Право частной собственности на землю отрицали кто

Обновлено: 24.05.2024

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственностина землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении.

Собственностью граждан и ЮЛ (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с ФЗ.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);

2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и

2. на иных особо установленных территориях РФ.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны:

· своевременно платить земельный налог,

· осуществлять мероприятия по охране земель,

· соблюдать требования градостроительных регламентов,




· своевременно приступать к использованию земельного участка,

· эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

2. приобретательная давность;

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

· отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

· прекращении деятельности юридического лица;

· смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

· добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ) –только по решению суда;

2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

7. национализации земель;

8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственностина землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении.

Собственностью граждан и ЮЛ (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с ФЗ.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);

2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и

2. на иных особо установленных территориях РФ.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны:

· своевременно платить земельный налог,

· осуществлять мероприятия по охране земель,

· соблюдать требования градостроительных регламентов,




· своевременно приступать к использованию земельного участка,

· эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

2. приобретательная давность;

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

· отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

· прекращении деятельности юридического лица;

· смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

· добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ) –только по решению суда;

2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

7. национализации земель;

8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

    Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности , т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

    Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества . Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно - путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли - арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

    Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

    Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

    Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

      1. вещественной (право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта; мероприятия по трансформации угодий, например, посадке леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище);
      2. правовой (выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи . Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника, а также - изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка).

      При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

      Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

        1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);
        2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

        В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

        Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

        Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

          1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и
          2. на иных особо установленных территориях Российской Федерации.

          Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

          Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

            1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
            2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

            Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

              • своевременно платить земельный налог,
              • осуществлять мероприятия по охране земель,
              • соблюдать требования градостроительных регламентов,
              • своевременно приступать к использованию земельного участка,
              • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

              Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

              Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

                1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
                2. приобретательная давность;
                3. приватизация.

                Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

                Право частной собственности добровольно прекращается при:

                  • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
                  • прекращении деятельности юридического лица;
                  • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
                  • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

                  Принудительно право частной собственности прекращается в случаях (статьи не проверены) :

                    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
                    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
                    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
                    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
                    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
                    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
                    7. национализации земель;
                    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

                    Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

                    Виды частной собственности на землю

                    В зависимости от правообладателя частная собственность на землю подразделяется на несколько видов:

                    1) индивидуальная собственность граждан и юридических лиц;

                    2) общая собственность:

                      • общая совместная (без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности);
                      • общая долевая (доля каждого сособственника известна заранее).

                      Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

                      Общая собственность на земельные участки возникает

                        1. в силу закона (в случаях, предусмотренных законодательством), или
                        2. по договору (путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков).

                        Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности.

                        Земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме.

                        Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
                        с качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).

                        Частная собственность на землю. История вопроса.


                        Данный материал написан в 2001 году и содержит оценку
                        освещения в СМИ хода принятия нового Земельного кодекса.

                        Вопрос о частной собственности на землю, где бы он не обсуждался - в Госсовете, в Правительстве, в Государственной Думе, - всегда вызывает острую дискуссию, сопровождаемую порой даже нескрываемыми эмоциональными всплесками. Нешуточный накал страстей понятен: слишком разные, диаметрально противоположные позиции отстаивают стороны. И сама тема допустимости свободного оборота земель в России совсем не рядовая, затрагивающая базовые программные положения основных политических сил страны.

                        Слышал звон, да не знаешь, где он.

                        Печально однако, что возбуждённость речей политиков передаётся и журналистам, освещающим ход принятия нового Земельного кодекса. Из репортажей в газетах и из новостных программ по телевидению неподготовленный читатель (зритель), восприняв всю бурю сопутствующих публицистике эмоций, может подумать, что в России:
                        1) ещё нет никакого Земельного кодекса;
                        2) ещё нет никакой частной собственности на землю;
                        3) ещё нельзя свободно продавать и покупать какие бы то ни было земельные участки.

                        И это аукается порой на рынке загородной недвижимости. Отдельные покупатели, узнавая от хозяев загородного дома, что вместе с домом продаётся и земельный участок, на котором он находится, воспринимают таких хозяев чуть ли не как мошенников. "Как же так, - вопрошают покупатели, - по телевизору нам говорят, что вопрос о частной собственности на землю ещё не решён, что коммунисты против, что в Думе драки по этому поводу, а Вы тут пытаетесь нам доказать, что Ваш участок в собственности и его можно продавать?!"
                        Чтобы прояснить эту ситуацию и разрешить подобное недоумение некоторых граждан, вспомним историю.

                        В подзабытые годы демократического романтизма.

                        Впервые упоминание о том, что земля может находиться в собственности не только государства появилось в статье 12 Конституции (Основного Закона) РСФСР ещё в конце 1990 года. Второй Съезд народных депутатов РСФСР 15 декабря 1990 года, внеся изменения в Конституцию установил, что земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность. Право собственности, впрочем, было неполноценным, ибо продажа или иное отчуждение земельных участков, кроме передачи по наследству, разрешалось только государству в лице Совета народных депутатов, на территории которого расположен участок (часть 3 статьи 12 Конституции РСФСР). При этом в течение 10 лет с момента приобретения права собственности купля-продажа участка не допускалась, т.е. его можно было только подарить государству (отказаться от участка).

                        25 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР в рамках проводящейся экономической реформы, затронувшей земельные отношения, и в соответствии с изменениями, внесёнными в Конституцию, принял Земельный кодекс РСФСР. Именно этот Земельный кодекс со значительными изъятиями действует и по сей день. Кстати ранее, до кодекса от 25 апреля 1991 года действовал Земельный кодекс РСФСР от 1 июля 1970 года. Так что на вопрос "есть ли в России Земельный кодекс" следует ответить положительно: есть и уже давно.
                        Статья 7 Земельного кодекса установила, что граждане РСФСР имеют право на получение в собственность земельных участков для:
                        - ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
                        - индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, посёлках и сельских населённых пунктах;
                        - садоводства;
                        - огородничества;
                        - животноводства;
                        - иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

                        За идею, на голом энтузиазме.

                        Невозможность свободной купли-продажи земельных участков делала право собственности на них столь куцым и бессодержательным, что вполне закономерным оказались требования демократически ориентированных политических партий о проведении референдума по вопросу о частной собственности на землю. Тем более, что такой референдум как способ решения этой проблемы был прямо предусмотрен частью 3 статьи 12 Конституции.

                        23 июня 1992 года в Санкт-Петербурге, в доме 10 по Измайловскому проспекту прошло собрание граждан (присутствовало около 350 человек при требуемых 300), на котором в соответствии со статьёй 13 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР" были приняты решения о необходимости проведения референдума, утверждении текста вопроса, выносимого на референдум, и избрании инициативной группы для сбора подписей. Мне довелось быть избранным в эту самую первую по России инициативную группу референдума о частной собственности на землю. Вопрос был сформулирован так: "Согласны ли Вы с тем, что в Конституции РФ должно быть закреплено право частной собственности на землю, то есть БЕЗУСЛОВНОЕ право каждого гражданина РФ владеть, пользоваться и распоряжаться землёй?"
                        Отметим попутно ещё и такую малоизвестную деталь. На том же собрании было решено инициировать референдум и по другому вопросу - о необходимости принятия новой Конституции РФ не Съездом народных депутатов, а специальным, всенародно избранным органом - Учредительным Собранием.

                        После регистрации инициативной группы начался сбор подписей. Надо сказать, что в те времена всё делалось на голом энтузиазме, никаких профессиональных сборщиков и 5-10 рублей оплаты за подпись тогда не было. В Санкт-Петербурге за день собиралось всего лишь около тысячи подписей, и получить за три отведённых по закону месяца требуемый миллион подписей казалось невероятным.
                        Однако на третий месяц эта акция получила неожиданную поддержку. Пошла реклама на телевидении, в самой массовой газете "Аргументы и факты" были напечатаны подписные листы, образованы инициативные группы и в других городах России. Предположу, что решение о содействии инициативе (в том числе очевидно финансами) было принято на самом верху кем-то из тех, кто входил тогда в ближайший круг команды Ельцина, а сейчас возглавляет Союз правых сил. При этом поддержка была оказана только референдуму по земле. По поводу способа принятия новой Конституции у команды Ельцина были совсем другие планы, реализацию которых мы могли наблюдать в 1993 году.
                        Итак, необходимое количество подписей было собрано, и требование о проведении референдума о частной собственности на землю было направлено в Верховный Совет РФ.

                        В трактовке Хасбулатова.

                        Так как претензий к подписям не было, у Верховного Совета оставалось только два выхода: назначить референдум или принять закон, снимающий ограничения на право частной собственности на землю, без проведения референдума. Руслан Хасбулатов объяснял позицию возглавляемого им Верховного Совета, не желавшего объявлять референдум, так (недословная цитата): "Да, подписи граждан собрали, но вы посмотрите, какие земли интересуют ведь граждан. Не те, которые под заводами и фабриками, а те, которые в их садоводстве, в деревне, те, на которых можно дачу построить. Вот за что граждане подписывались." Растолковав таким образом, что же имели в виду подписавшиеся миллион граждан, Верховный Совет передал этот вопрос на рассмотрение Съезду народных депутатов РФ, который 9 декабря 1992 года внёс изменения в упоминавшуюся статью 12 Конституции, установив:

                        "Полученные или приобретённые в собственность земельные участки могут быть отчуждены, в том числе и проданы их собственниками без изменения целевого назначения, независимо от сроков вступления в собственность:
                        - Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был предоставлен, с учётом произведённых на этом участке затрат;
                        - физическим и юридическим лицам по договорной цене - для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального жилищного строительства.
                        Во всех остальных случаях земельные участки могут быть проданы физическим и юридическим лицам по договорной цене не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были получены в собственность за плату."

                        В развитие этих положений Верховный Совет РФ 23 декабря 1992 года принял Закон "О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", который действует и в настоящее время.
                        Таким образом с начала 1993 года в России стартовал свободный оборот земель четырёх перечисленных целевых назначений. Право распоряжаться такими участками не ограничено ни сроком нахождения в собственности, ни суммой продажи, ни указаниями в пользу кого именно собственник должен производить отчуждение.

                        Поэтому на вопрос "есть ли в России частная собственность на землю с правом свободной продажи" следует также ответить положительно: для земель тех целевых назначений, которые образуют рынок загородной недвижимости, есть и уже более восьми лет.

                        За что же бьются депутаты?

                        Да вот за все остальные земли и бьются. Насколько допустим свободный оборот земель других целевых назначений. Повысит ли это инвестиционную привлекательность российской экономики и вызовет рост производства (позиция правых) или, наоборот, приведёт к усилению влияния международного капитала и потере независимости страны (позиция левых). Об этом и спорят.

                        О качестве принятого в 2001 году нового Земельного кодекса РФ смотрите здесь .

                        Читайте также: