Мишина с в муниципальная собственность особенности и проблемы формирования

Обновлено: 25.04.2024

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории РФ не было, а во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления.

Главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.

Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности. Данными соображениями и обусловлен выбор темы исследования.

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;

- изучить способы формирования муниципальной собственности;

- установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственность;

- рассмотреть особенности и проблемы в управлении муниципальной собственностью;

- на основе выводов дать конкретные предложения по развитию системы управления муниципальной собственности.

Предметом данной работы являются управленческие отношения по поводу муниципальной собственности в г.Казани. Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.

При выполнении работы использовались общенаучные методы - аналогия, сравнение, описание, и анализ документов (законов, других нормативных правовых актов).

При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме управления муниципальной собственностью на современном этапе.

Для более качественного изучения вопроса управления муниципальной собственностью в рамках дипломного проекта необходимо больше публикаций, посвящённых именно управлению муниципальной собственностью. Большинство авторов заостряют своё внимание на процессе формирования муниципальной собственности, процессах приватизации и прочее.

Глава 1. Муниципальная собственность в Российской Федерации

Понятие и состав муниципальной собственности

Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения.

Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.

Основания приобретения права собственности классифицируются на общегражданские и специальные способы возникновения права собственности.

Таким образом, различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности сводится, по его мнению, к отсутствию или наличию правопреемства, то есть преемства прав и обязанностей владельцев вещи.

Характерными особенностями муниципальной собственности являются:

- непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;

- воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;

- отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;

- муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления.

В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований, в данной работе состав муниципальной собственности будет рассмотрен на примере г.Казани.

Формирование муниципальной собственности

Формирование муниципальной собственности муниципальных образований, сформированных на основе Федерального закона, связано с перераспределением и разграничением государственного и муниципального имущества. Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:

1) перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

2) разграничение имущества прежних муниципальных образований между новыми муниципальными образованиями разных типов - муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, городскими округами.

В плане разграничения недвижимого имущества можно выделить два правовых режима:

1) обязательная передача имущества от одного органа публичной власти другому;

2) факультативная (по согласованию) передача имущества от одного органа публичной власти другому.

Очевидно, что муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов местного бюджета, роста экономического потенциала территории. В связи с этим полагаем, что перечень муниципального имущества, возможно, привести в большее соответствие с вопросами местного значения, основываясь при этом на принципе его эффективного использования. О некоторых проблемах правового регулирования и правоприменительной практике реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления.

Таким образом, важное значение, для формирования муниципальной собственности имеет процесс разграничения объектов собственности между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями.

В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование имущественных отношений в указанной сфере, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества, привлекать частный бизнес для предоставления социально-бытовых услуг населению, используя в этих целях, в частности, концессионные соглашения.

Процесс передачи имущества в собственность поселений и муниципальных районов значительно замедлило и затруднило несвоевременное и неполное законодательное регулирование порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями.


Актуальность данной темы можно рассматривать с точки зрения перспектив развития местного самоуправления. Поскольку муниципальная собственность является одной из экономических основ местного самоуправления. В данной статье представлен краткий обзор проблем, которые существуют в управлении муниципальной собственностью.

Ключевые слова: муниципальная собственность, проблемы управления муниципальной собственности, управление муниципальной собственностью, критерии эффективного управления муниципальной собственностью.

The relevance of this topic can be viewed from the perspective of the development of local government. Since municipal property is one of the economic foundations of local government. This article provides a brief overview of the problems that exist in the management of municipal property.

Keywords: Municipal property, problems of municipal property management, management of municipal property, criteria for effective management of municipal property.

В составе муниципальной собственности находится местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Одним из условий социально-экономического развития муниципального образования является высокоэффективное управление муниципальной собственностью. Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования, осуществляемая в определенных федеральным законодательством формах и пределах, посредством формирования, эффективного использования, обеспечения учета, сохранности и воспроизводства муниципальной собственности. [4].

Одним из критериев эффективного управления муниципальным имуществом является, качественный результат деятельности, ценой наибольшей экономии ресурсов. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении муниципальными активами, в связи с чем нуждается в необходимости создания системы кадровой подготовки, аттестации управляющих и четкого учета имущества, находящегося в собственности муниципального района, и пользователей этого имущества [5]. Обеспечение постоянного и действенного контроля за выполнением имущественных обязательств пользователей муниципального имущества позволит распознавать объект и определять его значимость и основные свойства, а также это сможет обеспечить ему сохранность и исключит злоупотребления со стороны пользователя этого имущества.

Ни для кого не секрет, что на данный момент существует множество проблем, возникающих при управлении муниципальной собственностью. А именно такие проблемы, как малоразвитость социально-экономической инфраструктуры, финансовая зависимость муниципальных образований от субъектов Российской Федерации, отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций в сектор экономики, нехватка конкурентоспособной продукции и услуг.

Также одной из неурегулированных проблем до настоящего времени, является проблема, связанная с разграничением собственности на государственную и муниципальную. Последствиями которой является выполнение несвойственных функций органами местного самоуправления в экономико-хозяйственном секторе. Виной всему является единый публично-правовой статус субъектов муниципальной и государственной собственности. А отсутствие должной нормативной базы, регулирующей эти отношения, только усугубляет ситуацию.

Таким образом, на сегодняшний день, существует масса проблем, которые невозможно решить без активных действий государства, по регулированию данных отношений, путем устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а так же внесением дополнений в нынешние федеральные и региональные нормативно-правовые акты. Тут же можно сказать о том, что динамичное развитие экономики муниципального образования может обеспечить принятие новых форм и методов управления муниципальной собственностью.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, Земельный кодекс, имущество, муниципальное имущество, предприятие, управление, эффективное управление.

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории РФ не было, а во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления.

Главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.

Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности. Данными соображениями и обусловлен выбор темы исследования.

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;

- изучить способы формирования муниципальной собственности;

- установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственность;

- рассмотреть особенности и проблемы в управлении муниципальной собственностью;

- на основе выводов дать конкретные предложения по развитию системы управления муниципальной собственности.

Предметом данной работы являются управленческие отношения по поводу муниципальной собственности в г.Казани. Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.

При выполнении работы использовались общенаучные методы - аналогия, сравнение, описание, и анализ документов (законов, других нормативных правовых актов).

При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме управления муниципальной собственностью на современном этапе.

Для более качественного изучения вопроса управления муниципальной собственностью в рамках дипломного проекта необходимо больше публикаций, посвящённых именно управлению муниципальной собственностью. Большинство авторов заостряют своё внимание на процессе формирования муниципальной собственности, процессах приватизации и прочее.

Глава 1. Муниципальная собственность в Российской Федерации

Понятие и состав муниципальной собственности

Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения.

Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.

Основания приобретения права собственности классифицируются на общегражданские и специальные способы возникновения права собственности.

Таким образом, различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности сводится, по его мнению, к отсутствию или наличию правопреемства, то есть преемства прав и обязанностей владельцев вещи.

Характерными особенностями муниципальной собственности являются:

- непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;

- воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;

- отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;

- муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления.

В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований, в данной работе состав муниципальной собственности будет рассмотрен на примере г.Казани.

Формирование муниципальной собственности

Формирование муниципальной собственности муниципальных образований, сформированных на основе Федерального закона, связано с перераспределением и разграничением государственного и муниципального имущества. Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:

1) перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

2) разграничение имущества прежних муниципальных образований между новыми муниципальными образованиями разных типов - муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, городскими округами.

В плане разграничения недвижимого имущества можно выделить два правовых режима:

1) обязательная передача имущества от одного органа публичной власти другому;

2) факультативная (по согласованию) передача имущества от одного органа публичной власти другому.

Очевидно, что муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов местного бюджета, роста экономического потенциала территории. В связи с этим полагаем, что перечень муниципального имущества, возможно, привести в большее соответствие с вопросами местного значения, основываясь при этом на принципе его эффективного использования. О некоторых проблемах правового регулирования и правоприменительной практике реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления.

Таким образом, важное значение, для формирования муниципальной собственности имеет процесс разграничения объектов собственности между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями.

В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование имущественных отношений в указанной сфере, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества, привлекать частный бизнес для предоставления социально-бытовых услуг населению, используя в этих целях, в частности, концессионные соглашения.

Процесс передачи имущества в собственность поселений и муниципальных районов значительно замедлило и затруднило несвоевременное и неполное законодательное регулирование порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями.

Ст.50 гл.8 ФЗ 2003 закрепляет объекты муниципальной собственности, при этом объектный состав различается в зависимости от вида муниципального образования т.е. для сельских и городских поселений для муниципальных районов и городских округов.

Становление: В основе нормативного регулирования муниципальной собственности находится закон о собственности РСФСР 1991г., постановление президиума верховного совета РСФСР о разграничении гос-ой собственности на федеральную, собственность субъектов и муниципальную дек. 1991г. В этом постановлении было приложение №3, в котором был приведен перечень объектов, которые могли находиться в муниципальной собственности (появление реестров муниципальной собственности). Учет муниципальной собственности был в руках представительных органов и администрации. В октябре 1993г. появляется указ президента о реформе местного самоуправления, в соответствии с которым деятельность представительных органов была прекращена, а их полномочия были переданы администрациям + комитеты по управлению муниципальной собственностью. Т.о. в одних руках сосредоточились объекты и возможность управлять ими. Именно в этот период времени прошел интенсивный процесс приватизации, когда в течении 2 лет 80% муниципальной собственности было приватизировано. При этом важно учитывать, что наше местное самоуправление было создано с учетом его деятельности на основе прибыли получаемой от деятельности муниципальный предприятий. Реестр муниципальной собственности ведется комитетами по управлению имуществом, в нем учитываются: муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, муниципальные жилые и не жилые здания, строения и сооружения, муниципальные пакеты акций в уставном капитале акционерных обществ, имущество структурных подразделений, органов местного самоуправления имеющих самостоятельный бюджет, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства.

Особенности современного состояния объектов муниципальной собственности: основанная масса объектов это объекты социальной направленности сферы услуг, высокая доля убыточных и доходопотребляющих объектов малая доля предприятий производственной и торговой сферы,

существенный проблемы в вопросах правового регулирования, передачи объектов гос-ой собственности в муниципальную

Перспективы развития муниципальной собственности:

необходимо создать систему целевых бюджетных фондов,

необходимо направлять часть средств 30-40% для развития муниципальной собственности от фонда финансовой поддержки субъектов, необходимо разработать соответствующую процедуру отбора объектов поддержки,необходимо перейти к схемам финансирования на содержание социальных объектов на основе регулирования финансово-экономических отношений между предприятиями и местными бюджетами.

Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего: в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8);

в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132). Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также ГК РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, другими законами и нормативными правовыми актами.

Понятие “муниципальная собственность” было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. “О собственности в РСФСР”, утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.

Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также==№52==другим муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет, согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

• средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; • имущество органов местного самоуправления; • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; • муниципальные предприятия и организации; • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; • муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

• другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29). Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Процесс формирования муниципальной собственности еще не завершен, как нельзя считать завершенным и процесс формирования муниципальных образований. Закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит ст. 61 о формировании муниципальной собственности, в соответствии с которой субъекты федерации должны передавать в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности, но необходимые для решения вопросов местного значения.

Муниципальная собственность — одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования.


Рассматриваются условия становления отечественного института муниципальной собственности и местного самоуправления; дается обзор правовых актов 1990-х годов о публичной собственности и местном самоуправлении.

И.Ю. Синдеева,

Е.В. Черникова,

Рассматриваются условия становления отечественного института муниципальной собственности и местного самоуправления; дается обзор правовых актов 1990-х годов о публичной собственности и местном самоуправлении; анализируются особенности формирования муниципальной собственности и управления муниципальной собственностью; приводится обзор судебной практики по делам о признании недействительными правовых актов органов местного самоуправления.

Ключевые слова: муниципальная собственность, местное самоуправление, государственные и муниципальные предприятия, законодательство, управление публичной собственностью, органы по управлению муниципальным имуществом.

Наряду с изменением политического устройства общества, приватизацией государственных и муниципальных предприятий в 1990-х годах реформы местного самоуправления и отношений собственности относятся к явлениям, непосредственно повлиявшим на жизнь каждого гражданина.

Начало процесса становления отечественного законодательства о муниципальной собственности условно можно отнести к 1990 году. Поскольку до 1990-х годов научное, практическое и бытовое представление о государственной собственности мы имели, понятие муниципальной собственности не было настолько новым и неведомым, как, например, понятие приватизации. Однако, несмотря на уже сложившиеся отношения в сфере муниципальной и вообще публичной собственности, в правоприменительной практике возникают проблемы и споры, связанные с разграничением публичной собственности, признанием и защитой права муниципальной собственности, защитой прав лиц, приобретших объекты муниципальной собственности. Корни этих проблем нередко уходят в период формирования муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 23 данного закона в муниципальной собственности района, города и входящих в них территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета, внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в жилых домах, объекты инженерной инфраструктуры. В муниципальной собственности могут находиться предприятия, среди которых предприятия сельского хозяйства, бытового обслуживания, культуры, имущественные комплексы, учреждения народного образования. Распоряжение и управление муниципальной собственностью осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

Таким образом, к 1991 году сложилось представление о том, какие объекты могут входить в состав муниципальной собственности, а также было определено, что управляют муниципальной собственностью местные Советы народных депутатов, а фактически — исполкомы местных Советов.

Объекты, не указанные в приложениях, независимо от того, на чьем балансе они находятся, считаются федеральной собственностью. Такие объекты могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации на основании предложения их высших органов. Субъекты Российской Федерации вправе передать имущество, находящееся в их собственности, в муниципальную собственность.

Серьезный сдвиг в решении проблемы управления публичной собственностью произошел с образованием органов Госкомимущества и комитетов по управлению имуществом в городах и районах. Это был специальный орган, который, в отличие от исполкомов Советов различных уровней, занимался исключительно управлением государственной и муниципальной собственностью, разработкой и реализацией программы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Создается специализированное финансовое учреждение при Правительстве РФ —Российский фонд федерального имущества (РФФИ), фонды имущества республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов.

Споры о праве собственности на такие объекты не завершены и сейчас.

Особое место в формировании института управления муниципальной собственностью имеет законодательство о местном самоуправлении. В Законе о местном самоуправлении в СССР дается понятие местного самоуправления: это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальной единицы на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы. Экономической базой местного самоуправления являются природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения потребностей местного населения.

Впоследствии в законодательстве произошли изменения, касающиеся, в частности, объектов, относящихся к муниципальной собственности. Однако суть местного самоуправления и муниципальной собственности была выявлена еще тогда. В ст. 138 Конституции РСФСР 1978 года указывается, что местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти — местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления, местную администрацию, местные референдумы, иные территориальные формы общественного самоуправления. Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность.

Особое место в определении правового содержания местного самоуправления, муниципальной собственности принадлежит Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ. В соответствии со статьями 130, 132 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и специальные органы в рамках их компетенции.

Таким образом, понятие муниципальной собственности законодательно определяется через понятие имущества, объектов, принадлежащих муниципальным образованиям.

В науке существуют и иные определения муниципальной собственности. Например, Л.А. Чердакова считает муниципальной собственностью не имущество, а сложную систему экономических и юридических отношений между населением муниципального образования, органами местного самоуправления и государством в лице его органов по поводу природных ресурсов, имущества и денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию [15]. Но любая собственность, в том числе и личная — это прежде всего имущественные объекты, денежные средства. И законодатель, и ученые единодушно признают муниципальную собственность экономической основой местного самоуправления.

Вполне обоснованным представляется определение управления публичным имуществом, данное А.В. Винницким: это деятельность органов публичной администрации по реализации посредством издания административных актов и заключения договоров предоставленных ей полномочий, направленных на осуществление прав и исполнение обязанностей публичного собственника в целях выполнения государственных и муниципальных функций [6].

Вызывает дискуссии вопрос, кто является субъектом права муниципальной собственности: органы местного самоуправления, население муниципального образования или само муниципальное образование [16]? Каждая позиция имеет обоснование и находит своих сторонников.

Теперь — о некоторых практических проблемах, связанных с правом муниципальной собственности, не нашедших окончательного разрешения с начала девяностых годов прошлого века. Трудности при разрешении дел, вытекающих из споров о праве собственности, нередко состоят в правильном применении надлежащего правового акта (в 1990-е годы они изменялись постоянно, но не всегда последовательно и обоснованно).

Заявления о признании принятых главами поселковых и сельских Советов в 1992—1993 годах постановлений о предоставлении во владение, временное пользование, в собственность земельных участков в пределах поселка, сельсовета, а также из фонда других земель, переданных в ведение поселкового, сельского Совета, недействительными (так формулировались требования в заявлениях, подаваемых в суды общей юрисдикции), еще несколько лет назад в основном удовлетворялись. То, что главы поселковых и сельских Советов на тот период обладали полномочиями на предоставление земельных участков, обычно в решениях суда не отражалось.

Вряд ли подобные решения можно назвать обоснованными и справедливыми. Исковая давность по заявлению стороны в споре применялась далеко не всегда, хотя превышение на 15—20 лет 3-месячного срока для оспаривания ненормативного акта — постановления главы поселковой и сельской администрации — является, пожалуй, достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В последние годы суды чаще применяют исковую давность [11]. Появились и решения, в которых отказ в таких заявлениях, исках законодательно обосновывается с анализом изменений правовых актов 1990-х годов [2; 3; 4].

Непростая ситуация сложилась и с реализацией гражданами прав на земельные доли и имущественные паи. Получив свидетельство о праве собственности на земельную долю, работник сельскохозяйственной коммерческой организации (прежде — совхоза) нередко отчуждал ее, соблюдая, со своей стороны, порядок отчуждения. Затем сделка признавалась судом недействительной, например, в связи с тем, что был нарушен порядок проведения общего собрания участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации или порядок принятия решения администрацией района о передаче земли в общую собственность членов сельскохозяйственной организации. Также страдал добросовестный приобретатель. Тема споров по поводу прав на земельные участки, право собственности на которые оформлено в те годы, заслуживает отдельных исследований.

Когда формировалось законодательство о муниципальной собственности и все наше современное законодательство, органам местного самоуправления и органам по управлению муниципальным имуществом приходилось не только изучать законы и готовить проекты правовых актов, но и предпринимать конкретные шаги по формированию муниципальной собственности: принимать объекты, находящиеся на территории муниципального образования, в муниципальную собственность, регистрировать право муниципальной собственности на недвижимое имущество. Нередко правоустанавливающие документы на недвижимое имущество (советские) не позволяли определить, к какому виду публичной собственности данный объект следует отнести. При этом объект надо обслуживать, принимать меры по его сохранности. В этом случае создавалась комиссия из сотрудников органа по управлению муниципальным имуществом, которая и осуществляла прием объекта в муниципальную собственность, если он по своим характеристикам попадал в список объектов, относящихся, согласно Постановлению № 3020-1, к муниципальной собственности. Случалось, что передающей стороны не было, хотя в здании фактически находились люди, которые уклонялись от дачи объяснений по поводу занятия ими объекта.

После вступления в силу части первой ГК РФ право муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи признается в судебном порядке, с соблюдением ряда условий и выполнением определенных процедур. Но эта практика получила распространение лишь с 1995 года. А тогда комитеты по управлению имуществом, органы местного самоуправления после приема комиссией объекта в муниципальную собственность, издания главой администрации района соответствующего постановления, обращались в Бюро технической инвентаризации, которое не только осуществляло учет и инвентаризацию имущества, но и зачастую проводило государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Только приняв срочные меры по инвентаризации объекта и постановке его на соответствующий баланс можно было сохранить этот объект.

Обстоятельства, при которых осуществлялся прием имущества в муниципальную собственность, иногда служили причиной неправомерных решений местных администраций, которые из благих побуждений могли ошибочно отнести объект к муниципальной собственности. Уже в 1990-е годы суды нередко признавали такие решения недействительными, указывая, например, что здание относится к федеральной собственности, так как его строительство производилось на средства, выделенные Министерству обороны СССР или другому министерству.

Подобные ситуации могли возникать и при внешне правомерной передаче здания в муниципальную собственность надлежащими представителями передающей стороны. Дело в том, что в советский период документы на здание нередко не являлись по своему правовому смыслу правоустанавливающими, а содержали лишь характеристики здания: год постройки, указание на то, кирпичное оно или деревянное, этажность. Подробности финансирования строительства объекта, ведомственная принадлежность здания выяснялись уже в судебном заседании. Только тогда можно было сделать правильный вывод об отнесении такого объекта к определенному виду публичной собственности. Так формировалась практика рассмотрения дел о признании права муниципальной собственности, о защите муниципальной собственности, о праве публичной собственности на неразграниченные объекты [12; 14].

Таким образом, отечественное законодательство о муниципальной собственности начало развиваться в непростых условиях. Сейчас о местном самоуправлении и о муниципальной собственности написаны научные труды, составлены типовые договоры на все случаи управления и распоряжения публичной собственностью. А в те годы отношения по поводу муниципальной и любой публичной собственности представлялись весьма сложными, так как не были законодательно урегулированы, и стороны этих отношений не имели практического опыта и нужной квалификации.

Но и в настоящее время на управлении публичной собственностью сказываются особенности экономики переходного периода, который все еще не завершен. До сих пор не на все объекты публичной собственности имеются надлежаще оформленные правоустанавливающие документы, не устранена правовая неопределенность положения ряда объектов, собственность на многие объекты не разграничена. И все же именно в 1990-е годы в условиях разрушающейся промышленности, рассыпающихся межреспубликанских хозяйственных связей, инфляции, безработицы, спешной приватизации была проделана огромная работа по формированию муниципальной собственности, оформлению прав на нее. Управление муниципальной собственностью в то время, пожалуй, было более эффективным, чем управление некоторыми объектами государственной собственности, поскольку на территории района легче контролировать состояние объекта, правомерность его использования. Эффективнее проходит проверка использования муниципального имущества, работы муниципального предприятия, если сотрудникам комитета по управлению имуществом данный объект хорошо знаком, если они лично заинтересованы в поступлении денег от его использования в местный бюджет, так как живут в этом районе. В максимально короткий срок можно было назначить внеплановую проверку по факту нарушения в использовании муниципального имущества, запросить в БТИ документы на имущество, сразу их получить и пресечь нарушение. Такая оперативность невозможна при управлении государственным имуществом.

При всех трудностях и ошибках процесс формирования муниципальной собственности состоялся, и ныне действующие законы кардинально отношения в области муниципальной собственности не изменили. Конечно, не все сделанное в 1990-е годы можно оценить положительно, но процесс формирования законодательства по управлению муниципальной собственностью и сами действия по управлению муниципальной собственностью такой оценки заслуживают. Создана соответствующая законодательная база, сложилась судебная практика. Что касается споров о праве собственности на объекты, расположенные в муниципальных образованиях, то эта категория дел будет всегда присутствовать даже при самом совершенном законодательстве.

1. Апелляционное определение Московского областного суда от 17.02.2014 по делу № 33-318/2014.

2. Апелляционное определение Московского областного суда от 18.10.2012 по делу № 33-20800/2012.

3. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2014 по делу № 33-39695/2014.

4. Апелляционное определение Московского областного суда от 17.08.2014 по делу № 33-17918/2014.

5. Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. № 6.

6. Виницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013.

7. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью. М.: Юстицинформ, 2014.

8. Жевлакович М.С. О порядке передачи имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность // Российская юстиция. 2011. № 12.

9. Карасев А.Т., Елькина А.В. Конституционно-правовой статус местной администрации: общая характеристика // Российский юридический журнал. 2012. № 3.

10. Кирилин А.В. Правоспособность муниципальных образований // Право и экономика. 2006. № 2.

11. Определение Московского областного суда от 12.08.2010 по делу № 33-15424.

12. Определение Президиума Московского областного суда от 19.02.2004 № 131.

13. Паламарчук А.В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2014. № 3.

14. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.07.2002 № 8230/01, от 03.12.2002 № 3424/02; постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2014 № Ф03-4434/2014 по делу № А51-36527/2013; Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2014 по делу № А32-12911/2013.

15. Чердакова Л.А. Теоретико-правовые основы права муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23.

16. Чердакова Л.А. О субъектах права муниципальной собственности: дискуссии продолжаются // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: