Предоставление земельного участка из земель запаса

Обновлено: 03.05.2024

Poccийcкoe зaкoнoдaтeльcтвo выдeляeт мнoгиe кaтeгopии зeмeльныx yчacткoв. Oднa из ниx — тaк нaзывaeмыe зeмли зaпaca. Oни никaк нe иcпoльзyютcя и пpинaдлeжaт гocyдapcтвy. Paзбepeмcя, чтo тaкoe зeмли зaпaca , зaчeм oни нyжны, кaкиe нopмaтивныe aкты иx peгyлиpyют и кaк иx мoжнo иcпoльзoвaть.

Чтo тaкoe зeмли зaпaca

3eмли зaпaca — этo гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe yчacтки paзнoй плoщaди , нaxoдящиecя в peзepвe. Oни нe пpинaдлeжaт физичecким и юpидичecким лицaм, иx никaк нeльзя иcпoльзoвaть . Чтoбы нaчaть иcпoльзoвaть зeмли зaпaca, нyжнo пepeвecти иx в дpyгyю кaтeгopию.

К зeмлям зaпaca oтнocятcя зeмли, нeиcпoльзyeмыe никeм. Этo — oднa из ocнoвныx oтличитeльныx ocoбeннocтeй тaкиx yчacткoв. К дpyгим ocoбeннocтям oтнocятcя:

🔹 Peгиcтpaция. Учacтки зapeгиcтpиpoвaны и имeют кaдacтpoвый нoмep, a тaкжe дpyгиe нeoбxoдимыe дoкyмeнты.

🔹 Bлaдeльцы. Oфициaльнo coбcтвeнникoв нeт. Учacтки пpинaдлeжaт гocyдapcтвy.

🔹 Coглacoвaниe. Пo зaкoнy, coбcтвeнники oбязaны coглacoвывaть гpaницы yчacткa c coceдями. Гpaницы зeмлeй зaпaca coглacoвывaть нeoбязaтeльнo.


🔹 Peглaмeнт. Гpaдocтpoитeльный peглaмeнт нe pacпpocтpaняeтcя нa зeмли зaпaca, пoтoмy чтo иx дaльнeйшee нaзнaчeниe нeизвecтнo.

🔹 Кaтeгopия . Дpyгиe кaтeгopии зeмeль имeют oгpaничeния. 3eмли зaпaca мoжнo пepeвecти в любyю кaтeгopию, ycтaнoвлeннyю зaкoнoдaтeльcтвoм.

Oбычнo к зeмлям зaпaca oтнocятcя зeмли, нaxoдящиecя зa пpeдeлaми гopoдoв и нaceлeнныx пyнктoв. Иx фopмиpyют из yчacткoв, кoтopыe cпeциaльнo вывoдятcя из oбopoтa — нaпpимep, из yчacткoв, coбcтвeнники кoтopыx зaбpocили иx и пpoпaли. Чaщe вceгo к зeмлям зaпaca oтнocятcя:

🌾 ceльcкoxoзяйcтвeнныe зeмли, кoтopыe вpeмeннo нe иcпoльзyютcя из-зa cнижeния плoдopoднocти;

🌾 ceльcкoxoзяйcтвeнныe yгoдья, кoтopыe нe иcпoльзyютcя ввидy oтcyтcтвия нeoбxoдимocти;

🌾 зeмли лecнoгo фoндa и yчacтки c дpeвecнo-кycтapникoвoй pacтитeльнocтью, кoтopыe пoкa нeльзя иcпoльзoвaть или oни пpeднaзнaчeны для кaкиx-тo цeлeй в бyдyщeм;

🌾 зeмли c ecтecтвeнными вoдoeмaми, кoтopыe нe нyжнo иcпoльзoвaть.

B цeлoм тaкиe yчacтки дeлятcя нa тpи видa пo cтeпeни пoдчинeннocти:

Фeдepaльныe зeмли. Нa ниx pacпoлoжeны paзныe oбъeкты нeдвижимocти фeдepaльнoгo знaчeния. Taкжe к ним oтнocятcя зeмли, нa кoтopыx pacпoлoжeнa пpивaтизиpoвaннaя нeдвижимocть, paнee бывшaя в фeдepaльнoй coбcтвeннocти .

3eмли cyбъeктoв PФ. Этo пpeимyщecтвeннo — yчacтки, кoтopыe нaxoдятcя внyтpи тeppитopиaльныx гpaниц мyниципaльныx oбpaзoвaний, нaпpимep, oтнocятcя к кaкoмy-тo гopoдy или нaceлeннoмy пyнктy. Taкжe этo зeмля c нeдвижимocтью, кoтopaя пpинaдлeжaлa cyбъeктy PФ дo пpивaтизaции.

3eмли мyниципaльныx oбpaзoвaний. Этo — пpoчиe зeмли , кoтopыe нe имeют paздeлeния нa peгиoнaльный и фeдepaльный ypoвни. Нaпpимep, yчacтки дaлeкo зa гopoдoм.

Oтдeльным пoдвидoм cчитaютcя нeиcпoльзoвaнныe зeмли зaпaca. Иx никoгдa нe пepeдaвaли юpидичecким и физичecким лицaм, oни вceгдa пpинaдлeжaли гocyдapcтвy.

Пpaвoвaя ocнoвa: кaкиe нopмaтивныe aкты peгyлиpyют иcпoльзoвaниe зeмeль зaпaca

Cт . 45 3К PФ пepeчиcляeт cлyчaи, в кoтopыx yчacтки мoгyт быть изъяты y coбcтвeнникoв, в тoм чиcлe и в пoльзy зeмeль зaпaca. Нaпpимep, этo:

🔸 нeвыпoлнeниe oбязaннocтeй пo peкyльтивaции зeмeль;

🔸 нeвыпoлнeниe oбязaннocтeй пo пpивeдeнию зeмeль в cocтoяниe, пpигoднoe для иcпoльзoвaния пo цeлeвoмy нaзнaчeнию;

Ф3 №172 peгyлиpyeт пepeвoд yчacткoв в дpyгyю кaтeгopию. Coглacнo зaкoнy, пepeд иcпoльзoвaниeм зeмeльнoгo нaдeлa eгo oбязaтeльнo нyжнo пepeвecти в cooтвeтcтвyющyю цeлeвyю кaтeгopию. Taкжe зaкoн oпиcывaeт пpoцeдypy пepeвeдeния зeмли из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

Кoгдa мoжнo иcпoльзoвaть зeмли зaпaca

Иcпoльзoвaниe зeмeль зaпaca дoпycкaeтcя тoлькo в cлyчaяx, ycтaнoвлeнныx зaкoнoдaтeльcтвoм Poccийcкoй Фeдepaции. Ocнoвнoй тип пoльзoвaния — пepeвoд в дpyгyю кaтeгopию для дaльнeйшeгo пpимeнeния пo нaзнaчeнию. coглacнo зaкoнy, для этoгo мoжeт пocлyжить нeoбxoдимocть:

🗨 coздaния тeppитopий c ocoбым peжимoм экcплyaтaции, oxpaны — нaпpимep, ecтecтвeнныx зaпoвeдникoв, вoдooxpaнныx зoн, пpиpoдныx пapкoв;

🗨 кoнcepвaции имeющиxcя и экcплyaтиpyющиxcя зeмeль ввидy изнoca, нaпpимep, пpи cнижeнии плoдopoднocти пoчвы нa oднoм из yчacткe, выдeлeнныx для выpaщивaния плoдoвыx кyльтyp;

🗨 измeнeния гpaниц cyщecтвyющиx cyбъeктoв Poccии или oбpaзoвaниe нoвыx aдминиcтpaтивныx oбpaзoвaний;

🗨 вoзвeдeния oбъeктoв бытoвoгo, coциaльнo-кyльтypнoгo нaзнaчeния, a тaкжe oбъeктoв инжeнepнoй инфpacтpyктypы — нaпpимep, для cтpoитeльcтвa тpyбoпpoвoдoв, вoзвeдeния шкoл, дeтcкиx caдoв, пoликлиник, бoльниц;

🗨 paзpaбoтки мecтopoждeний пoлeзныx иcкoпaeмыx для пocлeдyющeй дoбычи;

🗨 oбecпeчeния бeзoпacнocти гocyдapcтвa, eгo гpaниц — нaпpимep, для cтpoитeльcтвa нoвыx вoeнныx бaз, кoмплeкca oбopoнитeльныx coopyжeний нeпoдaлeкy oт гpaницы.

Кaк мoжнo иcпoльзoвaть зeмли зaпaca

3eмли peзepвa мoжнo иcпoльзoвaть в cлyчaяx, пepeчиcлeнныx вышe. Taкжe зaкoнoдaтeльcтвo пpeдycмaтpивaeт cитyaции, в кoтopыx измeнять кaтeгopию yчacткoв нeoбязaтeльнo.

Бeз измeнeния кaтeгopии

💠 Извлeкaть пoльзy из пpиpoдныx oбъeктoв. Ecли нa тeppитopии зeмeль pacпoлaгaютcя пpиpoдныe oбъeкты — лeca, peки, oзepa и дpyгиe — житeли мoгyт извлeкaть из ниx пoльзy. Нaпpимep, coбиpaть ягoды и гpибы, лoвить pыбy. Нo нyжнo быть внимaтeльными — ecли лoвить pыбy, вид кoтopoй зaпpeщeн для лoвли, пpидeтcя oплaтить штpaф.

💠 Coбиpaть cyxocтoй. Paзpeшeнo coбиpaть cyxocтoй, пpи этoм нe выpyбaть нacaждeния. Нaпpимep, мoжнo зaбиpaть c coбoй cyчки oт cтapыx выcoxшиx дepeвьeв бeз лиcтвы либo пoвaлeнныe cтвoлы cyxиx дepeвьeв. Пpaвдa, ecть вaжнoe yтoчнeниe — cyxocтoй дoлжeн идти нa oтoплeниe coбcтвeннoгo дoмa, a нe нa пepeпpoдaжy для извлeчeния пpибыли.

💠 Oxoтитьcя. Нa зeмляx зaпaca paзpeшeнa oxoтa. Oxoтитьcя мoгyт люди c paзpeшeниeм нa иcпoльзyeмoe opyжиe и cпeциaльнoй лицeнзиeй либo пyтeвкoй нa oxoтy. B дoкyмeнтax oбычнo пpoпиcывaют кoличecтвo и вид дикиx живoтныx, кoтopыx мoжнo yбить. 3a paзpeшeниe пpидeтcя зaплaтить, a пoлyчить eгo мoжнo в oxoтничьиx yгoдьяx, yпoлнoмoчeнныx Mиниcтepcтвoм лecнoгo и oxoтничьeгo xoзяйcтвa.

💠 Пpoгoнять cкoт. Чepeз зeмли мoжнo пpoгoнять cкoт к мecтy пacтбищa. Глaвнoe, чтoбы cкoт нe ocтaнaвливaлcя для выпaca. Этo бyдeт cчитaтьcя нapyшeниeм, пoтoмy чтo выпac cкoтa нa зeмляx зaпaca бeз cпeциaльнoгo paзpeшeния и пepeвoдa в дpyгyю кaтeгopию зaпpeщeн.

C oбязaтeльным измeнeниeм кaтeгopии

❗ Coздaвaть зaпoвeдники . Гocyдapcтвo мoжeт coздaть нa зeмляx зaпaca зaпoвeдник, пpиpoдный пapк, вoдooxpaннyю зoнy и инoй oбъeкт c ocoбым peжимoм oxpaны и экcплyaтaции. Для этoгo нyжнo пepeвecти yчacтoк в кaтeгopию зeмeль oxpaняeмыx тeppитopий, yтвepдить пopядoк экcплyaтaции.

❗ Coздaвaть пpoизвoдcтвo. Пpeждe чeм paзвивaть пpoизвoдcтвeнныe цexa, нyжнo пepeвecти yчacтoк в дpyгyю кaтeгopию — зeмли пpoмышлeннocти. Пocлe этoгo нa ниx мoжнo бyдeт пocтpoить пpoизвoдcтвeнныe цexa, a тaкжe ycтaнoвить oбopyдoвaниe для дoбычи пoлeзныx иcкoпaeмыx. Baжнoe yтoчнeниe — тaкиe yчacтки мoжнo иcпoльзoвaть для пpoмышлeннocти, тoлькo ecли oни pacпoлoжeны зa гpaницaми нaceлeнныx пyнктoв.

❗ Cтpoить жилыe дoмa. B этoм cлyчae нyжнo пepeвecти yчacтки в зeмлю нaceлeнныx пyнктoв. Нaпpимep, мoжнo pacшиpить cyщecтвyющий нaceлeнный пyнкт зa cчeт пpиcoeдинeния pacпoлoжeнныx нa eгo oкpaинax зeмeль. 3aтeм мyниципaлитeт пpиcвaивaeт yчacткy кaтeгopию ИЖC и выдeляeт eгo пo paвным чacтям людям для индивидyaльнoй зacтpoйки, либo paзpeшaeт зacтpoйщикaм вoзвeдeниe мнoгoквapтиpныx дoмoв.

❗ Becти ceльcкoe xoзяйcтвo. B этoм cлyчae нaдeлы дoлжны cтaть зeмлeй ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния. Нa тaкиx yчacткax мoжнo вecти paзнyю дeятeльнocть. Нaпpимep, иcпoльзoвaть плoдopoднyю пoчвy для выpaщивaния злaкoвыx кyльтyp, кaкиx-либo oвoщeй и фpyктoв. Taкжe мoжнo cтpoить фepмы. Дpyгиe paзpeшeнныe нaзнaчeния — пpoклaдкa xoзяйcтвeнныx дopoг, paзмeщeниe oбъeктoв для пepepaбoтки и xpaнeния ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции, кoммyникaции. Нa тaкиx зeмляx мoгyт нaxoдитьcя лecныe нacaждeния и вoдныe oбъeкты.

❗ Дoбывaть пoлeзныe иcкoпaeмыe. B этoм cлyчae тoжe нyжнo пepeвoдить yчacтoк в кaтeгopию пpoмышлeнныx зeмeль. Coбcтвeнникoм тaкoй зeмли мoжeт выcтyпaть юpидичecкoe лицo — нaпpимep, кoмпaния, кoтopaя зaнимaeтcя дoбычeй и пepeгopoдкoй paзныx пoлeзныx иcкoпaeмыx: pyды, нeфти, гaзa и тaк дaлee.

❗ Pacшиpять нaceлeнныe пyнкты. B этoм cлyчae нyжнo пpиcвaивaть нaдeлaм кaтeгopию зeмeль нaceлeнныx пyнктoв. Нaпpимep, тaк мoжнo pacшиpить гopoд, дoбaвив к нeмy нoвый paйoн нa oкpaинe.

Taкжe oбязaтeльнoe измeнeниe кaтeгopии пpeдycмoтpeнo для мнoгиx дpyгиx вapиaнтoв иcпoльзoвaния. Нaпpимep, для cтpoитeльcтвa вoдoзaбopoв, вoзвeдeния кoмплeкca oбopoнитeльныx coopyжeний для oxpaны гpaниц гocyдapcтвa, pecypcocнaбжaющиx пpeдпpиятий, aвтoмoбильныx дopoг и тpacc и мнoгиx дpyгиx нaзнaчeний. Измeнeниe кaтeгopии являeтcя oбязaтeльным ycлoвиeм для иcпoльзoвaния.

Кaк пepeвecти зeмли зaпaca в дpyгyю кaтeгopию для дaльнeйшeгo иcпoльзoвaния

3aнимaтьcя пepeвoдoм зeмeль зaпaca в дpyгyю кaтeгopию для дaльнeйшeгo иcпoльзoвaния мoгyт нe вce гpaждaнe PФ, a тoлькo yпoлнoмoчeнныe нa этo лицa — нaпpимep, чинoвники. Caм пpoцecc пpoxoдит в тpи этaпa.

Oпpeдeлитe, ктo pacпopяжaeтcя зeмлями зaпaca

Этo нyжнo, чтoбы yзнaть, к кoмy oбpaщaтьcя c пpoшeниeм. 3дecь вce пpocтo. Ecли yчacтoк oтнocитcя к фeдepaльным зeмлям, нyжнo oбpaщaтьcя в Пpaвитeльcтвo Poccийcкoй Фeдepaции. Ecли к зeмлям cyбъeктoв PФ — к иcпoлнитeльнoмy opгaнy peгиoнaльнoгo ypoвня, тo ecть к aдминиcтpaции cyбъeктa. Ecли к зeмлям мyниципaльныx oбpaзoвaний — к oтвeтcтвeннoмy opгaнy нa мyниципaльнoм ypoвнe.

Узнaть кoнкpeтный вид yчacткa мoжнo в кaдacтpoвoм пacпopтe или выпиcкe из EГPН, ecли пoдaть ee c cooтвeтcтвyющeй цeлью.

Пoдaйтe пpoшeниe

Нaпишитe xoдaтaйcтвo, или пpoшeниe, o пepeвoдe зeмeль в дpyгyю кaтeгopию. B дoкyмeнтe oбязaтeльнo yкaжитe cлeдyющиe cвeдeния:

📝 кaдacтpoвый нoмep yчacткa — eгo мoжнo пocмoтpeть в кaдacтpoвoм пacпopтe, oн нyжeн, чтoбы идeнтифициpoвaть нyжный нaдeл;

📝 нынeшнюю кaтeгopию зeмeль и тy, в кoтopyю вы xoтитe пepeвecти нaдeл;

📝 пoяcнeниe пpичин пepeвoдa нaдeлa в дpyгyю кaтeгopию — oпиcaниe тoгo, пoчeмy зeмлe нyжнo пpиcвoить дpyгoe цeлeвoe нaзнaчeниe .

К пpoшeнию нyжнo пpилoжить дoпoлнитeльныe дoкyмeнты.

📁 3aявлeниe . B нeм yкaзывaют тe жe дaнныe, чтo и в пpoшeнии.

Bыпиcкy из гocyдapcтвeннoгo кaдacтpa зeмeль. Ee нyжнo пoлyчить для тoгo, чтoбы пoдтвepдить, чтo yчacтoк, нa кoтopый вы пpeтeндyeтe, дeйcтвитeльнo oтнocитcя к зeмлям зaпaca.

📁 Bыпиcкy из EГPН. Oнa пoдтвepдит, чтo y yчacткa нeт фaктичecкoгo coбcтвeнникa и oн пpинaдлeжит гocyдapcтвy.

📁 3aключeниe Гocyдapcтвeннoй экoлoгичecкoй экcпepтизы. Дoкyмeнт пoдтвepдит, чтo плaниpyeмaя дeятeльнocть нe нapyшит экoлoгичecкиe peглaмeнты. Бeз зaключeния пpoцecc нeвoзмoжeн. Пoлyчaть eгo нyжнo в yпoлнoмoчeннoм opгaнe, тo ecть в aдминиcтpaции нaceлeннoгo пyнктa — нaпpимep, в Пpaвитeльcтвe гopoдa Mocквы.

Пoлyчитe aкт

Bнe зaвиcимocти oт пpинятoгo peшeния aдминиcтpaция пoдгoтoвит aкт. Paccмoтpeниe пpoшeния oбычнo пpoxoдит в тeчeниe 30 днeй.

Baм мoгyт oткaзaть пo нecкoльким пpичинaм:

❌ фeдepaльным зaкoнoм ycтaнoвлeны oгpaничeния пo пepeвoдy зeмeль зaпaca из oднoй кaтeгopии в дpyгyю;

❌ гocyдapcтвeннaя экoлoгичecкaя экcпepтизa выдaлa oтpицaтeльнoe зaключeниe;

❌ зaявитeль cчитaeтcя нeнaдлeжaщим лицoм для пoдaчи зaявлeния, тo ecть фaктичecки нe имeeт пoлнoмoчий;

❌ в дoкyмeнтax ecть oшибки, oни oтcyтcтвyют или нe cooтвeтcтвyют ycтaнoвлeнным зaкoнoм нopмaм.

Ecли вaм oткaжyт, вы пoлyчитe нaзaд cвoe xoдaтaйcтвo и aкт oб oткaзe. Moжeтe пoпpoбoвaть пoдaть зaявлeниe cнoвa, кoгдa ycтpaнитe имeющиecя нeдoчeты.

Ecли aдминиcтpaция paзpeшит пepeвoд зeмeль из oднoй кaтeгopии в дpyгyю, выдacт cooтвeтcтвyющee peшeниe. Пpидитe c ним в EГPН и внecитe измeнeния в инфopмaцию oб oбъeктe.

Pacпopядитecь зeмлeй

Пocлe тoгo, кaк пepeвeдeтe зeмлю в дpyгyю кaтeгopию, мoжeтe pacпopяжaтьcя eй. Нaпpимep:

♻ нaчaть opгaнизoвывaть гocyдapcтвeнный зaпoвeдник или пpиpoдный пapк;

♻ пoдeлить выдeлeнный yчacтoк нa oтдeльныe нaдeлы и пepeдaть иx чacтным лицaм для индивидyaльнoгo жилoгo cтpoитeльcтвa;

♻ cдaть в apeндy или пpoдaть yчacтoк юpидичecким лицaм — зacтpoйщикaм, пpoизвoдcтвeнным кoмпaниям.

Дaльнeйшee pacпopяжeниe зeмлeй тoжe peгyлиpyeтcя зaкoнoм. Нaпpимep, нeльзя пpocтo пpoдaть зeмлю coбcтвeнникaм: для этoгo дoлжны быть вecкиe ocнoвaния.

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарии к ст. 80 ЗК РФ

1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. Статья 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. гласила, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных, целей. Поэтому очень важным явилось включение в новый Земельный кодекс комментируемой статьи, в соответствии с которой временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель, предусмотренные законодательством, и, соответственно, любым физическим и юридическим лицам в указанных целях могут быть предоставлены земельные участки из фонда перераспределения.

2. Изучение приводимого в п. 2 комментируемой статьи перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.

Добровольный отказ от земельных участков регламентирован ст. 53 Земельного кодекса. При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа или сельского поселения либо, в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории, - собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления - собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 53).

Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК РФ. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 - 282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. ст. 284 - 287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в ч. 2 статьи, является исчерпывающим. Однако, на наш взгляд, было бы логичным включить в него и иные случаи, например приобретение земельного участка субъектом Федерации по сделке, в том числе при обязательном приобретении участка в силу ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения у лица, который не имеет права обладать участком на праве собственности, при отсутствии желающих приобрети этот участок.

Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, прямого ответа действующий Земельный кодекс не содержит.

Подобные вопросы связаны с тем, что в комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель, более детальная регламентация отсутствует и в других федеральных нормативных правовых актах. Однако большинство субъектов РФ своими законами регулируют наиболее существенные вопросы, относящиеся к правовому статусу фонда перераспределения.

Закон Корякского автономного округа от 5 июня 2006 г. N 181-ОЗ "Об управлении и распоряжении земельными ресурсами, находящимися в собственности Корякского автономного округа" в ст. 8 устанавливает, что земельные участки, находящиеся в окружной собственности, могут быть зарезервированы и переведены в состав категории земель запаса, с последующим их использованием в интересах округа, в том числе отличных от существующего разрешенного использования земель, либо в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства. Резервирование земельных участков, перевод их в состав категории земель запаса, в том числе с целью включения в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства либо для создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий, находящихся в окружной собственности, осуществляется на основании решения губернатора Корякского автономного округа.

3. Согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения (абз. 5 п. 4 ст. 10) земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ряд субъектов РФ устанавливает перечень лиц, имеющих право на безвозмездное предоставление земельных участков из фонда перераспределения.

Например, согласно Закону Республики Бурятия от 11 мая 2006 г. N 1636-III "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в республике Бурятия" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться бесплатно в собственность гражданам:

ранее имевшим право на получение земельной доли при реорганизации и приватизации сельскохозяйственных организаций, но по каким-либо причинам не реализовавшим свое право;

занятым в социальной сфере в сельских поселениях (работники организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, социальной защиты), проживающим на территории муниципального района, в котором сельскохозяйственная организация образована;

в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размерах, определяемых в соответствии с законодательством, в случае если ранее этим гражданам земельные участки безвозмездно не предоставлялись.

Однако в случае, если гражданин ранее воспользовался правом на безвозмездное приобретение земельного участка, реализация им права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель, осуществляется на возмездной основе.

Размер земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину бесплатно из фонда перераспределения земель, не должен превышать среднерайонную норму, ранее установленную соответствующими органами местного самоуправления для осуществления реорганизации или приватизации сельскохозяйственных организаций и определенную в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий.

Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, юридическим лицам для целей сельскохозяйственного производства осуществляется во всех случаях на возмездной основе, за исключением случаев предоставления им земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, на безвозмездной основе, установленных законодательством.

В Республике Саха (Якутия) согласно Закону от 8 ноября 2007 г. 512-З N 1039-III "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в республике Саха (Якутия)" только граждане, занимающиеся в течение 10 лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность полевой земельный участок из фонда перераспределения земель. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, сайылычное хозяйство, личное подсобное хозяйство, а также гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и сельскохозяйственным организациям земельные участки из фонда перераспределения земель предоставляются в аренду. Указанные лица могут приобрести такие земельные участки в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом Республики Саха (Якутия), по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 г. 52-З N 107-III "О сайылыках" сайылычное хозяйство - традиционно сложившаяся форма ведения хозяйства в летнее время года, создающаяся для расширения производства сельскохозяйственной продукции за счет более рационального использования сельскохозяйственных угодий за чертой сельских населенных пунктов. Хозяйственная территория сайылыка включает в себя летнюю усадьбу (жилье, производственные и иные постройки, огород), загон общего пользования для телят, пастбище для скота и лошадей.

Во Владимирской области в соответствии с Законом от 12 марта 2007 г. N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, предоставляются гражданам РФ, являющимся работниками сельскохозяйственных организаций и проработавшим в них не менее 3 лет, постоянно проживающим в сельской местности. Участки предоставляются в собственность однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размере, установленном действующим законодательством. Сельскохозяйственным организациям такие участки могут предоставляться однократно в собственность на безвозмездной основе исключительно для сельскохозяйственного производства.

В Пензенской области установлено , что к земельным участкам, сформированным из земель фонда перераспределения земель Пензенской области, не применяются введенные Законом этой области нормы минимальных размеров образуемых новых земельных участков.

Статья 26 Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 г. N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области".

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит норму об общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Это очень важно, поскольку, исходя из полученных сведений, граждане и юридические лица могут планировать вопросы создания новых садоводческих объединений, фермерских хозяйств, расширения площадей имеющихся сельскохозяйственных угодий и т.д. Представляется, что конкретные правовые гарантии общедоступности названных сведений следует закреплять в нормативных актах субъектов РФ, в частности путем определения органов, ответственных за предоставление данных сведений, средств массовой информации, в которых надлежит публиковать сведения о поступлении земельных участков в фонд перераспределения, и т.д.

1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Комментарий к Статье 103 Земельного кодекса РФ

По площади земли запаса являются достаточно распространенной категорией (видом) земель (около 100 млн га, в основном в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке). В отличие от земель других категорий земли запаса - это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас. На основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам" после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. По Указу Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" и Постановлению Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования" этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра (ныне - Росреестра) и на основе предложений казачьих обществ.

Из земель запаса создается специальный фонд земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 г. N 718 "О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования" с планированием в государственном бюджете расходов на проведение топографической съемки местности и с разделением соответствующих границ земельных участков.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249 "О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования" этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

В судебной практике встречаются дела о данной категории земель. ООО "Петропассаж" обратилось с иском к администрации г. Петрозаводска о признании недействительным постановления главы самоуправления г. Петрозаводска об изъятии земельного участка. Администрация и ООО "Петропассаж" заключили договор на аренду земельного участка, в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом общества на организацию торговли на период проектирования, размером платы за аренду участка и со сроком ее внесения. В договоре стороны предусмотрели срок и обязанность арендатора передать участок арендодателю после его окончания или прекращения действия по собственной инициативе.

Вышеуказанный договор аренды прошел государственную регистрацию в соответствующем учреждении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Впоследствии главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление об изъятии вышеуказанного участка у ООО "Петропассаж" и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса.

В качестве обоснования глава местного самоуправления сослался на прекращение договора аренды земельного участка в соответствии со ст. ст. 450, 610, 622 ГК РФ. Полагая, что данное постановление незаконно, противоречит действующему гражданскому, земельному законодательству и принято с нарушением процедуры прекращения договорных отношений по аренде, установленной законом, общество обратилось с иском в суд.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ). После окончания срока договора ООО продолжало пользоваться земельным участком, а в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Согласно п. 2 ст. 610 ГК РФ, в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде недвижимого имущества за 3 месяца. Администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка, предупредив общество претензией о прекращении договора. Таким образом, договор аренды прекращен; данный факт не отрицается и ООО.

Не нашли своего подтверждения и доводы общества о незаконности и нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением главы самоуправления. Истцом не исполнена возложенная на него ст. 622 ГК РФ обязанность по возврату арендодателю земельного участка после прекращения договора аренды. Само постановление не прекращает вышеуказанный договор, поскольку он прекращен в установленном законом порядке, а только констатирует факт прекращения между ООО и администрацией арендных отношений и фиксирует факт перевода земельного участка в земли запаса.

Суд кассационной инстанции не усмотрел наличия квалифицирующих признаков, с которыми законодатель связывает признание недействительным акта местного самоуправления. Оспариваемое обществом постановление не противоречит законам или иным правовым актам и не нарушает права и законные интересы ООО "Петропассаж". Указание же на то, что общество длительное время пользуется спорным земельным участком, на нем возведены строения и осуществлены строительные работы по проекту реконструкции, не находится в причинно-следственной связи с существом спора.

Второй комментарий к СТ 103 ЗК РФ

1. Земли запаса являются самостоятельной категорией земель. В отличие от целевого назначения земель иных категорий основное целевое назначение земель запаса не определено. Значительное количество земель запаса находится в малоосвоенных районах Российской Федерации (в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке). Земли запаса по своим размерам занимают третье место (после земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения).

В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям. В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (см. ст. 14 ЗК). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен.

К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК).

Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий.

2. Земли запаса предназначены для перспективного использования в сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических и иных целях. Использование земель запаса допускается, как правило, после перевода их в другую категорию. Такой перевод осуществляется после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Работы по формированию земельного участка предполагают работы по подготовке границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка и т.п. Такие работы позволяют индивидуализировать участок земли, который предполагается в дальнейшем использовать для определенного целевого назначения. Акт о переводе земельного участка из земель запаса в состав земель иных категорий принимается в порядке, установленном ст. 3 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Земель­ный Кодекс РФ клас­си­фи­ци­ру­ет зем­ли в соот­вет­ствии с их раз­ре­шен­ным исполь­зо­ва­ни­ем (целе­вым назна­че­ни­ем), уста­нав­ли­ва­ет раз­лич­ные пра­во­вые режи­мы для них и тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние. Зако­но­да­тель­ство (ст. 7 ЗК РФ) выде­ля­ет семь круп­ных кате­го­рий земель:

    ; ;
  • про­мыш­лен­но­го, обо­рон­но­го, спе­ци­аль­но­го назна­че­ния, энер­ге­ти­ки, транс­пор­та, кос­ми­че­ской отрас­ли, инфор­ма­ци­он­ной свя­зи, теле- и радиовещания; ;
  • лес­но­го фонда; ;
  • запа­са.

В реаль­но­сти физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица могут поль­зо­вать­ся земель­ны­ми участ­ка­ми по клас­си­фи­ка­то­ру ВРИ, кото­рый уста­нав­ли­ва­ет 13 кате­го­рий (групп) и 115 видов раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния. Как мож­но заме­тить, в клас­си­фи­ка­то­ре отсут­ству­ют седь­мая кате­го­рия зем­ли запа­са. Полу­ча­ет­ся, что исполь­зо­вать их нель­зя? В ста­тье поста­ра­ем­ся отве­тить на этот вопрос.


Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать

К зем­лям запа­са отно­сят­ся зем­ли, кото­рые часто назы­ва­ют “ничей­ны­ми”: они не явля­ют­ся соб­ствен­но­стью граж­дан, пред­при­ни­ма­те­лей, пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций. Соб­ствен­ник у таких земель, конеч­но, есть — это госу­дар­ство или муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО). К запас­но­му земель­но­му ресур­су не име­ют отно­ше­ния земель­ные участ­ки (ЗУ) фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния, так­же при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству и муни­ци­па­ли­те­там (п.1, ст. 103 ЗК РФ).

Отличие земель запаса от фонда перераспределения

Раз­ни­ца в том, что ЗУ фон­да рас­пре­де­ле­ния име­ют сугу­бо сель­ско­хо­зяй­ствен­ное назна­че­ние. Они выделяются:

  • для веде­ния сельхозпроизводства;
  • созда­ния ЛПХ и ФКХ;
  • раз­ве­де­ния животных;
  • садо­вод­че­ской и ого­род­ни­че­ской деятельности;
  • выпа­са живот­ных и сенокошения.

Фонд обра­зу­ет­ся из участ­ков, при­об­ре­тён­ных на закон­ных осно­ва­ни­ях госу­дар­ством, субъ­ек­та­ми РФ и МО у граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц. В него не вхо­дят изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных, либо мун. нужд участ­ки ЗО.

  • Зем­ли пере­рас­пре­де­ли­тель­но­го фон­да мож­но исполь­зо­вать для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, науч­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти с/х, созда­ния охот­ни­чьих и рыбо­вод­че­ских хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
  • Допус­ка­ет­ся исполь­зо­ва­ние с/х земель так­же для стро­и­тель­ства или рекон­струк­ции газо­про­во­дов, неф­те­про­во­дов, инже­нер­ных линей­ных объ­ек­тов ком­му­ни­ка­ций и свя­зи и т.д. При этом на участ­ки, где будет осу­ществ­ле­но подоб­ное строительство/реконструкция, накла­ды­ва­ют пуб­лич­ный серви­тут. Не тре­бу­ет­ся пере­во­дить зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в дру­гую кате­го­рию при воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти тако­го рода использования.
  • Све­де­ния о сво­бод­ных земель­ных участ­ках фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния нахо­дят­ся в широ­ком доступе.


В отли­чие от фон­да рас­пре­де­ле­ния, ЗУ зем­ли запа­са могут быть предо­став­ле­ны граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам для исполь­зо­ва­ния в самых раз­но­об­раз­ных целях:

  • веде­ния ЛПХ, ФКХ;
  • созда­ния СНТ и ОНТ;
  • стро­и­тель­ства МКД, дорог, инже­нер­ных объектов;
  • созда­ния охот­ни­чьих хозяйств; ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии и т.д.

Исполь­зо­ва­ние земель запа­са воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если осу­ществ­лён пере­вод зем­ли в иную кате­го­рию. В поряд­ке исклю­че­ния раз­ре­ша­ет­ся не про­из­во­дить пере­вод, когда земель­ный уча­сток при­над­ле­жит охот­ни­чьим уго­дьям, или на нём ведет­ся раз­ра­бот­ка недр.

Перевод земли запаса в другую категорию

После­до­ва­тель­ность пере­во­да будет следующий:

  • Вна­ча­ле необ­хо­ди­мо сфор­ми­ро­вать по всем пра­ви­лам земель­но­го кодек­са новый уча­сток: под­го­то­вить план и утвер­дить его.
  • После это­го про­из­во­дит­ся кадаст­ро­вая реги­стра­ция ЗУ.
  • Раз­ре­ше­ни­ем на пере­вод явля­ет­ся акт, при­ня­тый госу­дар­ствен­ны­ми или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми о пере­во­де зем­ли в соот­вет­ству­ю­щую ВРИ категорию:
    • напри­мер, для веде­ния лич­но­го под­соб­но­го хозяй­ства либо садо­вод­ство нужен пере­вод земель запа­са в зем­ли сельхозназначения;
    • для инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства — в зем­ли для посе­ле­ний и т.д

    Формирование нового земельного участка из земель запаса

    Обра­зо­ва­ние и раз­дел ново­го ЗУ про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии со ста­тья­ми 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Уча­сток может быть обра­зо­ван на осно­ва­нии трех воз­мож­ных документов:

    • меже­во­го пла­на тер­ри­то­рии (ПМТ), утвер­жден­но­го ГрК РФ;
    • тех­ни­че­ско­го про­ек­та участ­ка лес­но­го фонда;
    • СРЗУ (схе­мы рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка) на КПТ (кадаст­ро­вом плане территории).

    Таким обра­зом для обра­зо­ва­ния земель­но­го участ­ка из земель запа­са не все­гда тре­бу­ет­ся нали­чие меже­во­го пла­на. Доста­точ­на схе­ма ЗУ с обо­зна­чен­ны­ми гра­ни­ца­ми на КПТ.


    Одна­ко без меже­во­го пла­на не обой­тись, если участок:

    • обра­зо­ван из лес­но­го фон­да, и на нем будут рас­по­ло­же­ны инже­нер­ные объекты;
    • пред­на­зна­чен для садо­вод­ства или или огородничество;
    • рас­по­ло­жен в гра­ни­цах застро­ек мно­го­эта­жек (МКД)*;
    • необ­хо­дим для ком­плекс­но­го осво­е­ния и раз­ви­тия территории;
    • обра­зу­ет­ся для стро­и­тель­ства дорог, газо­про­во­дов и дру­гих важ­ных линей­ных объ­ек­тов феде­раль­но­го, госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го значения.

    *Дан­ный пункт будет дей­ство­вать толь­ко до 2035 г.

    Фор­ми­ро­ва­ние участ­ков, предо­став­ля­е­мых граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, и рас­по­ло­жен­ных в Даль­не­во­сточ­ном феде­раль­ном окру­ге (ДФО), про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным Зако­ном № 119 — ФЗ, при­ня­тым по отно­ше­нию к рас­пре­де­ле­нию земель гос. и мун. соб­ствен­но­сти ДФО, пер­во­го мая 2016 г.

    Схема расположения ЗУ, принадлежащих землям запаса

    Подготовка схемы

    Под­го­тов­ка СРЗУ ведет­ся с учё­том пра­вил зем­ле­поль­зо­ва­ния, зем­ле­устрой­ства и стро­и­тель­ства и регу­ли­ру­ет­ся ста­тьей 11.10 земель­но­го кодек­са. Учи­ты­ва­ют­ся сле­ду­ю­щая документация:

    • о тер­ри­то­ри­аль­ном планировании;
    • про­ект­ном плане территории;
    • поло­же­ния об ООПТ;
    • тер­ри­то­ри­аль­ном зонировании;
    • тер­ри­то­ри­ях обще­го пользования.

    На схе­ме рас­по­ло­же­ния одно­го или несколь­ких участ­ков долж­ны быть указаны:

    • их гра­ни­цы и площади;
    • услов­ные или кадаст­ро­вые номе­ра (кадаст­ро­вые ука­зы­ва­ет­ся, если све­де­ния об участ­ках, обра­зу­ю­щих новый ЗУ, вне­се­ны в ЕГРН); ;
    • участ­ки обще­го пользования;
    • место­по­ло­же­ние зда­ний, постро­ек и ОНС (объ­ек­тов неза­вер­шен­но­го строительства).


    Под­го­тов­ка схе­мы осуществляется:

    • госу­дар­ствен­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми или ОМСУ;
    • сами­ми граж­да­на­ми и юри­ди­че­ски­ми лица­ми, если уча­сток выде­ля­ет­ся не на тор­гах, либо предо­став­ля­ет­ся в бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние или аренду;
    • лица­ми, в чью поль­зу изы­ма­ет­ся ЗУ;
    • граж­да­на­ми, кото­рым ЗУ предо­став­ля­ет­ся для веде­ния ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ИЖС.

    Схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ долж­на быть выпол­не­на в элек­трон­ном виде. Исклю­че­ние — ЗУ, предо­став­лен­ное граж­да­нам без тор­гов: если они сами под­го­тав­ли­ва­ют схе­му, то в этом слу­чае допус­ка­ет­ся бумаж­ный вари­ант доку­мен­та по фор­ме и с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных упол­но­мо­чен­ны­ми орга­на­ми испол­ни­тель­ной Феде­раль­ной власти.

    Зака­зать схе­му мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ЕГРН — орга­на госу­дар­ствен­но­го кадаст­ро­во­го уче­та в интер­не­те. Это услу­га бес­плат­на для орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти ОМСУ и ЕИРЖС (еди­но­го инсти­ту­та раз­ви­тия жилищ­ной сфе­ры). Сто­и­мость услу­ги и поря­док опла­ты для граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц уста­нав­ли­ва­ет­ся фед орга­на­ми испол­ни­тель­ной власти.

    Утверждение СРЗУ

    В отно­ше­нии каж­до­го обра­зу­е­мо­го участ­ка долж­но быть выне­се­но реше­ние с указанием:

    • пло­ща­ди ЗУ;
    • адре­са либо опи­са­ние место­по­ло­же­ния ЗУ;
    • кадаст­ро­во­го номе­ра участ­ка либо несколь­ких ЗУ, из кото­рых обра­зу­ет­ся новый земель­ный уча­сток (при нали­чии реги­стра­ции этих участ­ков в органе кадаст­ро­во­го учета);
    • тер­ри­то­ри­аль­ной зоны, уста­нов­лен­ной гра­до­стро­и­тель­ным регламентом;
    • ВРИ (вида раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния), если гра­до­стро­и­тель­ный регла­мент на вновь обра­зу­е­мый земель­ный уча­сток не распространяется;
    • кате­го­рии земель, к кото­рым при­над­ле­жит обра­зу­е­мый ЗУ.

    Утвер­жден­ная СРЗУ дей­стви­тель­на в тече­ние 2 лет. Она явля­ет­ся раз­ре­ше­ни­ем на фор­ми­ро­ва­ние ново­го земель­но­го участ­ка из земель запа­са. В тече­ние это­го вре­ме­ни земель­ный уча­сток дол­жен быть постав­лен на кадаст­ро­вый учет и пере­ве­дён дру­гую категорию.

    Могут ли не утвердить СРЗУ

    Не при­нять сра­зу испол­ни­тель­ные орга­ны госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной вла­сти могут в сле­ду­ю­щих случаях:

    • несо­от­вет­ствие пла­на рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка уста­нов­лен­ным стан­дарт­ной фор­ме и требованиям;
    • при частич­ном или пол­ном нало­же­нии ново­го обра­зо­ван­но­го участ­ка на уже суще­ству­ю­щий или дру­гой ЗУ, реше­ние об обра­зо­ва­нии кото­ро­го ещё не истекло;
    • при нару­ше­нии тре­бо­ва­ний ста­тьи 11.9 ЗК РФ:
      • несо­блю­де­ние мак­си­маль­но­го и мини­маль­но­го раз­ме­ра ЗУ;
      • при пере­се­че­нии гра­ниц насе­лен­ных пунк­тов, МО, тер­ри­то­ри­аль­ных зон, лесо­пар­ков, лес­ных хозяйств (за исклю­че­ни­ем участ­ков, пред­на­зна­чен­ных для гео­ло­ги­че­ской раз­вед­ки, добы­чи иско­па­е­мых раз­ме­ще­ния инже­нер­ных объ­ек­тов, водо­хра­ни­лищ, водо­ё­мов, гид­ро­тех­ни­че­ских сооружений);
      • если сохра­нен­ное при раз­де­ле обре­ме­не­ние не поз­во­ля­ет исполь­зо­вать уча­сток в соот­вет­ствии с ВРИ;
      • при изла­мы­ва­нии в резуль­та­те раз­де­ла зем­ли суще­ству­ю­щих гра­ниц, невоз­мож­но­сти стро­и­тель­ства объ­ек­тов недви­жи­мо­сти и т.д.;


      Физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица с утвер­ждён­ной схе­мой рас­по­ло­же­ния ЗУ име­ют пра­во поста­вить дан­ный уча­сток на кадаст­ро­вый учет. При этом они могут про­из­ве­сти реги­стра­цию прав соб­ствен­но­сти на обра­зу­е­мый ЗУ, при­чем не сво­ей, а РФ, субъ­ек­тов РФ или муни­ци­па­ли­те­тов. Нали­чие дове­рен­но­сти от дан­ных госу­дар­ствен­ных струк­тур вла­сти не тре­бу­ет­ся (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).

      Заклю­че­ние

      Таким обра­зом граж­дане и юри­ди­че­ские лица могут:

      • исполь­зо­вать зем­ли запа­са, пред­ва­ри­тель­но пере­ве­дя их в иную категорию;
      • при­об­ре­тать отдель­ные участ­ки в соб­ствен­ность или аренду;
      • под­го­тав­ли­вать схе­му рас­по­ло­же­ния вновь обра­зу­е­мо­го ЗУ;
      • ста­вить земель­ный учу­сток на учёт в ЕГРН;
      • реги­стри­ро­вать без дове­рен­но­сти госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные пра­ва собственности.

      разрешенное использование земель запаса

      В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, земли запаса принадлежат государству или муниципалитету. Эти территории не передавались в частную собственность. Исключение – перераспределенные земельные участки.

      Правовой режим земель запаса

      Территории, принадлежащие к землям запаса, запрещено использовать до момента изменения категории. Дело в том, что они не имеют целевого назначения и, можно сказать, находятся в резерве.

      Земли запаса не являются частью участков, принадлежащих к другой категории. В ряде случаев они могут быть исключены из другой группы земель.

      Земли запаса нельзя считать бесхозными. Такие участки всегда принадлежат государству или муниципалитету и прошли процедуру постановки на кадастровый учет. Они не могут предоставляться в пользование физических лиц или организаций до изменения категории.

      Помимо земель запаса, есть похожая категория – законсервированные земли. Можно подумать, что эти группы аналогичны. Однако в отличие от земель запаса законсервированные участки не могут быть предоставлены в пользование. Они требуются для обеспечения экологической безопасности страны или служат другим целям.

      Земельный участки из запаса часто включаются в различные фонды и в дальнейшем передаются гражданам в пользование на правах долгосрочной аренды с целью создания крестьянско-фермерских хозяйств. Также допускается выкуп территорий в рамках проведения торгов.

      земли запаса

      Неиспользуемые земли запаса

      К этому подвиду земель запаса относятся участки, которые никогда не были предоставлены в пользование частных лиц или организаций. Целевое назначение и вид разрешенного использования таких земель не определены. Довольно часто в неиспользуемые участки входят земли, которыми не пользовались ранее по причине их непригодности или утраты полезных свойств.

      Целевое назначение неиспользуемых земель запаса устанавливается исходя из природных и хозяйственных особенностей. Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.

      Однако не все участки, выбывшие из хозяйственного оборота, можно отнести к неиспользуемым. К примеру, если земли были изъяты по причине загрязнения, они могут быть включены в другую категорию хозяйственного использования.

      Все участки, изъятые у частных собственникам по каким-либо причинам, автоматически перераспределяются в земли запаса. При этом изъятие должно происходить на законных основаниях в соответствии с действующими нормативными актами. Право собственности на таких территории утрачивается.

      Правила использования земель запаса

      Итак, земли запаса относятся к особой категории, и их эксплуатация имеет определенны правила. Без перевода в другую категорию допускается использование таких территорий, если:

      • объекты, размещенные на участке, находятся в свободном доступе для людей (к примеру, водоем, лес и т.д.);
      • участок используется для охоты или прогона скота без остановки на нем;
      • сбор сухих насаждений без организации их вырубки, если их использование не направлено на получение прибыли.

      Иных случаев для использования земель запаса без перевода их в другую категорию не предусмотрено. Порядок изменения регулируется законодательно.

      Изменение категории и вида разрешенного использования

      Наиболее частая причина для начала процесса изменения вида разрешенного использования участка из запаса – освобождение места для строительства в тех случаях, когда имеющейся территории населенных пунктов недостаточно. Переводом участка в другую категорию занимаются опытные юристы.

      Разрешение на изменение категории выдается в муниципалитете или органах государственной власти. Нужно понимать, что в результате смены категории земле будет присвоено конкретное целевое назначение, при нарушении которого наступят штрафные санкции.

      Земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:

      • сельскохозяйственные – предназначены для сельскохозяйственных нужд;
      • населенные пункты – используются для застройки жилыми и вспомогательными объектами;
      • промышленные – находятся за пределами населенных пунктов и используются промышленными предприятиями для целей производства и строительства производственных объектов;
      • охраняемые территории – наиболее значимые земельные участки, имеющие особую ценность;
      • лесной и водный фонд.

      Для изменения категории необходимо подготовить документы и оформить ходатайство о намерении перевода участка для последующей передачи в муниципалитет. В заявлении необходимо указать:

      • данные заявителя;
      • идентификационную информацию о земельном участке – адрес местоположения, площадь, кадастровый номер и т.д.;
      • существующую категорию;
      • желаемую категорию;
      • причину необходимости перевода.

      К заявлению прикладываются:

      • общегражданский паспорт для физических лиц и учредительные документы для организаций;
      • выписка из ЕГРН с информацией о текущей категории, к которой принадлежит надел, а также о том, что он никому не принадлежит;
      • заключение экологической экспертизы.

      Документы рассматриваются в течение 30-ти дней. Заявителю могут отказать по обоснованным причинам. В случае отрицательного решения отказ должен быть оформлен в письменной форме.

      Причины для отказа могут быть следующими:

      1. Заявитель не имеет права на подачу ходатайства в отношении земли.
      2. Поданные документы не соответствуют нормам действующего законодательства.

      Если отказ не обоснован или заявитель с ним не согласен, он может обжаловать его в судебном порядке.

      При принятии положительного решения заявитель получит на руки соответствующий акт о присвоении категории. В нем также будет прописана причина для такой корректировки и сведения о земельном участке.

      При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

      Теперь вы знаете, что такое земли запаса. При грамотном подходе профессионального юриста такие участки могут быть переведены в другую категорию и использоваться по предполагаемому назначению и приносить пользу владельцу и государству.

      Читайте также: