Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

/УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ/

Формы и методы организации самостоятельной работы

Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Образцы оформления титульного листа, оглавления

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

Самостоятельная работа №1: Природа человека, врождённые и приобретённые

Самостоятельная работа № 2: Общество как сложная система

Самостоятельная работа № 3 : Духовная культура личности и общества

Самостоятельная работа № 4: Наука и образование в современном мире.

Самостоятельная работа № 5: Мораль, искусство и религия как элементы

духовной культуры

Самостоятельная работа № 6: Социальная роль и стратификация.

Самостоятельная работа № 7: Социальные нормы и конфликты

Самостоятельная работа № 8: Важнейшие социальные общности и группы

Самостоятельная работа № 9: Политика и власть. Государство в политической

Самостоятельная работа №10: Участники политического процесса

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Цель: формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, формировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.

- повышение активности учащихся по всем направлениям

самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Участники проекта

Учащиеся 1-3 курсов.

Наименования мероприятий по реализации проекта

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

3. Творческая учебно-исследовательская деятельность.

Продукт деятельности

3. Выполнение домашней работы;

4. Выполнение индивидуальных работ: мультимедийные презентации;

Показатели эффективности

1. Охват учащихся;

2. Количество работ;

3. Качество работ.

Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную преподавателем (мастером производственного обучения) активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении обучающимися учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

- вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе профессионального обучения.

Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и самостоятельное изучение, и усвоение материала.

Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:

- позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет обучающемуся вырабатывать свои убеждения и взгляды;

- позволяет формировать у обучающегося трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в распределении времени;

- у обучающегося вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;

- у обучающегося вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели.

ПАМЯТКА ПО ОГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Внимательно прочитайте тему;

2. Перечислите ваши действия по выполнению задания;

3. Составьте план работы, выделяя главные разделы;

4. В каждом разделе наметьте основные положения;

5. Пронумеруйте их;

6. В конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение исторических источников, разработка и составление различных исторических схем.

Выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

Каковы бы ни были формы разложения родового общества, основным содержанием эпохи оставалось зарождение частной собственности, классов и государства.

Возникновение частой собственности

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот. К наиболее ранним видам частной собственности принадлежали и рабы, речь о которых будет идти ниже. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, предметных денег.

Этнографические данные свидетельствуют, что накопление богатств происходило прежде всего в семьях родоплеменных главарей и вождей. Это и понятно: именно они были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине. Так, у северо-западных индейцев квакиютль родовые сокровища — медные пластины — считались неотчуждаемой собственностью рода, но фактически были передаваемой по наследству собственностью вождя. У меланезийцев полуострова Газели (о. Новая Британия) главари являлись хранителями всех общинных сокровищ — раковин, которые они должны были использовать для общественных нужд, но использовали и для своих целей, ссужая малоимущих. Поэтому еще до того, как главари и вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение этими богатствами было важным дополнительным рычагом, с помощью которого они усиливали свое влияние и приумножали

Медная пластина северо-западных индейцев

свои богатства. Собственные сокровища одного из вождей тех же квакиютль состояли из 4 больших лодок, 4 рабов, 40 шкур морской выдры и 120 лыковых накидок; другого — из 4 больших лодок, 6 рабов, 60 меховых одеял и 200 лыковых накидок.

за собой или своими наследниками высокое общественное положение, приобретал авторитет и право на занятие общественных должностей; помимо этого он становился участником ответных потлачей, на которых возвращал обратно по крайней мере часть розданных богатств. Возможно, потлач выполнял и некоторые другие функции: советский этнограф Ю. П. Аверкиева, исходя из того, что на потлач приглашались члены не своего, а чужого рода или племени, видит в нем своеобразный институт развития обмена. Но так или иначе очевидно, что диалектически сложные и противоречивые обычаи эпохи разложения первобытного общества, даже и ограничивая накопление частной собственности, в конечном итоге способствовали развитию частнособственнических отношений.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистические порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими женами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньшие по размерам семьи. Но и они оказывались непрочными: раздираясь внутренними противоречиями, они делились снова и снова. Большесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.

Таким образом, если сопоставить процесс становления частной собственности с развитием семьи, то в нем могут быть выделены три этапа:

первый этап — выделение в роде собственности больших семей, частной по отношению к внешнему миру, но коллективной, групповой по отношению к самой семейной общине;
второй этап — выделение так называемой отдельной собственности глав больших семей, обособляющейся уже и по отношению к групповой собственности большесемейного коллектива;
третий этап — выделение собственности маых семей, надолго становящихся основными носителями частнособственнических отношений.

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - понятие, характеризующее реальное положение людей в об-ве, и социальный идеал, к-рый вдохновляет трудящиеся массы на борьбу за справедливое общественное устройство. В основе всех проявлений социального неравенства лежит экономическое неравенство классов, обусловленное тем, что один класс владеет средствами произ-ва ( всеми или основными), а другой - полностью или частично - их лишен. С появлением частной собственности и экономического неравенства людей все человеческие отношения, не только между классами, но и между народами и расами, жителями города и деревни, работниками умственного и физического труда, мужчинами и женщинами, родителями и детьми, представителями разных поколений, пронизываются отношениями социального неравенства. [16]

С большой глубиной и убедительностью раскрыт Энгельсом процесс возникновения частной собственности. Он опроверг господствовавший в то время взгляд на частную собственность как изначально присущий человеческому обществу институт и показал, что на ранних этапах человеческой истории повсюду существовала общинная, родо-племенная собственность, составлявшая основу родового строя, при котором люди жили многие тысячи лет. В работе дана картина того, как появление частной собственности неизбежно вело к имущественному неравенству, эксплуатации человека человеком, к образованию антагонистических классов. [17]

Если в первых четырех главах Энгельс исходит в первую очередь из материалов и обобщений, содержащихся в моргановском Древнем обществе, то в последующих ( 5 - 9) главах использует материалы и др. ученых. Здесь Энгельс дает анализ процессов происхождения частной собственности, имуществ. Энгельс показывает, что гос-во не существовало извечно, а возникло только с появлением частной собственности и связанным с ним расколом общества на враждебные классы, причем возникло как орудие класса эксплуататоров для подавления класса угнетенных; с исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство. [18]

Переходным историческим типом выступает синдиасми-ческая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия ( т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности , прибавочного продукта и классов. [19]

Вместе с тем одного разделения труда недостаточно для возникновения рыночного обмена и производства. История знает немало примеров, когда при наличии разделения труда ( древнеиндийские и славянские общины, государство шумеров, экономика СССР) рынка в собственном его понимании не существовало. Обмен внутри общины носил нерыночный ( планомерно организованный) характер, поскольку опирался на общую собственность. И только лишь с появлением частной собственности обмен принимает рыночные содержание и форму. [20]

Жизнь человека тесно связана с измерениями. Если первоначально человека вполне удовлетворяли единицы, основанные на размерах частей человеческого тела ( локтя, ступни, большого пальца руки, шага и др.), то с появлением частной собственности , развитием обмена продуктами производства и разделением труда первоначальные способы измерения оказались уже недостаточными. [21]

При первобытнообщинном строе на базе примитивного состояния производит, сил и ручного труда существовали обществ, ( родовая, племенная) собственность на средства нронз-ва, уравнит. С совершенствованием орудий труда н накоплением трудовых навыков и опыта посте-пенни росла производительность труди, вначале спорадически, а затем регулярно появлялся прибавочный продукт. Возникла частная собственность и начался раскол общества на антагонпстнч. Появление частной собственности неразрывно связано с обществ, разделением труда п обменом. Выделение паст iiiecKiix племен, отделение скотоводства от земледелии было первым крупным обществ, разделением труд; , к-рое привело к заметному повышению нронз-водинмыюсти труда, появлению н развитии. Усиление обмена было вызвано вторым крупным об-щести. С появлением классов п углублением противоположности между ними возникает п гос-во как аппарат принуждении, it насилия в руках господствующею класса. [22]

Он исследует намечавшиеся тенденции дальнейшей эволюции бурж. Отмечая тот факт, что пока сохра-няется капитализм, никакие домократич. Энгельс вскрыл исторически преходящий характер гос-ва; он показал, что оно не существовало вечно, а возникло только с появлением частной собственности и связанным с ним расколом общества на враждебные классы, причем оно возникло как орудие класса эксплуататоров для подавления класса угнетенных. С исчезновением классов неизбежно исчезнет и гос-во. [23]

Деление истории человеческого рода с точки зрения теории цивилизации было предпринято более 200 лет назад. Фергюссон характеризовал как этап охотничьего хозяйства, период, для которого типично отсутствие частной собственности; варварство-как скотоводческое хозяйство, при котором происходит ( появление частной собственности , еще не закрепленной законом; цивилизацию - как эпоху земледельческого хозяйства с господством частной собственности. [24]

Изменяется и характер семьи. Но, забирая в свой род жену, он должен был по обычаям рода взять на содержанием ее престарелых родителей, что при относительно низком уровне развития производства ставило объективные преграды к расширению семьи. Из групповой она все более сводилась к парной - с обособленным производством и содержанием ею всех ее членов. Последующее накопление имущества этими семьями ставит вопрос о ведении рода по отцовской линии и наследовании имущества в нем сыновьями, поскольку дочери переходили в другой род. Законодательное закрепление этого наследования приводит к появлению частной собственности на результаты и средства производства. [25]


Переход от собирательства к сельскому хозяйству

Сельское хозяйство в эпоху Железного века. / Фото: sciencephoto.com

Отдельный индивидуум (или семья) владела таким земельным наделом, который они могли обработать с помощью первых сельскохозяйственных инструментов – мотыг или примитивных подобий лопаты. Все начало меняться с изобретением человечеством плугов и рал.

От мотыги до плуга

Древняя египетская мотыга в Британском музее. Новое царство, Верхний Египет, Дейр-эль-Бахри (Фивы). / Фото: commons.wikimedia.org

Однако при этом материальное и имущественное равенство все еще оставалось повсеместно. Ведь схема и принцип действия плуга были общеизвестны. Да и изготовить его мог практически каждый взрослый человек. И даже не в одном экземпляре. Все дело было в тягловой силе, которая собственно и обеспечивала работу этого сельскохозяйственного механизма. Без нее плуг был совершенно бесполезной в домашнем хозяйстве вещью.

Эволюция тягловой силы плугов

Пахота с помощью коров, запряженных в плуг в Древнем Египте. Фреска из гробницы в Долине Царей. Фото: worldhistory.org

И все же некоторые аграрии III тысячелетия до нашей эры смогли накопить достаточно ресурсов для того, чтобы прокормить волов – кастрированных тягловых быков. Теперь рентабельность сельского хозяйства стала более чем высокой. Ведь один погонщик с парой волов, запряженных в плуг, был способен обработать примерно в 10 раз больше земельных угодий, чем простой крестьянин с мотыгой.


Далее эволюция человеческого общества семимильными шагами пошла к разделению людей на бедняков и богачей. Последними в первую очередь начали становиться владельцы волов. Ведь с их помощью они могли обработать больше земли. Следовательно – получить больший урожай, который можно было обменять, продать или использовать, как плату для тех же наемных погонщиков волов.

Погонщик волов на сборе урожая в Древнем Египте. Фреска с гробницы в Долине Царей. / Фото: almendron.com

Таким образом уже к II тысячелетию до нашей эры многие обрабатываемые земельные участки превратились в огромные поля. К тому времени человеческие общества разделились на состоятельных землевладельцев и людей, владеющих небольшими наделами. Или же совершенно безземельных. До того времени, пока главным фактором для сельскохозяйственного производства была рабочая сила – неравенство в обществе имело весьма ограниченный характер.

Но вот когда ключевым фактором стала непосредственно сама земля – различие между общинами или семьями стали более чем заметными. Ведь те же земельные наделы и другие материальные богатства получили возможность накапливаться и преумножаться. А после передаваться по наследству.

Благодаря тяжелому труду, насилию над другими или же счастливой случайности некоторые роды и семьи со временем стали несоизмеримо богатыми. Так в человеческом обществе и возникло радикальное неравенство, породившее всякого рода классы, касты и т. п.


Таким образом весь пазл сложился – именно использование в сельском хозяйстве волов для пахоты земельных участков и стало той прорывной технологией экономии сил людей, приведшей в последствии к отделению богатства от физического труда. И, как бы это странно не звучало, то отделение в эпоху позднего неолита является актуальным и для имущественного и материального неравенства современной цивилизации.

Экономист, доктор философии Института Санта-Фе Сэмюэл Боулз. / Фото: wikipedia.org

Боулз пояснил, что эффект появления этих тягловых животных был идентичным современному положению дел, когда в мире наблюдается рост экономического (финансового) неравенства между людьми, владеющими роботами, и теми членами человеческого общества, чью работу эти роботы начинают выполнять.

Неравенство как путь к краху общества


Научно доказано, что на протяжении всей истории человеческой цивилизации наиболее уязвимыми к природным катаклизмам или политическим потрясениям были те общества, в которых существовало ярко выраженное материальное неравенство. При этом сама тенденция к увеличению подобной пропасти между человеческими группами существует постоянно.

Гибель Атлантиды. Иллюстрация. / Фото: btet.ru

Читайте также: