Кто выступал за борьбу с политическим влиянием церкви за конфискацию части церковного имущества

Обновлено: 28.04.2024

Более ста лет прошло с момента установления Советской власти в России и начала репрессий против церкви, однако, до сих пор не установлено точное количество жертв, а главное – не даны ответы на вопросы о причинах и следствии этих процессов.

Революция в церкви

В Российской империи церковь была частью государственного аппарата, что не могло не привести к самым пагубным последствиям, как для народа, так и для самой церковной структуры. В начале ХХ века необходимость преобразований осознавалась подавляющим большинством духовенства, поэтому как только представилась возможность, был проведен Поместный Собор, избравший Патриарха.

Собор проходил на фоне революционных событий, в результате которых к власти пришли большевики. Одним из первых шагов советов было отделение церкви от государства и школы и отнятие собственности. Это поставило церковь в непривычные условия: впервые за почти тысячелетнюю историю христианства в России она оказалась лишённой государственной поддержи и могла опираться только на собственный авторитет.

Заседание поместного собора

Заседание поместного собора

Как известно, большевистская идеология базировалась на учении К. Маркса и Ф. Энгельса, которые хотя и видели несовместимость светлого коммунистического общества с верой в Бога, но полагали, что в процессе его становления, необходимость в религии отпадёт сама собой, без насилия.

Власть против религии

Церковный ренессанс

В церкви остались люди, по-настоящему искавшие опору в вере – духовенство и миряне, которые брали под свою опеку храмы. В это время открылись многочисленные образовательные учреждения для мирян – богословские курсы и институты, молодежные православные кружки.
Вероятно, столь неутешительная для новой власти ситуация побудила большевиков переосмыслить степень влияния Православия на народ, и прибегнуть к иным мерам.

Послевоенный период

Голод, постигший Россию в 1921 году, стал толчком к новой волне репрессий. По инициативе патриарха Тихона церковь собирала средства для поддержки нуждающихся всеми возможными способами, не затрагивая лишь предметов, необходимых для совершения богослужений. Однако в 1922 году был принят декрет ВЦИК, предписывающий конфисковать все без исключения драгоценности, находящихся в храмах.

Под сопротивлением понималась защита храмов священнослужителями, что повлекло за собой очередную волну уничтожения духовенства: были расстреляны 2691 священник,1962 монаха и 3447 монахинь.

К 1924 году всё духовенство и члены семей были лишены гражданских прав, что обрекало их на голодную смерть. В тюрьмах и лагерях побывало 66 архиереев – половина епископата.

Церковный НЭП

Процесс над митрополитом Вениамином

Процесс над митрополитом Вениамином

Коллективизация и духовенство

К концу 1920-х годов к либеральным мерам вновь добавились репрессивные. Это было связано с коллективизацией. Священники в селе были, как правило, одними из самых образованных людей, поэтому они осознавали, что принудительное обобществление приведёт деревню к разложению и упадку.

Сельское духовенство не поддерживало политики партии, но фактов открытых выступлений не было. Несмотря на это, оно было автоматически причислено к кулакам и высылаемо вместе с ними на сталинские стройки – в 1929 году Совнарком принял очередное постановление о переводе трудовых лагерей на самоокупаемость, для чего потребовались миллионы новых рабов.

Несмотря на репрессии и масштабную агитацию (численность СВБ к 1937 году достигла 5,5 млн. активистов), результат Всесоюзной переписи населения 1936 года произвел обескураживающее впечатление на партийное руководство СССР: неанонимный опрос показал, что 55% населения считают себя верующими, из них в селе 2/3 и 1/3 в городе.
Возможно, этот факт стал катализатором новых репрессивных процессов против духовенства.

Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

Большой террор

Только с августа по ноябрь 1937 года аресту подверглись 166 епископов, 9116 священников,2173 монаха. Из них расстреляли 4710 священнослужителей и 934 монашествующих.

Конфискация церковных ценностей

Конфискация церковных ценностей

Итоги, последствия

Присоединение новых земель к СССР в 1939 году и Великая Отечественная война приостановили репрессии в отношении духовенства. Сталин, одержимый идеей экспорта социализма в страны Балканского полуострова, начал проводить политику демонстрации соблюдения прав православных, чтобы заручиться поддержкой греческого епископата.
Идея так и не воплотилась в жизнь, но священников в СССР более не расстреливали. Вплоть до падения Советской власти в 1990-х годах партией был взят курс на притеснение церкви без физического уничтожения.

Священнослужители, вернувшиеся из лагерей и приобретшие там бесценный духовный опыт, в 1960–90 годах возглавили многие приходы и общины. Молодёжь, воспитанная под влиянием этих наставников, впоследствии возродила Православные традиции в России. Многие представители современного духовенства возросли под влиянием этих людей, и к концу ХХ века Русская Православная церковь пришла возрождённой и обновлённой.

С о второй половины XV в. наступает экономический переворот — появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие, и вместе с тем денежные отношения проникают в деревню и преобразовывают отношения между господами и крестьянами. Старые самодовлеющие феодальные миры теряют свою независимость, центробежные силы слабеют, крепнут силы центростремительные, и в XVI в. слагается Московское государство на развалинах прежних удельных княжеств и крупных боярских вотчин; оно зиждется уже на среднем и мелком поместном землевладении и на московской купеческой верхушке. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству; феодальные церковные миры уступают место московской централизованной митрополии, а потом и патриархии. В течение второй половины XV и всего XVI в. кипит на этой почве ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис феодальной церкви [1] сопровождается появлением разнообразных еретических течений: /79/ он заканчивается соборами XVI в., которые наряду с организационными мерами принимают также ряд мер для борьбы с еретиками. Динамика этой любопытной эпохи чрезвычайно запутанная, так как в ходе событий постоянно скрещивались, переплетались и сталкивались самые разнообразные течения, церковные и мирские, давая иной раз совершенно неожиданные и причудливые сочетания. В нашем изложении мы постараемся обозначить лишь главнейшие нити и наиболее важные узлы этих сплетений, допуская иногда для большей наглядности изображения некоторые отступления от хронологической последовательности и несколько упрощая сложные узоры событий.

Первые протестующие голоса против феодальной церковной организации и феодального благочестия стали раздаваться в конце XIV в.; начавшееся тогда еретическое движение в своей основе было городским, опиралось на молодое русское бюргерство, преимущественно на ремесленную его часть. Начавшись в Пскове, оно перекочевало в Тверь и Новгород, из Новгорода перекочевало в Москву, и, несмотря на все меры против него, оно в течение полутора веков продолжало гнездиться в Москве и других городах, изменяя свои формы и содержание, но неизменно сохраняя одну и ту же тенденцию: критиковать феодальную церковь и бороться с нею.

В начале XIV столетия Псков фактически стал вполне независимым от Новгорода в политическом отношении, и сейчас же замечается стремление псковичей добиться независимости от Новгорода и в церковном отношении. Церковная зависимость Пскова выражалась в хорошо уже известном нам праве новгородского архиепископа /81/ собирать пошлины с псковского духовенства за посвящение и пошлины десятинные и призывать псковских клириков к своему суду. Право суда новгородского архиепископа было опять-таки сопряжено со сборами и вовлекало псковских клириков в большие расходы, ибо суд совершался не в самом Пскове, а в Новгороде, куда клирикам приходилось ездить по зову владыки. Таким образом, зависимость псковской церкви от епископа носила чисто фискальный характер, по своей же организации псковская церковь была совершенно самостоятельной и выработала своеобразное устройство.

Видя неудачу легальной борьбы, осифляне прибегли к излюбленному методу интриг и заговоров, но и тут на первых порах их ждал неуспех. Они поддержали вторую жену Иоанна Софью, приверженцы которой составили /96/ в 1497 г. заговор на жизнь Дмитрия, но заговор был раскрыт, сын Софьи Василий попал под стражу, часть заговорщиков была казнена, а прочие приверженцы Софьи, они же противники еретиков, попали в опалу, в том числе Челяднины, личные друзья и покровители Иосифа. Это последнее событие парализовало некоторый успех осифлян, заключавшийся в том, что в 1495 г. им удалось добиться смещения Зосимы и замены его своим единомышленником Симоном, имевшим, правда, мало влияния. Вся борьба сосредоточилась после 1497 г. при дворе. Осифляне видели, что, пока они не добьются влияния на князя, им нечего и мечтать о сохранении своих позиций. Желанный миг наконец настал: в 1499 г. ловкая интрига, которую вела Софья, увенчалась успехом. Князь вернул свое расположение Софье и Василию, а вожди старобоярской партии попали в опалу. Ряполовскому отрубили голову, а отца и сына Патрикеевых постригли в монахи и сослали в заволжские скиты.

Хотя значение этого обряда пока что было чисто формальное, но он мог служить для осифлян перстом, указующим им их линию поведения. Не прекращая борьбы с еретиками, осифляне постепенно переносят борьбу на чисто политическую почву.

2. По-видимому, Н. М. Никольский имеет здесь в виду русского историка второй половины XIX в. К. Н. Тихонравова — знатока Владимирского края.

3. Бичевалыцики, или бичующиеся (флагелланты),—средневековые фанатики, подвергавшие себя всевозможным истязаниям во искупление грехов. Во время стихийных бедствий (например, эпидемии чумы в середине XIV в., землетрясения) движение флагеллантов приобретало характер массового психоза. Папы римские осудили это движение, содержавшее в себе элементы протеста против учения и обрядов католической церкви.

4. Имеется в виду историк второй половины XIX в. Никитский А. И., главные труды которого посвящены истории Пскова и Новгорода.

6. Катары (от греч.— чистые) — сторонники христианской ереси, существовавшей в Западной Европе в XI—XIII вв. Признавали наличие в мире злого начала (материальный мир) и доброго (духовная жизнь), отвергали всякую собственность, осуждали богатство, что отражало в религиозной форме неприятие эксплуататорского строя. Не признавали церковной иерархии, отрицали обряды, отвергали почитание мощей, икон и т. п. Уничтожены инквизицией.

7. Т. е. братством, общиной.

8. Лютеранство — одна из разновидностей протестантизма, возникшая в начале XVI в. в Германии. Его родоначальником был немецкий монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546), чье выступление против католической церкви было поддержано различными социальными слоями Германии, но прежде всего княжеско-бюргерской верхушкой. Распространено в Германии, Северной Америке, Скандинавских странах. В СССР лютеране имеются преимущественно в Прибалтийских республиках.

10. Очерк истории русской культуры, ч. II, 5-е изд. М., 1923, с. 38, 54

11. По-видимому, имеется в виду Панов И. И., протоиерей Владимирского собора в Петербурге, церковный историк.

12. Маркеллианство — учение епископа анкирского (IV в.) Маркелла; Маркелл выступал против Ария, который отказывался признать единосущность бога-отца и бога-сына, но в толковании догмата о троице сам впал в ересь. Массилианство — ересь, распространившаяся в V—VI вв. в монастырях, расположенных вокруг города Массилии (Марсель), отсюда название движения. В своем учении массилиане частично признавали точку зрения Пелагия, который считал, что достижение спасения больше связано с нравственными силами человека, со свободой выбора, чем с божественной благодатью..

13. Осифлянская партия — сторонники Иосифа Волоцкого

14. Пасхалия — свод правил и таблиц для исчисления дня празднования паски.

15. Каббала (древнеевр.— предание, традиция) — тайное религиозное учение, возникшее во II в. в среде приверженцев иудаизма. В XVI—XVIII вв. свелось к магии и колдовству, к символическому толкованию текстов Ветхого завета, в ходе которого словам и числам придавалось мистическое значение.

16. Т. е. совершали обряд причащения.

17. Ламентация (от лат. lamentatio) — жалоба, сетование.

18. Руга—в России XVI—XVIII вв. средства, отпускавшиеся государством на содержание церковного причта: главным образом городских церквей и монастырей, не имевших земли и других источников дохода.


Советское законодательство о религиозных культах в 20-30-х гг. XX в.: содержание и практика реализации, споры и дискуссии о реформировании правовой базы

И.М. Советов (М.И. Советов)

Советское законодательство о религиозных культах в 20-30-х гг. XX в.: содержание и практика реализации, споры и дискуссии о реформировании правовой базы

С созданием в
1924 г . при Президиуме ВЦИК Секретариата по делам культов во главе с П.Г. Смидовичем наметилась тенденция к реформированию правовой основы государственной вероисповедной политики.

Отчетливо проявились две точки зрения. Первая была связана с деятельностью Наркомата внутренних дел РСФСР (НКВД) и сводилась к необходимости разработки новой инструкции по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918). Считалось, что прежняя Инструкция от 30 августа 1918 г . безнадежно устарела и требовала существенной корректировки, обновления и внесения изменений. Вторая точка зрения, отстаивавшаяся Секретариатом ВЦИК, заключалась в обосновании необходимости принятия особого закона о культах с учетом назревшей потребности отказаться от наиболее жестких и изживших себя норм, при общей либерализации религиозного законодательства.

В противовес инициативе НКВД, Секретариат по культам предложил разработать и принять закон, регулирующий деятельность религиозных организаций в РСФСР. По логике разработчиков этого законопроекта, он должен был быть принят ЦИК СССР и СНК СССР, и таким образом стать не только российским законом, но и правовой базой для союзного государства в целом. К работе над разработкой закона, продлившейся до 1929 г ., были привлечены Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б), наркоматы внутренних дел и юстиции, Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), ВЦИК.

Разделы законопроекта: второй (ст. 10-11), третий (ст. 12-13), пятый (ст. 20-27), шестой (ст. 28) и седьмой (ст. 29-32), хотя в основном повторяли соответствующие статьи Инс­трукции 1918 г ., но в значительной мере освободились от мелоч­ной регламентации деятельности групп верующих, в них сокращены были разрешаемые ранее возможности вмешательства органов власти во внутрицерковную деятельность. Например, если ранее для совершения религиозных шествий и церемоний за пределами цер­ковной территории требовалось каждый раз письменное разреше­ние, то теперь предполагалось лишь согласование даты, времени и места их проведения. К тому же на праздничные хождения слу­жителей культа по домам верующих и вовсе не требовалось разре­шений.

Спустя год, в мае 1928 г ., П.Г.Смидович внес на рассмот­рение Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) разработанную им Инс­трукцию по вопросу отделения церкви от государства и школы от церкви. Текст этого документа (семь разделов, 88 статей) [2] вы­ходил за рамки простой ведомственной Инструкции и, по сущест­ву, представлял из себя федеральный законопроект, выражающий содержание и направленность вероисповедной политики государс­тва. С одной стороны, он явился результатом критического обоб­щения и сведения воедино декретов, постановлений, циркуляров, решений и т.п. государственных органов власти и управления различных уровней по проблемам свободы совести и вероисповеда­ний. А с другой — попыткой исключить из религиозного законода­тельства отживших, прежде всего запретительных, норм и вклю­чить в него нормы и положения, защищающие права верующих граж­дан и создаваемых ими религиозных организаций.

Особое раздражение ведомств и организаций — НКВД, ОГПУ, НКЮ, Антирелигиозной комиссии — на рассмотрение которых была направлена Инструкция, вызвало то, что ее предполагалось при­нять в законодательном порядке, от имени Президиума ВЦИК, и тем самым отринуть их узковедомственные интересы и утвердить общегосударственный интерес в данной сфере общественных и го­сударственно-церковных отношений.

Из доклада Ем. Ярославского

на заседании Оргбюро ЦК РКП(б)

Партия слишком мало обращает внимания на то, что в лице религиозных организаций капиталистические элементы имеют сложный и сильный аппарат агитации и пропаганды, имеющей за собой опыт столетнего влияния и опирающийся на невероятную техническую, культурную отсталость сельского хозяйства, на все еще сильное влияние кулачества. Я приведу коротенькие цифры: актив религиозных организаций составляет около 500 тысяч членов духовных советов, почти исключительно или, по крайней мере, наполовину – лишенные избирательных прав, бывшие помещики, торговцы, кулаки. Очень большое число теперь входит туда бывших меньшевиков и эсеров. Это главным образом – организаторы. Это есть легальная организация, прикрывающая очень гибкими формами политическую антисоветскую деятельность. Вот в чем дело. Они имеют, кроме того, 350 тысяч агитаторов и пропагандистов – служителей культа, затем около 100 тысяч монашествующих. Таким образом, если взять только этот актив, то мы получим около одного миллиона актива, политически иногда очень сильного, действительно пользующегося известным влиянием и имеющего определенную материальную базу, которой мы, безбожники, обычно не имеем. Это, прежде всего, готовые к их услугам хорошие помещения. В то время как нам приходится искать какую-нибудь комнату для антирелигиозного клуба или для Союза безбожников. У них 50 тысяч огромных помещений, которыми они бесплатно пользуются; по декрету об отделении церкви от государства они пользуются бесплатным помещением (См.: Таблица № 1).

Кроме того, наши советы и в особенности всякого рода отделы управления очень охотно отдают в наем торговые помещения под всякого рода молитвенные собрания евангелистов, баптистов и т.п. Поэтому и новые религиозные организации, которые были в подполье во времена царизма, теперь широко могут развернуть свою работу. Они имели до революции ½ миллиона, теперь имеют 2 ½ миллиона членов и пользуются помещениями даже в рабочих районах, в то время, как у нас нет таких помещений. Они имеют возможность заплатить дороже и получают эти помещения. Если взять весь этот актив, то получится уже несколько миллионов. Они имеют свою печать. Правда, им за последнее время значительно сократили ее, но все же у каждой религиозной организации имеется свой журнал. Программы этих журналов тоже значительно сократили, так же, как и тиражи и объем, но все же они имеют возможность довольно широкого влияния. Кроме того, они, по-видимому, имеют еще возможность каким-то образом издавать листовки, обращения, воззвания и прочее.

Средства они получают не только путем сбора, но получают их и из-за границы разными путями, вероятно, через посольства получают. Некоторые сектантские организации, как баптисты, евангелисты, и проч., получают средства от американских крупных религиозных организаций и от других капиталистических религиозных организаций.

Происходящие время от времени съезды дают им возможность объединяться. Причем, надо сказать, что на местах разрешают съезды через чур широко, с большим количеством участвующих в них людей, вплоть дол того, что съезд, на котором намечалось присутствие 30-40 человек, превращается в съезд с 500 участниками.

РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 26. Л . 1-7.

Сведения о молитвенных зданиях в РСФСР

(без автономных республик)

О мерах по усилению антирелигиозной работы

НКВД и ОГПУ не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными объединениями, имея в виду, что религиозные организации (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т.п.) являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы.

НКВД обратить внимание на то, что до сих пор жилые и торговые муниципализированные помещения сдаются в аренду под молитвенные дома, нередко в рабочих районах. Школы, суды, ре­гистрация гражданских актов должны быть полностью изъяты из рук духовенства. Партийным комитетам и исполкомам необходимо поставить вопрос об использовании ЗАГСов в целях борьбы с по­повщиной, церковными обрядами и пережитками старого быта.

Кооперативным организациям и колхозам обратить вни­мание на необходимость овладеть вегетарианскими столовыми и другими кооперативными объединениями, созданными религиозными организациями и сектантами под видом кустарно-промышленных и других кооперативных объединений. Кустпромсоюзу озаботиться созданием новых кустарных промыслов в районах изготовления предметов религиозного культа.

ГА РФ. Ф. 393. Оп. 2. Д. 1782. Л . 224-225.

8 апреля 1929 г .

Статья 17. Религиозным объединениям воспрещается:

а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

б) оказывать материальную поддержку своим членам;

в) организовывать как специальные детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.

В молитвенных зданиях и помещениях могут храниться только книги, необходимые для отправления данного культа.

Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных и воспитательных заведениях. Такое преподавание может быть допущено исключительно на специальных богословских курсах, открываемых гражданами СССР с особого разрешения НКВД РСФСР, а на территории автономных республик — с разрешения Центрального исполнительного комитета соответствующей автономной республики.

Местные, всероссийские и всесоюзные религиозные съезды и совещания могут избирать из среды своих участников исполнительные органы для проведения в жизнь постановлений съезда. Списки членов избранного на религиозном съезде исполнительного органа одновременно с материалами съезда представляются в двух экземплярах по установленной НКВД РСФСР форме в орган, выдавший разрешение на съезд.

Религиозные съезды и избираемые ими исполнительные органы не имеют прав юридического лица и, кроме того, не могут:

1) устраивать какие бы то ни было центральные кассы для сбора добровольных пожертвований верующих;

2) устанавливать какие-либо принудительные сборы;

3) обладать культовым имуществом, или получать его по договору, или приобретать таковое путем купли, или арендовать помещение для молитвенных собраний;

На пути к свободе совести. М. 1989. С. 42-43.

На том же заседании при Президиуме ВЦИК была образована Постоянная комиссия по культовым вопросам, заменившая Секрета­риат по культам. Ей

поручалось рассмотрение вопросов, связан­ных с деятельностью религиозных организаций, и предоставление проектов решений по ним в Президиум ВЦИК. В состав Комиссии вошли представители республиканских наркоматов юстиции, внут­ренних дел, просвещения, а также ОГПУ, ВЦСПС и ЦК ВКП(б). Возглавил ее П.Г. Смидович, и она приступила к своей деятель­ности в мае 1929 г .

Из выступления А.В. Луначарского

XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР.

Бюллетень № 12. М ., 1929. С. 24-25.

Из выступления депутата Сорокина

XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетени.

М., 1929. Бюллетень № 14. С. 26-27.

Из статьи Н. Орлеанского

Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР.

Принятые по ним решения свидетельствовали о решимости Ко­миссии противостоять творящемуся беззаконию в отношении рели­гиозных объединений и верующих. В частности, касаясь положения служителей культа, в постановлении Комиссии было записано:

«а) констатировать, что согласно существующим законополо­жениям состояния служителя культа не служит основанием к высе­лению .

Выселение служителей культа, практикуемое в Московской области и других местах, противоречит существующему законопо­ложению и директивам по советской и партийной линии, а поэтому является незаконным;

б) изъятие имущества (раскулачивание) у служителей куль­та, не имеющих кулацких крестьянских хозяйств, торговли и дру­гих признаков, относящих имущественное положение к явно кулац­ким, является незаконным и идущим вразрез с проводимой полити­кой. Раскулачивание служителей культа не должно выходить из рамок Положения о раскулачивании прочих граждан;

в) практикуемая местами посылка служителей культа на ле­созаготовки и другие трудовые повинности лишь потому, что дан­ное лицо является служителем культа, являются незаконной. По­сылка служителей культа на трудовые повинности может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законом и на равных ос­нованиях со всеми другими гражданами;

И действительно, на какое-то время процесс закрытия церк­вей и молитвенных зданий несколько приостановился. Комиссия отменяла ранее принятые несправедливые решения. Только в Мос­ковской области к июню 1930 г . верующим возвращено было 545 культовых зданий. К концу года верующим возвращены были мно­гие православные и старообрядческие храмы, костелы, синагоги и мечети в Татарской АССР, в Москве, в Ярославской, Брянской, Рязанской, Уральской, Вологодской, Вятской, Камчатской, Липец­кой, Читинской, Нижегородской, Ленинградской и других облас­тях. Нередко Комиссия обязывала местные власти привлекать к уголовной или административной ответственности должностных лиц, нарушивших закон. И такие прецеденты были [25] .

Комиссия занималась, прежде всего, такими практическими вопросами, как закрытие молитвенных зданий, налогообложение культовых зданий и служителей культа, регулирование колоколь­ного звона, расторжение договоров с религиозными обществами.

В декабре 1932 г ., к примеру, отчитывался Горьковский крайисполком, который за 1930-1932 гг. закрыл 305 молитвенных зданий. ВЦИК, рассмотрев обращения верующих, пос­тановил вернуть как незаконно закрытые — 119 зданий. Местным органам власти указано было на упрощенный подход к рассмотрению религиозных дел, нежелание считаться с потребнос­тями верующего населения в культовых зданиях [27] .

По настоянию Комиссии неправомерную практику администра­тивного закрытия молитвенных зданий местными органами власти в различных регионах РСФСР изучал ОГПУ. По его докладу (апрель 1932 г .) Комиссия приняла специальное постановление, обязы­вающее местные органы власти устранить выявленные нарушения [29] .

Стремясь улучшить учет и контроль за использованием имею­щихся в республике молитвенных зданий, а также пресечь манипу­ляции со статистикой, которые получили широкое хождение в краях и областях республики в целях сокрытия фактов администра­тивного сокращения числа религиозных обществ, Комиссия потребовала от местных комиссий предоставления соответствующих све­дений. Однако она столкнулась с трудностями. Местные органы под всякими предлогами не представляли отчетности, или представленная ими статистика вызывала серьезные сомнения в ее достоверности, чаще всего в ней не показывались те культовые здания, которые были заняты административным путем, в обход существующего порядка. С большими сложностями Комиссия лишь к началу 1933 г . смогла собрать информацию и представить ее в вышестоящие органы (См.: Таблица № 2):

Догматической конфликт возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г.


ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. на Кубе состоится встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Это первая в истории встреча предстоятелей русской православной и римско-католической церквей.

Предыстория конфликта

Крещение Руси состоялось в 988 г. по Византийскому обряду. Русская церковь стала новой митрополией Константинопольской патриархии, к тому времени уже не подчинявшейся западной церкви, возглавляемой папой римским.

Догматической конфликт между католической и русской православной церковью возник сразу после раскола западной и восточной христианских церквей в 1054 г. Политический же конфликт начался в XIII-XIV веках, когда католицизм начал распространять свое влияние на славянские, в том числе русские земли.

Возникновение униатства в Восточной Европе

В результате захвата Византийской империи турками в 1453 г., православный патриархат в Константинополе начал терять влияние в Восточной Европе. В результате, католическая церковь активизировала процесс создания новой подчиненной Риму церкви восточного обряда (известна как греко-католическая или униатская церковь) на территории преимущественно православных восточных и южных частей Речи Посполитой (объединенного государства Польши и Литвы). В 1596 г. в Бресте (ныне на территории Белоруссии) рядом епископов киевской митрополии была подписана Брестская церковная уния. Она заключалась в том, что православные Речи Посполитой переходили в подчинение папе римскому с сохранением своей литургической традиции. Значительная часть православных отказалась поддержать унию, что привело к кровопролитным конфликтам на территории Речи Посполитой. Этот конфликт стал одной из причин, приведших к воссоединению Украины с Россией в 1653 г.

Католичество в Российской империи

В XVIII-XIX веках Российская православная и Римско-католическая церкви не имели прямых контактов. При этом со времен Петра I и массового принятия иностранцев на государственную службу, отношение к католикам стало терпимей, им было дозволено открывать новые церкви в российских городах. В 1773 г. без согласования с Римом была создана католическая Могилевская архиепархия. В 1783 г. для ее канонического утверждения в Россию прибыл первый чрезвычайный посол Ватикана - Джованни Аркетти. После этого предстоятелей католических российских епархий Рим начал назначать с согласия российского императора.

В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) в состав России вошли крупные области с католическим населением. В итоге в 1818 г. между российским правительством и Ватиканом был подписан первый конкордат (церковно-государственный договор), регулировавший правовое положение католиков. Он был расторгнут после польского восстания 1830-1831 гг.

В 1839 г. собор Русской греко-католической церкви в Полоцке (ныне Белоруссия) отменил Брестскую унию, приходы униатской церкви присоединились к Российской православной церкви. Униатскими остались только храмы на территории Австрийской империи. Окончательно Брестская уния была ликвидирована на Львовском соборе Украинской греко-католической церкви 1946 г. Соборы 1839 и 1946 гг. Католической церковью не признаются.

В 1847 г. был заключен второй конкордат, который, в частности, гарантировал финансирование российскими властями деятельности католической церкви в России. Однако и он был расторгнут в 1866 г. из-за поддержки Ватиканом польского восстания 1863 г. Разрыв отношений сопровождался конфискацией имущества католического духовенства и ликвидацией всех оставшихся униатских епархий (завершена в 1875 г.).

Дипломатические отношения России с Ватиканом были восстановлены только в 1893 г. После Октябрьского манифеста 1905 г. Римско-католическая церковь (РКЦ) получила возможность свободно осуществлять религиозную деятельность.

В советское время

5 февраля 1918 г. Советом народных комиссаров (СНК) был принят декрет об отделении церкви от государства, который, в частности, лишал имущественных прав все религиозные организации. Как православное, так и католическое духовенство подвергалось репрессиям со стороны советской власти. Имущество обеих церквей было национализировано, значительное число священнослужителей было приговорено к тюремному заключению или ссылке, причем католических епископов чаще всего высылали за рубеж.

В 1926 г. вместо епархий на территории СССР были образованы апостольские администратуры. Однако к середине 1930-х гг. почти все католические структуры в стране были разгромлены, священнослужители высланы или репрессированы.

В 1967 г. между церквями начался богословский диалог (обсуждение разногласий основ вероучения) на общецерковном уровне. Первые контакты состоялись в Ленинграде. В 1979 г. для диалога между четырнадцатью автокефальными православными церквями (включая РПЦ МП) и Ватиканом была создана Специальная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и православными церквями.

Читайте также: