Модернизация имущественного комплекса это

Обновлено: 14.05.2024

В широком смысле модернизация означает приведение чего-либо в соответствие с современными требованиями и нормами. Модернизация объекта основных средств — это приведение данного объекта в соответствие с современными требованиями применения (эксплуатации) объекта путем его конструктивного

Реконструкция объекта основных средств - это коренное

переустройство объекта для приведения его к современным требованиям.

Отметим два принципиальных отличия модернизации от капитального ремонта:

1. Капитальный ремонт устраняет в той или иной степени физический износ, т.е. восстанавливает потребительские свойства изношенного объекта, приближая их к свойствам того же объекта, когда он был новым.

2. Модернизация устраняет последствия морального устаревания, т.е. повышает первоначальные свойства объекта до уровня, которым обладают современные, более совершенные аналоги того же назначения.

В современных условиях при ограниченности средств на i федприятиях наиболее эффективным решением проблемы технологического развития парка оборудования является его модернизация. Оправданность данного подхода объясняется тем,

что на предприятиях в силу низкой загрузки многие единицы оборудования подверглись в большей степени моральному устареванию, чем физическому износу. Кроме того, модернизация требует значительно меньших инвестиций, чем фронтальное обновление парка путем закупки нового оборудования. Модернизация большого количества типов оборудования с

применением современных систем управления и развитием массового производства комплектующих изделий на специализи-

рованных предприятиях способна качественно повысить технологический уровень имеющегося оборудования, сохранившего технический ресурс, и позволяет выпускать на этом оборудовании конкурентоспособную продукцию.

При разработке инвестиционных проектов по модернизации парка оборудования возникает проблема оценки ее экономической эффективности.

Так как модернизация оборудования проводится одновременно с его капитальным ремонтом, то в итоге устраняется как физический износ, так и моральное устаревание. Эффект от модернизации в сочетании с капитальным ремонтом целесообразно оценивать на основе стоимостного подхода. Модернизация повышает стоимость объекта до уровня, близкого к стоимости нового, более совершенного аналога.

совершенным аналогом (т.е. путем внесения в стоимость нового аналога корректировки на различие показателя качества), то его стоимость окажется ниже, чем его первоначальная стоимость.

Причем стоимость ближайшего аналога может быть как выше, так и ниже первоначальной стоимости нашего объекта. Потеря

стоимости объекта только по причине появления на рынке более совершенных аналогов есть моральное устаревание.

Возникновение морального устаревания у объекта наглядно демонстрирует график зависимости стоимости от параметра качества на рис. 6.2.

Рассматриваемый объект имеет полную (без учета износа) стоимость S и показатель качества Х. Ближайший новый ана-

лог из нового семейства машин имеет стоимость 5"ан и показатель качества Х„.

Связь между стоимостью Sm показателем качества Хдля нового семейства более совершенных машин может быть описана

линией регрессии в форме степенной функции

где а и b - параметры уравнения регрессии. 154

уму i - i--> Показатель качества

Данная линия регрессии проведена через точку SaH до пересечения с вертикальной линией, соответствующей показателю

качества Хо. Точка пересечения показывает новую стоимость нашего объекта, подвергшегося моральному устареванию.

Моральное устаревание в денежном выражении определяется следующим образом:

показатель степени, характеризующий силу влияния показателя качества на стоимость.

Кроме морального устаревания объект подвергается также

еще физическому износу. Показатель качества от физического

износа в какой-то мере тоже снижается, но этот фактор мы не учитываем, так как полагаем, что он проявляет свое действие в равной мере и на показатель качества у более совершенного

Физический износ объекта в нашем случае определяется по уравнению

где КфИ - коэффициент физического износа.

Рассматриваемый объект, подвергшийся моральному устареванию и физическому износу, можно сравнивать с более совершенным аналогом, который в такой же мере подвергся физическому износу и будет иметь стоимость, равную 5ан( I - Кф11). При этом оба сравниваемых объекта будут располагаться на одной линии регрессии, как это показано на рис. 6.2.

Остаточная стоимость объекта до модернизации и капитального ремонта исчисляется по формуле

SjUi = s0~ д^му _ д-5фи-

С другой стороны, эта стоимость может быть определена путем сравнения с более совершенным аналогом, имеющим ту же степень физического износа, что и оцениваемый объект:

В результате модернизации - повышение показателя качества до значения Хп м, что соответствует повышению стоимости объекта на величину устранимого морального устаревания:

Так как модернизация сопровождается капитальным ремонтом, то одновременно происходит повышение стоимости объекта на величину устранимого физического износа AS^H.

После модернизации и капитального ремонта стоимость объекта приближается к стоимости аналога, но не достигает ее, так как имеет место общая величина неустранимого физического износа и морального устаревания Д5"ми. Неустранимый физический износ связан с невозможностью полностью восстановить начальную работоспособность объекта, а неустранимое моральное устаревание — с невозможностью достигнуть того уровня качества, который свойствен новому, более совершенному аналогу.


Модернизация основных средств - бухгалтерский и налоговый учет ее актуален для организаций, эксплуатирующих собственные основные средства. Расходы на модернизацию могут быть существенными, именно поэтому важна правильность отражения их в учете.

Ремонт, реконструкция и модернизация ОС

В процессе эксплуатации организациям приходится нести затраты на обеспечение функционирования основных средств. Способы отражения этих затрат в учете зависят от их сути, поэтому важно дать определения таким понятиям, как модернизация, реконструкция и ремонт:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти два понятия объединяет то, что в результате основное средство приобретает улучшенные показатели или новые функции.

  • При ремонте технико-экономические показатели не улучшаются, а остаются прежними. Суть его сводится к устранению возникших неисправностей или замене изношенных деталей.

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции и модернизации? Ответ на этот вопрос есть в справочно-правовой системе КонсультантПлюс. Если у вас есть доступ к К+, переходите к Типовой ситуации. Если доступа нет, получите пробный доступ к системе бесплатно.

Что изменилось в связи с вступлением в действие ФСБУ 6/2020 и 26/2020

Модернизация, реконструкция, дооборудование, достройка основных средств - это мероприятия по улучшению основных средств (пп. "ж" п. 5 ФСБУ 26/2020). В бухгалтерском учете все мероприятия по улучшению основных средств отражают одинаково. Фактические затраты на улучшение ОС в бухгалтерском учете признаются капитальными вложениями (пп. "ж" п. 5, п. 9 ФСБУ 26/2020).

Перечень и величина этих затрат определяется так же, как и при создании ОС. Материальные ценности, необходимые для модернизации, реконструкции и подобных мероприятий, учитываются в том же порядке, что и материальные ценности, используемые для создания объектов ОС (пп. "а" п. 5 ФСБУ 26/2020).

Первоначальная стоимость ОС в 2022 году увеличивается на сумму завершенных капитальных вложений на улучшение ОС (п. 18 ФСБУ 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020). До конца 2021 года согласно п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и п. 2 ст. 257 НК РФ, затраты на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение и прочие изменения подобного рода также увеличивали первоначальную стоимость основных средств.

В отличие от расходов на модернизацию расходы на ремонт основных средств на стоимость имущества не влияют и в налоговом учете относятся к прочим расходам (п. 1 ст. 260 НК РФ). В бухгалтерском учете затраты на ремонт входят в состав расходов по содержанию того подразделения, в котором основное средство эксплуатируется.

Как отражать модернизацию, реконструкцию, дооборудование и достройку основных средств в бухгалтерском учете при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Модернизация основных средств — проводки

О том, как учесть основные средства стоимостью меньше 100 тыс. руб., читайте здесь.

Модернизация ОС в проводках отражается следующим образом:

  • Дт 08 Кт 10, 60, 69, 70, 76 — собираются затраты на модернизацию;
  • Дт 01 Кт 08 — эта проводка при модернизации основного средства указывает на увеличение его первоначальной стоимости.

Организациям с большим количеством активов важно также уделять внимание аналитическому учету.

При передаче на модернизацию основных средств проводка по их внутреннему перемещению будет следующей:

Бухгалтерский учет амортизации при модернизации

Если период восстановления объекта превышает 12 месяцев, начисление амортизации приостанавливается. В НК РФ поддерживается такой же подход (п. 3 ст. 256 НК РФ).

В бухгалтерской учетной политике следует установить, в каком месяце начисление амортизации приостанавливается и в каком возобновляется при модернизации, длящейся более года, поскольку законодательно это не прописано. Это могут быть месяцы начала и окончания работ или месяцы, следующие за месяцами начала и окончания работ.

В НК РФ содержится определенное указание, что начисление амортизации по объектам, исключенным из состава амортизируемого имущества, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества (п. 6 ст. 259.1 и п. 8 ст. 259.2 НК РФ).

Для обеспечения единообразия налогового и бухгалтерского учетов, начинать начислять амортизацию по объектам, введенным в эксплуатацию после модернизации, следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором работы были завершены.

Как организовать налоговый учет модернизации и реконструкции ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в готовое решение.

Согласно п. 60 Методических указаний при линейном методе амортизация модернизированного объекта в бухучете рассчитывается по следующей формуле:

А — годовая амортизация;

ОС — остаточная стоимость основного средства;

ЗМ — затраты на модернизацию;

СПИ — новый срок полезного использования после модернизации.

Аналогичную формулу можно использовать при неизмененном сроке полезного использования. Остаточная стоимость, увеличенная на затраты на модернизацию, делится на оставшийся срок полезного использования. Методы расчета амортизации модернизированных основных средств закрепляются в бухгалтерской учетной политике.

Ориентируясь на этот подход, можно определить отчисления и при остальных способах начисления амортизации. Приведем пример для способа уменьшаемого остатка. Пример расчета для линейного метода можно найти в п. 60 Методических указаний.

В феврале 2019 года предприятие приобрело и ввело в эксплуатацию фасовочную линию стоимостью 900 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет.

Амортизация рассчитывается способом уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения равен 2.

05.04.2022 была произведена модернизация объекта стоимостью 130 000 руб. При этом срок полезного использования был продлен на 2 года.

Работы длились менее 12 месяцев, начисление амортизации не приостанавливалось.

Годовая сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости ОС на начало каждого года по формуле:

ГНА = КУ × 1 / СПИ,

А — годовая амортизация;

ОС — остаточная стоимость основного средства;

СПИ — новый срок полезного использования после модернизации;

КУ — коэффициент ускорения;

ГНА — годовая норма амортизации.

А = 900 000 × 2 × 1 / 5 = 360 000 руб.

За период с марта по декабрь 2019 года амортизация составила: 360 000 / 12 × 10 = 300 000 руб.

ОС = 900 000 – 300 000 = 600 000 руб.

А = 600 000 × 2 × 1 / 5 = 240 000 руб.

ОС = 360 000 – 144 000 = 216 400 руб.

А = 216 000 × 2 × 1 / 5 = 86 400 руб.

За период с января по апрель 2022 года амортизация составила: 86 400 / 12 × 4 = 28 800 руб.

В мае 2022 года остаточная стоимость после модернизации составила: 216 400 – 28 800 + 130 000 = 317 600 руб. Срок полезного использования: 5 × 12 – 10 – 12 – 12 – 4 + 24 = 46 месяцев.

За период с мая по декабрь 2022 года амортизация составила: 317 600 × 2 × 1 / 46 × 8 = 110 470 руб.

ОС = 317 600 – 110 470 – 108 068 – 51 685 = 47 377 руб.

А = 47 377 × 2 × 1 / 46 × 12 = 24 718 руб.

На 01.01.2026 ОС = 47 377 – 24 71 = 22 259 руб. Эту сумму нужно списать за оставшиеся 2 месяца в равных долях — по 11 329,5 руб.

Модернизация самортизированного основного средства

Часто выполняется модернизация ОС, которые уже полностью самортизированы и имеют остаточную стоимость, равную нулю. В нормативно-правовых актах не имеется особых указаний на то, каким образом должны учитываться расходы на модернизацию в таком случае. Так что поступать следует аналогично общему принципу:

  • В бухгалтерском учете увеличить первоначальную стоимость на сумму затрат по модернизации. Остаточная стоимость будет равна сумме затрат на модернизацию.
  • Пересмотреть СПИ, оценивая, сколько еще времени будет использоваться объект с учетом проведенных работ.
  • Рассчитать годовую амортизацию, исходя из новых данных.

ПРИМЕР от КонсультантПлюс:
В марте 2017 г. введен в эксплуатацию автомобиль первоначальной стоимостью 1 400 000 руб. (без НДС) и СПИ 50 мес. (с апреля 2017 г. по май 2021 г.). В июне 2021 г. проведена модернизация на сумму 720 000 руб. (без НДС). СПИ после модернизации в бухгалтерском и налоговом учете увеличился на 6 месяцев. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите к расчетому примеру.

Как учитывать модернизацию полностью самортизированного ОС в налоговом учете, читайте здесь.

Налоговый учет модернизации основных средств

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ затраты на модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств, которая продолжает погашаться начислением амортизации.

Убедитесь, что вы правильно отличаете ремонт основных средств от модернизации для целей налога на прибыль. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к разъяснениям экспертов.

05.04.2022 организацией была произведена модернизация станка. Стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 130 000 руб.

Срок полезного использования не изменился. Работы длились менее года, амортизация начислялась все время.

Первоначальная стоимость объекта равна 900 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. СПИ — 5 лет (60 месяцев).

Для целей налогового учета ежемесячная норма амортизации составит: 1 / 60 × 100% = 1,6666%.

Ежемесячная сумма амортизации: 900 000 × 1,6666% = 15 000 руб.

Первоначальная стоимость модернизированного объекта: 900 000 + 130 000 = 1 030 000 руб.

В налоговом учете сумма амортизации в месяц после модернизации: 1 030 000 × 1,6666% = 17 167 руб.

НК РФ также предусматривает возможность увеличения срока полезного использования ОС, если после модернизации его можно эксплуатировать дольше прежде установленного срока. Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ увеличить СПИ можно в пределах амортизационной группы, к которой относится ОС. Если СПИ равен верхней границе пределов амортизационной группы, увеличить его после модернизации основного средства нельзя.

Итоги

Подробнее обо всех нюансах бухучета основных средств читайте в этой статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Различия между понятиями модернизации, реконструкции, ремонта

Модернизация, реконструкция, капитальный ремонт

В процессе эксплуатации основных средств организациям приходится нести затраты на обеспечение их функционирования. Способ отражения указанных затрат в учете зависит от характера проведенных работ: модернизация, реконструкция или ремонт.

Модернизацией и реконструкцией представляется переустройство объекта основных средств. Главной целью модернизации является усовершенствование объекта основных средств, которое приводит к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). В результате модернизации улучшаются его качественные характеристики (например, повышается срок службы, увеличивается мощность, расширяются технические возможности и т. п.). Реконструкция приводит к улучшению качества продукции (работ, услуг), изменению ее номенклатуры, а также к увеличению производственных мощностей (п. 14, 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ).

Ремонт – процедура изменения, обновления или улучшения отдельных частей или объекта в целом, а также восстановления первоначальных характеристик объекта. При ремонте технико-экономические показатели не улучшаются, а остаются прежними, но устраняются возникшие неисправности и заменяются изношенные детали, при наличии которых невозможно эксплуатировать основное средство.

Затраты на модернизацию и реконструкцию увеличивают балансовую стоимость объекта, а затраты на ремонт необходимо списать на расходы.

Например, в апреле отчетного года учреждение приобрело компьютер, первоначальная стоимость которого составила 27 000 руб. В этом же месяце объект был введен в эксплуатацию и модернизирован. Был установлен DVD-дисковод, что улучшило технические характеристики компьютера. Работу выполнила сторонняя фирма. Стоимость работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 5000 руб. (без учета НДС). По итогам модернизации балансовая стоимость объекта основных средств составила 32 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения затраты на ремонт могут быть списаны следующими способами:

  • по мере возникновения расходов включены в стоимость продукции (работ, услуг), либо сразу отнесены на расходы.
  • за счет образованного резерва на ремонт основных средств.

Являются ли восстановительные работы ремонтом или модернизацией (реконструкцией) объекта основных средств иногда сложно определить. К какому виду относятся работы по восстановлению зданий и сооружений - к ремонту, реконструкции или модернизации, определяется следующими нормативными документами:

Документальное оформление

Необходимость ремонтных работ рекомендуется оформлять документально. Если организация ремонтирует ОС, которые уже эксплуатируются, то можно составить акт о выявленных дефектах основного средства (дефектная ведомость). Ремонт нового оборудования, неисправность которого была выявлена до принятия на учет в качестве основного средства, нужно также документально оформлять.

Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н не предусмотрена форма первичного документа для указанных целей. Но можно составить акт о выявленных дефектах оборудования по форме №ОС-16 (ОКУД 0306008). Его применение нужно обязательно закрепить в учетной политике, ведь сейчас формы документов класса 03 по ОКУД в обязательном порядке не применяются.

Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные ведомственные формы подтверждающих документов. Например, чтобы оформить выявленные дефекты подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов, используют дефектную ведомость, утвержденную постановлением Минтранса РФ от 09.01.2004 №2.

При передаче объекта ОС в ремонт в специальное подразделение учреждения (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение (ф.0504102) в трех экземплярах. Если при ремонте местонахождение объекта ОС не меняется, накладную составлять не нужно. Такой порядок следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н.

Если организация выполняет ремонтные работы не собственными силами, с исполнителями требуется заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

При передаче основного средства подрядчику для длительного ремонта, нужно оформить акт о приеме-передаче основного средства. Вообще, в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н, сказано, что при передаче объекта основных средств нужно составить акт приема-сдачи по форме №0504103. Но если обратить внимание на реквизиты самого акта (ф.0504103), то можно увидеть, что при передаче его заполнить не получится. Так как, начало акта содержит следующий текст:

Следовательно, последующие разделы акта заполняются после того, как подрядчик уже передал отремонтированное имущество. Поэтому, когда вы только отдаете объект на ремонт, можно составить акт в произвольной форме.

В случае порчи (утраты) объекта основных средств подписанный акт позволит учреждению требовать у подрядчика возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). Если такого акта нет, то доказать передачу данного объекта основных средств подрядчику будет затруднительно.

После подписания акт (ф.0504103) утверждает руководитель учреждения, далее акт передается в бухгалтерию. На основании полученного акта бухгалтеру нужно отразить сведения о выполненном ремонте в инвентарной карточке учета основного средства по форме №0504031 (№0504032). Бухгалтерские записи по изменению стоимости объекта делать не нужно.

Решение о реконструкции основных средств рекомендуется оформить приказом руководителя учреждения, в котором необходимо указать:

  • причины реконструкции;
  • сроки ее проведения;
  • лиц, ответственных за проведение реконструкции.

Бухучет работ по восстановлению ОС

Приведем основные корреспонденции, которые необходимо отразить в учете в таблице.

учтены расходы на проведение реконструкции в сумме материальных запасов списанных для проведения работ

учтены затраты на реконструкцию основного средства, выполненную подрядным способом

увеличена первоначальная стоимость основного средства на общую сумму затрат по реконструкции.

Такой порядок установлен Инструкцией к Единому плану счетов №157н (счета 101.00, 106.01, 302.00).

Затраты на проведение ремонта, в том числе капитального, с привлечением сторонней организации в учете отражаются проводками, отраженными в таблице 2.

Таблица 2. Корреспонденция счетов по операциям ремонта ОС

Начислено вознаграждение подрядной организации за ремонт

0.201.11.610 Забалансовый счет 18

Перечислена оплата исполнителю

Номенклатура: Создани

Номенклатура: Создани

Покупка материалов

Услуги сторонних организаций

Списание материалов

Материалы

Основные средства

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Минкультуры России обеспечить реализацию Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие циркового дела;

учитывать положения Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года при утверждении региональных программ развития культуры.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Путин

ОДОБРЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 апреля 2012 г. № 434-р

КОНЦЕПЦИЯразвития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 2792-р)

I. Общие положения

Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию и пользуются успехом во многих странах, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.

В современных условиях требуется переход к качественно новому развитию циркового дела в Российской Федерации, в том числе путем:

модернизации и развития российского цирка, внедрения и распространения новых цирковых продуктов, совершенствования механизмов поддержки;

расширения спектра и улучшения качества услуг цирков;

модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, задействованных в цирковом деле.

Современное состояние циркового дела в России обусловлено как изменившимися политическими, социальными и экономическими условиями, так и внутренними проблемами самой цирковой системы. Последние два десятилетия наблюдается замедление организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка. Недостаточно развиваются новые направления циркового искусства. Снижается художественно-эстетический уровень цирковых представлений. Падает престиж профессии циркового артиста. Кадровый состав нуждается в обновлении, требуется совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки артистов цирка, а также специалистов - управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела. Имущественный комплекс нуждается в модернизации, реконструкции и капитальном ремонте. В управлении цирковым делом не в полной мере используются современные маркетинговые методы и инструменты продвижения услуг, оказываемых цирковыми организациями на мировом и внутреннем рынке. Общественные организации и объединения не оказывают ощутимого влияния на развитие циркового дела в стране.

Государственная поддержка циркового дела должна базироваться на следующих принципах:

обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ;

сочетание государственной поддержки создания циркового продукта и рыночных принципов организации его распространения;

предоставление социальных гарантий цирковым артистам, улучшение условий их труда и отдыха;

выработка эффективных механизмов поддержки цирковой деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности цирковых организаций;

формирование эффективной системы взаимодействия между органами власти всех уровней, а также институтами гражданского общества в целях развития циркового дела;

использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе распространение практики заключения концессионных соглашений для привлечения дополнительных источников финансирования циркового дела;

создание условий для развития любительского циркового движения, самоорганизации циркового сообщества, активизации общественных институтов.

Следует отметить, что несмотря на то, что поддержка деятельности цирков со стороны государства осуществляется на постоянной основе, ее явно недостаточно.

Разработка настоящей Концепции осуществлялась в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящей Концепции учтены предложения специалистов в области циркового искусства, представителей цирковых творческих союзов, федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной власти Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также результаты общественного обсуждения развития циркового дела на различных публичных мероприятиях.

Сроки реализации настоящей Концепции - 2012 - 2020 годы.

План мероприятий по реализации настоящей Концепции приводится в приложении.

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

"цирковое дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление цирковой деятельности;

"цирковая деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ произведений циркового искусства;

"цирковое искусство" - вид исполнительских искусств (наряду с театральным и музыкальным), отличающийся дивертисментным характером, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, а также необычного и смешного;

"жанры циркового искусства" - исторически сложившиеся группы цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак (акробатика, атлетика, гимнастика, дрессура, жонглирование, иллюзия, клоунада, пантомима, эквилибристика);

обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности;

специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений;

отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковом представлении одним или несколькими артистами;

творчески-организованная совокупность элементов, в основе которой лежит завершенный художественно-цирковой образ;

"аттракцион" - центральный номер циркового представления, отличающийся элементами новизны, трюковой насыщенностью, высоким исполнительским мастерством и зрелищными эффектами;

"представление в цирке" - цирковая программа или спектакль;

"цирковая программа" - совокупность номеров, интермедий, пролога, эпилога и т.п., составляющих цирковое представление;

"цирковой спектакль" - сюжетно-тематическое цирковое представление;

"постановка" - создание цирковых спектаклей, программ, номеров;

"цирковой конвейер" - объединение цирковых номеров и аттракционов в цирковые программы, которые поочередно демонстрируются в цирках страны;

"репертуар" - совокупность цирковых произведений, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;

"репетиционный период" - период творческой работы артистов под руководством режиссера, педагога или тренера по подготовке новых, доработке или восстановлению ранее созданных цирковых произведений;

"цирковые фестивали (смотры, конкурсы)" - вид творческого соревнования, публичный показ достижений циркового искусства;

"цирковой продюсер (импресарио и т.п.)" - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и (или) показ циркового представления.

II. Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - развитие циркового дела и создание условий для его эффективного функционирования в соответствии с современными требованиями и условиями.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

популяризация циркового искусства среди населения и увеличение его вклада в культурную жизнь страны;

повышение доступности цирковых услуг для населения;

расширение зрительской аудитории как в России, так и за рубежом;

координация деятельности всех субъектов циркового дела;

повышение экономической эффективности работы учреждений, работающих в сфере циркового дела;

повышение качества оказания цирковых услуг, предоставляемых населению, использование современных технологий создания и распространения циркового продукта;

модернизация имущественного комплекса цирковых организаций;

совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

реализация мер социальной защиты работников цирковых организаций;

поддержка научных исследований в области циркового дела;

развитие механизмов финансирования цирковой деятельности из различных источников;

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление цирковой деятельности.

III. Основные субъекты цирковой деятельности

На протяжении XX века в России формировалась цирковая система.

В советские годы было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. Социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века повлекли за собой организационную перестройку цирковой системы, в результате чего была создана Государственная компания "Российский цирк", ставшая правопреемником Союзгосцирка.

В целях сохранения единого государственного циркового комплекса, укрепления его материально-технической базы и закрепления правовых основ деятельности цирковых организаций эта компания была преобразована в федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" (далее - Российская государственная цирковая компания).

Вместе с тем ряд цирков использовали возможность свободно выбирать форму организации своей работы. Наряду с Российской государственной цирковой компанией появились другие субъекты цирковой деятельности, которые также активно участвуют в современном творческом процессе.

В настоящее время субъектами цирковой деятельности в Российской Федерации являются:

Российская государственная цирковая компания;

федеральные государственные цирки - Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского и Большой Санкт-Петербургский государственный цирк;

государственные цирки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации (Государственный цирк Республики Бурятия, Казанский государственный цирк, Государственный цирк Республики Саха (Якутия), Государственный цирк Республики Удмуртия, Киноцирковое объединение Хабаровского края);

частные цирковые организации, самая крупная из которых - Московский цирк на Цветном бульваре им. Ю.Никулина;

цирковые продюсеры, импресарио, агенты и т.п., работающие как с образованием, так и без образования юридического лица.

Таким образом, за последние два десятилетия прежняя строго централизованная система управления отечественным цирком значительно трансформировалась. Ряд государственных цирков не входят в состав Российской государственной цирковой компании, работают цирки, учрежденные субъектами Российской Федерации, появились частные цирки. Кроме того, десятки посреднических фирм занимаются распространением циркового продукта в России и за рубежом.

Вместе с тем в сфере циркового искусства сохраняется тенденция концентрации творческого состава в рамках крупных систем, что соответствует мировым трендам. Основным субъектом цирковой деятельности остается Российская государственная цирковая компания, которая в настоящее время функционирует в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия, распоряжающегося имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет 58 филиалов, из них 41 стационарных цирков, 5 цирков-шапито, 1 зооцирк, 4 дирекции "Цирк на сцене", Центр циркового искусства, Питомник экзотических животных, художественно-производственный комбинат, гостиница "Арена", 2 базы отдыха. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 5276 человек, в том числе - 1396 артистов, также используется 1467 цирковых животных 140 видов. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 7000 человек, в том числе - 1300 артистов, также используется 2000 цирковых животных 140 видов. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 2792-р)

Помимо субъектов, профессионально занимающихся цирковой деятельностью, существуют цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы. Однако любительское цирковое движение не получает должной поддержки со стороны государства и профессиональных цирков.

В цирковом пространстве функционируют общественные объединения циркового профиля, призванные представлять и защищать интересы цирков и цирковых деятелей. К ним относятся Российский союз цирковых деятелей, Ассоциация артистов цирка, Ассоциация любительских цирков России. Кроме того, созданы Академия циркового искусства и Цирковой клуб при Центральном доме работников искусств.

Общественные объединения и организации не оказывают пока заметного влияния на развитие циркового дела в стране.

Необходимо создание условий для развития любительского циркового движения, активизации деятельности существующих общественных институтов, повышения их роли в формировании механизмов самоорганизации циркового сообщества.

IV. Организация творческого процесса

Цирк является одним из самых демократичных культурных институтов, ориентированных на организацию семейного отдыха с детьми. Это место демонстрации безграничных возможностей человека, его физической красоты, смелости и отваги.

Цирковое искусство по сравнению с иными видами искусства отличается интегрированностью жанров, постоянной работой на их стыке, что позволяет аккумулировать достижения многих смежных видов искусства. Ни один другой вид искусства не представляет в единой программе номера столь различного жанрового происхождения, смысловой нагрузки и стилистики подачи.

На современном этапе российский цирк, долгие годы занимавший лидирующие позиции на мировой арене, сталкивается в своей творческой деятельности с рядом трудностей.

К числу основных проблем, связанных с творческим развитием цирков, относятся:

отсутствие новых направлений циркового искусства, качественно новых программ, соответствующих запросам современных зрителей;

снижение художественного уровня цирковых представлений;

наличие диспропорций в структуре циркового репертуара, постепенное исчезновение популярных у зрителей жанров (клоунады и др.).

Основным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные шоу, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, спецэффектами.

Одним из важных направлений развития современного циркового искусства должны стать сюжетно-тематические спектакли на основе специально созданных драматургических произведений. Такие постановки не всегда имеют успех у массового зрителя. Однако наличие в цирке права на эксперимент является чрезвычайно важным для развития циркового искусства в целом.

Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ. При этом современные мировые тенденции развития взаимоотношений человека и животного предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.

Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.

Повышение художественного уровня цирковых представлений требует иного качества организации творческо-постановочной работы и, в частности, принципиально нового уровня деятельности Центра циркового искусства, являющегося сегодня составной частью Российской государственной цирковой компании. Более активно нужно привлекать режиссеров и других специалистов из смежных видов искусств и при необходимости из-за рубежа, использовать возможности создания совместных с ведущими зарубежными цирками программ.

Расширение жанрового разнообразия циркового репертуара, устранение существующих диспропорций потребует в том числе целенаправленной государственной поддержки цирковой драматургии.

Мощным импульсом для развития цирковой драматургии могут стать конкурсы драматургов и авторов литературных произведений, предназначенных для воплощения на арене цирка.

Принятие решений о создании новых цирковых программ, аттракционов и номеров должно основываться на результатах открытого конкурсного рассмотрения творческих заявок с учетом современных тенденций развития цирка, результатов социологических опросов публики, необходимости расширения жанрового разнообразия циркового предложения.

При этом государственную поддержку должны получать в первую очередь технологически сложные экспериментальные программы, затраты на которые не смогут быть компенсированы доходами от их проката.

За время многолетней работы отечественного цирка был выработан конвейерный принцип использования цирковых номеров и программ. Лежащее в основе конвейера объединение творческого состава под единым управлением сыграло важную положительную роль в развитии циркового искусства в нашей стране и к концу XX века стало все шире распространяться в мировом цирковом пространстве.

Вместе с тем существующие сегодня механизмы организации циркового конвейера отрицательно сказываются на художественном уровне цирковых программ, становятся тормозом творческого и экономического развития цирковой системы России.

Серьезные сложности в работе циркового конвейера вызваны социально-экономическими изменениями конца 80-х - начала 90-х годов. В этот период количество стационарных цирков страны уменьшилось на 35 единиц, а число артистов осталось неизменным. Несмотря на меры, принимаемые для оптимизации численности и структуры циркового конвейера, эта работа еще далека от своего завершения. Имеющийся творческий состав используется недостаточно эффективно. Ежегодно значительное количество номеров находятся в вынужденном простое, внушительные средства тратятся на бесконечные и нецелесообразные переезды артистов из одного конца страны в другой.

Данные отраслевой статистики свидетельствуют, что за 1996 - 2009 годы число цирковых представлений сократилось с 11669 до 7832 (в 1,49 раза), а количество посетивших их зрителей - с 11,5 млн. человек до 7 млн. человек (в 1,64 раза). Указанные данные не учитывают деятельность частных цирков, совместные и обменные гастроли. В этой связи необходимо совершенствование существующих и создание новых форм статистической отчетности, содержащих сведения о деятельности цирков.

Тем не менее приведенные данные отражают общую тенденцию снижения показателей деятельности российских цирков. Именно поэтому

Читайте также: