Чья обязанность промывать батареи отопления в квартире

Обновлено: 17.05.2024

Приватизация жилья позволила многим семьям стать собственниками жилой недвижимости, на покупку или строительство которой пришлось бы потратить огромные суммы денег. Но не все счастливые участники приватизационного процесса понимают, что изменилась не только форма собственности квартиры, но и правила ухода за ней.

Если раньше всеми вопросами занимались ЖЭКи, в том числе и ремонтом, проверкой, заменой батарей, то теперь такие обязанности ложатся, в большинстве случаев, на плечи владельцев жилья.

Часто возникает вопрос о том, кто должен менять батареи в приватизированной квартире. Такое оборудование имеет свой срок службы, со временем изнашивается, особенно из-за плохого качества воды. А протечка батареи становится огромной проблемой, которую нужно решать срочно.

Заливается водой не одна квартира, жилье остается без отопления. Если протекла одна или несколько батарей в доме, требуется их замена, что будет стоять немалых денег.

ВАЖНО! Чья собственность оборудование системы отопления, за чей счет проводится ремонт. Ответы нужно знать собственникам приватизированных квартир, а также тем, кто живет на жилплощади муниципальной.

Чьи батареи

Прежде чем решить, кто меняет батареи в квартирах МКД, нужно выяснить, являются ли они общедомовым имуществом или это уже частная собственность. Второй вариант предполагает, что заменой батарей должен заниматься как раз собственник.

 Кто должен менять батареи в приватизированной квартире

Постановлением Правительства под номером 491 от 13.08.06 определен перечень имущества, которое относится к общей собственности жильцов.

В нем выделяются и элементы системы отопления – это стояки, запорная арматура регулирующего характера, общедомовые приборы учета тепла, обогревающие элементы, некоторое другое оборудование.
Но является ли радиатор общедомовым имуществом, точно не указано, по-разному это трактуют собственники квартир и представители Управляющих Компаний.

Из-за этого возникают конфликты, даже судебные тяжбы, которые затягивают ремонт и замену элементов отопительной системы.

В результате чего радиаторы изнашиваются еще больше и становятся опасными для быта дома. Для того, чтобы решить конкретно данный вопрос, Министерство регионального развития дало разъяснение по поводу радиаторов официально.

Поэтому осуществляется замена отопления через ЖЭК. Но Управляющие Компании, ЖЭКи не заинтересованы в том, чтобы проводить обновление и ремонт отопительной системы за свой счет, они часто скрывают от потребителей информацию и разъяснение в правительственном письме, вынуждая жильцов дома платить за свою работу и батареи.

Управляющая Компания

Если следовать разъяснению от Министерства, батареи – имущество общедомовое, отвечают в квартирах за них УК и ЖЭК. И Управляющая Компания, по закону, ремонтирует систему.
Но есть небольшой нюанс в законодательстве, который позволяет УК уклоняться от ремонтных работ и замены, перекладывать расходы на плечи потребителей.

ВАЖНО! На стояке отопительной системы может быть кран, который перекрывает подачу тепла в квартиру

При наличии такого крана радиаторы уже становятся собственностью владельца жилья, и он обязан заниматься их заменой.

Без такого крана, располагающегося перед входом трубы отопления в квартиру, на стояке, меняться радиаторы в квартире приватизированной и неприватизированной должны за счет Управляющей компании, ЖЭКа, другой организации, обслуживающей дом. Это важное правило, о котором следует помнить всем жильцам МКД.

Если течет батарея, ремонтировать ее должны мастера ЖЭКа (при условии отсутствия крана перекрытия перед входом в жилье). Жильцам такой квартиры нужно только позвонить в УК или ЖЭК, вызвать по адресу мастера. Почему же чаще ремонтирует батареи в своей квартире собственник, какие причины для этого находят те, кто ответственен за обслуживание дома?

Как происходит замена

Отсутствие на стояке крана, закрывающего поступление горячей воды в батареи квартиры, – это повод произвести замену за счет обслуживающей компании. С чем может столкнуться тот, кто оставил заявление на замену радиаторов?

В УК можно услышать простой ответ, что батарей качественных, новых нет в наличии. Заявителю нужно ждать, пока они появятся, и ждать можно очень долго. Но в это время батарея течет, создавая опасность и неудобства нескольким квартирам.

Не так страшно, если дело происходит летом, а что делать зимой, в морозные дни? Чаще всего собственники решают сами проблему, покупая за свой счет радиаторы, вызывая мастера для сантехнических работ. И, как можно догадаться, никто возвращать средства за дорогие изделия, уже не будет.

Когда владелец жилья все-таки хочет добиться компенсации за приобретенные радиаторы, он должен действовать при помощи опытного в жилищных вопросах юриста.

В приватизированной квартире владелец может менять за свой счет батареи столько, сколько понадобиться ему для достижения отличного результата в отоплении квартиры. И все расходы за замену старых, но работающих, радиаторов, он берет на себя.

ВНИМАНИЕ! Важно чтобы работы производились опытными специалистами, которые хорошо знают особенности отопительной системы дома.

Договор социального найма

Жильцы не являются собственниками, производить замену должна Управляющая Компания за свой счет. Но УК не будет менять то оборудование, которое является рабочим. Самостоятельно жильцы также не могут этого сделать по закону. Батареи – собственность общая, и менять ее можно только при согласии всех жильцов дома.

Предосторожности в данном вопросе обоснованы, так как неправильное подключение или установка плохого оборудования может привести к аварии на сети, от которой пострадает весь дом:

  • Если есть желание поменять радиатор на новый, улучшенного дизайна и с высокой теплоотдачей, в первую очередь нужно поговорить с представителями УК, согласовать с ними свои действия.
  • Не будет препятствий, если менять старые батареи на новые, но аналогичной конструкции. Это не приведет ни к каким изменениям в работе общей системы.
  • При установке радиаторов с другими техническими характеристиками, другой конфигурации, нужна консультация эксперта. Не исключено, что батареи другой модели могут отрицательно сказаться на отоплении других квартир, изменить давление в трубах, в тепловом балансе всего здания.
  • Собственник квартиры может запланировать не только замену радиаторов, но и их перенос на другое место. Это еще более глобальная проблема, при решении которой также не обойтись без экспертизы и обсуждения вопроса с представителями Управляющей Компании.

Только опытный и квалифицированный специалист сможет оценить риски и дать оценку планируемым работам. Такая экспертиза должна проводиться по инициативе собственника жилья и за его счет.

Сам процесс монтажа новых батарей следует доверять мастерам из УК или ЖЭКа, они хорошо знают систему, где нужно перекрывать рабочий поток, другие моменты. Эти мастера смогут выполнить работу более качественно, оперативно, чем представители частных фирм и компаний. К тому же и спросить за плохое качество всегда будет кого.

Наниматели муниципального жилья будут оплачивать ремонт батарей, если есть вентиль на стояке.

ВНИМАНИЕ! В таком случае замена будет отнесена к текущему ремонту и по договору социального найма (пункт 4) он выполняется за счет жильцов. Ведь они должны следить за состоянием, исправностью оборудования, находящегося внутри жилого помещения, делать ремонт текущего плана.

Ответственность за техническое состояние

Даже новая батарея может дать протечку из-за брака конструкции, плохого подсоединения. Тем более много рисков с радиаторами старыми, изношенными. В случае протечки в квартиру выливается большое количество воды, ведь перекрыть трубы практически невозможно самостоятельно.

Кто должен менять батареи в приватизированной квартире

Затапливается жилье пострадавших и тех, кто находиться под ними. К кому можно предъявлять претензии в такой ситуации?

Управляющие Компании получают регулярно деньги за обслуживание дома и всех его инженерных системы. Если владелец квартиры не вмешивался в работу системы отопления, не нарушил целостности трубопровода, он и не должен отвечать за протечку.

Хотя в большинстве случаев и соседи, и УК стараются именно владельца жилья с протекшей батареей сделать виноватым в ущербе имущества. Нужно будет в таком случае организовывать экспертизу, отстаивая свои интересы и права.

Сложнее отстоять себя тогда, когда проводился монтаж новых радиаторов, и монтажные работы осуществлялись мастерами из другой компании.

Как заставить УК

Если произошла протечка радиатора и требуется его замена, а также если сломался счетчик общедомовой, нужно обратиться в обслуживающую компанию. Она должна восстановить рабочее и безопасное состояние общедомового оборудования отопительной системы. Исключением могут быть батареи в квартире, перед которой есть вентиль на стояке отопления.

ВАЖНО! Для замены нужно написать заявление в УК, она должна отреагировать. Если официальное письмо не дало эффекта, нужно подготавливать документы и подавать исковое заявление в суд.

Нужно выяснить для себя два основных правила. Если перед входом в квартиру есть перекрывающий вентиль на трубе отопления, менять радиаторы придется за свой счет. Если такой арматуры нет, нужно добиваться от УК замены батарей как общедомового имущества.

Вопрос замены батарей после начала отопительного сезона порой встает очень остро. Нередко радиаторы в старых домах находятся в плачевном состоянии, а местные службы не торопятся с проведением капитального ремонта системы отопления. Постараемся дать ответы на самые распространенные вопросы и выяснить, кто должен менять старые батареи в приватизированной квартире.

Процесс монтажа батареи отопления

  1. Если радиатор дал течь, кто по закону должен его поменять? За чей счет происходит монтаж и приобретение нового оборудования?
  2. При желании установить более современную отопительную систему в квартире после приватизации кто должен этим заниматься? Нужно ли на это специально разрешение?
  3. Кто отвечает за протечку, если водой затопило соседей?

Для ответа на эти вопросы нужно изучить Российское законодательство и разобраться в правовых аспектах.

Радиаторы отопления – общее или частное имущество?

Понять, кто должен заниматься заменой вышедших из строя отопительных приборов в приватизированной квартире, можно, только установив, в чьей собственности они находятся. Постановлением Правительства РФ № 491 в августе 2006 года были приняты правила, регулирующие состав общего имущества в многоквартирном доме. Согласно 6-му пункту этих правил, к такому имуществу относится система отопления, расположенная внутри дома. В нее включены:

  • стояки;
  • арматура (регулирующая и запорная);
  • обогревающие элементы (радиаторы);
  • общедомовые счетчики тепловой энергии;
  • другие виды оборудования, которое является частью теплосетей.

Батарея - часть системы отопления

К сожалению, при возникновении ситуаций, касающихся замены отопительных приборов в квартирах, обе стороны трактуют эти правила в своих интересах. Владельцы жилья полагают, что раз отопительная система принадлежит к общей собственности, то заменой неисправного оборудования должна заниматься домоуправляющая организация. Работники ЖЭК, в свою очередь, утверждают, что к общему имуществу относятся только стояки и батареи, которые проходят через несколько жилых помещений, например те, что установлены на лестничных клетках. При обращении в коммунальные службы жильцы часто слышат, что неисправности всех труб и радиаторов, находящихся в пределах их квартиры – это проблема ее хозяев.

Кто прав: жильцы или ЖЭК?

Из-за частых обращений в суд и в Департамент ЖКХ в 2007 году Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило ситуацию и сообщило, что обогревающие элементы, расположенные в частных квартирах, находятся в составе общего имущества дома.

Из этого следует, что если из-за высокой степени износа или в результате аварии потекла батарея, менять ее должна организация, которая ежемесячно получает деньги от жильцов в виде отчислений на капремонт и отвечает за содержание и обслуживание домового имущества.

Управляющие организации не заинтересованы в том, чтобы донести эту информацию до сведения собственников квартир, поэтому до сих пор жильцов вынуждают платить за демонтаж и установку нового отопительного прибора, который, помимо всего прочего, нужно приобретать самостоятельно.

Недостаточно греют батареи

Ремонт и замена потекшей батареи

Мы выяснили, что отопительная система входит в состав общего имущества многоквартирного дома и включает в себя также радиаторы, расположенные в квартирах. Из этого следует, что, независимо от того, приватизирована ли площадь или является муниципальным имуществом, ремонтировать или менять батарею, которая находится в аварийном состоянии, обязана управляющая организация, ТСЖ или ЖСК. При этом никакая дополнительная плата с владельца жилья не берется.

Замена протекающего радиатора

Другими словами, если потекла батарея, то нужно вызвать мастера, обслуживающего дом, и он заменит вышедший из строя отопительный прибор бесплатно.

На практике все бывает не так просто. Работники ЖЭКа могут заявить, что у них нет батареи на замену, поэтому отремонтируют старую или, что еще хуже, снимут радиатор, поставят заглушки и попросят подождать. Поскольку это ожидание может растянуться на месяцы, владельца квартиры просто вынуждают самостоятельно купить новое оборудование, ведь мерзнуть зимой без отопления не хочется никому.

Бывают случаи, когда жильцы, не дождавшись замены, приобретают радиатор на собственные средства и надеются на то, что ДУК выплатит им компенсацию. Рассчитывать на это точно не стоит, поскольку даже судебная практика говорит о том, что домоуправляющая организация не обязана этого делать.

Замена старых радиаторов

Если батареи в квартире не находятся в аварийном состоянии, но хочется их заменить, потому что они плохо греют или просто морально устарели, то придется решать этот вопрос за свой счет. Ни одна организация не станет оказывать услуги бесплатно. Как следует поступать в этом случае?

Согласование замены

Первое, что нужно сделать, чтобы не иметь неприятных последствий в дальнейшем, это согласовать свои действия.

  • При замене радиаторов на однотипные достаточно просто уведомить управляющую организацию о предстоящих работах.
  • При замене батарей на другой вид, включающий возможность иного конфигурирования и увеличение площади нагрева нужно обратиться к специалисту для проведения экспертизы на предмет возможности монтажа новых батарей. Это необходимо потому, что иногда установка других радиаторов негативно сказывается на тепловом балансе дома. Экспертиза платная, производится за счет владельца квартиры.
  • При переносе отопительного оборудования экспертиза также обязательна.

Важно! Иногда изменение конфигурации приборов отопления и увеличение их количества воспринимается, как переоборудование помещений с внесением поправок в техпаспорт квартиры. На самом деле замена батареи никак не отражается в техническом паспорте, поскольку там указывается только тип источника тепла без уточнения конкретных нагревательных приборов.

Порядок согласования замены радиаторов отопления:

  • Обращение в управляющую компанию (УК, ТСЖ и т.п.) с уведомлением о том, что планируется замена батарей. На такое обращение УК обязана выдать технические условия (ТУ) с подробным описанием требований к радиаторам и способу их установки.
  • Обращение в проектную организацию, которая на основании ТУ сделает проект с расчетом секций устанавливаемых радиаторов.
  • С полученным проектом можно вновь обращаться в УК. Необходимо в свободной форме написать заявление о замене батарей, к нему приложить: документы о праве собственности на квартиру, копию технического паспорта на квартиру с отметкой о замене радиаторов, подготовленный проект и технический паспорт на новый радиатор (если он уже приобретен).
  • Если планируется замена радиаторов силами сторонней организации (не УК), то к заявлению также следует приложить копию свидетельства о регистрации этой организации в ЕГРЮЛ, а также копию свидетельства о членстве в СРО.
  • Такое заявление будет рассмотрено в срок до 30 дней. После чего УК должна выдать письменное согласование на замену радиаторов отопления.
  • После получения документа о согласовании можно планировать дату замены батарей. Для этого придется снова обратиться в УК с заявлением об отключении стояков и сброса воды на конкретный день проведения работ.

Кто должен заниматься заменой отопительного оборудования?

Владелец квартиры может выбрать один из трех вариантов.

  1. Самостоятельная замена радиаторов (повсеместно батареи меняют своими руками, но по закону обязательно членство в СРО).
  2. Обращение к сторонним специалистам (должны состоять в СРО).
  3. Вызов мастера из обслуживающей организации.

Установка радиатора

Несмотря на то, что сотрудники частной фирмы могут произвести более качественный монтаж нового оборудования, знающие люди рекомендуют вызывать местного мастера. Это связано с тем, что в случае возможных проблем в будущем вы будете знать, с кого спрашивать. Если произойдет авария, ответственность за некачественную установку оборудования, повлекшую нанесение ущерба имуществу других жильцов, не повесят на вас.

Ответственность при аварийной ситуации

Если протекшая в квартире батарея или труба отопления затопит жильцов снизу, отвечать за последствия должна уполномоченная организация, если будет установлено, что вины хозяина здесь нет.

Настоящие разбирательства ждут тех, кто самовольно без согласования в соответствующей организации менял радиаторы в своей квартире. Даже если протечка случилась не по вине жильца и не связана с установкой нового оборудования, коммунальные службы могут сделать хозяина квартиры виновным в произошедшем.

Кроме того, даже если установка новых батарей была согласована, но выполнялась мастерами не из управляющей компании, отвечать за последствия также придется собственнику.

Какие батареи установить вместо старых

Если все-таки принято решение заменить радиаторы, нужно позаботиться о выборе нового оборудования. Современные батареи могут быть:

  • чугунными;
  • стальными;
  • алюминиевыми;
  • биметаллическими.

Чугунные

Старые добрые радиаторы из чугуна продолжают пользоваться популярностью. Если в доме были установлены такие батареи и решено менять их на новые устройства из того же материала, то не придется тратить деньги и время на проведение экспертизы перед установкой.

Варианты размеров чугунных изделий

Достоинства чугунных батарей:

  • долговечность и надежность;
  • неподверженность коррозии;
  • устойчивость к гидравлическим ударам.

Стальные

Батареи, выполненные из стали, могут быть двух видов:

Стальные модели

Достоинства таких радиаторов:

  • продолжительный срок эксплуатации;
  • способность выдерживать большое рабочее давление – 16 атмосфер.
  • низкая устойчивость к гидравлическим ударам или механическим воздействиям.

Алюминиевые

Приборы этого типа могут различаться по функциональности и форме.

Достоинства алюминиевых батарей:

  • разнообразие вариантов изделий;
  • малый вес, позволяющий осуществлять монтаж радиаторов в одиночку;
  • быстрое реагирование на изменение температуры теплоносителя.

Алюминиевые радиаторы

  • необходимость отвода воздуха;
  • недопустимость контакта с другими металлами из-за угрозы разрушения вследствие химической реакции.

Биметаллические

Самыми современными приборами отопления являются биметаллические радиаторы. Снаружи они выполнены из алюминия, сердечник сделан из высокопрочной стали.

Биметаллические радиаторы

Достоинства биметаллических систем:

  • повышенная износоустойчивость;
  • химическая стабильность, позволяющая соединять радиатор с медными трубами;
  • высокий уровень теплоотдачи;
  • презентабельный внешний вид.
  • большая стоимость;
  • непереносимость частых сливов воды.

Мастер-универсал
Предприниматель
Более 17 лет опыта
Более 100 завершенных объектов

В доме произвели кап.ремонт поменяли систему отопления.Ремонт не производился 35 лет,срок эксплуатации чугунных труб истек.Сказали,что поставили новые чугунные радиаторы,не прошло и года радиаторы в 6местах поржавели.Документы и техничекий паспорт не предьявили.Попросила показать тех.паспорт на мою квартиру,сказали не положено.Сняла радиаторы,вид у них оказался ужасный,окрашены три раза и такое впечатление,что протояли они лет 70.Вытекло очень много грязи,хорошо,что в квартире идет ремонт,а так ‘’накрылся’’бы мой ламинат.Где можно получить информацию по установке радиаторов управляющей компанией?правила установки?Заранее благодарна.

Зимой потекла батарея,решили заменить,В мае подал заявку в УК,они сказали что радиатор мой а остальное с ихней стороны.Заявка была подана 11 мая 2021,должны были придти 12 мая.Но увы.Звонил 04 июня,сказали что забыли про заявку.Приехали 25 июня 2021г. Посмотрели и сказали, с вас 3000 руб. за работу. Сказали по чему мы решили поставить чугунную а не другую (стоит чугунная).К согласию не пришли,отказался платить слесарям 3000 руб. Ждем зимы.

Не надо никаких юристов. С договором — в прокуратуру.

Не редко у собственников квартир при прорыве радиатора отопления в квартире и причинения материального ущерба как себе, так и собственникам нижерасположенных квартир при их залитии водой, возникает вопрос: А кто же все таки отвечает за надлежащее содержание и ремонт этих радиаторов – сам собственник или управляющая организация (ТСЖ, Кооператив или иное лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества МКД)? На ком лежит обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного залитием квартир?

Ответ на данный вопрос прост: если на ответвлениях от стояков отопления до радиатора отопления установлены отключающие устройства (запорная арматура, перекрывающий кран) то такой радиатор отопления является собственностью собственника жилого помещения и за его надлежащее содержание и своевременный ремонт отвечает собственник. Если такого отключающего устройства на ответвлениях от стояка отопления до радиатора нет, то радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, за исправность которого отвечает управляющая организация.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу указанных норм жилищного законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.

Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

При отнесении обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.

При отсутствии отключающих устройств перед радиаторами отопления в квартире ответственность за материальный ущерб и моральный вред, причиненный собственникам помещения залитием квартир несет управляющая организация, в силу следующего.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Минстрой РФ опубликовал разъяснительное письмо, в котором ссылаясь на Жилищный Кодекс, Постановление Правительства №491 и решение Верховного Суда РФ, определил, что внутриквартирные радиаторы отопления могут относиться к общему имуществу собственников помещений в МКД, если на них не установлена запорная арматура. Обо всём подробнее поговорим в сегодняшней статье.

Разъяснения Минстроя

В одной из предыдущих статей мы поднимали тему ремонта оборудования в квартире собственника. Тогда мы разбирались в вопросе, за чей счёт: собственника или управляющей организации, - должен выполняться ремонт внутриквартирного инженерного оборудования.

В частности затрагивался и момент с ремонтом радиаторов отопления в квартире. В подтверждение наших доводов 1 апреля 2016 года опубликовано письмо Минстроя, которое расставляет все точки над i.

В своём Письме №9506-АЧ/04 от 01.04.2016 года “По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов” Минстрой России попытался донести до управляющих организаций, являются ли квартирные радиаторы отопления общим или личным имуществом собственников.

Так, министерство ссылается на п.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ и п.2 Правил содержания общего имущества (ПП РФ №491 от 13.08.2006), согласно которым к составу общего имущества собственников помещений в МКД относится “механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)”.

Также ведомство в своём письме ссылается на п.6 Правил содержания общего имущества, в соответствии с которым в состав общего имущества входит “внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях”.

Основываясь на вышеизложенном, ведомство приходит к выводу, что внутридомовая система отопления состоит из совокупности стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, ОДПУ теплоэнергии и прочего оборудования, расположенного на этих сетях.

Позиция Верховного Суда РФ

Минстрой в этом вопросе ссылается также на позицию, отражённую в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. №ГКПИ09-725. Суд даёт заключение о том, что отопительное оборудование в МКД, включая внутриквартирные радиаторы отопления, может быть отнесено к общему имуществу только, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

Аналогичная норма содержится и в п.5 Правил содержания общего имущества. Она утверждает факт, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы вместе со стояками и ответвлениями от них до первого отключающего устройства, ОДПУ, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, механического, электрического, санитарно-технического и прочего оборудования, расположенного на этих сетях.

Все эти вместе взятые пункты Правил во взаимосвязи с ч.1 ст.36 ЖК РФ дают основания полагать, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД могут быть включены только те обогревающие элементы (радиаторы) отопительной системы, которые обслуживают более одной квартиры.

Радиаторы отопления, установленные в квартирах собственников помещений в МКД, имеющие отключающие устройства на ответвлениях от стояков внутридомовой отопительной системы, которые обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст.26 ЖК РФ), не входят в состав общего имущества в МКД.

Основываясь на вышеизложенных нормах жилищного законодательства, Верховный Суд РФ пришёл к выводу, что обогревающие элементы внутридомовой отопительной системы, обслуживающие только одну квартиру, не включаются в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

Выводы

Взяв за основу данное решение Верховного Суда, а также нормы ст.36 ЖК РФ и пункты Правил содержания общего имущества, Минстрой обобщил и сделал вывод, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД включаются “обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир”.

Однако министерство сделало оговорку, что в соответствии с пп "а" п.1 Правил содержания общего имущества состав общего имущества МКД в целях исполнения обязанности по его содержанию может определяться собственниками на общем собрании.

Кроме того, утверждённый состав общего имущества МКД, в отношении которого осуществляется управление, является существенным условием договора управления МКД (п.1 ч.3 ст.162 ЖК РФ). Собственники и управляющая организация в приложении к договору управления МКД могут прописать разграничение зоны эксплуатационной ответственности по границам отопительной системе. Таким образом, ответственность за обогревающие элементы (радиаторы) в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение, может быть возложена на собственника помещения.

Ответственность же за стояки, отключающие устройства на ответвлениях от них в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, берёт на себя управляющая организация. Поэтому важно указать в договоре управления состав общего имущества МКД, в отношении которого осуществляется управление.

Таким образом, Минстрой ещё раз подтвердил тот факт, что если на радиаторах (батареях) отопления внутри квартир имеются отключающие устройства (запорная арматура), то они не относятся к общему имущества собственников помещений МКД. Если таких отключающих устройств нет, то радиаторы (батареи) отопления включаются в состав общего имущества собственников помещений МКД.

В конце письма Минстрой с делал небольшую ремарку о том, что согласно п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (ПП РФ №1009 от 13.08.1997), письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами.

Поэтому письма Минстроя разъяснительного свойства по вопросам применения нормативно-правовых актов носят чисто информационный характер, не являются призывом к действию и не направлены на установление, изменение или отмену действующих правовых норм. Содержащиеся в письмах разъяснения не могут являться общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО "Управляющая организация "Десятка Завеличье" (далее - ООО "УО "Десятка Завеличье", общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "УО "Десятка Завеличье" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., ООО "УО "Десятка Завеличье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила).

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В силу подпункта "з" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее - административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта "д" пункта 10 и подпункта "з" пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 - 6), предписанием (л.д. 7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 - 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю. заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Подпунктом "д" пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.

При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.

Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.

Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.

Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.

Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "УО "Десятка Завеличье" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО "УО "Десятка Завеличье", - без удовлетворения.

Читайте также: