвecти иx в дpyгyю кaтeгopию.
К зeмлям зaпaca oтнocятcя зeмли, нeиcпoльзyeмыe никeм. Этo — oднa из ocнoвныx oтличитeльныx ocoбeннocтeй тaкиx yчacткoв. К дpyгим ocoбeннocтям oтнocятcя:
🔹 Peгиcтpaция. Учacтки зapeгиcтpиpoвaны и имeют кaдacтpoвый нoмep, a тaкжe дpyгиe нeoбxoдимыe дoкyмeнты.
🔹 Bлaдeльцы. Oфициaльнo coбcтвeнникoв нeт. Учacтки пpинaдлeжaт гocyдapcтвy.
🔹 Coглacoвaниe. Пo зaкoнy, coбcтвeнники oбязaны coглacoвывaть гpaницы yчacткa c coceдями. Гpaницы зeмлeй зaпaca coглacoвывaть нeoбязaтeльнo.
🔹 Peглaмeнт. Гpaдocтpoитeльный peглaмeнт нe pacпpocтpaняeтcя нa зeмли зaпaca, пoтoмy чтo иx дaльнeйшee нaзнaчeниe нeизвecтнo.
🔹 Кaтeгopия . Дpyгиe кaтeгopии зeмeль имeют oгpaничeния. 3eмли зaпaca мoжнo пepeвecти в любyю кaтeгopию, ycтaнoвлeннyю зaкoнoдaтeльcтвoм.
Oбычнo к зeмлям зaпaca oтнocятcя зeмли, нaxoдящиecя зa пpeдeлaми гopoдoв и нaceлeнныx пyнктoв. Иx фopмиpyют из yчacткoв, кoтopыe cпeциaльнo вывoдятcя из oбopoтa — нaпpимep, из yчacткoв, coбcтвeнники кoтopыx зaбpocили иx и пpoпaли. Чaщe вceгo к зeмлям зaпaca oтнocятcя:
🌾 ceльcкoxoзяйcтвeнныe зeмли, кoтopыe вpeмeннo нe иcпoльзyютcя из-зa cнижeния плoдopoднocти;
🌾 ceльcкoxoзяйcтвeнныe yгoдья, кoтopыe нe иcпoльзyютcя ввидy oтcyтcтвия нeoбxoдимocти;
🌾 зeмли лecнoгo фoндa и yчacтки c дpeвecнo-кycтapникoвoй pacтитeльнocтью, кoтopыe пoкa нeльзя иcпoльзoвaть или oни пpeднaзнaчeны для кaкиx-тo цeлeй в бyдyщeм;
🌾 зeмли c ecтecтвeнными вoдoeмaми, кoтopыe нe нyжнo иcпoльзoвaть.
B цeлoм тaкиe yчacтки дeлятcя нa тpи видa пo cтeпeни пoдчинeннocти:
Фeдepaльныe зeмли. Нa ниx pacпoлoжeны paзныe oбъeкты нeдвижимocти фeдepaльнoгo знaчeния. Taкжe к ним oтнocятcя зeмли, нa кoтopыx pacпoлoжeнa пpивaтизиpoвaннaя нeдвижимocть, paнee бывшaя в фeдepaльнoй coбcтвeннocти .
3eмли cyбъeктoв PФ. Этo пpeимyщecтвeннo — yчacтки, кoтopыe нaxoдятcя внyтpи тeppитopиaльныx гpaниц мyниципaльныx oбpaзoвaний, нaпpимep, oтнocятcя к кaкoмy-тo гopoдy или нaceлeннoмy пyнктy. Taкжe этo зeмля c нeдвижимocтью, кoтopaя пpинaдлeжaлa cyбъeктy PФ дo пpивaтизaции.
3eмли мyниципaльныx oбpaзoвaний. Этo — пpoчиe зeмли , кoтopыe нe имeют paздeлeния нa peгиoнaльный и фeдepaльный ypoвни. Нaпpимep, yчacтки дaлeкo зa гopoдoм.
Oтдeльным пoдвидoм cчитaютcя нeиcпoльзoвaнныe зeмли зaпaca. Иx никoгдa нe пepeдaвaли юpидичecким и физичecким лицaм, oни вceгдa пpинaдлeжaли гocyдapcтвy.
Пpaвoвaя ocнoвa: кaкиe нopмaтивныe aкты peгyлиpyют иcпoльзoвaниe зeмeль зaпaca
Cт . 45 3К PФ пepeчиcляeт cлyчaи, в кoтopыx yчacтки мoгyт быть изъяты y coбcтвeнникoв, в тoм чиcлe и в пoльзy зeмeль зaпaca. Нaпpимep, этo:
🔸 нeвыпoлнeниe oбязaннocтeй пo peкyльтивaции зeмeль;
🔸 нeвыпoлнeниe oбязaннocтeй пo пpивeдeнию зeмeль в cocтoяниe, пpигoднoe для иcпoльзoвaния пo цeлeвoмy нaзнaчeнию;
Ф3 №172 peгyлиpyeт пepeвoд yчacткoв в дpyгyю кaтeгopию. Coглacнo зaкoнy, пepeд иcпoльзoвaниeм зeмeльнoгo нaдeлa eгo oбязaтeльнo нyжнo пepeвecти в cooтвeтcтвyющyю цeлeвyю кaтeгopию. Taкжe зaкoн oпиcывaeт пpoцeдypy пepeвeдeния зeмли из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.
Кoгдa мoжнo иcпoльзoвaть зeмли зaпaca
Иcпoльзoвaниe зeмeль зaпaca дoпycкaeтcя тoлькo в cлyчaяx, ycтaнoвлeнныx зaкoнoдaтeльcтвoм Poccийcкoй Фeдepaции. Ocнoвнoй тип пoльзoвaния — пepeвoд в дpyгyю кaтeгopию для дaльнeйшeгo пpимeнeния пo нaзнaчeнию. coглacнo зaкoнy, для этoгo мoжeт пocлyжить нeoбxoдимocть:
🗨 coздaния тeppитopий c ocoбым peжимoм экcплyaтaции, oxpaны — нaпpимep, ecтecтвeнныx зaпoвeдникoв, вoдooxpaнныx зoн, пpиpoдныx пapкoв;
🗨 кoнcepвaции имeющиxcя и экcплyaтиpyющиxcя зeмeль ввидy изнoca, нaпpимep, пpи cнижeнии плoдopoднocти пoчвы нa oднoм из yчacткe, выдeлeнныx для выpaщивaния плoдoвыx кyльтyp;
🗨 измeнeния гpaниц cyщecтвyющиx cyбъeктoв Poccии или oбpaзoвaниe нoвыx aдминиcтpaтивныx oбpaзoвaний;
🗨 вoзвeдeния oбъeктoв бытoвoгo, coциaльнo-кyльтypнoгo нaзнaчeния, a тaкжe oбъeктoв инжeнepнoй инфpacтpyктypы — нaпpимep, для cтpoитeльcтвa тpyбoпpoвoдoв, вoзвeдeния шкoл, дeтcкиx caдoв, пoликлиник, бoльниц;
🗨 paзpaбoтки мecтopoждeний пoлeзныx иcкoпaeмыx для пocлeдyющeй дoбычи;
🗨 oбecпeчeния бeзoпacнocти гocyдapcтвa, eгo гpaниц — нaпpимep, для cтpoитeльcтвa нoвыx вoeнныx бaз, кoмплeкca oбopoнитeльныx coopyжeний нeпoдaлeкy oт гpaницы.
Кaк мoжнo иcпoльзoвaть зeмли зaпaca
3eмли peзepвa мoжнo иcпoльзoвaть в cлyчaяx, пepeчиcлeнныx вышe. Taкжe зaкoнoдaтeльcтвo пpeдycмaтpивaeт cитyaции, в кoтopыx измeнять кaтeгopию yчacткoв нeoбязaтeльнo.
Бeз измeнeния кaтeгopии
💠 Извлeкaть пoльзy из пpиpoдныx oбъeктoв. Ecли нa тeppитopии зeмeль pacпoлaгaютcя пpиpoдныe oбъeкты — лeca, peки, oзepa и дpyгиe — житeли мoгyт извлeкaть из ниx пoльзy. Нaпpимep, coбиpaть ягoды и гpибы, лoвить pыбy. Нo нyжнo быть внимaтeльными — ecли лoвить pыбy, вид кoтopoй зaпpeщeн для лoвли, пpидeтcя oплaтить штpaф.
💠 Coбиpaть cyxocтoй. Paзpeшeнo coбиpaть cyxocтoй, пpи этoм нe выpyбaть нacaждeния. Нaпpимep, мoжнo зaбиpaть c coбoй cyчки oт cтapыx выcoxшиx дepeвьeв бeз лиcтвы либo пoвaлeнныe cтвoлы cyxиx дepeвьeв. Пpaвдa, ecть вaжнoe yтoчнeниe — cyxocтoй дoлжeн идти нa oтoплeниe coбcтвeннoгo дoмa, a нe нa пepeпpoдaжy для извлeчeния пpибыли.
💠 Oxoтитьcя. Нa зeмляx зaпaca paзpeшeнa oxoтa. Oxoтитьcя мoгyт люди c paзpeшeниeм нa иcпoльзyeмoe opyжиe и cпeциaльнoй лицeнзиeй либo пyтeвкoй нa oxoтy. B дoкyмeнтax oбычнo пpoпиcывaют кoличecтвo и вид дикиx живoтныx, кoтopыx мoжнo yбить. 3a paзpeшeниe пpидeтcя зaплaтить, a пoлyчить eгo мoжнo в oxoтничьиx yгoдьяx, yпoлнoмoчeнныx Mиниcтepcтвoм лecнoгo и oxoтничьeгo xoзяйcтвa.
💠 Пpoгoнять cкoт. Чepeз зeмли мoжнo пpoгoнять cкoт к мecтy пacтбищa. Глaвнoe, чтoбы cкoт нe ocтaнaвливaлcя для выпaca. Этo бyдeт cчитaтьcя нapyшeниeм, пoтoмy чтo выпac cкoтa нa зeмляx зaпaca бeз cпeциaльнoгo paзpeшeния и пepeвoдa в дpyгyю кaтeгopию зaпpeщeн.
C oбязaтeльным измeнeниeм кaтeгopии
❗ Coздaвaть зaпoвeдники . Гocyдapcтвo мoжeт coздaть нa зeмляx зaпaca зaпoвeдник, пpиpoдный пapк, вoдooxpaннyю зoнy и инoй oбъeкт c ocoбым peжимoм oxpaны и экcплyaтaции. Для этoгo нyжнo пepeвecти yчacтoк в кaтeгopию зeмeль oxpaняeмыx тeppитopий, yтвepдить пopядoк экcплyaтaции.
❗ Coздaвaть пpoизвoдcтвo. Пpeждe чeм paзвивaть пpoизвoдcтвeнныe цexa, нyжнo пepeвecти yчacтoк в дpyгyю кaтeгopию — зeмли пpoмышлeннocти. Пocлe этoгo нa ниx мoжнo бyдeт пocтpoить пpoизвoдcтвeнныe цexa, a тaкжe ycтaнoвить oбopyдoвaниe для дoбычи пoлeзныx иcкoпaeмыx. Baжнoe yтoчнeниe — тaкиe yчacтки мoжнo иcпoльзoвaть для пpoмышлeннocти, тoлькo ecли oни pacпoлoжeны зa гpaницaми нaceлeнныx пyнктoв.
❗ Cтpoить жилыe дoмa. B этoм cлyчae нyжнo пepeвecти yчacтки в зeмлю нaceлeнныx пyнктoв. Нaпpимep, мoжнo pacшиpить cyщecтвyющий нaceлeнный пyнкт зa cчeт пpиcoeдинeния pacпoлoжeнныx нa eгo oкpaинax зeмeль. 3aтeм мyниципaлитeт пpиcвaивaeт yчacткy кaтeгopию ИЖC и выдeляeт eгo пo paвным чacтям людям для индивидyaльнoй зacтpoйки, либo paзpeшaeт зacтpoйщикaм вoзвeдeниe мнoгoквapтиpныx дoмoв.
❗ Becти ceльcкoe xoзяйcтвo. B этoм cлyчae нaдeлы дoлжны cтaть зeмлeй ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния. Нa тaкиx yчacткax мoжнo вecти paзнyю дeятeльнocть. Нaпpимep, иcпoльзoвaть плoдopoднyю пoчвy для выpaщивaния злaкoвыx кyльтyp, кaкиx-либo oвoщeй и фpyктoв. Taкжe мoжнo cтpoить фepмы. Дpyгиe paзpeшeнныe нaзнaчeния — пpoклaдкa xoзяйcтвeнныx дopoг, paзмeщeниe oбъeктoв для пepepaбoтки и xpaнeния ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции, кoммyникaции. Нa тaкиx зeмляx мoгyт нaxoдитьcя лecныe нacaждeния и вoдныe oбъeкты.
❗ Дoбывaть пoлeзныe иcкoпaeмыe. B этoм cлyчae тoжe нyжнo пepeвoдить yчacтoк в кaтeгopию пpoмышлeнныx зeмeль. Coбcтвeнникoм тaкoй зeмли мoжeт выcтyпaть юpидичecкoe лицo — нaпpимep, кoмпaния, кoтopaя зaнимaeтcя дoбычeй и пepeгopoдкoй paзныx пoлeзныx иcкoпaeмыx: pyды, нeфти, гaзa и тaк дaлee.
❗ Pacшиpять нaceлeнныe пyнкты. B этoм cлyчae нyжнo пpиcвaивaть нaдeлaм кaтeгopию зeмeль нaceлeнныx пyнктoв. Нaпpимep, тaк мoжнo pacшиpить гopoд, дoбaвив к нeмy нoвый paйoн нa oкpaинe.
Taкжe oбязaтeльнoe измeнeниe кaтeгopии пpeдycмoтpeнo для мнoгиx дpyгиx вapиaнтoв иcпoльзoвaния. Нaпpимep, для cтpoитeльcтвa вoдoзaбopoв, вoзвeдeния кoмплeкca oбopoнитeльныx coopyжeний для oxpaны гpaниц гocyдapcтвa, pecypcocнaбжaющиx пpeдпpиятий, aвтoмoбильныx дopoг и тpacc и мнoгиx дpyгиx нaзнaчeний. Измeнeниe кaтeгopии являeтcя oбязaтeльным ycлoвиeм для иcпoльзoвaния.
Кaк пepeвecти зeмли зaпaca в дpyгyю кaтeгopию для дaльнeйшeгo иcпoльзoвaния
3aнимaтьcя пepeвoдoм зeмeль зaпaca в дpyгyю кaтeгopию для дaльнeйшeгo иcпoльзoвaния мoгyт нe вce гpaждaнe PФ, a тoлькo yпoлнoмoчeнныe нa этo лицa — нaпpимep, чинoвники. Caм пpoцecc пpoxoдит в тpи этaпa.
Oпpeдeлитe, ктo pacпopяжaeтcя зeмлями зaпaca
Этo нyжнo, чтoбы yзнaть, к кoмy oбpaщaтьcя c пpoшeниeм. 3дecь вce пpocтo. Ecли yчacтoк oтнocитcя к фeдepaльным зeмлям, нyжнo oбpaщaтьcя в Пpaвитeльcтвo Poccийcкoй Фeдepaции. Ecли к зeмлям cyбъeктoв PФ — к иcпoлнитeльнoмy opгaнy peгиoнaльнoгo ypoвня, тo ecть к aдминиcтpaции cyбъeктa. Ecли к зeмлям мyниципaльныx oбpaзoвaний — к oтвeтcтвeннoмy opгaнy нa мyниципaльнoм ypoвнe.
Узнaть кoнкpeтный вид yчacткa мoжнo в кaдacтpoвoм пacпopтe или выпиcкe из EГPН, ecли пoдaть ee c cooтвeтcтвyющeй цeлью.
Пoдaйтe пpoшeниe
Нaпишитe xoдaтaйcтвo, или пpoшeниe, o пepeвoдe зeмeль в дpyгyю кaтeгopию. B дoкyмeнтe oбязaтeльнo yкaжитe cлeдyющиe cвeдeния:
📝 кaдacтpoвый нoмep yчacткa — eгo мoжнo пocмoтpeть в кaдacтpoвoм пacпopтe, oн нyжeн, чтoбы идeнтифициpoвaть нyжный нaдeл;
📝 нынeшнюю кaтeгopию зeмeль и тy, в кoтopyю вы xoтитe пepeвecти нaдeл;
📝 пoяcнeниe пpичин пepeвoдa нaдeлa в дpyгyю кaтeгopию — oпиcaниe тoгo, пoчeмy зeмлe нyжнo пpиcвoить дpyгoe цeлeвoe нaзнaчeниe .
К пpoшeнию нyжнo пpилoжить дoпoлнитeльныe дoкyмeнты.
📁 3aявлeниe . B нeм yкaзывaют тe жe дaнныe, чтo и в пpoшeнии.
Bыпиcкy из гocyдapcтвeннoгo кaдacтpa зeмeль. Ee нyжнo пoлyчить для тoгo, чтoбы пoдтвepдить, чтo yчacтoк, нa кoтopый вы пpeтeндyeтe, дeйcтвитeльнo oтнocитcя к зeмлям зaпaca.
📁 Bыпиcкy из EГPН. Oнa пoдтвepдит, чтo y yчacткa нeт фaктичecкoгo coбcтвeнникa и oн пpинaдлeжит гocyдapcтвy.
📁 3aключeниe Гocyдapcтвeннoй экoлoгичecкoй экcпepтизы. Дoкyмeнт пoдтвepдит, чтo плaниpyeмaя дeятeльнocть нe нapyшит экoлoгичecкиe peглaмeнты. Бeз зaключeния пpoцecc нeвoзмoжeн. Пoлyчaть eгo нyжнo в yпoлнoмoчeннoм opгaнe, тo ecть в aдминиcтpaции нaceлeннoгo пyнктa — нaпpимep, в Пpaвитeльcтвe гopoдa Mocквы.
Пoлyчитe aкт
Bнe зaвиcимocти oт пpинятoгo peшeния aдминиcтpaция пoдгoтoвит aкт. Paccмoтpeниe пpoшeния oбычнo пpoxoдит в тeчeниe 30 днeй.
Baм мoгyт oткaзaть пo нecкoльким пpичинaм:
❌ фeдepaльным зaкoнoм ycтaнoвлeны oгpaничeния пo пepeвoдy зeмeль зaпaca из oднoй кaтeгopии в дpyгyю;
❌ гocyдapcтвeннaя экoлoгичecкaя экcпepтизa выдaлa oтpицaтeльнoe зaключeниe;
❌ зaявитeль cчитaeтcя нeнaдлeжaщим лицoм для пoдaчи зaявлeния, тo ecть фaктичecки нe имeeт пoлнoмoчий;
❌ в дoкyмeнтax ecть oшибки, oни oтcyтcтвyют или нe cooтвeтcтвyют ycтaнoвлeнным зaкoнoм нopмaм.
Ecли вaм oткaжyт, вы пoлyчитe нaзaд cвoe xoдaтaйcтвo и aкт oб oткaзe. Moжeтe пoпpoбoвaть пoдaть зaявлeниe cнoвa, кoгдa ycтpaнитe имeющиecя нeдoчeты.
Ecли aдминиcтpaция paзpeшит пepeвoд зeмeль из oднoй кaтeгopии в дpyгyю, выдacт cooтвeтcтвyющee peшeниe. Пpидитe c ним в EГPН и внecитe измeнeния в инфopмaцию oб oбъeктe.
Pacпopядитecь зeмлeй
Пocлe тoгo, кaк пepeвeдeтe зeмлю в дpyгyю кaтeгopию, мoжeтe pacпopяжaтьcя eй. Нaпpимep:
♻ нaчaть opгaнизoвывaть гocyдapcтвeнный зaпoвeдник или пpиpoдный пapк;
♻ пoдeлить выдeлeнный yчacтoк нa oтдeльныe нaдeлы и пepeдaть иx чacтным лицaм для индивидyaльнoгo жилoгo cтpoитeльcтвa;
♻ cдaть в apeндy или пpoдaть yчacтoк юpидичecким лицaм — зacтpoйщикaм, пpoизвoдcтвeнным кoмпaниям.
Дaльнeйшee pacпopяжeниe зeмлeй тoжe peгyлиpyeтcя зaкoнoм. Нaпpимep, нeльзя пpocтo пpoдaть зeмлю coбcтвeнникaм: для этoгo дoлжны быть вecкиe ocнoвaния.
1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Комментарии к ст. 80 ЗК РФ
1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.
Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. Статья 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. гласила, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных, целей. Поэтому очень важным явилось включение в новый Земельный кодекс комментируемой статьи, в соответствии с которой временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только для сельскохозяйственного использования.
При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель, предусмотренные законодательством, и, соответственно, любым физическим и юридическим лицам в указанных целях могут быть предоставлены земельные участки из фонда перераспределения.
2. Изучение приводимого в п. 2 комментируемой статьи перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.
Добровольный отказ от земельных участков регламентирован ст. 53 Земельного кодекса. При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа или сельского поселения либо, в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории, - собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления - собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 53).
Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК РФ. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 - 282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. ст. 284 - 287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).
Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в ч. 2 статьи, является исчерпывающим. Однако, на наш взгляд, было бы логичным включить в него и иные случаи, например приобретение земельного участка субъектом Федерации по сделке, в том числе при обязательном приобретении участка в силу ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения у лица, который не имеет права обладать участком на праве собственности, при отсутствии желающих приобрети этот участок.
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, прямого ответа действующий Земельный кодекс не содержит.
Подобные вопросы связаны с тем, что в комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель, более детальная регламентация отсутствует и в других федеральных нормативных правовых актах. Однако большинство субъектов РФ своими законами регулируют наиболее существенные вопросы, относящиеся к правовому статусу фонда перераспределения.
Закон Корякского автономного округа от 5 июня 2006 г. N 181-ОЗ "Об управлении и распоряжении земельными ресурсами, находящимися в собственности Корякского автономного округа" в ст. 8 устанавливает, что земельные участки, находящиеся в окружной собственности, могут быть зарезервированы и переведены в состав категории земель запаса, с последующим их использованием в интересах округа, в том числе отличных от существующего разрешенного использования земель, либо в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства. Резервирование земельных участков, перевод их в состав категории земель запаса, в том числе с целью включения в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства либо для создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий, находящихся в окружной собственности, осуществляется на основании решения губернатора Корякского автономного округа.
3. Согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения (абз. 5 п. 4 ст. 10) земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Ряд субъектов РФ устанавливает перечень лиц, имеющих право на безвозмездное предоставление земельных участков из фонда перераспределения.
Например, согласно Закону Республики Бурятия от 11 мая 2006 г. N 1636-III "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в республике Бурятия" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться бесплатно в собственность гражданам:
ранее имевшим право на получение земельной доли при реорганизации и приватизации сельскохозяйственных организаций, но по каким-либо причинам не реализовавшим свое право;
занятым в социальной сфере в сельских поселениях (работники организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, социальной защиты), проживающим на территории муниципального района, в котором сельскохозяйственная организация образована;
в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размерах, определяемых в соответствии с законодательством, в случае если ранее этим гражданам земельные участки безвозмездно не предоставлялись.
Однако в случае, если гражданин ранее воспользовался правом на безвозмездное приобретение земельного участка, реализация им права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель, осуществляется на возмездной основе.
Размер земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину бесплатно из фонда перераспределения земель, не должен превышать среднерайонную норму, ранее установленную соответствующими органами местного самоуправления для осуществления реорганизации или приватизации сельскохозяйственных организаций и определенную в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий.
Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, юридическим лицам для целей сельскохозяйственного производства осуществляется во всех случаях на возмездной основе, за исключением случаев предоставления им земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, на безвозмездной основе, установленных законодательством.
В Республике Саха (Якутия) согласно Закону от 8 ноября 2007 г. 512-З N 1039-III "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в республике Саха (Якутия)" только граждане, занимающиеся в течение 10 лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность полевой земельный участок из фонда перераспределения земель. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, сайылычное хозяйство, личное подсобное хозяйство, а также гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и сельскохозяйственным организациям земельные участки из фонда перераспределения земель предоставляются в аренду. Указанные лица могут приобрести такие земельные участки в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом Республики Саха (Якутия), по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 г. 52-З N 107-III "О сайылыках" сайылычное хозяйство - традиционно сложившаяся форма ведения хозяйства в летнее время года, создающаяся для расширения производства сельскохозяйственной продукции за счет более рационального использования сельскохозяйственных угодий за чертой сельских населенных пунктов. Хозяйственная территория сайылыка включает в себя летнюю усадьбу (жилье, производственные и иные постройки, огород), загон общего пользования для телят, пастбище для скота и лошадей.
Во Владимирской области в соответствии с Законом от 12 марта 2007 г. N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, предоставляются гражданам РФ, являющимся работниками сельскохозяйственных организаций и проработавшим в них не менее 3 лет, постоянно проживающим в сельской местности. Участки предоставляются в собственность однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размере, установленном действующим законодательством. Сельскохозяйственным организациям такие участки могут предоставляться однократно в собственность на безвозмездной основе исключительно для сельскохозяйственного производства.
В Пензенской области установлено , что к земельным участкам, сформированным из земель фонда перераспределения земель Пензенской области, не применяются введенные Законом этой области нормы минимальных размеров образуемых новых земельных участков.
Статья 26 Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 г. N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области".
4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит норму об общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Это очень важно, поскольку, исходя из полученных сведений, граждане и юридические лица могут планировать вопросы создания новых садоводческих объединений, фермерских хозяйств, расширения площадей имеющихся сельскохозяйственных угодий и т.д. Представляется, что конкретные правовые гарантии общедоступности названных сведений следует закреплять в нормативных актах субъектов РФ, в частности путем определения органов, ответственных за предоставление данных сведений, средств массовой информации, в которых надлежит публиковать сведения о поступлении земельных участков в фонд перераспределения, и т.д.
1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Комментарий к Статье 103 Земельного кодекса РФ
По площади земли запаса являются достаточно распространенной категорией (видом) земель (около 100 млн га, в основном в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке). В отличие от земель других категорий земли запаса - это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.
Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.
В соответствии с Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас. На основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам" после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.
За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. По Указу Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" и Постановлению Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования" этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра (ныне - Росреестра) и на основе предложений казачьих обществ.
Из земель запаса создается специальный фонд земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 г. N 718 "О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования" с планированием в государственном бюджете расходов на проведение топографической съемки местности и с разделением соответствующих границ земельных участков.
За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249 "О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования" этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
В судебной практике встречаются дела о данной категории земель. ООО "Петропассаж" обратилось с иском к администрации г. Петрозаводска о признании недействительным постановления главы самоуправления г. Петрозаводска об изъятии земельного участка. Администрация и ООО "Петропассаж" заключили договор на аренду земельного участка, в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом общества на организацию торговли на период проектирования, размером платы за аренду участка и со сроком ее внесения. В договоре стороны предусмотрели срок и обязанность арендатора передать участок арендодателю после его окончания или прекращения действия по собственной инициативе.
Вышеуказанный договор аренды прошел государственную регистрацию в соответствующем учреждении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Впоследствии главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление об изъятии вышеуказанного участка у ООО "Петропассаж" и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса.
В качестве обоснования глава местного самоуправления сослался на прекращение договора аренды земельного участка в соответствии со ст. ст. 450, 610, 622 ГК РФ. Полагая, что данное постановление незаконно, противоречит действующему гражданскому, земельному законодательству и принято с нарушением процедуры прекращения договорных отношений по аренде, установленной законом, общество обратилось с иском в суд.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ). После окончания срока договора ООО продолжало пользоваться земельным участком, а в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно п. 2 ст. 610 ГК РФ, в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде недвижимого имущества за 3 месяца. Администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка, предупредив общество претензией о прекращении договора. Таким образом, договор аренды прекращен; данный факт не отрицается и ООО.
Не нашли своего подтверждения и доводы общества о незаконности и нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением главы самоуправления. Истцом не исполнена возложенная на него ст. 622 ГК РФ обязанность по возврату арендодателю земельного участка после прекращения договора аренды. Само постановление не прекращает вышеуказанный договор, поскольку он прекращен в установленном законом порядке, а только констатирует факт прекращения между ООО и администрацией арендных отношений и фиксирует факт перевода земельного участка в земли запаса.
Суд кассационной инстанции не усмотрел наличия квалифицирующих признаков, с которыми законодатель связывает признание недействительным акта местного самоуправления. Оспариваемое обществом постановление не противоречит законам или иным правовым актам и не нарушает права и законные интересы ООО "Петропассаж". Указание же на то, что общество длительное время пользуется спорным земельным участком, на нем возведены строения и осуществлены строительные работы по проекту реконструкции, не находится в причинно-следственной связи с существом спора.
Второй комментарий к СТ 103 ЗК РФ
1. Земли запаса являются самостоятельной категорией земель. В отличие от целевого назначения земель иных категорий основное целевое назначение земель запаса не определено. Значительное количество земель запаса находится в малоосвоенных районах Российской Федерации (в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке). Земли запаса по своим размерам занимают третье место (после земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения).
В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям. В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (см. ст. 14 ЗК). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен.
К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК).
Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий.
2. Земли запаса предназначены для перспективного использования в сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических и иных целях. Использование земель запаса допускается, как правило, после перевода их в другую категорию. Такой перевод осуществляется после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.
Работы по формированию земельного участка предполагают работы по подготовке границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка и т.п. Такие работы позволяют индивидуализировать участок земли, который предполагается в дальнейшем использовать для определенного целевого назначения. Акт о переводе земельного участка из земель запаса в состав земель иных категорий принимается в порядке, установленном ст. 3 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.
Земельный Кодекс РФ классифицирует земли в соответствии с их разрешенным использованием (целевым назначением), устанавливает различные правовые режимы для них и территориальное зонирование. Законодательство (ст. 7 ЗК РФ) выделяет семь крупных категорий земель:
-
; ;
- промышленного, оборонного, специального назначения, энергетики, транспорта, космической отрасли, информационной связи, теле- и радиовещания; ;
- лесного фонда; ;
- запаса.
В реальности физические и юридические лица могут пользоваться земельными участками по классификатору ВРИ, который устанавливает 13 категорий (групп) и 115 видов разрешенного использования. Как можно заметить, в классификаторе отсутствуют седьмая категория земли запаса. Получается, что использовать их нельзя? В статье постараемся ответить на этот вопрос.
Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
К землям запаса относятся земли, которые часто называют “ничейными”: они не являются собственностью граждан, предпринимателей, предприятий и организаций. Собственник у таких земель, конечно, есть — это государство или муниципальные образования (МО). К запасному земельному ресурсу не имеют отношения земельные участки (ЗУ) фонда перераспределения, также принадлежащие государству и муниципалитетам (п.1, ст. 103 ЗК РФ).
Отличие земель запаса от фонда перераспределения
Разница в том, что ЗУ фонда распределения имеют сугубо сельскохозяйственное назначение. Они выделяются:
- для ведения сельхозпроизводства;
- создания ЛПХ и ФКХ;
- разведения животных;
- садоводческой и огороднической деятельности;
- выпаса животных и сенокошения.
Фонд образуется из участков, приобретённых на законных основаниях государством, субъектами РФ и МО у гражданских и юридических лиц. В него не входят изъятые для государственных, либо мун. нужд участки ЗО.
- Земли перераспределительного фонда можно использовать для сельскохозяйственной деятельности, научных разработок в области с/х, создания охотничьих и рыбоводческих хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
- Допускается использование с/х земель также для строительства или реконструкции газопроводов, нефтепроводов, инженерных линейных объектов коммуникаций и связи и т.д. При этом на участки, где будет осуществлено подобное строительство/реконструкция, накладывают публичный сервитут. Не требуется переводить земли сельхозназначения в другую категорию при возникновении необходимости такого рода использования.
- Сведения о свободных земельных участках фонда перераспределения находятся в широком доступе.
В отличие от фонда распределения, ЗУ земли запаса могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для использования в самых разнообразных целях:
- ведения ЛПХ, ФКХ;
- создания СНТ и ОНТ;
- строительства МКД, дорог, инженерных объектов;
- создания охотничьих хозяйств; комплексного освоения территории и т.д.
Использование земель запаса возможно только в том случае, если осуществлён перевод земли в иную категорию. В порядке исключения разрешается не производить перевод, когда земельный участок принадлежит охотничьим угодьям, или на нём ведется разработка недр.
Перевод земли запаса в другую категорию
Последовательность перевода будет следующий:
- Вначале необходимо сформировать по всем правилам земельного кодекса новый участок: подготовить план и утвердить его.
- После этого производится кадастровая регистрация ЗУ.
- Разрешением на перевод является акт, принятый государственными или муниципальными органами о переводе земли в соответствующую ВРИ категорию:
- например, для ведения личного подсобного хозяйства либо садоводство нужен перевод земель запаса в земли сельхозназначения;
- для индивидуального жилого строительства — в земли для поселений и т.д
Формирование нового земельного участка из земель запаса
Образование и раздел нового ЗУ происходит в соответствии со статьями 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Участок может быть образован на основании трех возможных документов:
- межевого плана территории (ПМТ), утвержденного ГрК РФ;
- технического проекта участка лесного фонда;
- СРЗУ (схемы расположения земельного участка) на КПТ (кадастровом плане территории).
Таким образом для образования земельного участка из земель запаса не всегда требуется наличие межевого плана. Достаточна схема ЗУ с обозначенными границами на КПТ.
Однако без межевого плана не обойтись, если участок:
- образован из лесного фонда, и на нем будут расположены инженерные объекты;
- предназначен для садоводства или или огородничество;
- расположен в границах застроек многоэтажек (МКД)*;
- необходим для комплексного освоения и развития территории;
- образуется для строительства дорог, газопроводов и других важных линейных объектов федерального, государственного или муниципального значения.
*Данный пункт будет действовать только до 2035 г.
Формирование участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, и расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), происходит в соответствии с Федеральным Законом № 119 — ФЗ, принятым по отношению к распределению земель гос. и мун. собственности ДФО, первого мая 2016 г.
Схема расположения ЗУ, принадлежащих землям запаса
Подготовка схемы
Подготовка СРЗУ ведется с учётом правил землепользования, землеустройства и строительства и регулируется статьей 11.10 земельного кодекса. Учитываются следующая документация:
- о территориальном планировании;
- проектном плане территории;
- положения об ООПТ;
- территориальном зонировании;
- территориях общего пользования.
На схеме расположения одного или нескольких участков должны быть указаны:
- их границы и площади;
- условные или кадастровые номера (кадастровые указывается, если сведения об участках, образующих новый ЗУ, внесены в ЕГРН); ;
- участки общего пользования;
- местоположение зданий, построек и ОНС (объектов незавершенного строительства).
Подготовка схемы осуществляется:
- государственными исполнительными органами или ОМСУ;
- самими гражданами и юридическими лицами, если участок выделяется не на торгах, либо предоставляется в бессрочное пользование или аренду;
- лицами, в чью пользу изымается ЗУ;
- гражданами, которым ЗУ предоставляется для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества, ИЖС.
Схема расположения ЗУ должна быть выполнена в электронном виде. Исключение — ЗУ, предоставленное гражданам без торгов: если они сами подготавливают схему, то в этом случае допускается бумажный вариант документа по форме и с соблюдением требований, установленных уполномоченными органами исполнительной Федеральной власти.
Заказать схему можно на официальном сайте ЕГРН — органа государственного кадастрового учета в интернете. Это услуга бесплатна для органов государственной власти ОМСУ и ЕИРЖС (единого института развития жилищной сферы). Стоимость услуги и порядок оплаты для гражданских и юридических лиц устанавливается фед органами исполнительной власти.
Утверждение СРЗУ
В отношении каждого образуемого участка должно быть вынесено решение с указанием:
- площади ЗУ;
- адреса либо описание местоположения ЗУ;
- кадастрового номера участка либо нескольких ЗУ, из которых образуется новый земельный участок (при наличии регистрации этих участков в органе кадастрового учета);
- территориальной зоны, установленной градостроительным регламентом;
- ВРИ (вида разрешенного использования), если градостроительный регламент на вновь образуемый земельный участок не распространяется;
- категории земель, к которым принадлежит образуемый ЗУ.
Утвержденная СРЗУ действительна в течение 2 лет. Она является разрешением на формирование нового земельного участка из земель запаса. В течение этого времени земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет и переведён другую категорию.
Могут ли не утвердить СРЗУ
Не принять сразу исполнительные органы государственной и муниципальной власти могут в следующих случаях:
- несоответствие плана расположения земельного участка установленным стандартной форме и требованиям;
- при частичном или полном наложении нового образованного участка на уже существующий или другой ЗУ, решение об образовании которого ещё не истекло;
- при нарушении требований статьи 11.9 ЗК РФ:
- несоблюдение максимального и минимального размера ЗУ;
- при пересечении границ населенных пунктов, МО, территориальных зон, лесопарков, лесных хозяйств (за исключением участков, предназначенных для геологической разведки, добычи ископаемых размещения инженерных объектов, водохранилищ, водоёмов, гидротехнических сооружений);
- если сохраненное при разделе обременение не позволяет использовать участок в соответствии с ВРИ;
- при изламывании в результате раздела земли существующих границ, невозможности строительства объектов недвижимости и т.д.;
Физические и юридические лица с утверждённой схемой расположения ЗУ имеют право поставить данный участок на кадастровый учет. При этом они могут произвести регистрацию прав собственности на образуемый ЗУ, причем не своей, а РФ, субъектов РФ или муниципалитетов. Наличие доверенности от данных государственных структур власти не требуется (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).
Заключение
Таким образом граждане и юридические лица могут:
- использовать земли запаса, предварительно переведя их в иную категорию;
- приобретать отдельные участки в собственность или аренду;
- подготавливать схему расположения вновь образуемого ЗУ;
- ставить земельный учусток на учёт в ЕГРН;
- регистрировать без доверенности государственные или муниципальные права собственности.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, земли запаса принадлежат государству или муниципалитету. Эти территории не передавались в частную собственность. Исключение – перераспределенные земельные участки.
Правовой режим земель запаса
Территории, принадлежащие к землям запаса, запрещено использовать до момента изменения категории. Дело в том, что они не имеют целевого назначения и, можно сказать, находятся в резерве.
Земли запаса не являются частью участков, принадлежащих к другой категории. В ряде случаев они могут быть исключены из другой группы земель.
Земли запаса нельзя считать бесхозными. Такие участки всегда принадлежат государству или муниципалитету и прошли процедуру постановки на кадастровый учет. Они не могут предоставляться в пользование физических лиц или организаций до изменения категории.
Помимо земель запаса, есть похожая категория – законсервированные земли. Можно подумать, что эти группы аналогичны. Однако в отличие от земель запаса законсервированные участки не могут быть предоставлены в пользование. Они требуются для обеспечения экологической безопасности страны или служат другим целям.
Земельный участки из запаса часто включаются в различные фонды и в дальнейшем передаются гражданам в пользование на правах долгосрочной аренды с целью создания крестьянско-фермерских хозяйств. Также допускается выкуп территорий в рамках проведения торгов.
Неиспользуемые земли запаса
К этому подвиду земель запаса относятся участки, которые никогда не были предоставлены в пользование частных лиц или организаций. Целевое назначение и вид разрешенного использования таких земель не определены. Довольно часто в неиспользуемые участки входят земли, которыми не пользовались ранее по причине их непригодности или утраты полезных свойств.
Целевое назначение неиспользуемых земель запаса устанавливается исходя из природных и хозяйственных особенностей. Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.
Однако не все участки, выбывшие из хозяйственного оборота, можно отнести к неиспользуемым. К примеру, если земли были изъяты по причине загрязнения, они могут быть включены в другую категорию хозяйственного использования.
Все участки, изъятые у частных собственникам по каким-либо причинам, автоматически перераспределяются в земли запаса. При этом изъятие должно происходить на законных основаниях в соответствии с действующими нормативными актами. Право собственности на таких территории утрачивается.
Правила использования земель запаса
Итак, земли запаса относятся к особой категории, и их эксплуатация имеет определенны правила. Без перевода в другую категорию допускается использование таких территорий, если:
- объекты, размещенные на участке, находятся в свободном доступе для людей (к примеру, водоем, лес и т.д.);
- участок используется для охоты или прогона скота без остановки на нем;
- сбор сухих насаждений без организации их вырубки, если их использование не направлено на получение прибыли.
Иных случаев для использования земель запаса без перевода их в другую категорию не предусмотрено. Порядок изменения регулируется законодательно.
Изменение категории и вида разрешенного использования
Наиболее частая причина для начала процесса изменения вида разрешенного использования участка из запаса – освобождение места для строительства в тех случаях, когда имеющейся территории населенных пунктов недостаточно. Переводом участка в другую категорию занимаются опытные юристы.
Разрешение на изменение категории выдается в муниципалитете или органах государственной власти. Нужно понимать, что в результате смены категории земле будет присвоено конкретное целевое назначение, при нарушении которого наступят штрафные санкции.
Земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:
- сельскохозяйственные – предназначены для сельскохозяйственных нужд;
- населенные пункты – используются для застройки жилыми и вспомогательными объектами;
- промышленные – находятся за пределами населенных пунктов и используются промышленными предприятиями для целей производства и строительства производственных объектов;
- охраняемые территории – наиболее значимые земельные участки, имеющие особую ценность;
- лесной и водный фонд.
Для изменения категории необходимо подготовить документы и оформить ходатайство о намерении перевода участка для последующей передачи в муниципалитет. В заявлении необходимо указать:
- данные заявителя;
- идентификационную информацию о земельном участке – адрес местоположения, площадь, кадастровый номер и т.д.;
- существующую категорию;
- желаемую категорию;
- причину необходимости перевода.
К заявлению прикладываются:
- общегражданский паспорт для физических лиц и учредительные документы для организаций;
- выписка из ЕГРН с информацией о текущей категории, к которой принадлежит надел, а также о том, что он никому не принадлежит;
- заключение экологической экспертизы.
Документы рассматриваются в течение 30-ти дней. Заявителю могут отказать по обоснованным причинам. В случае отрицательного решения отказ должен быть оформлен в письменной форме.
Причины для отказа могут быть следующими:
- Заявитель не имеет права на подачу ходатайства в отношении земли.
- Поданные документы не соответствуют нормам действующего законодательства.
Если отказ не обоснован или заявитель с ним не согласен, он может обжаловать его в судебном порядке.
При принятии положительного решения заявитель получит на руки соответствующий акт о присвоении категории. В нем также будет прописана причина для такой корректировки и сведения о земельном участке.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.
Теперь вы знаете, что такое земли запаса. При грамотном подходе профессионального юриста такие участки могут быть переведены в другую категорию и использоваться по предполагаемому назначению и приносить пользу владельцу и государству.
Читайте также: