Что является источником власти и управления а собственность б знания в техника в люди

Обновлено: 15.05.2024

Реальная власть возникает на основе зависимости подвластных от властвующих в вопросах, связанных с удовлетворением тех или иных потребностей людей, и может порождаться различными источниками.

1). Общепризнанным источником власти в государстве является сила. Власть в государстве часто даже отождествляется с насилием. Действительно, одним из источников власти может служить возможность осуществлять насилие с помощью вооруженных сил и других силовых органов. Как известно, существующие в большинстве современных обществ структуры и механизмы политической власти возникли в результате революционных или иных насильственных действий.

2). Другим источником власти обычно считается богатство (деньги, собственность). В более общем виде источником власти является возможность распоряжаться определенными ресурсами – деньгами, рабочей силой, рабочим временем, технологиями, материальными средствами. Как правило, руководитель более высокого уровня имеет власть над руководителем более низкого ранга благодаря своей возможности распределять большее количество ресурсов.

3). В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословиюявлялась непременным условием доступа к власти. В современном обществе занимаемое положение или должность являются одним из важнейших оснований власти. Орган власти (руководитель) в организации получает власть прежде всего благодаря своему служебному положению в формальной структуре отношений и возможности принимать решения по вопросам, которые значимы для подчиненных. В данном случае говорят об административной власти руководителя (органа власти). Полномочия руководителя, как правило, предусматривают возможность поощрять и наказывать подчиненных, назначать на должность, снимать с должности, повышать в должности, повышать заработную плату и т.д. Всё это создает определенную зависимость подчиненных от руководителя.

4). Знания, опыт всегда служили источником власти. Власть порождается также доступом к нужной и важной информации, так как информация служит основой для принятия и осуществления эффективных управленческих решений.

6). В качестве источника власти исследователи выделяют и привычку подчиняться, основанную на традициях, обычаях без какого-либо рационального обоснования. Так, в традиционных обществах глава семейства обретает власть чаще всего в силу традиций, а не по своим личным качествам. В определенной мере традиции могут поддерживать и власть руководителя в организации.

Среди перечисленных и многих других источников все же три источника власти, — насилие, богатство и знание — всегда были и остаются наиболее значимыми и образуют так называемую триаду власти.


Все три источника могут использоваться почти на всех эта­жах жизни общества — от родного дома до политической арены, но качество власти, порождаемое каждым из источников, разное. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Это порождает низкокачественную власть. Богатство - более удобный, гибкий и многосторонний инструмент власти. Оно порождает власть среднего качества. Самую высококачественную властьдает применение знаний.

При анализе властных отношений выделяютсяосновные компоненты власти: субъект, объект, а также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало властных отношений. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в системе. В роли субъекта власти выступают не только облеченные властью физические лица, но и субъекты в виде государства, правительства, парламента и других органов и образований.

Власть – всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Объект власти – относительно пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего субъекта власти. Ими могут быть индивид, социальная группа, организация, регион, муниципальное образование и т.д.

Народ мо­жет быть и объектом, и субъектом власти. Демократическое устройство общества предполагает (по определению) власть народа, которую он реали­зует непосредственно (непосредственная демократия) и опосре­дованно, через своих представителей в высших органах полити­ческой власти (представительная демократия).

Под ресурсами власти понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта, все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Другой классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, информационные и силовые.

Экономические ресурсы связаны с возможностью распоряжаться денежными и материальными средствами.

Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Центральное место в этой системе занимают престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, и система разного рода привилегий. Ресурсом власти является сам человек. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Важным ресурсом для власти является доверие, позволяющее фактиче­ски влиять на умы и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять.

Информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть практически во всех странах мира. Средствам массовой информации принадлежит весьма важная роль как во время становления политической власти, так и в период ее функционирования.

Силовые ресурсы – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д.

Административные ресурсы. Государственная власть, например, располагает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, обладает монополией на при­нуждение граждан к выполнению законов, и специальным аппаратом при­нуждения.

Возможности власти в организации зависят от таких ресурсов, как количественный состав органов управления, владе­ние собственностью, деньгами, информацией, квалифика­цией, опытом, знаниями.

В эмпирических исследованиях это утверждение подтвердилось и кроме того было выявлено, что равные акторы, имеющие большее количество альтернатив для достижения своих целей, будут менее зависимы от своих партнеров и тем самым будут обладать большей властью —альтернативы увеличивают доступ к ценностным ресурсам. Акторы, у которых есть возможность в социальной сети взаимодействовать с большим количеством партнеров, также в процессе обмена будут обладать большей властью.

Читайте также: