Может ли собственник зу подать одно заявление о гку и грп капитальной хозяйственной постройки

Обновлено: 04.05.2024

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен.

Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

- гаражей, являющихся объектами вспомогательного использования по отношению к объектам ИЖС, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе предназначенных и (или) используемых для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств;

- гаражей, предназначенных для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности органов власти и транспортных организаций;

- гаражей, находящихся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения, а также подземных гаражей;

Порядок действий при Оформлении земельно-правовой документации под капитальным гаражом


Рекомендации по применению федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ

Гараж капитальный возведён до 29.12.2004

До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:

1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему, либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

в отношении гаражей, которые могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства;

на граждан, прекративших членство в гаражном кооперативе, в том числе вследствие его ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица.

Земельный участок образован

(поставлен на государственный кадастровый учёт)

1. Земельный участок образован (границы земельного участка уточнены – земельный участок стоит на государственном кадастровом учёте) – необходимо принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо аренду (в случае, если земельные участки являются ограниченным в обороте).

3. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением документов установленных ст. 3.7 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" а именно:

- заявление о предоставлении земельного участка; (с указанием что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.)

- документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован испрашиваемый земельный участок гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка;

- решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином;

- технический план гаража;

- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель;

- документы наследодателя, а также свидетельство о праве на наследство, подтверждающее, что таким наследником был унаследован гараж;

- документы, подтверждающие передачу гаража новому владельцу приобретшему такой гараж по соглашению от лица владевшим (пользовавшимся) гаражом до 29.12.2004.

В случае отсутствия у гражданина одного вышеуказанных документов, вместо указанных документов к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, нижеперечисленных:

- заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;

- документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учёта и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. Принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка или решения об отказе в предоставлении – после поступления заявления и документов необходимых для предоставления земельного участка.

5. Направление уполномоченным органом заявления в Росреестр о регистрации права гражданина на гараж и земельный участок – заявление уполномоченного органа о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав должно быть подано таким органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно или с момента подписания договора аренды земельного участка его сторонами.

6. Самостоятельная подача гражданином заявления в Росреестр о регистрации права на гараж и земельный участок – в случае, если в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину или с момента подписания договора аренды земельного участка его сторонами заявление не подано уполномоченным органом, с таким заявлением гражданин вправе обратиться самостоятельно.

14. Получение гражданином выписки из Единого государственного реестра недвижимости об указанных объектах недвижимости.

Земельный участок не образован

7. Гараж капитальный возведён до 29.12.2004 и земельный участок под ним не образован, либо границы земельного участка подлежат уточнению.

Земельный участок не образован или его границы подлежат уточнению в случае, если местоположение границ земельного участка не определено в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом
"О государственной регистрации недвижимости".

8. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка с приложением документов установленных ст. 3.7 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" а именно:

- заявление о предварительном согласовании предоставлении земельного участка;

- документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован испрашиваемый земельный участок гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка;

- схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);

- решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином;

- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель;

- документы наследодателя, а также свидетельство о праве на наследство, подтверждающее, что таким наследником был унаследован гараж;

- документы, подтверждающие гаража новому владельцу приобретшему такой гараж по соглашению от лица владевшим (пользовавшимся) гаражом до 29.12.2004.

В случае отсутствия у гражданина одного вышеуказанных документов, вместо указанных документов к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, нижеперечисленных:

- заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;

- документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

9. Принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка - после поступления заявления и документов, необходимых для предоставления земельного участка, в течении 30 дней принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

11. Обращение гражданина с заявлением в Росреестр о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, получение выписки ЕГРН на земельный участок.

12. Обращение гражданина с заявлением в уполномоченный орган о направление технического плана на гараж и выписки ЕГРН на земельный участок.

13. Принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка, направление уполномоченным органом заявления в Росреестр о регистрации права гражданина на гараж и земельный участок.

14. Уполномоченным органом после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, государственного кадастрового учёта гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учёт не был осуществлен) и государственной регистрации права собственности гражданина на гараж передаёт собственнику указанных объектов выданные органом регистрации прав выписки из Единого государственного реестра недвижимости об указанных объектах недвижимости.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОД НЕКАПИТАЛЬНЫМ ГАРАЖОМ (в составе ГК)


Рекомендации по применению

федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ

Металлический гараж не являющийся объектом капитального строительства, возведённый до 29.12.2004

При условии, что исходный земельный участок предоставлен гаражному кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу, членом которого является (являлся) гражданин, если такое право не прекращено либо переоформлено этим кооперативом на право аренды, которое не прекращено, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка с приложением документов установленных ст. 3.7 137-ФЗ, со следующими документами:

- заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель;

- документы наследодателя, а также свидетельство о праве на наследство, подтверждающее, что таким наследником был унаследован гараж;

- схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);

- документ о предоставлении земельного участка гаражному кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования либо документ о переоформленном праве аренды на земельный участок;

- решения общего собрания членов гаражного кооператива о распределении земельного участка гражданину либо иной документ, устанавливающего такое распределение.

2. Принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка - после поступления заявления и документов, необходимых для предоставления земельного участка, уполномоченным органом принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в принятии решения.

3. Обращение гражданина к кадастровому инженеру в целях подготовки межевого плана земельного участка на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

4. Заявление в Росреестр о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт, получение выписки ЕГРН на земельный участок.

5. Обращение гражданина в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении выписки ЕГРН на земельный участок.

6. Принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка.

7. Направление уполномоченным органом заявления в Росреестр о регистрации права гражданина на земельный участок, либо самостоятельная подача гражданином заявления в Росреестр о регистрации права на земельный участок.

Что такое регистрация права на участок?

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Согласно части 2.1. ст.36 Федерального закона от 24.07.2007 г №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" ( часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ), кадастровый инженер на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, без доверенности, вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, в т.ч. при одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав объекта недвижимости.

Систематизируем такие случаи

1. Осуществление кадастрового учета без одновременной регистрации прав:

  • при подготовке межевого плана в целях образования земельных участков, если заказчиком кадастровых работ является либо собственник земельного участка, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком образованы новые земельные участки, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из которого в результате раздела или объединения образуются новые земельные участки, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;
  • при подготовке межевого плана в целях уточнения границ земельных участков, если заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка, границы которого уточняются, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или безвозмездное пользование на срок более пяти лет

2. Одновременное осуществление кадастрового учета и регистрации прав :

  • при подготовке акта обследования, если заказчиком кадастровых работ является либо собственник прекратившего существование здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо принявший наследство наследник физического лица, которому до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, либо собственник земельного участка, на котором были расположены указанные объекты недвижимости, если собственник этих объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или если его правоспособностъ прекращена в связи со смертью (в отношении физического лица);
  • при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию, если заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

3. Остается неизменной норма пп. 5 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, существовавшая до вступления в силу изменений, внесенных ФЗ-120 и позволяющая кадастровым инженерам обращаться в Росреестр без доверенности. В указанной норме речь идет об осуществлении ГКУ земельного участка, образованного в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка. Образование участка должно осуществляться кадастровым инженером в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера - работника юридического лица на подачу заявлений в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.

Состав дополнительных документов, подтверждающих право подачи заявления на ГКУ со стороны кадастрового инженера

  • Договор подряда на выполнение кадастровых работ, содержащий условие о подаче документов в орган регистрации прав кадастровым инженером;
  • Справка с места работы (приказ о приеме на работу) подтверждающая, что кадастровый инженер является работником юридического лица (в случае, если исполнителем работ по договору подряда на выполнение кадастровых работ является юридическое лицо);
  • Документ, свидетельствующий о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласие с содержанием подготовленных по результатам таких работ докуменов (Акт приемки результатов кадастровых работ).

Скромный сервис для формирования идеального договора на кадастровые работы, содержащего исключительные по глубине художественного смысла и юридико-технической аргументации формулировки, необходимые и достаточные для подачи заявления на КУ самим КИ, находится в разделе "Сервисы и аналитика СРО" на главной странице сайта и по ссылке здесь.

Трансляция вебинара

Не вовремя приходят выписки? Не приходят вовсе? Помоги сделать ФГИС ЕГРН лучше

Подать жалобу на неработающий ФГИС ЕГРН

Читайте также: